Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
13.09.2006 Люди должны приспосабливаться друг к другу


Слухи о гостеприимстве русского народа оказались сильно преувеличены

Вот уже две недели прошли с той ночи, когда в Кондопоге произошла драка, в результате которой два человека погибли и еще восемь оказались в больнице. Событие, безусловно, серьезное и требующее тщательного разбора, и все же волна, поднятая этим происшествием, оказалась куда более мощной, чем можно было ожидать.

Через несколько дней после беды в Кондопогу потянулись полчища журналистов и политиков. Весть о Кондопоге облетела все мировые информационные агентства. В городе, название которого переводится как "медвежья лапа", страсти уже вроде и затихли, а лидеры разнообразных партий и телевизионные группы продолжали нагнетать обстановку. Поговаривали даже о том, что некие силы выбрали Кондопогу как плацдарм для репетиции государственного переворота. Что же все-таки произошло в этом всегда тихом, почти социалистическом карельском городе?
Страшное известие

Напомним официальную версию событий той ночи. Группа посетителей кафе "Чайка" поссорилась с барменом и избила его. Через некоторое время туда подъехали две машины, из них вышли 9 человек, вооруженных битами, трубами и ножами, и начали бить всех без разбора. Следствие пытается установить, являлись ли эти девять человек "крышей" "Чайки", иными словами, организованной бандитской группировкой, или их появление в кафе было вызвано другими причинами? Требуется понять, почему работники заведения не вызвали милицию? Подъезжали ли милиционеры к месту событий во время драки? Если да, то почему они не вмешались в конфликт и не предотвратили убийства? Кто явился зачинщиком конфликта?

Сама по себе драка не привлекла бы такого безумного внимания общественности. Основной причиной разбушевавшегося информационно-политического шторма была национальная принадлежность участников конфликта. Убитые и раненые оказались русскими, а убийцы – чеченцами.
Исход

История тотчас обросла ужасающими подробностями и небылицами. Говорили о глумлении над трупами, об отрезанном ухе и о ноже, торчащем из глазницы. (Кстати, по данным прокуратуры, все эти шокирующие подробности не подтвердились.) Делались выводы о том, что все-де они такие, и выдвигались требования об изгнании всех кавказцев в 24 часа из города. Кондопожане начали громить принадлежащие выходцам с Кавказа предприятия и магазины. Штурмовали "Чайку", жгли машину, бросались бутылками с зажигательной смесью, переворачивали ларьки. Был закидан булыжниками один из домов, где жила чеченская семья, дети полночи прятались в ванной. А в находящемся неподалеку поселке Березовка сожгли принадлежащий чеченцам мебельный цех.

В тот же день начался исход чеченцев из Кондопоги. Всего в этом городе проживали порядка 15 чеченских семей. Многие из них приехали сюда шесть, а то и десять лет назад. В основном занимались торговлей. Большинство вело добропорядочный образ жизни. По их словам, конфликты начались после 2003 года, когда в День десантника впервые были разгромлены кавказские торговые точки на рынке.

Теперь же чеченцы были вынуждены покинуть свои дома. Как утверждают беженцы, собирались они не более 20 минут, не успевая взять многие необходимые вещи. Власти нашли возможность расселить беженцев на одной из муниципальных баз отдыха. Сегодня там находятся 46 беженцев, среди них – уж точно ни в чем не виноватые дети. Следует отметить: база летняя, скоро наступят холода, и жить там станет невозможно. Чеченцы заявляют, что готовы просить политического убежища в других странах, но в Кондопогу не вернутся никогда… В самой же Кондопоге на разгромленном рынке продолжают торговать лишь представители армянской диаспоры. Впрочем, и они утверждают, что вряд ли рискнут остаться в городе.
Чужие

В Кондопоге произошел конфликт, обнаживший серьезные межнациональные проблемы, существующие как в России вообще, так и в Карелии в частности. Мы, по традиции продолжая считать себя гостеприимным народом, на поверку являемся нетерпимыми ко всему чужому. И нетерпимость эта пронизывает все слои нашего общества. К примеру, хозяева большинства петрозаводских клубов не пускают к себе кавказцев. Не тех, кто как-то плохо зарекомендовал себя во время предыдущих визитов, а всех без исключения. А некоторые интеллигентные, добрые и образованные работники мэрии уверены, что это правильное решение, и сетуют на то, что кавказцам, в принципе, разрешают приезжать в Петрозаводск.

Бывший военком республики требовал у мэрии лишить людей права торговать овощами рядом с военкоматом только потому, что у них были явные признаки кавказской национальности. Мэр же, вместо того чтобы объяснить военкому, что его требования противоречат Конституции, потребовал от своих подчиненных решить проблему. С азербайджанцами была расторгнута аренда, а военком ушел на повышение и стал генералом.

Сейчас карельская власть сообщает, что причина народного гнева крылась в том, что на территории Кондопожского района действительно действовали этнические бандитские группировки, которые терроризировали население. Но тогда главный вопрос должен адресоваться не чеченскому народу как таковому, о выселении которого ратовала толпа на сходе 2 сентября, а самой власти, проворонившей деятельность бандитов.

Конечно, нельзя сказать, что кондопожская ситуация уникальна для Карелии или даже для России. Вся Европа в той или иной степени переживает похожую проблему. Местные жители не привыкли жить с "другими". Но это реальность сегодняшнего мира, и люди должны приспосабливаться друг к другу. В Швеции, например, несколько лет назад государство разработало целую просветительскую программу, издав цикл книг об истории гонений различных народов, и бесплатно распространяло эти книги среди населения. Национальная политика требует серьезной и аккуратной работы. Той самой работы, которую наше государство забывало проводить, обманывая себя неким мифическим гостеприимством нашего народа.

Александр ФУКС http://rep.ru/rep/01.html 13.09.2006

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz