Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
23.02.2007 ЧУМА XXI ВЕКА – КСЕНОФОБИЯ


Конкурсная работа на городскую научно-практическую конференцию
«Пименовские чтения»

ЧУМА XXI ВЕКА – КСЕНОФОБИЯ

Автор: А.М. Курбако,
МОУ «Средняя школа № 3»,
11 класс

Руководитель: С.В. Дмитрук

Петрозаводск
2007

Содержание
1. Введение ............................................................................................................... 1
2. Почему люди ненавидят друг друга? ................................................................ 2
2.1 Понятие ксенофобии ....................................................................................... 2
2.2 Государство о правах неграждан и методах борьбы с дискриминацией ... 4
2.3 Ужасающие факты проявления межнациональной розни ........................... 6
2.4 Кровавое происшествие в Кондопоге .............................................................9
2.5 Главный метод борьбы – не поощрять .........................................................10
3. Заключение ..........................................................................................................11
4. Список литературы .............................................................................................12

Введение
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Именно поэтому проблема взаимоотношений народов и людей друг с другом является острой и требующей немедленного решения. Безусловно, конфликты между приезжими и коренными жителями возникают, но человек всегда склонен думать, что «его это не коснется. Это проблема Кавказа, южных стран, но не нас»1. Я выбрала эту тему именно после страшных событий в Кондопоге (а ведь СМИ до этого момента не знали даже правильного произношения и написания этого слова). Я считаю, что это касается каждого, и каждый должен думать о будущем своих детей и внуков. Гром прогремел совсем рядом, в Карелии, в Кондопоге. Никто и не думал, что городок, который мало кто знал до этого, так прославится в считанные минуты.
Мы живем вместе, рядом, и нам нужно стараться находить общий язык, пытаться решить все мирным путем. Именно в этом заключается актуальность темы.
Цель данной работы - исследование наличия феномена ксенофобии в современном российском обществе и причин его возникновения. А главными задачами работы является стремление изучить факты проявления межнациональной розни и попытаться наметить возможные пути решения этой проблемы.
Этой теме посвящено много литературы (что ещё раз указывает на ее необычайную актуальность) и в каждом источнике мнения о причинах остроты данной проблемы и способах борьбы государства и каждого человека по отдельности разные. Например, если рассматривать нацистскую литературу, то можно найти и призывы к вражде, к розни между народами (в частности по отношению к иммигрантам, особенно кавказской внешности). Если же рассматривать литературу, посвященную толерантности («Разрешение конфликтов и ведение переговоров»2, «Век толерантности»3 «Психологи о мигрантах и миграции в России»4 и многие другие), то там будут звучать призывы к миру, добру, любви («понять, принять, все простить»).
В своей работе я опиралась также на статьи газет, посвященные событиям в Кондопоге, причем в разных газетах5 эту трагедию оповещали по-разному. Даже причины конфликта в каждой газете были указаны диаметрально разные: одни говорили, что конфликт был на экономической почве, другие утверждали, что во всем виновата наглость приезжих «кавказцев», а третьи вовсе указывали, что это русские собрали целую банду и начали резать ни в чем не повинных выходцев с Кавказа. Следует отметить, что окончательной официальной оценки этим событиям ещё нет (суд по возбуждённому уголовному делу начался только в январе 2007года) с этим связан и разброс мнений.
При работе над темой я общалась с лидерами и рядовыми членами Молодёжной правозащитной группы1. По роду своей деятельности МПГ неоднократно сталкивалась с проявлениями ксенофобии, поэтому опыт, мнения и информационные ресурсы этой организации мне были очень полезны.
Статьи из журналов «Новое время»2, «Эксперт»3, «Эхо планеты»4 и «Огонек»5 позволили получить представление о масштабах и степени жестокости межнациональных конфликтов в России.
В журнале «Международное публичное и частное право»6 содержатся основные права не граждан и их ограничения, а также отличия граждан от неграждан.
Методы исследования: анализ, обобщение, изучение источников и литературы, а также ресурсов Интернет, посещение музея памяти жертв нацизма, общение с лидерами и участниками Молодежной правозащитной группы, анкетирование.
2.Почему люди ненавидят друг друга?
2.1 Понятие ксенофобии
Проблема взаимоотношений между разными национальностями, народами всегда стояла на первом месте. Сейчас во всех странах очень много иммигрантов, Россия не является исключением. Именно поэтому, я решила выяснить, на основе чего появляется ксенофобия. Даже у нас, в Петрозаводске, очень много переселенцев, их детей можно увидеть в каждом классе петрозаводских школ. Отношения между представителями местного населения и приезжими не всегда миролюбивые. На примере Кондопоги, где произошли ужасные события, можно ярко увидеть и представить себе, во что обычно выливаются такие конфликты. Причиной межнациональной розни обычно является ксенофобия, что же это такое?
«Ксенофобия (от греч. xenos – чужой фоб фобия) -1) Навязчивый страх перед незнакомыми лицами 2) Ненависть, нетерпимость к кому-либо или к чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. В наши дни это проявляется все больше и больше, в каждом человеке живет крупинка этого чувства. К симптомам нетерпимости относятся следующие признаки:
• очернительный, уничижительный или отчуждающий язык, который обесценивает и уничтожает культурные, расовые, национальные или сексуальные группы;
• стереотипы, т.е. определение всех членов какой-либо социокультурной группы посредством обобщенных, как правило, негативных, характеристик;
• насмешки или привлечение внимания к конкретным моделям поведения людей, к их качествам и характеристикам, с целью высмеивания или оскорбления;
• предубеждения – вынесение суждения по поводу отдельных людей или групп на основании негативных обобщений и стереотипов, а не реальных фактов (мнение о том, что отдельные личности могут быть хуже или глупее остальных в силу национальной принадлежности);
• поиск «козла отпущения», т.е. обвинение конкретной группы или конкретного человека в несчастьях или в существовании неких социальных факторов; дискриминация: лишение отдельных лиц, групп или целых сообществ равных социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения или других социальных факторов».1
Во время работы над рефератом я решила выяснить насколько актуальной является проблема ксенофобии в нашей школе. Для этого было проведено анкетирование учеников 10-11 (всего 66 чел.) классов и 17 учителей (текст анкеты и результаты – см. в Приложении). Выводы неутешительны. Большинство опрошенных признало, что они лично испытывали чувство ксенофобии и главное предлагали решать эту проблему с позиции силы. Были люди, которые
признавали наличие этой проблемы, но затруднялись предложить пути её решения или просто не хотели думать об этом. Но были, к счастью, и те, кто увидел одну из главных причин ксенофобии в стереотипности мышления, его формализме и предлагали начать работу с сознанием, воспитывать детей в духе культуры мира и толерантности
2.2 Государство о правах неграждан и методах борьбы с дискриминацией.
Я уверена, что в таком важном деле как борьба с проявлением межнациональной розни государство должно принимать самое непосредственное и деятельное участие, ведь от этого напрямую зависит само его существование. И здесь международная правовая практика выработала массу документов, на которые можно опереться. Например, устав ООН – основополагающий международный договор современного международного права закрепил принцип «уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п.3 ст.1)1. Этот принцип получил дальнейшее развитие во Всеобщей декларации прав человека, которая провозгласила, что люди должны «обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия, как – то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения» (ст.2)2.
Кроме того, существует Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Между тем во многих странах (в том числе и в России) все еще существует открытая и скрытая дискриминация, проводимая в отношении не граждан. По этому поводу, всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости признала, что ксенофобия в отношении неграждан, особенно мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежища, является одним из основных источников современного расизма и что большинство нарушений прав человека в отношении этих лиц совершается именно в контексте дискриминационных, ксенофобных и расистских видов практики. Многие из этих групп населения, проживая на территории того или иного государства всю свою жизнь, не могут получить гражданства. Общая рекомендация XXX «Дискриминация «неграждан»,принятая Комитетом по ликвидации расовой дискриминации в 2004 году в результате широкого обсуждения вопросов, относящихся к не гражданам, является развернутым международным документом. В ней прежде всего подчеркивается обязанность государств-участников соблюдать основные права и свободы неграждан в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах. В этой связи особенно интересным представляется вывод Комитета о том, что «хотя некоторые из этих прав, такие, как право участвовать в выборах, голосовать и выставлять свою кандидатуру, могут предоставляться только гражданам, права человека в принципе должны быть доступны всем лицам. Государства-участники обязаны гарантировать равенство между гражданами и негражданами в осуществлении этих прав в той мере, в какой они признаны в соответствии с международным правом»3.
Особое внимание в общей рекомендации уделяется предоставлению негражданам экономических, социальных и культурных прав. Комитет потребовал от государств устранить ограничения, препятствующие им пользоваться этими правами, особенно в области образования, занятости и здравоохранения. В этой части рекомендации речь идет практически о гарантировании негражданам наравне с гражданами всего комплекса социально-экономических и культурных прав, включая равное пользование правом на труд и работу, условия труда, пользование право на надлежащее жилье, адекватный уровень физического и психического здоровья, культурную самобытность, сохранение и развитие культуры, доступа к среднему и высшему образованию.
Один из разделов рекомендации специально посвящен доступу к гражданству. Комитет потребовал от государств, чтобы не граждане не подвергались дискриминации в отношении доступа к гражданству, им не чинились препятствия для натурализации, особенно в отношении тех лиц, которые длительно или постоянно проживают в той или иной стране. Также внимание было уделено вопросам сокращения уровня безгражданства, особенно среди детей, и предоставления обоим родителям равного права передавать гражданство своим детям. Из обращения к этим документам можно сделать вывод, что мировое сообществ одним из путей устранения или хотя бы уменьшения проявления «ксенофобных и расистских видов практики» видит заботу государства о негражданах и облегчение процесса натурализации. Кроме того, строгое соблюдение прав человека, хорошо продуманные правительственные программы в области образования подрастающего поколения в духе культуры мира способны поменять ситуацию в области межнациональных отношений в лучшую сторону.
2.3 Ужасающие факты проявления межнациональной розни
Но сегодня в нашей стране есть от чего начать беспокоится за свою жизнь и жизнь своих близких. Статистика, с которой мне пришлось познакомиться в ходе работы, просто пугает. Вот только некоторые примеры.
«В начале октября прямо на остановке общественного транспорта двое негодяев напали на студенток из Китая. Одной удалось вырваться, и она побежала в общежитие за помощью. Через пять минут к месту происшествия сбежалась интернациональная толпа, но было уже поздно. Подонки свалили девушку в лужу и избили ногами, а потом отобрали сумочку с деньгами и преспокойно ушли. За избиением наблюдало около десятка прохожих, и никто – ни один человек – не вмешался».1
«В начале апреля 2006 года в Москве был избит министр культуры Кабардино-Балкарии Заур Тутов, причем, как утверждали очевидцы, напавшие на него молодые люди выкрикивали лозунг: «Россия - для русских, Москва - для москвичей!». Сутки спустя в столичном метро избили продюсера НТВ Эльхана Мирзоева - тоже на национальной почве».2
«9 февраля 2004 года в Санкт-Петербурге группа подростков с криками: «Россия – для русских!» и «Бей черных!» напало на таджикскую семью Султоновых. От ударов ножом погибло восьмилетняя девочка Хуршеда. Большинство задержанных судом присяжных были приговорены за хулиганство от 1,5 до 5,5 лет лишения свободы.
21 февраля 2004 года в Воронеже ударами ножа был убит студент Медицинской академии Амар Лима из Гвинеи-Бисау. Задержанным по этому делу впервые в судебной практике России инкриминировалось убийство по мотиву национальной, расовой ненависти. Государственный обвинитель указал, что все они проповедовали моральное и физическое превосходство европеоидной расы. Преступники осуждены на 17, 10 и 9 лет колонии строгого режима.
1 июня 2004 года в Санкт – Петербурге от ножевых ранений, нанесенных группой подростков, погиб гражданин Вьетнама Ву Ань Туан, студент Государственного технического университета.
31 октября 2004 года в Воронеже был госпитализирован с тяжелыми ранениями гражданин Кот-д’Ивуара, студент Энергетического института Жан-Пьер Ренбе.
30 января 2005 года в Воронеже был избит гражданин Гвинеи-Бисау Антонин Гомер, студент Архитектурно-строительной академии.
1 мая 2005 года в Москве группа подростков в метро напала на граждан Алжира, слушателей российской Академии Генштаба Булзиса Хафида и Браки Мухамеда Таепа и нанесла им побои.
9 сентября 2005 года в Петербурге избит до смерти гражданин Конго Эласика Роланд Фраис, студент Лесотехнической академии.
11 января 2006 года в Москве 21-летний Владимир Копцев ворвался в синагогу, где в течение 2 минут 40 секунд с криками «Убью всех жидов» искромсал охотничьим ножом 9 человек, попавших ему под руку. На суде он заявил, что «у русских нет другого выхода, только бороться». Не усмотрев в происшедшем мотивов «возбуждении национальной или религиозной розни», суд установил для него наказание – 13 лет колонии строгого режима».1 К сожалению, подобных фактов можно привести ещё очень много. По чудовищному парадоксу в стране, освободившей мир от фашизма, набирает силу расовая вражда. На протяжении последних лет в России от рук скинхедов ежегодно погибало по 10-15 человек, а в нынешнем году эта планка наверняка будет превышена. Вести о кровавых конфликтах на почве национальной ненависти становятся криминальной рутиной. Последние социологические исследования свидетельствуют, что по уровню ксенофобских настроений Россия вышла на первое место в Европе. Поэтому показателю мы обогнали даже Австрию, где традиционно велико влияние правых радикалов.
Уличная преступность на национальной почве – самое заметное и наиболее обсуждаемое проявление ксенофобии. Именно случаи избиений и убийств в российских городах выходцев с Кавказа или из Средней Азии служат спусковым крючком для очередной дискуссии о национализме. При этом особенно страшно становится от того, что официальные власти не хотят признавать наличие межнациональных проблем и стараются списать все конфликты на бытовую и межличностную причины. Например, в случае с Кондопогой С.Л.Катанандов лишь 3 дня спустя признал наличие в этом конфликте межнациональной составляющей1. При такой позиции властей не удивительно, что люди пытаются сами себя защитить. «Студенты из общежитий Воронежского госуниверситета, расположенных на окраине города, создают настоящие дружины самообороны. Дружинники, вооруженные арматурой, газовыми баллончиками и бейсбольными битами, патрулируют по вечерам двор студенческого городка. Но такие меры спасают далеко не всегда. Так, в начале октября прямо на остановке общественного транспорта двое негодяев напали на студенток из Китая. Одной удалось вырваться, и она побежала в общежитие за помощью. Через пять минут к месту происшествия сбежалась интернациональная толпа, но было уже поздно. Подонки свалили девушку в лужу и избили ногами, а потом отобрали сумочку с деньгами и преспокойно ушли. За избиением наблюдало около десятка прохожих, и никто – ни один человек – не вмешался».2 Эта позиция «невмешательства», которую заняли и официальные власти, и некоторые люди очень настораживает, ибо нежелание признавать наличие проблемы межнациональной розни не способствует её исчезновению, а наоборот усугубляет и провоцирует рецидив. «Вирус» ксенофобии очень распространен и стоит немного ослабить внимание как он даёт о себе знать. Сентябрьские события в Кондопоге яркое тому подтверждение.
2.4 Кровавое происшествие в Кондопоге
Мне как жителю Карелии, человеку который любит свой край, больно признать, что и в нашей тихой республике грянул гром, а ведь совсем недавно в литературе можно было встретить такие высказывания: «в РК сложились благоприятные межнациональные отношения».3 Но факты упрямая вещь. По статистике Московского бюро по правам человека, Карелия, наравне с Москвой, Воронежем, Санкт- Петербургом, Новгородом, Волгоградом, входит в число десяти регионов с наибольшим количеством зарегистрированных актов антисемитизма в 2004 году.4
У нас появились свастика, нацистские и ксенофобские граффити и листовки на жилых домах, кладбищах, гаражах, заборах, в подъездах и других местах города, которые унижают национальное достоинство и направлены на возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды и ненависти, Люди проходят мимо, равнодушно взирая на атрибуты режима, который унес жизни десятков миллионов людей. Власть также не хочет замечать наглядные симптомы обострившейся социальной болезни страны, некогда победившей фашизм! И только небольшая группа молодых энтузиастов, которым, что называется, «не все равно», кисточками и красками борются с проявлениями ксенофобии в Петрозаводске. Были среди них и активисты Карельского регионального отделения «Молодежной правозащитной группы (МПГ)», а также Молодежного антифашистского центра при республиканском музее памяти жертв фашизма имени М.Кольбе.
И вот случилось самое страшное - погибли люди. В ночь на 30 августа в карельском городе Кондопоге произошло преступление. Полтора десятка бандитов буквально на глазах милиции зарезали трех и ранили еще несколько местных парней, отдыхавших в кафе «Чайка». Милиция сообщила республиканским СМИ, что произошла бытовая драка. Так местные телеканалы и передавали. Это вызвало волку возмущения: как же можно бытовой дракой назвать безнаказанную резню посреди города?
Подобное могло случиться и месяц назад, и год назад. Не только смерть конкретных людей позвала на улицу, а массовое возмущение происходящим вырвалось на улице Кондопоги. Драка и убийство стали лишь спусковым механизмом давно закрученной и перенапряженной пружины социального протеста. «Главной причиной стало то, что на наших глазах группа представителей другого народа вела себя дерзко и вызывающе, игнорируя менталитет нашего народа. Северных людей нужно долго доводить. В общем, я понимаю чувства тех людей, которые вышли на улицу. Но при этом мы сделаем все возможное, чтобы зачинщики беспорядков были наказаны и права граждан России, в том числе и уроженцев Кавказа, соблюдались», - сказал Катанандов.1
Массовый митинг протеста горожан – это не тупая агрессия массы в отношении конкретных персон конкретной этнической группы, это вызов власти, неспособной управлять социальными, национальными процессами в республике.
2.5 Главный метод борьбы – не поощрять
Что же делать, чтоб трагедия Кондопоги не повторилась ещё в каком-нибудь российском городе? Мне кажется, самое главное – не замалчивать проблему, а решать её, и единственный государственный способ борьбы с ксенофобией – не поощрять ее.
В последнее время и СМИ, и российские политики становятся все более терпимыми к ксенофобской пропаганде. Во многом это происходит благодаря деятельности партии «Родина» и Движения против нелегальной иммиграции, которые адаптировали социально приемлемый политический язык для ксенофобской пропаганды. Аудитория прекрасно понимает, что подразумевают лидеры того же ДПНИ, говоря об угрозе нелегальной иммиграции (чтобы убедиться в ксенофобских взглядах этого движения, достаточно зайти на его Интернет-форум2), однако с юридической точки зрения их публичные высказывания построены корректно. Можно сказать, что российские националисты освоили политические технологии европейских крайне правых, которые известны своей способностью к пропаганде на грани допустимого.
Сейчас убежденных активных нацистов в стране немного: на «Правый марш» в ноябре прошлого года вышло около трех тысяч человек. Основную угрозу создают не столько нацистские группировки, сколько разлитые в воздухе ксенофобские настроения. Ведь многие преступления на национальной или расовой почве совершаются не скинхедами, а обыкновенными выпившими подростками, действующими не по убеждениям, а под влиянием иррациональной агрессии по отношению к «чужим». Когда работает иррациональная агрессия, уместнее говорить не о политической, а о социальной проблеме (об этом говорит и С. Ениколопов в своей статье1). А также о проблеме нравственной: умение понять и принять другого – один из стержневых элементов российской культуры, без которого наша страна перестанет быть самой собой.
3.Заключение
Работа над данной темой была для меня полезна и познавательна. Я увидела, что ксенофобия – это действительно чума, «заразная болезнь», которой заражаются ещё в детстве от стереотипно мыслящих взрослых дети. А потом, идя по жизни с этим «вирусом», люди, стоит им немного потерять бдительность, становятся жертвами проявления этой «болезни». И тогда невинные люди погибают из-за глупой и беспричинной агрессии тех, кто вымещает свою ярость и гнев на женщинах и детях, неспособных защищаться. Оценивая все эти факты, ты понимаешь, насколько остра эта проблема и насколько обширны и пагубны ее последствия. Если сегодня государство закрывает глаза на избиения и убийства иностранных студентов, то что будет завтра?
Происшествия в Кондопоге являются ярким примером, что все конфликты нужно стараться решать мирным путем, ибо «всем известно, что насилие порождает насилие!»2 А ксенофобские настроения переживаются болезненно не только теми, на кого они обращены, но и теми, от кого они исходят.

4. Список литературы
1. Леонтьев А.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. // Век толерантности. - М., 2001.- С.46-53
2. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие.- Красноярск-Москва, 2001.-228 с.
3. Данилова А.Ю. Многокультурность и толерантность. // Психологи о мигрантах и миграции в России.- М., 2002.- №4.-С.79-86
4. Ананьин Д. Погромы в Кондопоге: хроника событий. // Петрозаводск.- 2006.- №36.- С.6
5. Галкин С.В Кондопоге наступило спокойствие. // Петрозаводск.- 2006.- №37.- С.4
6. Зайцева Н. Встретились, поговорили….// Карельская губерния .- 2006.- №38.-С.6
7. Козловская Т. Кондопога сегодня. .// Карельская губерния .- 2006.- №38.- С.7;
8. Усова Н. Не пора ли что-нибудь сделать. .// Карельская губерния .- 2006.- №38.-.-С.6
9. Фукс А. «Чайка» на крови. // Карельская губерния .- 2006.-№37.-С.4-7
10. Цыганков А. Кондопога: народный бунт .// Ленинская правда .- №37.- С.1
11. Ефимов М. Национализм, расизм, неофашизм, ксенофобия, интолерантность в России. .// Демократия- мой выбор. - Петрозаводск, 2005.- С. 24-25
12. Ефимов М. Неонацизм. Ксенофобия. Толерантность. // Демократия - мой выбор. - Петрозаводск, 2005.- С30-34
13. http: // right.karelia.ru
14. Дубнов В. Бегство от свободы по-русски, или Гетто белого человека. // Новое время.- М.,2006.- №16.- С.24-26.
15. Силаев Н. Кровь на почве. // Эксперт - 2006.- №42.-С.80-82
16. Долгополова С. Почему ксенофобов становится все больше? // Эхо планеты.- 2006.-№20, 21 .- С.16-18
17. Родина Е. Выжить в России. // Огонек - 2005.- №42.-с.19
18. Тихомиров В. Злой город. // Огонек - 2005.- №42.-С.20.
19. Пожидаева М.В. Права не граждан и запрещение дискриминации в современном международном праве. // Международное публичное и частное право.- М.,2005.- №4.- С.7-12
20. Прохорова Л.В. К вопросу о педагогике ненасилия и толерантности педагогов. // Уроки толерантности в школе. – Петрозаводск,2003.- С.6-10
21. Паасо Р.Т. Этнокультурная ситуация в Республике Карелия. // Гражданское образование: содержание и методы. – Петрозаводск,2005.- С.33-36
22. http: //dpni.tv/page. php
23. Ениколопов С. Человек не может жить не разрушая. // Культура мира и толерантность: педагогические мастерские. Петрозаводск, 2004.- С.42-43

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz