Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
25.05.2007 Что я ещё могу сделать?


Мы задали несколько вопросов участникам семинара в Яд-Вашем. Теперь суммируем ответы и получим некоторое общественное мнение.
Итак, наиболее запоминающееся выступление на семинаре. Чем оно вас так взволновало? На этот вопрос все отвечали практически в унисон. Самый развёрнутый ответ дала госпожа Пасман. С ним-то мы и предлагаем ознакомиться тебе, о любезный наш читатель.
«Невозможно выделить одно запоминающееся выступление. Разработчики составили программу таким образом и пригласили столь профессиональных лекторов, что ни одно из выступлений невозможно забыть. Каждое из них имело свое место в общей идее и свою изюминку. Исторические лекции д-ров П. Полонского, И. Лурье, М. Сидорова, А. Шнеера дали основу для понимания предпосылок Катастрофы, показали картину еврейской жизни до Холокоста. Эти лекции поразили глубиной анализа мировой, а не только собственной истории, корректностью и обоснованностью авторских выводов, умением показать исторический процесс, а не отдельные страницы еврейской истории. Именно это взволновало особенно. Общий вывод, который сложился в результате изучения истории еврейского (и не только) народа был следующим: Катастрофа – закономерное явление, ее было невозможно избежать, она может повториться, так как человечество плохо учится на своих ошибках, считая часть из них не фатальными и системными, а проблемами одного маленького народа. Думаю, что это неконструктивная идея.
Лекции, непосредственно посвященные Холокосту и его последствиям (д-р И. Абрамски, д-р А. Кардаш, д-р Д. Романовский, К. Гусарова, д-р Э. Кей), были построены в исследовательском проблемном ключе, давали возможность понять логику авторов, степень собственного незнания, сформулировать вопросы и вступить в дискуссию. Поразило содержание лекций о реакции мирового сообщества на Катастрофу (Д. Романовский, И. Абрамски). В традиционной системе изучения Катастрофы в России никогда даже не возникало такого вопроса. Лекторы не устраивали суд над этими людьми, целыми сообществами, а попытались понять истоки их поведения. Отсутствие обличения и журналистских перегибов (надрыва, тенденциозного подбора фактов) позволило глубже понять трагедию как тех, кого уничтожали, так и тех, кто уничтожал.
Все лекции и практические занятия отличала глубокая продуманность, корректное отношение к слушателям, уважение к их знаниям и опыту изучения Катастрофы. И это не традиционные реверансы (хотя и в них я не вижу ничего плохого: человек должен быть благодарным за то, что люди делают для него), а абсолютно объективная оценка преподавателя и методиста, которому самому приходится постоянно организовывать обучение взрослых людей. Доказательством является то, что, не будучи новичком в теме, изучив достаточно большой объем научной и научно-популярной литературы, а также потеряв за последние годы навык и желание фиксировать лекции и мысли вручную, я записала два полных блокнота. Представленный преподавателями материал сейчас использую в работе. Полезным является не только содержание, но и структура выступлений, умение привлечь внимание слушателей, сделать акценты.
Особая благодарность Н. Сигаль за практикумы и уникальную экскурсию по музею. Очень жалею, что у меня не было с собой диктофона, т.к. хотелось сохранить не только информацию, но и впечатление, созданное ее талантливой работой с материалами экспозиции и объектами комплекса Яд Вашем. Без пафоса и надрыва, тонко и глубоко она профессионально работала с экспонатами, помня при этом про нас, стараясь скоординировать темп своей работы с нашими возможностями восприятия и перемещения по залам и мемориальным местам. Она не заслоняла собой, словами и эмоциями то, что есть в содержании и материалах музея, создавала условия для собственных размышлений и наблюдений. Ведь для меня было важно не только понять сущность и трагедию Катастрофы, но и то, как о ней можно рассказывать, не вызывая желания отрицать ее реальность. Да и сам музей с профессиональной точки зрения был важен. Ведь по возвращении меня расспрашивали о поездке очень разные люди, которых интересовали все подробности нашего пребывания в Израиле, реалии жизни (в том числе и культурной) и работы израильтян». Как ты видишь, несмотря на свою занятость, о которой всегда упоминает Татьяна, она не поскупилась на слова.
Зададимся следующим вопросом. Насколько полезен семинар для дальнейшей работы? Изменился ли подход к преподаванию истории Холокоста? Если да, то как именно?
И вновь мы прольём бальзам на сердца организаторов встречи. Слово Татьяне Пасман, одной из самых словоохотливых участниц семинара. «Польза от семинара огромная. Тот материал, который мы получили в Израиле, в Яд Вашем невозможно ничем заменить. Его материалы – моя настольная книга. Работа в Израиле повлияла и на то, как я работаю: манера проведения занятий, отношение к отбору источников, способы их интерпретации помогают в работе с педагогами. Фотографии и лекции помогли удачно выступить на Всероссийской финальной конференции моей ученице Витковской Нине, занявшей III место на секции «История» 14 апреля 2007 г. в МГУ. Огромный фактический материал, рассказы очевидцев потребовали включения их в работу сегодня и сейчас. Поскольку в ближайшие месяцы практическая деятельность связана с преподаванием темы ИКТ и Интернет в деятельности учителя-предметника и администратора образования, то активно включаю сайты Яд Вашем и фонда Холокост в практикумы. На ряде семинаров (Остров, Локня, Псков) выступила с рассказами о стране, музее, образовательном отделе Яд Вашем».
С уважением и дружеским приветом к нам присоединяется Тамара Вершицкая со своими глобальными обобщениями: «Семинар усилил ощущение, что преподавание Холокоста актуально, как никогда, и необходимо в контексте не только истории, но и литературы, искусства, социологии, психологии и пр.. Он позволил оценить сделанное в исследовании истории Холокоста в нашем регионе, что ещё больше подчеркнуло его отличительные особенности. Семинар позволил понять огромные потенциальные возможности нашего региона в развитии преподавания Холокоста».
Психо-философскую подноготную семинара обнажает госпожа Годунова: «Безусловно, семинар полезен тем, что очень подробно была представлена психолого-философская и методическая позиция Яд ва Шем при преподавании темы. Меня привлекает в ней гуманистический, интердисциплинарный подход с учетом возрастных особенностей учащихся. Наряду с лекциями материал отрабатывался в практикумах, что тоже давало пищу для размышлений при анализе методических подходов».
На вопрос почему центр "Холокост" выбрал именно вас для участия в семинаре "Яд Вашем" многие из скромности затруднились ответить. Уже известная нашему глубокочтимому читателю Татьяна Пасман выдвинула свою гипотезу: Моё «многолетнее участие в деятельности по распространению знаний об истории Холокоста (с 1999 г.) в разных формах (участие в семинарах, конкурсах, уроки, руководство исследовательской деятельностью учащихся, включение материала в методические пособия для российских учителей общественных дисциплин и д.р.), привлечение к изучению темы различных людей (педагоги, учащиеся, студенты и т.д.). Кроме того это неподдельное неравнодушие к теме, неформальное к ней отношение и перспективы продолжения работы в дальнейшем».
А Елена Годунова со всей серьёзностью и педантичностью дипломированного учителя немецкого языка заявила, что её «методические разработки представляют интерес своим подходом, потому что мною предлагается материал для публикаций в бюллетень, потому что моя ученица написала хорошую исследовательскую работу, потому что была руководителем студенческой работы, потому что у меня есть возможность, благодаря знанию иностранных языков расширять свои познания, используя разные источники и проходя научные стажировки в Германии, что улучшает качество моей работы по теме».
С детской непосредственностью ответила госпожа Вершицкая: «Не знаю».
Нам, старым перфекционистам, интереснее всего было узнать, что же такого можно улучшить в работе семинара? Молодую поросль стремящихся к совершенству вопрос не поставил в тупик. Гордо отвечает г-жа Годунова: «Дать возможность слушателям используя возможности архива, музея, Интернета подготовить свой проект, тем самым продемонстрировать на практике усвоение принципов и подходов Яд ва Шем». С этим мнением, а именно первой его частью категорически согласна г-жа Пасман. Г-же Вершицкой крайне не хватало ежедневной рефлексии.
И наконец, на какой вопрос, касающийся семинара, у вас нет ответа? Тамара Вершицкая потрясла своей лаконичностью – она вообще не ответила на этот вопрос. Совсем ничего не узнала Елена Годунова о психологии палачей. А вот любимая нашими читателями за обстоятельность и детализацию Татьяна Пасман высказывает следующие соображения: «Вопросов несколько: как удается всем, кто его организовал и провел сохранить оптимистическое отношение к жизни? (Похоже, сама г-жа Пасман впала в полный пессимизм и уныние. – прим. автора) Как можно в условиях нашей сегодняшней российской жизни и с теми проблемами, которые есть в образовании реализовать наиболее полно те идеи, которые породил данный семинар. Где найти средства, чтобы провести полноценное обучение историков Псковской области? (Боюсь, что средства найти легче, чем историков. – прим. автора). И еще один, наиболее важный вопрос: что нужно сделать еще, чтобы предотвратить возможность повторения всех этих страшных событий?». Этот последний вопрос мы адресуем тебе, наш благосклонный читатель. Ждём твоих писем по адресу: Russian Research and Educational "Holocaust" Center. Ul. Sadovnicheskaya 52/45. 115035 Moscow, Russia e-mail: center@holofond.ru
В следующем году снова в Иерусалиме!

Обобщал М.Е.

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz