Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
10.07.2007 Кто, как и зачем нам промывает мозги?

ЦЕЛЬ ВГТРК ПО УСТАВУ – «ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ВСЕСТОРОННЕЙ ИНФОРМАЦИИ И СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ СВОБОДЫ СМИ»?
Необходимыми условиями эффективного взаимодействия граждан и органов власти в политической системе являются свобода выражения мнений и плюрализм средств массовой информации. Россия, провозгласив себя демократической и либеральной страной, тем самым обязала себя соблюдать общепризнанные принципы свободы и прав человека. Эти обязательства были закреплены в Конституции 1993 года. Пункт 5 статьи 29 гласит: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» . Данное положение должно гарантировать и обеспечивать право граждан на многообразие и плюрализм мнений, транслирующихся в массы. Мнения и идеи могут передаваться, как через частные каналы, так и через государственные. Первые могут быть лояльны или нет правящей политической элите. Это зависит от владельцев СМИ. Что касается государственных телеканалов, то вопрос здесь не решается так однозначно. Государственные телеканалы должны, с одной стороны, консолидировать общество, но с другой - обеспечивать доступ представителей гражданского общества к транслированию общезначимых проблем, то есть реализовывать интересы всей страны, а не только государственных чиновников.
Политика ГТРК «Карелия» основывается на правовых обязательствах ВГТРК перед государством. В связи с этим, можно выделить нормативный фактор обязательного эфира, то есть это тот информационный минимум, который государственный канал обязан выдавать в эфир по закону. Федеральный закон о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации вводит обязательные для трансляции программы: например, «Государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации должны еженедельно, за исключением времени, когда заседания Совета Федерации и Государственной Думы не проводятся, выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы продолжительностью не менее сорока пяти минут об итогах работы Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе» . В регионах - «Государственные региональные средства массовой информации должны по просьбе избранного по территориальному избирательному округу депутата Совета Федерации либо депутата Государственной Думы, либо депутата Государственной Думы, которому данный регион определен для работы его депутатским объединением в Государственной Думе, предоставлять им возможность выступления по месту их избрания один раз в два месяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу…. Государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны не реже одного раза в месяц выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов программы дебатов представителей депутатских объединений в Государственной Думе. Продолжительность каждой такой телепрограммы должна быть не менее сорока пяти минут, а радиопрограммы - не менее тридцати минут. Участие журналиста (журналистов) соответствующего средства массовой информации в таких программах обязательно. Журналист обязан обеспечивать равные условия для участников дебатов» . В данном случае ничего не говориться о подборе самих участников дебатов, от каких общественно-политических объединений они должны подбираться и чьи интересы представлять, что также важно, как и равные условия для участников дебатов. Здесь создано пространство для действия уже не правового фактора, а политического. А именно, правительственный политический курс негласно определяет состав участников дебатов, поскольку Правительство РФ является учредителем ВГТРК, то есть прямым начальством для работников канала. Данный фактор можно назвать административно-политическим, где государственные «медийные» чиновники выступают администраторами в Правительстве РФ, проводящими определенный политический курс Президента РФ.
«Государственные аудиовизуальные средства массовой информации при формировании программной политики должны предусматривать в иных публицистических, информационных и информационно-аналитических программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о работе федеральных органов государственной власти, об основных принципах государственного устройства Российской Федерации, основных направлениях внутренней и внешней политики государства, деятельности Президента Российской Федерации, о программе деятельности Правительства Российской Федерации, позиции депутатских объединений в Государственной Думе, депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, разрешении дел и споров судами» . Правительство РФ, являясь учредителем ВГТРК, укрепляет легитимность своей власти, информируя население о своей деятельности и выпуская программы, пропагандирующие необходимость крепкой государственной власти.
ГТРК «Карелия» является филиалом ВГТРК и полностью действует в рамках устава ВГТРК. Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК)» создано в июле 1990 г., включает в себя три общенациональных телеканала – «Россия», «Культура», «Спорт», 86 региональных телерадиокомпаний, телеканал «РТР-Планета», русскую версию телеканала «Евроньюс», круглосуточный информационный канал «Вести», три радиостанции – «Радио России», «Маяк», «Культура» и государственный интернет-канал «Россия», который объединяет более 20 интернет-ресурсов. Телеканал «Россия» оценивает свою аудиторию в 140 млн человек в России и более 50 млн - в странах СНГ и Балтии .
В уставе ВГТРК сказано, что «Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (далее - Компания) является коммерческой организацией, созданной для выполнения функции государственного производителя и распространителя телерадиопрограмм». Учредителем ВГТРК является Правительство РФ. Компанию возглавляет генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Глава государства является сильным федеральным политическим фактором, определяющим политику компании.
Одними из целей компании, согласно уставу, являются, с одной стороны, предоставление телезрителям и радиослушателям оперативной и всесторонней информации о событиях в РФ и за рубежом; содействие развитию свободы средств массовой информации, сохранению и распространению российской культуры; а, с другой стороны, информационно-аналитическое обеспечение внутренней и внешней политики Российской Федерации. Это означает, что предоставлять всестороннюю информацию и содействовать развитию свободы СМИ Правительство будет через информационно-аналитическое обеспечение внутренней и внешней политики РФ. Увязав эти две цели, учредитель ВГТРК должен либо вести политику, содействующую развитию свободы СМИ (освещать события с разных точек зрения), либо использовать информационный ресурс для пропаганды своего политического курса, что, конечно, не увязывается с целью о всесторонней информации и свободе СМИ. Фактор правовой двойственности целей компании способствует расширению пространства действия для политических факторов.
«ВГТРК существует не в безвоздушном пространстве и, как любое средство массовой информации, находится под воздействием множества разных сил и векторов, но давлением это называть неверно. Это нормальная среда существования, включая систему взаимоотношений с владельцем. Это касается всех СМИ независимо от их формы собственности. У ВГТРК 86 региональных филиалов, выпускающих в эфир ежедневно более 3 часов информационных программ. То есть в сутки ВГТРК выпускает только регионального информационного вещания более 250 часов. Редакционно-независимые от местной элиты, в том числе и деловой, филиалы ВГТРК зачастую ощущают серьезное давление, целью которого является установление контроля. Однако до сих пор нам удается находить правильные решения, в рамках которых наши региональные компании, с одной стороны, не находятся в жесткой оппозиции к местным властям, а с другой - понимают, что, являясь частью крупнейшей федеральной компании, в первую очередь должны отстаивать федеральные интересы, в том числе и в местных новостях» , - заявляет генеральный директор ГТК «Телеканал «Россия» А. Златопольский. Таким образом, из этого заявления следует то, что для ВГТРК, а, следовательно, и для ГТРК «Карелия» приоритетной целью является информационно-аналитическое обеспечение внутренней и внешней политики Российской Федерации и легитимизация государственной власти всех уровней, а не предоставление телезрителям и радиослушателям оперативной и всесторонней информации о событиях в Российской Федерации и за рубежом и содействие развитию свободы средств массовой информации.
Что касается социальной ответственности государственной компании, то законами и уставом ВГТРК никак не регламентируются обязанности компании отвечать на политические запросы граждан. Компания свободна от населения и является, по сути, правительственным ресурсом массовой пропаганды и формирования общественного мнения: «Компания строит свои отношения с другими организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений и контрактов. Компания свободна в выборе предмета и содержания договоров и обязательств, любых форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и настоящему уставу» .
К правовым факторам регионального уровня можно отнести постановления региональных правительств и законодательных собраний. В 2002 году Законодательное Собрание (ЗС) республики Карелия (РК) постановило о соглашении об информационном сотрудничестве ЗС РК и ГТРК «Карелия». В по соглашению обязательств у ГТРК «Карелия» гораздо больше, чем у Законодательного Собрания РК. Можно сказать, что по этому закону компания работает на представительную власть республики. Надо заметить, что на сегодняшний день некоторых передач, указанных в данном постановлении, уже не существует. После программы унификации ВГТРК, государственная компания «Карелия» стала больше проводить политику федерального центра, нежели региональных властей.
К факторам влияния на политику ВГТРК и ГТРК «Карелия» можно отнести те факторы, которые влияют в целом на политику государства, а это – социальный фактор (внутренней политики) и международный фактор (внешней политики).
Таким образом, в правовом отношении всероссийская государственная телерадиовещательная компания имеет обязательства только перед исполнительной ветвью власти, а именно Правительством России. На региональном уровне, филиал ВГТРК – ГТРК «Карелия» подчиняется федеральному руководству компании, но может заключать соглашения о сотрудничестве с региональными и местными органами власти. Данные договоры не могут противоречить общероссийской федеральной политике Правительства, поскольку ГТРК подчиняется ВГТРК, а ВГТРК подчиняется Правительству РФ. Генеральный директор ВГТРК назначается Президентом РФ и Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ (п. 1, ст.111 Конституции РФ). Это означает, что глава российского государства имеет прямое влияние не только на исполнительную власть, но и на ВГТРК. В такой ситуации Президент России имеет возможность не только транслировать информацию обо всей своей политической деятельности, но и интерпретировать любое политическое событие с выгодной позиции.
Экономические факторы имеют два основных вектора, другими словами, финансирование ВГТРК осуществляется из двух источников. С одной стороны, это деньги, получаемые от коммерческой рекламы (коммерческий фактор), а с другой стороны, это средства из бюджета (бюджетный фактор). Региональные отделения, такие как ГТРК «Карелия», большей частью финансируются напрямую ВГТРК, но могут финансироваться из республиканского и местного бюджетов.
Размер уставного фонда Компании составляет 2 416 961 тыс. рублей. Уставный фонд Компании сформирован полностью за счет остаточной стоимости основных средств в соответствии с данными бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2003 г. Имущество Компании формируется за счет: 1) имущества, закрепленного за Компанией на праве хозяйственного ведения; 2) доходов от ее деятельности; 3) заемных средств, в том числе кредитов банков и других кредитных организаций; 4) амортизационных отчислений; 5) средств федерального бюджета; 6) дивидендов (доходов), поступающих от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует Компания; 7) добровольных взносов (пожертвований) организаций и граждан; 8) иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Важным фактором, влияющим на политику компании, является фактор собственности: имущество Компании находится в федеральной собственности. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении Компании, а также имущество, приобретенное ею за счет полученной прибыли, являются федеральной собственностью и поступают в хозяйственное ведение Компании. По состоянию на 1 января 2003 г. чистые активы Компании составили 5 695 502 тыс. рублей. Правительство РФ, являясь учредителем ВГТРК, имеет право распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению.
Бухгалтерский баланс ВГТРК за 2004 год Сумма (в тыс. рублей)
Уставной капитал 695 222
Долгосрочные кредиты и займы и пр. 1 623 165
Кредиторская задолженность 2 304 530
Чистая прибыль 640 115
Получено бюджетных средств 8 536 633
Затраты на оплату труда 1 057 764
Оплата приобретенных товаров и иных оборотных средств 11 572 851
Приобретение объектов основных средств и доходных вложений в материальные ценности 586 204
Отчисления на социальные нужды 243 118
Итого по элементам затрат 12 787 511
Исходя из этой таблицы, можно сделать вывод о том, что на деятельность ВГТРК тратятся колоссальные средства из бюджета РФ – около 8,5 млрд. руб. только в 2004 году.
По словам генерального директора ГТК «Телеканал «Россия», «в 2005 г. объем финансирования (из госбюджета – ред.) ВГТРК составил $300,1 млн, а в 2006 г. - $320,8 млн. Причем эти средства не используются для финансирования телеканала «Россия». Более того, часть доходов, полученных от рекламной деятельности, телеканал «Россия» направляет на дофинансирование социальных проектов ВГТРК: телеканала «Культура», радиостанций «Радио России», «Маяк» «Культура» и до 2006 г. - телеканала «Спорт» .
«Другими словами, содержание «второй кнопки» обходилось налогоплательщикам в чуть менее 1 млн. долларов в день. Такова цена, которую обществу приходится платить, чтобы за свои собственные деньги воспринимать точку зрения высоких государственных начальников» . Необходимо заметить, что вместе с финансированием социальных проектов ВГТРК (например, телеканал «Культура») автоматически финансируется государственная точка зрения, поскольку роль административно-политических факторов сильнее социальных. А правовых механизмов, открывающих возможность всем общественным интересам получить равный доступ к ресурсам, имеющим бюджетную основу, нет.
«В 2005 г. поступления от рекламы на телеканале «Россия» составили $364,5 млн, а в 2006 г. - $486 млн. Существенную статью доходов телеканала составляет продажа прав. В частности, в 2005 и 2006 гг. эта сумма составила $51 млн и $50,6 млн соответственно» . Коммерческий фактор играет роль, поскольку через коммерческую рекламу косвенно могут поддерживаться все группы интересов. Например, крупный бизнес, который находится в оппозиции правительственному курсу, имеет возможность через коммерческую рекламу своего бизнеса на ГТРК поддерживать свои источники доходов, продвигать товар на рынок через государственный канал. Несмотря на то, что данный фактор не такой сильный, как бюджетный, так как существуют негосударственные каналы, через которые можно пускать рекламу, продвигая продукт; он важен для представления всех возможностей взаимодействия с ГТРК.
По данным компании, консолидированная выручка ВГТРК за девять месяцев 2006 г. составила $493,3 млн, чистая прибыль - $16,8 млн. Предварительный прогноз по выручке за весь 2006 год - $687,9 млн, по чистой прибыли - $60,9 млн.
«Основные источники расходов телеканала «Россия» - это программирование, управленческие расходы и оплата услуг связи. В 2005 г., к примеру, расходы телеканала «Россия» составили $359 млн, а в 2006 г. эта сумма достигла уже $465 млн» .
Генеральный директор ГТК «Телеканал «Россия»: «Из всех проектов ВГТРК до 2006 г. лишь телеканал «Россия» являлся самоокупаемым. Мы работаем в рамках российских бухгалтерских стандартов, но имеем возможность проанализировать эффективность компании, пользуясь параметрами, аналогичными стандартам МСФО. Например, за девять месяцев 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. операционная прибыль, как и чистая прибыль, выросла на 14%. Аналог показателя OIBDA для телеканала «Россия» за девять месяцев 2005 г. составил $148,9 млн, за девять месяцев 2006 г. - $171,9 млн, тем самым увеличившись на 15%. Рентабельность по OBIDA в 2005 и 2006 гг. составила 49% и 51% соответственно» .
Таким образом, ГТРК «Карелия» финансируется напрямую ВГТРК. Руководство карельского филиала заключает договоры о сотрудничестве с Правительством РК и ЗС РК. Но данные соглашения, не носящие характера законодательных актов, являются коммерческой тайной или закрыты для частного просмотра.
По словам, Анатолия Цыганкова в Карелии «в 2005 году «госзаказ» составил 360 часов информационного вещания» . «…Правительство Карелии готово финансировать из республиканского бюджета – это здоровый образ жизни, спорт, вопросы экономики, туризм, культура, национальная политика. Соответственно между телерадиокомпанией и правительством республики подписан был договор о сотрудничестве. В результате этой работы в бюджет 2005 года попала строка о том, что республика берётся финансировать тематические передачи, для чего выделят 6 миллионов рублей. Сумма эта огромна, если знать, что в прошлом году ГТРК «Карелия» получила финансовую поддержку в размере 200 тысяч бюджетных рублей» .
Кроме того, ГТРК «Карелия» получает средства от различных целевых программ как Правительства РК, так и муниципальных органов власти. Например, Концепция региональной целевой программы «Гармонизация национальных и конфессиональных отношений, формирование гражданского согласия в Республике Карелия на 2007-2011 годы» («Карелия-территория согласия») предполагает обеспечение государственной поддержки средств массовой информации, в том числе электронных, освещающих реализацию государственной национальной политики. Решение задачи предусматривает поддержку средств массовой информации, сопровождающих освещение реализации государственной национальной политики на территории Республики Карелия и формирование культуры гражданственности и согласия, соблюдение прав и свобод человека.
«В 2005 году «госзаказ» составил 360 часов информационного вещания. Правительство Карелии готово финансировать из республиканского бюджета – это здоровый образ жизни, спорт, вопросы экономики, туризм, культура, национальная политика. Соответственно между телерадиокомпанией и правительством республики подписан был договор о сотрудничестве. В результате этой работы в бюджет 2005 года попала строка о том, что республика берётся финансировать тематические передачи, для чего выделят 6 миллионов рублей. Сумма эта огромна, если знать, что в прошлом году ГТРК «Карелия» получила финансовую поддержку в размере 200 тысяч бюджетных рублей» .
Таким образом, эфир ГТРК «Карелии» используется для различных направлений политики властей республики, что свидетельствует о назначении компании, как ресурса для проведения государственной политики в информационном пространстве страны и, в частности, республики.
Все выше изложенные факторы определяют политику ВГТРК, ГТРК «Карелия», а также способы ее реализации через механизмы воздействия на общество.

Воздействие телеэфира на общественное сознание.
Государственная компания, финансируемая из бюджетных средств, должна отражать интересы тех, кто заплатил налоги в бюджет. Соответствует ли это действительности, можно узнать на примере анализа содержания новостных телепередач, выходящих в эфир.
За три дня с 23 по 25 апреля (включительно) 2007 года ГТРК «Карелия» в программах «Вести - Карелия» показали следующие новостные сюжеты. 23 апреля было освещено 6 событий: «На свой день рождения Сергей Катанандов пригласил членов правительства; «Медведи» вышли на улицы Петрозаводска с метлами; Карельские коммунисты возложили цветы к памятнику В. И. Ленину; Профессору Григовичу - 75; Карелия к посевной готова; Любительская астрономия Карелии обрела второе дыхание» . Первые два сюжета носят откровенно рекламный характер. Первый рассказывает о совещании в Правительстве РК, на котором глава Карелии в свой день рождения (в субботу) говорит о национальных проектах и, в целом, озабочен делами республики. Второй рассказывает о заслугах партии власти и молодежном ее отделении, которые организовали субботник. Следующее событие носит нейтральных характер, повествует о юбилее врача. Далее рассказывается о публичном жесте коммунистов, который привлекает внимание общественности. Затем идет отчет министра сельского, рыбного хозяйства и экологии о подготовке к посевной, исходя из которого в сельском хозяйстве в Карелии нет никаких проблем. Последний сюжет описывает достижение в области образования и науки, что создает интерес у зрителя. В целом, 23 апреля в эфире телеканала не прозвучало никакой критики в адрес властей. Встреча коммунистов была подана, как внутренне корпоративное мероприятие, не носящее социально-политического значения.
24 апреля было освещено тоже 6 событий: «Заседание правительства Карелии провел Сергей Катанандов; «Самая карельская книга» признана Книгой Года в Карелии; «Петрозаводскмаш» выходит на рынки Южной Америки; Первая сольная программа Ирины Поповой прозвучит на четырех языках; Сергей Катанандов выразил соболезнование вдове первого Президента России; От алиментов заграница не спасет» .
Данный новостной выпуск носит полностью лояльный властям характер. Более того, в трех случаях описываются политические события исключительно с позитивной позиции. Два культурных события и одно международное, которое повествует о неотвратимости наказания даже заграницей.
Использовать индуктивный метод, то есть анализировать от частного к общему, имеет смысл, поскольку, как показывает практика, новостные передачи государственного канала изо дня в день трактуют события с одно точки зрения. Новости одного канала, если учредитель остается один и тот же, имеют тенденцию к стабильной позиции, поскольку отражают интерес учредителя. Достаточно проанализировать содержание одного новостного выпуска, чтобы судить об утвержденной позиции руководства компании. В курсовой работе методом контент–анализа будет подробно рассмотрен выпуск новостей «Вести - Карелия» от 25 апреля 2007 г.
Выпуск «Вестей - Карелия» состоял из освещения 4 основных событий: «1. В свет вышли «Источники света», 2. Муезерский район отчитался о ходе реализации национальных проектов, 3. «В таком случае… я начну блазонировать», 4. 15 миллионов рублей выделят на реализацию программы «Школьное молоко» .
1. В свет вышли «Источники света»
Данная новость не входит в список вопросов, затрагивающих политические проблемы. Она носит нейтральный лирический характер и описывает культурное событие в Карелии. Так редакция смещает акцент с острых политических и социальных вопросов на нейтральный культурный. Одним из приемов манипуляции общественным сознанием является «отбор событий реальности для сообщений» . Этот прием заключается в том, чтобы давать потребителю информацию в определенных пропорциях, создавая таким образом видимость плюрализма мнений и диалога. Создается иллюзия того, что ГТРК не только пиарит власть, но и заботиться о культуре и искусстве, пусть и немного…. Бахтуридзе пишет о телевидении: «телевидение (для формирования отталкивающего чувства) по отношению к неугодным политикам использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монтирует заснятые кадры» . Так в освещении следующего события видно, в каком свете выступает глава муниципального района, и в каком – федеральные и республиканские власти.
2. Муезерский район отчитался о ходе реализации национальных проектов
Данное событие целиком привязано к федеральной политике центра, а именно к национальным проектам. Глава муниципального района отчитывается перед федеральным инспектором, который пытается указывать недочеты и воспитывать управленца местного уровня, показывая бдительный контроль Кремля. Далее Премьер-министр Правительства РК утверждает, что достигнутые результаты – исключительно заслуга республиканских властей. Он дает уверенные наставления местным органам власти, показывая, что Правительство Карелии направляет всю работу, а местные не хотят работать. Далее указывается на то, что бдительные службы Президента РФ внимательно наблюдают за всем происходящим, и пока рано расслабляться, потому что выводы о работе пока еще не сделаны и есть возможность что-то подправить. С точки зрения политики федеральных редакторов компании, данный сюжет построен очень грамотно: он как бы выстраивает стабильную «вертикаль» власти – федеральный инспектор четко контролирует работу, республиканские власти неустанно работают, местные опять во всем виноваты, так как не хотят работать, а Президент здесь не причем, но все видит. И в любой момент может обрушиться опала на какого-либо чиновника. Такой образ создает телекомпания. Это действительно образ или другими словами – видимость, ведь всем понятно, что подобные отчеты делаются исключительно для публики и не имеют иной цели, как лишь формирование положительного имиджа власти.
3. «В таком случае… я начну блазонировать»
Данный сюжет направлен определенно на реализацию информационно-просветительской задачи, смысл которой в том, чтобы популяризировать лишний раз государственную символику, тем самым укрепить идеологически российскую государственность. Существует такой прием, как «упрощение, стереотипизация» . Суть этого принципа заключается в том, что человеку необходимо подавать заведомо упрощенную информацию, подогнанную под уже сложившиеся стереотипы. Так ему будет легче ее воспринимать, без внутренней борьбы, критической оценки, каких-либо умственных усилий. Существует общераспространенное заблуждение-стереотип о том, что сильная государственная власть обеспечит благо для всего народа, а популяризация государственных символов приведет к воспитанию чувства патриотизма. Но должна ли любовь к родине распространяться на всякое ее правительство? Это тот вопрос, который поставил еще Солженицын.
Кроме того, выявляется такой манипулятивный прием, как «игра понятиями». Вначале дается не очень известный термин – «блазонировать», который был вставлен для того, чтобы привлечь внимание. Далее используется прием – «обеление понятия». Сложившееся негативное отношение к свастике, символизирующей фашизм, смягчается тем, что автор апеллирует к первоначальному значению свастики, которое в начале 20 века не несло «негативной нагрузки фашизма». Это показательно в свете распространения в стране националистического движения, которое в той или иной степени использует линии свастики. «Подмена понятий, изменение смыслов слов» . «Г. Шиллер предупреждает: «Всем, кто борется с системой угнетения, важно понимать, какой силой обладают те, кто контролирует процесс выработки определений. Навешивание фальшивых ярлыков и искажение целей борьбы идеологических противников - типичный прием пропагандистской машины угнетателей. Поэтому первый шаг в направлении установления контроля над определениями заключается в том, чтобы попытаться не уступить крайне важной терминологической территории» . Изменив смысл слова, можно навязать любую идею.
4. 15 миллионов рублей выделят на реализацию программы «Школьное молоко»
Новость приобретает особый окрас в преддверии выборов в ГД. В самом начале упоминается федеральная партия власти. Далее представитель республиканской элиты говорит о том, как хорошо защищать здоровье детей молоком.
Подводя итог всему информационному выпуску, необходимо отметить, что из четырех событий лишь одно освещает тему культуры, а оставшиеся три прямо направлены на позитивное освещение деятельности в большей степени федеральных органов государственной власти и в меньшей республиканской. Интерес общества в разносторонней информации был не реализован. Граждане в очередной раз получили рекламный ролик органов власти за свой счет. Реклама, как и политический PR, использует в той или иной мере технологии манипуляции общественным сознанием.
Программ, направленных на взаимодействие государственных средств массовой информации, власти и общества, в телеэфире не было.
«Дробление и срочность» . Для усиления восприимчивости субъекта проблему разделяют на части, чтобы он не смог проследить логические переходы, целостно осмыслить и проанализировать проблему. Дробление чаще всего осуществляется рекламной паузой или простым смешиванием сюжетов, передач или рубрик. СМИ в голове у человека создают мозаику из событий и фактов, делая его подвластным тем людям, которые финансируют телеканал, газету, журнал или радио. Также для ограничения возможностей человека анализировать информацию, ей придают ощущение срочности. В быстром потоке сменяющих друг друга событий воспринимающему субъекту ничего больше не остается, как только принять факты такими, какими он их получил. Альтернативой может быть только тотальный отказ от информации СМИ, потому что на анализ всего материала, проходящего каждый день в СМИ, не хватить ни ресурсов, ни времени.
«Утверждение и повторение» . Если долго повторять одно и тоже утверждение, то рано или поздно человек через подсознание смириться с ним.
«Сенсационность» . Превращение события в сенсацию дает возможность скрыть другую информацию, о которой публика не должна знать или прекратить затянувшийся психоз или скандал.
Субботний выпуск программы «События недели» повторяет самые удачные, с точки зрения, редакции сюжеты недели.
Итак, 23 апреля в эфире телеканала не прозвучало никакой критики в адрес властей. Встреча коммунистов была подана, как внутренне корпоративное мероприятие, не носящее социально-политического значения. Новостной выпуск 24 апреля носит полностью лояльный властям характер.
Были выявлены некоторые способы манипуляции. Информация давалась потребителю в определенных пропорциях, создавая таким образом видимость плюрализма мнений и диалога. Подавалась заведомо упрощенная информация, подогнанная под уже сложившиеся стереотипы. Популяризировалась государственная символика, тем самым укрепляя идеологически российскую государственность. События привязаны к федеральной политике центра, а именно к национальным проектам. Имело место апелляция к первоначальному значению свастики, которое в начале 20 века не несло негативной нагрузки фашизма. Новости носили особый окрас в преддверии выборов в ГД.
Новости разделяют проблему на части, чтобы он субъект восприятия не смог проследить логические переходы, целостно осмыслить и проанализировать проблему. Долго повторяются одни и те же утверждения (показывающие власть в положительном свете), чтобы рано или поздно человек через подсознание смирился с ними. События искусственно превращают в сенсацию, преувеличивая их значимость, что дает возможность скрыть другую информацию, о которой публика не должна знать или чтобы прекратить затянувшийся психоз или скандал.
Интерес общества к разносторонней информации не был реализован. Граждане в очередной раз получили рекламный ролик органов власти за свой счет. Реклама, как и политический PR, использует в той или иной мере технологии манипуляции общественным сознанием.
Существует огромное количество манипулятивных приемов, обеспечивающих практически неограниченные возможности для управления сознанием людей через СМИ. Имея монополию на телеэфир, можно управлять людьми практически абсолютно. Можно заставить всех выйти на улицы, объявить, что в стране наступила анархия, полное безвластие, начать беспорядки, точно также их и прекратить, объявив о начале массовых репрессий, показывая ужасы смерти на экранах телевизоров. Этим опасна монополия.
Для постепенного целенаправленного формирования сознания и влияния достаточно и одного телеканала.
Список источников и литературы
1. Бахтуридзе З. Манипуляция массами в политическом процессе:[Электронный ресурс]/ Бахтуридзе З.- Электрон. ст.- Режим доступа к ст.: http://vapp.ru/docs.massmani/
2. Варшавчик С. 300 миллионов долларов за государственную точку зрения: [Электронный ресурс]// http://www.ng.ru/economics/2005-11-07/1_300m.html
3. Долгошеева Е. Интервью с генеральным директором ГТК «Телеканал Россия» А. Златопольским: [Электронный ресурс] // http://www.rutv.ru/rnews.html?id=119334&cid=35&d=0
4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием:[Электронный ресурс]/Кара-Мурза С. Г..- Электрон. ст.- Режим доступа к ст.: http://www.kara-murza.ru/books/manipul11.htm#hdr_15
5. Качкаева А. Смотрим телевизор Радио «Свобода»: [Электронный ресурс] / http://www.svoboda.org/programs/tv/2005/tv.070405.asp
6. Сайт ГТРК Россия Карелия "Вести - Карелия". 25.04.2007 г. [Электронный ресурс] / http://petrozavodsk.rfn.ru/region/rissue.html?id=761&rid=463
7. Сайт ГТРК «Карелия» Общая информация: [Электронный ресурс] / http://tv.karelia.ru/common.shtml
8. Сайт ГТРК Россия Карелия «Вести – Карелия»: [Электронный ресурс] / http://petrozavodsk.rfn.ru/region/rissue.html?id=755&rid=463
9. Цыганков А. По волнам как по миру: [Электронный ресурс] // http://www.politika-karelia.ru/cgi-bin/articles_print.cgi?id=649
10. Шарп Джин Политика ненасильственных действий, 1973: [Электронный ресурс] // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/198_Met.php
11. Закон РК о бюджете РК на 2007 год от 07.12.2006 г. : [Электронный ресурс]/ информационно-правовая база «KODEKS».
12. Закон РК о внесении изменений в закон «о бюджете РК на 2007 год» от 06.02.2007 г., Постановление Правительства РФ о ВГТРК от 24.02.2004 г., ФЗ о СМИ от 27.12.1991 г. (с изменениями на 16 октября 2006 г.) : [Электронный ресурс]/ информационно-правовая база «KODEKS».
13. Конституция РФ от 12.12.1993 г.: [Электронный ресурс]/ информационно-правовая база «KODEKS».
14. Постановление ЗС РК о Соглашении об информационном сотрудничестве ЗС РК и ГТРК «Карелия» от 27.06.2002 г. : [Электронный ресурс]/ информационно-правовая база «KODEKS».
15. Устав федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телерадиовещательная компания» : [Электронный ресурс]/ информационно-правовая база «KODEKS».
16. ФЗ О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации от 15.12.1994 г. (с изменениями на 16 октября 2006 г.) : [Электронный ресурс]/ информационно-правовая база «KODEKS».

Дмитрий Лощинин, активист МПГ

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz