Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
20.08.2007 Такие международные обмены рушат стереотипы

Я как активист «Молодёжной правозащитной группы» принимал участие в международном молодёжном обмене «Молодежь выбирает мир» 1-10 августа в г. Мессине, провинции Западная Фландрия в Бельгии.
Обмен состоялся по инициативе организации «Pax Christi» /Антверпен/ при финансовой поддержке Еврокомиссии и Правительства Фландрии. В обмене участвовали «U move 4 peace» (Бельгия), «UNOY» (Нидерланды), «Садака-Реут» (Израиль), «Баладна» (Палестинская Автономия), «Centre Jeune Camengi» (Бурунди), «Perex-c» (Демокатическая Республика Конго), «Школа Хавы Махмудовой» (Чечня), «Молодёжная правозащитная группа» (Карелия).
Возраст большинства участников – от 18 до 32 лет. Я был самым молодым участником. Язык, используемый в подготовке и проведении обмена – английский.
31 июля наш аэрофлотовский самолёт подлетал к Брюсселю. Столица НАТО, Евросоюза и Бельгии встретила нас своими светящимися в ночи улицами.
По приземлении ничто, кроме пребывания в полиции по той причине, что нас было шестеро, но с нами не было приглашения, не вселяло отрицательных эмоций. Через несколько минут мы увидели Оливье, организатора нашего обмена, который и вызволил нас из участка. После этого я отправился с моим двоюродным дядей к нему домой. Он живёт в Брюсселе уже 17 лет, так что имеет не только вид на жительство, но и работу, гражданство, и дом, и автомобиль, – в общем, устроился.
Обидно, когда расстояние между родственниками измеряется в тысячах километров. Но ещё обидней, когда мировоззренческое расстояние равняется географическому. Но это отдельная, не имеющая завершения тема...
С остальными активистами встретился 1 августа днём.
Я приехал в мессинскую «Деревню мира» в 14.00, пропустив незначительную часть программы.
Меня сразу же встретил Оливье Форж (член организации Pax Christi, организатор обмена) сообщил мне номер моей комнаты, и я стал располагаться.
В комнатах жили по 4 человека, население комнат было «смешанным не по половому, а по территориальному признаку». Со мной в комнате жили бельгийский фламандец Дрис, палестинский араб Сумуд и руководитель делегации Бурунди Гийом.
В каждой комнате были все удобства: 2 стола, 4 стула.
Помимо комнат «мессинская деревня мира» («Messines Peace Village») включала conference room, игровую комнату, бар, площадку для «энерджайзеров» – зарядки.
Пребывание в Бельгии включало 3 составляющие:
1. программу,
2. время, которое называлось свободным,
3. реально свободное время.
Обо всём по порядку. Всё содержимое программы я бы поделил на развлекательную и информативную части, и мирную акцию в Брюсселе. Развлекательная часть – это «energizer» – разнообразные игры, заменяющие зарядку. Проводились каждый раз различными делегациями. Игры, в которых требовалось разделиться на команды. Причем, как правило, так, чтобы в одну команду не входили представители одной и той же делегации.
Gender bender party – вечеринка, когда парни одевают женскую одежду, а девушки – мужскую. И в таком вот виде проводятся различные конкурсы и проч. Мы с активистом МПГ Дмитрием Гальциным в этом не участвовали, предпочтя выпить «Stella Artois» за демократию в России. Кстати, это, оказывается, бельгийское пиво!

Российский, ближневосточный, западноевропейский, африканский культурные вечера.
На западноевропейском культурном вечере бельгийцы и голландцы устроили соревнование национальной еды – пива, сладостей и прочего. Бельгийцы со своей едой сели за один стол, голландцы со своей – за другой. Объявленного победителя не было; мне лично бельгийская пища понравилась больше. У них больше сортов пива, среди них есть одно очень слабоалкогольное и сладкое (я лично никогда не пробовал); вафли, которыми тоже знаменита Бельгия, которые расширяют само значение слова «вафли».
Российский культурный вечер проводился нашей Молодежной правозащитной группой и чеченцами. Мы показали снятый в Карелии фильм о цыганах (производство МПГ Карелии). Совместно с чеченцами спели песни «Постой, паровоз!» (или как она называется?), «Подмосковные вечера» и проч. Среди грозненской делегации была одна армянка, которая спела песню на армянском языке, продемонстрировав многонациональность России. (Кстати, многим нероссиянам было ранее неизвестно, что Россия – это 120 национальностей на 17 000 000 квадратных километрах.). И в конце мы угостили всех водкой.
Африканский культурный вечер – их традиционная музыка.
Ближневосточный культурный вечер – национальной едой (специи, арабский кофе, алкогольный напиток) угощали только палестинцы. Они и израильтяне исполнили несколько песен на иврите и арабском. Одну из песен – «кан нолядити» – я исполнил вместе с израильской делегацией, удивив этим многих слушающих.
Информативная часть включала: презентации организаций-участников обмена, презентаций их стран; лекцию о конфликтах и об активном ненасилии; просмотр политического фильма об арабо-израильском конфликте; посещение церквей, мечети и гуманистического центра города Гент; тренинг и фильм о правах женщин; ролевую игру, которая обучает некоммерческие неправительственные организации (т.е. типа всех наших организаций-участников) лоббированию; посещение города Брюгге.
Интересно, что участники обмена – это организации разного характера. Организация «Садака-Реут» /Израиль/ занимается исключительно музыкой и танцами. Примечательно, что в неё входят (так она и задумана) арабы непосредственно из Израиля (а не палестинских территорий), живущие в Израиле евреи СССР, и ивритоязычные евреи – уроженцы Израиля. Все эти 3 группы израильского общества были представлены в Бельгии. Русскоязычный был один – узбекский на четверть еврей. Один араб. Руководительница группы – марокканская еврейка. И еще 2 ашкеназских уроженца Израиля: фамилия одного – Вайнер, странно, что он не слышал о существовании его однофамильцев в советской литературе (!), у второго дедушка и бабушка родились и жили в Пинске Брестской области Беларуси (они говорят на русском, идише и других языках), где родилась и моя мама, хоть и не в тот период.
Школа Хавы Махмудовой, представлявшая Чечню, занимается музыкой, живописью и связанными с искусством тренингами, 2 из которых они провели в Бельгии.
Один из участников – Молодежный центр Каменги /Бурунди/ занимается всем, что нужно этой бедной африканской стране (средняя продолжительность жизни 46 лет; есть семьи, которые едят 1 раз в сутки, широко распространена безграмотность), не случайно её поддерживает весь католический и протестантский мир. (Бурунди тоже христианская страна). Эта организация стала лауреатом шведской альтернативной нобелевской премии. Насчитывает 26000 человек. Бурунди и Конго (бывший Заир) – бывшие колонии Бельгии.
Организация «Баладна» /Палестина/ следит за правами человека относительно арабского меньшинства Израиля.
U move 4 peace – молодежная пацифистская организация Бельгии. Часть христианской пацифисткой организации Pax Christi, проповедующей ненасилие. Её делегация включала бельгийцев разных городов страны.
Делегация Нидерландов включала трёх человек индонезийского происхождения! Все трое – мусульмане, причем люди, твёрдые в своих взглядах.
Наша организация в своей презентации рассказала о направлениях нашей деятельности: акции против ксенофобии и антисемитизма, против алкоголизма и курения, против дедовщины и призывной системы в армии, выпуск газеты «Час ноль» и проч. Я рассказал (естественно, по-английски) о своем проекте «Уроки Холокоста –путь к толерантности и гражданской активности» и показал Power Point-презентацию.
Из презентаций стран отмечу карельскую, чеченскую, израильскую и палестинскую. Мы показали небольшую PowerPoint презентацию о России с многочисленными шутками. Чеченцы в своей презентации назвали Кадырова «промосковским президентом Чечни». Израильтяне рассказали свои персональные истории о том, как они, или их родители переезжали на ПМЖ в Израиль. Новым для меня было узнать, что далеко не всё израильское общество произносит слово «сионисты» с уважением.
Палестинцы в своей презентации и в своём политическом фильме показали историю конфликта арабов и евреев с 1901 г., и, естественно, изобразили себя угнетёнными (мол, 60 лет Израиль не даёт создать арабское государство, а все арабы территорий и Израиля обязаны изучать чуждый им иврит в школах и вузах, и т.п.).
Бельгийцы в своей презентации отметили, что население их страны делится на фламандскоязычное, франкоязычное (валлоны), немецкоязычное. Жители одной части Бельгии не знают языка своих соотечественников из другой части страны, и между собой общаются по-английски.
Лекцию о конфликтах и ненасилии прочёл католический священник из организации Pax Christi. Суть лекции – все конфликты, с его точки зрения, надо преодолевать путём ненасилия, или – активного ненасилия – см. историю Махатмы Ганди и М.Л. Кинга. Странно, что среди конфликтующих, считавших невозможным побороть несправедливость путем ненасилия, священник назвал лишь большевиков. «Marxist Revolution...».
6 августа мы отправились в город Гент /Восточная Фландрия/, чтобы посетить тамошние православную и протестантскую церкви, мечеть, и центр атеистов-гуманистов.
Православная церковь относится не к московскому, а к константинопольскому патриархату. И она отличается от церквей в России. Меньше золота, меньше икон на деревянных дощечках, а больше – на стенах. Есть стулья в значительном количестве. Другие святые, но двое русских святых – Сергий Радонежский и Серафим Саровский – признаются и там. На стульях – нотная запись какой-то песни композитора Римского-Корсакова. Священник рассказал нам (по-английски) историю распада христианских церквей. Рассказывал с горечью, и выразил надежду, что западная и восточная христианские церкви когда-нибудь объединятся. А протестантский священник смотрит на мир более реалистично – он в возможность объединения не верит. В отличие от России с её адвентистами и пятидесятниками, в Генте существует единая протестантская церковь города. Мечеть запомнилась неожиданно большими размерами. И просторная прихожая, и просторная библиотека с книгами на арабском, и зал, и молитвенные помещения.
Центр атеистов-гуманистов. Нас принимала женщина – руководитель центра. Мне понравилось, как она ответила на вопрос. Вопрос задал нидерландский индонезиец (мусульманин): «Если Вы отрицаете Бога, почему вы делаете добро?». «Я делаю добро не ради какого-либо поощрения, а ради своего морального удовлетворения, и я не делаю зла не из-за страха перед Богом, а по собственной воле», – ответила гуманистка.
В тот же день вечером мы разделились на группы, так чтобы в одной группе оказались представители разных регионов, и рассказали о конфликтах нашего региона и их связи с религией. Выяснилось, что в большинстве регионов конфликты между верующими разных конфессий случаются, но причины их не религиозные, а социально-экономические (карельская Кондопога, Бельгия) или политические (Палестина-Израиль).
Права женщин – тема дня 7 августа. Мы – МПГ Карелии – в предыдущие дни сняли фильм, состоящий из интервью на английском, взятых нами у многих участников обмена из всех делегаций. Вопросы: «Что Вы знаете о правах женщин?», «Не является ли эта проблема надуманной?», «Соблюдаются ли права женщин в вашей стране / вашем регионе?», «Сталкивались ли Вы лично, или ваши родственницы с нарушениями прав женщин?» и т.п. Ответы были разнообразные, нередко смешные. Некоторые моменты фильма мы показали участникам обмена. Этот фильм будет смонтирован и будет готов, как мы надеемся, к октябрю этого года. Он станет составной частью фильма о поездке Молодёжной правозащитной группы Карелии в Бельгию, который можно будет увидеть в Интернете, в кабельной сети и на DVD.
Также мы провели тренинг. Разбили всех участников лагеря на 3 группы. В каждой группе были: организатор и 2 подгруппы. Распределение на подгруппы велось по жребию. Одна подгруппа должна была доказать, что права женщин повсеместно нарушаются, вторая – что эта проблема существует лишь в воображении правозащитников. Организатор должен был объяснить правила тренинга, записывать аргументы обеих подгрупп, следить за ходом дискуссии между ними. Одним из трёх организаторов был я. Дискуссия у нас была бурная. Правда, сторонники идеи прав женщин говорили не о правах, а о возможностях; а противники пришли к тому, что идея прав женщин по сути своей западная и не во всех обществах мира она должна действовать на 100%. Представители Палестины и Конго рассказали о положении женщин в их обществах.
Ролевая игра, обучающая проведению кампаний и лоббированию, была проведена 8 августа девушкой из организации UNOY /Нидерланды/. Почти все 48 человек были поделены на группы по 5 человек из разных регионов. Каждая такая пятёрка должна была по инструкции придумать проект кампании, сформулировать её цели и задачи, её название, структуру; и «выбить» поддержку для её реализации у премьер-министра, бизнесмена и священнослужителя (эти 3 роли тоже исполняли участники обмена).
И ещё одна из составляющих информативной части программы – посещение знаменитого бельгийского города Брюгге в последний день нашего обмена – 10 августа. Приехав на автобусе в Брюгге, сдав вещи в камеру хранения, посетив главную площадь города, мы расстались с остальными делегациями.
Мы (половина активистов МПГ Карелии) прошлись по узким улочкам Брюгге и посетили 4 музея - 3 художественных (Я. Ван Дейк и проч. Эпохи Возрождения, живопись ХХ века, скульптура работы Микеланджело) и музей-аптеку. Аптека функционировала с XVII в по 1970-е. Сохранились окна, лекарственные средства, здание старины. Имеются картины, изображающие всех аптекарей с XVII века по ХХ.
У сувенирных лавочек я встретил семью русскоязычных евреев, живущих ныне в штате Калифорния.
В Брюгге я приобрёл книгу о городе на русском языке!
Брюгге запомнился как город узких улочек, вымощенных не асфальтом, а каким-то камнем; каналов; зданий Средневековья; бесконечных ресторанчиков и столовых; город-достопримечательность!
И последнее о программе – акция в центре Брюсселя.
Цель акции – привлечь внимание бельгийского общества к нашему событию в Мессене. Одев смешные колпаки, сделав плакаты с лозунгами, мы вышли на одну из площадей в центре Брюсселя. Стали раздавать брошюры на английском, рассказывающие о нашем обмене. Израильтяне исполнили современные песни на иврите, чеченец станцевал чеченский национальный танец. Такое брюссельские прохожие видят не каждый день!
Время, которое называлось свободным, ушло на подготовку выступлений, на взятие многочисленных интервью по-английски для фильма, и т.п. Реально свободного времени при такой насыщенной программе было крайне мало, его было недостаточно. Это время можно было использовать на прогулку по городу Мессену – там находятся церковь и монументы памяти солдат и офицеров армии Британской Империи, погибших близ этого городка в 1917 году (Первая мировая война). А также на неформальное общение, в том числе тет-а-тет, с жителями разных стран мира.
9 августа вечером все участники обмена получили сертификаты на английском языке с эмблемами всех участвовавших организаций.
Могу констатировать, что явных конфликтов за 10 дней обмена не было. При мне не было и скрытых. Мне, и не только мне, нравилась обстановка, когда молодёжь разных стран сидит за одним столом, и им есть о чем поговорить. Смеясь друг над другом, мы слушали, как пытались повторить «приятного аппетита» по-русски индонезийцы, и как мы произносили то же самое по-индонезийски.
Короче говоря, обстановка была неформальная, дружественная. Расставаться было грустно. Обменявшись адресами электронной почты, запасшись впечатлениями, мы вернулись в страны, которые на сегодняшний день считаем своими. (Я был и остаюсь противником универсальности понятий «родина», «отечество»)
Мне эта поездка помогла закрепиться в некоторых моих убеждениях. Например, в том убеждении, что общность «прогрессивное человечество» сильней таких общностей как «россияне», «евреи», «православные» и т.п.
Факторов, объединяющих разные конфессии, населения разных государств, больше, чем факторов, их разделяющих. Все нормальные люди мира ужасаются продолжительностью жизни в 46 лет, голодом, гражданскими войнами в Африке. Все нормальные люди не довольны подконтрольностью легальной политической оппозиции, которая имеет место быть и в России, и в Конго, и в арабской Палестине.
В Бельгии я узнал, что палестинцы голосуют за ХАМАС не из желания уничтожить Израиль, а просто потому, что хамасовцы коррумпированы не так сильно, как фатховцы. Это мне напомнило мой разговор с одним петрозаводчанином, который сказал: «Я вот на выборах голосовал за старого мэра, за Маслякова. Он хоть не будет воровать больше, чем уже ворует».
Такие международные обмены рушат стереотипы, существующие о том или ином народе. В этом их первейшая польза. Побольше бы таких событий во всех уголках Земли!
Делегация Молодёжной правозащитной группы приземлилась в «Шереметьево-2» 11 августа в шестом часу утра.

Александр Симуков

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz