Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
12.06.2005 Мы должны помнить

Мы должны помнить

Люди, одним себя мы кормим хлебом,
Одно на всех дано нам небо,
Одна земля взрастила нас.
Люди, одни у всех у нас тревоги,
Одни пути, одни дороги....

А. Розенбаум

Литература - зеркало времени. Именно благодаря ей, люди могут узнать об уходящем прошлом. Сегодня мы живем на стыке тысячелетий, когда начинается новая страница нашей истории. Но, вступая в другую жизнь, люди не должны забывать о прошлом, чтобы не повторять ошибок. Таких, как Великая Отечественная война и Холокост. Думается, что на сегодняшний день не осталось людей, считающих германское гетто благом. Ведь это - одно из самых больших преступлений против людей, социальное зло, когда вместо любви, заботы, сочувствия, люди начинают убивать. Считается, что для решения проблемы надо найти ее причину. Тогда нужно задаться вопросом - в чем основа Холокоста, и как могла родиться такая идея. Социальное зло - это болезнь человечества, заражающая нас по мере развития цивилизации. Чем больше узнает человек, тем сильнее чувство всемогущества. Но германское гетто еще раз показало, что люди не готовы к большой власти и могут использовать ее только во вред.

Через полгода после нападения на СССР в пригороде Берлина 15 высших чиновников, представлявших все основные ведомства Германии, провели совещание, результаты которого были зафиксированы в специальном протоколе. В результате совещания был вынесен смертный приговор всем евреям Европы. Эсесовцы стали по всему старому свету строить лагеря смерти. Одним из них стала Треблинка. Именно ее описывает Василий Гроссман в рассказе "Треблинский ад" .

В ответ на появление лагерей смерти, возникли подпольные организации противостояния, но их призывы часто не доходили до людей, а большинство участников было убито.

"Нас не поведут, как овец, на бойню. Еврейская молодежь, не давайте сбить себя с пути. Из 80000 евреев Вильнюса, Литовского Иерусалима осталось всего 20000…. Все, кого увезли из гетто, никогда не вернутся. Все дороги гестапо вели в Понары. А Понары - это смерть! Сомневающиеся! Избавьтесь от иллюзий! Ваши дети, ваши мужья и жены погибли .

Но их все-таки повели. И не просто на бойню, а на фабрику смерти, где главными рабочими были ужас, отчаяние, жестокость, смерть. Каждый день в Треблинку приезжало несколько эшелонов с людьми. Им оставалось жить меньше часа. И это были не только евреи. Сотни тысяч поляков, цыган стали жертвами лагеря смерти.

Всемирная плаха была очень хорошо продумана и организована. Из ничего не подозревавших людей, способных любить, творить и бороться, за считанные минуты делали живых мертвецов, "последовательно отнимая все, что отличает человека и делает его таковым. Сначала у них отнимали родных, семью, друзей, потом свободу, Родину, затем - воспоминания: детские фотографии, дорогие сердцу письма, отнимали одежду - то, чем испокон пользовался человек и без чего он чувствует себя беспомощным. Людей лишали паспортов, а значит, отнимали имя, стены камеры отнимали небо, землю, ветер и, наконец, жизнь". Но даже в последние минуты узники Треблинки оставались людьми, в то время как сами хозяева всемирной плахи уже давно перестали быть таковыми.

Бог создал нас по образу и подобию своему, тогда почему же появились на свет хладнокровные убийцы, существа, для развлечения убивающие детей, забавлявшиеся видом смерти, отчаяния, боли. Это уже не люди, это животные. Что случилось, если чьи-то мужья, сыновья, отцы каждый день систематически истребляли, уничтожали, насиловали, а потом шли домой, пили чай и видели ночью светлые сны?! Но самое ужасное, что они делали это по своей воле и получали искреннее удовольствие.

Гроссман пишет, что эсесовцы, служившие на Треблинке - это больные, в современном мире ставшие бы просто отбросами. И ужас этого факта заключается в том, что для мира Гитлера они были уважаемыми людьми, полноправными гражданами. По мнению автора именно это и есть та изначально ненормальная часть немецкой нации, вставшая во главе фашизма . Но так ли это?

"К сожалению, даже сейчас многие продолжают утверждать, что евреи тоже "творения божьи" и поэтому надо их уважать. Но ведь мы говорим, что и мухи тоже творения, но при этом не уважаем их" . Кто-то может сказать, что эсесовцы были прогнившим поколением, на извращенности которого просто сыграл Гитлер, дав им свободу. Но если подобное сочинение пишет школьница, то можно задаться вопросом, а только ли военные того времени было убийцами? Что могло произойти с целой нацией, от детей, до взрослых мужчин, если они стали ТАКИМИ?

Гроссман пишет о том, что происходило в лагере смертников, читая его "Треблинский ад", ты как будто проходишь, этот путь сам. А, дочитав, понимаешь, что мир меняется для тебя - ведь трудно поверить, что это было на самом деле, что это возможно, но вот-перед тобой живое доказательство, написанное, со слов очевидцев. Рассказывая о Треблинке, автор, однако, не дает ответа на вопрос, почему могло случиться безнаказанное убийство тысяч невинных людей, и зачем это делали. Жертвы Треблинки, те, для кого начало дороги смерти стало концом, и эсесовцы, существа, которых уже нельзя назвать людьми, ежедневно, сотни раз ходившие по этой самой дороге и сами ее создавшие. Какая разница между ними? Библия проповедует любовь к ближнему своему, одна из священных заповедей - не убий. Но какой религии поклонялись эсэсовцы - фашизму или, может, власти и деньгам? А если так, то разве исключена возможность появления второго Гитлера, а вместе с ним и второй Треблинки, ведь мы живем в мире, где все продается, и покупается или, во всяком случае, есть немало людей так считающих.

Лагерь смертников. "Фабрика смерти". Я не знаю, что значат эти слова для тех, кто был там, кто видел застенки палачей, смотрел в лицо смерти, в ее стеклянные глаза. Но мы должны всегда помнить, что самое большое преступление против самой жизни было именно там, и эта страница нашей истории должна быть известна всем, чтобы мы не забыли, что, значит, быть Человеком.

И. Штанько, учащаяся Державинского лицея г. Петрозаводска

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz