Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
02.07.2005 Расизм без злого умысла

В последние годы в России стали усиливаться расистские тенденции, а на Западе уже около двух десятилетий настойчиво пробивается неорасизм. Что это за идеология, насколько она опасна и как её распознать? Об этом рассказывает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ШНИРЕЛЬМАН.

ГРЕХ НАУКИ

Расизм - это одно из проявлений вульгарного материализма, о котором мы все читали в детстве в романе Тургенева "Отцы и дети". Расизм родился на заре современной науки и прямо с нею связан. Само понятие расы как групповой целостности, выделяемой по внешним физическим признакам, является научной концепцией и появилось в XIX веке. События и сам дух того времени способствовали появлению расизма. Наука двигалась семимильными шагами. Ламарк положил начало научной теории эволюции в живой природе, Кювье попытался объяснить смену видов теорией катастроф, Лайел обосновал идею эволюции геологически, и, наконец, Чарльз Дарвин разработал теорию естественного отбора.

Политическая активность была не менее бурной - совершились революции под знамёнами демократии, эмансипации, свободы, равенства. Всё это вызывало тревогу у консерваторов, и они попытались по-своему объяснить эти процессы, также опираясь на науку.

В Европе первым расовый подход к истории сформулировал французский аристократ Артюр де Гобино. Он видел, что великая французская аристократия клонится к упадку, и ему важно было понять почему. Он объяснил катаклизмы истории с точки зрения расы. Нас в школе учат, что Великая французская революция - это победа третьего сословия над аристократией. Это правильно с точки зрения классового подхода. Но Гобино увидел в ней столкновение двух рас. Французские короли и аристократия были потомками франков, германских племён, которые когда-то завоевали территорию, населённую галлами и ставшую затем Францией. Галлы - подчинённые, многовековые рабы - восстали против своих господ, против расы франков. Гобино рассматривал историю с точки зрения древней великой традиции, носителем которой была великая раса франков, представляющих германцев. Её упадок он объяснил тем, что она позволила себе расовое смешение. Потеря чистоты крови повлекла коллапс.

О Гобино сейчас мало кто помнит, да и тогда, во Франции, его книгу никто не читал; после революции в плоть и кровь нации вошли идеалы гражданского равенства, братства и свободы. Зато в Германии идеи Гобино прижились. Германия была политически раздробленной и вечно битой - Наполеоном и русскими. В тоже время, существовала великая немецкая культура и тяготение к единству Германии. Ещё один немаловажный момент - немцам очень мешали славяне, чьи территории они веками прихватывали. Отношения были, естественно, конфронтационными. Расовый подход к истории оказался здесь весьма уместным.

В США расовая теория возникла независимо от Гобино. Там она наложилась на взаимоотношения белых и чёрных. В Америке закончилась война за независимость, американцы освободились, но негры свободы не получили. И в то время, когда аболиционисты уже начали борьбу за освобождение негров, некоторые американские консерваторы подхватили расовую идею. Она проста: мир населяют белые, чёрные, жёлтые люди. Что стоит за внешним различием? Это, кстати, представляло интерес и для науки, которая в Германии называлась антропологией, в англо-саксонских странах - физической антропологией, и изучала вариативность физического облика человека. Но расовая идея не ограничилась рассмотрением физического типа. Она утверждала, что есть теснейшая связь между обликом и духовным миром человека; за внешними различиями расисты видели то, что сейчас принято называть ментальностью или духовностью.

Забегая вперёд, отмечу, что человечество представляет собой единый биологический вид, и внутренний мир человека не связан с его физическим обликом. Во второй половине XIX в. исследования физических антропологов наложились на идеи Дарвина и на политическую ситуацию в мире. Появился соблазн объяснять историю и всё, что происходит, существованием рас, которые по-разному воспринимают мир, действуют и движутся к разным целям. История мира, с точки зрения расового подхода, - это история борьбы рас. Это крайне материалистический, вульгарный взгляд на мир, и взаимоотношения между людьми, но в конце XIX - начале ХХ веков, в период расцвета империалистических идей (и в политике, и в науке), расовые идеи были легитимными, воспринимались как вполне научные и влияли на ситуацию в мире. Все верили, что развитие определяется только борьбой между разными группами людей. Тогда происходила американо-испанская война 1898 г., англо-бурская, русско-японская война, потом Первая мировая. Превозносился (искусством, литературой в том числе) идеал мужчины-воина, белого человека - первопроходца, который преодолевает необычно тяжёлые условия, борется не только с дикой природой, но и с "дикими людьми", несёт им прогресс, а вовсе не закабаление.

ШОК ХОЛОКОСТА

Почти одновременно с возникновением расистских идей в учёной среде появились люди, которые стали бороться с расовым мышлением, хотя это было очень непросто, им приходилось преодолевать огромное сопротивление. Этот процесс шёл в науке постоянно. Но противники расизма не победили бы, если бы не было Второй мировой войны и Холокоста. Только эта трагедия показала воочию, что такое расизм и куда он ведёт. Это был шок. Не только Германия, но вся Европа 1920-30-х годов была антисемитской, а корни антисемитизма очень глубоки. В Европе в Средние века господствовал христианский антисемитизм, который на бытовом уровне выглядел очень просто: евреи распяли Христа, а потому плохие. В течение сотен лет аргументы христианского антисемитизма (начиная с отцов церкви - святого Августина, святого Иеронима) развивались, способствуя мифотворчеству и демонизации евреев. Миф говорил о том, что евреи - дети дьявола, который восстал против настоящего Бога. Христианство решительно отделялось от иудаизма, хотя мы знаем, что оно выросло из него. Но христианский антисемитизм всё-таки давал еврею выход - тяжёлый, почти невозможный - стать христианином. Как только еврей расставался с иудаизмом, теоретически заклятие с него снималось. На практике всё было не так гладко, выкресты становились изгоями и у христиан, и у иудеев. К тому же иной раз это было чисто внешнее принятие христианства; считалось, что внутренне человек не менялся. Но всё-таки христианский антисемитизм давал еврею выход. Ужас расового антисемитизма в том, что он выхода не давал - человек не мог расстаться со своей расой, типом, разделаться с ним можно было одним лишь истреблением. В XIX веке произошёл сдвиг от христианского антисемитизма к расовому.

В Европе и США после Холокоста возникло мощное антирасистское движение. Учёные задумались насколько выделение рас оправдано научно. Здесь огромную роль сыграла западная генетика. В начале 1960-х годов было показано, что на самом деле понятие расы, господствовавшее в умах физических антропологов до середины ХХ века, - это категория субъективная. На бытовом уровне мы различаем людей по цвету кожи, структуре и цвету волос, по форме носа, ушей и так далее. Но европейцы и индусы, например, одинаковы по носам и по ушам, а вот по цвету кожи - разные.

Географически изменение пигментации происходит постепенно от Европы через Ближний и Средний Восток, Индию и чёткой границы нет. В Африке - то же самое. Арабы Северной Африки светлые, а арабы Судана тёмные, хотя по другим показателям они очень похожи. Кстати, в еврейской нации та же картина, достаточно съездить в Израиль, чтобы убедиться в этом. Многие учёные в конце 1940-х годов вообще стали высказывать сомнение в существовании единой еврейской расы или нации - евреи же такие разные. Так вот, выяснилось, отдельные признаки принадлежности к расе не срабатывали, комплекс признаков - тоже. Генетики установили, что даже за каждым внешним физическим показателем человека стоит не один ген, а много разных генов, что человек - это страшно сложное существо. Если мы начнём картографировать его гены, никаких рас мы не получим, не найдём также чётких географических ареалов, которые бы соответствовали строго определённым генетическим комплексам. Учёные пришли к выводу, что изменчивость постоянна, никаких границ нет. Поэтому многие учёные на Западе считают, что рас как таковых не существует, а есть вот эта постепенная изменчивость. А поскольку понятие расы субъективно, в науке стали использовать более чёткий термин - социальная раса. Но с ним уже работает не физическая антропология, а социальная.

РАСИАЛИЗАЦИЯ

Социальная раса - это группа людей, которую выделяют другие люди в качестве группы по некоторым показателям, как, например, белые американцы - чёрных. В период официального, государственного расизма в США определяли чёрных по крови. Человек мог выглядеть абсолютно белым, но в его крови была незначительная примесь негритянской крови - и он уже считался чёрным. Определить это можно было, только подняв его генеалогию. Он это знал и не имел права входить в места с табличкой "Только для белых". Так работает механизм социальной расы - люди выделяют какие-то категории других людей и дискриминируют их. Те, кто испытывает притеснения, сами себя начинают считать другой расой. Этот механизм базируется не на объективных физических показателях, а на взаимоотношениях между группами людей. Это иной раз даже не расизм, и недавно появился термин расиализация - расовое видение мира. Вы можете хорошо относиться к человеку, но воспринимаете его как представителя другой расы. Это и есть расиализация. Она очень интересно выглядит в американском законодательстве.

К началу 1970-х годов "чёрное" движение в Америке достигает не только колоссального размаха, но и громадных успехов. Государственный расизм уходит в прошлое, между белыми и чёрными устанавливаются совершенно иные отношения. Американские чиновники, законодатели пытаются с помощью закона исправить положение - вводят то, что мы называем аффирмативной политикой. Это политика квот, привилегий, она была и в Советском Союзе, когда некие привилегии давались меньшинству за счёт большинства, например, квоты представителям северных народов для поступления в институт. В США это практикуется в отношении темнокожих, чтобы подтянуть их по уровню развития к белым, чтобы открывать им школы, давать субсидии, предоставлять возможность учиться в университетах. В середине 1970-х годов в США было принято соответствующее законодательство. Население делилось на пять категорий (знаменитая пентагональная схема): белые американцы, чёрные, латинос, азиаты и коренные (индейцы и эскимосы).

Эта схема действовала до 2000 года, а введена она была специально для того, чтобы по данным переписи населения знать кого - сколько и соответственно планировать бюджет. Сам этот подход, сама бюрократическая процедура причисление людей (и самих себя) к какой-то расе делает мир расовым. Это так же как у нас этничность - в законодательстве, переписях, до недавнего времени и в паспортах. Сохраняются республики, образованные по этническому принципу.

Борись не борись, но это глубоко сидит в политической структуре, а потому и в сознании людей. Это не генетическая память, это культивируется политикой, школой, а потому играет огромную роль в нашем обществе. То же самое в Штатах - расизм сохраняется а сознании, в быту (при приёме на работу ты - заполняешь форму и фиксируешь свою расу), в законодательстве.

РАСИСТСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ

У нас звучит термин "русская раса", хотя в многонациональной России русские не могут говорить о себе как о расе, они - продукт невероятного смешения. Люди, склонные мыслить в расовых категориях, в своей риторике могут ссылаться на якобы научный подход, на самом деле таким не являющийся. Как правило, их понимание термина "раса" весьма субъективно. Вот, например, в Германии существует тезис об арийской расе, на основании которого были введены знаменитые Нюрнбергские законы 1935-го года. У немецких учёных была чётко разработана методика, существовали приборы, с помощью которых они измеряли носы, черепа и всё прочее. И вдруг выяснилось, что большинство лидеров нацизма во главе с Гитлером не соответствует показателям арийской расы. Поэтому к концу 1930-х годов от этого термина в Германии отошли и стали говорить о германской расе, но и это понятие субъективно.

В России существует и развивается русская идея, но расизм вырос не из неё, а привнесён с Запада. Всё, что у нас звучит - расистские лозунги, категории, размышления, идеологемы, - имеет основы на Западе. Кстати, эзотерика - одно из тех направлений, которые тесно связаны с расизмом. Не случайно говориться об оккультном рейхе, о том, что оккультные подходы сыграли большую роль в формировании нацистской идеологии. Есть на Западе бывшие нацисты, эссесовцы, которые заинтересованы романтизировать своё прошлое, показать, что за нацизмом стоят оккультные представления, магия, высшие силы, инопланетяне, гиперборейцы, тибетские махатмы. Восходит это к Блаватской. Все эзотерические учения очень туманны и непоследовательны, в них можно вычитать, что угодно.

Расисты вычитали то, что им было нужно. Блаватская говорит о смене рас (понимая под этим словом совсем не то, что нам привычно), о том, что остатки прежних рас обречены кармической необходимостью на вымирание. Но одними туманными намёками она не ограничивалась и относила к "остаткам прежних рас" реальных австрийских аборигенов, папуасов Новой Гвинеи, эскимосов и прочие народы с архаической культурой. У неё же звучала идея об арийской расе, связанной с Атлантидой и Северным Полюсом. Так вот этот самый миф, популярный в нацистской Германии, вновь расцвёл сейчас и подхватывается нашими национал - патриотическими изданиями.

Расистская идея очень проста, легко усвояема и может объяснить все беды. Она очень привлекательна на фоне социальной безысходности, кризиса. В 1980-90-е годы Европа и США переживали колоссальный наплыв иммигрантов, мягкое законодательство не препятствовало этому. Сейчас, в русле борьбы с международным терроризмом, оно ужесточается. У нас в последние десятилетия тоже очень большой поток иммигрантов, да к тому же чеченская война, сложная экономическая ситуация и немало еврейских имён на виду, которые действуют на некоторых людей, как красная тряпка на быка. Вместе с тем, национал - патриоты чувствуют себя неуютно. В их изданиях рефреном проходит жалоба на то, что русский народ их не поддерживает, не пробуждается из-за своей инертности, ленивости. Это их очень тревожит, им нужны союзники. То же - на Западе. Неонацисты, неорасисты отходят от своего кондового патриотизма, господствовавшего десятилетиями, уходят в оппозицию и некое диссидентство ради организации международных сетей White Power (белое могущество, власть, сила). В Интернете есть их сайты. Взрыв федерального здания в Оклахоме несколько лет назад показывает, что американские неонацисты и расисты, которые раньше были ультрапатриотами, сейчас начинают бороться со своим правительством и народом, чтобы приблизить нацистскую, расистскую революцию, которая перестроит общество на расовых началах. Вот эта идея свойственна всем расистским движениям Америки, Европы, России. У нас на глазах создаётся расистский интернационал, который основывается на эзотерических и оккультных идеях, на арийском мифе - наследии нацизма.

КОВАРНЫЕ ИДЕИ

Не так давно у нас открыли имя Карла Юнга. Учёные с восторгом приняли и стали использовать его понятие архетипов. Они, должно быть, не знают о том, что в молодости Юнг был очень склонен к немецкому национализму и отошёл от классического фрейдизма именно потому, что высказал идею архетипов. Для него они означали то же самое, что для германских националистов расовая душа - нечто изначально свойственное расам и сопровождающее их через всю историю. Архетипы Юнга - это ментальность, духовность, которая замыкается в расовых границах. Они имеют прямое отношение к расизму. К сожалению, и наши либерально настроенные мыслители сейчас широко используют этот термин, не понимая, что за ним стоит. Это очень нездоровое явление. Об этом нужно писать, говорить, обьяснять.

Вообще наше общество очень плохо понимает угрозу расизма. Запад развивается очень плавно, чем мы, там выработалась устойчивая традиция борьбы с расизмом, имеются научные школы, литература с критикой расизма, антисемитизма. А что у нас? Опасность недооценивается. Либеральное, демократическое движение должно бы озаботиться ею, но их внимание направлено на экономику. Это всё нужно, конечно, но и проблемой расизма нужно заниматься. Уже в учебниках появились некоторые концепции, которые будят расовые отношения к миру, хотя расистскими их, конечно, не назовёшь. Например, стал модным цивилизационный подход к истории. Он очень сложен, его по-разному интерпретируют, обсуждают, но он ещё очень сырой, неразработанный. Непонятно даже, что называть цивилизацией, каковы её границы? Несмотря на это, цивилизационный подход в вульгарной форме пошёл уже в вузовские и даже школьные учебники. Цивилизации рассматриваются как некие замкнутые общества, которые проходят этапы рождения, развития, смерти и фактически биологизируются, обретают некий менталитет. Практически здесь обнаруживается та же логика рассуждений, та же мировоззренческая основа, что и в расизме. Она, несомненно, готовит почву для порочных логических цепочек. Там уже выстраивается некая иерархия цивилизаций: западных с безграничным развитием; восточных (Китай, Индия), которые тоже достигают определённого развития, но замкнуты и варятся в собственном соку, и цивилизаций типа аборигенов Австралии и северных народов, которые будто бы могут существовать только на примитивном уровне. Если подумать, это - расистская идея. В принципе, с цивилизационной концепцией можно работать, но в определённых рамках. Можно говорить о цивилизации как о некотором культурном сообществе. Но есть ещё экономическое и социальное развитие, непрерывно идущее от низшего к высшему. Кстати, расисты с этим спорят и утверждают, что развитие идёт в противоположную сторону - от "золотого века" до полного упадка, который будто бы наступил сейчас. Это противоречит фактам, но у них своя логика рассуждений, идущая от эзотерики. Эзотерика - не наука, она основана на вере, как религия - можно верить, можно нет, но, в отличие от традиционных религий, не претендующих на сферу политики, науки, эзотерика пытается создать новый взгляд на мир, интегрировав в него известные ей научные достижения и определять мировоззрение человека, политику, международные отношения. Это очень опасно.

В ГРУППЕ РИСКА - МЫ ВСЕ

Ещё 10 лет назад некоторые прозорливые люди говорили, что в нашем обществе нет иммунитета от расизма, потому что нас долго держали в тепличных условиях, в рамках коммунистического мифа. Что мы знаем о фашизме и национализме? Лишь то,что это плохо с точки зрения нравственных категорий. Но этого недостаточно. Чтобы бороться, надо знать идеологию противника, её основы. На смену старому биологическому расизму сейчас приходит, а на Западе уже 20 лет существует, новый расизм - культурный, который рассматривает расы в виде уже не биологических категорий, а замкнутых культур. Они якобы развиваются своим путём, не могут друг друга понять и имманентно присущи своим носителям, как данность, как почти физическое качество.

Далеко не каждый расист будет откровенно оперировать расистскими категориями, у них для этого есть масса эвфемизмов, слов-маркёров, символов, знаков. Расистское мировоззрение может излагаться через терминологию, связанную с культурой, этничностью, цивилизацией. Это - термины, которые не воспринимаются как расовые, но их сегодня активно используют расисты во всём мире и за ними нередко скрываются расовые представления. Нужно уметь понимать это, особенно журналистам, правозащитникам. Иной раз, борясь с расизмом, они основывают свои взгляды на тех же расовых подходах, сами того не замечая. Это существует и у нас, и на Западе, но там специалисты по расизму уже давно вовсю критикуют антирасистов за то, что те не всегда осознают, с чем борются, и сами зачастую являются носителями расовых взглядов и расового отношения к миру. Знания, самообразование в этой области чрезвычайно важны, в группе риска - все мы, раз уж некое расовое мировоззрение можно почерпнуть в школьных или вузовских учебниках, И это идёт от Министерства образования, разумеется, без злого умысла, просто от непонимания.

Российский вестник "Международной Амнистии", №25 - май 2003 года

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz