Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
05.07.2005 Формирование у учащихся толерантности

Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор отчётливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости: воспитание открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории; обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов; прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на сознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.

Осуществлению и развитию этих основополагающих принципов способствует коррекционная программа, которая посвящена актуальной проблеме - воспитанию у подростков терпимого отношения к себе и окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности. Программа тренинга включает в себя три блока вопросов.

Первый блок - "Понятие толерантности" - состоит из трёх занятий, на которых раскрываются понятия "толерантность", "толерантная личность", "границы толерантности", обсуждаются проявления толерантности и нетерпимости в обществе.

Второй блок - "Толерантность по отношению к себе и к участникам группы" - также состоит из трёх занятий. На них происходит развитие чувства собственного достоинства и умение уважать достоинство других; осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии; развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; формирование позитивного отношения к своему народу; повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

Третий блок - "Толерантность по отношению к другим" - состоит из пяти занятий и представляет собой специальный тренинг, который направлен на обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Переходя к описанию программ, следует сказать, что ещё в XVIII веке понятие толерантности было новым. Современные представления о толерантности как о факторе, укрепляющем гражданский мир и дающем защиту от несправедливости, были во многом подготовлены деятельностью философов XIV - XVII веков, восставших против "терпения нетерпимости" и жестоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своём "Трактате о веротерпимости" (1763 ) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но "верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны думать одинаково об отвлечённых предметах". Важнейшим результатом деятельности философов явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 года, Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер.

Эта декларация - предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости.

Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарём, толерантность есть "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском языке - "уважение свободы другого, его образ мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значить "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других".. В арабском языке толерантность - это "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим", в персидском языке - "терпение, выносливость, готовность к применению".

В русском языке существует два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин "толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". Более знакомое и привычное нам слово "терпимость", употребляемое в обычной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".

Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если, если потребуется, их защитить, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Одна из главных задач тренинга - сделать понятие толерантности близким и ясным для каждого участника группы. Она решается не только через ознакомление учащихся с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Для этого, кроме специальной лекции, используется групповой "мозговой штурм" по выработке определений толерантности в группе, формулированию общего, итогового определения. Это определение сравнивается с уже существующими, происходит освоение социальных критериев и показателей толерантности.

Важнейшей темой тренинга является раскрытие понятий "толерантная" и "интолерантная" личность. Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чём заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностью. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чём заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностью. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроение обозначается термином "эмпатия". Развитие эмпатических свойств личности связано с умением поставить себя на место другого. Этой проблеме в предлагаемой разработке уделено особое внимание. Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область проецируется экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Зоны межэтнической напряжённости, заражённые этнофобиями, этническим насилием, порождающими потоки мигрантов, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости.

Этническая нетерпимость - реально значимая форма проявлений кризисных трансформаций этнической идентичности. Известно, что проблемы, связанные с формированием идентичности, являются ключевыми для подросткового возраста. Поэтому задаче формирования идентичности подростка, в том числе и этнической идентичности, в тренинге уделяется большое внимание. В детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, уничтожающая людей другой культуры и религии, стереотипы и предубеждения. Нередко представители другой национальности подвергаются социальной изоляции или изгнанию из социально значимых для них групп или сообществ (остракизм). Известные молодёжные группировки, построенные по избирательному принципу и выдвигающие профашистские лозунги. В основе такого рода интолерантного поведения лежит кризисная трансформация идентичности по типу гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм), когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убеждённость в превосходстве над "чужими". С другой стороны, существует вероятность, что формирование этнической идентичности подростка пойдёт по типу гипоидентичности, и в первую очередь, этнонигилизма, который характеризуется отчуждением от своей культуры, нежеланием поддерживать собственные этнокультурные ценности, негативизмом и нетерпимостью по отношению к своему народу.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий "толерантность" и "толерантная личность". Через развитие таких составляющих толерантности, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, раскрывается суть "инаковости", отличности от других.

Задача первых трёх занятий - формирование у учащихся толерантности по отношению к самому себе, чувства собственного достоинства и способности к самопознанию. Терпимое отношение к себе выступает как необходимое условие толерантности по отношению к другим. Позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом. Оно сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Следующая задача - уяснить "границы" толерантности. В мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, а с другой - нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления.

Ещё одной важной задачей является формирование у учащихся способности активно защищать права человека, в достойной форме выражать протест против любых форм дискриминации. Однако главная задача тренинга - не просто научить подростка толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество его личности, которое можно обозначить как активная толерантность индивида. Её формула: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнёрства.

О.В. Фомина,
старший преподаватель
Рязанского областного института развития образования.

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz