Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
14.08.2005 Ислам в Карелии

Бардвил Висам Али приехал 10 лет назад, как студент медицинского факультета ПетрГУ. Является гражданином России. Был председателем общинного СОМА г. Петрозаводска. Год назад назначен муфтием, председатель духовного правления мусульман Республики Карелия.

- Как родилась идея о создании мечети здесь, в Карелии?

- Ну, это вопрос скорее к тем мусульманам, которые были до меня. У них мечети не было и не было ее и здесь в Карелии, в Петрозаводске, вообще никогда. После 90-го года, как вы знаете, религиозность обрела свободу и въезд, люди все стали исповедоваться в своей религии, в том числе и мусульмане.

Раньше мусульмане молились в квартирах, которых хватало только для нескольких человек. И потом, конечно же, там было тесно, неудобно и, как следствие, неподходящая обстановка для обрядов. Поэтому появилась такая идея зарегистрировать общину официально и просить у администрации города место для строительства мечети. Вот так и нашлось решение этой идеи.

- С какими сложностями Вы столкнулись?

- В начале никаких сложностей не было - процесс регистрации шел спокойно, процесс подачи заявления в администрацию тоже.

Нам пришел положительный ответ, достаточно быстро. Была выделена территория под строительство мечети на Первомайском проспекте. Мы начали готовить проект постройки, но потом некоторые местные депутаты (Чаженгин, Лаврентьев и Шеремет). Чаженгин и Лаврентьев были тогда депутатами ЗС РК, а Шеремет был депутатом Петросовета. И они утверждали, что в Северо - Западном Регионе, для населения, опасно иметь рядом подобные мусульманские учреждения. Они начали распространять листовки, разжигая национально - религиозную ненависть к мусульманам. Это было успешное для них мероприятие - среди населения развилась исламофобия. Особенно это проявилась среди людей, живущих в Октябрьском районе, вскоре к этому присоединились журналисты. В прессе прошли статьи о вреде нахождения мечети вблизи школ и студенческих общежитий, а также об опасностях для служителей мечети со стороны ветеранов Чеченской войны и матерей погибших в ней солдат. То есть в начале все были категорически против всех мусульман и ислама вообще. Когда мы стали протестовать, люди начали говорить по-другому, что они против самого выбора места постройки, так как рядом находятся школы и студенческие общежития. Но любой разумный человек понимает, что в любом районе Петрозаводска есть и школы и больницы. Было ясно, что если Первомайский район откажется от нас, то и другие районы будут отказываться по этим же причинам. Среди причин отказа была и такая, что как это гости города почти при въезде в центр православного Петрозаводска встретят мечеть. Это было мнение отдельных православных. Православная церковь же поддерживала нас.

- Значит, церковь была согласна на присутствие мечети в городе?

- Да, но неофициально. При личной встречи с представителями церкви, они сказали, что не против мечети. Но они тоже придерживались мнения, что все - таки не стоит строить мечеть на Первомайском проспекте. Так как расположение мечети при въезде в православный город, может быть недобрым знаком для самого города. Так же со стороны православной церкви была просьба, - чтобы мы перестали обращать русских в ислам.

-Получается, что Вы столкнулись, в некотором роде, с национализмом?

Да, вдобавок нас обвинили в том, что мы берем помощь от чеченских предпринимателей. Но ведь чеченцы - это граждане России, а предприниматели - это официально работающие люди, платящие государству налоги. И в том, что они оказывают помощь кому - то, и кто-то ее принимает, нет ничего плохого.

Естественно, очень много писали и обо мне. О том, что я араб писалось, и чуть ли не в обвинительном порядке. Моя биография в разных статьях была показана по-разному. Некоторые журналисты даже не видели отличие между Палестиной и Пакистаном, указывая мою Родину. Меня называли самоучкой, обвиняли в том, что я сам себя назначил муфтием.

В конце концов, мы решили сами забрать своё заявление на строительство мечети обратно. Сейчас, как видите, мы купили это недостроенное здание.

- Как в этом районе люди относятся к строительству мечети?

- Мечетью мы здесь ее называем лишь между собой. На самом деле это, скорее всего местонахождение духовного управления, где есть молельный зал. Пока еще здесь многое не достроено, не отделано, не везде проведено электричество, вода.

Стараясь наладить отношения с будущими соседями, я сам лично пошел ко всем соседям и обязался следить за порядком вокруг строения, не устраивать шумных мероприятий. Также я попросил всех говорить мне обо всем, если кого - то что - то не устраивает в нашем соседстве. Никаких претензий со стороны соседей не было. Поэтому мы и купили это здание. Район тоже был выбран не случайно - здесь поблизости нет ни школ, ни больниц, никаких других подобных учреждений. Также был сделан акцент на минимальное количество людей.

- Сколько среди Ваших прихожан русских?

- Сейчас где-то 15-20 человек. Это только проживающие в Петрозаводске. Есть единоверцы и в других городах Карелии - в Сегеже, Костомукше и т.д. Ислам это религия для всех, независимо от национальности. Также, например, мы знаем, что некоторые родители - мусульмане, отдают своих детей, в общеобразовательную школу № 4, преподающую православие. Но мы не можем запретить им это, т.к. это их личное дело, если они считают, что их детям будет там лучше. Мы всегда приветствуем то, чтобы человек сам выбирал свой путь, и никого не держим насильно. С другой стороны мы всегда рады оказать помощь любому пришедшему к нам, к нашей вере.

Свобода выбора нами полностью поддерживается.

- Через что должен пройти человек, придя к вам, к вашей вере?

- Во-первых, он должен признать, что нет божества кроме Бога. Во-вторых, признать что Мохаммед - посланник Бога. Если человек будет это признавать, и будет свидетельство этого, то он становится мусульманином, - в дословном переводе, передавшим себя в руки Бога. Все остальное уже связано с обрядами и т.д. Это все не так важно, как эти два требования. Человек становится мусульманином и он мусульманин, если он их признает.

- Расскажите немного об обрядах?

-Мусульманин должен ежедневно молиться. Молитва доказывает, что человек верит в Бога, готов падать ниц перед ним, что он его раб. Также он должен платить милостыню - 2,5 % от своего дохода, если доход позволяет это делать. Милостыня раздается бедным - в первую очередь мусульманам. Если среди таковых нуждающихся нет, то помощь оказывается любому другому человеку. Один раз в году, на протяжении месяца, мусульманин должен соблюдать пост.

И хотя бы один раз в жизни, по мере физической и материальной возможности, совершить паломничество в Мекку, в святой город.

Вообще ислам является продолжением христианства, он не отменяет его заповедей. Он их совершенствует, делая упор на более мелких духовных огрехах. В исламе присутствуют такие общеизвестные всем морали, как- то, что взятка-это плохо, врать это плохо, нельзя бить, грабить и воровать. Все это отражено в исламском моральном кодексе-шариате, и совпадает с законами всего цивилизованного мира.

Тем не менее, всегда находятся нарушители шариата. Мы их считаем грешниками, но, в отличие от христианства, в исламе ни у кого нет права отпускать человеку грехи, кроме Бога. В исламе между Богом и мусульманином никто не стоит, нет посредников. Как муфтий, я не имею никакой власти над своими прихожанами. Я всего лишь исполняю роль учителя, и не могу отпускать им их грехи.

- Вы рассказали об отношении к вам, русских людей. А как относятся к русским в Палестине?

- Исторически сложилось, что очень много людей, в том числе и русских, совершают паломничество в Иерусалиме. Рост паломничества православных русских стал наблюдаться еще в царские времена.

И палестинцы,- жители Иерусалима, никогда не препятствовали паломничеству, так как знали, что этот город святой для всех. В Иерусалиме очень много православных церквей, гостиниц, больниц. Палестинцев с русскими связывает не только дружелюбие, но и общее святое место. В последнее время состоялось более тысячи браков между палестинцами и русскими. У меня у самого жена - русская.

- Расскажите, пожалуйста, о своем отношении к возможным военным действиям в Ираке?

- Конечно же, отрицательное! И не только по отношению к иракскому конфликту, но и ко всем войнам на Земле. Мы считаем, что любой конфликт всегда можно решить мирным путем, не берясь за оружие. Есть опасения, что иракский конфликт может перерасти в нечто более глобальное, такое, что затронет интересы всех жителей Земли.

Ирак итак очень много страдает. С одной стороны от диктаторского режима Саддама Хусейна в стране, с другой от отношения со стороны Америки, которую, как я считаю, главным образом интересуют природные ресурсы Ирака. Поэтому мне очень жаль, что свои интересы Америка ставит выше жизней иракских жителей.

Нам нравится позиция России в этом вопросе. Мы её полностью поддерживаем и всегда молим Бога о том, чтобы Он избавил жителей Ирака от назревающей войны.

Лена Зуй

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz