Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
16.08.2005 Социогуманитарная экспертиза как источник доказательственной информации

Николай Михайлович Гиренко, кандидат исторических наук, ст. научный сотрудник. (Санкт-Петербург)

Особняком стоит комплексная экспертиза, призванная подтвердить тот факт, что действия виновного (виновных) были направлены именно на возбуждение национальной или расовой вражды или ненависти либо что распространяемые им (ими) идеи, его (их) выступления содержат пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности.

В настоящее время в литературе практически отсутствуют исследования, посвящённые методологии и методике таких экспертиз. Отсутствует даже общепризнанное название.

Поскольку подавляющее большинство экспертных исследований по очередному кругу вопросов проводится специалистами, работающими либо работавшими в НИИ "музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)" Российской Академии наук, представляется возможным рассмотреть предложенное ими название данной экспертизы - социогуманитарная.

Очевидно, что исследования, выводы которых могут быть использованы в процессе расследования преступлений рассматриваемой категории, носят комплексный характер. Для проведения соответствующего исследования требуются знания в области философии, истории, психологии, этносоциологии, этнологии и некоторых других наук.

В каждом конкретном случае в название экспертизы можно включить перечисление всех этих отраслей науки. Однако, на наш взгляд, такой подход может привести к необоснованному увеличению количества видов судебных экспертиз, тогда как вполне возможно ограничиться общим (собирательным) термином. Тем более что все перечисленные науки относятся к социальным либо гуманитарным.

Таким образом, если именовать данный вид судебных экспертиз социогуманитарным, включение в число экспертов специалистов в перечисленных выше областях науки и знания не будет противоречить названию данного исследования.

Комплексный характер рассматриваемой судебной экспертизы не вызывает сомнения, поскольку специалисты в области какой-либо одной науки, техники, искусства или ремесла не могут дать ответ на тот вопрос, который прежде всего интересует следствие.

Сохраняет свою актуальность и нерешительный пока в литературе вопрос о возможности производства комплексного исследования одним лицом, обладающим знаниями не в одной какой-либо отрасли науки, а в двух и более. Представляется, что такое решение следователя будет вполне допустимым при отсутствии сомнений в компетентности такого специалиста в каждой интересующих областей науки, техники, искусства или ремесла.

При назначении и использовании экспертных и консультативных заключений допускаются ошибки, в результате которых уголовные дела не доходят до суда.

Как правило, для прояснения вопроса о смысловой направленности материальных носителей (запись речи, аудио-, видео - материалы, публикации и пр.) работники следственных органов обращаются к экспертам. При этом они чаще всего хотят получить выводы, содержащие юридическую оценку.

Вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертами, должны быть сформулированы таким образом, чтобы нацеливать на выяснение некоторых социально-психологических механизмов воздействия текстов, рисунков, устных высказываний и т.п. на лиц, которым они адресованы, поскольку в экспертном анализе в первую очередь должны быть представлены сущностные характеристики с позиции эксперта таких интересующих расследование явлений, как разжигание вражды и розни, оскорбление национальной чести и достоинства, раскрытия оцениваемого события на индивида и группу и т.д. Только после этого возможна дальнейшая достаточно объективная характеристика самого исследуемого материала. Без этих определений непонятны последующие, связанные с ними характеристики.

В качестве примерных могут быть предложены следующие вопросы:

1. Что понимается с точки зрения науки под действиями, направленными на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды и розни?
2. Что является действиями, по мнению науки, направленными на унижение национальной чести и достоинства?
3. Что является с точки зрения науки действиями, направленными на пропаганду исключительности либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальной или расовой принадлежности?
4. Использованы ли в данных материалах специальные языковые средства для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против какой-либо нации, расы или отдельных лиц как её представителей?
5. Какие действия с научной точки зрения унижают национальную честь и достоинство?
6. Каким образом содержание статьи и карикатура влияют на психику людей, какие вызывают ассоциации, унижения национальной чести и достоинства?

Как правило, перед следственными органами встают вопросы: к эксперту какой квалификации следует обратиться? Как обозначить тему самой экспертизы? Проблема в том, что характеристика материалов (выступлений, текстов, аудио- и видеопродукции и пр.), содержащих нарушения законодательства в сфере межнациональных отношений, не может основываться на установлении достоверности излагаемых в материалах сведений. Специалисты в области филологии, истории, религиоведении и других отраслях науки проведут анализ соответствия данных исследуемых материалов данным соответствующих дисциплин. Тексты будут оцениваться преимущественно как достоверные или нет, как констатация имеющегося в науке мнения, как тенденциозный подбор достоверных фактов при игнорировании других столь же достоверных фактов, как фальсификация или просто наивное либо научное заблуждение. Смысловая направленность действий конкретного лица в зависимости от личных убеждений эксперта может быть определена как стремление ознакомить массы с фактами, которые это лицо считает достоверными или требующими обсуждения, со способами улучшения общественной жизни, с вариантами решения экономических, социальных и культурных проблем, но не как стремление к разжиганию вражды, оскорблению национального достоинства, дискриминации и т. д. По преимуществу экспертный анализ является комплексным социально-психологическим исследованием с привлечением экспертов различного профиля, а не сугубо искусствоведческим, историческим или филологическим, как подобные исследования материалов часто обозначают.

Принципиальное значение здесь имеет не анализ излагаемых в материале фактов, а выяснение основы смысловой направленности самого подбора фактов, если таковая имеется, и этой основой всегда является некоторая мировоззренческая модель, обществоведческая научная, заимствованная из художественной литературы или некая доморощенная концепция, которую исповедует и пропагандирует автор. Собственно смысловая направленность будет заключаться в первую очередь в пропаганде этой модели, от которой следует отталкиваться или к которой следует стремиться читателю. Содержание собственно деятельности будет состоять в подкреплении данной модели аргументами из обществоведения, предложении путем её осуществления в реальности, агитации присоединиться к этой модели через принятие предложенного изложения фактов.

Тем самым по представлению определений сущностных характеристик, категорий, в отношении которых исследуется материал (что такое разжигание вражды и пр.), экспертиза должна показать, в чём состоит мировоззренческая модель, лежащая в основе исследуемых материалов (если таковая имеется), какие материалы (если имеются) и почему относятся к пропаганде данной модели, определить, кто является адресатом публикуемого материала, выявить предложенные способы поведения, а затем установить конкретно те материалы, в которых утверждаются и пропагандируются идеи, направленные на дискриминацию по национальному или расовому признаку, или содержится оскорбление национальной или расовому признаку, или содержится оскорбление национальной или расовой чести и достоинства граждан. Иными словами, следует показать, какую агитационно-пропагандистскую функцию текст (материал) несёт по замыслу его создателя.

Преступления, совершаемые на почве национальной или расовой вражды или ненависти, - это явления, как и политический экстремизм, относящиеся к классу эмоций социального порядка, т.е. эмоций, имеющих такие социальные последствия, которые могут стать дестабилизирующими для общественной системы. В этой связи экспертиза обязана рассматривать анализируемую проблематику в отношении возможных социально-психологических следствий агитационно-пропагандистских функций исследуемых материалов в конкретном контексте их существования (появления). Без этого сложно оценивать как сами материалы, так и событие, частью которого они являются, и послужившее причиной постановки вопроса о необходимости экспертного анализа. Вне этого экспертиза, по существу, теряет смысл.

В качестве возможного ориентира для определения наличия признаков вражды и ненависти, оскорбления национальной чести и достоинства можно предложить формулировки, уже апробированные в правоприменительной практике:

1. Возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды и ненависти: действиями, ведущими к возникновению или усилению враждебного противостояния групп населения, объединённых национальным, расовым или религиозным признаком, должны быть признаны публичные высказывания, распространение аудио-, видео- и изоматериалов, письменных текстов или иные публичные действия, смысловая направленность которых заключается в вытеснении лица или группы лиц из общественной среды или отдельной общественной сферы на основании принадлежности или непринадлежности данного лица или группы лиц к определённой национальной или расовой группе (т.е. по национальному или расовому признаку), а также аналогичные публичные действия, смысловая направленность которых заключается в установлении в обществе в целом или в отдельной сфере общественной деятельности дискриминации граждан по национальному, расовому или религиозному признаку.
2. Унижение национальной или расовой чести и достоинства: унижением, оскорблением национальной или расовой чести и достоинства являются публичные высказывания, распространение аудио-, видео- и изоматериалов или иные публичные действия, смысловая направленность которых заключается в приписывании личности негативных и осуждаемых обществом свойств в качестве характерных, заведомо присущих кому-либо уже по самой причине принадлежности лица или группы лиц к определённой национальной или расовой группе. Такие действия могут выражаться в провозглашении неравноценности для общества граждан на основании их национальной или расовой принадлежности, оперировании исключительно негативным материалом относительно лиц данной группы, публичном порицании и осуждении ценностей, уважаемых представителями этой группы. Всё это характерные действия, ведущие к возбуждению национальной или расовой вражды и ненависти, так как смысловая направленность их заключается в том, чтобы вызывать заведомую неприязнь, недоброжелательное отношение к лицам данной группы.

Указанные действия объективно работают на возбуждение национальной или расовой вражды в связи с тем, что они составляют минимально необходимое, а в условиях социальной, политической или экономической напряжённости достаточное условие возникновения межэтнического конфликта, неизбежно сопровождаемого как индивидуальным, так и массовым насилием над личностью или группой лиц.

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz