Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
09.11.2005 "Самостоялка" по толерантности

Когда заводят разговор о толерантности, надеешься, что он обойдется без усложнений и назидательных историй о "моральном идеале". Когда пишешь сам, не хочется чрезмерно упрощать - ведь есть опасность поставить знак равенства с понятиями-клише вроде "дружбы народов". Да и не объяснишь всего на совсем уж примитивном уровне. И все же толерантность - это не слишком сложно и не слишком просто. Это не фикция и не панацея. Но, главное, пока она в дефиците.

То ли рантность, то ли…

Кроме "дружбы народов" толерантность часто стремятся приравнять к "терпимости". И, думается, напрасно. Внедряя этот неологизм в общественно-политический лексикон, международное сообщество в лице ООН подразумевало вовсе не пропаганду всеобщего "вытерпевания" друг друга. Наоборот, суть толерантности - не-отторжение, активная позиция вместо пассивного соглашательства, наконец, адекватное отношение к проявлениям иного мировоззрения, культуры, языка, поведения.

Тем не менее, абсурдно представлять толерантность как улицу с односторонним движением - здесь просто нельзя без встречного. Если один "понимает и принимает", а другой проявляет нетерпимость - в сумме... впрочем, обычная арифметика не подходит. Чаще всего будет получаться даже не ноль, а минус, отрицательный результат.

Врез №1

Декларация принципов толерантности ООН
1.1 Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.
1.2 Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3 Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Концепция толерантности не случайно "всплыла" столь сравнительно недавно. Это, без сомнения, современная ценность - как уважение к жизни и правам, ненасилие, диалог. Раньше мир вертелся чуть медленнее, населен был свободнее и информационный шум терзал сознание чуть меньше. Теперь все ускорилось. Конечно, времена не выбирают, но большинство людей, по-моему, не прочь бы "отмотать назад" и вернуться туда, где миропорядок незыблем.

То, как мы реагируем на появление людей других национальностей, веры, внешнего вида, новых технологий, методов работы чаще всего сложно назвать "рациональным консерватизмом". Порой ненавистна одна мысль о ком-то (чем-то) "инородном" - вне зависимости от этноса, религии, пола, возраста, способностей, вида, цвета и происхождения.

Так происходит не потому, что "оно", чужое, приносит вред или заставляет отказываться от убеждений или прав. А потому что есть незыблемые "понятия": уходите, поскольку "вас здесь не стояло". Будьте толерантны к моему прошлому, а ваше настоящее и будущее мне "до фонаря".

Увы, метод "око за око" уже не работает. Не из-за того, что люди стали более цивилизованными и сведущими. Просто свое "око" - гораздо дороже! И чтобы его не лишиться, разумно проявлять к миру некоторый интерес, замечать, что по "оку" (и не по одному) есть у всех окружающих, что они не одинаковы, не обязательно принадлежат к человеческой расе и вправе больше заботиться о себе, чем о ком-либо ином, не нарушая законов этого мира.

Согласитесь, это "не слишком". Зато метод достаточно прост, чтобы позволить сосуществовать шести миллиардам людей вместо двух, как было столетие назад, и худо-бедно сохранять многострадальную планету. Во всяком случае, в теории это так.

Врез №2

"Самая опасная из нетерпимостей - это именно та, которая рождается в отсутствие какой бы то ни было доктрины как результат элементарных импульсов. Поэтому она не может ни критиковаться, ни сдерживаться рациональными аргументами".
Умберто Эко, "Пять эссе на тему этики"

Не в лучшем из миров

На практике наш "лучший из миров" становится все менее уютным для отдельной личности. Особенно если она чем-либо выделяется из массы т.н. обычных или нормальных.

Например, во вполне миролюбивом городе Владимире 53% телезрителей одной из интерактивных передач сообщили во время опроса, что негативно относятся к людям "не русской" национальности. Конечно, данные эти антинаучны, но вдруг оказались близки к общероссийским пропорциям: в РФ 58% населения (с погрешностью 3%) поддерживают лозунг "Россия для русских" (ВЦИОМ). Два года назад сторонников этого ограничительного утверждения было 49%.

Рост ксенофобных настроений продолжается, и это, как у Булгакова, "свершившийся факт". По информации того же источника, 66% опрошенных по стране положительно отнеслись бы к тому, чтобы администрация их города запретила въезд жителям Кавказа. Похожих цифр и публикаций - масса, и похоже, что ситуацию они достаточно правдиво описывают, но вовсе не изменяют в лучшую сторону.

Стрелочника находят всегда. Если что-то происходит с кавказцами, прямо или косвенно обвиняют в этом другое меньшинство: экстремалов, скинов - в общем, "проблемную молодежь" и пр. Как-то не прививается в массах мысль, что ни "молодежного", ни какого-либо иного экстремизма в отдельности не существует. Эта зараза либо характерна для общества, либо нет.

Все это совсем не только про Россию. В Германии уже больше десяти лет как сломали Берлинскую стену. Но только физически, а в головах многих "осси" и "весси" она будет невредима еще долго. До тех пор, пока водитель из западного Берлина не объясняет рост числа аварий неумелым вождением "восточных" соседей. Пока форма будет значить больше содержания. Пока не научимся быть толерантными, как освоили искусство передвигаться на двух ногах.

Врез №3

Более 62,2% жителей столицы считают, что в России существует проблема расовой дискриминации. Отрицательный ответ на указанный вопрос дали 28,8% опрошенных. 14,2% считают, что дискриминации не подвержен никто.

Список групп "дискриминируемых", по мнению москвичей, выглядит так: выходцы с Кавказа - 23,8%, инвалиды - 9,8%, дети - 5%, люди с ВИЧ/СПИДом - 5%, евреи - 4%, женщины - 2,8%, душевнобольные - 2,8%. Почти никто не считает, что в России как-либо ущемляются права представителей африканского или азиатского континентов.

Исследовательский центр РОМИР, телефонный опрос 500 москвичей, 2001 год.

Наставники, идеи и действия

"Научимся"… легко сказать. В документах ООН часто толкуют о "воспитании в духе толерантности", которое начинается с разъяснения общих прав и свобод, направлено на противодействие страху и отчуждению по отношению к другим и способствует формированию независимого мышления.

Даже если оставить без комментариев и принять на веру тезис о том, что "абстрактная" толерантность в принципе воспитуема, очевидно, что задача эта весьма сложна. Ведь воспитывать имеет смысл не только молодую поросль, но и вполне взрослых людей. Кроме того, разовые мероприятия бессильны дать ощутимый эффект, а мир занят борьбой с терроризмом в большей степени, нежели "воспитательной деятельностью".

Но хуже всего - с кандидатами на роль воспитателей. Для толерантности явно требуются некие общие усилия, кем-то направленные в нужное русло, некий организованный процесс. Кто будет за ним приглядывать: государство? Школа? Религиозные деятели, НПО, граждане? Каждый из вариантов весьма сомнителен, а все вместе эти силы не сложишь и не скоординируешь.

Похоже, остается самодеятельность: каждый что-то делает на своем уровне. В результате должны зажить, как сказано в Уставе ООН, "вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи". Цель благая, только вот идти придется долго, а дорогу торить одиночкам.

Впрочем, не так уж "одиночки" безнадежны, тем более убежденные в идее толерантности есть и среди госслужащих, и среди работников образования. Успешны и отдельные программы неправительственного сектора в этой области.

Например, в нескольких городах африканского континента проект "Футбол за толерантность" существенно снизил межэтническую напряженность. Какому-то социальному экспериментатору пришла в голову идея предложить населению враждующих кварталов померяться силами на футбольном поле. От обычных матчей игры отличались совсем немного: перед игрой команды собирались и вместе вырабатывали правила (например, засчитывать голы мужчин только после забитого женщиной и пр.). Недавно экзотическую технологию опробовали на Юге России - тоже получилось.

Любопытные результаты дали прошедшие в мае-июне 2002 года в Рязани и Перми акции "Чистый город"/"От языка вражды к языку мира". В один из дней "бригады" молодых людей из правозащитных организаций отправлялись по объектам с баллончиками краски, чтобы очистить стены, заборы, остановки от хулиганских и профашистских надписей.

Ничего особенного в побелке стен, конечно же, нет, и в акции не предполагалось акцентировать всеобщее внимание на "неопрятности" городского пейзажа. По мнению активистов, хамские рисунки и националистические надписи свидетельствуют, в первую очередь, о равнодушии. Однако раздача листовок и флаеров на местах показала, что немало людей готовы говорить о проблеме и что "самовыражение" на стенах их вовсе не устраивает.

Финал акции предсказуем: надписи не замедлили появиться вновь - на старых местах. Правозащитники пообещали замазывание повторить и подключить правоохранительные органы, а вот пресса отреагировала болезненно - дескать, антисемитские надписи множатся, разбудили в спокойном городе расистов… Впрочем, никто и не обещал, что воссоздать вокруг нормальную, толерантную, среду будет просто.

Язык улицы - язык вражды?

Один из важных компонентов толерантного сознания - языковой, и тон здесь задают в первую очередь СМИ. Появление в прессе и на ТВ малотолерантных языковых штампов переносит эти стереотипы на "улицу", в обыденную жизнь, публичный оборот, показывая, что это - норма. Порой от шедевров современного новояза вроде "спидоносец", "узкоглазый", "лицо кавказской национальности" становится глубоко не по себе.

Политкорректность, кстати, здесь не при чем. Она вообще видится сегодня скорее не способом погасить конфликт, а раздуть его в настоящий пожар. Политически корректные формулы - что пластырь на болячках общества, не лечит, а маскирует.

Толерантный язык не тот, что грязнет в словах-заменителях, а позволяет давать определения чистые и точные, договариваться по сути. Применимо ли это к нынешнему русскому? В Обществе любителей российской словесности считают, что спрашивать так не совсем честно: степень толерантности языка зависит от степени толерантности общества.

А с ней, видимо, не блестяще, если появилось сочетание "язык вражды" и целый российский проект с семинарами для журналистов, мониторингом и пр. В его поле зрения попала пресса и сайты пяти городов и федерального уровня. Лидерами рейтинга оказались Краснодарский край и Рязань. Но не стоит обольщаться относительно "нейтральных" Петербурга, Кемерово и Перми. Как легко потревожить всю эту тишь да гладь, мы уже знаем.

"Цимес" всего исследования уместится в паре абзацев. Российские СМИ практикуют прежде всего "мягкий" язык вражды, то есть косвенно, через отдельные выражения, фигуры речи, композицию формируя стереотип превосходства одних над другими.

Заказчиком же именно такой подачи информации выступает… само общество. Основные элементы языка вражды содержались вовсе не в цитатах, а в журналистских текстовках. Их, как известно, пишут, чтобы "глаголом жечь сердца людей".

* * *

И все-таки, можно ли привить или воспитать толерантность? Обычно я проверяю этот вопрос другим: а нужно ли? И если ответ положителен - можно. Но только в одном человеке - в себе. Поскольку толерантность - дело добровольное.
Анна Севортьян

Врез №4

Язык вражды (хейт спич, hate speech) - дискриминационные, негативистские высказывания, определения, эпитеты применительно к этносу, расе, вере, убеждениям, апеллирующие к конфликтности и разнице между национальностями или религиями и - в своей крайней форме - призывающие к вражде и розни.

Врез №5

Элементарные приемы толерантности "на каждый день"

1. Не обобщать
2. Не делать скоропалительных выводов
3. Не отрицать без причины
4. Думать самостоятельно
5. Не отождествлять форму и содержание
6. Быть чуть более открытым
7. Проявить хоть небольшой интерес к тому, что вокруг

Анна Севортьян.

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz