Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
06.06.2006 Положение ислама, Римско-католической церкви и Союза христиан веры евангельской (пятидесятники) в Республике Карелия.

Становление современной государственной политики в отношении религиозных организаций связано с принятием Закона РСФСР от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповеданий». Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, определила принципы свободы совести и свободы вероисповедания, взаимоотношений государства и религиозных объединений, которые были зафиксированы и в Конституции Республики Карелия. Важнейшими конституционными принципами регулирования взаимоотношений государства и религиозных объединений являются светский характер государства; равенства граждан перед законом и равенство прав и свобод человека независимо от отношения к религии; равенство религиозных объединений перед законом; право каждого гражданина индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Эти конституционные положения соответствуют международно-правовым стандартам свободы совести и вероисповедания. Они были развиты и детализированы в Федеральном законе от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» и других правовых актах.
На сегодняшний день остаются актуальными вопросы, касающиеся деятельности религиозных организаций как в России в целом, так и в Республике Карелия. Важная роль в вопросах взаимодействия государства и религиозных объединений на основе конституционных принципов свободы совести и вероисповедания в Карелии отводится Комиссии по вопросам религиозных объединений при Главе Республики Карелия. Известно, что государственно-конфессиональные отношения в нашей республике с 1917 и до конца 80-х годов 20 века были отмечены ошибками и даже преступлениями государственных органов в отношении религиозных организаций.
«В настоящее время по-прежнему крупнейшей религиозной организацией республики остается Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)». Для Карелии является актуальной тема толерантности по отношению к неправославным религиозным организациям. Слово толерантность означает в переводе с латинского терпимость и веротерпимость. Причем терпимость не только со стороны общества, власти, но и между религиозными организациями.
Комиссия по вопросам религиозных объединений при Главе РК (далее Комиссия) утверждает, что «на сегодняшний день в Республике Карелия сохраняется спокойная обстановка в отношениях между людьми разных национальностей и религий. Религиозная ситуация, государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения в республике в целом стабильны и спокойны». Действительно межконфессиональные отношения в республике бесконфликтны. Но самая острая проблема на сегодня для всех религиозных организаций это толерантное отношение со стороны общества и СМИ.
Сегодня наше общество поразили болезни под названием ксенофобия и религиозная нетерпимость. Нельзя недооценивать роль СМИ в распространении этих болезней. Получив право на свободу слова, журналисты часто не задумываются о последствия своих статей, в которых явно прослеживается пропаганда нетерпимости, агрессивности и ксенофобии. Нельзя не согласится, что влияние прессы на общество велико и что взгляды и мнения у большинства населения выстраиваются под воздействие СМИ.
В таких условиях естественны опасения и волнения мусульман по поводу интолерантного отношения общества к ним. Представители ислама не раз уже обращались в республиканскую прокуратуру с жалобами на статьи, содержащие исламофобские настроения. Но необходимо так же отметить, что за последнее время ситуация намного улучшилась. Еще пять лет назад можно было наблюдать следующую ситуацию: граждане вместе с депутатами собирались в одной из школ города Петрозаводска для рассмотрения вопроса о том, как запретить мусульманам строить мечеть в Петрозаводске. Довольно печальная ситуация, когда среди представителей власти встречаются настолько нтолерантные люди, не признающие прав, защищенных Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 21 п. 2: Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации) люди.
Из-за возникающих проблем в результате исламофобии карельский муфтият старается помогать мусульманам посредством выстраивания диалога с обществом. Например, активно сотрудничать со СМИ, организовывать лекции об исламе, устраивать дни открытых дверей в мечети, выступать перед милиционерами, особенно перед теми, которые собираются ехать в Чечню. В целом нынешнее состояние мусульманской религиозной организации муфтий описывает так: «Мы рады, что нам не мешают! Это то, чего мы добились за последние годы».
Такая обстановка не может радовать, но и не радовать тоже. Заслуга карельской мусульманской религиозной организации в том, что она старается вести просветительскую деятельность среди населения и тем самым пытается уменьшить исламофобские настроения в обществе.
Не менее печальная ситуация оказалась у Союза христиан веры евангельской пятидесятников, когда они проводили акцию «Ощути силу перемен». Проект включал в себя 9 религиозных организаций (Христиане Веры Евангельской (Пятидесятники), Религиозная Христианская Организация "Армия Спасения", Церковь Евангелических Христиан Баптистов, Христиане Адвентисты Седьмого Дня, "Благая Весть" и др.) и был направлен на оказание помощи людям в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, семейными разводами и другими социальными проблемами.
Естественно, что оценка деятельности этих организаций имела противоречивый характер. Несмотря на то, что мэрия дала добро на проведение этой акции, большая часть общества отнеслось к акции враждебно. Немалую роль в этом сыграли СМИ. В прессе появились статьи, которые явно настраивали общественность против религиозных организаций. Примером этому является статья газеты «Карельская губерния» от 11.11.2004 «О Боге, но на разных языках», в которой можно прочитать следующие интолерантные строки: «их призыв к господу четко продуман, как реклама стирального порошка. После стендов: "Я был алкоголиком...", "Я хотел уйти из жизни..." не хватало только "Я была толстой, но бог помог мне похудеть". Плюс дешевый подкуп "Позвони сейчас и получи бесплатную книгу в подарок"»
В Карелии, хоть и с трудностями проект бал завершен, и организаторы акции выражают надежду, что смогут еще раз провести подобную программу и при этом общество отнесется к проекту с пониманием.
Представители Римско-католической церкви отмечают, что явного проявления религиозной нетерпимости они не встречают.
Как итог всему вышесказанному необходимо заметить, что, несмотря на существующую проблему, власти остаются в стороне и никак не пытаются повлиять на нее. Создается впечатление, что представителям власти такая ситуация на руку, так как дискутируя по данным вопросам можно отвести внимание общества от других злободневных проблем. Но в таком отношении власти к проблеме кроется отражение более серьезной опасности – существованию мира и спокойствия в российском обществе.
Выходом из данной ситуации может служить создание негосударственного объединения религиозных организаций, которое будет вести просветительскую деятельность среди населения.
Таково мнение автора.
Оксана Свинцицкая,
активистка МПГ, студентка ПетрГУ.

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz