Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
25.07.2006 Скинхеды и скиндвижение в России и Карелии

Предпосылки образования неформальных организаций. Для детского и подросткового возраста характерно появление такого свойства как эмансипация. Эмансипация – стремление освободиться от руководства, опеки, противопоставить себя старшим по возрасту. В случае психологической оппозиции ко всему «старшему» неблагополучия в семье и (или)
невысокого уровня интеллекта «отравление свободой» может осложняться социальным поведением. Последнее может включать совершение противоправных действий, злоупотребление психоактивными веществами, бродяжничество и половую распущенность в их различных комбинациях. По мнению исследователя А. Файна неформальные группы выполняют ряд важных функций:
• Адаптируют подростка к обществу
• Присваивают первичный статус
• Облегчают потерю связей с родительским домом
• Передают для данного подросткового возраста и данного молодежного социокультурного слоя ценностные представления
• Сплачивают «силы сопротивления» авторитаризму взрослых
• Удовлетворяют потребность в сексуальных контактах
Социально-психологический механизм становления неформальных молодежных объединений примерно одинаков и мало зависит от направленности деятельности объединения, а также от социокультурной среды.
В протестантских подростковых движениях «протест» обычно выражается в форме маргинализма и пермиссивности(вседозволенности). Маргинализм – (от лат. «марго») – край, черта, т.е. «находящийся за чертой». Маргинализм представляет собой бескровный социальный протест, выражающийся в игнорировании личностью требований официальной морали, стремлением выйти из-под контроля общественных институтов. Пермиссивность – от английского «пермишен» - дозволение. Концепция «вседозволенности» возникла на западе в
начале 70-х годов как отражение особого типа поведения молодежи, бунтующей против культуры и морали «старого капиталистического (а впоследствии и
социалистического) мира. После перестройки, объявившей невиданную доселе свободу, демократия стала восприниматься подростками (и не только ими) как вседозволенность. В
условиях СССР, а после его распада – в России, пермиссивность обычно проявлялась в наркомании и сексуальной свободе. В разной форме это является специфической чертой всех протестных движений.
б)Дети смуты. Россия – страна арийцев! Хватит, поиздевались над нами всякие жиды и большевики. Мы, арийцы, здесь хозяева. И мы будем хозяевами. Когда мы придем к власти – мы всех выстроим вдоль стен и всем скажем: «Жиды и комиссары – шаг вперед!» И всех жидов и коммуняк – из пулемета. Потом скажем: «Узкоглазые и Чернокожие – шаг вперед!»
И всех узкоглазых и чернокожих на рудники и лесоповал. Пусть работают… Да здравствует Тысячелетний Великий Рейх Арийской Нации!... (Из речи неназванного оратора-скинхеда
на митинге весной 1997г.)
Вам встречались группы молодежи с бритыми головами, в одинаковых черных джинсах и камуфляжных куртках без воротников, в высоких армейских ботинках, с нашитым на рукаве флагом рабовладельческой конфедерации? Это и есть бритоголовые, или иначе – скинхеды
- них почти не пишут, но среди подростков они уже легенда. Взрослые стараются их не замечать, причем не только рядовые обыватели, но и представители закона. Журналист и автор криминальных романов Дмитрий Стахов рассказывал в 1998 году, как он регулярно
наблюдал на станции метро "Лубянка" одну и туже картину: сСобираются на платформе
скихеды, чтобы начать свою "ритуальную" охоту на чернокожих, а дежурные милиционеры
демонстративно отходят подальше и начинают с утроенным рвением проверять документы у "лиц кавказской национальности " и у прочих лиц с "недостаточно арийской" внешностью.
Плохо верится, что "нижние чины" милиции поголовно заключили между собой этакое
тайное соглашение о скинхедах, Скорее есть соответствующий приказ.
Самые первые скинхеды появились в Англии в 1968-1999 годах с образом скинхеда-
хулиганствующего молодчика, расиста, фашиста и антисемита - они не имели ничего общего. Скорее наоборот, скинхеды "первой волны" были субкультурой рабочих районов Британии, которая возникла как молодежная классовая культура протеста против официальной буржуазной культуры. Подростки из рабочих районов рассматривали британскую контркультуру как "выпендреж" "маменькиных сынков" из семей "среднего класса" и из
богатых семей – развлечения состоятельных бездельников.
В США в 60-е годы дети "среднего класса" сотнями тысяч уходили из дома и бросали
университеты, чтобы стать "хиппи", жить в сельских коммунах и зарабатывать на
жизнь своим трудом. Молодежь десятками тысяч шла под полицейские дубинки и водометы, наполняла собой тюрьмы – в борьбе за прекращение расовой дискриминации, за гражданские права и против войны во Вьетнаме.
В России скинхеды появились в начале 90-х. В 1992 году в Москве было около десятка скинхедов. Вели они себя тихо. Эти самые первые "скины" были чистым продуктом подросткового обезьянничанья. Так длилось до начала 1994 года, когда скинхеды вдруг - в несколько недель – превратились если не в массовое, то в многочисленное явление. Внешне это было связано с событиями сентября-октября 1993 года, когда Ельцин наглядно показал всем, что в любой дискуссии самый убедительный аргумент - насилие. Нашлись подростки, которые хорошо усвоили этот урок.
Вскоре, 4-го октября 1993 года произошел расстрел танками Белого дома, за которым с
патологическим удовольствием наблюдали подростки, ставшие вскоре скинхедами. На рост числа "скинов" повлиял, впрочем, не столько сам расстрел парламента, сколько последующий период "особого положения" в Москве, когда на улицах царил полицейский террор, быстро принявший явно расистский характер. Посмотрев, как ОМОНОВЦЫ с удовольствием грабят и безнаказанно бьют ногами людей с "недостаточно арийской"
внешностью, и, послушав соответствующую "патриотическую" риторику властей, подростки - двоечники из "спальных" районов, из неблагополучных семей быстро нашли "пример для подражания".
Скинхеды в России - продукт не национальных, а социальных изменений. Это особенно
хорошо видно из того факта, что банды скинхедов возникли именно в крупных и наиболее развитых городах - там, где сосредоточены основные богатства и где особенно заметно возникшее, как за последние годы в России, социальное расслоение. Подростки из бедных семей, глядя на внезапно разбогатевших чиновников и уголовников - "новых русских" завидовали им и ненавидели их. Но трогать боялись и направляли свою ненависть на более доступный объект - "инородцев". "Скины" обычно не носят с собой оружие, но в драках пользуются ремнями с утяжеленной пряжкой, намотанными на руку. Последний писк скин-моды – украшать ремень якобы декоративной цепью (на самом деле цепь делает этот импровизируемый кастет более опасным). Наши скины - приверженцы музыкального стиля "ХОЙ!" Больше всего музыкальных скин - групп в Москве: " Штурм", "Русское гетто" (1997 года -"Коловрат"), "Белые бульдоги", "Вандал", "Дивизион", "Крэк" и другие. Тексты песен скин - групп, как правило, довольно примитивны и не производят, при своей агрессивности, сильного эстетического впечатления. В качестве исключения могу привести
текст песни из репертуара группы "Террор":
Стало много кавказцев. Поднял голову негр,
Но за улицы наши, за девчат с дискотек,
Против негра и турка, да за русский народ
Встал не мент и не урка, не префект - "патриот" -
Бритоголовые идут!
Черный "бомбер", злой ветер, бритый лоб, камуфляж.
Здесь не будет мечети - Будет русский пейзаж!
Перебить без пощады всех кавказских чертей!
Мы за русский порядок - ради наших детей.
Такой текст, конечно легко подпадает под статью 282 УК ("возбуждение национальной,
расовой или религиозной вражды"), но никто никогда не пытался привлечь к ответственности ни одну музыкальную скин - группу. Существует скин - пресса: журналы "Под ноль", "Белое сопротивление", "Отвертка", "Стоп", "Я - белый" и т.д. Есть даже рассчитанные на только скинов ультраправые сайты в Интернете. Кстати подобные тексты песен есть не только у скин-групп, но и у некоторых групп «панк-рока». В качестве опять же примера, могу привести отрывок из песни Петрозаводской группы «Vomit»:
Я не люблю черных, я ненавижу желтых,
Я ненавижу Чуркестан - я вступаю в Ку-клукс-клан...
Чурки - это пакость, чурки - это мразь,
Любой из них кинет тебя в грязь.
Негр на завтрак, негр на обед, негр на ужин,
И негра больше нет. Нет прощения ублюдкам,
Нет прощения скотам, нет прощения подонкам,
Я вступаю в Ку-клукс-клан!
В России наци-скины чувствуют себя уверенно и безнаказанно. Милиция зачастую им явно сочувствует. Скины – самая агрессивная из заимствованных молодежных субкультур. Движение скикхедов разнообразно. Имеется два крупных крыла:
• Скины-антифашисты. Сюда относятся Красные скины, SHARP и др.
• Бонхеды (боупхеды)- BONEHEADS («костяные башки». «тупоголовые» - наци-скины) – это название праворадикальных скинов, было дано им левыми скинхедами. Название
привилось. Кроме того, существует множество мелких ответвлений, которые трудно отнести к какому-либо из названных крыльев, к примеру, «зеленые скины» - защитники природы. К настоящему времени движение скинхедов на Западе фактически стало представлять
сразу всех протестных движений с агрессивно-силовой составляющей.

Скинхеды-антифашисты. "Думай головой, а не ботинками", - их лозунг. Ультралевое крыло скинхедов. Red Anarchy Skinheads - «Красные скинхеды-анархисты» или просто RASH (в
основном анархисты и коммунисты). RASH сейчас стремительно распространяется по всему миру. Издает свои журналы, имеет много коллективов экстремальной музыки, участвует в радикрадикальном антифашистском и анархистском движениях. Кроме расизма, они борются и
протии сексизма (угнетения женщин) и гомофобии (преследования сексменьшинств). Их деятельность направлена против последствий господства транснациональных корпораций, участвуют в радикальных экологических акциях. Есть traditional skinheads, они аполитичны и придерживаются так называемого spirit-69(дух 69). SHARP, имеют в своем составе нацменьшинства, сексменьшинства и представителей различных левых движений. SHARP отказались от леворадикальных взглядов красных скинов и в качестве «символа веры"
принимают только антифашизм и антирасизм. Есть даже организации, объединяющие
скинов-гомосексуалистов, такие как, например, GSM (Gay Skinhead Movement).
В отличие от правых скинов, любящих демонстрировать национальный флаг, государственную символику, кельтские кресты и свастику, красные и анархистские скинхеды - антипатриоты. Они носят нашивки с «анархией», «серпы-молотки» и т.п. Изредка западные
скины-антнфашисты и леваки носят на куртках атрибутику СССР. Чаще пришивают нашивки с эмблемой политической организации, в которой состоят.
Во всем мире сейчас, как правило, среди скинхедов преобладают левые и traditional. Правые же преобладают только в России и, отчасти, в Восточной Европе. Антифашисты выступают против войны в Чечне. Во многом эти мнения не соответствуют официальному мнению властей. Однако все требования антифашистов конституционны, а их действия - в рамках закона. В сленге российских скинхедов «антифашисты» часто сокращаются до «антифа». Имеется также косвенная информация о том, что «виртуальные антифа» являются
шуткой, придуманной в околохипповских кругах анархистов.

ИЕРАРХИЯ ДВИЖЕНИЯ
В движении бонхедов существует некая социально-возрастная иерархия69- При этом скинхеды из различных иерархических слоев имеют устоявшиеся самоназвания: малолетки, молодняк, старшаки и т.д. «Малолетки». Первая, самая многочисленная — «малолетки» — это подростки 12 — 14 лет, которые еще толком не знают, что это такое — быть настоящим бритоголовым, но уже нахватались нацистских или расистских лозунгов, уяснили некоторые основные нормы
поведения, присущие бритоголовым. Чаше всего это происходит при прямом подражании старшим и более опытным товарищам. Эта категория активно использует внешнюю символику и
атрибутику движения скинов — кельтский крест, нацистскую символику. Хотя надо
заметить, что одного единого устоявшегося образца униформы на сегодняшний момент не существует. «Молодняк». Вторая категория — «молодняк», старшего возраста. 14 — 16 лет.
Активно участвующие во всевозможных неонацистских митингах и сборищах, собирающиеся в большие группы. Эта категория бритоголовых обладает более четко оформленной политической ориентацией и умением более или менее связно изложить главные принципы
движения скинов. Третья категория — «старшаки», помимо участия в митингах, сходках и сборищах обладают твердой, достаточно прочно сложившейся политической ориентацией, умеют не только связно изложить основные пункты политической программы своего движения,
но и ведут агитационную работу. Такая категория бритоголовых зачастую обладает прочными разветвлёнными связями с различными право- и леворадикальными экстремистскими
организациями. «Старые скинхеды». Среди огромной толпы скинов самых разных видов, уровней и степеней организованности существует небольшая (применительно ко всему движению скинов в целом) сплочённая группка, называемая «старые скинхеды». Эта относительно маленькая часть скин-движения состоит из наиболее идеологизированных и активных бритоголовых. Средний возраст скинхеда этого вида старше 20 лет.
«Старые скинхеды» более хорошо знают обычаи, традиции и принципы бритоголовых,
являясь их основными хранителями и толкователями для основной массы скинхедов. Каждый из них имеет определённый стаж пребывания в движении скинхедов, от трёх-пяти до десяти лет, в течение которых он должен жить и действовать, соблюдая все принципы и заповеди скин-движения. Прерывание стажа не допускается, переход на время в другое неформальное течение с последующим возвращением тоже не допускается, он должен быть скином «по жизни». «Старые скинхеды» — это основное ядро движения скинхедов, они его формируют,
они его сплачивают. Одна из осуществляемых ими основных задач - стимуляция и радикализация как отдельных скин-групп, так и всего скин-движения в целом.
«Модники». Отдельно и обособленно в обшей массе скинхедов стоит категория «модников». Этот вид скинов почти полностью аполитичен и инертен — собственно, это и есть главная особенность «модников». Они носят атрибутику скинхедов, слушают музыку
бритоголовых, иногда посещают скин-концерты, но в массе своей они тихи и неагрессивны. Как правило, они не способны даже отразить оскорбления и насмешки со стороны «правильных» бритоголовых, тем более они не могут совершить какой-либо серьёзный
поступок, «славный" и «геройский» с точки зрения основной массы бритоголовых. Ветераны скинхедов отзываются о «модниках», как о фальшивых скинхедах». Эта категория «модников» составляет наиболее значительную часть скин-движения, особенно в период его наибольшей субкультурной популярности. Степень организованности скинхедов часто преувеличивается. Основная их масса ~ это слабоорганизованные небольшие (периферийные) группы в 15-20
человек, которые быстро формируются по месту учебы или жительства и быстро распадаются. И это нормальный механизм функционирования молодежной субкультуры. Образно он представляет собой расходящиеся концентрические круги - чем дальше от центра, тем круг
шире. Те, кто находятся на периферии имеют смутное представление о движении скинхедов. В их базовых идеях наблюдается очень большой разброс: от «надо кого-то бить», до «в стране бардак - надо хоть что-то делать». Периферийные группы состоят из мало идеологизированных групп, «модников». Их основная масса бритоголовых — это весьма агрессивные гопники (шпана), отдающие дань моде, так как движение становится всё более популярным. Они неорганизованны, не умеют думать и вообще судят о движении только по внешней атрибутике: бомбер, лысая голова, подтяжки, пиво, «доктор Мартенс» (разновидность ботинок).
Бонхеды сильно криминализированы. В процессе включенного наблюдения были установлены обширные связи группировок бонхедов с преступным миром. Скинхеды создавали преступные группы, занимавшиеся грабежами и разбоем. Нередко эти группы объединялись с традиционными преступными формированиями и занимались в дополнение к указанным видам преступной деятельности кражами со взломом. Бонхеды имеют специфический фольклор, выраженный в большом количестве не очень правдоподобных рекламных историй «об избиении черных» (имеются в виду «лица кавказской национальности»), историй о получении денег с тех же людей и от выполнения функций рэкета где-либо. Успехи бритоголовых в этих историях сильно гиперболизированы. Уровень неправды соответствует хвастовству 11-13 летних подростков. Мало идеологизированные группы скинхедов появились - в результате интенсивной информации о движении в СМИ. За счет эффекта размывания субкультуры, эти группы имеют только общее представление о деятельности скинхедов, причем, как правило, «скинхеды» для них – это позитивная форма социального протеста, направленная против коррупции, экономического хаоса и т.п. негативных процессов, охвативших страну. Однако выражение этого социального протеста часто происходит в социально неприемлемых формах - в виде административных правонарушений или преступлений. Подростки в данных группах воспринимают свою деятельность с позиций юношеского максимализма и романтизма. Это тот самый слой, который подтолкнуть к погромам могут, прежде всего, средства массовой информации. Радикальные (в том числе неофашистские) партии ведут поиск подобных групп, так как они представляют для них необычайную ценность. С тем же успехом эти группы скинхедов можно увлечь любой другой протестной формой деятельности, в которой они могут выразить свой социальный протест уже в неопасных для общества формах.
Учитывая, что движение скинхедов представлено двумя крупными течениями, их символика и атрибутика будет отличаться. Символика. Бонхеды используют традиционную нацистскую символику изображения свастики, нацистского орла, черепа с перекрещенными костями, символ
SS, другие символы 3-го Рейха, также различные модификации изображения так называемого кельтского креста. Его изображение используется в качестве эмблемы расистской организации "White Power". Значимая символика базируется на использовании числа 88 (порядковый номер
двух «Н» в немецком алфавите, обозначают «Heil Hitler»), числа 14 или букв WP(White Power).
В качестве символа может использоваться нацистское приветствие «Зиг хайль» (Seig Heil) - «Да здравствует победа» или «Слава Победе» по-немецки. Как символ выступает флаг рабовладельческой Конфедерации. Символика может быть использована в оформлении нашивок. Нашивается обычно на рукав или (если нашивка большая) на спину куртки - "бомбера". Менее распространены: няшивки в виде свастики, кельтского креста, портрета Гитлера, числа 88, числа 14 или букв WP(White Power). Сопутствующие атрибуты: Соответствуют принципу функциональности. Не должно быть ничего лишнего, что мешает увернуться из рук противника никаких очков, никаких сумок, погончиков, клапанов - ничего. В качестве оружия могут быть использованы нож, отвертка или кастет, бейсбольные биты. Скинхеды-антифашисты используют коммунистические, революционные символы: портреты Ленина, Че Гевары, Нельсона Манделы, антифашистские и антинацистские эмблемы, эмблемы с
названиями своих организации и групп левого направления, на которые они ориентируются.
Атрибутика. Самое главное предназначение всех атрибутов скинхедов – максимально увеличить подвижность и неуязвимость в столкновениях. Поскольку общий тип одежды
наци-скинхедов и скинхедов-антифашистов практически идентичен, представителей того или иного направления можно отличить именно по нашивкам. Ремень с тяжелой пряжкой может
служить оружием в драке. Скинхеды обычно не носят с собой никакого оружия, но в драках пользуются ремнями с утяжеленной пряжкой, намотанными на руку. К ремню может быть подвешена якобы декоративная цепь. Некоторые скинхеды носят подтяжки, причем спущенными. Бонхеды - цвет любой, чаще черный, кроме красного. Скинхеды-антифашисты – подтяжки красного цвета.
Очки, кольца, перстни, браслеты практически не используются в силу не функциональности.
Ношение серьги в одном ухе, а иногда в обоих ушах, встречающееся у западных скинхедов, для российских нехарактерно. Возможны отдельные случаи. Прическа и головные уборы: Бритая голова является основным отличием всех скинхедов. Поскольку бритая голова - очень характерный признак, часть скинхедов не бреются налысо, чтобы не привлекать к себе внимание. Волосы могут быть просто коротко подстрижены. Существует мнение, что длина волос по всей голове должна быть одинаковой.
Одежда. Футболки - бонхеды носят футболки с символикой НС-движения (Кельтский крест, руна Отар, изображения орла, бульдога - 60), Могут встречаться изображения свастики, кельтского креста, портрета Гитлера, числа 88, числа 14 или букв WP(White Power). Возможны футболки или кители защитного цвета. Скинхеды-антифашисты используют символику своих организаций и портреты коммунистических лидеров. Брюки. Часто встречаются армейские
штаны. Альтернативой таким штанам служат узкие подвернутые (высоко закатанные} джинсы. У бонхедов идеальным цветом джинсов считается белый или бледно голубые, как символ белой расы. Джинсы черного цвета могут выбираться с точки зрения функциональности: на них
плохо видны грязь и кровь. Бомбер - летная (военно-морская) куртка, традиционная верхняя одежда скинхедов. Цвета - черный, защитно-зеленый. Особенность куртки – отсутствие воротника, что соответствует требованию функциональности в драке. Настоящий «бомбер» должен выдерживать удар ножа. Обувь. Хакинги - тяжелые шнурованные армейские ботинки. «Доктор Мартенс» («Докс». «ДМ») - первоначально выпускались как рабочая обувь общего назначения. (working class shoes - "обувь рабочего класса"). Стали чрезвычайно популярны среди скинхедов. Сама торговая марка "Доктор Мартенс" относится к специальным подошвам с
воздушной прослойкой и характерным ребристым рисунком, сделанным из кислотоустойчивого полиуретана с прослойкой закачанного воздуха, обеспечивающей комфорт и удобство носки. Верхняя часть ботинок производится несколькими производителями. Тяжелые ботинки «Доктор Мартенс» - из толстой свиной кожи на солидной каучуковой подошве, которые смазываются не сапожным кремом, а специальным воском. Классические ботинки «Доктор Мартенс» - это кожаные рабочие ботинки черного цвета или цвета бычьей крови, прошитые желтой нитью, либо приваренные к подошве, шнуруемые на восемь или десять отверстий с каждой стороны, причем
считается, что чем больше отверстий, тем лучше. Милитаризованная модель имеет стальные подковки с передней части подошвы (носок ботинка армирован сталью). В последние годы компания приступила к выпуску подошв "Рейнджер". Данная подошва выпускается с теми же
вариантами верха, что и классическая. Такие ботинки также пользуются популярностью у скинхедов. Популярны похожие ботинки фирм и “Camelot”, Наибольшей популярностью
пользуются высокие полусапоги “Grinders” с одиннадцатью парами металлических
отверстий для шнурков. Ботинки также являются орудием в драке. Шнурки должны быть, такими длинными, чтобы после шнуровки обуви, их можно было два или три раза обмотать вокруг
верхней части ботинка. Бонхеды часто носят ботинки с белыми шнурками, так же как и белые джинсы. Белый – широко известный, хотя и не общепринятый символ скинхедов, обозначающий правого радикала или расиста. Черный цвет также может встречаться. В отдельных случаях у
скинхедов могут встречаться шнурки красного цвета как символ готовности пролить кровь за расу, но такая символика в среде бонхедов в данное время считается архаизмом. Красные
шнурки - элемент атрибутики скннхедов-антифашистов, который они используют как один из отличительных признаков представителей движения.
Татуировки. Бонхеды: возможны татуировки с изображением кельтского креста нацистской символики, чисел «14» и «88». Скинхеды-антифашисты – в сюжетах татуировок используются
традиционные антифашистские сюжеты.
Структура движения скинхедов. В России движение скинхедов представлено в виде частично
пересекающихся слоев: 1. Идеологизированных групп молодых людей. Отличительной особенностью
данной группы является наличие позитивной мотивации прихода ее членов в группу: патриотизм, служение Родине, социальная справедливость и т.п., выражаемые, однако, в форме общественно
опасных деяний: планирование и проведение массовых хулиганских акций, разжигание межнациональной розни и т.д. Группы, чаще всего ориентированы на конкретную (взрослую) политическую идеологию и мифологию. Данный слой достаточно четко делится на две, нередко
взаимопересекающиеся части: 1.1. Группы, состоящие из молодых и очень молодых участников движения (15-18 лет), не имеющих тюремного опыта. 1.2. Группы, состоящие из более взрослых
участников движения (20-25 пет), имеющих опыт пребывания в местах лишения свободы. Небольшие криминальные группы, занимающиеся разбоем и ограблением на профессиональной основе. Профессиональная криминальная деятельность, как правило, не связана с идеологией.
Экстремистской деятельностью занимаются как хобби. Движущей силой является озлобленность, мстительность.
2. Периферийные группы. 2.1. Слабоидеологизированные группы из подростков 15-18 лет, не нашедшие контактов с центральными группами скинхедов и с политическими националистическими движениями (партиями). Имеют только общее, сильно романтизированное представление о движении скинов. Как правило, мотивация прихода в движение - позитивная (патриотизм, служение Отечеству и социальная справедливость). 2.2. Группы, использующие внешнюю
атрибутику скинов как дань моде. 2.2. Мимикранты – неидеологизированные группировки, эксплуатирующие имидж скинхедов для реализации преступной деятельности.
Я провела интервью с одним из моих знакомых скинхедов. Моего собеседника зовут Валя.
Родился он в Петрозаводске, жил в полной семье, учился в 37 школе, затем перешел в 13
Лицей и доучился там до 8-класса. К этому времени его родители развелись, и он остался с матерью. Затем год проучился в 40-м Лицее и после 9-класса пошел в Речное училище. Раньше был панком, довольно-таки активным, но тут поменялись его
жизненные ориентиры. Итак, наше интервью:
Я: - Валя, расскажи, а почему ты стал скинхедом?
В: - Ну, поменялись жизненные цели, можно так сказать. Панком быть не актуально, панки - это грязь.
Я: - А зачем тогда ты стал панком?
В: - Ну, не знаю. Хотелось. Это раньше было.
Я: - То есть, если я правильно поняла, то скинхедом стать тебя побудила мода?
В: - Нет, мне просто надоели эти «чурки», которые засорили весь наш город.
Я: - А став «скинхедом», какие цели ты преследуешь?
В: - Какие, какие, естественно, сделать Россию только для русских.
Я: - А что за идеологию вы преследуете?
В: - Знаешь книгу Гитлера «Майн кампф»? Вот она основана на ней. Мы ее переделали
на русский лад, если можно так выразиться. Россия только для русских.
Я: - А на каком основании вы ее так переделали? Что в ней такого?
В: - Ну, в этой книге Гитлер в основном описывает тип настоящих арийцев.
Я: - Хорошо, а были ли уже какие-нибудь конфликты, разборки?
В: - Да, всякое бывало. Бывало «чурки» наедут, ну мы деремся. Но их больше, чем
нас и не всегда разборки заканчиваются хорошо для нас.
Я: - А были ли какие правонарушения с твоей стороны, наказания, статьи? -
В: - Да нет, пока не попадался.
Я: - А где вы обычно собираетесь?
В: - Скинхеды разбросаны по всему городу. Мы собираемся везде, кроме Кукковки.
Я: - А когда собираетесь, что обычно делаете?
В: - Ну, там, обсуждаем идеологию своих действий, размышляем о новых людях, которые могут влиться к нам. Ну, такое, в принципе, нормальное пацанское общение.
Я: - Какие скин-группы вы слушаете, да и вообще , что есть в нашем городе, что
связано со скинами?
В: - Мы слушаем в основном, «Коловрат», «Арию». А так у нас в городе, в принципе,
ничего нет.
Я: - А расскажи какой-нибудь случай.
В: - Ну была как-то стрелка с «чурками». Ну встретились на улице, их пришло больше,
чем час. Началась бойня, резня. Наши все начали сваливать, а меня короче, один «чурка» поймал за шкварник, нож к горлу приставил, и спрашивает, типа – жить хочешь? Ну, я и ответил, что хочу. Он, короче, меня отпустил, говорит,- типа сваливай резче,
пока живой.
Я: - А ты над этим не задумывался? Видишь, он же пожалел тебя. Молодой еще ты. Может
стоит изменить свои жизненные интересы?
В: - Да ты че, давно это было, я еще только начинал быть скинхедом.
Вот такой состоялся разговор. Примерно то же самое может сказать почти каждый скинхед. Все они преследуют одну и ту же идеологию. Из этого можно сделать вывод, что в Петрозаводске находятся самые «низы» скинхедов, и многим из них не понятны истинные цели и идеологии движения скинхедов.
Скинхеды в России не просто так появились - они кому-то нужны (типа бандитской группировки). Как правило «Скины» - фанаты клуба «Спартак» и после матчей начинаются массовые погромы магазинов. И причем, если магазины находятся по обеим сторонам улицы, то
«скины» будут бомбить, к примеру, только правую сторону и из толпы доносятся крики - «туда не ходи» или «там не трогать», а значит, что все это кем-то куплено. А как еще можно объяснить это явление, по-моему - никак. По моему мнению, у скинхедов своя иерархия.
«Верхи» скинов большинство—спортсмены или бывшие спортсмены. Большинство из них не курят, занимаются спортом в тренажерных залах. Это люди, как правило, крепкие, сильные, накачанные. А есть и «низы» скинов. В Петрозаводске как раз и находятся самые «низы». Единственное, что они делают - это пьют, курят и бьют «репперов». Всего скинхедов в нашем
городе пока немного - 25 человек, но некоторые из них проходят по ст.112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»и «Умышленное причинение тяжелого вреда здоровью», а также пост. 136 «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» и ст. 213 «Хулиганство». Но что же тогда побуждает молодых людей стать «скинхедами»? Для
молодых - мода и друзья. Если друзья говорят - «черные - мразь», то и я буду говорить. Это самая распространенная концепция среди молодежи. А для старших «Верхов» - это деньги, прикрытие мафией или какими-нибудь бандитскими группировками. «Низы» скинов прикрывают «Верхи». Перед собой и перед народом они кричат – нет «черным», что «черные» - дерьмо на шее белой расы. Они наши враги! Этот «вонючий» «Хип-Хоп» поганит белую культуру, кричат, что ненавидят «жидов» с ТV, а сами преследуют другие цели. Пока они это кричат, в это время «верхи» что- то замышляют.
В Москву и в Питер съезжаются «верхи» скинхедов. Но для чего? Они только делают
шум разборками и погромами, просто пугают народ, но чем занимаются «верхи» скинов все равно никто не узнает. Может в этом каким-то образом замешана и некая патриотическая партия в Думе, Она типа РНБ. Ведь все эти РНЕ и НДП закрыты, а тут вполне официальная нацистская партия под прикрытием Думы. Ведь сейчас, в частности, патриотизм равен нацизму. Да
и вообще, закулисными дирижерами всех расистских и нацистских акций являются те силы во властных структурах (в Госдуме, МВД, ФСБ, армии), которые ненавидят демократию и мечтают о
восстановлении тоталитарного режима. Косвенным доказательством этого довода является яростное противодействие депутатов от КПРФ попытками организовать в стенах парламента
серьезное обсуждение проблемы расизма и ксенофобии. Но в то же время существуют организации
и действия, направленные на борьбу с расизмом и неформальными объединениями.
Например, «Московское бюро по правам человека» представило новый проект «Общественная кампания борьбы с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и этнической дискриминации в
многонациональной Российской Федерации». Помогать этому будут социологи ВЦИОМа, ученые НИИ Генпрокуратуры и сотрудники МВД. А в Петрозаводске состоялся очередной международный семинар в рамках программы «Климат доверия - Северо-Запад России» «Преступление на
почве ненависти». Семинар был основан МВД. А также в Петрозаводске МВД России
выпускает специальные бюллетени, которые информируют сотрудников, дабы использовать в практической деятельности все изученные материалы по неформальным молодежным объединениям.
Но этими методами неформальные движения не прекратить. Мне кажется, что нужно создать такие объединения, которые будут уводить от тех властных сил, манипулирующих неформальными
движениями. Но эти объединения тоже должны быть неформальными, чтобы увлечь, заинтересовать подростка, В первую очередь, они должны быть интересны для молодежи.

Мария Немчинова,
активистка "Молодёжной правозащитной группы"

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz