Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
30.07.2006 Кооператив как государственный строй!

Председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «Возрождение Прионежья» Геннадий Яковлевич Толмачёв – один из первых в нашем северном крае современных кооператоров. Его опыт на пути внедрения кооперативной формы хозяйствования заслуживает внимания, а знания в этой области, по мнению профессора Ю.В. Линника, достойны научного применения.

В 1988 году Геннадий Толмачёв и ещё четверо молодых людей, ознакомившись с революционными в ту пору законами об индивидуальной трудовой деятельности и о кооперации, и, поверив обещаниям правительства помочь тем, кто хочет возродить сельское хозяйство, приехали из Петрозаводска в посёлок Станция Деревянка Прионежского района Карельской АССР. Там молодые энтузиасты взялись за создание сельскохозяйственного производственного кооператива «Луч». На заработанные средства от постройки различных комплексов закупили племенных свиноматок и хряков, необходимую технику, в т.ч. автомобили и трактора. Поросят и свинину успешно реализовывали населению, поставляли в столовую карьероуправления. Дело развивалось, однако возник конфликт с исполкомом Прионежского района вокруг строительства бани для населения станции Деревянка, ибо власть не хотела оплачивать работу, ссылаясь на отсутствие денег на эти цели. Не разобравшись как следует в возникшей ситуации, райисполком принял решение о ликвидации кооператива со странной формулировкой «неуправляемое предприятие», хотя на самом деле кооператив был рентабельным.

После ликвидации кооператива в 1991 г. и раздела имущества между членами кооператива (долгов у кооператива не было) Геннадий Толмачёв сосредоточил усилия на своей свиноферме. В 1992 г. он взял в аренду столовую в Петрозаводске, в которой не только кормил всех желающих, но и наладил масштабную переработку свинины. Переработанные мясопродукты отправлял на продажу в городские магазины. Затем, с учётом спроса и заявок от торговых организаций закупил коптильную установку и стал выпускать колбасные и копчёные изделия.

Но тут нагрянула «прихватизация», которая оказалась преступно ошибочной: здания предприятий общепита, не находящиеся в закрытой для посторонних зоне предприятия, почему-то не разрешили приватизировать. В результате эти предприятия были попросту разграблены. Такая же участь постигла и столовую, которую арендовал Толмачёв. Вместе с арендуемым оборудованием за два выходных дня утащили и частное оборудование арендатора. В течение трёх лет, начиная с 1993г., правоохранительные органы не могли решить проблему взыскания понесённого арендатором ущерба. Пока суд да дело, Толмачёв закупил новое оборудование, чтобы продолжить дело, однако кое-кому из потомков «комбедовцев» это не понравилось, и в отместку за строптивость и предприимчивость помещение столовой в сильные морозы отключили от отопления. Опять это случилось в выходные дни. Разморозилась вся система отопления. Что делать? Отказаться от борьбы? Нет.

Арендатор опять на свои деньги стал менять систему отопления, но, к сожалению, не успел это сделать быстро. И лица, заинтересованные в уничтожении строптивца, подали пар в невосстановленную полностью систему, в результате чего здание пришло в негодное состояние: отсырела и осыпалась внутренняя отделка. Потребовался уже капитальный ремонт. Толмачёв сумел восстановить лишь одно крыло этого здания, открыл там магазин, который просуществовал лишь три месяца, потому что его спалили, как неугодный на тот период элемент свободного независимого предпринимательства!…

Осенью 1994г. Толмачёв отказался от борьбы за это здание. В 1995г., зарегистрировав с друзьями ООО «Никита», заключив со станкостроительным объединением договор аренды помещения столовой объединения. Опять он наладил переработку сельскохозяйственной продукции (мясо, овощи, фрукты). И вновь никто не помогал поддерживать деятельность арендатора, а наоборот, пытались всеми правдами и неправдами побольше с него «содрать». Почти два года промучался Толмачёв, удовлетворяя всевозрастающие аппетиты нахлебников. В результате в 1996г. деятельность «Никиты», снабжавшего не только станкостроителей, но и других жителей Карелии вкусной и дешёвой продукцией, была приостановлена. Стали думать, что делать дальше. Решили сменить вид деятельности, и в 1997г. ООО «Никита» занялось сносом ветхих зданий в Петрозаводске. Дело вроде бы перспективное, ребята трудились на совесть, снесли несколько десятков зданий, но тянуло к земле, и Толмачёв вернулся на сельскую ниву, разработал устав сельскохозяйственного производственного кооператива (по предложению работников администрации Прионежского района) с целью создания кооперативного предприятия на базе зверосовхоза «Пайский». К сожалению, несогласованность в действиях и некомпетентность отдельных работников администрации района привели к тому, что кооператив в пос. Пай не был создан, а зверосовхоз «Пайский» распродали как обанкротившееся предприятие. Видимо, кто-то был очень заинтересован в этом банкротстве…
Несмотря на давность события, мне думается, ещё не поздно разобраться в этом «мероприятии», потому что директор обанкротившегося предприятия вскоре был назначен руководителем другого зверохозяйства, которое тоже через некоторое время стало банкротом. Впрочем, это тема отдельного расследования…
Разработанный Толмачёвым устав кооператива, видимо, всё же произвёл хорошее впечатление на тех, кто в этом разбирался, и поэтому в 1999г. разработчику предложили создать сельскохозяйственный производственный кооператив в деревне Таржеполь того же Прионежского района. Для проведения схода по организации кооператива туда выехали представители районной администрации вместе с организатором кооператива. Жители деревни поддержали идею, однако местная администрация Прионежского района не передала созданному кооперативу «Возрождение Прионежья» 670 га земли вокруг деревни. И пришлось кооперативу заняться другой работой, в городе. Членам кооператива такое положение дел не понравилось, поэтому было решено с 1 января 2000г. деятельность кооператива приостановить. С той поры и до настоящего времени сельскохозяйственный производственный кооператив, желающий и знающий как возродить деревню, находится как бы в «замороженном» состоянии.

Конечно, нельзя сказать, что председатель кооператива ничего не делал, чтобы добиться справедливости. Он обращался с письмами к председателю правительства, к его заместителю, к главе администрации района с просьбой повлиять на ситуацию, найти какое-то взаимоприемлемое решение. В ответ пришли отписки, не содержащие положительного решения проблемы.

Вскоре Толмачёв решился на переезд в деревню Палалахта Пряжинского района. На личном подворье он построил парники для выращивания огурцов, устроил питомник молодой рассады элитных сортов клубники в надежде, что рассада будет высажена на нескольких десятках га земли, которые ему пообещали выделить. Но когда время ожиданий утекло, около 50 тыс.штук погибших не пересаженных молодых побегов пришлось выкорчевывать. К концу четвёртого года жизни выродились и все 4,5 тыс. кустов элитной рассады. Чтобы поправить дела, он выращивал свиней, а когда приобрёл небольшой инкубатор, занялся производством гусят. Свинину отправлял в Петрозаводск на продажу, а гусят продавал многочисленным желающим со всей Карелии. Конечно, оборот был далёким от ожидаемого и только лишь едва покрывал расходы. Да и возни сколько…

В 2004г. Толмачёв написал заявление о выделении ему земли для ведения фермерского хозяйства согласно ст.ст.11-12 закона РФ «О крестьянском фермерском хозяйстве». Но землю ему пока ещё не выделили. В том же году Толмачёв поставил перед правительством республики вопрос о передачи территории бывшего Колатсельгского сельского Совета сельскохозяйственному производственному кооперативу «Возрождение Прионежья» для создания кооперативных предприятий с целью обеспечения рабочими местами местных жителей и возрождения заброшенных сельскохозяйственных земель и деревень. Вопрос до сих пор остаётся открытым, земли простаивают их деградация продолжается…

Сегодня, по данным Министерства сельского хозяйства республики на селе зарегистрировано около 400 фермерских хозяйств, фактически же их и 30 не наберётся. Анализ причин такого положения занимает уже многие умы, в том числе и учёные, но это уже отдельная тема.

Недавно вышло в свет Решение Совета республики (Совет глав местного самоуправления) «Об использовании кооперативных форм хозяйствования и организации жизнедеятельности муниципальных образований РК». Прочитав документ, Толмачёв, мягко говоря, огорчился. Ему, искушённому в вопросах кооперации, имеющему высшее экономическое образование, сразу бросились в глаза недостатки документа. Толмачёв сказал, что появления подобного решения по селу он давно ждал, надеясь, что с его выходом в свет в сельском хозяйстве могут начаться положительные изменения. Но, по его мнению, эта бумага составлена так, что в том укладе, который сложился за последние годы, мало что изменится, а всё потому, что решение не касается каждого сельского жителя. Как за деревьями не видно леса, так и за этой бумагой не видно человека.

Исходя из Решения Совета Республики, на селе будут создаваться некие капиталистические предприятия, суть деятельности которых состоит в наращивании своего капитала. А где здесь место кооперативу? Его нет. И это объяснимо, ведь кооператив по своей сути не капиталистическое предприятие, поэтому он и не занимается наращиванием капитала. Главной задачей настоящего кооператива является удовлетворение материальных и социальных потребностей членов кооператива.
Чтобы не развивать эту тему, сошлюсь хотя бы на авторитет профессора Петербургского политехнического института М.И. Туган-Барановского (1865-1919), который ещё 100 лет назад в своей знаменитой книге «Социальные основы кооперации», переведённой на большинство языков мира, отметил, что за определёнными формами кооперации большое будущее. Он пояснил, что кооперация даёт свободный выход творческой энергии её участников, не скрывает личность, побуждает развивать предприимчивость, изобретательность. Кооперативные предприятия могут. Получая от государства на определённых условиях средства производства, обеспечивать более эффективное, чем на государственных предприятиях, их использование. Автор предупреждал о недопустимости смешивания понятий «кооператив» с другими объединениями граждан. Его видение затем подтверждается в трудах других известных экономистов и в дальнейшей истории многих развитых государств. Теперь всем, кто внимательно знакомится с этим предметом, ясно, что кооператив – это не капиталистическое предприятие, хотя и создаётся он, как правило, мелкими капиталистами (собственниками).

Кооперация подразумевает демократичные методы управления, создаётся только на добровольных началах. Управленческая иерархия в истинно кооперативной системе строится снизу вверх, на принципах выборности и подотчётности перед низшими уровнями, а значит, исключает бюрократизацию аппарата. Важнейшая характеристика кооперации – постепенность выбора форм, переход от простейших к более сложным, их сосуществование и взаимное переплетение, таким образом, она воплощает в себе то, что принято называть экономическими методами. Поэтому кооперация, кооперативные принципы необходимы сейчас как важнейшее условие и неотъемлемая часть процесса демократизации, а на его основе и перехода на новый уровень эффективности экономики страны.

В идеале, считает Толмачёв, кооператив – это добровольное объединение граждан и их капиталов. Кооператив фактически является общественной самоуправляемой организацией, которая создаёт одно или несколько кооперативных предприятий. Прибыль, полученная от деятельности таких предприятий, распределяется между членами кооператива согласно пая, внесённого каждым членом кооператива.
Знакомясь с опытом других стран в организации кооперации и изучив основные труды великих теоретиков и практиков в этой области, Толмачёв утвердился в своём мнении, что настоящий кооператив стоит на трёх китах: самостоятельность, независимость и свобода. То есть каждый член такого кооператива является самостоятельным, независимым и свободным хозяином. Все члены кооператива добровольно объединяют свои капиталы для создания предприятия, стимулирующего рост производства непосредственно в их собственных хозяйствах.

Ознакомившись с историей участия Геннадия Яковлевича в кооперативном движении, я решил для себя прояснить суть проблемы создания и работы сельскохозяйственного производственного кооператива.
«Давайте для примера возьмём тех, кто содержит дойных коров, - поясняет Г. Толмачёв. – Производители молока – фермеры решили объединиться и построить (создать) предприятие для переработки молока. Их решение основано на том, что потребности фермеров в реализации молока будут полностью удовлетворены. Они знают, что молокозавод будет успешно работать и реализовывать продукцию потребителям, поэтому у них есть стимул для дальнейшего наращивания производства. Фермеры, ставшие членами кооператива, знают, что прибыль, полученная кооперативным предприятием в результате реализации молока, будет распределяться между членами кооператива в соответствии с решением общего собрания кооператива».
- Поощряется ли членство в других кооперативах? Или как раньше колхозник не мог быть членом другого кооперативного хозяйства?

- Согласно современному законодательству любой гражданин России и не только нашей страны может быть членом кооператива и имеет право вступить в члены неограниченного числа кооперативов. Следует добавить, что сельскохозяйственные производственные кооперативы фактически являются объединением кооперативов. Например, в кооперативе, созданном на базе определённой территории, создаются и работают потребительские кооперативы любой направленности, включая кредитные, но только в рамках закона о сельскохозяйственной кооперации, а не в рамках потребительской кооперации.
- В соответствии с действующим законодательством сегодня на селе хозяином является местное самоуправление. Чем же оно отличается от сельскохозяйственного производственного кооператива?
- Коренное отличие в том, что управление определённой территорией страны осуществляется представительным органом – местным самоуправлением, избираемым на сходе граждан или путём проведения выборов на определенной территории. Ему делегированы лишь некоторые полномочия по управлению главной государственной собственностью – природными ресурсами. А высшим органом сельскохозяйственного производственного кооператива является общее собрание граждан – членов кооператива, обязательно проживающих на данной территории. Я считаю, что все природные ресурсы – водоёмы, леса, земли должны находиться в общественной собственности с распределением пая между теми, кто проживает на данной территории.

- Казалось бы, созданием сельскохозяйственного производственного кооператива логично и необходимо. Почему же до сих пор никто этим всерьёз не озабочен?
- Главной препятствующей силой создания и развития кооперации в РК, да и в целом по РФ, является отсутствие у граждан капитала. Таким капиталом реально могут быть природные ресурсы территории, на которой проживают граждане. Именно природные ресурсы (земля, леса, водоёмы) должны быть переданы сельскохозяйственным производственным кооперативам и распределены в качестве пая между всеми жителями данной территории. Это обязательно, так как кооперативы являются самоуправляющимися структурами.
- Анализируя законы РФ «О сельскохозяйственной кооперации», «О местном самоуправлении», закон РК «О территориальном общественном самоуправлении», видим их схожесть в определении положения о самоуправлении. Правление кооператива может исполнять те же функции, что присущи местной власти, хотя собственно властными полномочиями от имени государства оно не наделено. Замечу, что не наделены властными полномочиями также председатель кооператива и правление кооператива, они только исполняют решения общего собрания.
- Я считаю, что для реализации концепции развития сельхозкооперации передача природных ресурсов в общественную собственность в качестве пая является насущной необходимостью. Можно сказать, неизбежностью, которую надо решать как можно быстрее.
- А что, без этого нельзя обойтись? Может опять вернуться к колхозам, как было в тридцатые-восьмидесятые годы? Да и сейчас они кое-где сохранились.
- Да, в законе «О сельскохозяйственной кооперации» кооперативы называются колхозами или артелями. Но это явная недоработка законодателей, не понимающих, что колхоз (коллективное хозяйство) – это коммерческое предприятие, а не общественная организация. А кооператив – это, в первую очередь, общественная организация, создающая предприятия для удовлетворения материальных и социальных потребностей своих членов.
- Так что же всё-таки скрывается за понятием «кооперация»? Только ли единение граждан?
- Кооперация – это не хозяйственный механизм, а фактически новый политический строй. В Западной Европе давно это поняли, и там уже много стран фактически являются большими кооперативами. Ярким примером может служить Финляндия. При численности населения 6,5млн человек, там насчитывается 21,5 млн членов кооперативов.
- То, о чём Вы говорите, должно быть, наверное, доведено до всего общества?
- В наше стремительное время мы не можем долго раскачиваться, поэтому я подготовил план перспективного развития территории Колатсельгского сельского совета на основе идеи создания сельскохозяйственного производственного кооператива и направил его во властные структуры. В первую очередь – Главе Республики Карелия С.Катанандову и Председателю Законодательного Собрания РК Н. Лёвину, а также в министерство экономического развития РК – министру А. Грищенкову и в Институт экономики КНЦ РАН – директору А.Шишкину. Надеюсь получить от них поддержку в реализации данного проекта.
- Не исключено, что будут препятствия на пути реализации Вашего проекта и в целом идеи революционного, по сути, преобразования общества. Ведь придётся бюрократов потеснить, армию чиновников-экономистов, чиновников-финансистов основательно сократить, а деньги на их содержание направить в социальную сферу и в сельское хозяйство…
- Да, я не удивлюсь, что кому-то очень не понравится эта идея. Кто-то посчитает невозможным реализацию моего проекта. В таком случае, я оставляю за собой право обратиться за поддержкой в Федеральное Собрание РФ, а также к Председателю Правительства РФ и президенту страны.

Пока материал готовился к печати, пришли ответы из Министерства экономического развития, Законодательного собрания РК и главы администрации Пряжинского р-на, суть которых в том, что проект заслуживает внимания и будет рекомендоваться к исполнению.
Геннадий Мингазов

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz