Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
20.09.2006 НЕВИДИМЫЕ МИРОМ ШРАМЫ

Кто по-настоящему пострадал в результате кондопожского безумия

За последние три недели маленький город, о существовании которого, кроме жителей Карелии, еще недавно знали лишь профессионалы-бумажники да профессора географии, стал по-настоящему знаменит. С нелегкой журналистской руки слово Кондопога стало чуть ли не нарицательным. И случилось это, увы, не благодаря десяткам лет производства лучшей в стране бумаги, не благодаря благополучию и созиданию, а благодаря несчастью и скандалу. Три недели журналисты зарабатывали на кондопожской проблеме деньги, а политики набирали очки. Казалось, нет конца философствованиям и разглагольствованиям на тему новой русской революции, глубокомысленным поискам причин и истоков. И за всем этим мы забыли о главном – о человеческой трагедии. О погибших людях, об осиротевших семьях, о поселившемся в сердцах страхе и о реальных шрамах, которые навсегда останутся на телах и в душах людей.
Его больше нет

Маргарита Павловна, мама погибшего Григория Слезова:

— Грише же всего 27 лет было. Мне все казалось, что он еще ребенок, а в этом году я вдруг поняла, что он – мужчина. Что я за ним как за каменной стеной… В тот день Кристина, жена его – они уже 4 года вместе – с юга вернулась, и мы торопились к ее возращению все к переезду подготовить. Она же на седьмом месяце сейчас. Гриша эту квартиру купил и вот как раз ремонт заканчивал. Чтобы уже в нормальной квартире ребенка растить. Он о ней так заботился. Гриша же ее на 6 лет старше. Утром 29 августа он Кристину встретил, к ее родителям отвез, а сам с друзьями весь день со старой квартиры мебель переносил. Все устали ужасно. Он еще попросил меня арбуз купить, чтобы ребят угостить. Пить же очень хотелось. А потом, после того как все вынесли, они здесь посидели, две бутылки коньяка на семерых выпили. Разве ж это много? А то некоторые теперь говорят, будто они пьяные были… Он после этого к Кристине собирался. Дорога мимо этой проклятой "Чайки" шла. Они с ребятами поднялись туда ненадолго. Просто обсудить, кто будет крестным, как сына назовут. Гриша даже пива там пить не собирался… Он от потери крови умер. У него рана на голове была, но врачи говорят, это не смертельный удар был. Ему вену внизу живота пробили… Знаете, я не понимаю, почему никто из властей не пришел к нам. Мне деньги их не нужны – просто соболезнование выразить. Почему Катанандов был здесь и не зашел? Марат Тарасов приезжал ко мне, а из власти никого. У них спросили, что будет с семьями погибших? А те ответили: "Они к нам не обращались…" Напишите, пожалуйста, у меня не обида, у меня удивление: почему власть наша так безразлична к своему народу?.. Я очень благодарна ребятам с работы Григория, моим сослуживицам, тем людям, кто сбор средств через Интернет организовал… Но сына-то не вернешь. Деньги, я вам так скажу, – это тлен. Дети – вот то единственное, что есть в этой жизни…
Жесть

Василий Еньков, один из пострадавших (заметный шрам на лбу и еще один сзади на шее):

— Мы стояли с Гришей Слезовым и еще одним другом, когда на нас налетели. Я пытался защищаться, но практически ничего не помню – меня почти сразу битой вырубили. И то, что потом еще ножом по шее саданули, я уже не чувствовал. А, вообще, повезло. Нож как-то вдоль мышц прошел на 12 сантиметров, ничего жизненно важного не задел. И еще руку порезали… Меня самого первого привезли на милицейском уазике. Зашивали прямо в приемном покое.

Сергей Иванов, охранник Кондопожской больницы:

— Жестко все было. Вбегает медсестра: "У "Чайки" резня! Принимайте народ!". Мы видим, стоит "скорая", оттуда ноги торчат. Много ног… Начали людей вытаскивать. Раны жуткие. Кровь. Нечем было шить, нянечек и медсестер не хватало. У Василия Енькова шея разрезана. У Сергея Петрова локоть раздроблен. Неизвестно, удастся ли руку спасти. У кого-то, не помню, вена, что ли, на голове задета была, кровь фонтаном била. Это реально страшно. У девчонок, свидетельниц, всю ночь истерика была… Раненые все находились в сознании. Симанаускас даже шутить пытался… А Гриша, когда его привезли, еще жив был. Он пытался вставать, чтобы самому идти. Нам его связывать пришлось, чтобы он не вставал. До ИТАРа довезли, но уже поздно было… И ведь среди пострадавших из зачинщиков драки, может, только Усин Сергей и был. И то не знаю. Петров, тот дверь в машине закрывал, когда на него налетели. Слезов просто отмечал покупку квартиры, в стороне стоял… Мы хотим, чтобы чеченцев здесь не было. Именно чеченцев. Мы же до приезда этих парней со всеми нормально жили. А они приехали и беспредельничать начали. Заявления в милицию не проходили: если кто и писал, то забирал потом. Так всех запугали… И рынок они захватили. Во всяком случае, говорят, что чеченцы там диктовали цены, никому не давали дешевле продавать. Да вы на рынок съездите – там сейчас люди продолжают работать, они наверняка подтвердят.
Ехать некуда, оставаться страшно

Для очистки совести мы отправились на местный рынок. Хотя, честно говоря, большого смысла в этом не видели — слишком уж единодушными были высказывания о царящем там чеченском произволе. Еще в ночь на 2 сентября принадлежащие кавказцам палатки были разгромлены негодующим народом. А уже через день губернатор республики официально заявил, что рынок будет закрыт, перестроен и открыт вновь только при том условии, чтобы на нем могли наконец торговать представители любой национальности… На полуразрушенном рынке мы застали лишь несколько русских и армянских торговцев. К нашему удивлению, все они единодушно утверждали, что никакой дискриминации они никогда здесь не замечали. "Со всей Карелии люди приезжали торговать. Места всем хватало. Да, кондопожский рынок, наверное, был одним из самых свободных в республике. Тут и русские работали, и узбеки, и белорусы, и вьетнамцы, и даже румыны… С чеченцами нормальные отношения складывались. Как со всеми. У них тут всего палаток 6-7 стояло. В основном тряпками торговали. А чтобы цены кто-то диктовал? Точно утверждать, конечно, не можем, но к нам никто никогда не подходил". Кроме того, по словам армянских торговцев, они не уверены, что смогут остаться жить в Кондопоге. Из примерно десяти семей три уже уехали. Но им было куда. А остальным как быть? У них дети уже ни слова по-армянски не знают, в кондопожских школах учатся. Ехать некуда. А оставаться страшно.
Случайные осколки

Через два дня после побоища у "Чайки", в ночь на 2 сентября, разгоряченная толпа забросала камнями окна чеченской семьи Баканаевых, чей сын Аслан, третьекурсник юрфака ПетрГУ, был задержан по подозрению в участии в драке. Один из булыжников не долетел до окна Баканаевых (они жили на третьем этаже) и разбил окно живущей этажом ниже учительницы.

Елена Валентиновна, учительница иностранного языка 1-й кондопожской школы:

— Я проснулась от звона разбитого стекла… Сколько их было народу? Не знаю. Я в окно не выглядывала. Страшно было. Я пряталась. Уже когда все кончилось, я еще минут 15 в коридоре стояла. В таком месте, куда камень долететь не может. И потом всю ночь до 7 часов утра на кухне сидела… Какие отношения с соседями были? Нормальные. Отец у них очень общительный, приятный человек. Всегда остановится, поговорит. Ничего плохого от них не видела никогда. А сын их Аслан у нас в школе учился. Очень был вежливый, культурный мальчик.

Светлана Ивановна, учительница математики 1-й кондопожской школы:

— Аслан производил впечатление очень воспитанного, порядочного ребенка. Всегда ухоженный, аккуратный. Да и вообще он был очень приятный мальчик. Отношения со всеми в классе у него были хорошие. И с мальчиками, и с девочками. Девчонки, помню, еще как-то говорили: "Да, Асламбек получше нашего Василькова будет". Ни в каких сомнительных компаниях мы его не замечали. Может, в университете он изменился?
Все равно

У Аслана есть младшая сестра Зарина. Сейчас она перешла в 9-й класс. Как раз в тот, где Светлана Ивановна является классной руководительницей. После случившегося Зарина вместе с семьей была вынуждена покинуть город. Полагая, что Баканаевы все же могут вернуться, учительница решила подготовить к этому детей и узнать их настроение. Попросила написать, как они будут встречать Зарину, если она вернется. Ведь она же ни в чем не виновата. Большинство написали, что им все равно. Несколько школьников высказались примерно так: "Лицам кавказской национальности нечего здесь делать". И лишь немногие были бы рады возвращению подруги, с которой проучились много лет. Вот одна из редких человечных записок: "Зарина, я думаю, что тебе лучше вернуться. Столько лет учились вместе. Тем более Зарина ни в чем не виновата".

P.S. Уже поделившись мнением о своих соседях и ученике, Елена Валентиновна вдруг испугалась. А вдруг о чеченцах сейчас вообще нельзя отзываться хорошо? Вдруг после этого свои же земляки не дадут нормально жить? И это одно из самых страшных последствий трагедии. Мы можем начать бояться быть людьми. А что может быть ужаснее?
Били по головам, и не только

После погромов и беспорядков, происшедших в Кондопоге в ночь со 2 на 3 сентября, в районную больницу с различными повреждениями обратились 23 человека. Двадцать прошли курс лечения амбулаторно, а трое – с черепно-мозговыми травмами – были госпитализированы, причем состояние одного из них настолько серьезно, что его перевели в Республиканскую больницу в Петрозаводск. После тех же событий в урологическое отделение той же больницы обратился человек с жалобой на повреждение гениталий. Большая часть пострадавших обвиняют в нанесенных им побоях милицию. По данным Кондопожской прокуратуры, примерно по двенадцати случаям ведется проверка.

Кроме того, в тот же вечер получил черепно-мозговую травму и впоследствии скончался житель Кондопоги Александр Саричев. По утверждению главврача Кондопожской районной больницы, Саричев стал жертвой несчастного случая, не имеющего никакого отношения к описываемым событиям.
Тайна отрезанного уха

После народного схода в Кондопоге 2 сентября мир облетела страшная подробность чеченского зверства: убийцы глумились над трупами и у одного из них отрезали ухо. Новость эта мгновенно была растиражирована в Интернете. Но, как нам стало известно, информация эта не соответствовала действительности. Фрагмент ушной раковины погибшего Сергея Усина был взят паталогоанатомом Егоровой Эллой Вячеславовной для проведения медико-криминальной экспертизы. Ухо было рассечено, и, согласно правилам, для того, чтобы определить "характер повреждения и особенности травмирующего предмета", часть ушной раковины пришлось отрезать. Равно как и другие фрагменты кожи на поврежденных частях тела. Ложная же информация была распространена бывшим санитаром больницы, уволенным оттуда около 8 лет назад.
...К врачам обращаться не стану

Одному из зачинщиков драки в кафе "Чайка" Сергею Мозгалеву предъявлено обвинение сразу по двум статьям: нанесение побоев из хулиганских соображений и хулиганство, совершенное группой лиц. По данным, полученным в Прокуратуре РК, по совокупности Мозгалеву грозит лишение свободы сроком до 9 лет. Еще один зачинщик драки – Плиев, по прозвищу Плюха – сейчас находится в розыске. Его подозревают в том, что он ткнул бармена кафе "Чайка" ножом в плечо и в руку. Почему, несмотря на серьезность полученных травм, бармен не захотел обратиться к врачам, остается загадкой.

Александр ФУКС
http://rep.ru/rep/01.html

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz