Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
25.02.2007 «Не суди», или судите сами!

После публикации моего интервью «Московскому Комсомольцу» в июле 2006 года на меня с разных сторон стали сыпаться упреки, доходили разные слухи о реакции людей, главным образом, негативной. Лишь немногие, как правило, очень молодые люди приняли это интервью восторженно. Равнодушным, кажется, никто не остался. В самом деле, темы я затрагивал дискуссионные и выражал своё мнение в довольно эпатажной форме. Разумеется, умный человек способен увидеть за моими словами множество смыслов и значений, сочтя меня, не исключено, даже гениальным в своём озарении и самовыражении. А человек глупый просто поймёт всё в меру своей ограниченности. Так стоит ли что-то ещё пояснять, мусолить, толочь? Стоит, ибо у меня возникла потребность вернуться к свои словам и отрефлексировать их по-новому. Хочу придраться к собственным словам и ещё раз вникнуть в суть сказанного. Поскольку «мир есть всемогущее утверждение» и человек несёт на себе ту или иную степень «мирового самоутверждения», то не стоит ждать от меня самобичевания и самоотрицания. Нет! Искать я буду новый положительный смысл сказанного, используя философские обобщения. Только так и никак иначе! Возможно, мои суждения покажутся неглубокими, но уверяю, что работа, начатая сейчас (а на самом деле длящаяся годы), не прекращается никогда и то, что доступно другим, благодаря потраченному мной времени и силам, является моим естественным состояние рационализации, логизации тех ощущений, озарений, чувствований, порой тёмных, которые вызывает действительность и жизненное становление.

«К власти должна прийти сознательная молодёжь. Молодёжь должна захватить власть. Должна совершиться ювенальная революция!», – сказал я. Соотношение абсолютного и относительного у молодёжи тяготеет в сторону превалирования абсолютного, а это означает то, что молодёжь знает к чему стремиться! «Абсолютный предел и для нас, и для всех социально-исторических императивов – это всеобщее и свободное человеческое благоденствие», – писал А.Ф.Лосев.
Обратимся к истории. «Тассо в 7 лет уже знал латынь. Ленау, будучи ребёнком, импровизировал потрясающие слушателей проповеди и прекрасно играл на флейте и на скрипке. Восьмилетнему Кардано являлся гений и вдохновлял его. Ампер в 13 лет уже был хорошим математиком. Паскаль в 10 лет придумал теорию акустики, а в 15 лет написал знаменитый тракта о конических сечениях. Четырёхлетний Галлер уже проповедовал, и с 5 лет со страстью читал книги». Этот список можно продолжить. Где же сегодня такая светлая молодёжь? Неужели отрицательная селекция необратима? Да нет же. Рождаются таланты и гении, только надо им помочь развиться, выкристаллизоваться, состояться! Старым называют ветхое, отжившее, лишённое новизны, нечто неинформативное. Молодостью отличается всё свежее, несущее печать новой информации, расширяющей сознание. Вот почему так важно в школьные годы не отбить охоту к занятиям наукой, извлечению новых знаний, а заложить такой алгоритм в сознание, который бы всю жизнь работал на его обладателя, побуждая мыслить и заниматься наукой. Для этого и существуют школы. Но царящие там сегодня чиновничий дух, формализм, муштра, пономарствующие учителя превращают молодое поколение в стареющих подростков, без идеалов, духовного горения, структурного мышления. У нас мало кто может похвастаться хорошим образованием, например таким, каким обладал уже цитированный Алексей Фёдорович Лосев, который прекрасно знал древнегреческий, латинский, владел английским, немецким, французским. Только образованная молодёжь, взявшая власть в стране в свои руки, сможет построить действительно общество благоденствия. Убеждён в этом!

«Я считаю, что гей-парад лучше, чем военный парад», – заявил я. Эпатажно! Громко! Вызывающе! Но… меняется жизнь, наш мир – не послевоенный мир. Демонстрация военной мощи – атрибут тоталитарного общества со всеми его «прелестями». Основная цель таких парадов – устрашить, повергнуть в священный трепет перед законом силы – законом джунглей, а страх – это несвобода. Трагедия, когда экзистенциальная несвобода усугубляется социальной, – человек в таких условиях несчастлив. Гей-парад – олицетворяет торжество социальной свободы, при которой понимание меньшинства и большинства – амбивалентно. Разве это не здорово?

«Я не хочу поддерживать эту систему. Меня родители кормят – рабство питает свободу. Иногда я получаю скромные гонорары». «Уму непостижимо! Он, видите ли, свободный человек, а все остальные рабы! Вот нахал!», – скажет кто-нибудь. Но не будем спешить со страшным судом. Я уверен, что нынешняя система мало совместима с ценностями личности; она, как и прежде, подавляет личность, хотя и не столь грубо и явно как в СССР. Конечно, сейчас не дадут срок за критический отзыв о лозунге «Жить и работать по-ленински», или отказ участвовать в субботнике или демонстрации, они и не проводятся давно. Я лишь в крайне острой и лаконичной форме обратил внимание на картину мира современного постсоветского человека, которая определяет все его жизненные приоритеты и ценности. Речь идёт о таком космосе, который похож на античный рабовладельческий космос. Я не вкладывал в слово «раб» уничижительного оттенка. Раб рассматривается мной как материальная и бессмысленная сила, крайне нетворческая, конформистская. А рабовладелец как организующая интеллектуальная сила, но несущая на себе печать рабства. Вот что пишет А.Ф.Лосев: «Античный чувственно-материальный космос вечно движется. Но так как не существует ничего такого, что было бы за пределами космоса, то ему совершенно некуда двигаться за свои пределы. И остаётся двигаться, только пребывая на одном и том же месте. А это значит, что такой космос должен вечно вращаться; и так как он есть обязательно нечто целое, то он обладает и единым центром, вокруг которого и совершается его вечное круговращение. А если прибавить к этому, что такого рода неподвижным центром считалась в античности чаще всего Земля, то вы сами должны понять, какой наивной и детской ограниченностью в сравнении с новой и новейшей космологией отличаются античные представления о космосе. …этот чувственно-материальный ограниченный космос есть только предельное обобщение исходного представления о человеке как о телесно-ограниченной вещи и как об интеллекте, который этой вещью управляет. А такая исходная интуиция – чисто рабовладельческая. Античный живой, одушевлённый, разумный, но ограниченный чувственно-материальный космос со своим конечным протяжением вокруг единого центра – это есть именно рабовладельческий космос».
Так вот, что я хотел сказать. 1. Картина мира современного постсоветского человека – несовременна и отстала, причём это относится как к «рабам», так и к «рабовладельцам». Моё нежелание поддерживать систему говорит лишь о моей более сложной картине мира, основанной на знании Специальной теории относительности и квантовой физики, неклассической философии, а также высшей диалектики.
2. Когда я говорю, что «рабство питает свободу», я имею в виду их диалектическую взаимосвязанность. Она выражается в том, что благодаря свободному времени, которое не тратится на зарабатывание на кусок хлеба, я могу его посвятить науке, знаниям, культуре, философии, которые и помогут нашей стране развиваться, уверенно идти по пути социального прогресса. «Праздность – мать всякой философии». Без неё у человечества нет будущего, да и настоящее серо и убого! В конце концов, это и постулирование вечных ценностей, непреходящих, связанных с нематериальной сферой духа, искусством. Сегодня эта сфера в загоне. Работает разве что церковь, несущая людям утешение, успокоение, многие из которых платят хорошие деньги за то, что фамилию близкого священник упомянет в молитве; кого-то отпоют, крестят и т.д. Никакого материального продукта церковь не производит, и пользы материальной от этого нет. Сфера же философии, искусства не столь востребована, хотя именно философия поднимает человека, возвышает его, развивает интеллект, придаёт смысл жизни, одухотворяет.
3. Итак, от детской ограниченности у современного постсоветского человека не должно остаться и следа. Картина мира давно усложнилась. Моя задача была сказать об этом. Земля – не центр Вселенной! Иногда это приходится доказывать! Переводя эту метафору, скажем, нынешняя социальная система требует изменений, перемен, модификации, но никак не стабилизации! Должно начаться настоящее социальное строительство, а не то примитивное устройство и миропонимание, которые возрождаются на наших глазах.
На этом я хочу сейчас остановиться, хотя, конечно, разговор не исчерпан этими скромными комментариями.

МАКСИМ ЕФИМОВ

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz