Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.


ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СТОЛКНОВЕНИЙ НА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЧВЕ. 6
§1. Формирование этнического и национального самосознания в повседневной жизни. 6
§2. Психологические и культурные причины. 13
§3. Политические причины. 15
§4. Территориальные причины. 17
§5. Экономические причины. 18
§6. Социальные и этно-профессиональные причины. 19
ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ. ЭТАПЫ. 22
§1. Классификация. 22
§2. Схема этапов развертывания этнополитического конфликта по С.Е. Рыбакову. 24
ГЛАВА III. ПУТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 31

ВВЕДЕНИЕ
Человеческое общество включает в себя несколько тысяч различных, отличающихся между собой по количеству и уровню развития этнических общностей (племен, народностей, этнических групп, наций). Такое разнообразие определило современное установление границ государств в мире. Но большинство народов не создали свое собственное государственное управление и вошли в состав другого государства, где в свое время нашли защиту или были просто захвачены сильнейшим. Так сложились полиэтничные страны. Плиэтничность особенно характерна для развивающихся стран. Так, в Индии проживает несколько сотен различных этнических общностей, в Индонезии - более 150, в Нигерии - около 200, в Кении - более 70. Такой пестрый этнический колорит неизбежно приводит к различным столкновениям, конфликтам, даже войнам между народами. По данным Стокгольмского международного института по исследованию мировых проблем, в середине 90-х годов 20 века более 70 % военных конфликтов на Земле были межэтническими. Все их многочисленные и порой невинные жертвы убеждают в том, что необходимо изучать межэтнические конфликты и искать мирные пути их урегулирования. Выбор этой темы был обусловлен именно особой актуальностью данной проблемы. В современном мире этнический конфликт занимает не последнее место в списке факторов, влияющих на принятие политических решений. Он стал играть решающую роль в определении международной и внутригосударственной политики. Характерной особенностью этнического конфликта является то, что он почти неуправляем, зачастую стихиен, потому что природа его всегда сложна и противоречива. Она обусловлена комплексом причин, связана с явными и скрытыми интересами сторон, проходит определенные этапы развития. Зло то, что этнический конфликт опасен для мирного населения, ведь одним из самых распространенных методов в нем является террор. А распространение терроризма (в том числе с использованием ядерного оружия) ставит под угрозу безопасность всего человечества. Проблема этнического конфликта не обошла практически ни одно государство. Самые известные затяжные и кровопролитные столкновения продолжаются в Ольстере между ирландцами и англичанами, фламандцами и валлонами в Бельгии, англо- и франкоканадцами в Канаде. Так же проблема этнического конфликта коснулась нашего государства и государств постсоветского пространства. Можно привести хронику межнациональных конфликтов на территории СССР и РФ. В декабре 1986 года в Алма-Ате прошла студенческая демонстрация против самоуправства Центра и назначения русского руководителя, которая была подавлена силовыми методами. В феврале 1988 года начался карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном. В апреле 1989 года политические лидеры Абхазии объявляют о выходе автономии из состава Грузии и вхождении ее в состав РСФСР. В Сухуми и Лахны проходят антигрузинские митинги и демонстрации. Как ответ на эти события в Абхазии и в Тбилиси начинается многодневный митинг, разогнанный войсками (среди погибших и раненых преимущественно женщины). Август 1989 года: "Балтийский путь" - живая цепь от Вильнюса до Таллинна - массовая акция протеста, посвященная 50-й годовщине аннексии Прибалтики Советским Союзом (в результате пакта Молотова-Риббентропа). В январе 1991 в Вильнюсе проходили массовые демонстрации в защиту Телецентра, подавляемые танками (13 человек погибло, сотни получили ранения). В июне 1992 года - вторжение войск Молдовы в г. Бендеры (620 убитых приднестровцев). Август 1992 года - ввод грузинских войск на территорию Абхазии - начало длительного вооруженного противостояния. В октябре-ноябре 1992 года произошел вооруженный конфликт между осетинами и ингушами (600 человек убитыми, 314 пропавшими без вести). 1994 - первая чеченская кампания. 1999- вторая чеченская кампания. Актуальность проблемы бесспорна. Для полноценного анализа любого конфликта необходимо подходить к проблеме со всех сторон, рассматривая всевозможные теоретические подходы. Целью данной курсовой является рассмотрение таких подходов, обнаружение истоков этнического конфликта и поиск возможных путей его регулирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1. изучить основные теоретические подходы к проблеме этнических конфликтов; 2. выделить предпосылки и происхождение межэтнических конфликтов; 3. определить их причины; 4. рассмотреть различные виды 5. и пути их регулирования. По этой проблематике было проведено немало научных исследований. В данной работе будут рассмотрены труды известных и уважаемых ученых. Одним из них является Эрнест Геллнер - профессор социальной антропологии Кембриджского университета, член Британской академии, почетный член Американской академии наук и искусств. Его статья "Пришествие национализма. Мифы класса и нации" поможет разобраться в становлении национального самосознания и предпосылках этнических конфликтов. Другой не менее уважаемый в своих кругах ученый-психолог - Крупник Е.П. Его работа позволит подойти к проблеме с психологической точки зрения. Статья Рыбакова С.Е. и его филосовско-антропологический подход познакомят с понятием "этнической деструктивности". Разобраться в проблеме регулирования этнических конфликтов позволит статья доцента факультета политических наук штата Айова (США) Вики Л. Хесли. Кроме того, будут приведены результаты трудов других ученых, работавших над этой проблематикой. Всякий этнический конфликт начинается с состояния этнической напряженности между группами людей, с четко сформировавшимся этническим и национальным самосознанием, которое отражает те условия, которые каким-либо образом ущемляют интересы определенного народа. Здесь у него появляется выбор. Первое - это приспособиться к этим условиям, чтобы ослабить деструктивные действия по отношению к нему, адаптироваться. И второе - не ассимилироваться в культуре другого народа, а воспеть национальные ценности, идеи, вступить на путь борьбы за национальную независимость и автономию, отстаивая свои интересы. История знает различные варианты исхода дела. Итак, все начинается с формирования самосознания, разделения на свой-чужой, "Мы" и "Они", друг-враг - как угодно - где главным критерием является этническая принадлежность.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СТОЛКНОВЕНИЙ НА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЧВЕ
§1. Формирование этнического и национального самосознания в повседневной жизни. Эрнест Геллнер (1925-1996), профессор социальной антропологии Кембриджского университета, член Британской академии, почетный член Американской академии наук и искусств в своей статье "Пришествие национализма. Мифы класса и нации" пишет о переходе от "аграрно-письменного" к "развитому индустриальному обществу" и о становлении национализма и формировании этнического самосознания. Проблемы самоопределения наций, формирования национального самосознания возникают в эпоху развитого индустриального общества. Это связано с тем, что в современном обществе необходимой составляющей человеческого труда "является безличная, свободная от контекста массовая коммуникация. Это возможно лишь в том случае, если все люди, включенные в этот процесс, следуют одним и тем же правилам формирования и декодирования сообщений. Иными словами, они должны принадлежать к одной культуре, причем культура эта неизбежно является высокой, ибо соответствующие способности могут быть освоены лишь в процессе формального обучения…Такое общество не сможет уже терпеть дикого произрастания разнообразных субкультур, связанных каждая своим контекстом и разделенных ощутимыми барьерами взаимопонимания" . Это и вызывает разногласие и противостояния между людьми, относящим себя к разным культурам. Столкновение последних происходит именно в повседневной жизни, что постепенно заставляет формироваться этническое и культурное самосознание. Действительно ли повседневная жизнь так важна для формирования этнического самосознания? Я согласен с точкой зрения Эрнеста Геллнера, что "…люди становятся националистами, поскольку убеждаются в ежедневном общении - на работе и в свободное время, - что их этническая принадлежность существенно влияет на отношение окружающих, которые либо испытывают к ним уважение и симпатию, либо - ненависть и презрение. Источником национализма является не идеология, а конкретный повседневный опыт" . Э. Геллнер говорит о формировании именно национального самосознания, а не этнического, хотя рост и того и другого создает почву для проявления, как небольших этнических столкновений, так и кровавых конфликтов. Напомню, что национальное - не то же самое, что этническое. Нация - это общность политическая, связанная с государством. Этничность же была всегда, а национализм возникает тогда, когда этническое приобретает политические черты. Во-первых, повседневная жизнь в столкновении с "гражданской бюрократией" определяет национальное самосознание: 1. На формирование и укрепление национального самосознания может влиять городская жизнь и фольклор - устное народное творчество, которое непосредственно проявляется в повседневной жизни и является ее неотъемлемой частью. В. Колосова по этому поводу писала: "…среди различных источников влияния мы можем видеть такие, влияние которых может быть названо "естественным" и неизбежным - это, прежде всего, влияние городской жизни, проявляющееся главным образом в материальном коде традиционной культуры. С другой стороны, существует влияние намеренное. Его цель можно определить как унификацию фольклора с дальнейшей целью укрепления национального самосознания" . Однако следует заметить, что первоначально сторонниками национализма были не сельские жители, а "представители городского, индустриального общества, стремившиеся воплотить в жизнь лозунг "одна культура - одно государство" . 2. Эрнест Геллнер пишет о столкновении культур на ранних стадиях индустриального общества: "культурные различия становятся значимыми, выступая в роли катализатора социального расслоения и противостояния, если они более или менее сращены с заметными, но культурно нейтральными экономическими различиями, характерными для ранних этапов развития индустриального общества. Только в этом случае взаимное презрение вкупе с экономическим неравенством порождает новые противостоящие друг другу классы. Тогда по обе стороны барьера возникает ненависть нового типа. Те, кто находится в привилегированном положении, видят в бедных, иных по своей культуре, угрозу - не только для существующего порядка в целом, но и для себя лично и своей семьи" . Другими словами "человек, принадлежащий к культуре А, и находящийся в постоянных сношениях с экономической, политической и гражданской бюрократией, принадлежащей к культуре В, подвергается унижениям и дискриминации" . Так "конкретный повседневный опыт" (на ранних стадиях индустриального общества) становится "источником национализма" , а, следовательно, укрепляет самосознание людей, принадлежащих к определенной культуре (А, В), как отличных от других. Например, после отмены рабства Линкольном в Америке темнокожая часть населения подвергалась "унижениям и дискриминации" , что вызывало расовую вражду. 3. Еще одним фактором, влияющим на национальное самоощущение людей, является пропагандистская деятельность определенных националистических организаций, причем чаще всего нелегальных. Постоянная агитация, в частности распространение листовок, проведение публичных акций, разжигающих национальную рознь, напоминает людям об их происхождении, корнях, культуре и, в конечном счете, формирует самосознание. Во-вторых, повседневная жизнь (уже на бытовом уровне) влияет на формирование этнического самосознания: 1. В аргументацию этого тезиса приходят на ум некоторые примеры непосредственно из моей жизни. a. Еще в детстве у меня существовали столкновения с представителями других культур, в частности, с цыганами. В возрасте 12 лет я каждое лето проводил во дворе, где играли (но, отдельно друг от друга) дети цыган и дети русских (мы). Как-то раз мы решили попробовать играть вместе. Все было бы вроде хорошо, но недолго. У нас произошел какой-то конфликт по поводу игры - как следствие случилась драка. В этот конфликт вмешались взрослые, но после того случая мы общих интересов с цыганами найти не смогли или просто не хотели. Одно могу сказать точно, что до сих пор у меня и у многих моих знакомых существует некоторая неприязнь не только к цыганам, но и другим лицам, отличающимся по цвету кожи и говорящим на другом языке. Я привел этот пример к тому, что случай непонимания (произошедший еще в детстве) с отличающимися от близкого к тебе окружения людьми, может во взрослом состоянии вызвать отрицательное отношение к другой культуре. Если этот отложившийся на подсознании "стереотип" в дальнейшей жизни будет подтверждаться, например, произойдет еще какой-либо конфликт с лицом другой национальности; то он может укрепиться или даже перерасти в крайнюю форму неприятия. А его степень зависит от силы обиды или развитости произошедшей конфликтной ситуации. b. Второй пример более свежий. Дело происходило этим летом. Закончилась дискотека, и мы с друзьями стояли у машины и курили. К нам подошли двое и попросили подвести их до дому за деньги. Эти двое были явно кавказского происхождения, поэтому мы сначала не хотели соглашаться. Но все-таки решили попытаться сломать стереотип о непорядочности лиц их национальности. Но это, увы, не получилось. Факт в том, что когда мы приехали, они отказались платить. Мы могли бы силой забрать у них деньги, но решили, что это был последний раз, когда мы имели дело с этим народом. Можно приводить еще сотни таких примеров…. Вот так в повседневной жизни укрепляются негативные "стереотипы" по отношению к другой культуре, формируется этническая неприязнь и соответственно самосознание. Ведь чем больше неприязнь, тем больше мы отделяем себя от другой культуры и тем больше осознаем свою. 2. Выделяется еще один фактор, имеющий отношение к повседневной жизни, влияющий на формирование этнического самосознания - это "приверженность к мононациональным бракам" . Если рассматривать проблемы межэтнического взаимодействия в Северной Осетии, то можно заметить "всплеск "традиционализма", который "проявляется, в частности, в большей приверженности мононациональным бракам и возвращении на уровне этнического самосознания к национально-культурным ценностям, которые в течение долгих десятилетий тоталитаризма и насильственного внедрения в практику национальной политики КПСС, вытеснялись из повседневной жизни этносов" . 3. Национально-культурные ценности также важны при рассмотрении проблемы формирования этнического самосознания. Они влияют на формирование этнической идентичности, которую Г. У. Солдатова определяет как "разделяемые в той или иной мере членами одного этноса групповые представления, которые складываются в процессе взаимодействия данной этнической группы с другими" . "Значительная часть этих представлений является результатом осознания общей истории, культуры, традиций, территории, государственности" . Таким образом, национально-культурные ценности напрямую связаны с повседневной жизнью людей и формируют этническое самосознание. "Угроза ассимиляции заставляет искать опору в себе, в собственной этнической группе" . 4. Что касается той среды, где воспитываются те самые национально-культурные ценности, то нельзя не упомянуть о таком институте как семья. Именно в семье формируется этническое самосознание. Так, например, в Кыргызстане по результатам недавнего социологического опроса "78.9% узбеков, 70% кыргызов, 67.7% "других" и 67% русских указали на то, что их семья оказала наиболее существенное влияние на формирование их этнического самосознания. Если говорить о конкретных людях, то наиболее существенное влияние на формирование этнического самосознания респондентов оказали самые близкие родственники - мать и отец, в меньшей степени - бабушка и дедушка" . 5. В качестве яркого примера (как повседневная жизнь влияет на этническое самосознание) можно привести случай, когда люди, мигрирующие в другую страну для того, чтобы там остаться жить (например, в США), сталкиваются с одной этнической проблемой. Всем известно, что во многих штатах существует естественное национальное разделение районов и кварталов (Китайский квартал, "Черный", Русский и т. д.). Причем, если представитель какой-либо национальности попадет не в "свой" район, он рискует быть избитым, ограбленным и т. п. И для того, чтобы поехать жить в США вовсе необязательно знать английский язык, ведь там можно найти такие районы, которые полностью "русифицированы". Таким образом, при такой этнической дифференциации на повседневном уровне существует четкое разделение на "своих" и "чужих", что и формирует этническое самосознание. Выделив, как на уровне бюрократии, так и на бытовом уровне, основные факторы повседневной жизни, влияющие на формирование национального и этнического самосознания людей, можно заметить их предопределяющее значение для становления латентной фазы этнического конфликта. Из всего выше приведенного следует, что множество факторов, формирующих этническое самосознание, действуют на уровне повседневной жизни. Именно бытовые, тесные отношения между людьми занимают большую часть жизни индивида. Человек живет тем, что его окружает: текущими проблемами, заботами о близких, добычей средств к существованию. По большей части в этих вещах человек заинтересован. А это как раз те условия, та среда, где наилучшим образом может сформироваться этническое самосознание. Таким образом, я согласен с точкой зрения Эрнеста Геллнера в том, что "…этническая принадлежность существенно влияет на отношение окружающих…" . И этот "…конкретный повседневный опыт…" заставляет человека либо стать "…сторонником ассимиляции…" или интернационализма, либо укреплять национальное самосознание. Но нельзя не учитывать влияние государства и других организаций на настроения в обществе, ведь очень часто в руках этих сил находятся ресурсы пропаганды, формирования общественного мнения, в частности, СМИ. Так же в современном индустриальном капиталистическом обществе, где большой вес имеет финансовый ресурс, можно как подавлять националистические настроения, так и разжигать их. В конечном счете, на формирование этнического самосознания не может влиять только один какой-то фактор, здесь воздействует вся их совокупность. Но что касается повседневной жизни, то ее можно определить как среду, в которой действует эта совокупность факторов. Повседневная жизнь действительно важна для формирования национального самосознания, которое в свою очередь является почвой для разжигания межэтнических конфликтов.
§2. Психологические и культурные причины.
"Этничность уходит своими корнями в подсознательные пласты психики, отвечающие за разделение человечества на "Мы" и "Они", а потому импульс нетерпимости объективно намного сильнее импульса толерантности: "Всякий раз, когда национальный инстинкт вступает в конфликт с интернациональным сознанием, он демонстрирует значительно большую силу", и вскоре начинает литься кровь "чужаков" . Большинство людей пытается идентифицировать себя с другими по определенным признакам: язык, обычаи, традиции, внешность (цвет кожи, разрез глаз, форма носа и др.). Это называется этническая идентичность. Когда люди сходные по этим критериям объединяются в одно государство, то его называют мононациональным или государством-нацией. Но когда граждан одного государства не объединяют этнические признаки, но объединяют какие-то другие ценности или идеалы, то его называют многонациональным, например Россия или США. В таком государстве неизбежно будет существовать тенденция к разделению по национальным признакам. Психологическая причина такого разделения кроется в нашем подсознании, наших стереотипах, негативном отношении к другим этносам или даже страхе, что может влиять на насильственность и интенсивность конфликта. К примеру, могу привести такие небезызвестные стереотипы как "во всех бедах виноваты евреи", "лицо кавказской национальности" и т.д. Таким образом, у нас формируется отрицательное отношение к людям, отличающимся от нас по признакам языка, традиций, вероисповедания, внешности. Так, психолог Е.П. Крупник проводил исследования по проблеме взаимоотношений русских и чеченцев. Задавая определенные вопросы испытуемым, он сравнивал ответы и реакцию чеченцев в разных условиях. В первом случае, когда рассматривался конфликт между представителями "…чеченской национальности, в основном преобладает импунитивная направленность, которая означает готовность испытуемых к избеганию конфликтных ситуаций, к установке на разрешение…" . Во втором же случае, когда представитель чеченской национальности попадет в среду, в которой преобладают представители другой национальности, наблюдается прямо противоположная реакция. "В инокультурной среде (биэтническая группа) в основном преобладает экстрапунитивная направленность в разрешении конфликта. Доминирование внешнеобвинительных реакций в биэтнической группе свидетельствуют о склонности московских чеченцев обвинять кого-либо или что-либо из окружающей среды в проблемной ситуации, считать свой образ мысли законом для себя и окружающих, предъявлять повышенные требования к представителям другой национальности, что характеризует низкую способность к адекватной оценке препятствий. Высокий показатель экстрапунитивных реакций биэтнической группы говорит об ориентированности на свой внутренний мир, социальной активности и смелости, значительном ослаблении регулирующего воздействия на существующие в своей этнической среде и закрепленные в национальном самосознании нормы и стандарты поведения. Между тем высокие показатели экстрапунитивных реакций в разрешении конфликта чеченскими школьниками уверенно сочетаются с явным преобладанием эго-защитных механизмов, обеспечивающих поддержание на высоте своего индивидуального статуса, стремление первенствовать, нетерпимость к навязыванию чужой воли, ограничивающей сферу личной свободы" . Таким образом, исходя из теории Крупника, корни этнического конфликта кроются в психологии человека, а именно в подсознании, в страхе быть обиженным и ущемленным со стороны другого этноса и в исторически сложившихся особенностях характера (зачастую крайне амбициозного) отдельного народа.
§3. Политические причины.
В современном мире большинство этносов не имеет собственных независимых национально-государственных образований. В связи с этим стала широко распространена идея того, что каждой нации необходимо свое собственное государство. "Национализм зиждется на принципе самоопределения. Как отмечает Ф. Фукуяма, идеология национализма исходит из убеждения, что "гомогенные культурно-лингвистические группы должны быть организованы в суверенные государства". Суверенитет же есть коллективное самоопределение" . Крупник Е.П. пишет в своей статье, что "…существенной причиной этнических конфликтов является стремление нации к своей однородности, точнее этнической идентичности" . Зачастую титульная нация ущемляет права этнических меньшинств, что приводит к национализму, столкновениям между народами и возникновению движений, имеющих своей целью создание независимого национального государства. Подобные движения могут быть особенно сильными в том случае, если этнос на каком-то этапе своей истории уже имел государственность, но впоследствии утратил ее. Подобные стремления к изменению своего государственного статуса служат одной из наиболее частых причин этнических конфликтов. В рамках политического аспекта обсуждения природы этнического конфликта будет рассмотрен филосовско-антропологический подход С.Е. Рыбакова. Филосовско-антропологический подход. Данный подход может способствовать выявлению скрытой сущности таких социальных явлений как агрессивный этнический радикализм, деятельность экстремистских организаций, этносепаратизм, сецессия, этнополитические кризисы и межэтнические конфликты. Подход подразумевает рассмотрение агрессивной этничности с точки зрения процессов, происходящих в этнических структурах личности. С.Е. Рыбаков в своей статье "Анатомия этнической деструктивности" в качестве объяснительной модели предлагает феномен "этнической деструктивности" . Исходя из его теории, одним из проявлений этнической деструктивности является межэтнический конфликт. Он пишет, что "феномен этнической деструктивности - феномен исторический, возникший на определенном этапе всемирно-исторического процесса и обусловленный именно перипетиями истории, которые вызвали вхождение этноса в политику" . Рыбаков пишет об антагонизме гражданственности и этничности, который возник в ходе формирования евроатлантической либерально-демократической общественной модели. Противоречие появляется, так как эта общественная модель предполагает строительство "национального государства". "…Абсолютное большинство проблем современного общества в этнополитической сфере либо непосредственно связаны с нациестроительством, осуществляемым в полиэтническом (в широком смысле) государстве, либо оказываются его опосредованными следствиями" . При попытке построить государство-нацию и возникает конфликт гражданственности и этничности, что порождает деструктивность. Для того, чтобы понять как это происходит исследователь приводит концепцию "маргинальности" (от лат. marginalis - "находящийся на краю")". Маргиналы - это те люди, которые потеряли нормативно-ценностные ориентиры из-за культурной и социальной нестабильности в обществе. Поэтому у них резко повышается уровень "аффилиации - "стремления к психологической общности с группой"…. В ситуации конфликта люди фактически становятся маргиналами, оказываясь в неопределенном состоянии между принадлежностью к своему этносу и принадлежностью к строящейся нации. Индивиды, вынужденные выбирать между двумя идентичностями, стремятся, во что бы то ни стало выйти из ситуации отчуждения с обеих сторон и обрести достойный социальный статус, что нередко может приводить к беспокойству, девиантному поведению, радикализму в решениях, а также к агрессивности и жестокости (душевное бремя маргинальности весьма тяжело). Активизируется своеобразный механизм этнического самосохранения, резко нарастает уровень этнического сознания: в этих условиях политика нациестроительства однозначно воспринимается как ассимиляция и этноцид" . Так происходит накопление потенциала этнической деструктивности. Теперь для того, чтобы этот термин превратился в действительность необходимо мобилизовать и организовать массы, что будет не трудно, так как всегда найдутся лидеры, способные организовать стихийный процесс и использовать ситуацию в своих корыстных политических целях. Таким образом, этнические конфликты формируются как этнорадикальный ответ на вызов политики нациестроительства.
§4. Территориальные причины.
Среди причин этнических конфликтов одной из самых распространенных является территориальная. Посягательство на территорию любого народа воспринимается как посягательство на само существование этноса. Для обоснования территориальных претензий используются, как правило, исторические факты. В качестве доказательств применяется принадлежность той или иной территории определенному этносу в прошлом. Обе стороны обладают, на их взгляд, бесспорными историческими доказательствами, закрепляющими именно их право на владение территорией. Но в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса неоднократно меняется, следовательно, меняются границы государств. Эпоха, от которой начинается счет этнической принадлежности территории, выбирается с немалой степенью предвзятости, то есть субъективно, в зависимости от целей, преследуемых государством. Углубление в историю не только не приносит разрешения споров, но и, наоборот, делает их более запутанными и субъективными. Территориальные проблемы в принципе неразрешимы, и их постановка в программах политических движений и отдельных лидеров может в лучшем случае сыграть на их "PR" и политический рейтинг, а в худшем - дать толчок к развитию этнического конфликта. Вероятность найти такое решение проблемы, которое удовлетворило бы обе стороны, чрезвычайно мала. Единственный способ избежать вертикальной эскалации конфликта - это соблюдать принцип нерушимости границ.
§5. Экономические причины.
Важная причина этнических конфликтов заключается в борьбе этносов за материальные ресурсы и собственность, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. В случае возникновения подобного спора каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое "естественное" право на использование земли и природных ресурсов. Подобные "ресурсные" конфликты имеют тупиковый характер, поскольку попытка передела собственности и ресурсов приводит к противостоянию интересов местных этнических элит с федеральным центром. Стремление к суверенизации и есть форма такого противостояния. Пример: чеченская война. Важность экономических факторов для понимания природы этничности и национализма показывает неомарксистский подход. Неомарксизм. Обычно в капиталистических обществах центры торговли и промышленности сильно развиты и процветают, в то время как провинциальные районы остаются малоразвитыми. Когда уровень этой экономической дистанции между центром и периферией достигает критической отметки, разрыв начинает осознаваться и трактоваться как господство центра и подчинение ему периферии. Национальные лидеры стремятся поднять население провинции на борьбу с кажущейся эксплуатацией. Для этого они обращаются к лозунгам популизма и культурного возрождения, противопоставляя их господствующей идеологии. Так, "…конкуренция за ограниченные ресурсы и, в конечном счете, за контроль над средствами производства, особенно в государствах, переживающих индустриализацию, как бы зеркально отражает этнические различия. Поскольку же во многих обществах этнические различия находят свое отражение в разделении труда, классовые антагонизмы принимают облик этнических" . Так, неомарксизм трактует природу национализма и межэтнического конфликта. Но у этого подхода, как впрочем, и у всех, есть не только достоинства, но и недостатки. Он не объясняет, "…почему большие группы людей бывают готовы пожертвовать экономическим благополучием во имя таких ценностей, как конфессиональная или языковая автономия. Само по себе ощущение экономической несправедливости не порождает националистических движений" .
§6. Социальные и этно-профессиональные причины.
Еще одна причина этнических конфликтов заключается в том, что этнический конфликт может стать эффективным способом отвода социального взрыва в русло межэтнической борьбы. История показывает, что в условиях кризисного состояния общества всегда складываются предпосылки для различного рода экономических, социально-политических противостояний, которые влекут за собой перераспределение власти и ресурсов. В основе этого типа этнических конфликтов лежат процессы модернизации и интеллектуализации народов. Создание интеллектуальной элиты в этнических общностях приводит к тому, что в престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и основными этносами. Вследствие представлений о самодостаточности и самостоятельности представители титульных этносов начинают претендовать на престижные и привилегированные места, в том числе и во власти. Подобные причины лежат в основе этнических конфликтов валлонов и фламандцев в Бельгии.
Модернизационный подход. Пролить свет на происхождение этнических конфликтов поможет модернизационный подход. Его сторонники исходят из того, что модернизация изменяет природу этнических идентичностей и порождает национализм. Сама "модернизация состоит в развитии промышленности и сферы обслуживания, расширении рынков, секуляризации, росте грамотности населения и быстрой урбанизации, а каждое из названных явлений влечет за собой усиление контактов между различными народами. Модернизация, как правило, ведет к обострению конкуренции за использование рыночных возможностей и доступ к определенным областям деятельности, что обычно и порождает межэтническую и региональную вражду" . Наконец, среди причин, порождающих конфликты на этнической почве, следует выделить сложившиеся в большинстве полиэтнических государств разделение труда между этническими группами. Поскольку разные сферы труда дают различные доходы, то между этническими группами, естественно, складываются негласная конкуренция. Если же обнаруживается определенная зависимость между сферами труда и этническими общностями, эта конкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникает напряженность в межэтнических отношениях.
Примордиалистский подход. К примордиалистской интерпретации этнического начала относят статусно-групповой и культурно-плюралистический подходы. "По мнению примордиалистов, этническая идентичность отвечает основным потребностям человека, поскольку групповая идентичность столь же важна для него, как и индивидуальная" . Культурно-плюралистический подход предполагает то, что этнический конфликт возникает тогда, когда сталкиваются этнические группы, существующие в одном обществе, но имеющие противоположные цели. При их взаимодействии одна группа неизбежно начинает доминировать над другой и стремиться принудить подчиненные группы к ассимиляции и принятию господствующих норм "высокой" культуры. Тут и возникает конфликт. Согласно статусно-групповому подходу люди, объединившиеся в группы по этническому признаку (например, язык), пытаются защитить свой политический статус от политики правительства, социетальных изменений, и сталкиваются с другими этническими группами. Так происходит конфликт.
Инструментализм. Инструментализм противостоит примордиалистскому подходу. Инструментализм исходит из того, что межэтническую рознь разжигают политики ради своекорыстных, меркантильных политических целей и власти, используя националистические лозунги и этнические символы. По мнению инструменталистов, этничность становится объектом манипулирования со стороны элит.
Рационалистический подход. Данный подход основан на теории рационального выбора. "…При выборе модели поведения индивиды соотносят потенциальные издержки и выгоды такого поведения" . Другими словами, они будут участвовать в коллективных действиях, например, в политических движениях, только тогда, когда выгоды от членства в группе превышают издержки. Таким образом, "…политическое движение этнического типа может добиться успеха лишь в том случае, если выработает вдохновляющую программу и создаст ощущение жизнеспособности националистической партии или ассоциации" .
ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ. ЭТАПЫ
§1. Классификация.
Этнический конфликт представляет собой одну из разновидностей социального конфликта наряду с религиозным, расовым, межгосударственным. Существует несколько типов классификаций этнических конфликтов. Так, по форме проявления принято различать латентные и актуализированные конфликты. Латентные конфликты могут длиться десятилетиями и более и лишь в определенных общественных условиях перерастать в открытые. По характеру действий конфликтующих сторон этнические конфликты можно классифицировать как насильственные и ненасильственные. Насильственные конфликты проявляются в форме региональных войн и кратковременных вооруженных столкновений. К ненасильственным конфликтам можно отнести институциональные формы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон. Другой формой таких конфликтов являются митинги, демонстрации, голодовки, акции "гражданского неповиновения" (civil disobedience). По основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами, выделяются статусные этнические конфликты, возникающие в результате стремления этнической общности повысить свое положение в федеральной системе. По своей сути конфликт этого типа сводиться к борьбе этнических групп за конфедеративную форму устройства государства (примером такого рода этнического конфликта было стремление Татарстана подняться до уровня союзной республики). К этому же типу конфликтов можно отнести этнические движения за создание своих национальных образований (движение ингушей за создание своей республики). Этнотерриториальный этнический конфликт предполагает притязания и споры одной этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть и управлять ею. При этом оспаривается право другого этноса проживать на спорной территории. Как правило, современные этнотерриториальные конфликты являются следствием этнических репрессий и возникают в ходе реабилитационного процесса. К этой же группе относятся социально-экономические конфликты, возникающие на основе требования выравнивания уровня жизни у представителей разных этносов, представительства в элите либо прекращения льгот, субсидий и экономической помощи другим народам. Культурно-языковые конфликты возникают на основе требований разрешить и оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной или общественной жизни. Отечественные ученые Э.А. Паин и А.А. Попов предложили еще одну типологию этнических конфликтов на основе формы их проявления. Так, они выделили конфликты стереотипов, конфликты идей и конфликты действий. Конфликты стереотипов - это такой тип конфликта, когда конфликтующие этнические группы еще не четко осознают причины противоречий, но в отношении оппонент создают негативный образ "недружественного соседа", "нежелательной группы" (например, с этого начинался армяно-азербайджанский конфликт). Характерными чертами конфликта идей является выдвижение тех или иных притязаний. В этом случае в СМИ, в литературе и других средствах коммуникации появляется информация, обосновывающая "историческое право" на самостоятельную государственность или на территорию другой этнической группы. Конфликт действий связан с проведением митингов, демонстраций, пикетов, открытых столкновений с оппонентами и органами власти. Интересную классификацию предложил известный американский этнолог Д. Горовитц. Она основана на оценке соотношения относительных уровней экономического развития и социальной модернизированности сепаратистских регионов и этнических групп в сравнении со средним для государства в целом и для доминирующего большинства его населения в частности. Возможны четыре варианта конфликтов: 1. сепаратизм отсталой этнической группы в отсталом регионе страны; 2. сепаратизм отсталой этнической группы в развитом регионе страны; 3. сепаратизм развитой этнической группы в отсталом регионе; 4. сепаратизм развитой этнической группы в развитом регионе страны.
§2. Схема этапов развертывания этнополитического конфликта по С.Е. Рыбакову.
1. Возрождение родного языка и элементов этнической культуры 2. Укрепление чувства этнической общности, наращивание этнической идентичности. 3. Этническое самоутверждение через усиление этноцентризма и формирование этнонационалистических политических организаций. 4. "Языковая суверенизация" и вытеснение (ущемление) других языков, в том числе посредством законодательных механизмов. 5. Активное отторжение всего чуждого, иноязычного, создание "образа врага" в лице метрополии и "пятой колонны" из представителей другого этноса, проживающего среди стремящегося к суверенизации народа, - превращение этноцентризмма в шовинизм и переход этнонационализма в стадию радикализма. 6. Формулирование конкретных целей борьбы - от нетерриториальной культурной автономии до полной государственной независимости. 7. "Война законов" с центральной (федеральной) властью, экономическая суверенизация. 8. Осуществление фактической суверенизации контролируемой территории, обращение к международным институтам в поисках признания и поддержки своего права на самоопределение. 9. Провозглашение полной независимости, национализация федерального имущества, международно-правовое признание в качестве субъекта международных отношений - юридическая суверенизация. 10. Создание этнократической модели политической системы.
ГЛАВА III. ПУТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
По мнению немецкого социолога Ральфа Дарендорфа, конфликты в принципе не устранимы из общественной жизни, они вездесущи. "Разрешение конфликтов невозможно, возможно только их регулирование" . Дарендорф выделяет следующий порядок регулирования конфликта: 1. переговоры для создания органа по решению конфликта. Если безрезультатно - привлечение третьей стороны; 2. наиболее мягкая форма участия третьего лица - посредничество. Предложение решения конфликта не является обязательным; 3. арбитраж - исполнение решения является добровольным. Обязательным - приглашение третьей стороны; 4. обязательный арбитраж - находится на грани между регулированием и подавлением (необходимо для сохранения государственного правления и обеспечения мира). Решение обязательно. Конфликты не исчезают путем их регулирования. Где существует общество, существуют конфликты. Цель урегулирования этнических конфликтов заключается в нахождении нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том полиэтничном обществе, где он возник и развивался. Существуют некоторые основные правила предупреждения и регулирования уже эскалировавшихся этнических конфликтов. Чтобы вовремя спрогнозировать возможное этническое столкновение необходимо исследовать миграционные потоки. Уровень миграции особенно велик, когда она осуществляется как результат этнических конфликтов или их угрозы. В результате мощного миграционного потока в какой-либо регион в некоторых его районах создаётся критическая нагрузка на инфраструктуру (школы, больницы, транспорт, сфера обслуживания), следовательно, обостряется ресурсная проблема. В случае, когда среди мигрантов значительна доля лиц тех национальностей, которые имеют собственную государственность, это вызывает непонимание среди местного населения, испытывающего неудобства из-за притока беженцев. Это вызывает этническую напряженность и создает конфликтную почву. Непременным условием предупреждения межнациональных конфликтов должен быть учёт состояния массового сознания, сложившихся в нём представлений о проблемах в сфере межнациональных отношений, реальных ожиданий масс, их ориентации на традиции и правила поведения. В межнациональных конфликтах имеют место не только неадекватное отражение реальности, но и элементы иррационального, стихийно поворота событий. Предвидеть это невозможно, не изучая состояния массового сознания. Средства массовой информации существенно влияют на формирование самосознания личности в современном мире, поэтому с целью предотвращения национальных конфликтов, в печати, на телевидении важно определить на правовой основе приоритеты в информировании населения, выделять деньги на распространение социальной рекламы, пропагандировать ценности терпимости к другим народам, дружбы, взаимопомощи и другие нравственные идеалы. Немаловажную роль в урегулировании межнациональных конфликтов играет религия. Религиозные организации располагают большими возможностями для сглаживания этнополитических противоречий, формирования толерантности. С целью эффективного использования этих возможностей необходимо в первую очередь добиваться устранения межконфессиональной нетерпимости и взаимодействия между вероисповедными сообществами.
Строго говоря, у государств существует два пути к принципиальному решению проблем сглаживания и снижения межэтнических конфликтов. Первый заключается в том, чтобы не делить людей по этническому принципу и на нем не строить государственность, а создавать государство на неком всеобщем идеале или на каких-то более высоких ценностях, чем культура и традиции одной народности. Так, этничность как бы выводится из сферы политики, и всякие межэтнические проблемы подавляются официальным провозглашением равенства всех людей независимо от национальности, расы, вероисповедания и культуры перед законом, который обеспечивает все права человека и гражданина. Такая попытка предпринята в США. Сторонник этого пути, Рыбаков С.Е., видит выход в "выведении" этничности из политики, считает, что это позволит стабилизировать структурированность социосферы в пользу гражданственности и, следовательно, избежать политики этнического радикализма. Для решения этой проблемы он предлагает, во-первых, перенести властные функции "наверх", в округа. С его точки зрения, "…целесообразно было бы обязательно сопровождать эти меры параллельным укреплением местного самоуправления на уровне населенных пунктов и расширением прав соответствующих органов власти, с тем, чтобы сделать реальной альтернативой псевдоэтническим "удельным княжествам" местный властный уровень, который вполне способен самостоятельно решать основную массу проблем, действительно актуальных для этноса" . Такой подход кажется наиболее эффективным. Противоположный (второй) путь решения этнического вопроса стал уже классикой. Всем известный А. Лейпхарт стоит на позиции необходимости "введения" этничности в политику посредством принципа представительства во властной элите интересов различных этнических меньшинств. В своей работе "Демократия в многосоставном обществе" классик выделил несколько институтов, которые смогли бы обеспечить стабильность демократии в полиэтническом государстве. К таким институтам он отнес многопартийность, пропорциональное представительство, политическую децентрализацию и законодательное закрепление прав этнических меньшинств. Для того, чтобы эти институты работали эффективно, в состав правящей элиты должны входить представители всех этнических сообществ. "Каждое сообщество должно обладать правом налагать вето на решения, затрагивающие его интересы; и каждый народ должен иметь возможность самостоятельно вести собственные дела". Идея консоциальной демократии была разработана Лейпхартом для довольно устоявшихся западноевропейских систем, прежде всего для такой маленькой страны как Нидерланды. В связи с этим необходимо заметить, что идею Лейпхарта будет весьма трудно применить к большинству полиэтнических стран Восточной Европы и Евразии. У них совершенно другие исторические, культурные и политические традиции, поэтому идею сообщественной демократии нельзя назвать универсальной. Доцент факультета политических наук одного из американских университетов Вики Л. Хесли предлагает "…любому режиму…выработать программу управления межэтническим конфликтом и его разрешения. Эта программа должна включать в себя, наряду с прочим, набор мер (или законодательных актов), направленных на разделение полномочий и ресурсов внутри системы. Необходимо также найти пути обеспечения меньшинствам доступа к политическому влиянию. В частности, каждому этносу должно быть предоставлено право создавать общественные организации, которые могли бы оказывать влияние на систему. Неограниченное, свободное участие в организациях, т.е. плюрализм, - одна из главных заповедей демократии" . Каждая страна выбирает свою дорогу на пути к демократии, стабильности и процветанию, конечно, в зависимости от политической и национальной культуры, исторических устоев и существующих в данном государстве ценностей.
Регулирование и прекращение межэтнических конфликтов является жизненно важным условием существования любого полиэтнического общества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно сказываются на основных процессах социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить его ориентацию, породить новые негативные тенденции, то есть закладывает основу для будущих конфликтов других поколений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив проблему этнического конфликта и всевозможные подходы, можно сделать вывод о том, что ни один из них не объясняет целиком происхождения, истоков и причин межэтнического конфликта; не дает универсальных способов его урегулирования. Использование однобокого способа изучения проблемы неизбежно приведет к неудаче и не принесет положительных результатов, так как у любой теории есть как положительные стороны, так и отрицательные. Для того, чтобы наиболее эффективно и результативно проанализировать какой-либо этнический конфликт, необходимо использовать исключительно комплексный подход в работе, то есть для описания и характеристики проблемной ситуации следует извлекать достоинства из разнообразных научных подходов и применять их к конкретному аспекту проблемы. Так, используя проведенное исследование, можно разносторонне проанализировать любой этнический конфликт практически во всех аспектах. Подводя итог, можно кратко выделить десять основных причин этнического конфликта.
1. Одной из таких причин является повседневная жизнь. Здесь мы сталкиваемся с представителями другого народа как на бытовом уровне, так и на уровне гражданской бюрократии.
2. По другой теории корни этнического конфликта кроются в психологии человека, а именно в подсознании, в страхе быть обиженным и ущемленным со стороны другого этноса и в исторически сложившихся особенностях характера отдельного народа.
3. Третья причина политическая, которая говорит о том, что этнические конфликты формируются как этнорадикальный ответ на вызов политики нациестроительства.
4. Политической причиной этнорадикализма становится стремительно распространяющаяся идея, того, что каждый народ должен воплотить свое пресловутое право на самоопределение и создать свое собственное суверенное государство.
5. Среди причин этнических конфликтов одной из самых распространенных является территориальная. Посягательство на территорию любого народа воспринимается как посягательство на само существование этноса.
6. Важная причина этнических конфликтов заключается в борьбе этносов за материальные ресурсы и собственность, среди которых наиболее ценными являются земля и недра.
7. Неомарксизм трактует происхождение этнических конфликтов как результат неравномерного распределения экономических благ между федеральным центром и периферией.
8. К социально профессиональной причине относится тот факт, что поскольку разные сферы труда дают различные доходы, то между этническими группами, естественно, складываются негласная конкуренция. Если же обнаруживается связь между сферами труда и этническими общностями, эта конкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникает напряженность в межэтнических отношениях.
9. Рационалистический подход основан на теории рационального выбора. Люди будут участвовать в политических движениях, организованной борьбе, только тогда, когда выгоды от членства в группе превышают издержки. Таким образом, если появиться такое движение, которое будет выгодно поддерживать, люди смогут с легкостью подняться на борьбу, к примеру, за независимость и создание собственного территориально-государственного образования.
10. В наше время, наряду с вышеперечисленными причинами межэтнических конфликтов, появилась новая - средства массовой информации. Зачастую они невольно разжигают межнациональные страсти, раздувая сенсацию из жестокости терактов или других межэтнических столкновений.

Также можно констатировать, что межэтнический конфликт способен затормозить процесс государственного строительства. Чтобы этот процесс мог беспрепятственно развиваться, ученым и политикам следует найти пути согласования этнических интересов. К числу мер, ведущих к сокращению этнически окрашенных политических конфликтов, относятся: передача существенной доли власти этнорегиональным территориям; принятие избирательных законов, стимулирующих межэтнические переговоры; создание условий для роста экономически неблагополучных меньшинств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулатипов Р.Г. Нация и национализм: добро и зло в национальном вопросе / Р.Г. Абдулатипов. - М.: Славянский диалог, 1999. - 127 с.
2. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я" / Р.Г. Абдулатипов. - М.: Мысль, 1991. - 169 с.
3. Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология / В.А. Авксентьев // Социологические исследования. - 1996. - № 12 . С. 43 - 49.
4. Боришполец К. Этничность и политика / К. Боришполец // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 1999. - № 4. - С. 3 - 21.
5. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса. / Э. Геллнер // Нации и национализм. - М., 2002. - С. 146 - 200.
6. Грушкин Д.В. Право народов на самоопределение: история и воплощения идеи / Д.В. Грушкин. - М., 1997 (http://www.memo.ru/hr/referats/selfdet/Index.htm)
7. Грехнев В.С. Этносы как общности людей / В.С. Грехнев // Философия и общество. - 1999. - № 4. - С. 123 - 140.
8. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социологические исследования. - 1994. - № 5.
9. Зорин В.Ю. От национальной политики к этнокультурной: проблемы становления доктрины и практики / В.Ю. Зорин // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - Т. 6, № 3. - С. 122 - 154.
10. Кобахидзе Е. Социально-психологические проблемы межэтнического взаимодействия в Северной Осетии / Е. Кобахидзе //
http://www.viu-online.ru/science/publ/bulletin2_6_2000/page2.html
11. Колосова В. Конструирование фольклора как способ формирования национального самосознания / В. Колосова // Этничность и национализм в современном мире. - СПб., 2000.
12. Конституция РФ
13. Крицкий Е.В. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряженности: На примере Северной Осетии / Е.В. Крицкий // Социологические исследования. - 1996. - № 9. - С. 116 - 121.
14. Крупник Е.П. Психологическая устойчивость этнического самосознания чеченских школьников / Е.П. Крупник // Мир психологии. - 2001. - № 4. - С.151 - 162.
15. Крупник Е.П. Преодоление проблемно-конфликтных ситуаций в различных социально-этнических условиях / Е.П. Крупник // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20.- № 6. - С. 36 - 43.
16. Лейпхарт А. Сообщественная демократия / А. Лейпхарт // Полис: Политические исследования. - 1992. - № 3.
17. Малахов В.С. "Война культур" или Интеллектуалы на границах / В.С. Малахов // Октябрь. - 1997. С.148 - 156.
18. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская. - Минск: Харвест, 1998. - 511с.
19. Рыбаков С.Е. Анатомия этнической деструктивности / С.Е. Рыбаков // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2001. - № 4. - С. 3 - 39.
20. Солдатова Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация / Г.У. Солдатова // Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. - М., 1996.
21. Тишков В. Феномен сепаратизма / В. Тишков // Общество и экономика. - 1999. - № 5. - С. 75 - 88.
22. Хабермас Ю. Европейское национальное государство: его достижения и пределы. О прошлом и будущем суверенитета и гражданства / Ю. Хабермас // Нации и национализм. - М., 2002.
23. Финько А. О некоторых особенностях этнонационалистической идеологии // http://www.analitik.org.ua/ukr/current-comment/int/ethno-ideology/pagedoc1096_5/
24. Хесли В.Л. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий / В.Л. Хесли // Полис: Политические исследования. - 1996. - № 6. - С. 39 - 51.
25. Чотаева Ч. Язык и этничность в Кыргызстане. / Ч. Чотаева // http://ethnic.to.kg/pages/w_0803/workshop_082003_session3_chot.html
26. Этнические и региональные конфликты в Евразии: В 3 кн. Кн. 3: международный опыт разрешения этнических конфликтов / Общ. ред.: А. Малавенко, В. Коппитерс, Д. Тренин. - М.: Весь мир, 1997. - 204 с.
27. Этнические меньшинства в современной Европе / РАН. Ин-т этнологии и антропологии. - М.: Восточная литература. - 1997. - 328 с.
28. Этнические процессы в современном мире / Отв. ред. Ю. В. Бромлей. - М.: Наука, 1987. - 446 с.
29. Этнический национализм и государственное строительство / Отв. ред. Ю.Г. Александров. - М., 2001. - 430 с.

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz