Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
01.12.2003 Час Ноль № 13


Праздник будет общим
30 декабря, в самый канун Нового года, смех и веселье царили в Национальном театре Карелии. Это был праздник детей, праздник, который надолго останется с ними. Что же здесь удивительного, дети как дети, да и день торжества им положен, ведь на носу Новый Год – может быть, самый лучший праздник, к которому становишься причастным чуть ли не с пеленок? Ну, когда еще на домашних падут такие приятные хлопоты, подарки будут пахнуть мандаринами и елкой, а улицы и витрины будут расцвечены бесконечным числом мигающих огоньков? Однако есть маленький нюанс. Этот праздник, в честь Нового Года, – организован национально - культурными обществами Карелии: еврейским, армянским, чеченским, азербайджанским, вайнахским, грузинским, при участии городской администрации. Весьма символично, не так ли? В то время как страну лихорадит от межэтнических конфликтов, Карелия становится своего рода «северной Голландией». Дети разных национальностей радуются вместе друг с другом.
Наши общества уже не первый год проводят осуществляемые вместе мероприятия. Зачастую какой-нибудь сугубо национальный праздник, например, Рош-а–Шана (еврейский Новый Год), превращается в интернациональный, оказывается поводом для встречи людей, принадлежащих к разным культурам и религиям.
Но не только стремлением соблюдать традиции и сохранять культуру своих народов славятся диаспоры. Этот новогодний бал был отчасти благотворительным: сто ребят из детдомов Петрозаводска смогли стать зрителями и участниками детского спектакля, а также получить сладкие подарки. Отдадим должное и самому театру, который выдал немало бесплатных билетов. Кто еще так принимает условность искусства? Актеры сеяли доброе, разумное, вечное, говоря о таких качествах характера как щедрость и честность…
«Сколько будет, если пятнадцать разделить на три?», - спрашивает сова мышонка. «Пять», - отвечает тот, а вместе с ним и дети. «Нет, - говорит сова, - если пятнадцать разделить на три, то будет четырнадцать!». Такая же и национальная арифметика, утверждающая свое вопреки очевидности.
С Новым Годом,
Макс

«Не хочу никому навязывать свою точку зрения»
Интервью с Сергеем Геннадьевичем Веригиным, деканом исторического факультета ПетрГУ.

-Сергей Геннадьевич, актуальна ли опасность идеологии фашизма и национализма в современном мире?
-Актуальна! В современном мире это, конечно, мусульманские фундаменталисты – движение, которое возглавляет Бен Ладен. Главная опасность с их стороны - это террор. Мы знаем примеры проявления этого террора, в частности, взрывы в Америке. В России это ваххабиты – мусульманские экстремисты. Очень опасны террористы-смертники, так называемые шахиды. В том числе женщины. Это явление появилось в России сравнительно недавно, но оно очень опасно и актуально, так как в результате террористических актов гибнут ни в чем не повинные люди. Я считаю, что огромное влияние на развитие терроризма в России оказала международная обстановка, движение мусульманских фундаменталистов.

-Кого из политиков можно отнести к фашистам?
-Ле Пен – во Франции, Хайдер – в Австрии. Они себя не именовали фашистами, это мы их так называем, они же считают себя националистами. Однако фашизм и является крайней формой национализма. Как и во время Второй мировой войны: Хорти - диктатор Венгрии, Квислинг – Норвегии, Франко - испанский фашист – все они не считали себя фашистами, но это общепринятое мнение, так как они сотрудничали с Гитлером. В современном мире приемлемее говорить о национализме, нежели о фашизме. Фашизм в наше время стал нарицательным явлением. В России – в какой-то мере к этому направлению можно отнести РНЕ. В средствах массовой информации их называют фашистами. Они же характеризуют себя как русские националисты.

-Как коренные жители Карелии относятся к некоренным?
-На уровне обыденного сознания, когда говорят о коренных народах Республики Карелия, то относят к коренным жителям только финно-угорские народы, то есть карелов, финнов, вепсов. Но я считаю, что к ним также необходимо отнести и русских, так как славяне заселяли эту территорию тогда же, когда и финно-угры. Сейчас особых привилегий для коренного населения, в отличие от советского времени, нет, существует полное равенство. В советский период были некоторые привилегии для финно-угорских народов (в плане выборов, поступления в высшие учебные заведения и др.). Нужно заметить, что существует некоторое неприятие в обществе лиц так называемой «кавказской национальности», но только на уровне обыденного сознания и у небольшой группы людей. Это, по-видимому, объясняется тем, что некоторым жителям Карелии кажется, что эти люди контролируют рынки, скупают собственность у коренного населения, что их наплыв ощутим и у нас в Карелии.

-Как местное население относится к приезжим?
-Гостеприимно. С одной стороны, проблем особых нет. С другой стороны, на уровне обыденного сознания возникают некоторые проблемы. Власти должны это иметь в виду.

-Кого можно считать расистом?
-Расизм – когда одна нация считает себя лучше других. Немецких фашистов – тоже в определенной мере можно отнести к расистам, когда они говорили о превосходстве немецкой арийской расы. В Южной Родезии (сейчас это Южно–Африканская Республика) были расисты в 1960-ые годы. Они проводили политику апартеида, то есть разделение по национальностям: превосходство белой расы над черной. Это политика проводилась до тех пор, пока не победило национально-освободительное движение во главе с Нельсоном Манделой.

-Существует ли русский фашизм?
-Русский фашизм, на мой взгляд, это проявление крайнего национализма. В какой-то мере к ним можно отнести РНЕ. Вероятно, можно здесь говорить и о скинхедах. В русском народе крайне отрицательное отношение к фашизму и фашистам, так как память о пережитом во времена фашистской оккупации живет у русского народа.

-Ксенофобия (ненависть, нетерпимость к чему-либо чужому; навязчивый страх перед незнакомым), антисемитизм (национальная нетерпимость к евреям), национализм в Российском обществе. Применимы ли такие понятия по отношению к Российскому обществу? И что Вы можете сказать по этому поводу?
-Проявление этих явлений имеется в современном российском обществе. Вот пример проявления антисемитизма: грабежи еврейских кладбищ, рисование еврейских звезд и т.д. Сейчас особенно актуально такое явление, как космополитизм – безразличие к своей нации. Эти люди называют себя «гражданами вселенной». Таких людей много, в том числе и у нас в университете. Наверно, ничего плохого в этом нет, особенно когда мы говорим о глобализации, о расширении связей между странами и между людьми различных стран. Может быть, в этом плане я устарел, хотя двумя руками поддерживаю процесс глобализации, однако думаю, что человек должен быть, прежде всего, - патриотом, а потом «гражданином вселенной». Хотя я не хочу никому навязывать свою точку зрения.

-Молодёжные субкультуры в их отношении к проблеме распространения идеологии фашизма и национализма (панки, хиппи, байкеры)?
-Молодежь вступает в РНЕ, так как она недовольна положением в стране, своим положением. Также к этой партии примыкает и некоренное население (по той же причине).

-Что Вы можете сказать по поводу того, что в нашем обществе регистрируются и развиваются организации, которые мы относим к фашистским?
-По Конституции Российской Федерации запрещено развитие таких явлений, как фашизм, нацизм, национализм; запрещено разжигание национальной розни между нациями. И то, что эти партии, движения, организации регистрируют, является нарушением Конституции. Власти не соблюдают права. Демократия не значит вседозволенность.
Александра Кошкарова

Я не заметила равнодушных
Беседа с Марией Леонидовной Цветковой, учительницей истории школы искусств №1 г. Петрозаводска.

- Мария Леонидовна, преподается ли сейчас в школах история Холокоста?
- Чаще всего, нет. Даже если и преподается, то в основном, конечно, недостаточно. Об истории Второй мировой войны говорится много, потому что эта тема включена в учебные программы. Но разные аспекты преподаются в разном объеме. Что касается конкретно Холокоста, то мало кто из историков берется за эту тему. В силу разных причин.

- Но Вы даете своим ученикам эту тему?
- Да, я преподаю историю в старших классах, и тема Второй мировой войны включена в программу. Соответственно, мы изучаем и Холокост.

- А в чем проблемы преподавания? Отсутствие литературы?
- Такая проблема есть, конечно. Литературы маловато. Я не скажу, что ее нет вообще, но мало. Не хватает и методической литературы. Мне просто повезло, что есть выходы на необходимые источники. Эта тема не то чтобы сознательно замалчивается, хотя, может быть, и это присутствует, просто в силу разных причин не берут эту тему. Не включена она и в школьные учебники. Собственно говоря, у учителя есть возможность остановиться подробнее на чем-то более важном. Так вот, я считаю, что эта тема суперважная из всего, что касается идеологии и практики национал-социализма. Потому что с окончанием Второй мировой войны проблема эта не ушла.
Почему эту тему не берут? В силу разных причин. Из-за нехватки времени – программа очень насыщенная. Из-за собственной неподготовленности – учителя чаще всего очень мало знают о Холокосте. Из-за сложности, эмоциональной тяжести этой темы. Из-за нежелания. Вот, пожалуй, основные причины. У нас даже в учебниках тема Холокоста не выделена особым, хотя бы небольшим, блоком.
К сожалению, сейчас выясняется, что в сорок пятом году история фашизма не закончилась. Поэтому надо говорить об этой идеологии, говорить, чем она опасна. С самого начала были попытки о чем-то умолчать, что-то сгладить, сделать вид, что ничего особенного не произошло, что не было концлагерей и Холокоста, что это не так страшно как кажется. И сейчас попытки эти есть. Фашизм для некоторых – общественный идеал: все было так грамотно, хорошо, четко организовано. То есть у молодежи, мало знающей, невежественной в историческом плане, нет понимания опасности этого явления. Мы можем видеть в Петрозаводске - это трудно не увидеть – признаки того, что национал-социализм все-таки присутствует в нашем обществе. Вот, например, осквернение могил на еврейском кладбище. Там же на арке у входа часто появляются надписи нацистского толка, символика национал-социализма. В нашем тихом городе, где проблема национальных отношений не так уж остра по сравнению с другими регионами, можно наблюдать такие вещи.

- Вы участвовали в конкурсе фонда «Холокост»?
- Да, это был Второй международный конкурс для школьников, студентов и преподавателей «Холокост: память и предупреждение». Несколько девочек из одиннадцатого класса представили свои работы в виде эссе, рефератов и рисунков. Наша школа – школа искусств, поэтому наши дети владеют не только пером, но и кистью, иногда кистью даже лучше. Участвовали в конкурсе Владилена Поцелуйко, Светлана Михеева, Анна Чупукова. Анна использовала в работе материалы из семейного архива. Ее прабабушка была угнана в Германию, жила там вместе с еврейской семьей. То есть важно, что в работу были включены и воспоминания родственников. Я же сделала методическую разработку урока «Архитекторы социальной утопии 20 века».
Основной результат участия в конкурсе, как я его вижу, это то, что выпускники, в скором времени самостоятельные члены общества, начинают понимать сущность общественных процессов, сложности и проблемы, которые возникают на почве национальной розни, во что это может вылиться, если вовремя не давать этому критическую оценку и не выбирать верную линию свого поведения. Они узнают, что такое национал-социализм, его практика. При подготовке к участию в конкурсе мы посмотрели фильмы «Пианист» Романа Поланского, «Нацизм: предостережение 20 века», «Дети из бездны». Все мои ученики написали эссе по «Пианисту». И в очень многих работах звучала мысль, что это совсем ново для них, то есть что многие этого не знали. Была какая-то информация о войне, но они не представляли, что все это так страшно, так угрожает обществу. Я думаю, что иногда достаточно показать такие фильмы, как «Пианист», «Список Шиндлера», и больше ничего о фашизме можно не говорить. Там показан фашизм во всей полноте своего воплощения. Очень сильное эмоциональное воздействие фильм оказывает на школьников. Я не заметила равнодушных. Такая информация не может просто пройти мимо человека, к тому же если она так мастерски подана как в названных мной фильмах.
Вообще, ребята только тогда увидели, что такое фашизм, увидели его лицо. Дети, конечно, имели представление о тоталитарных режимах – они изучаются по программе, о тоталитарном режиме СССР в 30-е годы, где человек тоже был ничем. Еще один аспект тоталитаризма – Германия в 30-е – 40-е годы 20 века. Проблема эта, я думаю, никого не может оставить равнодушным.

- А не было такого мнения, что национал-социалисты были правы, очищая мир от недостойных жить? Я проводила опрос в своей школе, и были некоторые подобные отклики...
- Такие люди скорее всего не имеют четкого понятия о том, что говорят, потому что человек, который хоть немного к этой теме прикоснется и заинтересуется ей, задаст себе вопрос: а нужна ли миру такая чистка и кто дает нацистам право считать себя расовыми санитарами, чистильщиками? Либо это недостатки воспитания. Отчасти это задача школы, но основную ответственность несет семья. Это вырастает и на современных проблемах. Вот, в частности, на воротах еврейского кладбища после дифирамбов Аушвицу (немецкий варант названия города Освенцим– авт.) идет призыв проводить аналогичную политику по отношению к кавказцам. Это уже проблемы сегодняшнего дня. Люди видят наши беды. И проще всего обвинить в них кого-то другого. В силу разных причин – молодости, невежества – разбираться не хотят. И пытаются найти решение своих проблем в том, как они решались кем-то раньше. Вот идеал – как Гитлер справлялся со всеми национальными сложностями. Думаю, это от невежества. Если бы они поинтересовались проблемой, то более осторожно судили бы о причинах своих неудач.

- А когда вы даете тему Холокоста на уроке, Вы как-то связываете ее с проблемами современного российского общества?
- Так с этого все и начинается. Мы говорим, что все не закончилось в сорок пятом году. При мотивации темы нужно дать детям понять, что это не просто дела давно минувших дней. Это, к сожалению, проблема современности. И никто не хочет оказаться жертвой, участником или равнодушным созерцателем, правильно? Это среди нас, и истоки этого уходят глубоко в историю. И мы начинаем изучать эти истоки.
Один исследователь Холокоста очень хорошо сказал: «Холокост никогда не бывает против одного народа. Холокост всегда против всех». Это не только проблема евреев. Это проблема всего мира, хотя мы все – люди разных национальностей. В отношении славян у Гитлера, кстати, тоже были далеко идущие планы.

- Вы имеете в виду план «Ост» (план, определяющий действия фашистов в отношении мирного населения на захваченных территориях СССР – авт.)?
- Да, и его тоже.

- Как вы думаете, возможно ли повторение Холокоста в наши дни?
- В таком масштабе – нет. Надеюсь, история чему-то научила человечество, хотя и есть расхожее мнение, что она ничему никого не учит... Тем более невозможен Холокост в такой многонациональной стране, как Россия. Для нас раздувание национального вопроса подобно самоубийству. Если мы начнем решать кто круче, кто выше и лучше... К тому же Советский Союз заплатил такую высокую цену за истребление фашизма. Но, тем не менее, сейчас эта проблема снова стоит, теперь в России...
К тому же национал-социализм - это прежде всего идеология и политика государства. Мне сложно представить в современном мире государство, которое проводило бы такую национальную политику.

- Ну, например, в программах некоторых партий, прошедших в российскую Госдуму, содержатся националистические лозунги... Я имею в виду ЛДПР.
- Нет. Жириновский просто играет на настроениях некоторой части населения России. Все устали от войны на Кавказе, он предлагает решение проблемы самым жестким путем. Но это не выход. Можно найти другой вариант, не загонять проблему в угол. Она в любом случае появится снова. Национальные проблемы – очень тонкие. Надо грамотно решать их.

- А в Вашей школе были проблемы, связанные с национальностью учеников?
- Нет. Не знаю, но думаю, что если были бы такие проблемы, то я бы знала. Хотя у нас учится достаточно много представителей южных национальностей, многочисленна армянская диаспора, есть дети-вьетнамцы. То есть, предположительно, проблемы могли бы быть, но пока не возникало. А может, по этой же причине их и нет... Да и мы, учителя, здесь на что? К тому же у нас особая школа. Школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля. То есть наши дети развиты духовно и эмоционально. Вообще, проводилось исследование, которое показало, что музыканты, люди искусства вообще, неагрессивны. Так что может причина и в этом.
Часто возникает вопрос: а надо ли детям знать правду о Холокосте? Эта жестокость страшна. Но правду о войне надо знать. Прежде всего, для того, чтобы не допустить этого снова.
Лиза Александрова

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz