Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
01.06.2004 Час Ноль № 20


Окружающая среда: планета в опасности!

Мюрьель Дени

Долгосрочное развитие, или как примирить человеческие потребности социального и экономического характера с сохранением экологического равновесия. В рамках большой восьмёрки Франция желала бы, чтобы её партнёры более тонко чувствовали необходимость конкретизировать меры, предпринятые в этой области, в сентябре 2002 г. во время мирового саммита, посвящённого долгосрочному развитию, состоявшегося в Йоханнесбурге, Южная Африка.
После нескольких лет безразличия к проблемам нашей планеты, международное сообщество, в конце концов, просыпается на заре ХХI века. Три встречи продемонстрировали желание индустриально развитых стран осуществлять уже другую модель роста и развития, чем тот курс, который они выбирают последние пятьдесят лет для снижения риска, возникающего из-за влияния человеческой деятельности на экологию: потепление климата, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, а также необходимость препятствовать тому, чтобы бедные страны оставались на обочине мирового развития.
В рамках ООН, прежде всего, состоялся саммит тысячелетия в Нью–Йорке в сентябре 2002 г., где были поставлены честолюбивые цели в том, что касается уменьшения числа бедных. Затем, в марте 2002 г., во время конференции в Монтерее, Мексика, развитые страны обязались увеличить свою помощь в общественном развитии. Затем, в сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге, глобальный саммит по прочному развитию десять лет спустя после встречи в Рио-де-Жанейро, сделали акцент на необходимости двигаться по направлению к возрастанию экологической ответственности. В Монтерее, как и в Йоханнесбурге, Международное сообщество признало, что только одно великодушие и деятельность общественности не могут решить проблем, связанных с причинением вреда планете. Такие начинания вынуждены. В этом смысл «инициатив модели II», принятых в Йоханнесбурге.
В столице Южно-африканской республики тревожный сигнал французского президента не остался незамеченным. «Наш дом горит, а мы смотрим в другую сторону. Природа искалечена чрезмерной эксплуатацией, ей не удаётся больше восстанавливаться, а мы отказываемся принять это. Человечество терпит ущерб. Оно страдает от плохого развития, как на севере, так и на юге, а нам безразлично», - подчеркнул Жак Ширак. Начиная с акции Франции, полностью включившейся в европейские и международные планы в качестве государства – участника конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола об уменьшении выброса газа, создающего тепличный эффект, доказывает реальное желание изменить это положение дел.

Французские инициативы
Франция, которая говорит в пользу создания всемирной организации охраны окружающей среды, образовала в январе 2003 года Национальный совет долгосрочного развития, который объединяет ассоциации по защите окружающей среды и ассоциации потребителей, профсоюзов и предприятий. Цель этого – определить национальную стратегию и помочь развивающимся странам. Кроме того, в сотрудничестве со Швецией и программой ООН по развитию , Франция создала международную рабочую группу, которая курирует проблему мировых общественных богатств. Эта группа должна была бы разъяснять тем, кто принимает решения приоритеты международного сотрудничества. Наконец, в качестве президента Большой восьмерки, руководитель французского государства Жак Ширак решил выдвинуть в этом году несколько других проектов.
Защита природных ресурсов и разумное использование воды и энергии значится среди приоритетных задач. Сегодня больше чем миллиарду человек недоступна питьевая вода и два с половиной миллиарда – не могут пользоваться ни очистительными установками, ни современными видами энергии. Последствия этого драматичны: нехватка питьевой воды является главной причиной смертности в мире. Многие миллионы людей умирают каждый год от употребления заражённой воды, из которых два миллиона детей в возрасте до пяти лет.
В Йоханнесбурге международное сообщество обязалось уменьшить к 2015 году вполовину процент населения, лишённого питьевой воды. То же самое относится к поставке очистных сооружений. В рамках этих обязательств Франция желает продвигать «международную хартию о доступности воды и очистных сооружений». В области энергетики Франция хочет помочь своим партнёрам в Южной Африке развивать экологические виды энергии.
Наконец, Франция отстаивает понятие этико–социальной ответственности и ответственности за окружающую среду всех тех, кто участвует в мировой экономике, и желает принятия общих минимальных стандартов в этих областях.

Сделать ответственными участников мирового экономического процесса
Уже сегодня французское законодательство предписывает кампаниям тратить часть своим доходов на ликвидацию негативных последствий их деятельности в социальной сфере и в окружающей среде. Это необходимое наложение ответственности на участников мирового экономического процесса особенно актуально в области охраны морских ресурсов после катастрофы танкеров «Эрика» и «Престиж» на европейском атлантическом побережье. В декабре 2002 года Франция приняла срочное одностороннее решение об удалении от своих берегов таких, несущих риск, судов и усилении контроля за ними. Франция, в конце концов, удачно делая ставку на европейские агентства по безопасности мореходства, борется за реформу права, касающегося этих вопросов, в рамках международной судоходной организации. Вот сколько сложных дел, которые требуют воли и сотрудничества со стороны всех государств.

Журнал «Label» #50, апрель-июнь 2003.
Перевод с французского Максима Ефимова


ЭКОЛОГИ ПРИЗЫВАЮТ США И БОЛЬШУЮ ВОСЬМЕРКУ НЕ ФИНАНСИРОВАТЬ ПРОГРАММУ УТИЛИЗАЦИИ ПЛУТОНИЯ В РОССИИ
Накануне Саммита Большой Восьмерки (G8), который пройдет в США 8-10 июня,
российские экологи проводят акцию протеста с призывом отказаться от
российско-американской программы по утилизации плутония. Эта программа
включает в себя использование плутония в качестве ядерного топлива, что
может привести к авариям с последующим плутониевым загрязнением российских
территорий, а также к росту угрозы краж или террористических актов во время
транспортировок оружейного плутония. Стоимость программы оценивается в 2,7
млрд. долл. в России, и около 6 млрд. долл. в США.

Кроме того, в результате программы по утилизации, вместо сокращения запасов
плутония, что является политической целью всего процесса, количество этого
материала в России и США серьезно возрастет. Чем больше плутония будет
произведено, тем выше риск его краж и последующего использования
террористами.

Плутониевая программа будет развиваться только при выделении крупных средств
всеми странами G8, чего пока еще не произошло. G8 планирует обсуждать эту
программу в рамках Глобального парнерства по снижению угрозы от оружия
массового уничтожения. До сих пор экологам удавалось задержать развитие
программы в России, где запланировано строительство
завода по изготовлению ядерного топлива с плутонием в Томске, а также
модернизация некоторых реакторов на АЭС для использования такого топлива.

Совместно с экологами других стран, "Экозащита!" ведет кампанию против
опасной плутониевой программы с 1998 года.

ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ И МИР
Если хочешь изменить мир, измени в первую очередь себя – гласит мудрая пословица. Наверное, благодаря желанию сделать наше лучше и справедливее Карельское региональное отделение Молодёжной правозащитной группыне стоит на месте, а вносит постоянные коррективы в свою жизнь.В этом году наряду с юридическим и международным отделами в организации начала работать пресс - служба. Ребята стали выпускать антифашистскую газету «Час Ноль». Корреспондентами печатного органа являются студенты филологического факультета ПетрГУ и КПГУ. Уже в первых номерах газеты в статьях «Современный русский национализм», «Мусульмане Карелии», «Петрозаводские Наци», «Искусство в борьбе с фашизмом» затронуты наиболнн важные проблемы общества. В традиционной печатном виде вышло четыре номера газеты. На созданном интернет – сайте можно познакомиться с одиннадцатью выпусками, где помимо статей и сочинений, представлены разнообразные фотоматериалы (см. электронный адрес: http://right.karelia.ru/).Первого дипломированного специалиста обрёл юридический отдел в лице Натальи Шалимовой. Закончив юридический факультет ПетрГУ, Наташа продолжает активно сотрудничать с МПГ. Студент курса юрфака Никита Литвиненко, являясь круглым отличником, был удостоен получения Потанинской стипендии. Таким образом, трое студентов – четверокурсников и одна выпускница ПетрГУ оказывают бесплатную юридическую помощь всем, кто в ней нуждается. В Междунарожном отделе работают студенты филологического факультета ПетрГУ и факультета иностранных языков КПГУ. Ребята переводят статьи на иностранные языки, которые затем отправляют в различные организации мира. На сегодняшний день МПГ находится в постоянной переписке с идейными союзниками из Германии, Великобритании и США. В этом году, сотрудничая со школами города, МПГ проводила для старшеклассников лекции на темы «Фашизм. Его разновидности», «Национализм», «Толерантность», Это была работа направленная против распространения идей нацизма среди подростков. Необходимо объяснять молодёжи об опасности нацистских воззрений и неонацистских организаций. Поэтому лекции, проводимые МПГ, заслуживают внимания, - считает директор лицея № 1 Э.Э.Слабунова. Карельская общественная организация «Союз бывших малолетних узников концентрационных лагерей в Германии», обратившая внимание на активную деятельность МПГ, предоставила молодёжи офис почти в центре города (до этого ребятам приходилось ютиться в маленьком помещении подросткового клуба на Кукковке). Теперь юридический отдел МПГ проводит бесплатные консультации для бывших узников концлагерей. Встречи с юристами проходят каждую среду с 18 до 20 часов по адресу: пер. Закаменский, д.2 (ориентироваться на ул. Герцена). Лидер МПГ Максим Ефимов, студент филологического факультета ПетрГУ, называет сотрудничество с общественной организацией малолетних узников уникальным: - Это общение двух поколений: поколения, пережившего все ужасы фашизма, и молодого поколения, которое столкнулось с проявлением фашизма и национализма в наши дни. Пока ещё живы люди, которые не понаслышке знают о трагических годах и могут помочь становящемуся российскому обществу не наступить на те же грабли. Главная цель создания Карельского отделения МПГ – своеобразное выражение позиции молодёжи, её вклад в социальное проектирование гражданского правового общества. Самое удивительное: всё, что молодые люди из МПГ делают, они совершают на добровольных началах и бесплатно. Кто-то объясняет свою добросовестную работу в рамках организации как закрепление знаний на практике, кому-то нравится просто помогать людям. Руководитель МПГ Максим Ефимов характеризует поведение ребят как «жест доброй воли». Потребность молодёжи стремиться к чему-то светлому, не бездельничать, а постоянно совершенствоваться можно облечь в разные словесные формы. Но нужно ли давать этому явлению какие-то объяснения. Может, стоит просто порадоваться за таких активистов и брать с них пример?
Ксения Протасова. (Молодежная газета Карелии №6 (10099) 2004)

«Мы выбираем жизнь»
В рамках школьной программы «Мы выбираем жизнь» при содействии Президентской программы «Чистая книга» проблема наркомании и курения среди школьников обсуждалась за Круглым столом, инициированным общественной приемной «Диалог». Тема Круглого стола: «Где найти ресурсы, чтобы противостоять распространению наркомании в нашем регионе» обсуждалась представителями общественных и религиозных организаций, педагогами, психологами, врачами и самими школьниками. Председатель Духовного Управления мусульман Республики Карелия (ДУМ РК) муфтий шейх Висам Али Бардвил ознакомил присутствующих с работой ДУМ РК среди детей – мусульман по профилактике употребления и распространения наркотиков, в том числе и легализованных, с точки зрения мусульман каким является алкоголь и табак. Муфтий поддержал любые законодательные инициативы, направленные на ограничение употребления и ужесточения наказания за распространение этого зла. После проведения Круглого стола образовались группы, одну из которых вел Висам Али, где, общаясь со старшеклассниками финно-угорской школы, он ознакомил подростков с позицией ислама в отношении этой проблемы, дал практические советы, выслушал точку зрения школьников и ответил на их вопросы.
Пресс-служба ДУМ РК

Пресс-релиз Инициативной группы
«Учителя против милитаризации и клерикализации школы»

Детский и подростковый национализм – порождение национализма взрослого, государственного. Бесполезно пытаться «прививать» детям понятия о толерантности, если они ежедневно и ежечасно наблюдают примеры нетерпимости и дискриминации. Причем видят они все это как на экране, в новостных сюжетах, так и в повседневной жизни – на улице, дома, на рынке или в магазине.
К сожалению, росту ксенофобии способствуют и внедряемые в образовательный процесс «новации», такие, как пресловутый курс «Основы православной культуры», апология Великой России во многих учебниках истории и краеведения, милитаризация курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На наших глазах создается чудовищная химера: в многонациональной, многоконфессиональной стране власти пытаются сформировать национально-ориентированное общество!
До сих пор это были лишь «пробные шары», проверка: примем ли мы безропотно слегка обновленную формулу «великодержавность, православие, народность»? Опыт последних лет показывает, что Министерство образования сразу же отступает, почувствовав хотя бы робкое сопротивление общества.
В настоящее время московскими учителями создана инициативная группа «Учителя против милитаризации и клерикализации школы». Её первая задача – сбор и анализ информации о фактах нарушения в образовательной политике и школьной практике базовых принципов, заложенных в Закон РФ «Об образовании» - принципов светской, демилитаризированной и деидеологизированной школы. Учителя намерены организовать широкое обсуждение нарушений и наметить пути профессионального и гражданского противостояния этим негативным тенденциям.
Одним из первых шагов инициативная группа считает проведение Всероссийской общественно-педагогической конференции, посвященной поиску методов противостояния «ползучей» клерикализации, милитаризации и национализации содержания образования и воспитания в российской школе.
Эта инициатива уже поддержана педагогами из различных регионов России.

Представитель инициативной группы
Перлов Леонид Евгеньевич


Негативные тенденции в образовательной политике России
(по материалам мониторинга образовательной политики, проводимого Молодежным центром прав человека, Москва)
В последнее время внимание публики было привлечено к введению обязательных военных сборов для школьников. Однако, педагогам известно, что это только «верхушка айсберга». На самом деле, можно отметить несколько негативных тенденций.
1. Активное внедрение так называемого «патриотического воспитания». Это не только соответствующая Федеральная программа, но и региональные инициативы, и педагогическая практика. К сожалению, то, что в этом контексте понимается как «патриотизм», правильнее было бы определить как шовинизм, национализм, имперские установки, ориентация на авторитаризм в политике.
2. Милитаризация образования. Кроме инициатив по введению обязательной военной подготовки, это милитаристский компонент Федеральной программы патриотического воспитания и соответствующих ей региональных программ. Большая часть акций и подпрограмм в них предназначена для воспитания любви к армии и готовности служить в ней. Для этого предназначен основной объем финансирования (например, финансирование военизированных игр, военных детских клубов и пр). Активизировалась работа школьных «музеев боевой славы», которые сохранились с советских времен. Участники войны в Чечне (иногда – и в Афганистане) приравниваются к ветеранам Отечественной войны в качестве героев. Военное воспитание сильно идеологически насыщено (см пункт 1).
3. Попытки внедрения православия. Несмотря на протесты гражданских организаций, в некоторых регионах «Основы православной культуры» введены в качестве регионального компонента школьной программы, в других регионах это делается на уровне школ. Одновременно ведется активная пропаганда против «сект», к которым нередко относят все религии, кроме православия, особенно христианские конфессии (протестантов, католиков и др).
4. Усиление административного и идеологического контроля над школой.
А) Если до недавнего времени школа могла выбирать варианты учебников по основным предметам, то теперь органы управления образованием почти полностью прекратили эту практику. В первую очередь ликвидируется возможность выбора учебников по гуманитарным предметам, и в первую очередь исключаются из числа разрешенных учебники либерального толка. Это делается в основном не путем открытого запрета (как в случае с учебником И.Долуцкого), а путем «рекомендаций» районных методистов, негласных указаний, отказа в выполнении заказа школы на партию учебников (школа заказывает один учебник, а получает другой).
Б) Вводятся административные барьеры для осуществления различных педагогических инициатив и для внеклассной работы. Например, учителю труднее организовать детский летний лагерь или детскую научную экспедицию. Преодолеть новые ограничения могут только школы, имеющие репутацию «лояльных».
В) Создаются административные барьеры для работы негосударственных школ. Для школ определенной ориентации (например, православных гимназий) делаются «исключения из правил», остальные поставлены в очень трудные условия.
Этот список можно было бы продолжить. Можно сказать, что продолжается отход от принципа плюрализма в образовании, который выражен в действующем Законе об образовании.
Многие учителя и директора школ высказывают недовольство и тревогу, но не всегда им удается согласованно выразить свою позицию.

Суфийские анекдоты
Мои упражнения в прозе все на ту же тему - на тему религиозной терпимости, только немного в другом измерении: здесь речь идет о внутренней религиозной свободе. Понятно, что такая свобода весьма опасна для самой религии (как опасен и догматизм), поскольку может перерасти из свободного исповедания веры в свободу от всякого исповедания, т.е. превратиться в атеизм. В пользу этого положения свидетельствуют история протестантизма в Европе, философии в Греции (которая тоже ведь была ответвлением религии - орфическим, антиолимпийским ее вариантом) и суфизма в исламе (законным завершителем высокого суфизма - и вообще "суфийской" - т.е. "протестантской" традиции в исламе, традиции религиозного минимализма, индивидуализма и - как следствие - агностицизма - мне видится Омар Хайям). Но людям "образованным" и сомневающимся, людям, неспособным открытым сердцем воспринять веру, только такой путь может открыть религию - даже если в будущем они перейдут к самому жесткому, догматическому ее исповеданию.
Мои анекдоты направлены и против догматиков, которые сегодня пытаются своими глубоко головными практиками подменить всякую веру. Это очень прискорбно наблюдать, потому что догматизму в России не противостоит ничего, кроме безбожия, коль скоро секты (за исключением некоторых сект протестантского толка) тяготеют к авторитарности, т.е. тому же догматизму. (Есть еще и очень тонкий - но быстро расширяющийся слой оккультизма - уверен, в религии будущее за ним, хотя и поостерегусь давать оценку этому явлению.)
Потому и анекдоты мои суфийские. La liberte religieuse ou la mort!

* * *
Я видел раба Твоего Айуба, - сказал Богу Иблис, - он праведнее всех людей на земле…
А кто это – Айуб? – спросил нечистого Бог. Нечистый только глаза выпучил от удивления.

Эй, праведник! Неужели ты думаешь, что Неизъяснимый тебя помнит?

* * *
- Ты пойдешь и совершишь святое дело, - наставлял шахида имам. – Ты заставишь неверных трепетать, и склонишь их администрацию к принятию решения, которое облегчит страдание несчастных мусульман до той поры, пока мы с помощью Бога, милостив и благословен Он, не изгоним их вовсе с нашей земли.
- А что станет с моей душой, расскажи мне снова, отец?
- О, доля павших за веру превыше всякой доли в раю! Тебя будут вечно услаждать прекраснейшие из гурий. Ты получишь силу сорока мужчин, и будешь славен у Бога вовеки. Ангелы будут служить тебе, и имя твое выбьют на небесном сапфире, из которого сделаны престолы джиннов. Твоей жизнью станет пир, от которого ты будешь наделять других мусульман, обитающих в раю. Праведники будут говорить с тобой на равных, и только Пророки вознесутся над тобой.
- Как хорошо, отец! Если бы все мусульмане удостоились той чести, какой удостаиваются павшие во имя Вечного! Один я не хочу ее и не смогу подавать тебе еду с моего стола, я слишком тебя уважаю, святейший наставник. Изволь переложить великую миссию на кого-нибудь другого.

Давайте, давайте, сыны праха! Кроите рай, делите его! Если в день вашей кончины вас загребут бесы, а вы только руками разведете, и растерянно спросите: «А где же моя доля блаженства, в которой я был так уверен на земле?» то праведники, Пророки, ангелы и Сам Всевышний засмеются так, что сотрясется вселенная, и вы в ужасе полетите в небытие. Воистину, День Суда будет днем и великого смеха – кто знает, не от этого ли смеха обрушится мир?

* * *
Спорили улем и физик. Один учил божественной премудрости, другой толковал о самодвижущейся материи, и еще Бог знает, о чем. Оба были непримиримы, и в споре доходили до взаимных проклятий и драки. Наконец, улем сказал, что за свою ересь физик будет гореть в аду. Физик рассмеялся, и сказал, что окажется там же, где и улем, потому что ни ада, ни рая нет, а есть только совершенное истребление мыслящего субъекта по окончании телесной жизни. Оба умерли, и оба попали в ад – но в разные его чертоги. Когда черные джинны вели их к месту наказания, они встретились по дороге.
Ага! – крикнул улем, - Я вышел правым из спора! Ты идешь в ад!
Действительно, - сказал физик, весьма озадаченный, - но и я оказался прав: ведь мы оба попали в одно и то же место.
От чувства победы в споре (каждый счел, что победил он) обоим стало приятно, и они в хорошем настроении отправились на вечные муки.

Нет в мире справедливости: злые получают удовольствие от ада…

* * *
Трое – Абдулла, Фазиль и Худ молились в мечети. Первые двое исполняли обряд, положенный для всех благочестивых мусульман, а третьего, видно, обуял дьявол, и он на поклонах начал громко выкрикивать какую-то чепуху:

- Господи, видишь, я вошь! Боже Великий, вшею Ты создал меня!

Он не встал с колен, когда намаз закончился. Абдулла сказал Фазилю: «Поистине, вот обезьяна шайтана!» и посмотрел на Фазиля заискивающе: Фазиль слышал, как Абдулла вчера смеялся над владыкой правоверных, выпив вина в пост. Фазиль не сказал ни слова, только неодобрительно глянул на Худа.
Тут грянул последний гром, и наступил страшный суд. Бог пожелал, чтобы пред Ним предстали все трое. Ангел, стоящий по правую руку Господа, изрек на Абдуллу: «Вот он, продавший дело Твое из корысти оправдания». Абдулла с воем полетел в ад. Ангел изрек на Фазиля: «Вот он, грешивший на земле, червь под Стопой Твоей». Фазиль затрясся, но вскричал: «Господи, всю жизнь мою чту я законы Твои, живу в страхе Твоем, идолам не служу, в вере усерден, подаю бедным, ездил к Святой Каабе, молитвы творю!» И он попал в рай. А про Худа ангел сказал: «Вот он, праведник среди рабов Твоих, умаливший себя во славу Твою». Но Худ сам стал говорить к Господу: «Боже Великий, не внидет в рай вша, а я вша волей Твоей. Мне ли не знать мерзости своей, которую ведь и Ты знаешь. Ангел Твой слишком хорошо думает обо мне, я не заслуживаю иного приговора». За грех препирания с Божьей волей ангел хотел бросить Худа в ад, но Сам Бог вступился за него. Говорят, спор Бога и Худа не кончился по сей день, так они и беседуют вечно, лицом к лицу.

Лицемера Господь удостоит только наказанием, от назойливого праведника, требующего справедливости, отделается, даровав ему райские блага, а вот с гордецом, отрекшимся от своих заслуг, будет говорить как равный с равным.

* * *
Однажды совет судей испытывал святого в богословии. Поскольку человек, назвавшийся святым, явился издалека, для начала надлежало проверить, как он знает Священный Коран, а то больно много развелось самозванных учителей, которые и «Аль-Фатиха» не помнят. Судьи задали ему вопрос:
- Что Пророк, благословен Он, говорит о неверном?
- Пророк говорит: «Бог ближе к ним, чем их яремная вена».
Судьи возмутились: здесь же сказано совершенно о другом! Но решили задать ему еще один вопрос:
- Что Пророк, благословен Он, говорит о людях книги?
- Пророк говорит: «Бог ближе к ним, чем их яремная вена».
Судьи возмутились еще больше: уж не издевается ли этот проходимец над мудрецами? Но, укротив гнев, спросили его:
- Что Пророк, благословен Он, говорит о мусульманах?
- Пророк говорит: «Бог ближе к ним, чем их яремная вена».
Возмущению судей не было предела. Уже вынесли решение проклясть богохульника, для этого оставалось только выявить всю глубину его заблуждения. Поэтому судьи задали последний вопрос:
- Что Пророк, благословен Он, говорит о женщине?
- Пророк говорит: «Бог ближе к ним, чем их яремная вена».
Когда судьи уже кликнули людей, чтобы те схватили еретика, святой спокойно сказал:
- Не гневайтесь, уважаемые учителя. Я знаю ответы на заданные вопросы. Но если Пророк, благословен Он, в Священном Коране Господа сказал, что Бог – Вечный, Прекрасный и Желанный всем - ближе к нам, чем наша яремная вена, как можем мы думать, что принадлежность к секте или полу говорит о нас больше, чем этот вот стих?

Святого казнили на следующий день.

* * *
Проповедник с кафедры призывал правоверных вооружаться и идти войной на неверных, засевших в горах. Он говорил о джихаде, и об обещанном его участникам рае. Сам проповедник намеревался поживиться добром, отбитым у неверных. Об этом знал присутствовавший на проповеди Али Хасан. Когда проповедник, возведя очи горе, сказал о готовящемся походе: «Того хочет Бог!» Али Хасан с досады плюнул на пол.
«Он оскорбил имя Бога!» - закричали вокруг. Али Хасан вышел из мечети.
- Прости, Бог, - сказал он негромко, - я Тебя, кажется, обидел.
- Ничего, я не сержусь, - ласково ответил Бог.

Дима Гальцин

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz