Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
03.12.2004 Час Ноль № 29


Акция в Петрозаводске против фашизма, расизма и антисемитизма

9 ноября в Петрозаводске КРО ММОБО «Молодежная правозащитная группа (МПГ)» и Молодежный антифашистский центр при республиканском музее памяти жертв фашизма имени М. Кольбе провели акцию, приуроченную к международному дню борьбы с расизмом, фашизмом и антисемитизмом. Цель акции: обратить внимание петрозаводчан и жителей Карелии на опасную тенденцию распространения в российском обществе и мире идеологии фашизма, национальной и расовой нетерпимости, экстремизма. Выразить свой протест против существующего положения дел. Призвать всех к толерантности и солидарности.
За десять дней до проведения акция нами было подано уведомление в мэрию Петрозаводска о данном мероприятии, причем, не будучи довольным первым вариантов заявления, чиновник, принимавший документы попросил нас указать всю интересующую его информацию, что мы вскоре и сделали. Тем не менее, впоследствии нам было отказано в выдаче разрешения на проведение мероприятия. Лишь 10 ноября я получил заказное письмо из мэрии, в котором сообщалось о том, что организаторам акции необходимо «указать в какой форме будет проводиться публичное мероприятие», ибо в законе не нашлось слова «акция», вместо этого там фигурировали «собрание, митинг, демонстрация, шествие и пикетирование». Таким образом, чиновник воспользовался чересчур формальным предлогом для того, чтобы считать, что наше «уведомление подано с нарушением установленного порядка». Из-за этого казуса, продолжительность акции была сокращена на полчаса.
Тем не менее, общественный резонанс был. Ход мероприятия освещала карельская телекомпания «Ника+», «Русское радио», ряд других СМИ. К акции присоединилась еврейская община Петрозаводска, студенты ПетрГУ и КГПУ, молодые неформалы, придерживающиеся антифашистских убеждений. «Молодежное правозащитное движение» прислало листовки и наклейки, а United for Intercultural Action (Амстердам) снабдило плакатами, которые расклеивались в школах, вузах, на улицах, снабженные информацией об акции. А это наши лозунги: «Мы дочери и сыновья одной Земли!» «Расизм не пройдет!», «Нет антисемитизму!», «Мы все равны!»
Почти сразу после начала акции ею заинтересовалась милиция общественной безопасности. У нее ушло полчаса, чтобы выяснить, что это мероприятие не было санкционированным, после чего двух организаторов акции Максима Ефимова, руководителя КРО ММОБО «МПГ» и антифашистского центра, и Андрея Бардадыма, отвечающего в Группе за связи с общественностью, задержали сотрудники милиции и проводили, в так называемый, «стакан», в котором продержали больше получаса. Старшему лейтенанту милиции общественной безопасности И. Колегову, который и проводил беседу, спустя несколько дней, нами был подарен электронный вариант книги «Методика расследования преступлений, совершаемых на почве национальной или расовой вражды или ненависти».
А 10 ноября в дискуссионном клубе ПетрГУ «Pro et Contra» состоялось заседание по теме: "Национализм, расизм, неофашизм, ксенофобия, интолерантность в России и в мире", в котором приняли участие студенты различных факультетов ПетрГУ и профессор философии. По итогам встречи было принято решение обратиться с заявление в Госдуму и к президенту РФ, а также карельскому законодательному собранию с требованием принять государственную программу по профилактике этноэкстремизма, нетерпимости, ксенофобии, национализма и фашизма. Начать активный диалог общества и власти для решения этих проблем.

Максим Ефимов,
председатель КРО ММОБО «Молодежная правозащитная группа (МПГ)» руководитель Молодежного антифашистского центра при республиканском музее памяти жертв фашизма имени М. Кольбе, редактор антифашистской газеты «Час Ноль».
http://right.karelia.ru

9 ноября 2004 года прошла городская акция, посвященная борьбе с фашизмом, антисемитизмом, расизмом. Подготовка началась задолго до этого: рисование-малевание плакатов, составление пресс-релиза, уведомление правоохранительных органов и мэрии, развешивание плакатов с призывом принять участие в акции. Еще в 15.55 на Студенческом бульваре было лишь настолько людно, насколько может это быть в обычный рабочий день. Но уже в 16.00 сюда стала стекаться молодежь, телевидение и, конечно, наша защитница – милиция. Акцию организовали Молодежная правозащитная группа и молодежный антифашистский центр при музее памяти жертв фашизма имени М. Кольбе. Акцию поддержала еврейская религиозная община Петрозаводска, «Антифашистская инициатива» (самоназвание общественно активной молодежи, большая часть которых панки). Итак, акция в полном разгаре: кто-то держит плакаты, которые изъявляли нашу позицию. Ничего антимирного там не было, скорее наоборот. Да впрочем, судите сами: «Мы дочери и сыновья одной Земли», «Мы все равны», «Нет антисемитизму», «Расизм не пройдет!» и т.д., кто-то раздавал газеты, листовки и наклейки. Люди охотно брали их у нас, интересовались, подключались. Студенческий бульвар постепенно наполнялся. И в самый разгар событий к нам подошли те самые милиционеры, которые, как я считала, следили за порядком, и попросили разрешение из мэрии, которое Бог знает кто может получить, разве что сам мэр, т.к. времени на себя ему не жалко. За две недели туда было послано уведомление о проведении акции, но никаких действий ими предпринято не было. По требованию милиционеров наша акция прекратилась. Мы перешли на долговременные дебаты с правоохранниками. Один из них сказал: «У нас в стране тупые законы, и мы ничего не можем поделать». А если не они, то кто же? Почему акции и выступления неофашистов не подавляются, а мирные выступления молодых антифашистов так обрываются? «Мы делаем всё, что можем, мы просто работаем, это наша работа…» - последовали ответы. Очень жаль, что люди с «двумя высшими образованиями» «просто выполняют свою работу»! Простите, а как же свобода слова, митингов? Однако мы поздравляем «простых» милиционеров с их праздником 10 ноября и желаем им «не простой работы», а работы с умом, с осмыслением того, что они делают, пусть слово «милиция» будет ассоциироваться у людей, как изначально и предполагалось, с защитой от негативных явлений в обществе, а не от нас же самих.
Но были во время проведения мероприятия и не очень веселые ситуации. Один неприветливый дедок (мягко сказано) упорно заявлял, что надо гнать «черных» из России, а РНЕ – это не фашизм и, вообще, это не опасно. А трое молодых людей (если их так можно назвать) напали на одну из наших девочек, утверждая, что евреев не следует защищать, а выходцы с Кавказа заполонили наши рынки. Слава богу, подоспел на помощь защитник, а то неизвестно, что эти уроды могли бы себе позволить еще!
Итак, наша акция проведена, и слава Богу! Будем надеяться, она даст свои результаты. Такие акции, несомненно, нужны сейчас, когда в обществе процветает неофашизм, расизм, ксенофобия. Поэтому ребята собрались на следующий день после акции на заседание дискуссионного клуба ПетрГУ «Pro et Contra», где обсуждали эти бесспорно важные проблемы.
Александра Кошкарова, активистка МПГ и МАЦ при музее памяти жертв фашизма им.М.Кольбе

Борцов с ксенофобией забрали в милицию
Во вторник вечером в Петрозаводске прошла несанкционированная акция против ксенофобии, организованная общественным объединением "Молодежная правозащитная группа" и местными неформалами-антифашистами.
Около 30 молодых людей вышли на Студенческий бульвар с пацифистскими лозунгами и стали раздавать прохожим листовки, призывающие остановить "бытовой расизм".
Как сообщил пресс-секретарь "Молодежной правозащитной группы" Андрей Бардадым, акция была приурочена к Международному дню борьбы с фашизмом и антисемитизмом, который ежегодно отмечается 9 ноября в память жертв еврейских погромов в гитлеровской Германии.
"К сожалению, в нашем обществе все чаще наблюдаются проявления национальной нетерпимости. Уже стали привычными расистские бесчинства на рынках, а количество молодых людей, причисляющих себя к националистическим группировкам неуклонно растет. Мы хотим привлечь внимание властей и жителей города к проблеме ксенофобии. Не надо закрывать глаза и делать вид, что такой проблемы нет!", - заявил Андрей Бардадым.
Акция на Студенческом бульваре продолжалась примерно полчаса. В течение этого времени сотрудники правоохранительных органов пытались установить организаторов несанкционированного пикета, после чего его участникам было предложено разойтись, а нескольким активистам "Молодежной правозащитной группы" пришлось отправиться в ближайшее отделение милиции.
http://stolica.onego.ru/index.php?action=chronicle&day=2004-11-10#news3

Международный семинар по правам беженцев и вынужденных переселенцев принял обращение к российским властям и правозащитному сообществу

/Корр. СПБ-ТАСС Юрий Дорофеев/. Международный семинар, проходивший два дня в ближайшем пригороде столицы, поселке городского типа "Московский" , принял обращение к российским властям и правозащитному сообществу. В нем подчеркивается необходимость расширения совместных усилий по борьбе с расизмом и ксенофобией, открытые проявления которых фактически теперь уже не шокируют общественное мнение и к тому же не получают во многих случаях должной оценки со стороны правоохранительных органов. Центральное внимание участники семинара уделили таким проблемам как: защита жизни и здоровья, обеспечение законных прав иностранных граждан по тем или иным причинам оказавшимся на территории России, создание нормальных, цивилизованных условий для трудовой миграции в страну, введение общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов и повышение открытости и гласности в их работе, усиление воспитательной работы в области толерантности среди самых широких кругов населения, включая образовательные учреждения, низовые службы милиции и других правоохранительных органов.
Выступивший на семинаре судья кассационной инстанции Московского областного суда Владимир Зимин, работавший до недавнего времени старшим следователем Генеральной прокуратуры, обратил внимание собравшихся на необходимость не только критиковать и ругать суд, прокуратуру и милицию, но и отмечать те положительные тенденции, которые имеются в отдельных регионах, например, в Московской области, Санкт-Петербурге и некоторых других по соблюдению законодательства, защите прав граждан, взаимодействию правоохранительных органов с общественными организациями. Эту рекомендацию также решено направить как в правозащитные организации, так и центральным средствам массовой информации. Начальник департамента Европейского Совета по делам беженцев, расположенного в Лондоне, Лиз Аллан, оба дня бессменно руководивший работой семинара, отметил на заключительном заседании, что Европейский Союз заинтересован в успешном демократическом развитии России и будет способствовать этому своими дальнейшими программами.

Информация предоставлена Московским Бюро по правам человека

СПИСОК ШИНДЛЕРА

Кто спас одного человека - спас целый мир.
Лента рассказывает реальную историю загадочного Оскара Шиндлера, члена нацистской партии, преуспевающего фабриканта, спасшего во время Второй Мировой войны более тысячи ста евреев. Это триумф одного человека, не похожего на других, и драма тех, кто, благодаря ему, выжил в ужасный период человеческой истории. Фильм Стивена Спилберга `Список Шиндлера` - признанный шедевр кинематографии, получивший множество призов, среди которых семь наград Американской Киноакадемии `Оскар` (в том числе в категории `Лучший фильм` и `Лучшая режиссура`), семь премий Британской Киноакадемии, награда за `Лучший фильм` от Нью - Йоркской ассоциации кинокритиков и три престижных премии `Золотой Глобус`. Постановщик фильма Стивен Спилберг получил также почетную награду режиссерской гильдии Америки. В картине занят изумительный актерский ансамбль: Лайам Нисон, Бей Кингсли, Рэйф Файнс, Кэролайн Гудолл, Джонатан Сагалль и Эмбет Дэвидц.

Заявление участников общероссийской конференции
"Развитие демократии и гражданского общества как основа преодоления ксенофобии, этноэкстремизма и терроризма"
(октябрь 2004 г., Краснодарский край)

После трагедии в Беслане в России складывается ситуация, которая грозит взорвать и без того хрупкий межнациональный мир в стране, что может привести к непредсказуемому варианту развития событий, ведущему к кровопролитию и хаосу. Жесткое заявление Президента РФ, сделанное практически сразу же после окончания бесланской трагедии о том, что все, кто разжигают национальную рознь, будут рассматриваться в качестве пособников террористов, к сожалению, саботируется правоохранительными органами. Они не предпринимают адекватных мер по предотвращению пропаганды ксенофобии и экстремизма. Ряд политических партий и политиков, люди, бравирующие своей (реальной или мнимой) близостью к Президенту, активно используют пропаганду ксенофобии для быстрого решения своих целей, наращивания политического капитала. Печатные и электронные СМИ, все больше становятся апологетами ненависти и превращаются в рупор, пропагандирующий национальное превосходство и призывающий к депортации "чужаков". Лидеры партий националистической окраски получают бесплатную трибуну в популярных телепрограммах. Следствием этой пропаганды стала активизация представителей молодежных националистических движений - так называемых "бритоголовых", или "скинхедов". С начала сентября жертвами их нападений стало больше людей, чем за девять предыдущих месяцев. На днях в Санкт-Петербурге скинхеды убили студента-вьетнамеца, в Подмосковье до смерти забили рабочего из Узбекистана, в Чите был зарезан приезжий из Китая. Нападения на людей с иным цветом кожи или разрезом глаз стали каждодневным явлением в российских регионах.
Объявленные 13 сентября антиконституционные политические реформы, отменяющие выборы депутатов Государственной думы по одномандатным округам и фактически вводящие назначаемость из центра региональных (а потом и муниципальных?) глав исполнительной власти, по замыслу разработчиков, официально должны способствовать повышению управляемости страной и борьбе с терроризмом. На наш взгляд, не все так гладко - возможен всплеск недовольства в национальных республиках и подъем второй волны национализма меньшинств, о чем уже давно предупреждают ученые. Механизм сдержек и противовесов заменяется восстановлением "вертикали власти". В свое время эта "вертикаль" привела к крушению Российскую империю, а затем и Советский Союз. Такая система управления страной не соответствует реалиям современного постиндустриального общества. Еще более сужаются демократические свободы, чего все время добивались лидеры националистического толка, пытающиеся вести дело к замене Федерации унитарным государством под лозунгом "Россия для русских". Нас также беспокоят меры по ужесточению контроля государства над средствами массовой информацией и деятельностью неправительственных организаций.
Московское бюро по правам человека, участники правозащитного проекта по противодействию ксенофобии, расизму, антисемитизму и этнической дискриминации обращаются ко всем ветвям власти с призывом объединить усилия в борьбе с ксенофобией и экстремизмом, принявшими опасные размеры и угрожающими единству России и спокойствию населяющих ее народов. Необходимо усилить просветительскую работу среди граждан по воспитанию уважения ко всем этносам, населяющим Российскую Федерацию, развенчанию ксенофобских мифов и предрассудков, подпитывающих агрессию и нетерпимость, провести кардинальные преобразования по улучшению социально-экономической ситуации, организации трудоустройства и досуга молодежи, совершенствованию миграционной политики, борьбе с коррупцией. Мы обращаемся к Президенту РФ В. Путину, к правительству России с предложением выработать комплексную программу мер с учетом плана рекомендаций Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации от 21 марта 2003 года. Но главное - мы призываем полностью отменить предложенные проекты сверхцентрализации власти, поскольку они ведут к глубокому политическому и экономическому кризису, грозящему распадом и ослаблением страны, ведут к гибели гражданского общества, демократических завоеваний и девальвации общечеловеческих ценностей.

Символ СПИДа в Санкт-Петербурге выложен телами людей, нуждающихся в лечении, как напоминание о том, что люди в России продолжают погибать от СПИДа, в то время как правительство бездействует


Санкт-Петербург, Россия.
9 ноября 2004 г.

35 активистов российского Движения ФронтЭйдс провели несанкционированную
акцию в Санкт-Петербурге; своими телами они выложили красную ленту - символ
борьбы со СПИДом, а также принесли гробы, символизирующие большое количество
смертей из-за отсутствия лечения. В результате акции задержан один активист.
Массовая акция направлена на привлечение внимания к проблеме отсутствия
должного медицинского обслуживания и доступа к лечению для 30 000 людей,
живущих с ВИЧ (ЛЖВС), в Санкт-Петербурге и около 1 миллиона в России.
Большинство ЛЖВС молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет. Эпидемия давно
вышла за рамки уязвимых групп, и эта проблема может коснуться каждого. ЛЖВС
подвергаются стигме и дискриминации, большинство вынуждено скрывать свой
статус. Все это усугубляет проблему и развитие эпидемии. Положение в Санкт-
Петербурге кажется лучше только на первый взгляд, статистика смертей выглядит
не так удручающе только потому, что эпидемия здесь началась позже, чем в
Калининграде, где пик эпидемии пришелся на 2000-2001 гг. В ближайшее время
лечение потребуется основной массе ЛЖВС, но уже сейчас люди умирают из-за
отсутствия антиретровирусной терапии (АРВ).
Несмотря на принятие в Санкт-Петербурге городской программы Анти-ВИЧ/СПИД на 2004-2006 гг. размером в 13 млн. долларов, из более 30 тысяч ВИЧ-
положительных петербуржцев лечение получают всего 150 человек, которым
периодически приходится прерывать лечение из-за перебоев в поставке
медикаментов, что делает лечение практически бессмысленным, ведь перерыв в
лечении может обернуться возникновением резистентности к препаратам
лечения.
Из-за нескоординированности действий медицинских служб гибнут люди. ЛЖВС
подвергаются дискриминации, ярким примером чего может послужить медицинская
комиссия, выборочно принимающая решения о предоставлении или отказе в
лечении, исходя из своих представлений о социальной благонадежности
и социальной перспективности пациентов. Так решается вопрос о том, кому
жить, а кому умереть. Это противоречит всем законам моральным и
конституционным. ЛЖВС отсекаются не только от программ АРВ-терапии, но и от
остального медицинского обслуживания, о чем свидетельствуют многочисленные
примеры - как в Санкт-Петербурге, так и в других городах.
Так, при туберкулезном отделении 2-й Городской больницы для ВИЧ-
положительных просто не существует комиссии по назначению АРВ-терапии, и
соответственно люди лишены доступа к жизненно необходимому лечению. Тендерный комитет Санкт-Петербурга, который должен закупать препараты, бездействует из-за того, что лишь одна кампания занимается их поставками. Цены на препараты для лечения СПИДа в Санкт-Петербурге и во всей стране завышены (10 тыс долларов в год на пациента), хотя во многих других странах стоимость лечения
удалось снизить до 300 долларов в год и обеспечить всех нуждающихся.
Противодействие в решении этих вопросов связано лишь с меркантильными и
карьерными интересами людей, принимающих решения, а именно от них зависят
жизни людей. Цены на терапию в России возможно снизить путем переговоров с
фармкомпаниями, регистрацией недорогих аналоговых препаратов генериков, а
также началом производства собственных лекарств! Всему этому препятствует
бюрократический аппарат, действия которого не дают безотлагательно решать
данный вопрос, а также нежелание правительства признать катастрофическое
положение с ВИЧ/СПИД в стране.
Нас как людей лично затронутых эпидемией возмущает такое отношение, и мы
считаем проведение акции единственным способом донести до властей и общества
всю остроту сложившейся ситуации. Наша акция не была санкционирована властями
Санкт-Петербурга, несмотря на соблюдения всех формальных требований с нашей
стороны, но игнорировать эту проблему долго им не удастся! Акция в Санкт-
Петербурге, так же как и в Калининграде, проходит под лозунгом «Наши смерти -
ваш позор»
Мы требуем вовлечения людей, лично затронутых эпидемией, в решение
проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом, на всех уровнях власти. Мы требуем предоставления АРВ-терапии для всех нуждающихся в ней. Мы требуем качественного медицинского обслуживания и ухода для всех нуждающихся.
Мы требуем прекратить дискриминацию ЛЖВС.

Мы требуем соблюсти основное право человека - право на ЖИЗНЬ!
Мы призываем прессу осветить эту проблему!
Мы призываем людей и организации, неравнодушных к сложившейся ситуации,
поддержать нашу акцию!

Мы также просим направить ваши письма Губернатору Санкт-Петербурга Валентине
Матвиенко. Факс: +7-(812)-276-1827, а также Михаилу Зурабову, министру
Здравоохранения и Социального развития России, факс (+7 095) 504-4446, (+7
095) 959-83-56, выражая поддержку нашей акции и призывая к незамедлительным
действиям!
Курт Воннегут: Конец близок

Я пишу эти строки еще до выборов, так что мне не дано знать, кто по
воле Божьей станет нашим президентом на следующие четыре года - Джордж
Буш или Джон Керри. Оба эти аристократа и мультимиллионера с
нордической внешностью похожи, как близнецы-братья, и настолько
отличаются от большинства из нас, как будто речь идет о парочке
косоглазых альбиносов.
Но вот что мне кажется очень даже актуальным: оба кандидата были, и до
сих пор являются членами йейльского тайного общества для избранных под
названием "Череп и кости". Так что, кто бы из них ни победил, у нас
будет президент из "Черепа и костей" - и как раз в то время когда
большинство позвоночных, из-за того, что мы отравили землю, воду и
воздух, сами превращаются - да еще как быстро - в черепа да кости.
Поэтическая картинка!
Что же стало для нас началом конца? Кто-то вспомнит Адама, Еву и
яблоко с древа познания. Я же скажу, что все началось с титана
Прометея, сына богов - помните этот греческий миф - который украл у
родителей огонь и передал его людям. Боги настолько разозлились, что
приковали Прометея голым к скале, да еще и послали орла клевать его
печень.
И теперь совершенно очевидно: боги поступили правильно. Наши ближайшие
родственники - гориллы, орангутаны, шимпанзе и гиббоны - все это время
отлично обходились сырой растительной пищей; мы же не только научились
готовить горячую еду, но и всего за 200 лет практически уничтожили
собственную систему жизнеобеспечения - нашу некогда благодатную
планету, устроив термодинамический кутеж с ископаемым топливом.
Прошло всего 173 года с тех пор как англичанин Майкл Фарадей построил
первую динамомашину, способную преобразовывать механическую энергию в
электричество. Эдвин Л. Дрейк (Edwin L. Drake) всего 145 лет назад
пробурил первую на территории США нефтяную скважину в Титусвилле, штат
Пенсильвания - сегодня это всего лишь высохшая дыра в земле. А всего
119 лет назад немец Карл Бенц построил первый автомобиль с двигателем
внутреннего сгорания. Ну, и конечно, 101 год назад американцы братья
Райт создали и подняли в воздух первый самолет. Он работал на бензине.
Поговорим еще о неодолимом соблазне этого кутежа?
Вот только он обернулся миной замедленного действия. Ископаемое
топливо - оно так легко горит! Это уж точно, и как раз сейчас, когда
Буш и Керри ведут свою предвыборную компанию, мы подбираем его
последние крохи и слизываем последние капли. Очень скоро все огни
погаснут.
Электричества больше не будет. Все виды транспорта остановятся, и
недалек тот день, когда планета Земля покроется корочкой из черепов,
костей и мертвых механизмов. И никто ничего с этим не может поделать.
Уже слишком поздно. Не хочу портить веселье, но правда в том, что мы
растрачивали ресурсы нашей планеты, включая воздух и воду, так, будто
завтрашний день никогда не наступит. Потому-то никакого завтра у нас и
не будет.
Так что последний бал продолжается, вот только до конца осталось
недолго.

05 ноября 2004. Подробности. По материалам ИноСМИ
http://podrobnosti.ua/power/2004/11/05/156990.html

ВОЙНА КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

Сплачивать электорат военной риторикой - советская традиция
Эмиль Паин
Об авторе: Эмиль Абрамович Паин - гендиректор Центра этнополитических исследований, доктор политических наук, эксперт МБПЧ

Несвободное советское общество даже в мирное время выстраивали в шеренги с помощью мобилизационных лозунгов: "война с бездорожьем и разгильдяйством", "битва за урожай" и т.д. Сегодня у нас главный лозунг - "война с терроризмом".
Говорят, что на этот раз это просто заимствование западного опыта. Действительно, такой лозунг первым провозгласил Джордж Буш. Он, как и его российский коллега, сплачивает свой электорат военной риторикой. Только президент США и думать не смеет под предлогом войны с терроризмом кардинально изменять основы государственного устройства, скажем, отменять выборы губернаторов или предлагать укрупнение штатов. В России же якобы в целях "борьбы с терроризмом" готовится решение о фактическом назначении глав региона президентом, прокламируются программы укрупнения регионов и упразднения республик.
Подобные крутые эксперименты - исконная отечественная традиция. Цари в русских сказках легко обменивали "полцарства за коня", а реальные генеральные секретари еще легче проводили депортации народов и перекройку административных границ республик. А уж если хозяин страны надумает всего лишь укрупнять села и объединять области, создавать совнархозы или федеральные округа, то кто же ему сможет перечить?
Подобные кавалерийские атаки обычно плохо заканчивались. Укрупнение сел в 1970-е годы привело к безлюдию Нечерноземья. Объединенные области снова приходилось разъединять. Совнархозы оказались неуправляемыми, как, впрочем, и нынешние федеральные округа. Война с терроризмом в Чечне привела к тому, что он уже выплеснулся из Чечни и расползается по всей России.
В процессе этого растекания уже получены экспериментальные доказательства неэффективности назначения лидеров регионов в противовес их избранию. По крайней мере уровень инфильтрации терроризма в Ингушетию был меньше при избранном президенте Руслане Аушеве, чем при фактически назначенном Мурате Зязикове. И сегодня не только чеченцы, но уже и ингуши осваивают ремесло боевиков.
Говорят, что "народу безразлично - избирать губернаторов или назначать". Но это смотря какому народу. У народов Северного Кавказа выборы - это традиционный институт, часть повседневной жизни. Здесь выбирают почти всех: от тамады за столом до поселкового старшины, от муфтия до главы локального джамаата. Назначенный наместник царя или президента зачастую представлял лишь видимую власть, а реально управляли всем власти неформальные и избранные. Чем шире растопырены ножницы между формальной и неформальной властью, тем выше и вероятность коллапса управления. Наглядный пример - недавние события в Дагестане, где мэр Хасавюрта открыто выступил против главы республики, удерживающегося у власти только при поддержке Кремля.
Национальная элита стала быстро расти уже в советское время. В постсоветский период ее ряды заметно расширились за счет бизнесменов и бурно растущих рядов религиозных активистов. Тот, кто говорит, что в случае назначения московских наместников или полной отмены республик национальная элита "рассосется", либо сильно лукавит, либо напрочь лишен понимания этнополитических процессов.
Всегда и везде за лояльность национальной элиты приходилось платить расширением ее участия в делах государства. Так было и в середине 1990-х годов, когда политическая активность национальных элит повсеместно спала, за исключением воюющей Чечни. Сегодня заметно новое оживление национальных элит - на волне недовольства авторитарной политикой Кремля, законами, которые спускаются из Москвы и ущемляют интересы национальной культуры (вроде запрета на использование в национальных языках иной графики кроме кириллицы). Деловые структуры ропщут под нарастающим давлением коррупции (раньше чиновники требовали взяток, а сегодня стремятся захватить бизнес целиком). Да и политические элиты, хоть и поддержали в большинстве своем новые инициативы президента, но обиду затаили. Что касается элиты неформальной, то она в таких условиях быстро укрепляется. Ее трудно заставить смириться с новыми законами, зато легко подвигнуть к новому витку сопротивления, к сплочению перед общим врагом.
Тем более это касается исламских структур. Чем больше представители традиционного ислама прислоняются к власти, тем больше растет популярность нетрадиционных для России направлений ислама вроде ваххабизма, который многими рассматривается и используется как эффективная форма оппозиции.
Назначение лидеров региона не повышает их ответственности не только перед народом, но и перед Кремлем, поскольку порождает определенный тип чиновника-временщика. Сегодня он не справился в одном регионе - завтра будет переброшен в другой или может быть наказан назначением в министры, как бывший губернатор Приморья Наздратенко или как бывший петербургский губернатор, который не по своей воле уже третий пост меняет едва ли не за год. В то же время сам факт назначений глав региона усилит тенденцию переноса претензий населения с регионального уровня на центральный. Государь назначил наместника, он за него и ответственность несет. В таких условиях президент страны может быть объявлен ответственным даже за сбои в электроснабжении в каком-нибудь отдельно взятом селе Гадюкино. В национальных республиках это может привести к росту антирусских настроений, поскольку там, где преобладает титульное население, федеральная власть воспринимается именно как русская.
Исторически схожая ситуация складывалась в канун распада империй, когда растущая централизация государств вызывала накопление недовольства в национальных окраинах. Отчужденная от власти национальная элита способна использовать подобные тенденции, облечь их в этно-религиозную оболочку и обеспечить такой уровень сопротивления населения властям, против которого бессильны любые армии. К тому же Российскую армию боятся, когда она находится в казарме, а если она уже десять лет воюет и неудачно, то теряет способность к устрашению кого-либо.
Чеченская война и административные реформы Путина - близкие родственники. Война стимулировала появление проекта реформ, морально легитимизировала его, оправдывая необходимостью сохранения целостности страны и борьбой с терроризмом. Она же определила и стилистику реформы - ориентацию на навязывание регионам государственной доктрины, "спущенной сверху", и на подавление национальной элиты вместо поиска согласия с ней. Чеченская война и "реформа" являются проявлением одной и той же модели политического управления, характерной для имперского периода истории России и Советского Союза. Однако сила и натиск не помогли выиграть чеченскую кампанию, и еще меньше вероятности, что они обеспечат эффективность административной реформы в России.

НГ 5 ноября 2004 или http://www.ng.ru/politics/2004-11-05/2_war.html
Информация предоставлена Московским Бюро по правам человека

Практикуем айкидо!
1, 2 и 3 октября в Санкт-Петербурге проводился семинар Стефана Бенедетти и его ученика Даниеля Леклера.
Семинар проходил в течение трех дней и состоял из пяти тренировок, за каждую из которых желающие попрактиковать Айкидо под руководством знаменитого и многими любимого мастера, выложили по 10 евро. Оно стоит того, скажу я вам.
Первая тренировка семинара проходила в межстилевом клубе «Ленкай» (по адресу наб. Обводного канала, 113) не таком большом, но по-домашнему уютном. Мы с товарищами пришли за час до регистрации и расположились на одном из уютных диванчиков в холле. Парни кемарят, время идет. Отдыхаем. Люди постепенно начинают подтягиваться. Вдруг я гляжу и не верю своим глазам – в дверном проеме возник человек удивительно похожий на мастера Бенедетти. Эта мысль появилась не сразу, а только через пару секунд, когда подсознание напомнило мне виденные в Интернете фотографии Бенедетти. Я засомневался. Фотография это одно дело, а при личной встрече можно и обознаться. Я встаю и во все глаза смотрю на вошедшего. Вид у него веселый и доброжелательно-небритый. Наверное, он заметил всю пристальность, с которой уставился на него русский абориген, и, как-то вышло, что мы одновременно улыбнулись, протянули друг другу руки (будто давно друг друга знаем) и тепло поприветствовали друг друга. Для меня это было самое забавное событие за несколько дней семинара и оно зарядило меня позитивной энергией. Таким было мое первое знакомство с Бенедетти. После того, как мы пожали друг другу руки, за несколько секунд мастер перездоровался со всеми кто находился в этот момент в холле.
Началось все как обычно на подобных мероприятиях – с регистрации участников семинара. Каждый заплативший 50 евро получал контрамарку – эдакую волшебную карточку, которая чудесным образом позволяла её владельцу пройти мимо двух милых девушек свирепого вида, отсекавших проход в додзё всем несчастным, не владевшим подобным сокровищем. На карточке перед каждой тренировкой ставился в соответствующем поле (одном из пяти) крестик, подтверждающий факт удачного прохода мимо тех стражей додзё.
В клубе «Ленкай» я бывал многократно, и до этого семинара додзё «Ленкай» производил на меня впечатление довольно немаленького помещения. В жизни периодически приходится менять свое мнение. Посетителей было многовато для такого додзё, и пространство стало дефицитной роскошью, особенно это чувствовалось в раздевалке, где переодеваться приходилось в экстремальных условиях. Например, пока некто неторопливо расшнуровывал ботинки, его товарищи умудрялись нагрузить ему на спину свои сумки с кимоно! Вероятно, многие в своих мечтах касались женской раздевалки…э, нет! Мы думали не о том, о чем подумали вы! Эх, мы думали о просторе, в котором посчастливилось переодеваться девушкам – ведь их было немного.
Первый день пролетел незаметно и закончился, едва успев начаться (зато последняя тренировка тянулась довольно долго – так казалось от накопившейся за три дня усталости от большого количества впечатлений).
В два последующих дня семинара прошло четыре тренировки – по две в день с интервалом в несколько часов, и занимающиеся собирались на утреннюю тренировку к 11.00 часам утра в клубе «Волна» (станция метро Электросила, Московский пр., д. 150/2).
Просторный додзё «Волны» радовал своими (наконец-то то, что нужно!) размерами, чего не скажешь о раздевалке, однако через некоторое время выяснилось, количество занимающихся также существенно возросло. На татами едва хватало места для отработки техники. Между тренировками, пока Даниель Леклер приковал внимание публики демонстрируя формальные ката с катана (Йайдо или Иайдо или Яйдо – как ни назови, это оно самое), несколько десятков человек удалились оправиться и подготовиться к экзамену на даны, а я попробовал подсчитать число оставшихся. Сбился со счета в районе сотни – считал быстро, чтобы не пропустить самое интересное в выступлении месье Леклера. Вероятно, по моим прикидкам, на семинаре присутствовало около полутора сотен человек. Ну, конечно, не «Белые Ночи» (это, пожалуй, самый грандиозный регулярный фестиваль Айкидо в России, который проводится в Петербурге и собирает людей не только из России), но все же! Выступление Даниеля Леклера заняло не более десяти минут и всем очень понравилось – во время показа в додзё была полная тишина. Француз элегантно и отточено двигался не с деревянным боккеном, а с «живой» блестевшей поверхностью клинка сталью. Несколько человек фиксировали «показательное выступление» с помощью видеокамер. На каждой тренировке часть времени отпускалась на занятия с боккеном, где место наставника неизменно занимал Леклер, практикующий кроме Айкидо еще и Иайдо, а Бенедетти в это время скромно отсиживался в стороне, невозмутимо взирая на лес боккенов.
Стефан Бенедетти на протяжении семинара в присущей ему легкой и отчасти беззаботной манере преподавал премудрости техники Айкидо, через посредство которой он пытался донести до участников семинара основные принципы этого боевого искусства в своем понимании, которое базируется на солидном, более чем 40-летнем опыте.
Английский язык, который использовал мастер Бенедетти для контакта с учениками, время от времени разбавлялся французским (когда Стефан перебрасывался фразами с Даниелем), а также «великим и могучим», которым Бенедетти в известной мере владеет. По-крайней мере, его познаний в русском хватает, чтобы заставить зал покатываться со смеху от метко брошенного замечания или шутки. Как всегда на его семинарах, стены додзё не раз и не два сотрясались от дружного хохота. Да, мастер Бенедетти известный хохмач и заниматься под его началом легко и радостно. Обозленная, перекошенная от натуги и гнева физиономия с пылающими гневом глазами – явно не признак айкидоки.
Думаю, многие надолго запомнят некоторые его высказывания и отдельные слова, приобретавшие неповторимую привлекательность, в которую их окрашивал акцент мастера: «Это очэнь плёхо!», «Я ръад!», «Ос» (имеется в виду ось). Мне больше всего запомнилось, как Стефан объясняя важность прямого положения тела и головы, где важную роль играет «ос» (позвоночник), сказал, что в русском языке имеется хорошее слово – «спирт», являющееся, на его взгляд, синонимом английского слова «spirit» – «дух» (игра фонетики), он растолковал, что спирт, который имеется внутри нас нельзя расплескать, поэтому категорически нельзя нарушать равновесие собственного тела. Да, как повторял мастер Бенедетти – «Holy Vodka» внутри нас! В одном из эпизодов он артистично рассказывал и наглядно иллюстрировал свой рассказ о том, как техникой Айкидо пользовалась в тяжелые времена его бабушка. Посмотреть бы на эту бабушку!
Несмотря на веселый и дружественный всему что шевелится характер, мастер Бенедетти может проявить и жесткость. Все помнят, как он, возмутившись постоянно пиликавшим мобильным, пообещал собрать и выкинуть в окно все издающие звуки трубки, а их хозяев выдворить вон из додзё.
Во второй день семинара, между занятиями желающие могли понаблюдать за сдачей экзаменов на даны. Комментировать увиденное я не считаю необходимым, поэтому об этом эпизоде попросту умолчу. Желающие увидеть это своими глазами могут посетить семинар и увидеть все собственными глазами.
На память о семинаре желающие могли приобрести футболки с отпечатком ступни Стефана Бенедетти, японскую каллиграфию на бумаге. Нам – петрозаводчанам (на семинаре присутствовали и люди из других городов, например, Мурманска), посчастливилось в перерыве между тренировками сфотографироваться с мастером Бенедетти, хотя поначалу он шутя предложил нам сфотографироваться с красивыми девушками, с которыми он уже успел познакомиться. Дескать, что со мной-то стариком фотографироваться, уж лучше с хорошенькими девушками, но в итоге, согласился.
Уезжали из Петербурга мы с твердой уверенностью вернуться и посетить очередной семинар месье Бенедетти. Ну, должны же мы получить его автограф на свои фотографии!
Сергей Горин

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz