Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
01.07.2005 Час Ноль № 42


Молодежная антифашистская и правозащитная газета Карелии
«Час Ноль» №42

Интервью с Максимом Ефимовым, председателем карельского регионального отделения межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)".

«Мы, народы Объединенных наций, преисполнены решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны… и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности… в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».
Устав ООН.

-Начнем с общих вопросов. Как ты оцениваешь современную действительность?
- Я испытываю чувство тревоги. Внешнее спокойствие – это пена. На самом деле, в обществе назревают большие конфликты, правда, не только в российском, но от этого еще более тревожно. Появилось много нового зла, которое у всех на слуху. Но почему, скажем, угроза терроризма опаснее, чем угроза повальной тупости и безразличия, чиновничьей показухи, формализма, «быдл-патриотизма»? Грустно сознавать, что с нашими людьми можно делать все, что угодно! Стране давно нужны структурные перемены. В государстве тотального высшего образования и бюрократизации реальная жизнь давно подменена абстрактными умствованиями и бумажками, а ведь в жизни всё выглядит иначе, чем на бумаге. Мы все давно живем в виртуальной реальности - самообмане.

-Это точка зрения всех правозащитников?
-Я выражаю свое мнение, но полагаю, что правозащитники, привыкшие иметь дело с не самыми радостными сторонами жизни, не испытывают ну почти никаких иллюзий. Ведь именно им приходится расчищать авгиевы конюшни этой системы. Показательно то, что, например, люди всю жизнь приукрашивающие действительность, сегодня, состоя на государственной службе, защищают права человека.

-Пессимистично.
-Надежда всегда есть. Необходимо честное, критическое осмысление действительности и самих себя. Судить надо не по словам, а по делам! Нужна гласность, прозрачность действий власти, различных структур и безусловный контроль за каждым чиновником, нанятым нами. Кроме того, больше внимания следует уделять нравственному воспитанию человека... Для светского человека Дон-Кихот такой же идеал, как для религиозного – Христос. Именно Дон-Кихот является воплощением веры в безграничные созидательные возможности человека, торжество гуманизма и добра.

- Возможно, у людей не хватает образования и в области своих прав?
- Как известно, сталинская Конституция была самой демократической в мире, но кто ее соблюдал? Можно вызубрить Конституцию, Всеобщую декларацию прав человека, множество конвенций, но при этом оставаться совершенно бесправным. Давно нужны эффективные индивидуальные и коллективные действия. Для меня гораздо ценнее идея этического общества, чем правового. Посмотрите, во что право превращает тварь, а тварь, во что она превращает право! В нашей стране явственно ощущается разница между словами и делами. Очевидно, что и права свои надо знать, чтобы их защищать и жить по демократическим правилам!

-В чем цели нового проекта?
-Главная цель – это трансляция демократических ценностей для молодых людей. Профилактика ксенофобии и неонацизма, фашизма во всех формах. Формирование установок демократического, этического сознания у молодежи. Мы приглашаем специалистов из Петрозаводского университета, вузов Санкт-Петербурга и Москвы. Только на наших лекциях и семинарах вы можете услышать о таких понятиях как благородство, великодушие, милосердие и справедливость, бескорыстие, самостоянье человека. С нами работает единственный преподаватель этики в ПетрГУ В.А. Филиппова. Это совсем не популярный в наше время предмет. Доходит до анекдота - спецкурс по этике заменяют другим, более важным спецкурсом, - «Холопы на Руси». Лекции об истории фашизмов и опасности распространения идеологии неонацизма, ксенофобии, антисемитизма, расовой ненависти читает А.Ф. Юсупов, доцент кафедры всемирной истории ПетрГУ. Активисты нашей организации, а это, в основном, студенты ПетрГУ, проводят тренинги для школьников среднего звена по теме «Преодоление массовых стереотипов». Только у нас профессора проводят лекции-беседы с учащимися профессионально-технических училищ.

-Как ты думаешь, почему молодежь так апатична к общественной жизни?
- Проблема в отсутствии мировоззрения. В школе учат всему, кроме этого. То же самое и в вузе, где акцент делается на профессиональном образовании. Да и с кого возьмешь пример?! Слава Богу, есть порядочные и принципиальные люди с активной гражданской позицией, но их мало. Молодежь не знает, что им отстаивать, как отличить добро от зла. В силу психолого-возрастных особенностей им трудно противодействовать уже сформировавшимся людям, гораздо взрослее себя. Существует также стадный инстинкт - желание быть как все. И это плохо, если норма такова, как сейчас! Элементарные житейские трудности не позволяют им реализовывать общественный темперамент. Кроме всего учеба в вузе, техникуме, школе отнимает много времени, а это своеобразная форма ухода от реальности. Так что с этим проблем много.

- Как же вы намерены задействовать ребят, сделать их социально активными?
-Мы действительно хотим побудить молодых людей к социальной активности. В юности, когда прочитал Германа Гессе, я осознал эту оппозицию между жизнью деятельной и созерцательной. Теперь для меня важно найти баланс между этими жизнями. Вот простой пример, почему необходимо участвовать в жизни общества. Монополия государства на насилие ведет к его избыточности. Кроме того, институциональность насилия придает ему анонимность и притупляет восприятие, а косвенный характер насилия расширяет сферу его применения. По этой причине общество и должно осуществлять целенаправленный контроль за ним, будь то, например, армия или правоохранительные органы, пенитенциарная система. Любая монополия плоха, потому что человеку свойственно заходить далеко, поэтому действие должно рождать противодействие. Обществу выгодна такая конкуренция. Политика сдержек и противовесов должна работать на благо общества. Вот почему, например, плоха однопартийность и отсутствие оппозиции, конкуренции. В гражданском контроле над насилием помогает то, что монополия на него локализована. Поэтому проще осуществлять контроль. И это касается всех сфер жизнедеятельности. Сколько лет в нашем городе не строилось социальное жилье?! Избираемые депутаты не решали эту проблему. Власти цинично заявляют о том, что им важно сохранить у людей надежду, подразумевая снижение социальной напряженности. Похоже на заговор! Необходимо осознать, что так же, как и выборы, последующий контроль за работой человека в новом статусе такое же важное дело. Это касается и распределения бюджетных средств, многого другого. Практика доказала, что выборы давно превратились в профанацию и что без зрелого гражданского общества, активности населения, в том числе и молодежи, невозможно ничего изменить к лучшему. Кстати сказать, в нашем городе комплексно практически никто не защищает права молодых и не отстаивает их интересы!

- В МПГ, как я понимаю, работают именно сознательные и активные молодые люди.
- Я горжусь нашими ребятами. Все они мыслят себя европейцами, изучают иностранные языки, сознательно видя в этом возможность приобщения к европейской культуре и цивилизации. Они очень отзывчивы и болеют за общество, в котором живут, желая сделать его лучше, справедливее. МПГ для них – и школа жизни, и трамплин. Все они успешны и востребованы, благодаря своим способностям и профессиям, умениям и навыкам. Их я мог бы назвать настоящими гражданами. Хочу пригласить в нашу организацию молодежь, которая найдет здесь возможности как для самореализации, так и для служения обществу. У нас инициатива всегда только приветствуется. Вообще же, я занимаюсь общественной работой из альтруистических побуждений. Для меня невыносима мысль, что я занимаю чужое место, которое бы уступил сразу при первом же намеке на то, что кто-то может сделать за государственный счет ту или иную работу лучше меня. А вот в рамках своей общественной организации могу реализовать свое видение решения проблем и работать с единомышленниками по тем вопросам, которые меня тревожат.

-Ты сказал про ксенофобию и национализм, насколько популярны эти явления в Карелии?
-Свастикой на улицах сейчас никого не удивишь, а также языком вражды в прессе и в быту и заявлениями о национальной ненависти. Дело в том, что российская система образования слабо работает в плане преодоления ксенофобских предрассудков в обществе, вот нами и было решено организовать тренинги и семинары, лекции для учителей, школьников и студентов, а также выпуск сборника статей под названием «Демократия – мой выбор», потому что на другой стороне этих весов только диктатура, тоталитаризм, нацизм или коммунизм в том виде, который мы знаем. Существующим тревожным положением дел в области понимания и развития демократии, межэтнических отношений, участившихся случаев проявления ксенофобии, расовой и национальной ненависти всерьез озаботились и западные организации, желающие помочь нам наладить просветительскую работу среди населения края. Фонд «Память и будущее» (ФРГ) выделил нам 5000 евро. Современное скиндвижение - это новый вид неорганизованного политического молодежного движения экстремистского толка. Это обстоятельство должно вызывать тревогу у общества и государства. По новым данным 58% наших граждан поддерживают националистический лозунг "Россия для русских".

-О чем будет сборник?
- В сборнике будут опубликованы научно-популярные и публицистические статьи, интервью, эссе, рисунки, фотографии, стихи, заметки, в которых будут отражены авторские позиции по вопросам современного состояния демократии в России и гражданского общества, соблюдения прав человека, реализации конституционных свобод, в том числе, свободы слова, убеждений, вероисповедания, социальной активности молодежи, проблемы взаимодействия общества и власти, необходимости контроля над властью, роли некоммерческих организаций и масс-медиа в процессе демократизации; толерантность, развитие конкуренции, положение дел в армии, загрязнение окружающей среды, этнические конфликты, распространение ксенофобии, неофашизма, проблема «меньшинство и большинство», потребительское отношение, безнравственность, статьи, способствующие критическому осмыслению действительности, аналитического плана, а также дискуссионного характера. Книга будет распространяться по библиотекам и учебным заведениям Карелии и некоторых регионов России.

-Откуда берется ксенофобия?
-Приведу незамысловатый пример. Когда плохо знаешь иностранный язык, понимаешь только немногие знакомые слова, все остальное оказывается недоступным. В силу такой избирательности кажется, что говорящий человек не знает других слов, кроме понятных нам, и поэтому представляется ущербным, но, на самом деле, это свидетельствует лишь о нашем незнании. Так же и в межэтнических отношениях. Мы принимаем в других людях только то, что понимаем, а поскольку нашему пониманию доступно очень немногое, то «другой» нам кажется примитивным, отсталым. Всегда причиной межэтнических конфликтов является собственная ограниченность. Чтобы понимать, необходимо прикладывать усилия, много учиться, а это делать не все любят. Видеть различия легче, чем находить то, что объединяет.

-И твоя общественная работа помогает преодолевать молодым людям предрассудки?
-Надеюсь, что это так. По данным Центра новой социологии, в России насчитывается более 55 000 «скинхедов». По сведения Московского бюро по правам человека, ежемесячно «скинхеды» устраивают 30-40 погромов; за последние 3-4 года число нападений, совершенных на расовой почве, ежегодно возрастает на 30%. К сожалению, все еще применяется ярлык «лицо кавказской национальности». В большинстве районов Российской Федерации сложился свой набор негативных стереотипов в отношении той или иной национальной группы. Эти группы, как правило, находятся в неблагоприятном положении на всей территории страны, и расистское отношение к ним носит давний и глубоко укоренившийся характер. Этот вызывающий беспокойство феномен отмечается в последнем докладе по России, подготовленном Комиссаром ЕС по правам человека, в котором говорится о «чувстве подозрительности, если не неприкрытой ненависти или презрения к выходцам с Кавказа». Мы предлагаем задуматься молодым людям над этими вопросами и обсудить их вместе с нами.
Беседовала Дарья Маковецкая

Ксенофобия – это норма?!
Во времена Советского Союза, так, как сегодня, проблемы национализма не существовало. Главная заслуга в этом принадлежит системе образования, содержание которого отвечало принципам интернационализма. Вероятно, это наиболее эффективный способ профилактики политического экстремизма. Как известно, основы отношения к «чужим» закладываются в раннем детстве, при этом ребенок некритично перенимает систему оценок и поведения, принятую в родительской семье. Скорректировать негативные установки, «впитанные с молоком матери», достаточно сложно, но можно, особенно если информация исходит от источника авторитетного для ребенка, например, от уважаемой и любимой учительницы.
В какой мере этот принцип применялся на практике и какими способами, рассматривать здесь мы не будем. Давайте лучше поговорим о нас.
К сожалению, в настоящее время подобная задача не ставится даже формально, а образовавшийся вакуум заполняется отнюдь не «разумным, добрым, вечным». В учебные заведения хлынули фанатичные проповедники традиционных и нетрадиционных вероучений, занятия по военно-патриотическому воспитанию нередко ведутся членами радикально-националистических движений. В результате активно проводится пропаганда расовой, религиозной, социальной вражды и ненависти. Кроме того, школа почти не сопротивляется влиянию националистических настроений, царящих в обществе. Такое положение дел является нетерпимым. В связи с этим остро актуальной задачей становится внедрение в образовательный процесс мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения основ толерантности. Именно с этой целью в Петрозаводск из Санкт-Петербурга был приглашен Валерий Борисович Столов.
В. Б. Столов закончил Российский Государственный педагогический университет (исторический факультет, также курс обучения в Открытом университете Израиля (название курса - "Катастрофа европейских евреев") и специальные учебные программы Иерусалимского института "Яд-ва-Шем" и института Мельтон Иерусалимского университета. Валерий Борисович работает директором школы, преподавателем истории. Вёл семинарские занятия для учителей истории и обществоведения, читал лекции слушателям Европейского университета в Санкт-Петербурге, вот уже пять лет принимает участие в качестве преподавателя в программе "Климат доверия" правозащитной организации Лайт-Центр (Санкт-Петербург).
«Валерий Столов предлагает студентам поразмышлять вместе с ним. Постоянно обращается к их сознанию и опыту, пытаясь вызвать обмен мнениями, наладить диалог. В наших учебных заведениях это не принято. Преподаватели часто просто нагружают информацией, от которой очень скоро ничего не остается, а вот научиться думать студенты не успевают. Именно сон разума позволяет существовать идеологии национализма. Ценность таких встреч именно в индивидуальном подходе и построении диалога между студентом и преподавателем как способе познания мира и себя», - считает Максим Ефимов, руководитель проекта председатель МПГ - Карелия.
«Фашизм как историческое явление, - рассуждает Валерий Столов, - выступал в качестве динамичного антикоммунизма, поэтому в полной мере возродиться сегодня он теоретически не может. То, что предлагают нам современные идеологи – упрощенная для более легкого усвоения молодежью и банальная бездоказательная компиляция из основных его идей – является ответом на слабость власти и все тягости сегодняшней жизни. Я не считаю, что национализм малых народов может иметь позитивный характер: именно малые народы предрасположены к диким проявлениям этого чувства. Имперские же народы более склонны к абсорбции: русские, англичане. Хотя и здесь нельзя не вспомнить о периоде колониализма: на острове Тасмания, имевшем статус британской колонии, было уничтожено все туземное население. Нужно видеть мир таким, какой он есть. Насилие – это во все времена норма».
Ксенофобия является одним из древнейших свойств человеческой психики, она развивалась и приобретала все новые формы на протяжении всей человеческой цивилизации. Ксенофобия «естественным образом» воспроизводится как в ходе развития общества, так и в процессе социализации субъекта, некоторый ее уровень является неизбежным для любого человеческого сообщества. Возможно, что в той или иной мере она заложена в самой природе человека, как бы не было грустно это признать.
Ее же противоположность – толерантность – является культурно обусловленным свойством. Для формирования толерантности необходимо прикладывать специальные усилия, развивать ее как в процессе воспитания индивида, так и в социуме в целом в отличие от ксенофобии, произрастающей как сорняк на огороде. «Национальное чувство в той или иной форме присуще каждому и «восставать», пытаться искоренить это чувство отнюдь не выход. Все, что необходимо сделать – это поместить его в социальные рамки. Человек должен гордиться своей нацией. Другое дело, что гордость не должна принимать нездоровые формы, порожденные разного рода заблуждениями. Нацисты, например, считали, что большевизм – еврейская идеология (тезис белых эмигрантов, возникший в результате высокого процента представительства евреев в правительстве)». – рассказывал Валерий Борисович студентам петрозаводских вузов и техникумов.
Активисты МПГ не ставят вопрос о полном искоренении ксенофобии в Петрозаводске, что было бы совершенно нереалистично, целью организации является снижение «градуса» национализма до некоторого социально приемлемого уровня, а также минимизация наиболее опасных, криминальных его проявлений посредством организации просветительской и демократической работы среди молодежи республики Карелия. В условиях же современных российских реалий даже незначительное снижение уровня ксенофобии в обществе было бы большим достижением. Думается, что такой подход к проблеме является наиболее реалистичным, учитывающим базовые свойства человеческой психологии и природы межгрупповых отношений.
Национализм как неприятие поликультурности возник, по мнению В. Б. Столова, вследствие несостоятельности демократии, ведь, например, наша страна не стала процветающей. Возникло разочарование, русское национальное чувство сильно травмировано. Национализм, в данном случае, является некой альтернативой общепринятому, но несостоявшемуся убеждению о благоденствии человечества в рамках демократического строя. «Я не хочу уезжать из России даже туда, где понятие о толерантности является основной составляющей человеческих отношений: здесь уже сложилась моя жизнь, я обладаю здесь некоторым статусом и уважением. Хотя, может, молодым я бы и посоветовал все тщательно взвесить и, исходя из стремления к собственному благополучию, сделать выбор: уехать или остаться, ведь каждый человек должен сам обустраивать свой мир. А географическое положение и гражданство – дело второстепенное. Государство, как говорили в Америке еще в XIX веке, должно выполнять функции ночного сторожа. Я не живу в герметичном мире и осознаю, что тезис об автономности каждого человека ложен: все люди зависят друг от друга. Поэтому толерантность я воспринимаю как призыв отказаться от своих предпочтений в угоду обществу. Данный подход сработает, если и потенциальный субъект, и потенциальный объект национализма одинаково строго будут придерживаться этого положения. Например, мы делаем все, чтобы не ущемить национальное достоинство лиц кавказского происхождения, но и они должны вести себя соответствующим образом, не давая повода сомневаться в данном подходе, что, к сожалению, часто не соответствует действительности. Меня как директора еврейской школы беспокоит то, что о нас думают, поэтому я делаю все, чтобы сформировать положительное отношение общественности ко мне и к моей общине. Исходя из этого убеждения, я осуждаю чрезмерную эксплуатацию некоторой частью еврейской общины темы Холокоста. Ведь это не случайно, что сегодня наблюдается всплеск антисемитизма: все происходит с подачи. Закон: как вы – к ним, так и они – к вам. Вот вам практический совет: если у вас возникли проблемы с представителем какой-либо национальности, пригласите или поговорите с человеком, возглавляющим эту общину у вас в городе, он как лицо, заинтересованное в формировании положительного отношения к национальности в целом, будет содействовать урегулированию возникшего конфликта. Таким образом, диалог является наиболее приемлемой и действенной формой межнационального общения, приносящего гуманные плоды. Поэтому, в условиях бездействия правоохранительных органов, нужно «будить» общественность, организовывать беседы по образцу имевших место в ПетрГу (Pro et Contra), просвещать общество, дать всем его прослойкам возможность высказаться». – такими мыслями поделился с нами Валерий Борисович.
Прочитав лекции в ряде учебных заведений, наш гость поспешил вернуться в Санкт-Петербург: весь следующий день у него был уже распланирован. О Петрозаводске у него сложилось хорошее впечатление.
Мария Кирпиченко, активистка Молодежной правозащитной группы - Карелия

Антиеврейская политика нацистской Германии (1933 - 1939)
«Были ли случаи на протяжении двух тысячелетий, когда свобода, человечность пользовались антисемитизмом как средством своей борьбы? Может быть и были, но я не знаю таких…. В тоталитарных странах, где общество отсутствует, антисемитизм может быть лишь государственным. Государственный антисемитизм – свидетельство того, что государство пытается опереться на дураков, реакционеров, неудачников, на тьму суеверных и злобу голодных. Такой антисемитизм бывает на первой стадии дискриминации – государство ограничивает евреев в выборе местожительства, профессии, праве занимать высшие должности, в праве поступать в учебные заведения и получать научные звания, степени и т.д. Затем государственный антисемитизм становится истребительным». Из книги Василия Гроссмана «Жизнь и судьба».

Антисемитская идеология была положена в основу программы национал – социалистической партии Германии, принятой в 1920г., и всесторонне обоснована в книге А. Гитлера « Моя борьба», сочиненной в 1925 – 1926гг. После прихода нацистов к власти в Германии в январе 1933г. Гитлер проводит последовательную политику государственного антисемитизма. Её первой жертвой стала еврейская община Германии, насчитывавшая более 500 000 человек.
«На земле не будет светить солнце до тех пор, пока не умрет последний еврей. Гитлер освобождает мир от его еврейских мучителей». Ю. Штрайхер, редактор нацистской газеты «Дер Штюрмер».
Декрет о государственной службе определял статус «неарийца», который был присвоен евреям. Они изгонялись не только с государственной службы, но и из школ и университетов, медицинских учреждений, средств массовой информации, из армии и судебных учреждений. Нацистская пропаганда небезуспешно создавала из евреев образ «внутреннего и внешнего врага» виновного во всех бедах страны. 10 мая 1933 г. В Берлине состоялось массовое сожжение книг, написанных «неарийцами» и антифашистами.
«Там, где сжигают книги, будут жечь людей». Генрих Гейне.
На съезде нацистской партии в сентябре 1935г. в Нюрнберге были приняты законы «О гражданах рейха» и «О защите немецкой чести и немецкой крови». А через два месяца и поправки к ним, юридически оформившие лишение евреев всех гражданских и политических прав.
ЮРИДИЧЕСКИ! Вдумайтесь в это слово! Можно ли юридически оформить лишение людей всех гражданских и политических прав? Что такое жизнь человека после того, как его лишили прав?
Последующие законодательные акты обязывали евреев – владельцев предприятий и фирм – передавать их «арийцам». Мужчинам и женщинам с нееврейскими именами предписывалось вписать «Израиль» или «Сара» в свои паспорта, в которые впоследствии ставили букву «J» ( от нем. Jude – еврей).
После присоединения Австрии в 1938г. создаётся специальное бюро для «добровольной эмиграции евреев» во главе с начальником «еврейского отдела» управления имперской безопасности рейха (РСХА) А. Эйхманом.
В ноябре 1938г. весь мир был потрясён событиями «Хрустальной ночи», организованной гестапо в ответ на убийство в Париже немецкого дипломата после насильственной депортации в Польшу 15 000 евреев. В ночь с 9 на 10 ноября были сожжены или разрушены все 1400 синагоги Германии, разграблены еврейские дома, магазины, школы. 91 еврей был убит, несколько тысяч ранены. Десятки тысяч евреев были отправлены в концентрационные лагеря. На еврейскую общину Германии была наложена контрибуция в 1 миллиард марок за причинённый ущерб. Мир был потрясён.
24 января 1939г. Геринг издал распоряжение «О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии». Накануне Второй мировой войны Германию покинуло свыше 300 тысяч евреев. 5 июля 1938 г. во французском городе Эвиане состоялась международная конференция по проблемам еврейских беженцев, где выяснилось, что ни одна страна Запада не готова принять евреев Германии. Но многие евреи остались в Германии сознательно. Это был их выбор. Они давно вошли в немецкую культуру, экономику, в этой стране были их корни, Германия стала для них, лишённых своей земли, любимой Родиной. Они всё ещё верили, что нацизм вот-вот кончится, и не верили, что немецкий народ, которому они отдали столько таланта, ума, души, предаст их. Была надежда: мир не допустит, мир не позволит. Но мир позволил, мир допустил!
Пароход «Сент – Луис» с еврейскими беженцами на борту не пустили ни в территориальные воды Кубы, ни в США.

АНТИСЕМИТИЗМ – одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям – от пренебрежительного отношения в быту, правовой дискриминации, до еврейских погромов.
АРИЙЦЫ – название народов, принадлежащих к индоевропейской языковой общности. В расистской литературе арийцы (преимущественно германцы) объявлялись «высшей» арийской расой.
Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим и религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на их уничтожение.
НАЦИЗМ –– одно из названий германского фашизма; сокращение от словосочетания «национал-социалистический».
ПРОПАГАНДА (от латинского «подлежащее к распространению»). – распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе с целью формирования у общества определённого мировоззрения.

«Окончательное решение» еврейского вопроса в Европе
После захвата Польши под контролем нацистов оказалось более 2 млн. евреев. В 1939-1940 гг. Гитлер рассматривал варианты создания еврейских резерваций либо в районе Люблина, либо на острове Мадагаскар в Индийском океане, принадлежавшем повергнутой Франции. 21 сентября 1939г. был издан указ шефа РСХА Р. Гейдриха о создании в городах вблизи крупных железнодорожных станций специальных еврейских кварталов - гетто. Туда же переселялись евреи из прилегающей сельской местности. Первое гетто было создано в октябре 1939г.
В конце 1940г. нацисты организовали в Варшаве самое крупное гетто Европы. В Варшаве проживало 500 тысяч евреев, треть населения города. Гетто занимало 4,5% территории Варшавы. Начался голод, болезни, эпидемии. И главное надо было изолировать евреев как можно быстрее, чтобы не дать миру опомниться. Однако и такие темпы уничтожения евреев не устраивали нацистов - слишком медленно. Необходимы были новейшие технологии умерщвления миллионов людей для сокрытия следов преступлений.
20 января 1942г. в пригороде Берлина Ванзее был вынесен смертный приговор всему еврейскому населению Европы. Совещание было закрыто после того, как начальник полиции безопасности и СД обратился с просьбой к участникам совещания оказать ему соответствующую поддержку при проведении работы по разрешению еврейского вопроса.
Для полного уничтожения евреев на территории Польши (в Хелмно, Собиборе, Майданеке, Треблинке, Белжеце и Освенциме) создали шесть лагерей смерти. Главным из них, в котором впервые в истории человечества использовались газовые камеры для массового уничтожения людей, стал специально построенный близ города Освенцим лагерь уничтожения Аушвиц – Биркенау, где погибло полтора миллиона человек, в том числе свыше 1 миллиона 100 тысяч евреев из 27 стран. Настоящая индустрия смерти!
Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звёздами, платить контрибуцию и сдавать драгоценности.
В лагерях смерти и гетто на территории Восточной Европы, включая оккупированные области СССР, были уничтожены 200 000 евреев Германии, 65 000 – Австрии, 80 000 – Чехии, 110 000 – Словакии, 83000 – Франции, 65 000 – Бельгии, 106000 – Нидерландов, 165 000 – Румынии, 60 000 – Югославии, 67 000 – Греции, 350 000 – Венгрии. Наиболее ощутимые жертвы (свыше 2 миллионов человек) понесла еврейская община Польши, ещё более 1 миллиона бывших польских евреев погибли на территориях, отошедших осенью 1939г. к Советскому Союзу.

ГЕТТО - часть города, окружённая колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов.
ВАНЗЕЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ – была создана в предместье Берлина на берегу озера Ванзее в январе 1942г. для принятия «окончательного решения». Собравшиеся высшие чины нацистской администрации согласовали пути и способы осуществления решения об уничтожении 11,5 миллионов евреев, проживавших в европейских странах. Решением предусматривалось: депортация всех евреев в лагеря уничтожения, немедленное уничтожение тех, кто не был в состоянии работать, принуждение к каторжному труду при недостаточном питании, постепенное уничтожение остальных.
КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ – тюрьма из бараков, используемая нацистами для заключения в нечеловеческих условиях врагов режима.
ОСВЕНЦИМ/АУШВИЦ– концентрационный лагерь истребления в верхней Силезии (Польша) в 55 км. от Кракова. Был основан как концлагерь в 1940 г. В начале 1942 г. стал лагерем истребления. В Освенциме было уничтожено около полутора миллионов человек. В лагере существовали подпольные группы сопротивления. 27 января 1945 г. освобождён Советской армией.
При публикации использовалось учебное пособие «История Холокоста на территории СССР».

Толерантность - это только начало!
Надо учиться пониманию, а не останавливаться на терпимости. «Библиотека – территория толерантности» - такой лозунг можно услышать часто в последние годы, хотя ничего нового для демократического библиотечного дела в этом лозунге нет. С древнейших веков и до наших дней библиотеки сохранили статус особого общественного института, определяющей ценностью которого являлась бесплатность и общедоступность. Сегодня в России не сохранилось, пожалуй, если не считать молельных домов различных конфессий, ни одного другого учреждения, куда можно было бы войти просто так – провести время, встретиться с друзьями, обменяться мнениями. В библиотеке – можно. Здесь тепло и уютно, есть газеты, журналы и книги. В лице библиотекаря вы найдете собеседника, друга, с которым можно посоветоваться.
Библиотекарь обязан быть толерантным. Это аксиоматично: любое проявление нетерпимости исключает возможность работы в библиотеке. В процессе воспитания молодых библиотекарей об этом даже не говорят: предполагается, что человек, выбирая профессию или определяя свое отношение к ней, сначала подумает, с кем ему придется иметь дело, а уже потом решит, оставаться или уходить из библиотечной профессии. Ошибки, которые имеют место, связаны именно с тем, что слишком часто мы предполагаем очевидное там, где многое кажется невероятным…
Наверное, многим школьникам «кажется»: придя в библиотеку, они будут общаться со здоровыми людьми, как правило, – русскими, или уж во всяком случае – на русском языке, европейцами по своему воспитанию и мироощущению, неудобно говорить, но придется, - белого цвета кожи, православного вероисповедания. Добавим: никто не предполагает, к примеру, что стоящий перед ним читатель окажется представителем «иной» сексуальной ориентации.
Ожидания ожиданиями, но в реальности жизнь складывается иначе.
Среди читателей оказываются не только «люди, приятные во всех отношениях», но часто больные – слабовидящие и слабослышащие, передвигающиеся с трудом, с различными нарушениями речи и психики.
В числе читателей любой библиотеки могут оказаться представители десятков национальностей, представляющих не только нашу страну, но и ближнее, и дальнее зарубежье. Вполне возможно, что многие из них плохо владеют (или вовсе не знают) язык, на котором работаем мы и потому часто не думаем о том, что есть люди, у которых родной язык – вовсе не наш, русский, а совсем другой. С ними надо наладить контакт, найти возможность общения. Совсем плохо, если библиотека находится в регионе, где более 30-40% населения разговаривает на языке, которого не знает библиотекарь. Это уже трагедия. К сожалению, мы вынуждены мириться с положением, когда сотни библиотекарей в Татарии, Чувашии, Калмыкии и других республиках и областях многонациональной России не знают национального языка. Мягко говоря, всем им надо поставить диагноз: «Неполное служебное соответствие»…
Все мы изучаем иностранные языки в рамках высшей школы. Но как мы боимся начать разговор с иностранцем, оказавшимся в нашей библиотеке! Выручают специалисты – учителя, филологи, если, конечно, они оказываются неподалеку. Мы привыкли к фигуре сопровождающего, переводчика. Понимаем ли мы, что сами станем «немыми», оказавшись в любой зарубежной стране? Язык мы изучаем только в том случае, если это «надо» (лучше, чтоб за это деньги платили).
Хорошо еще, если наш гость будет европейцем. А если это представитель народов Востока? Вдруг оказывается, что мы не можем определить язык по книге, которая у него в руках. Мы даже цифр не разбираем, полагая, что в арабских книгах будут знакомые нам с детства арабские цифры. Мы не готовы к встрече с арабами, японцами, индусами – уже потому, что не знаем, как надо поздороваться, поблагодарить, выразить свои чувства…
Конечно, мы знаем, что есть, кроме православных христиан, еще и католики, протестанты, есть церкви грузинская и армянская – и чем-то они отличаются от православия (интересно, чем? А вдруг об этом спросит читатель?). Слышали об исламе и иудаизме, других великих мировых религиях. Есть ли верующие среди наших читателей, доверяют ли они нам? Библия у нас не только на слуху, но и на полке, есть отдельно детская, есть иллюстрированная, и много других. А есть ли в фонде Коран? Что мы можем предложить читателям разных вероисповеданий?
Чтобы быть достойными нашей профессии, надо много знать.
А теперь подумаем: всё это нужно лишь для того, чтобы обеспечить толерантность, терпимость? Разве мы должны «терпеть», обслуживая читателей? Мы должны понимать их, для начала – стараться понять. И потому читать, набирать опыт общения, развивать свои коммуникативные возможности, собственную культуру.
Скажу откровенно: мне не нравится понятие толерантности. Никогда в жизни мне не хотелось проявлять «терпимость», так же, как и видеть, что кто-то другой проявляет терпимость в отношении меня. Придется сказать несколько слов о себе.
Я армянин, но родился и вырос в Грузии. В школьные годы (я окончил в Тбилиси русскую школу) я понял, что свободное владение грузинским языком снимает все национальные проблемы. С детства не могу понять русских людей, которые не использовали возможности изучить язык народа, на земле которого они жили или живут многие годы.
Профессию библиотекаря я выбрал рано, работая в библиотеках, за много лет до того, как получил специальное образование. Такой путь считаю единственно правильным. Горжусь тем, что живу в профессии уже более 50 лет. Мне довелось посмотреть сотни библиотек в нашей «большой» стране (СССР) и за рубежом.
Запомнился месяц, проведенный в Кабуле в годы войны в 1986 году. Я читал лекции библиотекарям, в свободное время пытался разобраться в закрытом для многих из нас арабском и мусульманском мире. Пренебрегая запретом, совершал прогулки по Кабулу. Перелистывая незнакомые книги, слушая, видя передачи телевидения, понял: что мы живем в режиме самоограничения: знаем лишь европейскую культуру, а это не больше трети того, что создало человечество. Совсем не представляем себе, как прекрасен, талантлив, честен и искренен в отношениях народ Востока. В Москве меня предупреждали о гигиене, об осторожности при контактах с населением. Как же все обмануты! Мусульмане – самый чистоплотный народ, бесконечно приятный в общении.
В далекой от нас Никарагуа остались друзья в маленькой деревне на окраине Манагуа. Все свободное от работы время я проводил здесь: оказался на свадьбе, вместе со всеми отправился на воскресное богослужение, увидел как хоронят погибшего от пули наемников сына. Всё это – за две недели в далеком 1979 году. Между прочим, совсем не зная испанского, я не чувствовал никаких проблем.
В Нью-Йорке (1990) осмелился пойти в негритянское гетто. Предупреждали о возможных последствиях. Да, я видел, как на меня смотрят из окон. Это подвигло меня «на подвиги» - поговорил с подростками (английский знаю), поиграл с маленькими детьми, починил куклу, успокоил ребенка – взял на руки, вытер слезы. «Поход» окончился неожиданно – обедом в большой семье (17 человек), после которого меня торжественно отвезли на открытой машине в гостиницу…
В прошлом году в поселке Тюратам в нескольких километрах от Байконура я оказался в казахской семье. Мне посчастливилось увидеть, как из очищенной шерсти верблюда получается нить, как её окрашивают, плетут палас. Уезжать очень не хотелось: на следующий день мне обещали показать, как делают войлок…
Я привел несколько примеров, но мог бы вспомнить гораздо больше.
Нигде нет ничего такого, что потребовало бы «толерантности». Опасность представляем только мы сами: своим непониманием, нежеланием разобраться в ситуации, всегда оставаться человеком. Терпимость, а она может выражаться на лице весьма негативно, например, выражением брезгливости, нам не поможет.
Надо быть искренним, любить людей, понимать их. Надо улыбаться. Достичь успеха можно только путем настойчивого самообразования и самовоспитания. Тогда разговор о толерантности станет просто лишним.
Эдуард Рубенович Сукиасян,
Российская государственная библиотека. (Москва). 30.04.2005

История политических репрессий в СССР
Попытки официальных идеологов послесталинского периода разделить советскую историю на «хорошую» - ленинскую, и «плохую» - сталинскую, были бесперспективны. Советские пропагандисты стремились защитить режим прежними методами, оставляя место критике отдельных лидеров, но не поступаясь главным: престижем власти в целом. Нетрудно заметить связь между предпринимавшимися в 1970-е гг. попытками оправдать сталинские методы и резким сокращением публикаций о терроре, концлагерях и т.д.
С конца 1980-х гг. исследование советской репрессивной политики и ее итогов велось в различных направлениях. Прежде всего, многих интересовал феномен сталинизма. В 1989 г., к 110-й годовщине рождения И.В. Сталина, вышло в свет несколько книг, посвященных режиму его личной власти. В них представлены различные точки зрения: сталинизм — это итог тоталитарного развития общества; это результат практики большевизма, борьбы за власть в 1920-е гг.; это закономерный в условиях тоталитаризма вариант модернизация экономики и социальных отношений. Под репрессивной политикой стали понимать не только расстрелы и ГУЛАГ, но и организацию голода в 1932—1933 гг., унесшего от 3 до 4 млн. жизней крестьян, и так называемое раскулачивание, затронувшее судьбы более 20 млн. человек.
Д.А. Волкогонов вслед за Троцким видел в сталинизме цезаризм, диктатуру единовластия. Историк назвал Сталина главным виновником репрессий. По его данным, только в 1937—1938 гг. подверглись арестам 4,5—5,5 млн. человек, из них расстреляно 800—900 тыс.
Дозированные документальные материалы, в частности реабилитационные справки о процессах 1930-x — начала 1950-x, и в частности 1937 - 38 гг. в «Известиях ЦК КПСС» (1989—1990), не давали полного представления о происшедшем. Потому внимание исследователей стала привлекать фондовая публикация следственных дел с необходимыми комментариями.
Во многих архивах хранятся документы о репрессиях: фонды ревтрибуналов; решения областных и республиканских избирательных комиссий о лишении избирательных прав; личные дела лишенцев (крестьяне, торговцы, кустари, владельцы домов и др.), раскулаченных; инструкции о принудительных работах; списки заключенных концлагерей, списки бывших меньшевиков, эсеров, жандармов и полицейских; инструкции о чистках советского аппарата; информационные сводки ОГПУ—НКВД из перлюстрированных писем; фонды тюрем; личные дела репрессированных членов ВКП(б). После 1991 года началась передача из архивов бывшего КГБ в открытые архивы следственных дел репрессированных, решений троек и других материалов. Все эти источники еще только становятся предметом научного анализа и требуют к себе весьма критического отношения.
В настоящее время отечественная историография сосредоточилась на изучении репрессивной политики государства, направленной против отдельных профессиональных и этнических категорий граждан.
В 1960—1970-е гг. в официальных публикациях много писали о расстрелах коммунистов, чекистов и военных. Это делалось для оправдания репрессий ВКП(б)—НКВД, для своеобразного уравнивания положения партии и карательных структур с миллионами невинных жертв. Репрессии против военных в 1930-е гг. начались после политических процессов. По данным Д.А.Волкогонова, в 1937—1938 гг. погибло до 45 % командного и политического состава армии и флота. Тогда же были репрессированы 21 880 чекистов. Военные, репрессированные в то время, реабилитированы, хотя они участвовали во взаимном уничтожении. Чекисты были реабилитированы не все (например, Г.Ягода, Н.Ежов).
В начале 1990-х гг. появились книги, написанные детьми бывших руководителей партии и государства — Маленкова, Берия, Хрущева, пытавшихся оправдать родителей, что по-человечески можно понять. Тогда же увидели свет беседы В.М. Молотова с Ф. Чуевым; бывший нарком иностранных дел по-прежнему стоял на своем: «1937 год был необходим».
Основная масса книг о терроре посвящена отдельным его жертвам: писателям, ученым, деятелям искусства, малая часть — геноциду и депортированным народам — чеченцам, ингушам, калмыкам, крымским татарам и другим.
До сих пор ведутся споры о числе жертв террора. Зачастую разночтения — следствие смешения предмета исследования: общие потери населения страны в 1918—1953 гг., потери от внесудебных карательных органов, численность узников ГУЛАГа и т.д.
Общие потери населения в 1930-е гг. обозначают в пределах 9,8—13 млн. человек.
Для указания числа репрессированных обычно используют данные упоминавшейся выше докладной записки Хрущеву (1954 год), из которой следует, что с 1921 до начала 1954 г. было осуждено 3 777 380 человек, из них 642 980 приговорены к расстрелу. Другой документ, к которому часто прибегают, — итоговая справка «О нарушениях законности в период культа» (270 с. машинописного текста; подписана Н. Шверником, А. Шелепиным, З Сердюком, Р. Руденко, Н. Мироновым, В. Семичастным; составлена для Президиума ЦК в 1963 г.).
Справка содержит следующие данные: в 1935—1936 гг. были арестованы 190 246 человек, из них расстреляны 2347; в 1937—1938 гг. арестованы 1 372 392 человека, из них расстреляны 681 692 (по решению внесудебных органов — 631 897); в 1939—1940 гг. арестованы 121 033 человека, из них расстреляны 4464; в 1941—1953 гг. (т.е. за 12 лет) арестованы 1 076 563 человека, из них расстреляны 59 653. Всего с 1935 по 1953 г. было арестовано 2 760 234 человека, из них расстреляно 748 146. В справке говорится, что инициатором арестов, расстрелов и депортаций был Сталин.
Третий документ составлен КГБ СССР 16 июня 1988 г. Указанное в нем число арестованных в 1930—1935 гг. — 3 778 234, из них расстреляны 786 098 человек. Трудно отдать предпочтение какому-либо из этих источников. Подсчеты потерь на местах — в областях и республиках — только начались.
Приблизительно, более 2 млн. 600 тыс. человек были репрессированы по национальному признаку. По решению высшего партийно-государственного руководства СССР на территории Российской Федерации подверглись полной депортации 11 народов (немцы, поляки, калмыки, карачаевцы, балкары, ингуши, чеченцы, крымские татары, корейцы, греки, финны), а 48 народов — частичной.
Более точно подсчитать число жертв можно лишь по сохранившимся в местных архивах материалам заседаний судебных и внесудебных органов. Эта работа только начинается.
ГУЛАГу и спецпоселенцам посвящен ряд работ В.Н. Земскова. Они преимущественно основаны на анализе официальных документов, исходящих из МВД, справок, предоставлявшихся руководителями карательных органов, и т.п. Потому приводимые им данные взял под сомнение В.П. Попов, отметивший, что в отчетах МВД, используемых Земсковым, определялась вместимость лагерей и тюрем, а не реальное количество содержавшихся в них заключенных.
Подсчеты А.Н.Дугина о составе лагерей, произведенные им на основе данных архивов ГУЛАГа, вызывают возражения. Дугин пишет, что через ИТЛ прошли 11,8 млн. человек, из них за «политические» преступления — 2—2,3 млн. Смертность в ИТЛ в 1937—1938 гг. составляла 5,5—5,7 %, в 1939 г. — 3,2 %. О.В. Хлевнюк упрекнул Дугина за то, что он, согласно градациям гулаговских документов (хранящихся в ГАРФ), причислил к политическим только тех, кто указан в графе «за контрреволюционные преступления», игнорируя «социально вредных» и «социально опасных» (103 513 человек в 1937 г., 160 415 — в 1938 г., 285 831 — в 1939 г.). Хлевнюк отмечает и то, что в данных о смертности в лагерях Дугин не учел погибших на этапах и в психбольницах.
Анастасия Герман

Кутузова Ольга Владимировна
(Ярославль)
Женский взгляд на женский вопрос
Вначале несколько слов об актуальности темы. В России традиционно женский вопрос не является самым важным. Ему практически всегда отводилась второстепенная роль. Однако очевидно, что недостаточное представительство большей половины населения России (53 процента) во властных структурах не могут не приводить к искаженному восприятию существующей действительности и принятию адекватных политических и социально-экономических решений. Определенным подтверждением тому служит отсутствие какой-либо понятной политики по стимулированию рождаемости в России и, как следствие, сохраняющаяся уже несколько лет устойчивая тенденция сокращения численности населения, которое по прогнозам аналитиков продлится до 2012 –2015 года. Закономерный результат – стремительное уменьшение в перспективе рабочей части населения и, следовательно, в среднесрочной перспективе – проблемы с обеспечением выплаты пенсий (в связи с неразвитостью элементов системы накопительных пенсий и неэффективного действия пенсионных фондов, основное бремя по выплате упадет на отчисления в фонд социального страхования работающего населения).
Не замечать столь очевидных проблем могут только слепцы или временщики, не заботящиеся о дальнейшем существовании России хотя бы в рамках существующих территориальных границ и политического положения в мире. Через десять лет малонаселенная огромная территория с запасами полезных ископаемых и иных природных ресурсов, с преобладающим пенсионным и предпенсионным населением будет чрезвычайно лакомым куском для всех, даже не очень агрессивных стремительно растущих соседей.
В развитых демократиях женщины тоже не сразу получили свои права. Им в этом в общем-то никто не помогал, кроме них самих. В одной из самых развитых стран современного мира – США женщины получили право голосовать только в 1920 году. Только осознав необходимость быть представленными в обществе и решать его проблемы наравне с мужчинами, появилось женское движение в Америке, которое, по сути, началось с движения суфражисток и обрело несколько более широкий спектр требований по отстаиванию прав женщин только после получения права голосовать. Хотя и сегодня американские женщины отстаивают свои права на аборты и другие личные права, которые имеют очень широкий общественный резонанс и стали по сути одним из краеугольных камней в прошедшей президентской избирательной кампании. Однако, несмотря на эти недостатки, положение женщин в Америке намного лучше, чем у нас. Как говорится, нам бы их проблемы. На сегодняшний день в США абсолютно реалистично выглядят перспективы участия одной или нескольких женщин в предстоящих президентских выборах в 2008 г. Одной из претенденток называют сенатора-демократа Хиллари Клинтон. В противовес республиканцы не исключают выдвижения действующего госсекретаря Кондолизы Райс.
Советское государство (в лице тогдашних его правителей) уделяло определенное внимание женскому вопросу, но делало это по-советски, используя элементы обязательной квоты по количеству женщин – депутатов в Верховном Совете и других законодательных и представительных органах, а также в партийных и профсоюзных организациях. Хотя состав ЦК КПСС, а также его Политбюро (реально руководящего органа) традиционно оставался мужским. Среди министров-женщин можно вспомнить Е.Фурцеву (министра культуры в 60-е годы), фигуру противоречивую, но яркую, внесшую, даже по мнению ее противников, большой вклад в развитие советской культуры.
Во время новейшей истории (постсоветский период) этому вопросу не уделялось никакого внимания и, как следствие, произошло «вымывание» женской составляющей во властных структурах государства. При этом просматривается следующая динамика: 1-я Государственная Дума РФ – количество женщин – депутатов примерно 17%, партия «Женщины России», преодолевшая 5% барьер и наличие одноименной фракции в Парламенте. Кстати, впоследствии были внесены изменения в действующее законодательство – Закон РФ «О политических партиях», в котором содержится прямой запрет на формирование партий по половому признаку, что являлось фактически прямым ущемлением прав женщин, так как за всю историю развития демократии в России ни разу не предпринималось попытки создать мужскую партию по половому признаку, и ущемляли на момент принятия закона лишь одну действовавшую на тот момент партию – партию «Женщины России», кроме того мужчины и без того были представлены в парламенте в абсолютном большинстве. 2-ая Дума женщин-депутатов около 10 %, 3-ая Дума – около 9%, 4-ая – ровно 10%.
Не лучше обстоит дело и в Правительстве РФ, можно назвать в качестве хоть какого-то представительства женщин только вице-премьера В.Матвиенко, вице-премьера Г.Карелову, да министра труда О.Дмитриеву в недолго просуществовавшем правительстве Кириенко.
В настоящее время министров и вице-премьеров женщин в правительстве нет, в администрации Президента тоже, единственным высокопоставленным представителем женщин является Зам.Председателя ГосДумы РФ Л.Слиска (выдвиженец партии власти «Единая Россия»).
Недавно казалось, что в этом вопросе забрезжил свет в конце тоннеля – президент В.В.Путин, на заре своего президентства произнесший: «перецеловать всех женщин невозможно, но к этому надо стремиться», через главу ЦИК Вешнякова предположительно одобрил предложение депутата Е.Лаховой об установлении 30% квоты для женщин в партийных списках в связи с новыми изменениями в законодательстве о выборах (перехода от смешанного принципа формирования Парламента – пропорционально-представительного - только к представительному, то есть только через политические партии). Эта квота не отражает реальное соотношение женского и мужского населения в стране, ну да ладно, «главное – начать, а потом - углубить». Результат, в общем-то, был предсказуем: при обсуждении этой поправки в законодательство в Парламенте, где большинство депутатов составляют мужчины, поправка соответственно не прошла. Это еще раз показало уровень реальной демократии в стране, где женщина в политику практически не допускается, и ей по-прежнему отводится роль объекта для целования. Хотя, зная изнутри механизм принятия законодательных решений в ГосДуме РФ (как бывший помощник депутата Госдумы), могу сказать, что если бы эту поправку вносила не одна из немногих женщин-депутатов в ГД Е.Лахова, а президент Путин, то поправка обязательно бы прошла, а президент получил бы реальное подкрепление своего авторитета среди женщин страны.
И здесь уместно бы сказать о роли президента в деле вовлечения женщин в большую политику. Если процесс выборов депутатов в парламент является сложной процедурой и спрогнозировать его довольно трудно, то процесс формирования правительства и его состав во многом напрямую зависят от воли президента, но здесь тоже не наблюдается каких-либо прорывов, существование в предыдущих составах двух женщин - вице-премьеров, скорее, исключение из общего правила, а отсутствие их в Правительстве на сегодняшний день этому наглядное подтверждение. При этом аргументы власти (точнее мужчин во власти), озвученные сразу после провала поправки в закон о выборах в ГосДуму В.Жириновским в передаче В.Соловьева на канале НТВ, о том, что «женщины ничего не понимают в политике, в обороне и прочих важных государственных делах» ничем иным кроме как откровенным мужским шовинизмом назвать нельзя.
США уже второй президентский срок на одном из ключевых постов государства – госсекретаря - предпочитают видеть женщину. Кондолиза Райс сменила Мадлен Олбрайт, при этом никто из американских аналитиков или политиков не говорит о том, что женщина может провалить такое важное для государства направление и что не женского ума это дело. Но, наверное, у богатых свои причуды, они могут себе это позволить, а мы гордые своим мужским взглядом на мир, одну за другой сдаем свои позиции.
В женском вопросе мы проигрываем уже и странам, которые считались отсталыми в области демократических отношений, я имею в виду последние события, произошедшие в политике Украины, где премьером правительства стала Ю.Тимошенко и Грузии, которая традиционно была более мужской страной, чем Россия, но парламент, которой, в настоящее время, возглавляет женщина - Н.Бурджанадзе.
Тем не менее, процесс укрепления женской составляющей в современном российском обществе все же идет - через экономику. К счастью, существует возможность ведения частного бизнеса. И здесь картина более отрадная, чем в политике. Когда женщины организуют и развивают свое дело, добиваясь значительных успехов в различных сферах экономической деятельности, мужчины уже не могут сказать, что женщины ничего не понимают в бизнесе, в производстве, в рациональном и эффективном расходовании денег.
Но, как часто бывает (и это видно на примере многих мужчин), добившись значительных результатов в бизнесе, люди приходят в политику. В нашей стране бизнес и политика связаны крепче, чем где-либо. Чтобы сохранить заработанное или постараться изменить правила игры на экономическом поле, приходится идти на поле политическое. Здесь, на мой взгляд, мы можем наблюдать формирование новой генерации женщин-политиков, более жестких и прагматичных, прошедших трудную школу выживания в российском бизнесе, который не терпит сантиментов и может съесть любого, невзирая на пол, возраст и внешность. Это подлинные лидеры, которые смогут разбавить существующую «политическую тусовку» отживших политиков, и посмотреть свежим взглядом на существующие проблемы и пути их решения. Может быть, золотого века Екатерины Великой и не наступит, но то, что реально произойдут изменения - в этом не приходится сомневаться. И это время не за горами.

Издание осуществлено при поддержке гранта, предоставленного Комиссией по демократии Посольства США в Российской Федерации общественной организации КРО ММОБО «Молодежная правозащитная группа (МПГ)», которая несет полную ответственность за содержание данной публикации. Содержание брошюры отражает точку зрения грантополучателя и не может расцениваться как мнение Посольства США или американского правительства.
Учредитель и издатель: Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации «Молодежная правозащитная группа (МПГ)»
Редактор: Максим Ефимов

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz