Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
28.02.2006 Молодёжная антифашистская и правозащитная газета Карелии «Час Ноль» №49

Молодёжная антифашистская и правозащитная газета Карелии «Час Ноль» №49

Бойкот призыву!
23 февраля на площади Кирова «Молодежная правозащитная группа» провела акцию против «дедовщины» и преступлений в армии, а также собирала подписи за отмену всеобщей воинской обязанности и отставку министра обороны Иванова.
Ежегодно около 3000 молодых парней гибнет в российской армии и около 5000 солдат дезертирует из-за побоев и издевательств. Характерно, что достоянием гласности и признаваемыми военным ведомством становятся лишь случаи гибели солдат или получения ими тяжёлых заболеваний и увечий, когда они попадают в сферу действия гражданских врачей или о них узнают правозащитники. В то же время Минобороны "отчитывается" перед обществом о единичных таких случаях. Например, за 2005 год им "признано" погибшими от неуставных отношений 16 человек. Это служит подтверждением сокрытия подобных фактов Министерством обороны. Трагедия Андрея Сычёва – лишь одна из множества постыдных иллюстраций катастрофического состояния современной российской армии. Узаконенная и непрерывно подпитываемая, беспрецедентная по своей распространённости в Вооружённых Силах «дедовщина» как устоявшаяся и усугубляющаяся бесчеловечная система отношений – показатель того, насколько катастрофично положение: повседневные и ставшие привычными "особенности" воинской службы в России несовместимы с нормами жизни любого человеческого общества. В то время как российское общество пытается стать демократическим во вверенной министру обороны С. Иванову гигантской структуре грубейшим образом и постоянно нарушается Конституция нашей страны, 3-я статья которой гласит: "Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность". И улучшения ситуации не видно. Обязательная военная служба ударила по интеллектуальному потенциалу страны: вчерашние выпускники вузов отправляются в армию, где теряют полученные в результате 5-6-летней учёбы профессиональные знания. Кроме того, армия узаконивает садизм, поощряет жестокость и произвол.
Мы требуем немедленной отставки Министра обороны РФ С. Иванова, не справившегося с выполнением своих должностных обязанностей в сфере создания достойных человека условий службы и армейской дисциплины. Мы считаем, что С. Иванов должен понести личную ответственность за происшествие в Челябинском танковом училище. Мы требуем немедленной отмены всеобщей воинской повинности.
Акцию освещали два телеканала: ТНТ-Петронет и ГТРК «Карелия». И если первая телекомпания, в лице Натальи Зайцевой, достаточно объективно и честно осветила ход митинга, то вторая исказила самую суть события. В программе Местное время "Вести недели – Карелия" от 24 февраля с.г. в сюжете об акции против "дедовщины" и преступлений в армии, проводимой нашей организацией, была дана недостоверная информация о том, что якобы "никаких конкретных предложений от участников пикета не прозвучало". И даже, если это было частное мнение так называемой журналистки-аналитика, то звучало оно не от её лица, а как вполне реальное событие. Очевидно смешение комментария и факта. А ведь в распространённом пресс-релизе об акции содержались «конкретные требования» нашей организации к президенту страны, а в ходе пикета осуществлялся сбор подписей за отмену всеобщей воинской обязанности и отставку министра обороны Иванова. К сожалению, не соответствующая действительности информация не была опровергнута. Что это, умышленная дискредитация нашей деятельности или просто халтура, беспринципность и непрофессионализм? Думается, и то, и другое! В телефонном разговоре представительница ГТРК «Карелия» заявила, что ничего страшного в такой подаче материала нет и в качестве примера «конкретных требований» привела «какое-нибудь обращение к местным властям».
Остановим фашизм и садизм в армии. Защитим солдата от произвола и смерти. Отстоим конституционные права служащих.
МПГ

Слово анархиста
Правда ли, что анархисты против государства? Если под таким понимать народоправство, то анархисты – за государственность. Но совпадение этих смыслов – чвление крайне редкое, исключительное. Куда как типичней другое: противостояние народа и государства – паразитирование властных структур на народе. Это противостояние может иметь явный и неявный, осознанный и бессознательный характер. Часто бывает так: народ искренне не понимает, что делегировал власть негодяям. Анархизм убеждён, что с государством связаны две тенденции:
1. страх перед свободой – подавление её.
2. создание бюрократии, которая никогда и ни при каких условиях не может преодолеть недуг коррупции.
Власть любит потёмки.
Там легче воровать, легче обманывать.
Главное, что должна требовать демократическая молодёжь – это прозрачности власти.
Если бы вдруг проявились экономические махинации, в которые вовлечены власть имущие, то волна народного возмущения немедленно смыла бы всю грязь.
Вот достоинство народоправства: его открытость – наличие публичного контроля. Этого больше всего боятся коррупционеры. Они надёжно защитили себя от взыскующего взгляда.
Отмирание государства – эволюционная закономерность. Интересно, что здесь сходятся идейные противники: марксисты (правда, на деле они укрепляли государственную машину, которая тем не менее пошла в разнос) и либералы (в западных демократиях функции государства минимизируются – и это безусловный прогресс).
Я не люблю В.И. Ленина. Но зря иронизируют над его мыслью: государством будут управлять кухарки. С этим согласился бы великий Лао Цзы, предтеча анархизма и синергетики. Кто смеётся над ними? Разжиревшие управленцы-казнокрады, мнящие себя привилегированной кастой? Без таких лже-профессионалов вполне можно обойтись. Биосфера самоуправляется – и у неё всё получается хорошо. Чем хуже ноосфера? Надо больше доверять жизни, которой присуща такая черта: без всякого внешнего принуждения она беспорядок превращает в порядок – самоорганизуется. Люди это тоже умеют делать. Только не надо им мешать.
Вот недавно мы видели эмгэбэшников в фильме «В круге первом». Это матёрые государственники. Но как же они бездарны! Их фиаско оказалось неизбежным. Право, кухарки лучше чекистов – на этом стоит русский анархизм.
Ю.В. Линник

Расизм понемногу отступает
По данным социологов, сегодня молодые люди (14-24 гг. Таковых в США более 46 млн) не придают особого значения расовым особенностям, активно общаются по интересам и даже вступают в браки. А дети 6-10 лет часто называют среди своих друзей представителей иных рас. Такие дети растут в мультикультурной обстановке и обучаются в школах, где нет никакой сегрегации. Такие взаимоотношения активно популяризируются в СМИ, включая ТВ. При этом сегодня 33% тех, кому менее 18 лет, принадлежат к расовым или этническим меньшинствам, а около 20% школьников - сами иммигранты или дети иммигрантов. Складывающиеся межрасовые отношения многим нравятся. Однако некоторые ученые высказывают озабоченность тем, что такие настроения игнорируют еще не изжитые расовые проблемы. Ведь, дружа с выходцами из иных этнорасовых групп, молодые люди считают своих друзей исключениями и сохраняют предрассудки в отношении иных рас в целом. Социологические исследования показывают, что молодые люди свыкаются с расовым неравенством в социальной и экономической сферах, и оно не вызывает у них возмущения. Сегодня любые разговоры о расе воспринимаются многими как расизм. Однако расовое неравенство все еще сохраняется. Например, у афроамериканцев и латинос имеется гораздо больше шансов быть остановленными полицией, чем у белых. Сохраняется сегрегация в школах, ибо, предпочитая жить в чисто белых пригородах или городках, белые родители отдают своих детей в школы, где представителей иных рас нет или почти нет. В то же время все больше белых родителей усыновляют или удочеряют детей из других стран. Сегодня это - 18% всех таких детей. Если в 1970 г. межрасовые браки составляли 1%, то в 2000 г. - 6%. В 1967 г. в 16 штатах были отменены законы, запрещавшие межрасовые браки. Сегодня 95% людей в возрасте 18-29 лет поддерживают браки между белыми и черными. Все больше родителей разделяют это. Но нередко говорят: "Помни, откуда ты родом". Таким образом, хотя проблемы остаются, они понемногу решаются, и расизм отступает.
Из США Виктор Шнирельман специально для «Часа Ноль»

Против ксенофобии и антисемитизма
Подведены итоги журналистского конкурса региональной прессы «Без розни и вражды», проводимого журналом «Журналистика и медиарынок», Центром этнопроблематики в СМИ, Московским бюро по правам человека, Московской Хельсинской группой. В этом конкурсе одним из победителей стал лидер «Молодёжной правозащитной группы», редактор «Часа Ноль» Максим Ефимов, который получил первую премию в номинации «Против ксенофобии и антисемитизма».
Конкурсным жюри было рассмотрено 248 материалов из 55 изданий. М. Ефимов аттестовался как «человек неуёмного характера», а выпущенный под его редакцией и с его статьями сборник «Демократия – мой выбор!», при поддержке Фонда «Память и будущее», был назван «серьезным, солидным и содержательным». Премия была присуждена за этот сборник, а также серию других публицистических статей.
Председатель Московской Хельсинской группы Людмила Михайловна Алексеева, познакомившись с публикациями участников конкурса, загорелась идеей не только поощрить авторов лучших материалов, но и сделать этот конкурс традиционным. В скором времени лауреаты конкурса будут приглашены в Москву на торжество по случаю вручения премий.

«Наперекор всеобщей дебилизации и страху»
Под таким девизом «Молодежная правозащитная группа» выпустила коллекцию компакт-дисков с записью выступлений доктора философских наук Юрия Владимировича Линника. Собрание состоит из четырех DVD-дисков, на которых записаны, в общей сложности, около десяти часов размышлений заслуженного деятеля науки РФ Ю.В. Линника о демократии, толерантности, причинах ксенофобии, анархизме, важности разнообразия, о Боге и религии и на другие темы. Юрий Линник – лучший друг карельской демократической молодежи. Его нетривиальные мысли и идеи должны помочь молодому человеку формировать себя как нравственную и творческую личность, свободную от догматизма и конформизма, умеющую мыслить критически и участвующую в социальных преобразованиях. В своих выступлениях философ обращает особое внимание на важность идеалов просвещения в наши дни. Издается при поддержке Фонда «Память и будущее» и Комиссии по демократии при посольстве США в Москве. Распространяется бесплатно.

Идеология нетерпимости
«Молодёжная правозащитная группа» выражает своё несогласие с инициативой обращения к мэру Москвы некоторых депутатов Законодательного собрания РК по поводу запрета предстоящего гей-парада в столице России.
Мы крайне обеспокоены ростом гомофобии и религиозного радикализма в российском обществе в целом и в Карелии в частности. Всё это происходит на фоне усиления социальной напряжённости, эскалации насилия в армии и роста преступности. Общественная нестабильность обострила шпиономанию – давнюю болезнь власти. Был запущен механизм поиска виноватого и козла отпущения, которыми стали российские некоммерческие общественные организации, Европа и Америка. Сегодня всё чаще можно услышать заявления лидеров религиозных конфессий и политических партий, осуждающие демократию и личные свободы, якобы вредные и опасные для россиян, которым навязывается свой собственный путь, базирующийся на средневековом религиозном догматизме и ненависти к либеральным ценностям. Зачастую эти выступления не только носят оскорбительный характер, но и призывают к насильственным действиям в отношении тех или иных групп граждан. Таким слоем «отверженных» в глазах некоторых политиков и религиозных фанатиков почти всех религиозных организаций России стали гомосексуалисты, решившие провести свой гей-парад в Москве.
И то, и другое симптоматично. С одной стороны, мы видим пещерную интолерантность, мракобесие и агрессивный догматизм, а с другой, - явную реализацию демократических свобод. Полагаем, что отношение к меньшинствам – это лакмус развития демократии в обществе. Тоталитарные системы были нетерпимы к геям и лесбиянкам: нацисты их уничтожали в концлагерях, в СССР - сажали в тюрьмы. Но и других граждан, которые, например, позволяли себе сомневаться в правильности избранного курса, эти режимы не щадили. Именно они унесли жизни десятков миллионов людей, а других превратили в послушных и бесправных винтиков государственной машины.
В противовес этому, Европа и Америка, осознавшие ценности демократии и уважения прав человека, смогли создать системы наибольшего благоприятствования для развития человеческого потенциала, реализации его прав и свобод, экономической и политической защищённости. В этих системах не демонизируют гомосексуалистов, навешивая на них несуразные ярлыки, а уважают их право быть другими, иметь свои психологические особенности. «Gay» в переводе с английского означает «весёлый», «яркую» и «блестящую» краску. Как не хватает нам сегодня настоящего веселья и радости, ярких красок, поднимающих настроение. Гомосексуалисты не бояться быть весёлыми и жизнерадостными, игнорируя условности вечно серьёзного и посредственного общества агрессивных моралистов, постные мины депутатов. Их парад – это вызов морали аморального общества. Это протест и бунт против серости и застоя в нашей стране, подавления свободы личности в России. Каждый имеет право на самовыражение. Парад для гомосексуалистов – это традиционный способ заявить о себе и эстетический феномен.
Сегодня в России действуют эти две тенденции: демократическая, с её равенством гражданских прав, и тоталитарная, в основе которой – идеология нетерпимости, деления граждан на «своих» и «чужих», подавление личностного начала. Какая из них победит – выбор за нами.

Международные связи
В феврале активисты МПГ встречались со студентами и преподавателем Университета Хельсинки. Гостям было рассказано о деятельности нашей организации и презентованы газета, сборник статей, брошюра и компакт-диски, выпускаемые МПГ. По словам одного из участников встречи он не знал, что в России есть такие классные демократически настроенные ребята, думающие о том, как сделать жизнь своего общества лучше, и теперь его отношение к нашей стране в корне поменялось. Гостям был показан музей памяти жертв фашизма и экспозиция об истории Холокоста. Во встрече участвовали: Р. Захаренков, В. Мирошкин, М. Макеля, М. Йоханссон, Н. Мянтыранта, С. Аронранта, С. Иконен, Т. Вихавайнен, А. Муравьёв, М. Ефимов.

Неонацизм: фикция или реальность
C 13 по 17 марта 2006 года в северной столице России проходила «Школа гражданской и социальной активности» – совместный проект «Журналистского Центра международного сотрудничества» и регионального представительства фонда им. Конрада Аденауэра (Германия). Участниками проекта стали шестнадцать студентов-гуманитариев старших курсов, волонтеров НПО, молодых журналистов, проявившие себя как лидеры, из восьми регионов северо-запада России. В число двух «избранных» петрозаводчан попал и я.
Ежедневно проходили беседы с интересными людьми, в том числе и о проблемах ксенофобии, национализма, неонацизма, которые меня сильно волнуют, – потому что сталкиваешься с ними на каждом шагу.
Одним из гостей-лекторов был немецкий профессор Петер Шиви, в прошлом – редактор ряда ведущих немецких СМИ. Близилось 16 марта – день ежегодного шествия по Риге ветеранов латышского легиона Waffen SS, поэтому неудивительно, что первый вопрос, адресованный герру Шиви, касался угрозы неофашизма. Профессор из Берлина ответил дословно следующее: «У нас в Германии неонацисты, в своем большинстве, – глупые, примитивные мальчишки. Опасность идет от пожилых подстрекателей, но таковых немного, это фашисты гитлеровских времен, старая гвардия. Тех, кто помнит Гитлера, мало, ведь те, кому тогда было семь лет, сейчас под семьдесят.
Одно ясно – шок от гитлеровского режима привел к тому, что мы очень внимательно относимся к этой теме. И вам будет трудно общаться на тему неонацизма, неофашизма с немцем – для рядового немца это прописные истины, он это знает, ему неинтересно говорить об этом, неприятие фашизма подразумевается само собой. За все эти годы неонацистам не удалость приобщить интеллектуальные силы Германии к своим идеям, неонацисты способны лишь на демонстрации и драки, не более того. Их идеологическим руководителям, как я уже сказал, под семьдесят-восемьдесят. Поэтому в Германии неофашисты не могут иметь успех, лишь иногда, на региональном уровне, по недосмотру, по ошибке. Опасности для стран Европейского Союза НЕТ. Лучшая защита от неонацизма – это правильная молодежная и национальная политика».
Через пару дней герр Шиви уехал к себе на родину, в Германию – страну, где, по его словам, неонацисты не представляют никакой угрозы. А мы, шестнадцать участников «Школы гражданской и социальной активности», остались в Санкт-Петербурге, бывшей столице страны, где ситуация с неофашизмом куда серьезнее, каждый легко вспомнит случаи убийства или избиений иностранных студентов, антифашистов, учёных.
Ключевой задачей проекта было «определить группы участников по интересам к конкретным направлениям в социальной проблематике, обсудить предварительные темы для проектов, познакомить со схемой подготовки проектов, разработать и защитить проекты». Участники разделились по группам в 3–4 человека, несколько человек предпочло работать индивидуально. Наибольший интерес вызвала предложенная мною тема, а она касалась ксенофобии по национальному признаку, – и тот факт, что над проектом, направленным на разрушение национальных стереотипов школьников среднего звена (т. е. 10–14-и лет) и формирование уважения к представителям других народов, работала самая большая группа (итого 5 человек), говорит о том, что проблема существует, а угроза, которую игнорирует герр Шиви, отнюдь не фикция. Нацизм начинается с ксенофобии – следовательно, нацизм начинается со страха, с неприязни, с ненависти, и рассказанные моими коллегами из Пскова и С.-Петербурга истории в который раз подтвердили мою уверенность в этом.
Проект «Открытый взгляд, или Разные, но равные» наша группа успешно защитила, и, с сертификатами об окончании «Школы гражданской и социальной активности», мы, социально активные граждане огромной страны, разъехались по своим городам, надеясь, что немецкий профессор прав – неонацисты никогда не станут серьезной политической, экономической, общественной силой, но в то же время памятуя, что нормальное состояние общества невозможно без всей совокупности предупредительных мероприятий, называемых профилактикой неофашизма.
Антон Смирнов,
активист МПГ.

Здесь и сейчас
Фельдман Яков Адольфович, гость клуба Pro et Contra
Идущий по верной дороге опередит бегущего, который сбился с пути. Собственно для этого я и пришел в клуб – для того, чтобы рассказать о найденном мною пути и пригласить других за мною последовать. Особенно приятно было то, что аудитория представляла все возраста – от старшеклассников до профессора с пятидесятилетним преподавательским стажем. И, кажется все остались довольны.
Разговор начался с философии, прошел по политике и завертелся вокруг темы, которую я считаю ключевой – вокруг школы. Оказывается, именно школа – то звено, на котором держится вся цепь. Именно в школе человеку запрещают самостоятельно мыслить, совершать выбор, отстаивать собственное мнение. Потом этот человек выходит в экономику и политику – и там становится пешкой в чужих руках.
Самое главное, что я принес с собою - «Измеритель качества человеческого материала» = ТУАИ = теория уровней абстрактного интеллекта. Вы можете прочитать о ней в моей книге «Теория уровней и модель человека» (Есть в Национальной Библиотеке, в Библиотеке ПетрГУ и библиотеке КГПУ, в книжных магазинах «Калевала» и «Книголюб». Опорные сигналы к лекции доступны по адресу http://jfeldman.narod.ru). Пользуясь этим измерителем легко показать, что школа останавливает развитие ребенка на уровне 3, что соответствует возрасту 9 лет и эпохе «Античная тирания». Другая модель (использующая такие понятия как разогрев и кодировка) показывает, что синхронное обучение неотобранной группы, на котором построена вся российская школа, формирует у 50% населения психологию «пофигизма», у 33% - психологию «все позволено». 8% - работают честно и верят в справедливость. Еще 8% колеблются между второй и третьей группой. Эта модель превосходно работает на современном российском обществе.
Итак, все дело в школе. Мы ведем эксперимент в школах Карелии с 2003 года. Однако корпоративная инерция, охраняемая государством (министерством) слишком велика. Мы обошли уже всех чиновников (от Катанандова до Кармазина). Все они с удовольствием участвуют в распределении федеральных денег. Но никто из них пальцем о палец не ударил, чтобы нам помочь. «Это не наш вопрос». А чей? «Это вопрос центра». Как сказано у Грибоедова: «В мои года не должно сметь свои суждения иметь». Поэтому мы едем в центр – попытаемся пробиться к тем, кто еще способен принимать самостоятельные решения. Обещаю, что за этим будет следить пресса и ТВ. Вернусь в конце апреля и расскажу.
Но вы не обязаны ждать «высочайшего позволения» - присоединяйтесь к нашему эксперименту здесь и сейчас. Изменим школу – изменим общество.
Пишите мне: Jacob@pbm.onego.ru

Проблема антисемитизма в царской России и Советском Союзе

Была и до сих пор остаётся острой проблема антисемитизма, то есть одной из форм расового шовинизма, разжигания вражды к евреям. Различается государственный антисемитизм и бытовой, основанный на предрассудках. В России политика государственного антисемитизма состояла в дискриминации людей иудейского вероисповедания. Они были ограничены в выборе места жительства, им запрещалось заниматься земледелием, состоять на государственной службе, работать на железной дороге, занимать офицерские должности, для них устанавливались процентные нормы приёма в средние и высшие учебные заведения и т.д. Власти поощряли черносотенцев; заведомо зная о ложности «протоколов Сионских мудрецов», использовали их для разжигания антисемитизма; замалчивали христианское предание о рождении и воспитании Христа в еврейской семье.
Антисемитизм подогревался обвинениями евреев в ритуальных убийствах. В городе Велиже Витебской области в 1823 г. возникло дело по обвинению евреев в убийстве мальчика Ф. Иванова. Обвиняемых оправдали, но в 1825 году дело возобновили. Были арестованы десятки людей, которые до 1835 г. находились в тюрьме. В конце концов обвиняемых оправдали, а лжесвидетелей сослали в Сибирь. В 1913 г. в Киеве приказчика кирпичного завода М. Бейлиса обвинили в ритуальном убийстве русского мальчика А. Юшинского. В защиту против лживого обвинения выступили представители передовой русской и зарубежной общественности. Бейлис был оправдан судом присяжных вопреки черносотенному нажиму.
Для российской интеллигенции и многих простых людей антисемитизм был чужд. Его идеологию Короленко назвал кратко: «подлость». Ценимый многими писатель Розанов был единодушно исключён из Религиозно-философского общества после издания им во время дела Бейлиса черносотенной книги. Сам он позднее осудил себя в «Апокалипсисе нашего времени».
Антисемитизм идёт от неприятия либеральной социальной модели, олицетворяемой фигурой предприимчивого и отстаивающего свободу и права человека еврея. Для тоталитарного сознания еврей – воплощение ненавистной Свободы. Чем больше страна пронизана духом личной свободы, тем меньше антисемитизма – и наоборот.
Н. Бердяев считал, что не только расовый антисемитизм, но и вообще расизм не выдерживает критики с моральной, научной и религиозных точек зрения. Антисемитизм недопустим для христианина, который должен видеть в каждом образ и подобие Божие. Антисемитизм компрометирует христианство. «Нет ничего легче, - писал философ, - как убедить людей низкого уровня сознательности, что во всём виноваты евреи. Эмоциональная почва всегда готова для создания мифа о мировом еврейском заговоре, о тайных силах «жидомасонов» и пр. Я считаю ниже своего достоинства опровергать «протоколы сионских мудрецов». Для всякого не потерявшего элементарного психологического чутья ясно при чтении этого низкопробного документа, что он представляет наглую фальсификацию ненавистников еврейства. К тому же можно считать доказанным, что документ этот сфабрикован в департаменте полиции. Он предназначен для чайных «союза русского народа», этих отбросов русского народа». Бердяев относил расизм к области мифологии, а не науки: «Избранная раса есть такой же миф, как избранный класс. Но миф может быть очень действенным, может заключать в себе взрывчатую динамическую энергию и двигать массами, которые мало интересуются научной истиной и вообще истиной».
Что же касается царя и правительства, то их представления были на редкость пещерными. Премьер-министр П. Столыпин сравнивал евреев с пауками. В ведущей газете «Новое время» он писал в 1911 г.: «Необходимо понять, что расовые особенности так сильно ограничили еврейский народ от всего человечества, что они из них сделали совершенно особые существа, которые не могут войти в наше понятие о человеческой натуре… Наука должна поставить не еврейскую расу, но характер еврейства в такие условия, чтобы оно сгинуло». Прогрессивная общественность России сразу отреагировала на юдофобскую выходку Столыпина. Газеты печатали много откликов, среди них – коллективный протест известных русских писателей П. Соловьёва, З. Гиппиус, Д. Философова и Д. Мережковского, в котором они писали: «…помимо вопроса об отношении русских к евреям, мы считаем нужным указать, что в статье Столыпина было оскорблено чувство чести самого русского народа. Христианский народ, для которого явление Христа среди евреев не легенда и не оружие политического жёсткого суеверия, а живая правда, обязан признать такой национализм как грубое оскорбление народного достоинства».
Характеризуя политические пристрастия Николая II, бывший премьер граф С. Витте писал: «…государь возлюбил после 17 октября 1905 г. больше всех черносотенцев, открыто провозглашая их как первых людей Российской империи, как образец патриотизма, национальную гордость». Одному из них Николай II обещал: «Я знаю, что русские суды относятся к участникам погрома с излишней строгостью. Даю вам моё царское слово, что буду всегда исправлять их приговоры по просьбам дорогого мне Союза русского народа».
Новой властью принимались меры против антисемитизма. Постановление СНК РСФСР от 20 июля 1918 г. предписывало ставить вне закона погромщиков и пресекать погромную агитацию. В связи со вспышкой антисемитских настроений, 26 апреля 1919 г. ЦК РКП (б) обязал центральные партийные органы опубликовать ряд статей, направленных против антисемитизма. В 1919 г. и позднее оказывалась помощь жертвам еврейских погромов. И всё же размах антисемитизма достигал очень большой амплитуды. В Послании чадам Православной Российской Церкви (июль 1919 г.) Патриарх Тихон говорил: «… доносятся вести о еврейских погромах, избиении племени, без разбора возраста, вины, пола, убеждений. Озлобленный обстоятельствами жизни человек ищет виновников своих неудач и, чтобы сорвать на них свои обиды, горе и страдания, размахивается так, что под ударом его ослеплённой жаждой мести руки падает масса невиновных жертв…И в массовой резне тонут жизни вовсе непричастных к причинам, пролившим такое озлобление…Помни: погромы – это торжество твоих врагов…это бесчестие для тебя, бесчестие для Святой Церкви!...».
В годы гражданской войны в Украине и Белоруссии прокатилась волна еврейских погромов, жертвами которых оказались по разным источникам от 300 до 500 тысяч человек. Погромы проводили не только петлюровцы и деникинцы, махновцы и польские жолнежы. Свой вклад в антисемитскую вакханалию внесли и Советы.
В 1919 г. на VII съезде РКП (б) говорилось, что на другой день после освобождения Елисаветграда от петлюровцев в Совете в течение четырёх с половиной часов обсуждался вопрос бить или не бить «жидов», допускать или не допускать евреев на ответственные посты в Советы, и большинством голосов решили, что бывают и среди евреев приличные люди.
Уполномоченный ВЧК Зилист в 1920 г. доносил: «Отступающие части 1 Конной армии (4 и 6 дивизии) на своём пути уничтожали еврейское население, грабили, убивали».
В июле 1921 г. политбюро и Ленину сообщается о погромах в Гомельской и Минской губерниях. «Евреи – земледельцы Ковшица заявляют, что у окружающих крестьян создаётся мнение, что нападения и погромы на евреев делаются с ведома советской власти и это даёт повод к увеличению бандитов».
В 1923-1924 гг. в 150 городах России были арестованы три тысячи сионистов. В 1928 запретили издание книг на иврите, начались аресты еврейских писателей. К концу 30-х были ликвидированы все еврейские учебные и почти все культурные учреждения, был взят курс на русификацию и ассимиляцию. Большивики боролись с еврейским национальным самосознанием столь же агрессивно, как и с любым другим. Для удержания власти им был нужен монолит одурманенного лозунгами народа, единство массы, не разъединённой национальными симпатиями и антипатиями.
Политика партийного государства всегда отличалась лицемерием и двоедушием. На словах провозглашалась неприемлемость шовинизма и антисемитизма. А в действительности уже в 20-30 гг. стали появляться признаки политики государственного антисемитизма.
В книге «Конармия» И. Бабель попытался крацне осторожно приоткрыть ее позорное участие в еврейских погромах. В 1939 его арестовали как заговорщика, террориста и иностранного шпиона. 17 марта 1941 писателя расстреляли. В обвинительном заключении указывалось, что в «Конармии» Бабель описал все жестокости и несообразности гражданской войны, подчеркнув изображение только крикливых и резких эпизодов.
В канун войны Сталин не скрывал своё намерение следовать примеру гитлеровской партии. В беседе с Риббентропом он откровенно изложил свои планы, касающиеся евреев. Риббентроп порадовал своего фюрера известием о сталинской нелюбви к ним, о решимости покончить с их засильем, прежде всего в рядах интеллигенции.
После октябрьского переворота была развязана борьба со всеми конфессиями, но представителей иудейской религии преследовали, без преувеличения, яростно, с изощрённой жестокостью. Действовала еврейская секция коммунистического движения, безжалостно стрелявшая раввинов, студентов ешив, благочестивых стариков-резников, меламедов, моэлов, шамесов. Сотни тысяч иудеев в советских тюрьмах постигла ужасная участь.
Антисемитские установки захватили все учреждения, творческие коллективы, редакции и т.д.
В октябре 1943 председатель Комитета по делам кинематографии доложил секретарю ЦК Щербакову об отклонении предложения кинорежиссёра С. Эйзенштейна утвердить на роль русской женщины в новом кинофильме «Иван Грозный» актрису Ф. Раневскую, так как «семитские черты у Раневской очень ярко выступают, особенно на крупных планах».
В 1943 г. на пленуме ЦК ВКП (б) указывалось, что главной силой в стране является русская нация и война не ведётся за спасение еврейской нации. Появились сугубо секретные распоряжения об устранении евреев с командных постов, о сокращении числа еврейских фамилий в наградных списках. В Белоруссии – вспоминает В. Быков – спасение евреев от гитлеровцев партизанское командование не считало своей обязанностью.
В 40-е и 50-е годы развернулась борьба с космополитизмом: идеей «всемирного гражданства» по определению В. Даля. 28 января 1949 г. «Правда» записала в антипатриотическую группу театральных критиков, которые «являются носителями глубоко отвратительного для советского человека, враждебного ему безродного космополитизма!.. Им чуждо чувство национальной советской гордости». Вскоре присоединили к ним искусствоведов, они, дескать, «злобно пытались дискредитировать советских художников». «Запретили» генетику, объявили буржуазной лженаукой кибернетику. Шквал обличительных кампаний катился по страницам множества печатных изданий. В шовинистическом ослеплении кидались и по ложному следу: пригибали к земле не только «безродных», но и неевреев.
На нечистые призывы откликнулись вузы, научные учреждения. Сообщалось о собрании партийного актива Краснопресненского района Москвы, на котором открылось, что «на биологическом факультете МГУ, где долгое время подвизались вейсманисты-морганисты, ещё не до конца разоблачены последыши реакционных «теорий», а на филологическом руководящие посты до последнего времени занимал представитель буржуазного, формалистического направления Виноградов».
В официальной борьбе с «безродным буржуазным космополитизмом» смещались представления о нравственности, научной добросовестности. Эта борьба затронула множество имён – от известных узкому кругу специалистов до самых громких. Жертвами оказались представители самых разных отраслей науки и культуры. В стране преследовали не только евреев, карались прежде всего разум и независимая свободная мысль.
Имеется немало доказательств антисемитизма главаря. И всё же, по-видимому, он был не больше антисемитом, чем античеченцем или антиславянином. За всеми всплесками антисемитизма стоит капитальная политическая идея: борьба за власть. Эта власть не была получена от народа, следовательно, была защищена не демократией, а насилием. Отсюда постоянный поиск врагов. Ещё Нечаев в своём «Катехизисе революционера» утверждал: «Беспрерывно должен держаться слух о каком-нибудь покушении на народ». Кампания борьбы с космополитизмом – лишь эпизод борьбы за власть, политики «разделяй и властвуй». Это древнее и коварное правило режим великой лжи, зла и насилия претворял в жизнь миллионы раз в день. Политика государственного антисемитизма, проводимая правящей шайкой, соответствовала мировоззрению её пахана. В своё время кремлёвский громила, рассуждая о еврействе, взял в кавычки слово нация, начертал, что её будущность «подлежит сомнению», представляя собой некий исторический «курьёз».
Есть немало причин, побудивших режим развернуть антисемитскую кампанию. Им нужен был только русский народ, самый большой, покорный и терпеливый. Но ничего существенного дать ему шайка не могла: ни земли, ни жилья, ни тем более свободы, да и кому она нужна? Но можно было дать другое, такое сладкое, что и водка становится крепче и душа горячее, - антисемитизм. Послевоенное недовольство голодом, отсутствием жилья и другими спутниками советского образа жизни можно было направить в привычное русло: во всём виноваты евреи. Кампания борьбы с безродным космополитизмом помогала укрепить «железный занавес», формировать образ врага. Кампания эта означала решительный поворот к фашизму, который отравлял жизнь не только евреев. Он делал горькой судьбу огромной страны, давшей вовлечь себя в болото антисемитизма.
Борьба с космополитизмом особенно болезненно воспринималась на фоне «окончательного решения еврейского вопроса» в фашистской Германии – истребления почти шести миллионов евреев только за то, что они евреи.
Из книги Ю. Стецовского «История политических репрессий»

Шаг навстречу
«Молодёжная правозащитная группа» проводит региональный конкурс работ по проблеме толерантности
Цели конкурса:
• Формировать установки толерантного сознания у молодёжи.
• Способствовать профилактике таких негативных социальных явлений, как ксенофобия, неофашизм, кавказофобия, антисемитизм, национализм, интолерантность, этно-экстремизм в молодёжной среде.
• Содействовать воспитанию нравственной творческой социально активной личности в духе гуманизма, уважения прав и свобод человека.
Задачи конкурса:
• Побудить молодёжь к осмыслению того, что такое толерантность.
• Поощрить к самостоятельной исследовательской, преподавательской и творческой работе, овладению современными мультимедийными технологиями, компьютерными программами и др.
• Побудить участников конкурса использовать различные формы исследований и подачи материала: сочинения, анкетирования и опросы, презентации, видеофильмы, конспекты уроков и выступлений по проблематике конкурса.
• Выявить среди участников самых активных, лучших и талантливых; поощрить их к дальнейшей работе по теме, поддержать их интерес и творчество.
• Развить у участников лидерские навыки, привлечь к работе в общественных молодёжных организациях.
• Побудить молодёжь к межнациональному сотрудничеству и проявлению активной гражданской позиции.
Участники конкурса
Учащиеся 9-11 классов, студенты начальных и средних специальных учебных заведений, студенты ВУЗов.
Порядок и сроки проведения конкурса
На конкурс принимаются сочинения, исследования, литературные произведения, эссе, стихи на любых носителях, видео- и аудиозаписи, рисунки, картины, статьи в прессе, скульптуры, поделки, конспекты уроков, снятые на видео уроки, тренинги, семинары, дискуссии, фотографии, в том числе уличных граффити, сделанных специально на конкурс, видеозаписи любых конкурсных мероприятий (дискотеки, различные публичные акции и т.д.), видеоинтервью с интеллектуалами, фильмы, любые другие виды работ. Выявляется один победитель конкурса. Принимаются по электронной почте yhrg@sampo.ru или по адресу: 185026, Петрозаводск, а/я 17. С пометкой «На конкурс». Конкурс проводится с 1 марта по 1 июня 2006 года.
Требования к содержанию и оформлению материалов
Соответствие содержания заявленной теме, критическое осмысление темы, оригинальность и новизна мысли, компактность, актуальность, доступность и логичность изложения материала, эмоциональный эффект, смелость, новаторство и нетривиальность формы подачи материала, проведения конкурсного мероприятия.
Критерии оценки
Актуальность, новизна и скрупулёзность исследования, оригинальность и смелость идей, и форм их воплощения, художественная, интеллектуальная, этическая и эстетическая ценность.
Подведение итогов конкурса
Работы подаются до 1 июня. Итоги подводятся в августе. Награждение победителей в августе.
Надежда молодость питает, - гласит пословица. Надежда (вера в возможность осуществления чего-то радостного, благоприятного). В ней отражаются все преимущества этого периода жизни: высокая витальность (воля к жизни, жизненность всех мыслей и поступков), инициативность (побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость), максимализм (здоровая крайность в своих требованиях и взглядах), идеализм (приверженность к нравственным идеалам), который является антиподом цинизма, но при этом не впадает во вредные иллюзии и пустую мечтательность, нонконформизм (отрицание существующего косного, привычного до тошноты порядка вещей в обществе), открытость новому знанию. Именно молодёжь, имеющая такой потенциал должна стать той силой, тем аттрактором (организующим сигналом), который изменит наш мир! «Молодёжная правозащитная группа (МПГ)» объединяет такую молодёжь и рассчитывает на её поддержку. Объединившись, мы выведем прогнившую систему из кризиса, построим демократию и защитим права человека! Инициатива всегда приветствуется! Заявляй о себе. Вступай в МПГ! Докажи, что ты действительно молод!
«Молодёжная правозащитная группа»
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Издание осуществлено при поддержке гранта, предоставленного Комиссией по демократии Посольства США в Российской Федерации общественной организации КРО ММОБО «Молодежная правозащитная группа (МПГ)», которая несет полную ответственность за содержание данной публикации. Содержание брошюры отражает точку зрения грантополучателя и не может расцениваться как мнение Посольства США или американского правительства.
Учредитель и издатель: Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации «Молодежная правозащитная группа (МПГ)»
Редактор: Максим Ефимов

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz