Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
31.03.2006 Молодёжная антифашистская и правозащитная газета Карелии «Час Ноль» №50


Молодёжная антифашистская и правозащитная газета Карелии «Час Ноль» №50

Политическое кредо «Молодёжной правозащитной группы»: ЮВЕНОКРАТИЯ и ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ!
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
«Горе от ума»
Как часто слышим мы от «людей в возрасте»: «молодо – зелено», «яйца курицу не учат», «поживите с наше, тогда и говорите» и т.д. Эти и другие многочисленные фразы, кажется, несут в себе опыт трудных ошибок и мучительных сомнений, эволюционировавших за свою короткую жизнь из кроманьонцев в Номо Sapiens людей старшего поколения, понявших как можно справедливо и разумно устроить нашу жизнь. Молодёжь же рассматривается ими с высоты прожитых лет как нечто второстепенное и недоразвитое, совершающее бесконечные промахи и набивающее себе шишки, с трудом учась на своих же горьких ошибках. Мы ставим под сомнение данные утверждения. На наш взгляд они мало соответствуют действительности. Далеко не все с годами умудряются и совершенствуются. «Поют всё песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже».
Существовавший всегда закономерный конфликт отцов и детей принял в нашей стране патологические формы. Некогда имевшая место геронтократия (власть маразматических стариков), выстроила строгую иерархию с присущей ей жёсткой субординацией (системой подчинения младших старшим, основанной на правилах служебной дисциплины). Советская казарменно-административная система прочно вбила в головы многих поколений свои ценности государственного устройства. После Второй мировой войны в Германии все лица, имевшие отношение к нацистскому режиму, были отстранены от власти, таким образом было исключено их вмешательство в строительство нового демократического общества. Успех не заставил себя долго ждать. Сегодня ФРГ – одна из самых демократических и развитых стран мира. Новая Россия, к несчастью, упустила в своё время шанс стать по-настоящему новой страной с реальной демократией. На смену узколобым старпёрам в высших эшелонах власти пришло поколение бывших комсомольских работников, так же, как и бывшие сексоты не остались в стороне. И сегодня они занимают ключевые посты, распространяя гнилостный запах цинизма, раболепия, идеологического зомбирования и алчности. Бывшие комсомольцы, работающие в министерстве образования, министерстве культуры, мэрии, правительстве, везде – это гнусная отрыжка советской системы наравне с выпускниками высшей партийной школы, руководящими СМИ. Вспомним некогда популярный лозунг – партия сказала: «Надо!». Комсомол ответил: «Есть!». Не задумываясь, просто исполняя приказ. «Тот и славился, чья чаще гнулась шея». Сегодня бывший комсомол у руля. Этим людям 45-55 лет. Они во что бы то ни стало хотят навязать всей стране свою систему ценностей, лишённую духовности и справедливости. Это циничные люди, прислуживавшие генсеку тогда, и прислуживающие президенту сегодня. «Прямой был век покорности и страха, Всё под личиною усердия царю…». Да, чинопочитание, казнокрадство и рептильность – это тяжёлая и заразная болезнь больших людей.
Утверждаю, что именно эти люди, потерпевшие нравственное фиаско, но обретшие власть и состояния, сегодня всеми силами пытаются забивать молодёжь, любое неформальное, неофициальное, свободное молодёжное движение. Основным мотивом такого отношения служит зависть к независимой свободной молодёжи и комплекс неполноценности. Это называется ювенофобия – боязнь молодых! Чиновники провалили молодёжную политику. Молодые люди абсолютно незащищены ни социально, ни физически, ни идеологически, ни информационно. Никак! Они не участвуют в управлении! А эти люди продолжают руководить всевозможными отделами по делам молодёжи, министерствами и ведомствами, вузами и школами. Выпускники сегодняшних школ имеют уровень развития девятилетнего ребёнка! У нас нет ни одной по-настоящему молодёжной газеты и передачи на радио и телевидении.
Нынешняя школа переживает глубокий кризис, в основе которого лежат следующие причины: дефицит квалифицированных учительских кадров, педагогов-новаторов. Переполненность классов, а следовательно, отсутствие индивидуального подхода к ученику, личной программы обучения. Несовершенство и оторванность от реалий жизни учебного плана, нереагирование на вызовы времени. Всё это препятствует творческому, интеллектуальному и личностному развитию молодого человека, порождает социальную апатию и приспособленчество. Наличие такого факта, как массовые списывания - знак ущербности и несостоятельности системы образования. Я, уже закончив вуз, до сих пор вынужден преодолевать инерцию калечащего душу и ум школьного образования.
Самоорганизация и самостоятельность молодых принимают в связи с вышеизложенным порой печальные формы. Например, 23 февраля, студенческий профком ПетрГУ устроил акцию по поеданию студентами кашки и переодеванием в военную форму с последующим фотографированием. И был очень горд такой находкой! Этой структуре невдомёк, что ежегодно в армии гибнет 3000 солдат и 5000 дезертирует. Трагедия А. Сычёва и других солдат, ставших жертвами дедовщины, студентов не тронула. Они никак не выразили своего протеста. Молчат они и по поводу среднего качества образования, нищенских стипендий и т.д. Неужели у российской молодёжи навсегда сломлен свободный дух?
Недавно в ПетрГУ проректором по воспитательной работе были сорваны объявления, приглашающие на лекцию под названием «Молодёжь между бюрократией, утечкой мозгов и революцией». Позже выяснилось, что напугало «воспитателя» слово «революция», и он её не допустил, подставив свою грудь под её пули! А бюрократия, разъевшая страну, и потеря интеллектуального потенциала, видимо, не его проблемы. И если раньше власть принуждала выдающихся людей уезжать, то теперь она ими просто не дорожит, и они покидают страну сами. А всякие бдительные граждане, руководствующиеся принципом как бы чего не вышло, остаются тут. И прирастает этими антропоидами земля российская. Благодаря нашей газете страна узнает о «подвиге» этого карельского контрреволюционера, борца невидимого фронта.
Власть забивает молодёжь! Чудовищное призывное рабство с 18 лет! Оно калечит психику и тело, ломает личность! Кто позволяет существовать такому порядку? Государство допускает работорговлю и детскую проституцию, беспризорность, коррупцию, фашизацию общества.
Итак, вместо слов поддержки молодые слышат осуждение, нравоучения и запреты в свой адрес. В правительстве и в кабинетах власти сидят старые жирные коты с обрюзгшими, апатичными физиономиями. Им выгодно, чтобы молодёжь оставалась социально пассивной и инфантильной, утратившей, не обретая, преимущества своего прекрасного возраста, была похожа на эти живые трупы! А что такое молодость? Молодость – это, прежде всего, романтизм – устремлённость в запредельные, трансцендентные дали. Максимализм – высокая требовательность к себе и другим. Оптимизм – жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех; здесь беспричинный смех, свойственный юности, является признаком бьющей через край жизненной энергии и ощущения радости бытия. Озорство – шалость, задорное, нарушающее общепринятый порядок поведение. Безграничная вера в себя и будущее. Пытливость ума. Радикализм – решительный образ действий. Гуманизм – человечность в отношении к людям. Искренность – подлинность чувства, правдивость. Энтузиазм – душевный подъём, сильная увлечённость. Бескорыстие – чуждость выгоды, зацикленности на материальной пользе. Азарт – рисковость и страстность. Не правда ли прекрасные качества юности, которые могли бы вдохнуть жизнь в нашу страну? Почему мы до сих пор говорим об этом лишь в сослагательном наклонении? Почему витальность и огромный молодёжный потенциал не востребованы и более того, – жёстко подавляются?!
Идея ювенократии принадлежит нашему великому философу Ю.В. Линнику, которую полностью разделяет и поддерживает «Молодёжная правозащитная группа». Мы настаиваем на немедленной смене властной парадигмы. К управлению государством должна прийти новая генерация молодых людей и привнести в политику все преимущества своего возраста и ценностных установок, излечить от власть от коррупции и цинизма, наладить экономику, построить демократию и поднять дух народа, сделать его счастливым! Именно сознательная демократически настроенная молодёжь в возрасте от 16 до 34 лет должна занять ключевые должности, чтобы со всей энергией приступить к глобальным преобразованиям, меняя менталитет русского народа, преодолевая такие социальные пороки, как пьянство, апатия, бедность. Для этого необходимо снизить избирательный возрастной ценз до 16 лет и ограничить возможность избираться на государственные посты людям, достигшим 34 лет. Даёшь власть молодым! Да здравствует ювенильная революция, обновление и омолаживание власти! Лучше маленький принц, чем голый король!
Вторая идея – это идея призвания варягов. Страна агонизирует. Требуется приток свежей крови, новых сил. И как некогда новгородцы призвали варягов, действовавших исключительно в их интересах, так и сегодня мы бросаем клич и зовём иностранцев к управлению нашей страной и её возрождению! Для нас не характерна ксенофобия. Мы по-настоящему толерантные люди и идём дальше наших новгородских предков, призывая на нашу землю не только европейцев, но и азиатов, представителей арабского мира! Русский человек отличается всемирной отзывчивостью. Докажем это на деле! Сегодня мы не в состоянии сами решать свои проблемы: поднимать сельское хозяйство, строительство, здравоохранение и образование. Доверимся и поддержим тех, кто добился в этом замечательных результатов – нашим соседям по планете из благополучных развитых стран всего мира. Они уже сегодня нам так или иначе помогают, в отличие от доморощенных правителей, преследующих свои примитивные корыстные интересы, наказывающие всякую здоровую инициативу, и скудоумных бизнесменов, – ни черта не понимающих в социальном строительстве хапуг. Морочат нам головы власть и оппозиция! И те и другие одного поля ягоды. Все они доят народ и природу, выкачивают из них все соки. Мы не хотим так больше жить и терпеть социальную несправедливость, обеспеченную бедность и бездарные игры разжиревших плебеев. Да здравствует варяжская Россия! Добро пожаловать в Россию всем тем, кто хочет поднять её с колен и наладить жизнь каждого человека.
Максим Ефимов,
Лидер «Молодёжной правозащитной группы»

Пережитки сталинского режима лежат в основе сегодняшнего государственного управления и правосудия в России
Всё тонет в фарисействе.
Пастернак
31 марта «Молодёжная правозащитная группа» проводила гражданскую акцию против беспредела и критической ситуации в армии России. Мы выступали за отставку министра обороны Сергея Иванова, отмену всеобщей воинской повинности и перевод армии на добровольную и профессиональную основу. Например, в Германии, где сильны демократические традиции, забота о правах и свободах человека стоит на первом месте. Поэтому для немцев принудительная служба, неважно - военная или гражданская, есть грубое вмешательство в жизнь человека и его планы и является нарушением прав человека! В новой России до сих пор сохраняется инерция «совка» и отношение к человеку как к холопу. Мероприятие было заранее согласовано с городскими властями.
Все начиналось благополучно. Собрались активные граждан, поддерживающие нас, приехали журналисты телевидения и газет, Интернет-изданий. Прохожие присоединялись к выступающим, поддерживали нас морально. Мы раздавали прохожим газету «Час ноль» и собирали подписи под обращением к президенту с требованием отставки министра обороны и отмены призывного принципа комплектования армии. Все это время я, пытаясь перекричать шум автомобилей, доносил наши идеи до людей с помощью старенького мегафона, который ужасно барахлил и практически не работал. Так на протяжении 15 минут, пока мы находились под прицелами видеокамер, за всеми действиями наблюдали сотрудники милиции и не пытались нас задержать. Но подловив момент, когда я отошел в сторону для организации дальнейшего действия (мы хотели нарядить участника акции министром обороны Ивановым и заставить его упасть и отжаться, нестандартно выразив таким образом, своё отношение к бездарному высокопоставленному чиновнику, а также публично разорвать повестку в военкомат), сотрудники милиции, не представляясь, окружили меня и Максима Ефимова и подталкивая в спину и за локти требовали сесть в «уазик». Так они фактически сорвали мероприятие, убрав координаторов действия, сделав бессмысленными все затраченные усилия, ресурсы и энергию по организации акции, наверняка получив приказ сверху.
«Я уверен, что наши права были нарушены из-за принадлежности к независимой неправительственной и некоммерческой организации «Молодёжная правозащитная группа», которая открыто заявляет о «дедовщине» в армии, количестве потерь в мирное время, требует отставки министра обороны и расследования преступлений в вооруженных силах, а также отмены призыва. Кроме того, полицейское государство, в своём духе, нашло законный, но нечестный, способ выколачивания денег из граждан. После того, что государство сделало со своим народом, он ему не доверяет и не желает инвестировать свои деньги в экономику. Неэффективная власть, полагая, что у людей полно лишних средств, примитивно хочет их изъять либо возложить на граждан бремя коммунальных расходов и т.д. Имея за плечами огромный опыт карательных действий, ничего другого, кроме применения грубой силы для вымогательства посредственная власть придумать не может. Поэтому никаких реальных, более или менее серьёзный перемен в этой ситуации ждать не приходится!», - считает М. Ефимов, лидер «Молодёжной правозащитной группы».
Формальным поводом для подавления гражданской активности правозащитников стал запрет на использование во время пикетирования звукоусиливающих средств в нормативном акте 2004 года. Такой закон не совершенен и противоречит не только Конституции 1993 года и праву, но и здравому смыслу. Когда российский народ принимал Конституцию, где закреплялось право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, он даже не подозревал, что из термина «пикетирование» сделают молчаливое кривляние перед людьми. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» нельзя назвать иначе, как «закручиванием гаек» нашей свободе. Власти используют закон так, как им угодно, удобно и выгодно, игнорируя положения Конституции. Почему нельзя использовать средство усиления голоса, если это не нарушает ничьих прав, общественного спокойствия и порядка, не ущемляет свободы других людей? А вот право на свободу слова и деятельности общественных организаций нарушать можно!? Вопиющее лицемерие и махровый слепой бюрократический формализм наступают на наши свободы и права!
Несправедливость на этом не закончилась. В центральном отделении милиции, где стоял отвратительный смрад, похожий на тот, что исходит от бездомных больных людей, нас держали около четырех часов. Можно только посочувствовать сотрудникам правоохранительных органов и призвать правительство Карелии обратить внимание на условия труда работников милиции, коль им самим на себя наплевать. Задержание гражданских активистов правозащитной организации ещё раз напомнила о том, как опасна и трудна служба в милиции, ведь в руки «правосудия» попались не просто матёрые уголовники и чрезвычайно социально опасные элементы, а молодые правозащитники, посмевшие бунтовать против садизма и фашизма в армии и антидемократического принципа её комплектования.
«Ситуация в нашей стране напоминает мне 30-40-е годы в нацистской Германии. Тогда мирное население немецких городов ни сном ни духом не ведало о том, что происходит в предместьях. А там уже в полную силу работали концлагеря уничтожения. Сегодня в армии ежегодно гибнет 3000 молодых ребят, а нашему обществу нет до этого никакого дела. Чем тогда мы лучше тех моральных уродов, руководящих армией, для которых это не трагедия. Бабы ещё нарожают?», - говорит Максим Ефимов.
После оформления всех бумаг и протоколов нас отвезли прямо из отделения в мировой суд. Там, в присутствии, с нашей стороны, трех человек, со стороны обвинения - двух: представитель правоохранительных органов и судья, было вынесено постановление о наложении штрафа, который в общей сложности составил 15 минимальных размеров оплаты труда. Такая скорость свершения «правосудия», нежелание вникать в обстоятельства дела, закрытость мне напомнили времена советского террора и знаменитые «тройки», которые также исполняли закон, судили по нему и наказывали. По моему мнению, наша власть до сих пор не избавилась от этой хвори, хотя и в облегчённой форме. Судебная власть не должна в демократическом обществе зависеть от исполнителей и законодателей. Иначе, это говорит о коррупции и сговоре. Россия же сразу опускается до уровня какой-нибудь мафиозной банановой республики. Судья должен руководствоваться Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией РФ, принципом справедливости, а не бездумно следовать букве закона. Иначе он уже не судья, а просто судебная марионетка, отрыжка советской карательно-судебной системы. Симптомы болезни власти мы видим каждый день, выходя на улицу или сталкиваясь с бюрократией, начиная от духовной и экономической деградации общества, заканчивая коррупцией и мафиозностью большинства государственных структур. Так может надо лечить не симптомы, а устранить саму причину недуга – системно-правовой кризис и безразличие людей в решении их же проблем?
Дмитрий Лощинин,
активист «Молодёжной правозащитной группы», студент ПетрГУ факультета политических и социальных наук, 3 курс.

«Народный университет Юрия Линника» приглашает на спецкурсы всех желающих развивать свой интеллект, познавать себя и богатейший мир мировой и русской культуры. Познакомься с гениальными мыслями великого философа, которые, будь они усвоены и реализованы, кардинально могут изменить твою жизнь и жизнь народа, придав ей смысл, благородство и красоту. «В нашем университете нет субординации и иерархии. Я хотел бы людей учить так, чтобы одновременно учиться у них, чтобы учёба была диалогом, общением, совместной работой. Учитель и ученик понятия амбивалентные. Они должны быть равночестны: учитель не должен превозноситься над учеником. Думать, искать, учиться во имя общих целей, интегральных интересов – в этом суть нашего университета!», – говорит Юрий Линник, доктор философских наук, заслуженный работник науки РФ, поэт, коллекционер.
Запись на спецкурсы:
• История философии
• Духовность Русского Севера
• Демократия. Свобода. Толерантность. Права человека
• Стефанотерапия (венки сонетов)
• Полимузейон
Для связи: координатор Народного университета Алла Васильевна Красникова (т. +7 (8142) 712158 и 89214646512, e-mail: sinafo@onego.ru).

Массовое прозрение. Краткий обзор бесед цикла «Альтернативное телевидение».
Волей случая мне в руки попала серия DVD-дисков, выпущенных карельским отделением «Молодежной правозащитной группы», на которых представлены беседы с выдающимися людьми города Петрозаводска на различные темы общественно-политической жизни, размышления об общечеловеческих ценностях. Руководитель «МПГ-Карелия» М. Ефимов условно называет этот проект «Альтернативным телевидением». Действительно, отснятые беседы представляют яркий контраст с получаемой нами из телеприемника информацией.

Может быть, резоннее начать с недостатков.
Съемка выполнена на любительскую камеру, ракурс неподвижен, обработка изображения и звука отсутствует, монтаж непрофессиональный… – словом, техническая сторона проекта не на высоте. И это неудивительно: и запись, и монтаж, и кодировку в формат DVD сделаны не кино- или телебригадой, а непосредственно самим руководителем карельского отделения «МПГ». В будущем планируется подключить к проекту специалистов или волонтеров, в достаточной мере владеющей технической частью видеоряда. А пока что беседы из цикла «Альтернативное телевидение», по словам М. Ефимова, лишь первые ласточки, в которых акцент идет на содержательную сторону.

«Мы слепы. Для начала надо мир осветить. Мы живем в гражданских сумерках. Нужно быть светильником разума, засиять, стать маяком для кого-то, бросить лучик в эту беспросветную тьму. Если это сделают многие люди – произойдет массовое прозрение. Нужно вернуться к просвещению. Светить – значит давать информацию». И эти слова одного из участников «Альтернативного телевидения» Юрия Владимировича Линника являются, на мой взгляд, лейтмотивом всех бесед. К которым мы непосредственно и переходим.

1. Выступление Михаила Леонидовича Гольденберга, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ, делится на две части: «Введение в историю Холокоста» и «Толерантность и ее антиподы».
В первой части (съемка произведена в Информационном центре по Холокосту, антисемитизму и ксенофобии), М. Гольденберг указывает на актуальность темы Холокоста, приводит причины зарождения этого явления, говорит о проблеме палачей и свидетелей. М. Гольденберг уверен, что «история не терпит забвения, забвение порождает еще более гнусные преступления». Поднимается вопрос о сопротивлении в гетто; М. Гольденберг акцентирует внимание на том, что, вопреки сложившемуся мнению, евреи боролись за свои права, свои жизни, за жизни окружающих их людей, а не вели себя как «покорные овцы», безропотно подчиняясь фашистам. «Сохранит ли человек в себе человеческое?» – Над этим вопросом М. Гольденберга должен задуматься каждый зритель.
Во второй части выступления-беседы поднимается комплекс вопросов, связанных с толерантностью в современном мире. Основные тезисы: ломка этнических, политических, лингвистических, экономических перегородок; безнациональные существа; национальная самоидентификация; школа провоцирует негативные социальные явления, в том числе и фашизм. «Готово ли человечество к объективным изменениям?» – И вновь искать ответ зритель должен сам.

2. Вера Алексеевна Филиппова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ), подхватывает эстафету от М. Л. Гольденберга, но толерантность «по Филипповой» предстает под другим углом зрения, и это неудивительно, ведь Вера Алексеевна – преподаватель этики. Что такое толерантность и можно ли научиться быть толерантным, в чем укоренена толерантность и какие существуют формы и принципы толерантности, «Я-концепция» и комплекс затрагиваемых этой концепцией проблем и понятий, в том числе важнейшие из них – добродетель, милосердие, мораль... – вот ключевые темы выступления. И если М. Гольденберг задает зрителю вопрос, сохранит ли человек в себе человеческое, то В. Филиппова спрашивает: «А что есть человеческое?» Действительно, очень интересный вопрос.

3. Причинам рождения агрессивного национализма – одной из форм мутации национального сознания России – посвящено выступление доктора филологических наук, профессора ПетрГУ Евгения Замировича Тарланова. Литературовед, культуролог, он раскрывает корни термина «толерантность» и его аналогов в различных культурах. Понятия «терпимость, всемирная отзывчивость, межнациональное доверие и уважение» рассмотрены сквозь призму русской литературы: на примере автобиографической прозы В. Г. Короленко, произведений Л. Н. Толстого, взглядов А. И. Солженицына и В. П. Астафьева. В завершении беседы Е. З. Тарланов как ученый, преподаватель, читатель, человек с душой космополита вынужден констатировать горькое положение: «Если мы хоть на секунду станем на точку зрения узкого национализма, то результат не замедлит сказаться: русская литература как гуманистический феномен культуры общечеловеческой перестанет существовать». И это действительно так.

4. На схожую тему беседует с c активистами «МПГ-Карелия» Владимир Матвеевич Берштейн. Однако причины возникновения и пути преодоления национальной нетерпимости он рассматривает под углом зрения своей профессиональной деятельности – то есть глазами психотерапевта-конфликтолога. В своих рассуждениях В. М. Берштейн отталкивается исключительно от своего жизненного опыта – может быть, поэтому беседа получилась столь живой и непринужденной. Зритель узнает мнение В. Берштейна о том, чем интолерантность отличается от ксенофобии, почему молодежь вступает в нео- и профашистские группировки и стоит ли вести дискуссии с членами таких группировок. (Наверняка, вышло случайно – но на протяжении всей беседы на заднем плане раздаются детские голоса: может быть, съемка проходила в школе, или окна выходят на детскую площадку… – в любом случае, в контексте разговора это приобретает определенную символику.) Будучи профессиональным конфликтологом, В. М. Берштейн заканчивает свое выступление словами, в незыблемости которых уверен: «Есть два вида конфликтов, которые не должны возникать, потому что они, как правило, мирного решения не имеют, они чреваты большой кровью: это конфликты на почве национальности и на почве религии. Более острых конфликтов я не знаю. Доводить до них нельзя категорически!»

5. «Жемчужиной проекта», по словам руководителя «МПГ-Карелия» М. Ефимова, является серия DVD-дисков с выступлениями доктора философских наук, заслуженного деятеля науки РФ Юрия Владимировича Линника. На сегодняшний день отснято порядка 20 часов бесед. Зритель погружается во вселенную философии, политических взглядов и предпочтений, поэзии, житейской мудрости Юрия Линника. Темы бесед самые разнообразные: причины распада СССР, церковь и государство, философ и власть, юмор и власть, конфликт «отцов» и «детей», демократия
(«Для того чтобы демократия заработала, нужна способность людей друг друга выслушивать. Нужно понимание, что есть разные системы оценок, разные модели мира, разные шкалы ценностей… А мы всё гребем под себя. Мы считаем свою позицию исключительной, единственной»),
толерантность
(«Нам нужно решительным образом отказаться от амбиций, связанных с претензией на какую-то свою исключительность, на свое избранничество»),
бог и религии
(«Я радуюсь тому, что в России сейчас происходит процесс возрождения церкви. Она была гонима, это была церковь-мученица, и нужно как можно чаще вспоминать о тех жертвах, которые принесла русская православная церковь… Но я не люблю, когда церковь сближается с государством. Богу богово, кесарю кесарево. Это великий принцип. Меня страшит теократия»),
гимн России
(«Главный недостаток этого текста – отсутствие в нем органического единства, отсутствие вдохновения… Это верификация, а не поэзия»),
альтруизм
(«Давайте научимся друг другу дарить то, что мы можем подарить. Давайте научимся отдавать. Щедрость – это, быть может, самое высокое качество в человеке в плане нравственных ценностей»).
На протяжении всех бесед с Ю. Линником проступает тема средневекового Новгорода Великого – представляющего, по мнению Ю. Линника, идеал демократического общества. Как бы то ни было, в прошлое, как ни жаль, возврата нет. Но все мы можем – и должны – учиться у прошлого. Учиться, чтобы осветить этот мир, засиять, стать маяком, бросить лучик в эту беспросветную тьму. И только тогда, согласно Ю. Линнику, произойдет массовое прозрение.

Взгляды участников проекта «Альтернативное телевидение» зачастую резки, нередко парадоксальны, с ними можно не соглашаться, спорить, – но они не могут оставить равнодушными. Ю. В. Линник, В. М. Берштейн, Е. З. Тарланов, В. А. Филиппова, М. Л. Гольденберг дают богатейшую пищу для ума, и в этом, на мой взгляд, основная цель выступлений-бесед.
Антон Смирнов

21 марта «Молодёжная правозащитная группа» провела акцию по закрашиванию ксенофобских надписей в Петрозаводске.
Проблема расизма сегодня остро стоит как в Карелии, так и во всей России. Расизм определяется как стремление наделить группу такими биологическими или культурными особенностями, которые бы оправдывали её дискриминацию. Расизм имеет дело не с реальностью, а с представлением о ней. В России в последние годы расистское отношение к выходцам с Кавказа нашло отражение в уничижительном термине «чёрные». Сам расизм безусловно имеет социальное происхождение и становится символом таких тревожных ожиданий, основой которых является ощущение собственной уязвимости и нестабильности. За термином «раса» скрываются, прежде всего, отношения господства и подчинения. Для большинства обывателей, исходящих из так называемого здравого смысла, раса по-прежнему представляется биологической реальностью. По сути же речь идёт о расовом мифе, призванном упорядочить социальные отношения на основе дискриминации одних другими. В Карелии расизм распространён крайне широко, о чём хотя бы свидетельствуют многочисленные расистские надписи на домах и подъездах, ксенофобские статьи в СМИ, День десантника, в который даже местные власти во избежание беспорядков рекомендуют закрывать городские рынки, избиение студента из Сирии, исламофобская истерия, раздувавшаяся некоторыми депутатами Петросовета, общее настроение нетерпимости. С этого времени в школах и техникумах Петрозаводска лидером МПГ Максимом Ефимовым проводятся семинарские занятия по теме «Уроки Холокоста – путь к толерантности и гражданской активности».
21 марта является Международным днем борьбы за ликвидацию расовой дискриминации. В этот день в 1960 году полиция открыла огонь и убила 69 человек в ходе проводившейся в Шарпевиле (Южная Африка) мирной демонстрации протеста против законов режима апартеида об обязательной паспортизации африканцев в ЮАР. Провозглашая этот День в 1966 году, Генеральная Ассамблея ООН, призвала международное сообщество удвоить его усилия в целях ликвидации всех форм расовой дискриминации (резолюция 2142 (XXI).
Акция проводится при поддержке Европейской сети против национализма, расизма, фашизма UNITED в рамках общеевропейской кампании «Твое слово против расизма!».

«Молодёжная правозащитная группа» выпустила книгу доктора философских наук, заслуженного деятеля науки РФ, поэта, коллекционера Юрия Владимировича Линника «Новгород Великий и Русский Север». Жгучее желание читать и читать эту книгу не проходит. Она помогает развитию того, чего нам так сейчас не хватает: мышления и духовности. Новгород Великий – это лучший пример для ныне живущих поколений! В истории нашей страны много веков назад была новгородская республика, народоправство! Великим был назван Новгород потому, что был способен совершить неожиданные смелые по своей находчивости и оригинальности поступки. Новгородцы были начисто лишены ксенофобии. Отличаясь друг от друга по языку и обычаям, они не были чужими внутри своего сообщества. Призывая к власти варягов, они готовы были считать их своими. Благодаря тому, что Новгород Великий был открытой системой, он смело переступил собственные рубежи, обратившись за внешней помощью в трудные для себя времена. Она подоспела вовремя. Варяги действовали только на пользу русским интересам. В книге, в частности, речь идёт о философии нестяжания, уроках новгородской святости, идеях былин и норманнском вопросе и толерантности. Вся книга несёт на себе печать незаурядного и глубокого ума Ю. Линника, чувствуется накал общественного темперамента автора, который определяет смысл своей работы так: «Будучи атеистом, я служу Богу…Хочу, чтобы люди и народы научились жить нераздельно и неслиянно – по образу Святой Троицы. Эту задачу поставил Сергий Радонежский. Следую его завету».
Тираж 1000 экземпляров. Часть тиража будет передана библиотекам Республики Карелия. Издается в рамках проекта «Налаживание демократической просветительской работы и работы с молодёжью в Карелии» при поддержке Фонда «Память и будущее», а также при поддержке гранта, предоставленного Комиссией по демократии Посольства США в Москве. Издание распространяется бесплатно.

Прекрасная половина
Накануне международного женского дня активисты «Молодёжной правозащитной группы» провели в 8-ой школе Петрозаводска семинар для учеников старших классов по теме "Положение женщин в современном мире". В выступлениях были затронуты такие темы, как дискриминация женщин, гендерное неравенство, сексизм, насилие в семье, секс-трафик - торговля живым товаром. Цель уроков - познакомить старшеклассников с проблемой дискриминации женщин в первую очередь в России. Объяснить на доступном для школьников языке ситуацию, которая сложилась на данный момент в нашем обществе, предостеречь их от опасности стать жертвами сексуального рабства, насилия в семье. Показать пути выхода из этой ситуации.
Давно канули в Лету времена, когда женщина не имела право получать образование, работать наравне с мужчинами, заниматься политикой и другими "мужскими профессиями". В средние века молодая девушка воспитывалась лишь только для того, чтобы стать верной женой своему мужу, воспитывать детей, вести домашний очаг. Мы живём в XXI веке, тем не менее, дискриминация женщин, гендерное неравенство - понятия довольно актуальные. Социальная дискриминация женщин означает ограничение или лишение прав по признаку пола во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, а иногда и угрозой для ее безопасности. Положение женщины в России продолжает оставаться на уровне более низком, чем в европейских странах или США. В парламенте Швеции женщины составляют 40%, в Финляндии - 33,5%, в Дании - 33%. В Финляндии, Германии, Перу - главные руководящие посты в государстве занимают именно женщины. Что касается нашей страны, то нам ещё далеко до мировых стандартов.
В России проживает 78 млн. женщин – больше половины всего населения нашей страны. Дискриминация женщин встречается во всех сферах - при трудоустройстве "старше 30 лет - не беспокоиться!", в семьях - "женщина домохозяйка, которая обслуживает всю семью" и т.д. Одним из проявлений дискриминации женщин является – сексизм – дискриминация по признаку пола, преимущественно по отношению к женщинам – (при приеме на работу, в оплате труда и т. п.), а также вообще проявление пренебрежительного отношения к женщине. Ярче всего сексизм проявляется в рекламе, когда вместе с пельменями нам предлагают полуобнажённую женскую грудь. Острой проблемой в дискриминации женщин является насилие. Данные социологических исследований показывают, что около 70% российский женщин когда-либо сталкивались с насилием в той или иной форме. Ежедневно в дежурную часть Управления внутренних дел Петрозаводска поступает 20-25 сообщений о семейных скандалах, в праздничные дни их число доходит до 40. Тем не менее, проблема остаётся нерешённой, так как большинство женщин, боятся обращаться за помощью, не желая выносить сор из избы, что, зачастую, ещё больше усугубляет их положение. О проблеме секс-трафика – торговле женщинами в России и за рубежом говорят открыто в СМИ, тем не менее, жертв торговли людьми с каждым годом становится всё больше. Чаще всего это молодые девушки, только закончившие школу, попавшиеся на удочку объявлений о "престижной работе за рубежом" или стремившиеся выйти замуж за "заморского принца". Две трети опрошенных старшеклассниц и студенток Петрозаводска после окончания учебы говорят о своём желании уехать за границу – на любую денежную работу. Их не останавливает даже существующая угроза их здоровью и свободе. Республика Карелия имеет самую протяженную границу с Европейским Союзом, через которую, в частности, осуществляется нелегальная поставка сексуальных рабынь на Запад. Ежегодно около 50 тысяч российских женщин отправляются на заработки за рубеж, и многие из них становятся жертвами секс-трафика – торговли людьми. Наше государство продаёт детей за границу, где над ними нередко чинят беззаконие. При этом власти заявляют о заботе о детях и демографической проблеме.
По мнению лидера МПГ Максима Ефимова «сексизм – это комплекс неполноценности, от которого надо избавиться как можно быстрее. Сегодня же больше всего дискриминирует женщин именно государство! Власть, назначившая пособие матери-одиночке 80 рублей, – убога и преступна. Нынешнее униженное положение женщин – результат дискриминационной политики государства, которое лишила детей детства, а женщин – радости материнства. У такого государства не может быть счастливого будущего!».
Алёна Андронова,
активистка «Молодёжной правозащитной группы»

Язык вражды
«Молодёжная правозащитная группа» получила ответ из прокуратуры за подписью прокурора Петрозаводска А.О. Парфенчикова на своё обращение по поводу статьи «Человек без паспорта», опубликованной в «Курьере Карелии» 21.02.2006 и, на взгляд МПГ, разжигающей расовую и национальную рознь. В письме прокурора города говорится, что «смысл используемых в статье определений не несёт в себе заведомо оскорбляющих человеческое достоинство формулировок…автор не призывает читателей к совершению активных гражданских действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды к гражданам Таджикистана и Узбекистана, отсутствуют призывы к расправе с лицами иной национальности либо депортации. Цели побуждения читателей газеты к совершению определенных насильственных действий, зарождению у них решимости и стремления совершить определенные насильственные действия в отношении граждан СНГ из содержания статьи «Человек без паспорта» не усматриваются. С учётом вышеизложенного, оснований для вмешательства и принятия мер прокурорского реагирования не имеется».
Любому мало-мальски образованному человеку понятно, что статьи откровенно экстремистского содержания в республиканской прессе опубликованы быть не могут, а следовательно, не могут быть и обнаружены очевидные, несомненные, бросающиеся в глаза призывы громить, убивать, истреблять нелегалов, мигрантов, иностранцев. Да и про депортации не слышно со времён Сталина. До таких черносотенных заявлений, повторимся, наши СМИ пока ещё не опустились. А вот написать так, чтобы выразить своё презрительное, пренебрежительное отношение к приезжим и при этом не нарушить покой прокуратуры, наши журналисты умеют. В стране с ослабленным иммунитетом против ксенофобии и неофашизма публиковать такие статьи не просто недальновидно, но и опасно! Не дело прокурора определять оскорбительность публикации для достоинства личности, и закон, с его блюстителями, оказались здесь бессильными, поскольку речь идёт о таких тонкостях изложения мысли, которые не могут регулироваться юриспруденцией. Как можно определить момент «зарождения» у читателей «решимости и стремления»? Как можно не заметить, что в статье работа нелегалов напрямую связывается с угрозой терактов? А ведь наша страна пережила чудовищные «Норд-Ост» и Беслан, которые повергли граждан в шок и панику! Журналистам, да и всем другим полезно помнить об ответственности за ту свободу слова, которую им дала демократия. Бывшая советская газета «Курьер Карелии» так и не узнала всех достоинств и преимуществ свободомыслия и свободы слова, а вместо реальной независимости и объективности закрепила за собой право употреблять язык вражды и наделила себя каким-то глупым основанием для использования ксенофобской и расистской риторики. А о том, что и эти люди, которых поливают в статье, готовы так же, как и журналисты считаться чёрной костью ради выживания, нашим «авторитетам» от журналистики никакого дела нет.

Этнические проблемы и миграция
Миграция является неотъемлемой компонентой глобализации, прямым следствием масштабных перемещений мигрантов становится все возрастающее этно-культурное и этно-конфессиональное разнообразие общества. Оборотной стороной этнической эрозии локальных социумов является возникающее напряжение между местным населением и мигрантами.
Миграционная и этническая (национальная) политика рассматриваются властями, СМИ и общественностью в неразрывной связи. Особенностью российского дискурса является преувеличенное значение этничности: многие социальные, политические, экономические проблемы сводятся к поиску причин, лежащих в сфере этничности и межнациональных отношений, этническая принадлежность выступает ключевым маркером отношений «свой-чужой».
Миграционная и национальная политика претерпели существенные коррективы в минувшем году, многие из которых не могут быть адекватно оценены вне социально-политического контекста, общественной реакции на ключевые события, оказавших существенное воздействие на формирование общественного мнения.
Динамичное - на фоне других государств СНГ – экономическое развитие России, относительно высокие заработки стимулируют приток временных трудовых мигрантов, численность которых с каждым годом возрастает. По оценкам в России ежегодно работают до 4,5-5 млн. трудовых мигрантов из многих государств, из них около половины фактически постоянно проживают на территории России. Подавляющее большинство трудовых мигрантов – граждане государств СНГ, особо значительно представлены граждане Украины, Азербайджана. Вопреки расхожим представлениям, численность граждан Китая, постоянно присутствующих на территории России (включая имеющих на то законные основания), не превышает 400 тысяч человек.
Иноэтничные трудовые мигранты, в отличие от иммигрантов не настроенные на адаптацию к местным реалиям и зачастую игнорирующие традиции и культуру принимающего населения, вызывают у населения наибольшее отторжение. Наблюдается дальнейший рост ксенофобий. По данным Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), ксенофобские настроения разделяет большинство населения России. Это же большинство склонно поддержать целиком или с оговоркой лозунг "Россия для русских!"; отрицательное отношение к нему преобладает только среди этнических нерусских..
Рост ксенофобий фиксируется повсеместно, во всех регионах России. Особую озабоченность, наряду с динамикой, вызывают расширение социально-демографической базы ксенофобских настроений и апелляция к ним практически всех политических сил, избирательность фобий по отношению к определенным этническим группам и ужесточение форм преследования "иных".
Крайне негативно отношение населения к чеченцам, азербайджанцам, другим выходцам с Кавказа, представителям среднеазиатских народов, цыганам. По данным Аналитического Центра Юрия Левады, в ноябре 2005 г. 51 % респондентов отрицательно относились к чеченцам и цыганам, 32% опрошенных россиян – к азербайджанцам, 13% - к евреям.
Особо настораживает, что наиболее подвержена этнофобиям молодежь, демонстрирующая сегодня более высокий уровень интолерантности, чем все население. По данным другого опроса, 67% респондентов в возрасте до 19 лет относились к цыганам с раздражением, неприязнью, недоверием и страхом, к чеченцам – 64 %, к азербайджанцам - 49 % - к евреям – 19,5 %.
Вирусу этнофобий сегодня более подвержены жители мегаполисов, чем других поселений. В массовом сознании молодых москвичей ксенофобия представляется воплощением патриотизма.
Преувеличенное значение этничности, «этнизация» социальных контактов в первую очередь затрагивает мигрантов. Антимигрантские настроения, базируются на представлении о мигрантах как чуждых, иных. Фиксируемые социологами ксенофобии направлены, в первую очередь, на этнических мигрантов, независимо от их гражданства, от того, являются они временными трудовыми мигрантами (трудящиеся-мигранты), переселяются ли на постоянное место жительства в пределах России (мигранты) или из-за ее пределов (иммигранты).
И власти, и политики, и СМИ делают акцент преимущественно на негативных последствиях притока мигрантов и формирования "новых диапор". И это оказывает воздействие на общественное мнение: обыватель начинает верить, что ужесточение миграционной политики – во благо общества и его лично. По данным Аналитического центра Юрия Левады, 57% опрошенных россиян отнеслись бы положительно к тому, чтобы администрация их города или района запретила въезд и проживание выходцев с Кавказа, 53% - приезжих из Средней Азии.
Общим местом стала фиксация негативной роли масс-медиа: массированную пропаганду нетерпимости, агрессивности и ксенофобии, осуществляемую СМИ, назвали фактором проявления нетерпимости в России 40,9 % опрошенных в пяти городах России. Нельзя не согласиться, что "объективно пресса способствует переводу неприятия иммигрантов с уровня бытовых неоформленных этностереотипов на уровень внешне аргументировано выстроенных обоснований мотивов поведения "иного". Образ иммигранта, создаваемый в прессе независимо от позиции на шкале оценок, неизбежно содержит коннотации "иного", которые легко при необходимости трансформируются в "чужого".
…Миграционная политика подвергается критике с разных позиций. Сторонники политики привлечения иммигрантов исходят из долгосрочных экономических, демографических и политических интересов России, апеллируют к позитивным стратегическим проекциям. Их аргументация базируется, скорее, на перспективных вызовах и угрозах, нежели на современных, ("будет лучше, если…"). Их противники, более озабоченные социальными и этноконфессиональными последствиями миграций, являются сторонниками жесткой линии в области миграционной политики, рассматриваемой в контексте изоляционистской ориентации на русское/православное культурное ядро. Чувствительные к социально-культурным аспектам, они акцентируют внимание на сегодняшних вызовах и угрозах ("плохо, потому что…"), игнорируя проблемы завтрашнего дня. Парадокс в том, что правы и те, и другие: долгосрочные цели и задачи развития России, диктующие необходимость привлечения мигрантов, наталкиваются на объективные социокультурные ограничения.
Судя по результатам опроса Левада-Центра, среди россиян преобладает жесткое неприятие интеграции мигрантов в социум. Среди респондентов выделяется относительно немногочисленный контингент тех, кто «не относится отрицательно к притоку мигрантов» (28% респондентов). Однако 20% из них согласны с запрещением пребывания на территории города/района приезжих с Кавказа и 16% - приезжих из Средней Азии (еще 35 % не определились с ответом). Среди них также много выступающих против владения мигрантами собственностью, против доступа мигрантов на рынок труда – 22 % таких респондентов, вроде бы позитивно относящихся к мигрантам, против того, чтобы мигранты работали по найму, 30 % - против того, чтобы мигранты работали в бюджетной сфере. Их лояльность к мигрантам носит абстрактный характер.
Похоже, что доля тех россиян, кто действительно настроен толерантно к мигрантам, не превышает 25% - это тот потенциал, на который можно опереться при проведении активной миграционной политики, кто готов поддержать политику интеграции иммигрантов. Не внушает оптимизма и то, что на смену достаточно толерантной молодежи конца 1980-1990-х годов приходят совершенно другие когорты, социализированные в другом социокультурном контексте.
Необходимость учета общественных настроений, особенностей общественного сознания, сложившейся институциональной структуры, не означает безусловного соподчинения миграционной политики, ее жесткой обусловленности вышеназванными внешними условиями. Изменения общественного сознания и институциональной структуры – процесс долгосрочный. В то же время стоящие перед страной вызовы слишком серьезны, чтобы оттягивать непопулярные решения: в конце концов, «…политики, не имеющие четкой программы в области миграции, рискуют показаться лицемерами и потерять поддержку общественности, отдав политику в руки экстремистских групп давления».
Социальная политика, каковой и является миграционная политика, не может удовлетворить интересы всех заинтересованных групп и социальных слоев. По справедливому замечанию Л.И. Якобсона, «успешная социальная политика – не «дама, приятная во всех отношениях», а комплекс мер, положительные последствия которых перевешивают отрицательные с точки зрения эффективности и справедливости. Находить баланс, разумеется, трудно, а если не замечать издержек… и противодействующих интересов…, то вообще невозможно». Тем не менее, другого выхода нет.
Конструирование эффективной политики интеграции, являющейся ключевым и, одновременно, наиболее уязвимым звеном политики в отношении иммигрантов, становится социально значимой проблемой, выходящей за рамки собственно миграционной политики.
И важно тщательно продумать политику интеграции иммигрантов, адаптации трудовых мигрантов (с учетом реальных, а не мифических интересов принимающего населения), борьбы с негативными проявлениями этнической дискриминации. Не откладывая решение этих насущных проблем в долгий ящик: распространенность социальных практик дискриминации иммигрантов, институализирующаяся этносоциальная стратификация, сегментация общества по этническому основанию, уже сегодня угрожают существованию российского общества.
Владимир Мукомель,
директор Центра этнополитических и региональных исследований, эксперт МБПЧ.

«Молодёжная правозащитная группа» призывает карельскую молодёжь полностью отказаться от курения и употребления спиртного, в том числе пива. Мы считаем алкогольную и табачную зависимость одними из самых страшных зол: разрушается личность, здоровье, человек превращается в уродливого дебила, становится объектом грязной манипуляции всякого рода пройдох. Пьянство – худшая форма эскапизма (ухода от жизни). Это медленное и мучительное загнивание. «Я никогда не курил и отказался от алкоголя. Сегодня пора, наконец, всем прийти в сознание и начать критически оценивать объективную реальность, преображая её!», - говорит лидер МПГ Максим Ефимов. Необходима социальная активность и чувство ответственности за всё происходящее вокруг. Это присуще только здоровым организмам. Всё то, что одурманивает сознание, -опасно. Это относится как к наркотикам, алкоголю, так и к повсеместно распространённому псевдопатриотизму, который является социальным допингом, а также государственной информационной политике, призванной оболванивать граждан. Избавимся от любого дурмана – начнём жить без обмана. Молодёжь должна положить конец многовековому пьянству в России. Да здравствуют трезвый ум и горячее сердце! Присоединяйся к нам: откажись от бутылки, если в твоей голове мозги, а не опилки!

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Издание осуществлено при поддержке гранта, предоставленного Комиссией по демократии Посольства США в Российской Федерации общественной организации КРО ММОБО «Молодежная правозащитная группа (МПГ)», которая несет полную ответственность за содержание данной публикации. Содержание брошюры отражает точку зрения грантополучателя и не может расцениваться как мнение Посольства США или американского правительства.
Учредитель и издатель: Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации «Молодежная правозащитная группа (МПГ)»
Редактор: Максим Ефимов

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz