Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
29.04.2006 Молодёжная антифашистская и правозащитная газета Карелии «Час Ноль» №51

Молодёжная антифашистская и правозащитная газета Карелии «Час Ноль» №51

Интервью с Александром Ефимовичем Локшиным, доктором исторических наук, старшим научным сотрудником отдела по изучению Израиля и еврейской диаспоры Института востоковедения Российской Академии наук, доцентом кафедры иудаики Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В.Ломоносова.

- В чём разница между нацизмом, фашизмом и коммунизмом?
- И фашизм, и нацизм, и коммунизм имеют не мало общего. Главное что их объединяет, по моему мнению, это тоталитаризм. Невозможность существования без репрессий, массовых репрессий. Обязательным компонентом мышления является присущий всем этим явлениям образ врага. Для нацизма это, прежде всего, евреи. "Евреи несчастье Германии" - вот типичный лозунг III Рейха. Для Советского Союза - это кулак, буржуй. Все три идеологии исходили из идеи создания "Великой Германии", "Великой Италии", свершения "Мировой революции". Обязательным компонентом являет культ вождя (Ленина, Сталина), дуче (Италия), фюрера (Германия). Заигрывание и потакание самым низменным чувствам толпы: натравливание ее на людей другой веры, национальности, класса и пр.Обязательное неприятие иного образа мышления, подавление инакомыслия. Конечно, я, наверное, назвал далеко не все общие черты. Есть и отличия. Фашизм возник в Италии. У нас его не совсем верно относят и к Германии, но это несколько иное явление. По крайней мере, первое десятилетие. Фашизм Муссолини - более мягкая форма тоталитаризма чем национал-социализм в Германии. Точно так же коммунизм в СССР оказался куда более кровожаден чем в его восточноевропейских сателлитах. Нужно отметить, что всем трем идеологиям присущи мессианские устремления, выражающиеся часто в стремлении ко всемирному господству, навязыванию своих порядков другим странам. Конечно, реальное воплощение этих тоталитарных порядков происходило в конкретной исторической обстановке. Национальный характер и историчечские традиции в той или иной стране вносили существенные коррективы в воплощение "реального социализма", нацизма и пр. Так что между коммунизмом и нацизмом больше общего, чем различий. Неслучайно, в своем нынешнем исполнении коммунистическая идеология немало приняла в своей идеологии от фашизма и нацизма. "Русские идут!". Такой лозунг был бы невозможен для коммунизма скажем 1920-х годов. "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" и "Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем". Вот типичные лозунги классического коммунизма. Обещание построить счастливую жизнь на земле, подлинный рай, после того как все враги (евреи, капиталисты) будут повержены. Кстати, и фашизм, и нацизм широко использовали социальную демагогию. Праздновали, например, 1 мая. Еще один момент общности - это широкое использование исторических мифов. В Италии это культ Римской империи, в Германии - древних германцев и их языческие культы, в Советском Союзе - классовую борьбу, революционное движение, замалчивание роли в русской истории царей и политиков реформистского толка (например, Екатерины Великой, Александра II и т.д.) Вопрос, заданный Вами, требует, по меньшей мере, нескольких лекций, глубокого анализа. По крайней мере, мне неизвестно исследование на русском языке, где были бы глубоко проанализированы и подвергнуты сравнению эти тоталитарные идеологии. В Советском Союзе очень не любили публиковать книги, посвященные германскому фашизму. Сразу возникало у читателей множество аллюзий: и он невольно приходил к мысли, как они похожи.

- Какую роль в палестино-израильском конфликте играет идеология? Можно ли провести параллель между сионизмом, исламским фудаментализмом и тоталитаризмом?".
- Разумеется, существует и ультраправый сионизм и иудейский политический фундаментализм, который довольно быстро приобрел своих адептов после шестидневной войны 1967 г. Он выводит свои постулаты из Ветхого Завета и ряда сочинений некоторых еврейских публицистов (например, блестящего полемиста, писателя Жаботинского и некоторых раввинов), опиравшихся на принцип "Исраэль Шлема" - полный Израиль. Все территории, на которых разыгрывалась священная еврейская история, - должна быть под Израильским контролем То есть полоса Газа, Западный берег, Иерусалим. Вообще фундаменталистский иудаизм отвергает сионизм и не желает признавать его. Считая сионистов...оккуппантами Страны Израиля. Но, скажем, в сравнении исламистами иудейские фундаменталисты крайне редко прибегают к насилию и оружию. И те, кто это сделал, как Барух Гольдштейн в 1994, вызвали всеобщее практически осуждение израильского общества, как левых, так и правых и однозначное осуждение властей: президента, парламента, лидеров всех фракций. Те крайне малочисленные группировки, которые пытались ответить террором на палестинский террор, мгновенно были объявлены вне закона, а их лидеры арестованы.

- В любом обществе есть около 7% людей, исповедующих крайние националистические взгляды. Почему именно такой процент? Есть мнение, что это необходимый обществу предел расистски настроенных граждан, благодаря которому в обществе сохраняется иммунитет против фашизма. Разделяете ли Вы эту точку зрения?
- Я не знаю почему именно 7 % . На основании чего сделан такой вывод. В современной России, как и прежде, очень важна позиция власти. Ее бескомпромиссные выступления и действия. Через несколько дней ожидается традиционное выступление Президента. Любопытно, что и как он скажет (или не скажет) о неонацизме в России, об обострении межнациональных отношений.

- Во все пары работающий механизм поиска виноватого присущ кризисным обществам. Каковы причины кризиса в России? Почему большинство поддерживает лозунг "Россия для русских"?
- Кризис в России и политический, и экономический (все держится на высоких мировых ценах на нефть), и идейный. Было бы странно, если бы его не было. Развал СССР, бесконечная война на Кавказе, обнищание населения, разрушение многих составляющих социальной системы и многое другое - все это создает условиях напоминающие многим обстановку в Германии времен веймарской республики 1920-х гг.

- Сегодня много шума вокруг национальной идеи. Какой, на Ваш взгляд, могла бы быть национальная идея России?
- Можно совершенно спокойно жить и без национальной идеи. "национальная идея это придумка кремлевских политехнологов, вложивших ее в башку Ельцину. Миллионы людей в демократических странах спокойно и счастливо живут без всякой национальной идеи. Поезжайте в любую из благополучных стран. Ну например, в Данию или Финляндию (назвал наобум) и спросите там рядового гражданина или действующего политика: "А какая у вас национальная идея". Вас просто не поймут. Хорошо, обеспеченно жить, иметь хорошие возможности и доступность для получения образования, медицина на современном уровне, уверенность в завтрашнем дне и достойная пенсия по старости, любовь в семье. Вот вам и "национальная идея", если хотите. Если уже мы никак не можем обойтись без этой самой идеи. То напомню слова Солженицына: "Сбережение наци и". Этими словами очень многое сказано.

- Вы говорите о парадоксальности такого явления, как антисемитизм. В чём это выражается? Есть ли в антисемитизме вина самих евреев?
- "Вина" евреев в том, что они существуют. Если бы евреев не было, то их надо было бы выдумать. Всегда легче сказать, что виноват не я, а другой, особенно чужой. Особенно если он живет рядом. Хотя антисемитизм существует и без евреев. Любого кто вам не по душе можно объявить "евреем". Ведь именно так расправляются с неугодными политиками. А в условиях кризиса все человеческие комплексы обостряются.

- Несколько слов о книге Солженицына "200 лет вместе". Какие огрехи содержит книга? Насколько она объективна, научна и непредвзята с точки зрения фактов и их подачи?
- Работа Солженицина эта не исследование профессионала, а работа дилетанта. Если бы не его имя, а имя это крупнейшего русского писателя наших дней, она, можно быть уверенным, прошла бы не замеченной, как большое число "трудов" иных юдофобствующих авторов. Писатель старается быть объективным, но у него это не получается. Сознательно, очевидно, Александр Исаевич (а ведь было время - лекторы по указке компетентных органов, упор делали на отчество писателя. И по-секрету всему свету сообщали, что настоящее имя "клеветника" Солженицер - такой пропаганде и тогда больше верили) уже совсем не хочет быть зачисленным в лагерь юдофобов, но подсознательно этот ползучий антисемитизм все время выползает из его книги. Солженицын не историк, не знает источников, современных исследований по еврейской истории как на Западе, так и в самой России.

- Неофашисты и скинхеды главными своими врагами считают мигрантов. Именно с ненависти к приезжим в Англии и началось победоносное скиндвижение. В нынешней России не хватает рабочих рук, смертность превышает рождаемость. За счёт притока новых людских ресурсов можно решать многие проблемы. Кому выгодна провальная миграционная политика?
- Объективно она может быть выгодна тем силам, которые на мигрантофобии пытаются сколотить себе политический капитал. Действительно, проблема мигрантов - достаточно непростая проблема - требует тщательной продуманной работы и действий как со стороны всех ветвей власти, так и со стороны лидеров этнических диаспор. Бюрократический чиновничий произвол, коррумпированность создают некий заколдованный круг, из которого крайне трудно найти достойный выход.

- В советские времена руководители страны всех уровней не любили евреев, сегодня они ненавидят бедных, которых около 70% в нашей стране. Как Вы считаете, есть ли взаимосвязь между этими фобиями?
- Возможно, некая связь и есть. Власть пытается спрятаться за спины олигархов (делая упор на их еврейское происхождение) и тем самым канализировать недовольство населения. Так, например, случилось в 1998 г. после дефолта.

Вопросы задавал Максим Ефимов

Рубрика «Забытые страницы»
Третий класс

Глупец тот, кто воображает, что он имеет полное право и возможность ездить когда ему угодно в этом классе! Вот Цейлон, Коломбо, март 1911 года. Утро, всего восьмой час. Но зной уже адский, он густ и неподвижен, как перед той страшной грозой, которой, должно быть, начался потоп. Весь в белом и в белом шлеме, сижу в раскаленной лакированной колясочке, в маленькой двуколке, в тонких оглоблях которой ровно и крупно, слегка подавшись вперед, мчится высокий и черный, весь блистающий своей
могучей великолепной наготой тамил. Еду на вокзал, чтобы отправиться -- ну, скажем, в Анарадхапуру. И вот впереди уже площадь, пустая, белая, ослепительная, а за нею еще более ослепительное белое здание вокзала, -- оно почти страшно своей белизной на белесом от зноя небе. Среди всей этой белизны и белого солнечного пламени черное тело и длинные черные волосы тамила режут глаз. В здании вокзала легче, всюду веет теплый сквозняк. Сняв шлем, вытираю мокрый ледяной лоб, кость которого так ощутительна при поте, и спешу к выходу на платформу. Высокий и тяжелый, с белыми крышами
и навесами над окнами, поезд уже готов. Спешу к будочке кассира, вынимаю на ходу ровно столько монет, сколько требуется на проезд до Анарадхапуры в третьем классе, и стучу ими перед выглядывающим из будки англичанином:
-- Third class, Anaradhapura! Третий класс, Анарадхапура!
-- First class? Первый класс? -- спрашивает англичанин.
-- No, third class! -- кричу я.
-- Yes, first class! -- кричит англичанин, выкидывая мне билет первого класса.
И тогда я прихожу в ярость и начинаю кричать приблизительно так:
-- Слушайте, мне это осточертело! Я хочу видеть все особенности страны, всю ее жизнь, всех ее обитателей, вплоть до самых "презренных" как вы любите выражаться цветных людях, которые, конечно, не могут да и не смеют ездить в первых классах. Но всякий раз, как я хочу сесть в третий класс, начинается борьба с кассиром! Я твердо и ясно требую третий класс, однако, пользуясь
созвучием слов, меня всякий раз перебивают, дурачат: "Вы хотите сказать, первый класс?" Я кричу да нет, третий! Но мне все-таки выкидывают билет первого класса. Я швыряю его назад -- и тогда кассир вне себя от негодования и удивления, что белый человек одержим низким и безумным желанием сидеть
рядом с цветным, начинает тоже кричать, пугает меня насекомыми, которых я могу набраться от цветных, главное же, наставляет меня в том, что никто, решительно никто из белых не ездит в третьем классе, что это не принято, неприлично, возмутительно! И я твердо заключаю:
-- Одним словом, извольте сию же минуту дать мне то, что я требую!
В конце концов кассир сдается: пораженный моей яростью, он на мгновение каменеет и вдруг решительно швыряет мне билет третьего класса. Торжествуя, водворяюсь я в вагоне и жду спутников, этих самых "презренных" цветных. Но что за черт -- их нет и нет! По платформе, мимо моего купе, несется непрерывный сухой шорох босых бегущих ног. Но почему же несется он все мимо, все дальше куда-то? А, понимаю: это их пугает мой шлем, белый шлем белого человека! И я снимаю шлем, прижимаюсь в угол, снова жду -- снова напрасно.-- Теперь-то почему же никого нет? -- думаю я. -- Ведь теперь они меня не видят? И я вскакиваю с места, высовываюсь в окно, чтобы понять, в чем дело, --
и дело объясняется тотчас же и очень просто: на моем купе крупно написано мелом, что оно -- занято! Едва я успел войти в него, как на нем написали: занято! Настоял, мол, на своем, вырвал билет третьего класса, так вот же тебе -- сиди, идиот. И несется, несется поезд в бездне ослепительного зноя, льющегося с неба на эту радостную, райскую землю, и четко отдается татаканье колес от
цветущих лесных дебрей, без конца летящих назад, мимо окон.
-- Курумба-а! -- горестно и звонко кричат на остановках продавцы кокосовых орехов под сухой шорох босых ног, бегущих мимо моего купе. И на одной из следующих остановок, я, как вор, перебегаю в четвертый класс, в вагон, набитый сидящими и стоящими, черными и шоколадными телами, которые только по бедрам повязаны мокрыми от пота тряпицами.

Иван Бунин. Третий класс. <1921>

Свободный человек
Утро в Сан-Франциско. Народу на улицах – кот наплакал. Многие магазинчики закрыты – выходной день. Я прогуливаюсь пешком по улочкам, стремительно бегущим вверх. Это потом, вечером, я добрался до Чайна-таун на знаменитом трамвае – символе Сан-Франциско и оказался в ресторане, где не преминул попробовать суши. Моё путешествие по Америке замечательно было ещё и тем, что я смог приобщиться к национальным кухням народов мира. Поначалу меню было привычно европейским, но так продолжалось не долго. Вскоре я оказался в индийском ресторане, потом в мексиканском, японском, китайском, ну и, конечно, в Мак-Дональдсе. Не пришелся по вкусу фаст фуд, да и прочие яства и изыски национальных кухонь не нашли во мне редкостного ценителя. Вот по чему я безумно соскучился за время пребывания в Америке, так это по домашней еде и русской словесности.
Солнце еще не палило, но уже светило миллионами ламп. Я бодро маршировал по мощеным булыжником улочкам, обращая внимание на диковинную архитектуру, ухоженные дома, утопающие в цветах, шикарные автомобили. Приветливые прохожие, узнав о том, что я турист, рассказывали мне о своем городе и указывали его самые живописные места для фотографий, которые должны сохранить надолго память об этом неповторимом уголке мира. Слева – церковь, основанная норвежскими мореплавателями, справа – чудный парк. Иду дальше. И вдруг передо мной вырастает очень странный тип. Его экзотический вид поразил меня. Пакли заметно поседевших нерасчёсанных слипшихся волос до плеч обрамляли лицо. На голове – невообразимый убор, прикрывающий от пекла. На ногах какие-то потрепанные, дырявые кеды, а вместо брюк и рубашки надето…женское нижнее белье. На груди у этого смешного гражданина висел «пацифик». Я тут же вспомнил, чем знаменит Сан-Франциско. Именно здесь зародилось движение битников и хиппи. Мне удалось побывать в том доме, где встречались Кесседи, Берроуз, Керуак, Гинзберг. Сейчас там книжный магазин, который хранит память об этих личностях. Этот постаревший «дитя цветов» умножил мою радость. Он – враг всяких условностей. Его внутренний мир эпатажен, независим и самоценен. Кто же он: душевнобольной или человек, сохранивший на всю жизнь идеалы молодости, личной свободы, нонконформизма и мира?
Максим Ефимов (из «Впечатлений об Америке» 2002г.)

Демократия – чей выбор?

В апреле, когда к нам в школу №9 приходил председатель МПГ Максим Ефимов рассказывать о проблемах национализма в России, мне попалась небольшая книга «Демократия – мой выбор». Это своего рода сборник статей, мнений людей о демократии в России.
Книга, безусловно, очень интересная. Но после прочтения охватывает какое-то уныние: неужели россиянам не нужна демократия в России? Ведь 1/3 сборника – статьи и мнения Максима Ефимова. Оттого книга становится какой-то «худой». Не скрою, Максима очень интересно читать и слушать, но книга смотрится куда более «живой», когда в ней представлено как можно больше мнений. Одна из самых интересных тем в сборнике, на мой взгляд, это «Роль религии в современном обществе», а именно мнение Станислава Рынкевича, представившейся как «сатанист». Нет, я не сторонник сатанизма, просто статья Стаса выделяется на фоне других. Он говорит прямо и без иллюзий: «Участники не порадовали, интересных мыслей от них не слышал. Девушка жаловалась на то, что ей не раскрыли сути всех религий. Такое ощущение, будто она пришла на базар и выбирает товар».
Сборник явно страдает тем, что там не представлено большее количество мнений о демократии. Почему бы, скажем, не послушать мнение коммунистов о демократии? Ведь чужое мнение – тоже мнение. Поэтому, создается впечатление, что авторы статей «дышат» спертым воздухом.
Главный тезис сборника я бы определил последними словами в книге: «Будь они прокляты». Они – это российская власть, которая явно не хочет, чтобы Россия становилась демократической страной. Хотя, формально, по речам Президента, мы все еще строим демократию. Но мне это больше напоминает строительство коммунизма, которое известно во что обернулось.
Создается впечатление, что главным врагом сегодняшней элиты (читай – властей) как раз таки и является демократия. А точнее, ее главная часть – гражданское общество, которое как-то иногда высовывает свою голову из авторитарной тьмы. Самые главные друзья властей – силовые структуры, которые по указке срывают даже самые малочисленные митинги, всякого рода «петросяны», направленные на одурманивание людей и бюрократия, у которой напрочь отсутствуют такие понятий, как «жалость» или «сочувствие».
Книга дает повод задуматься. Кто-то, возможно, после прочтения, даже по иному взглянет на мир, которые его окружает Несмотря на все недостатки, сборник хороший. Конечно, над ним надо еще хорошо работать (особенно, над исправлением ошибок и опечаток в теме «Жизнь русского языка в современном обществе»), но очень надеюсь, что книга станет лейтмотивом для того, что бы люди задумались: а нужна ли нам демократия? Кем мы хотим быть: рабами тоталитарной системы или гражданами свободной страны? За тебя выбор уже сделан, но ты его можешь изменить…

Миша Мешков, учащийся 11 класса школы № 9.

Рубрика «Цитата»
Почему, почему мы сегодня доверяем абстрактному закону, написанному зачастую одними продажными служителями, толкуемому другими продажными, а исполняемому третьими продажными, абстрактному закону, которому в результате дела нет до конкретного живого человека! – почему мы доверяем этим корявым и маловразумительным обычно формулировкам больше, чем совести и уму окружающих нас сограждан и способности трезво видеть конкретную правду одного умного и приличного человека! Мы вечно вопим, что закон несправедлив, суд продажен, а приговор бессовестен! Друг мой, брат мой, согражданин, человек! – что сделала с тобой «цивилизация», что ты боишься доверить свою судьбу и судьбу своей страны своей совести и своему уму? Предпочитая им заведомо уродливый и губительный в исполнении «закон», которому ты не веришь и с которым не согласен?..
Все построено на уме человека! И все построено на совести человека! Там, где не верят в ум и совесть человека – можно закуривать и идти на рынок – продавать себя в рабы, ибо вы твари и есть.
Закон – изначально призван гарантировать от ошибок и преступлений против ума и совести со стороны дураков и злоумышленников. Но бывают ситуации, когда злоумышленники захватывают производство и исполнение закона и подчиняют закон себе. И тогда по закону они неуязвимы, а их преступления покрываются именем закона.
Михаил Веллер. «Великий последний шанс».

БОЛЕЗНЬ

Болеет дух великого народа.
Ужель себя в страданьях он не спас?
Вот снова тяготит его свобода,
Так мало погостившая у нас.
На самом крае с космосом гранича,
Равнина наша снова хочет спать.
Она опять во власти безразличья, –
И ей нирвана грезится опять.
Забыть, забыться. И уснуть навеки,
Безвольно отвалившись от руля.
Похожа на опущенные веки
Покатая, усталая земля.
Кричу во сне: проснись, моя Россия –
Нас омутная манит круговерть!
А вдруг твой сон уже не летаргия,
А полная клиническая смерть?

Юрий Линник

Инъекции разума
Интервью с Максимом Ефимовым, председателем Карельского отделения «Молодёжной правозащитной группы», редактором антифашистской газеты Карелии «Час Ноль».

– Я держу в руках выпускаемую вашей организацией газету «Час Ноль». В моем понимании, Час Ноль – это безвременье, утеря нравственных ориентиров. Правильно ли я понимаю суть названия?
- Это верно, но лишь отчасти. Название диалектически соединяет в себе два противоположных толкования. С одной стороны, это коллапс, экзистенциальный трагизм, а с другой, рождение новой эпохи, точка отсчета вечного мира.

– Ваша газета, как явствует из подзаголовка, «молодежная». Я прочитал пару статей и, признаться, не все в них понял, так научно написано. Может быть, к молодежи следует обращаться, используя более упрощенные формулы? Или «молодежная» в данном случае подразумевает юный возраст авторов статей?
- Определение «молодежная» относится как к авторам, так и к читателям. Сугубо научный стиль некоторых статей – это преувеличение, хотя и можно упрекнуть в тяжеловесности стиля. Зато с точки зрения широты охвата и скрупулезности изучения проблемы такие статьи великолепны, а главное они дают объективное представление о предмете, без всякой публицистики. Но это всё равно впечатляет и не может никого оставить равнодушным. Очень важно, что мы подтягиваем читателя до определённого уровня, а он в свою очередь получает информацию, которой может спокойно оперировать. Кстати, авторы сборника статей «Демократия – мой выбор» так же студенты, активисты нашей организации, участники дискуссионного клуба «Pro et Contra». Этот сборник – декларация и конституция нашей организации. Вместе с тем, я учту замечания и постараюсь давать более адаптированные и эмоциональные тексты, которые можно прочитать на одном дыхании.

– Ваша организация на данный момент поддерживается двумя грантодателями: из ФРГ и из США. Отсюда могут возникнуть подозрения, что вы «продались Западу». Я знаю, что вы недавно вернулись из Дании, до этого ездили в Польшу, Францию…
- Понятно, что кроме слов благодарности я ничего в адрес грантодателей сказать не могу. Именно благодаря их поддержке мы смогли сделать нашу работу более эффективной. Эта поддержка говорит о более высоком уровне развития западного общества, которое озабочено теми же проблемами, что и наша группа. Вклад Фонда «Память и будущее» и Комиссии по демократии при посольстве США в Москве в развитие демократии, социального строительства в России очень значим. Важно отметить, что работа с фондами никоим образом не повлияла на наше видение того, как и что надо делать, а скорее только улучшила нашу деятельность. Что касается поездок, то все расходы на себя берет приглашающая сторона. Зачем туда ездить? Да очень всё просто: нашим соседям по планете, так же, как и нам самим, нужен предсказуемый добрый сосед, с которым мы говорим на одном языке. Открытость, взаимный интерес и уважение невозможны без знакомства и культурных связей, контактов. С этой целью и организуются такие поездки, а также различные обменные программы, по которым очень много россиян побывали в странах Запада и Америке. Еще один момент. Благодаря таким поездкам, как ни парадоксально, больше ценишь свою собственную культуру, язык, страну. Вспомним, что «дым Отечества нам сладок и приятен» только после странствий. Много и других плюсов.

– Несколько слов насчет газеты бесплатных объявлений, публикующих расистские объявления…
- Когда в многотиражной республиканской газете публикуются объявления о сдаче жилья только русским, а лиц других национальностей просят не беспокоиться, - это уже не личное дело подавшего объявление, которое перестает быть частным, поскольку становится широко растиражированным. Убежден, что такие объявления должны оскорблять всех, в том числе и самих русских, которым должно быть стыдно за то, что на их глазах дискриминируются представители других национальностей. В многонациональном обществе выделение в таком контексте одного этноса и заведомое недоверие ко всем остальным угрожает хрупкому межнациональному миру и подливает масло в огонь национальной нетерпимости. Более 60% граждан в нашей стране имеют негативные этнические установки, и редактор должен понимать, как возникают данные объявления, - явно не из славянофильских побуждений. Эти частные объявления дают право гражданства в общественном сознании тем самым отрицательным этническим стереотипам, которые способствуют эскалации напряженности и ненависти в нашей стране, раздираемой ксенофобией и этноэкстремизмом.

– В прошедшем году в журнале «Север» были напечатаны две статьи об МПГ. В последнем номере за 2005 год уже было письмо пенсионерки из С.-Пб, которая закидывает вас камнями. Как вы относитесь к критике?
- Да, старушка не поленилась! Глубоко ей сочувствую. Она протестует против той жизни, которую устроило ей родное государство, доморощенные чиновники, а врагов ищет на другом конце света или среди тех, кто поддерживает народовластие, демократию. Это слово, к сожалению, сегодня стало ругательным, и только в нашей стране. Хотя чему тут удивляться... Я люблю критику. Наша организация единственная, которая позволяет себя критиковать. Бояться критики – значит показывать свою несостоятельность и неполноценность. Интеллектуальные палочные удары формировали меня. Критика – это очень гражданское качество, она всегда конструктивна. Что касается «Севера» и его редактора Яны Жемойтелите, то могу лишь поблагодарить журнал за то, что он активно сотрудничает с молодежью и не боится острых социальных тем. «Север», судя по всему, демократичное издание, никогда не опускавшееся до национализма и ксенофобии.

– Осветите «правозащитную» линию вашей организации. Чьи права вы защищаете и как?
- Правозащитную деятельность я делю на два направления. Первое, юридическая защита прав человека. Второе, просветительская деятельность. В настоящее время работа МПГ сосредоточена, главным образом, на этом направлении. На самом деле, оно первично, поскольку пока люди не осознают, что у них есть права и их надо защищать, то никакие юридические процедуры не понадобятся. Кроме того, я выступаю за этическое государство, в первую очередь, а не правовое. Так как представляю, во что тварь может превратить право, и во что право превращает тварь. Людям не хватает мышления и, как следствие, - широты взглядов, толерантности, гражданственности. Мы пытаемся все это развивать.

- В чем заключается ваша просветительская работа?
- Наша целевая группа – молодежь. Именно для нее мы организуем тренинги, семинары, лекции, дискуссии, поездки, пишем статьи, выпускаем антифашистскую газету «Час Ноль», проводим уличные акции, марши, издали сборник статей «Демократия – мой выбор!», изготовили брошюру известного российского ученого В.А. Шнирельмана «Очерки современного расизма», а также издали книгу нашего великого философа Ю.В. Линника «Новгород Великий и Русский Север». Скоро мы выпустим ещё одну книгу этого автора, которая обещает стать литературным событием высшего порядка. Создали сайт http://right.karelia.ru и форум, на котором обсуждаются острые социальные вопросы, сделали фильм об истории Холокоста, собираем воспоминания бывших узников концлагерей уничтожения в Германии, пускаем в обращение DVD компакт-диски, на которых записаны выступления наших интеллектуалов (филологов, философов, историков, врачей и др.). Все это делается для профилактики и борьбы с такими негативными явлениями, как ксенофобия, национализм, антисемитизм, неофашизм, неонацизм, этноэкстремизм, расизм, для расширения сознания.

- Ваш видеопроект – это особый разговор. Остановимся на этом чуть подробнее.
-По замыслу, он должен стать альтернативой телевидению. Диски распространяются бесплатно, за свою работу мы денег не берем. От зрителя ничего не требуется, кроме умственного усилия и если это происходит, то наша цель достигнута. Мне очень повезло – никто из тех, кому я предлагаю поделиться своими мыслями, не отказывает, а это всё интереснейшие люди, наши земляки, о существовании которых многие не знают, или слышали только имя. Их идеи и мысли переворачивают сознание, сильно продвигают. Они говорят то, что редко где-то еще можно услышать. Их суждения оригинальны, глубоки, точны и честны. Назову лишь несколько имен. Это Е.З. Тарланов, В.А. Филиппова, Ю.В. Линник, В.М. Берштейн, М.П. Белоусова (СПб), А.М. Сергеев, М.Л. Гольденберг, А.Ф. Юсупов. Посредством видеозаписи мы можем транслировать их взгляды и, надеюсь, влиять на молодые умы.

– МПГ не только правозащитная, но и антифашистская организация. Думаю, многим читателям непонятно, с чем вы боретесь в этой сфере в Петрозаводске?
- Не побоюсь заявить о том, что сегодня общественная атмосфера в нашей стране отравлена ксенофобией и нетерпимостью. Именно это позволило молодому москвичу напасть на молящихся в синагоге. Он не принадлежал ни к какой экстремистской группировке, но имел свободный доступ к неофашистским сайтам и неонацистским книгам. Этого хватило, чтобы пойти на преступление, связанное с национальной ненавистью. Социально-экономических причин для недовольства и, как следствие, поиска врага, в Карелии более чем достаточно. В такой ситуации недалеко до социального взрыва! Некоторые учителя прямо говорят о латентной ксенофобии и фашизации школы. Общество хронически больно, и наши действия – это инъекции разума, которые помогают на какое-то время. Интолерантность, национализм, шовинизм, расизм – это болезни, распространяющиеся похлеще птичьего гриппа. Здесь нужна не просто профилактика, а оперативное вмешательство! Теперь и в Петрозаводске нападают на иностранных студентов и происходят стычки между нацменами и неонацистами. В результате одного такого инцидента был убит скинхед. Спокойствие в нашей республике мнимое, это обморочное состояние.

- Слышал, что тебя называют русофобом и упрекают в ненависти к своему народу...
- Это полная ерунда. Я переживаю за свой народ, но не хочу разделить с ним его участь. Не желаю, чтобы люди оставались бесправными. Поэтому всеми силами стараюсь сопротивляться этому и сделать так, чтобы мой народ прозрел и перестал быть рабом. И если я так называю людей, то не потому, что ненавижу их, а из чувства сопричастности их доле и искреннего желания изменить это позорное положение к лучшему. Это трезвый, лишенный иллюзий, взгляд и только признав это и будучи готовыми решать проблемы, отстаивать свои права, создавать справедливое демократическое общество, мы сможем придти к тому, о чем многие мечтают.
Интервью вел Антон Смирнов

К вопросу о происхождении антисемитизма
Понятие «антисемитизм» впервые было введено немецким публицистом Вильгельмом Марром в 1873 г., когда вышла в свет его книга «Победа еврейства над германством, рассматриваемая с единой точки зрения». «Единая точка зрения» состояла в том, что «еврейство» - непримиримый враг «германства», допущение евреев к участию в общественной, политической и экономической жизни страны гибельно для «коренного» народа. «Германство» должно всеми силами противостоять «еврейству», но вместо этого относится к нему с всё большей терпимостью и тем накликает на себя большие бедствия.
Враждебное отношение к евреям не было новым явлением. Оно существовало уже много сотен лет. Зачем же для его обозначения понадобился новый термин? Для этого были веские основания.
В течение веков в христианской Европе вражда к евреям выражалась в терминах религиозной нетерпимости. Начиная с эпохи Возрождения и особенно эпохи Просвещения, когда в самой церкви происходили расколы, гасли костры инквизиции, распространялась веротерпимость, травля евреев как «нехристей», то есть юдофобия (буквально – страх перед иудеями), стала давать сбои. В среде самих евреев идеи просвещения тоже нашли сочувственный отклик. Выдающийся философ XVIII в. Моисей Мендельсон (1729-1786) выдвинул концепцию «гаскалы» (просвещения). Смысл её позднее был сформулирован так: «будь евреем дома и человеком на улице». То есть в частной жизни живи по заветам отцов, но не замыкайся в ней; осваивай язык, культуру своей страны, включайся в её жизнь, становись «немцем иудейского исповедания» (или французом, итальянцем, голландцем и т.д.). У М. Мендельсона оказалось много последователей. Многие шли дальше и становились христианами, полностью сливаясь (как им казалось) с коренной нацией своей страны.
Внук Моисея Мендельсона Феликс Мендельсон уже был христианином, как и многие другие интеллектуалы его поколения. В их числе такие знаменитости, как Карл Маркс и Генрих Гейне.
Выбиться из переполненных гетто и маленьких местечек, получить хорошее светское образование могли отдельные выдающиеся личности или дети из очень состоятельных семей. С годами таких евреев становилось больше. Однако появление их в «приличном» обществе устраивало не всех. У кого-то необходимость на равных общаться с евреями вызывало резко негативную реакцию, а потому охотников остановить этот процесс и повернуть его вспять хватало. И им нужны были новые аргументы. Язык религиозной нетерпимости становился неэффективным, он служил признаком отсталости, над неисправимыми юдофобами открыто смеялись. Для «обоснования» вражды к евреям требовался иной язык, более современный, соответствующий уровню развития высоколобых интеллектуалов. И он стал создаваться.
В начале 40-х гг. XIX века к исследованию «еврейского вопроса» обратился передовой германский публицист, философ-младогегельянец Бруно Бауэр. Он развил теорию о том, что освобождение евреев от гнёта и притеснений в христианском государстве возможно лишь вместе с упразднением христианского государства. Идеи Бауэра подхватил молодой Карл Маркс, но пошёл дальше, отметя религиозный аспект еврейского вопроса, перенеся его в сферу общественно-экономических отношений. «Деньги – это ревнивый Бог Израиля…Вексель – это истинный Бог еврея…Какова мирская основа еврейства? Практическая польза, своекорыстие. Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской Бог? Деньги», - писал К. Маркс. Так под темпераментным пером Маркса враги рабочего класса обрели ярко выраженную национальную окраску.
О том, что основная масса евреев жила в невероятной нищете и бесправии, подвергаясь гонениям со стороны властей, травле в печати, оскорблениям со стороны обывателей-христиан, Маркс, конечно, хорошо знал. Но если факты не укладывались в его «научную» теорию, то тем хуже было для фактов! Из-за того, что среди многих тысяч евреев имелась горстка богатых банкиров и предпринимателей, теоретик «научного» коммунизма проводил знак равенства между ненавистной ему буржуазией и столь же ненавистным еврейством. По Марксу, евреи «своей денежной властью…определяли судьбы империй». Тут уже проглядывает идея господства евреев над миром – один из ведущих антисемитских мифов.
Но капиталистическое общество продолжало развиваться и становилось всё более цивилизованным и гуманным. Укреплялись демократические институты и либеральные ценности, а вместе с ними – уважение к человеческой личности, основным правам человека. Тенденция к эмансипации евреев, к включению их в общественную жизнь продолжала нарастать. И вместе с ней активнее становились те, кому это было не по нраву. В числе наиболее непримиримых был немецкий композитор Рихард Вагнер (1813-1883). Вагнер обнаруживал «инстинктивную антипатию к евреям». Брошюра Вагнер «Еврейство в музыке» (1859г.) убога по мысли, водяниста по содержанию: на тридцати страницах путано и невнятно пережёвывается то, что можно было бы уложить в три абзаца. Но благодаря огромному авторитету Вагнера в музыкальном мире, его статья оставила знаковый след на пути превращения юдофобии в антисемитизм.
Вагнер был недоволен тем, что в музыкальной культуре его времени видное место заняли некоторые композиторы еврейского происхождения. Он особенно отмечал уже умершего Феликса Мендельсона (1809-1847) и ещё здравствовавшего Дж. Мейербера (1791-1864) (которого не называл по имени). Произведения обоих не сходили с концертных и театральных площадок Европы. Это вызывало у Вагнера лютую злобу, которую, однако, не следует сводить к примитивной зависти, тем более, что сам он был не менее популярен. Он утверждал, что «на нашем языке и в нашем искусстве еврей может только повторять, подражать, но создавать изящные произведения, творить, он не в состоянии». Хотя тут же признавал, что, например, Мендельсон «доказал нам, что еврей может иметь богатейший специфический талант, может иметь утончённое и всестороннее образование, доведённое до совершенства, тончайшее чувство чести». Ещё большее раздражение вызывало у него поэзия Генриха Гейне. На стихи Гейне написаны замечательные произведения Шумана, Шуберта и других немецких (не еврейских!) композиторов самого высокого класса. Более того, произведения Гейне оказали влияние на либретто двух опер самого Вагнера – «Летучий Голландец» и «Тангейзер» - и страшно сказать! – он же положил на музыку знаменитое стихотворение Гейне «Гренадёры».
Как ни запутана аргументация Вагнера, смысл его статьи ясен: вредоносность евреев не в их религии, а в их биологической природе! В конце статьи Вагнер выдаёт свою заветную мечту: «Становитесь же не стесняясь, - скажем мы евреям, - на правильный путь, так как самоуничтожение спасёт вас!». Самоуничтожение! Или просто – уничтожение? Не случайно Адольф Гитлер боготворил Вагнера.
Во второй половине XIX в. Назрела необходимость заменить устаревшее слово юдофобия. Но почему – антисемитизм? Назвав противостояние евреям антисемитизмом, Вильгельм Марр либо понятия не имел, либо не придавал значения тому факту, что хотя евреи – семиты, не все семиты – евреи. К тому же язык идиш, на котором говорила основная масса евреев Германии и вообще Европы, родствен немецкому, то есть принадлежит к группе индо-европейских языков, а не семитских. Так что термин был не вполне корректен, но оказался востребованным. Входили в моду расовые теории, по которым человечество делится на высшие и низшие расы, способные и не способные к творчеству, наделённые и обделённые духовностью, достойные жить и развиваться в условиях свободы, и обречённые прозябать в рабстве. Речь шла не о лингвистических различиях, а биологических.
Высшей расой были признаны индоевропейцы, они же арийцы, а низшими все остальные, включая, конечно, семитов/евреев. Эти взгляды особенно хорошо привились в Германии. Их стали активно развивать и пропагандировать такие германские философы, как Евгений Дюринг (1833-1921) и Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855-1927), а за ними и юный еврей Отто Вейнингер – автор нашумевшей книги «Пол и характер». Он настолько уверовал в расовую неполноценность евреев, что от невозможности преодолеть в себе самом покончил жизнь самоубийством в возрасте 23-х лет.
Еврей был объявлен низменным материалистом, лишённым высоких душевных порывов, своекорыстным существом, всегда и везде преследующим только личную выгоду. Причём, всё это относилось не на счёт религии еврея или дурного воспитания, воздействия среды, а объяснялось «научно» биологической неполноценностью презренного «семита». Клеймо было поставлено на еврейские гены.
Неудивительно, что при таком идеологическом оснащении антисемитское движение стало приобретать организованные формы. Уже в 1882 г. в одной из пивных Мюнхена состоялся «Первый международный антисемитический конгресс».
После Гитлера, после Катастрофы, которая уничтожила не только шесть миллионов евреев Европы, но принесла неисчислимые страдания и бедствия и немцам, и французам, и многим другим арийским и неарийским народам, ничего подобного быть не может. Моря крови были пролиты за то, чтобы антисемитизм был поставлен вне цивилизованного человечества. Антисемиты от этого не перевелись, но признавать себя таковыми не хотят. Иные из нынешних ненавистников евреев изощрённо изворачиваются или яростно протестуют, когда их называют антисемитами. Наиболее циничные не отрицают своего «жидоедства», говорят, что не могут считаться антисемитами, потому что положительно относятся к арабам. Не логика, а демагогия. Не совсем грамотным термином антисемитизм изначально было обозначено негативное отношение именно к вереям; таким его смысл остаётся и теперь. От антисемитизма не застрахованы ни те, кто симпатизирует арабам, ни сами арабы, среди которых ненависть к евреям культивируется с особой силой. Да и не все евреи обладают абсолютным иммунитетом к этой болезни.
В дореволюционной России, к примеру, гонения на евреев чаще обосновывались прямо противоположным: они-де умнее, способнее, активнее, напористее «коренной» нации; дай им равные права и возможности, они закабалят русского человека – в силу своего превосходства.
Из антисемитизма вырос нацизм – наиболее агрессивная разновидность фашизма.
После Второй мировой войны, когда слово антисемитизм, как говорится, вышло в тираж, антисемиты разных мастей стали прятаться под различными псевдонимами. Так, в Советском Союзе, при Сталине, гонения на евреев проводились под вывеской борьбы с «безродным космополитизмом», «буржуазным еврейским национализмом», «сионизмом». При Брежневе и его последователях «разоблачение сионизма» стало основным прикрытием для травли евреев и проведения политики государственного антисемитизма.
Сионизм возник в конце XIX в., когда появилась работа Теодора Герцля (1860-1904), в которой содержался страстный призыв к созданию самостоятельного Еврейского государства. Стремление создать такое государство и породило сионистское движение (от названия горы Сион). После возникновения Израиля в 1948 г. все усилия сионистов направленына то, чтобы его защищать, развивать и укреплять. Сионизм, как любое политическое и идеологическое течение, может быть подвергнут критике. Но эта критика не должна, не имеет права возбуждать ненависть к евреям как к народу. Однако «борьба с сионизмом» часто используется именно для этого.
По материалам брошюры С. Резника Мифология ненависти. Об антисемитизме – для всех.

Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске. Руководитель организации Максим Ефимов.

Наша миссия: Построение справедливого демократического общества в России, защита прав человека.

Основными целями деятельности организации являются:
- содействие осуществлению программ по защите прав человека и поддержка правозащитного движения;
- активная поддержка и реализация информационных, просветительских и образовательных проектов для молодежи;
- содействие развитию некоммерческих правозащитных организаций и гражданских инициатив, прежде всего молодежных, в России;
- профилактика таких явлений, как фашизм, национализм, ксенофобия, антисемитизм, шовинизм, экстремизм, нацизм.
С 2000 по 2005 г. в Петрозаводске была организована работа «Общественной приемной», где волонтеры организации - студенты юридического факультета ПетрГУ - на альтруистических началах оказывали бесплатную юридическую помощь по вопросам нарушения прав человека и гражданина.
В 2003г. при финансовой поддержке Секретариата Баренцева Региона организация реализовала проект «Сопротивление», целью которого является привлечение внимания и просвещение по проблемам, связанным с опасностью распространения в обществе человеконенавистнических националистических предрассудков; формирование установок гуманистического, демократического, толерантного сознания у школьников Петрозаводска.
В январе 2004г. Международная Сеть – Молодежное Правозащитное Движение (МПД) при поддержке Московской Хельсинской Группы проводит Акцию «Студентам Грозного». В Петрозаводске сбором книг для грозненских студентов занималась наша организация. Цель этой акции – помочь чеченским студентам получить соответствующее образование. Для этого мы собрали и переслали в Чечню учебники по различным специальностям и научную литературу.
С сентября 2004г. участник мониторинга ксенофобии, расовой дискриминации и антисемитизма в РФ по проекту Европейского Союза «Общественная кампания по противодействию расизму, ксенофобии, антисемитизму и этнической дискриминации в многонациональной Российской Федерации», который курируется «Московским бюро по правам человека». Проект преследует такие цели, как выявление проявлений расизма, ксенофобии, антисемитизма и этнической дискриминации. Оперативное реагирование на инциденты (правовая защита пострадавших). Сбор, обобщение и распространение информации для активизации деятельности правозащитных организаций, правоохранительных органов и выработки общей стратегии действий по борьбе с ксенофобией и расовой дискриминацией.
В апреле 2005г. началась работа над проектом «Налаживание демократической просветительской работы и работы с молодежью в Карелии», финансируемого Фондом «Память и будущее» (ФРГ).
С июня 2005г. осуществляется проект при поддержке гранта, предоставленного Комиссией по демократии Посольства США. Цель: формирование установок толерантного сознания и предупреждение проявлений ксенофобии, национализма, антисемитизма, неофашизма в молодёжной среде.
Активное участие, в качестве волонтеров, в работе нашей организации принимают студенты, школьники, учителя. Организация находится в тесном контакте с рядом российских и зарубежных правозащитных организаций, является участником европейской сети против расизма «Юнайтед».
Активисты и волонтёры принимали участие в многочисленных тренингах, семинарах, конференциях как в Петрозаводске, так и других городах. Были организованы: студия журналистики, дискуссионный клуб студентов и преподавателей «Pro et Contra» на базе ПетрГУ. Выпускается газета. Были изданы сборник статей «Демократия – мой выбор», а также книги: «Очерки современного расизма» и «Новгород Великий и Русский Север», коллекция компакт-дисков с записями выступлений интеллектуалов.
Члены МПГ побывали в Голландии, США, Польше, Дании, Германии, Франции, Финляндии. Наша организация открыта для всех неравнодушных, активных людей. Приглашаем всех к сотрудничеству.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Издание осуществлено при поддержке гранта, предоставленного Комиссией по демократии Посольства США в Российской Федерации общественной организации КРО ММОБО «Молодежная правозащитная группа (МПГ)», которая несет полную ответственность за содержание данной публикации. Содержание брошюры отражает точку зрения грантополучателя и не может расцениваться как мнение Посольства США или американского правительства.
Учредитель и издатель: Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации «Молодежная правозащитная группа (МПГ)»
Редактор: Максим Ефимов

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz