Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
12.02.2007 Молодёжная антифашистская и правозащитная газета Карелии «Час Ноль» №53


Мои высочайшие духовные озарения! Конец 2006.
(Обращение Максима Ефимова к человечеству)

Итак, в 2006 году в моей ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ произошли важные, я бы сказал эпохальные, знаковые события. Их было три. Первое. В июле 2006 года, в поезде Днепропетровск - Москва я заснул обычным человеком, а проснулся, чувствуя себя императором Наполеоном. Мне на мгновение показалось, что Я МОГУ ПРАВИТЬ ВСЕМ МИРОМ, что я поднялся над ним и даже объял необъятное. Вижу в этом озарении спасение для моей страны, в которой жизнь человека обретёт ценность и величие лишь тогда, когда каждый начнёт относиться к себе, как к Наполеону, как к президенту, начнёт уважать себя и пестовать в себе чувство собственного ДОСТОИНСТВА, станет, наконец, ЛИЧНОСТЬЮ.
Второе. В ночь с 27 на 28 декабря мне приснился сон, в котором я вёл очень умный и интересный ДИАЛОГ. Не помню, с кем и о чём я говорил, но это был разговор умнейших людей. Даже, когда я слушаю лекции выдающихся учёных, они проигрывают тому, что мне явилось во сне. А главное, я сам становился незаурядным, великим, глубоким собеседником. Предчувствую в этом огромный ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА. Именно на развитие интеллекта должны быть брошены все силы каждого в отдельности и всех вместе. САМОПОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ МИРА - вот смысл существования человечества! Сегодня оно отклонилось от заданного вектора эволюции. Боже мой, сколько в мире глупости! Сколько ненужных вещей! Сколько упущенных возможностей и напрасной траты сил и времени! Вместо изобретения вооружений человечество должно покорять космос! Вместо попсы должно развиваться истинное искусство, доступное всем.
И третье, на сегодня одно из главных достижений моего духа. Днём 28 декабря мне приснился удивительный сон: я побывал в мире эйдосов, в мире идей, в параллельном мире, где пребывают души. В эти дни я читал книгу А.Ф. Лосева "Дерзание духа". Возможно, благодаря ей я попал в резонанс с НЕВИДИМЫМИ УРОВНЯМИ БЫТИЯ! Под "идеями" я понимаю нечто трансцендентное, потустороннее, запредельное. Именно в потустороннем мире я и оказался. ЭТО БЫЛ СВЕТЛЫЙ РАДОСТНЫЙ МИР, где обитали души, приходящие на Землю, чтобы воплотиться.
Проснувшись, я осознал, что смерть не имеет никакого значения для нашей прародины, и что наша душа вернётся в тот мир. Хотелось даже ускорить этот процесс, приблизить миг возвращения на ИСТИННУЮ РОДИНУ. Могу сказать, что умирать было не страшно. Смерть, таким образом, предстала как естественный переход из явленного мира в мир неявленный. Фраза "привычка свыше нам дана. Замена счастию она" звучит как приговор. Исходя из моих ощущений, привычное затушёвывает, маскирует иную реальность, оно мешает нам контакту с вечностью, с миром идей. Привычка отбирает счастье, бросает на него свою густую тень, в результате чего мы утрачиваем связь с космосом, не видим ИНЫЕ ПЛАСТЫ БЫТИЯ! Этот сон был откровением! Он показал мне тщету всего земного. То, что явлено лучшего на Земле - лишь жалкое подобие запредельной красоты, которая даётся нам в виде озарений крайне редко.
Мне несказанно повезло. В моей жизни появился СМЫСЛ. Его можно сформулировать так: СЛУЖЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТНОЙ КРАСОТЕ. С этой поры фраза "красота спасёт мир" для меня не пустой звук, она вошла в мою плоть и кровь. Красота высшая - красота не подверженная энтропии, уничтожению, вечная, она спасёт мир, ибо именно по её желанию, хотению, воле этот мир существует. ЖИЗНЬ ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕУНИЧТОЖИМА, если души хотят воплощаться и развоплощаться. ДУША ХОЧЕТ ЖИТЬ в мире плотском, материальном по законам своего мира. Посвящённым открывается ВЕЛИКАЯ ЗАДАЧА ДУШИ, а она в основе жизни: максимально уподобить мир материи миру духа, зеркально, максимально точно, отразить его, одухотворить материю. Мне открылся ИДЕАЛ СОБОРНОСТИ: души живут все вместе - ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДОЛЖНО СТАТЬ ЕДИНЫМ! Цинизм и насилие - болезни духа. Этот материальный мир существует для того, чтобы дух познавал себя и с помощью материальных средств достигал своих целей - освоение расширяющейся Вселенной. Возможно, разумное человечество должно населить всю Вселенную, все Галактики. Мы отчасти приблизились к этому, создав космические ракеты и программы, умея приспосабливаться к любым условиям, но произошёл откат далеко назад, и мы снова преследуем ложные цели на Земле: самообогащение, вооружение, различные преступления, короче, всё, что неразумно. Такое человечество вынуждено прозябать и самоуничтожаться! Туда ему и дорога! Но моя тоска по запредельному, потустороннему и явленному в его ИСКОННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ безгранична!
НА МИГ Я ОКАЗАЛСЯ НА САМОЙ ВЕРШИНЕ ДУХОВНОЙ ПИРАМИДЫ - Я СТАЛ БОГОМ!

МАКСИМ ЕФИМОВ

Почему именно история Холокоста?
Последние лет шестнадцать российские власти не препятствуют изучению политики «Третьего Рейха», которая привела к геноциду евреев. Эту политику вслед за писателем Эли Визелем мы называем словом «Холокост». Наша организация в рамках реализации городской социальной программы «Молодёжная политика г.Петрозаводска» приступила к осуществлению проекта «Уроки Холокоста – путь к толерантности и гражданской активности».
Мне удалось убедить жюри конкурса, организованного отделом по делам молодёжи администрация Петрозаводска, в опасности ксенофобии, национальной розни, антисемитизма, имеющих место в современной России. Проект удостоился третьего места и получил финансирование в размере 10000 рублей из бюджета нашего города.
Проект включает в себя: проведение уроков по истории Холокоста в школах и техникуме Петрозаводска, агитацию к участию в ежегодном Международном конкурсе работ Московского Фонда «Холокост» и проведение городского этапа конкурса и награждение его победителей, показ и обсуждение фильмов о Катастрофе, выпуск газеты «Час ноль», распространение идей толерантности и гражданской активности, вовлечение молодёжи в общественную жизнь и прочее.
Ожидаемый результат проекта прост: мы хотим, чтоб подрастающее поколение Петрозаводска осознало опасность идей крайнего национализма, ксенофобии, антисемитизма, идей расового, национального, религиозного превосходства. Эти ожидания не представляются мне наивными: так, за рамками проекта я выступал на круглом столе по толерантности в республиканской детско-юношеской библиотеке с компьютерной презентацией об истории Холокоста, и можно сказать, я был понят и услышан. Может быть так будет не всегда и не везде, но пытаться осуществить «хождение в народ» всё равно нужно. При нашей современной ситуации со средствами массовой информации, прямое обращение к людям – единственный способ мыслящему независимому человеку достучаться до общества.
Очень часто недалёкие люди, разделяющие идею «Россия для русских» не знакомы с историей геноцидов, в особенности – с историей Шоа. И если бы они с ней познакомились – то хотя бы некоторые из них пересмотрели бы свои взгляды. Вот почему уроки Холокоста – путь к толерантности, без которой не мыслимо нормальное демократическое общество ХХI века.
Ксенофобия, антисемитизм и тому подобные явления, распространённые в современной России, равнодушие к этим проблемам могут стать стимулом для гражданской активности россиян. Если я настоящий гражданин – я протестую против равнодушия к крайнему национализму, и протестую не у себя на кухне, а активно. Иду в народ, иду на площадь. Поэтому уроки Холокоста – путь ещё и к гражданской активности, без которой не бывает гражданского общества.
Почему именно о Холокосте пойдёт речь? Холокост – крупнейший этнорелигиозный геноцид XX века. По ПОДЛИННО историческим источникам и литературе жертвами политики Холокоста стали от 5900000 до 7000000 человек. «Подлинные источники и литература» – это источники и литература, не относящиеся к отрицанию Шоа. Отрицание признано формой современного антисемитизма: отрицатели настроены против евреев диаспоры и ещё чаще – против государства Израиль и его политики. Более того, некоторые историки доказывают тезис об уникальности Шоа среди других геноцидов. Впервые ставилась задача ТОТАЛЬНОГО (это слово любили нацисты) уничтожения этноса. Впервые тотальное уничтожение в идеале (нацистском идеале) планировалось осуществить в масштабах всей планеты, а не только одного государства. Впервые один этнос уничтожал другой в условиях, когда кроме идеологии не было причин для конфликта между этими этносами: многие евреи считали Германию своей страной, они в ней родились, жили не одно столетие. Также впервые в мировой истории государств уничтожение этноса – нацменьшинства ставилось самой важной задачей, важнее экономики «Третьего Рейха», некоторые историки утверждают, что и важнее войны с Советским Союзом. Но с последней мыслью не все согласны.
Политика антисемитизма настолько противоречит подлинно европейским ценностям, что многие современные учёные и мыслители утверждают, что они не понимают, как такое могло произойти. Из-за того же несоответствия и наивности многие германские евреи (именно они стали первыми жертвами преследований) отказались от мысли эмигрировать. Один историк Второй мировой войны, подразумевая Холокост, сказал: «Нормальные люди не знают, что возможно всё». С ним нельзя не согласиться… Знали ли нормальные люди планеты Земля о том, что произойдёт в Кондопоге до этого события? Именно планеты Земля, а не только постсоветского пространства, ведь это событие признано одним из важнейших в мире за 2006 год!
Также нормальным думающим людям не только не понравился, а неприятно удивил и потряс поступок Копцева в начале прошлого года. Копцев доказал всем, что в современной РФ не обязательно быть скинхедом, чтобы совершить нападение на этническое меньшинство. Достаточно быть молодым человеком, играющим в компьютерные игры и руководствующимся «Майн кампфом».
Наверняка и сегодня мы живём и не знаем, какое аналогичное перечисленным событие произойдёт в будущем…
История Холокоста – не только еврейская тема. Ещё это тема общечеловеческая. Абсолютно нежелательно, чтобы кто-либо из ныне живущих людей стал не только жертвой, но и палачом, приспешником палачей, равнодушным свидетелем убийств.
Тема Холокоста важна для истории России не только постольку, поскольку Россия – часть мира. В территорию Холокоста входят земли СССР, в том числе – РСФСР. И жители этих земель составили около половины жертв Катастрофы. На временно захваченной территории тогдашнего Советского Союза геноцид евреев достиг особой жестокости, что оправдывалось лозунгами о борьбе с «жидо-большевистским» режимом.
Какие же вопросы мы хотим осветить. Антисемитизм как государственная идеология, законодательное ограничение прав евреев, преследования евреев, гетто, Сопротивление, лагеря смерти, Праведники Народов Мира и прочее.
Вот неполный перечень причин, почему мы хотим рассказать о Холокосте старшеклассникам.

Александр Симуков,
руководитель проекта, активист МПГ

О ПОЛОЖЕНИИ КУЛЬТУРЫ
Бытие хочет быть. Дабы не схлынуть в небытие, оно должно постоянно поддерживаться и повышать свою упорядоченность – наступая на хаос, превращать его в космос. Уже самые первые проблески красоты в природе как бы предзнаменуют культуру, чья миссия подхватить, закрепить и усилить бытийную тенденцию в её противоборстве с волей к небытию.
Красота антиэнтропийна. Созидая красоту, культура выявляет своё космическое назначение – поднять мир на такой уровень организованности, когда реванш хаосогенных сил станет невозможным.
Чем мерится качество власти? Прежде всего той мерой понимания культуры, какую она обнаруживает – чем выше эта мера, тем эффективнее власть. Трагедией для страны становится приход к власти акультурных людей. Россия перманентно переживает эту трагедию на протяжении последних 90 лет своей истории. Сколько красоты создал серебряный век! И вот он обрушился в пропасть. И гиблая воронка завилась над ним.
Лучшие годы моей творческой жизни пришлись на советскую власть. Для меня нет сомнения в том, что она являлась проводником танатофилии – была враждебна самой сути жизни. Советская власть уничтожила или разбазарила бесценные художественные сокровища – вырвала с корнем великую крестьянскую культуру – погубила многих прекрасных поэтов, художников, артистов, музыкантов, философов, учёных-гуманитариев.
В 1991 г. произошло коварное перерождение этого чудовища. Как мы обманулись тогда! Думали: Левиафан канул навеки. Но он трансмутировал, обретя новые формы – при этом сохранной осталась его инфернальная суть. Единственная надежда – на самоуничтожение Левиафана: пусть власть разложится до такой степени, когда её смена здоровыми силами станет неизбежной. Но существуют ли такие силы хотя бы в зачатке?
Ещё при советской власти я пытался открыть свой культурный центр. Как это было наивно! Ну что партийные тупицы, с их неодолимой подозрительностью ко всему яркому, могли понять в «Амаравелле»? Используя известный штамп, скажу так: она была им идеологически чуждой.
Аналогичные попытки я предпринимал и при нынешней власти. Пустое дело! Будучи прямой наследницей советской власти, скрытое она сделала явным – с беспредельным цинизмом обнажила свою порочность. Теперь всё на виду: коррупция – взяточничество – обман народа – разложение армии – демографическая катастрофа. Что критика? Что глас народа? Как об стенку горох! Вседозволенность стала нормой.
Культура переживает величайшие унижения. Какие жалкие гроши получают наши библиотекари и музейщики! На фоне грандиозных зарплат народных избранников эти ничтожные суммы кажутся предельно циничными.
Есть в моих попытках сотворить что-то доброе для русской культуры вполне извинительный эгоцентризм. Сознаю это. Ну что мои заботы по сравнению с бедами, которые переживают сейчас памятники деревянного зодчества? Недавно я проехал по Онеге. В каком ужасающем положении находятся великие шедевры народной архитектуры! Легендарная Владимирская церковь в Подпорожье вот-вот обрушится. А бесконечно одинокая церковь в Красной Ляге? Постыдно, что для сохранения этих жемчужин – последних свидетельств Святой Руси – у государства нет денег.
Нынешняя система не может создать ничего путного. Она лишена творческих импульсов – в ней нет витального начала. Во имя чудовищного обогащения немногих деется великий разор и народа, и природы. Вымотанный многовековой несправедливостью, народ покорствует – никак не реагирует на обман. Но всему есть мера.
Призвание народа – творить историю. Он перестал это делать. Огромная страна сползает по откосу в пропасть. Держится она на преступном прожигании естественных ресурсов. Механизм самопроизводства и самоумножения перестал работать на всех уровнях. Это самое опасное! Система всё больше обнаруживает свой растратный, прожигательный характер. Энтропия неумолимо растёт.
Возможно ли вернуть пассионарность? А вместе с нею – радость жизни, созидания?
Да, возможно. Но на основе культуры – благодаря культуре. Я бы назвал её лёгкими народа. Но то, что происходит с нею сегодня – это своего рода асфиксия: система осуществляет удушение культуры. Тут не обязательно надо иметь в виду сознательно направленное действие. Система отторгает культуру бессознательно, инстинктивно, правомерно видя в ней врага для своего существования. Чиновники от культуры – заложники этой системы. Часто они обслуживают её интересы. Бескорыстных рыцарей культуры становится всё меньше. Метастазы коррупции, пронизавшие социальный организм с головы до пят, проникли и в эту сферу.
Как же нам поступать в столь тягостных условиях? Упрямо творить культуру, несмотря на скопище безмозглых, зажравшихся, обворовавшихся чиновников, паразитирующих и на теле, и на душе нашего несчастного отечества. Их власть бесконтрольна. И это страшно!
Рыба гниёт с головы. Эта голова кишит червями. Смрад от неё идёт на весь мир. И тем не менее – вопреки этой летальной тенденции – на всём пространстве России ещё теплятся очаги культуры.
Они – надежда.
Они – упование.

Юрий Линник,
доктор философских наук, директор Музея Русского Севера

Есть ли у Холокоста уроки?
Диалог председателя «Молодёжной правозащитной группы» Максима Ефимова с психотерапевтом-конфликтологом Владимиром Берштейном.

М.Е.: Обсуждаем название нашего проекта «Уроки Холокоста – путь к толерантности и гражданской активности». У Вас есть возражения против использования Холокоста и толерантности в одном контексте.
В.Б.: Попробую обосновать их. Холокост – катастрофа народа, который уничтожали только за то, что он назывался «евреи». Главенствующей была не проблема толерантности, а лишь принадлежность к народу. Если ты еврей – значит, тебя в печку. Как это соотносится с толерантностью? Толерантность – это терпимость, переносимость. Я могу быть с чем-то не согласен, но не готов уничтожать. Там, где речь идёт о физическом уничтожении, полном искоренении целой нации, как можно говорить о толерантности? У меня это в голове не укладывается! Толерантность возникает там, где есть сопоставление с другой точкой зрения.
М.Е.: На это мне возразить нечего. В тех исторических условиях, на войне, ни один здравомыслящий человек не стал бы призывать палачей к толерантности, а их жертв к терпимости. Сначала нужно было сломить беспрецедентную жестокость, массовые убийства, осудить бесчеловечный режим, а уже потом, основываясь на уроках истории, формировать толерантное сознание у следующих поколений, что и было сделано в Европе, которая достаточно далеко ушла в этом отношении. Посудите сами, насколько она продвинулась, если в ряде европейских стран появилось уголовное наказание за отрицание Холокоста, рассматриваемое, как преступление.
В.Б.: Толерантность – один из атрибутов цивилизации. Когда мы говорим о том, что у кого-то необходимо повышать толерантность, предполагается потенциальная принадлежность человека, пока в чём-то ошибающегося, к цивилизованному обществу. А Холокост за пределами цивилизации!
М.Е.: Разумеется, если рассматривать цивилизацию как синоним культуры, более высокую ступень общественного развития, чем варварство. Но именно в стране, давшей миру великую философию, литературу, культуру в целом, в капиталистической стране, где была и частная собственность, и свободные выборы, и свободная пресса, возник национал-социализм. Увы, но цивилизованность не даёт гарантии, что подобные исторические безумства не повторятся. Уроки же Холокоста в том, что на примере политики «Третьего Рейха» мы можем чётко проследить все этапы человеконенавистнической политики, которые привели к такому колоссальному количеству жертв. Так же и история политических репрессий нашей страны служит материалом для обсуждения вопросов: что такое толерантность, патриотизм, гражданственность, жестокость, природа власти, ценность жизни и многих других.
В.Б.: Можно говорить о гуманном отношении к окружающей нас природе. А можно говорить о людоедстве. Так вот Холокост – это людоедство! И сопрягать его с повышением либо отсутствием толерантности нельзя. Повторюсь, что понятие толерантности применимо к людям, готовым жить в цивилизованном обществе. Холокост был устроен теми, кто абсолютно не вписывался в понятие человечности… Вот карикатуры на пророка Мухаммеда мне (еврею!) очень не понравились. Их пытаются оправдать тем, что они были направлены против терроризма. Но пророк Мухаммед не был террористом! Думаю, даже понятия не имел, что это такое. И, уверен, не одобрил бы. Потому осуждать терроризм, используя изображение этого пророка, неправильно и неприлично! В Европе говорят, что в этом – незыблемая свобода слова. Тогда что же получается? Отрицание Холокоста, насмешки над ним тоже дозволены?! А за них в странах, уважающих себя и мировую историю, судят. И правильно делают! Потому что нельзя оправдывать бесспорное глобальное преступление! Это не имеет отношения ни к свободе самовыражения, ни к свободе слова, ни к свободе миропонимания. Это не имеет отношения ни к чему, кроме человекопоедания.
М.Е.: Бережное отношение к природе и людоедство вполне совместимы. Мы это знаем по первобытным народам, носителям архаического сознания. Недавно на досуге я прочитал «Робинзона Крузо» на английском языке. Книжка была издана ещё в советское время. Трудные места снабжены переводом. Так вот: в ней советскими лингвистами людоеды назывались товарищами. В какое время мы жили! Сегодня, наверно, людоеда назвали бы господином... Но мы отвлеклись от темы. Мы говорим об уроках Холокоста, алгоритме решения «еврейского вопроса», который универсален и должен быть предостережением для ныне живущих и будущих поколений. Всё начинается с идеологии, продолжается законодательным ограничением прав и заканчивается лагерями уничтожения. Европа это поняла и определила уголовную ответственность за отрицание Холокоста уже на самой первой ступени – идеологической.
В.Б.: Чем больше мы это обсуждаем, чем больше говорим во множественном числе об уроках Холокоста, которые мы «должны извлечь», тем больше побуждаем людей с нацистским сознанием что-то возражать, оправдывать... Холокост не имеет уроков! Он – однозначное явление, по поводу которого надо утвердить раз и навсегда: он не может иметь ничего общего с нашим и грядущим временем. И не просто не может повториться, а как запредельное явление вообще не обсуждается. Представьте себе на секунду каннибализм посреди улицы Кирова. Один сожрал другого. Какие уроки можно извлечь? Никаких! Есть только одно: каннибал не имеет права называться человеком. Что тут обсуждать? Подобные обсуждения привели к тому, что Иран заявляет о «подсчётах», согласно которым уничтожить 6 миллионов евреев за годы фашизма «было невозможно». Цифра в этом контексте – главное?! Для евреев – да! Догитлеровская численность моей нации, на радость макашовым, и сегодня, через 62 года после Холокоста, не восстановлена. Однако задам вопрос: а должно ли привести к извлечению каких-то уроков уничтожение «только» 100 тысяч или «всего» 50 человек исключительно за их принадлежность к определённой нации, и ни за что больше? Продвинутое общество не уроки извлекает из варварства, а безоглядно от него уходит!
М.Е.: Это и есть главный урок! По поводу Холокоста собрано огромное количество свидетельств. Это самое документированное событие истории, тщательно изученное. Всё, что нам известно о Холокосте, имеет высокую научную разработку и статус. Отрицатели Холокоста – это фанатики, убеждённые антисемиты, которые к науке прислушиваться не хотят. Их выпады беспочвенны, безосновательны, необязательны. Единственная их цель – пропаганда антисемитизма. Не удивлюсь, если они вдруг заявят, что евреи – это вообще инопланетяне или мутировавшие динозавры, опасные для всех, кто с ними соприкасается, рептилии.
В.Б.: Надо говорить не об уроках Холокоста, а об уроках его отрицания. Современный антисемит активно стремится к дискуссии. Исключительно для того, чтобы утвердиться в собственном мнении. Он не другую точку зрения воспринимает, а готов кричать только о своей. Он просто не слушает и не замечает оппонентов.
М.Е.: Об этом мы тоже говорим на наших занятиях.
В.Б.: Я перестал смотреть передачи Соловьёва на НТВ, когда он позвал к себе Макашова по поводу «письма пятисот», составленного и подписанного депутатами Госдумы от фракций «Родина» и КПРФ. После сталинского «дела врачей» это письмо – самое дикое антисемитское событие в России. В нём на основании дремучих и безграмотных аргументов потребовали запрета религиозных еврейских организаций. Макашов использовал передачу для утверждения своих ненавистнических взглядов на еврейство, а ведущий ничего с этим поделать не смог. С тех пор я Соловьёва не смотрю. Он, профессионал, должен знать, что таких, как Макашов, нельзя приглашать на какую бы то ни было дискуссию. Это не только бессмысленно, но и просто неприлично. Что толку дискутировать о религиозной еврейской культуре с человеком, ненавидящим евреев?!
М.Е.: Я вижу в этом журналистский цинизм и погоню за сенсацией. Таких людей, как Макашов, ни в одно пристойное общество не пустят.
В.Б.: Не будем строить иллюзий. Самым страшным в той передаче было открытое голосование, в котором российские приверженцы антисемитов безоговорочно лидировали. А вы говорите «цивилизованное общество»...
М.Е.: Это лакмус. Соловьёв осмелился показать всему миру, что происходит в России. Он сам, наверное, опешил от услышанного, хотя при такой работе... Никто не знает, в какой стране мира возродится нацизм. Смелый и отчаянный шаг. Популярности у Соловьёва стало меньше среди думающей публики. Мы не можем закрывать глаза на то, что вопиет о себе, а именно рост антисемитизма и ксенофобии. Макашов болен антисемитизмом, и эта болезнь была продемонстрирована всей стране. Это за гранью этики и здравого смысла. Это и малосодержательно. Надо просчитывать и социальные последствия: наше общество без преувеличения больно, у него ослаблен иммунитет и такие бактерии как Макашов, только усугубляют критическое состояние социального организма.
В.Б.: А Холокост тут при чём?
М.Е.: Притом, что Холокост – это порождение антисемитизма. Говорят, что история ничему не учит, и человечество всё время наступает на те же грабли. ХХ век был веком геноцидов. Самый кровавый век.
В.Б.: Современный антисемитизм не предполагает Холокоста. В этом-то вся трагедия. Дескать, не надо уничтожать евреев, а надо, чтобы их считали нацией, стремящейся «править миром». Так пусть они живут, но о себе не заявляют, пусть они где-то по углам пылятся, но упаси их Бог высовываться. Вот в общих чертах идеология современного антисемита.
М.Е.: Вы остановились на полпути. Есть и сегодня люди, призывающие к полному уничтожению евреев.
В.Б.: Эти люди должны чувствовать себя изгоями, выходцами из клеток зоопарка. С ними постыдно садиться за общий стол. И всё же я считаю, что Холокост следует вынести за рамки. Вряд ли возможно его повторение. Но наивно думать, что память о нём поможет бороть современный антисемитизм. Сегодня антисемит скажет: «Да, Холокост – это ужасно. Но евреи неоправданно завышают количество жертв, потому что сами евреи ужасны».
М.Е.: Естественно, что вы глубоко личностно воспринимаете предмет разговора. Любая ненависть ищет себе жертву и там, где не было евреев, либо наравне с ними, уничтожали другие народы или социальные группы. Антисемитизм – проблема всего разделённого человечества.
В.Б.: Антисемиты, как и любые другие «анти», – люди с чувством собственной ущербности, неполноценности. Сегодняшние антисемиты агрессивны не столько в физическом плане, сколько в идеологическом, нравственном. Хотя в России – и в физическом. Чего стоит только резня в московской синагоге…
М.Е.: Разумеется, это патология в поведении... Один из уроков Холокоста – это необходимость развития критического мышления, общей гуманитарной культуры, этического знания. Жертв среди голландских евреев могло быть меньше, если бы они, по примеру своих бельгийских собратьев, в большинстве своём беженцев из Восточной Европы, были менее законопослушными. Евреи Восточной Европы скептически относились к власти. Многим из них это спасло жизнь.
В.Б.: Когда в Киеве и в моей родной Виннице вывесили приказ гитлеровцев о том, что всем евреям следует явиться тогда-то и туда-то, явились чуть не 90 процентов! Зачем они это сделали? Урок один: не быть баранами на заклании. Вести себя, как евреи в Варшавском гетто. Этот исторический урок надо, кстати говоря, проецировать и на современный Израиль. У человека должно быть осознанное чувство самоспасения.
В завершение нашего диалога хочу сказать, что никакие рассуждения о Холокосте и его уроках, к сожалению для человечества и к горю для евреев, уровень антисемитизма нисколько не снизили. Снизилась – и то не у всех! – готовность уничтожать целые нации. В «оплотах демократии» Франции и Англии антисемитизм расцветает буйным цветом. О России уж просто умолчу…
М.Е.: Признавая существование этой проблемы, скажу, в современном либеральном обществе все социальные, этнические, религиозные группы уравнены в правах. Евреи входят в элитные клубы, активно участвуют в политической и экономической жизни, занимают руководящие должности, живут согласно своей религии. На уровне государственного строя антисемитизм в Европе и США отсутствует. Другое дело обыденное сознание, и даже заявления некоторых интеллектуалов, антисемитская политика некоторых восточных стран, где не было Холокоста. Европа же извлекла уроки и покаялась.

Мнение о карикатурах на Холокост
К сожалению, такая постыдная кампания имела место в одной стране – Иране. Поводом для неё послужил нашумевший так называемый карикатурный скандал, связанный с личностью пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), когда сначала в Дании, а затем сразу в нескольких европейских странах некоторые недобросовестные СМИ опубликовали непристойные изображения пророка. Я, как и большинство стран исламского мира, поддерживая мнение всех авторитетных мусульманских богословов, протестую против такого рода «ответных реакций», которые являются не просто аморальными, но и могут способствовать усилению межнационального и межконфессионального противостояния в мире и спровоцировать следующие конфронтации. Надо помнить, что страдания и гибель людей – не предмет для насмешек, а только назидание последующим поколениям.
Виктория Вебер,
председатель КРОО «Исламское просвещение»

ПОЭТИКА БЕСТАЛАННОСТИ
(попытка экспертной оценки гимна России)
1.Столь важному тексту, как Государственный гимн, должны быть присущи искреннее вдохновение и неподдельная пафосность. Эти качества в словах уважаемого С.В. Михалкова отсутствуют начисто. Перед нами нечто машинное, агрегатное. Подобный текст вполне мог бы составить компьютер. Текст гимна являет из себя набор мертворождённых штампов. Они не задевают сознания.
2. Текст состоит из трёх куплетов и припева, повторяющегося трижды. Проанализируем их по отдельности.
3. В первом куплете, который является как бы затравкой для всего гимна, обращает на себя внимание отсутствие глаголов. А ведь гимн должен быть заряжен энергией действия! Не отразилась ли здесь на бессознательном уровне апатия, охватившая страну как раз в тот период, когда писался и принимался гимн? Высокопарные заклинания – и полная бездеятельность. Вот какое ощущение оставляет первая строфа. Она перенасыщена прилагательными. Каждое из них наводит на печальные раздумья: священное – осквернено, любимое – брошено, могучее – ослаблено, великое – принижено. Гимн надо петь с высоко поднятой головой – даже в самое тягостное и позорное для страны время. Но от таких слов голова никнет. Невольно опускаешь её в смущении перед очевидной несостоятельностью текста.
4. Во втором куплете коробит искажение российской географии: перед южными морями наши леса переходят в степь, а до полярного края досягают не поля, а тундра. Некоторый смысл можно было бы сохранить при перестановке слов – задать им и такой порядок: поля и леса. Но тогда теряется рифма. Первые две строки куплета поражают своей неряшливостью. Заметим, что вряд ли стоит в столь ответственном тексте упоминать про южные моря – многие порты на них мы потеряли. Натужная велеречивость не может прикрыть вопиющую о себе историческую неудачу России. Удручает и третья строка. «Одна ты на свете»: здесь возникает досадная полисемия. Речь идёт о стране-сиротинушке? Больше нет на Земле других стран? Понятно, что подразумевается исключительность – единственность – России. Но сказано об этом так неуклюже, что уши вянут – какофония и смысловая, и звуковая. Чего стоит словосочетание «одна ты такая» – тут слышится что-то тыкающее. До чего же неприятно!
5. В третьем куплете имплицитно содержится целая социальная программа, знакомая нам по коммунистической идеологии с её установкой на то, что надо жить и трудиться во имя завтрашних поколений. И ложиться ради этого костьми, принося неоправданные жертвы! По сути гимн проповедуют именно коммунистическую веру. Присутствие Бога во втором куплете не снимает этого ощущения. Вдумаемся в содержание третьей строфы. Там говорится, что грядущие года открывают нам широкий простор, которого – если точно следовать контексту – нет в настоящем. И вот беспросветное пессимистическое утверждение: «Так будет всегда!». Мы говорим без всякой иронии. Показной оптимизм здесь действительно оборачивается сущностным пессимизмом. Язык мстит, когда с ним обращаются дурно – он умеет в целях самозащиты от графоманства закладывать семантические мины. Текст гимна изобилует ими. Хочется верить, что наш народ будет жить во имя настоящего, помня в то же время о потомках, которые научились бы использовать природные ресурсы разумнее нас. Но мы наверняка оставим их с пустыми недрами. Грядущее тогда весьма проблематично.
6. Теперь о припеве. Бессильная вялость михалковского дактиля здесь обнаруживается со всей наглядностью. Народов у нас много – слово употреблено во множественном числе. Но вот мудрость народная одна: хотелось бы знать, какому из народов она принадлежит? Это не мелочная придирка. Понятно, что есть интегральная – как бы всепланетная – мудрость народная; но в данном контексте – при плотном набегании друг на друга слов «народы» и «народная» – возникает какая-то невнятица. Стиль гимна должен быть простым и строгим – какая-либо двусмысленность, пусть едва заметная, в нём абсолютно недопустима. Несогласованность множественного и единственного числа оставляет крайне досадное впечатление. Опять небрежность! Опять безвкусица! Подобные ляпы недопустимы в тексте, имеющем высокий официальный статус.
Ужасна третья строка: «Предками данная мудрость народная». Выделим идиому «данная мудрость». В слове «данная» сразу начинает играть лукавая омонимия. «Данная» – значит наличествующая? Или вручённая, подаренная? Безобидное слово, выпирая из строки, получает нехороший бюрократический оттенок, чуждый эстетике русского языка.
Поскольку куплет повторяется троекратно, то получается, что надругательство над русским языком возводится в куб – и нам полагается при этом стоять навытяжку. В необходимости ритуального стояния при очевидном оскорблении нашей словесности я усматриваю унижение своего человеческого достоинства. Нас принуждают не только систематически выслушивать вопиющий о своей бездарности текст гимна, но и демонстрировать при этом солидарность с властью, культурный уровень которой оставляет желать лучшего.
7. Нет ничего плохого в том, что С.В. Михалков является автором трёх гимнов кряду – он был вправе оставаться россиянином при всех режимах, которые чисто внешне иногда кажутся несовместимыми, но на самом деле обнаруживают генетическую преемственность. При всех своих зигзагах история России остаётся непрерывной. С.В. Михалков любит эту историю. Потомственный дворянин, он служит власти как таковой – и это не судимо. Сергей Владимирович в самые мрачные времена оставался человеком. Он сделал много доброго для людей. Я критикую не его, а написанные им стихи, которые малоудачны.
Текст гимна может считаться эталоном бесталанности. Утверждение этого текста имеет свой позитив: оно выявило и состояние страны, и уровень её руководства.
Качество гимна находится в полном соответствии с качеством одобрившей его власти.
Михалковский гимн является зеркалом современной России. В этом его несомненная историческая ценность.
Если учесть, что в тексте гимна реализованы сомнительные архетипы, то становится ясным: каждодневное его исполнение не только оскорбительно для языка, на котором писали Пушкин и Толстой – бесспорно, что оно представляет колоссальную опасность для духовного здоровья граждан России.

Юрий Линник, доктор философских наук, поэт.


Трудиться для всеобщего благоденствия

Я спросил тебя: "Зачем идёте в гору вы? -
А ты к вершине шла. А ты рвалась в бой. -
Ведь Эльбрус из самолёта видно здорово..."
Рассмеялась ты - и взяла с собой.
В.Высоцкий

Жизнь требует к себе активного отношения. Это закон! Движение, изменчивость – в основе жизни. Жизнь не знает состояния покоя. Активность равнозначна жизненности. То, что движется, сопротивляется, изменяется, действует, то и живёт. Движение может быть направлено на самоуничтожение или уничтожение других, и тогда мы сталкиваемся с негативной активностью, результатом которой становятся войны, концлагеря, репрессии, геноцид. Здесь активное начало работает против самого себя. Только «здоровому организму свойственно себя умножать», а не уничтожать. Демографический кризис в нашей стране даёт понять всю глубину трагедии, обрушившейся на Россию. Витальность обратилась в свою противоположность – танатофилию – тягу к небытию. Активность может быть со знаком минус, и именно такая активность сегодня процветает. Не будем акцентировать социальный негатив, который явно доминирует над социальным позитивом, но всё-таки пока не обрушивает мир в пропасть глобальных катастроф. Пока! Отрицательная активность может привести нашу страну, а то и весь мир – в случае её общечеловеческого торжества – к упадку, постепенно элиминировать его. Неужели такова, лежащая в основании бытия активность? Вопрос глубоко философский, связанный с поливариантным будущим нашего мира. Да, именно мысль о будущем, заставляет нас пристально приглядеться к настоящему и искать в нём механизмы устойчивого развития. Существует ли исключительно позитивная активность? Дана ли она в чистом виде где-либо? Нет! Такой идеал труднодостижим. Мы это понимаем, постигая принципы диалектики и сложность картины мира. Но без идеала нельзя обойтись, стремясь к достижению позитивной активности. Таким идеалом для нас служат наши собственные наития и мысли философов о вечном мире. Конструируемый идеал воплощается в жизнь посредством позитивной активности, называемой гражданственностью!
Теперь нам становится ясным, почему в глазах Е.Евтушенко поэт больше, чем поэт, когда его лира помогает слушателю не только прикоснуться к идеалу, но и побуждает его этот идеал воплотить. Ещё проникновеннее звучит аксиома, императив Н.Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Поэт издревле считался посредником между Богом и человеком – вспомним пушкинского «Пророка». Н.Некрасов делает гражданина «пророком», ставит его на невероятно высокую ступень иерархии, приближает к Богу. Да что там приближает – уподобляет Богу! Сам Бог – это гражданин! Гражданин особенный, уникальный, имеющий везде права гражданства! Бог – гражданин мира! Для него не существует государственных границ; везде он свой! Гражданственность – это та черта, которая делает нас своими в любой стране, стремящейся к общечеловеческому коллективному идеалу. Другого и быть не может! Благодаря качеству гражданственности для нас начинает зиять онтологическая глубина. Мир в целом и каждая страна в отдельности нуждаются в активных гражданах, способных направить неизбежные изменения в позитивное антиэнтропийное витальное русло.
Наличие идеала позволяет нам видеть все несуразности, недостатки общества, а следовательно и преодолевать их. Идеал критичен! Общество без критики – это общество без идеала! Без Бога! Бог – величайший критик! Итак, великое дерзновение воплотить идеал, – это и есть гражданский поступок. Мало внутреннего осуждения чьей-то неправоты, мало словесного порицания, (хотя порой и это очень весомо), мало даже сиюминутного действия, – гражданский поступок включает в себя всё это и больше того – целую систему действий, направленных на утверждение абсолютных ценностей. Приведу конкретный пример из моей жизни. Я узнал о том, что некоторые школьники враждебно относятся к людям другой национальности. Я столкнулся с самым настоящим расизмом и ксенофобией. Что я как гражданин мог сделать в этой ситуации, и что я сделал? Я решил изменить их сознание, для чего придумал целую систему мероприятий, которые включали в себя разработку проекта по воспитанию толерантности, съёмку и показ фильма о геноциде еврейского народа, обсуждение увиденного, издание газеты, создание сайта, привлечение к работе единомышленников. Я перечислил только те действия, которые под силу сделать многим, оставляя за скобками то, что требует больших усилий.
Даже маломальский гражданский поступок имеет космическое оправдание, ибо в этом поступке отражается общий идеал. Разумеется, без наличия в сознании картины мира, представлений о добре и зле, общественного темперамента, а зачастую и специальных знаний, трудно поступать правильно, решительно, ответственно, последовательно, грамотно. Поэтому гражданином может быть только хорошо образованный человек, имеющий мировоззрение. «Стремитесь сделать жизнь лучше для самих себя и для всего человечества. Это и будет вашим настоящим мировоззрением. Кто не трудится для всеобщего благоденствия, тот не имеет мировоззрения, а имеет только миропрезрение», – говорил А.Ф. Лосев.
То же самое касается всего на свете. Там, где мы в силах что-то улучшить, мы должны это сделать. Ведь именно гражданская активность помогает обществу сохраниться и не провалиться в тартарары. Кажущийся незначительным поступок, может стать мощным стимулом для великой работы по социальному строительству и преобразованию мира.
МАКСИМ ЕФИМОВ

Самое дорогое у человека – это жизнь!

«Нации – это богатство человечества, это обобщённые личности его; самая малая из них несёт свои особые краски…» - писал Солженицын. Уроки Холокоста очень важны для общества в связи с существованием национализма и антисемитизма в современном мире и совершаемыми на этой почве террористическими актами. Распространение знания об уже совершённой трагедии поможет избежать использования методов человекоубийства для решения проблем, роста этнической и религиозной нетерпимости и помешать её повторению. Человек (а в частности подрастающее поколение) должен знать, к чему может привести ненависть и беспричинная агрессия по национальному признаку. Ведь, как сказал Дарендорф: «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории».
Путь к толерантности начинается с самого себя, с изменения сознания человека. Боязнь чужого присутствует с самого рождения, но она иррациональная и биологическая. Этот страх ни к чему конкретно не привязан, он просто существует, как инстинкт самосохранения. Но ребёнок не появляется на свет с определённой ненавистью к евреям или другим национальностям. Ведь, как говорится, «люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». И действительно, дитя берёт самое главное из семьи, из общения с другими людьми, из того, что он видит и слышит. Он впитывает все как губка. Если общество живет с мыслью, что все «чёрные» - плохие, то вскоре и он будет так думать.
Можно совершать тысячу поступков и не сделать ничего. Быть гражданином – значит быть неравнодушным; это ощущение своего. «Пусть лучше Родина меня предаст, но не наоборот!» Мнение о том, что гражданином может быть только хорошо образованный человек, вызывает несколько вопросов. С одной стороны, что подразумевается под выражением «хорошо образованный»? Если это образование в престижном вузе или университете, то не факт, что у человека появится и сформируется свое собственное мнение. Бывают такие ситуации, когда человек просто не имеет возможности получить образование (на это есть много причин), но он гордится, уважает и старается сделать все, чтобы стране не было стыдно за него. Второй вопрос, что же понимается под словом гражданин? Всегда считала, что это просто человек, и не важно, плохой он или хороший, образованный или нет, бедный или богатый. Гражданином становятся с самого рождения и перестают быть, когда умирают. Ведь Родину, как и родителей, не выбирают. Она была, есть и будет одна для человека. И для того, чтобы быть гражданином, совсем не обязательно что-либо делать. Надо просто жить.
Жить и понимать, что «самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» Да, надо бороться за освобождение человечества от нацизма и расизма. Но бороться с самим собой, со своим разумом и сознанием. Можно лишь предложить свою точку зрения другому человеку, но изменить свою жизнь может только он сам.

Настя Курбако,
Школа №3, 11 класс.

«Молодёжная правозащитная группа» в рамках проекта «Уроки Холокоста – путь к толерантности и гражданской активности», проводит городской конкурс работ школьников и учащихся ССУЗ «Холокост: память и предупреждение». Первые три места будут награждены. Конкурс является городским этапом Международного конкурса работ по той же теме, проводимого Московским Фондом «Холокост».

Тематика работ, принимаемых на конкурс.
СУДЬБЫ ЕВРЕЕВ В ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ И ОККУПИРОВАННОЙ ЕВРОПЕ (ПРЕЖДЕ ВСЕГО – НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ СССР); ЖИЗНЬ И БОРЬБА В ГЕТТО И КОНЦЛАГЕРЯХ; ЕВРЕЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ (ПОДПОЛЬНЫЕ ГРУППЫ; ПАРТИЗАНСКИЕ ОТРЯДЫ, ВООРУЖЕННЫЕ ВОССТАНИЯ); СПАСЕНИЕ ЕВРЕЕВ ЛЮДЬМИ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ (ПРАВЕДНИКИ НАРОДОВ МИРА); "ДЕТИ – ЖЕРТВЫ ХОЛОКОСТА»;
"ХОЛОКОСТ И ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"; "ХОЛОКОСТ И РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ"; "ХОЛОКОСТ В ИСКУССТВЕ";
"ХОЛОКОСТ В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ"; «ХОЛОКОСТ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ»; «ОТРИЦАНИЕ ХОЛОКОСТА КАК ФОРМА НЕОНАЦИЗМА»
«РОЛЬ КРАСНОЙ АРМИИ В СПАСЕНИИ ЕВРЕЕВ ЕВРОПЫ»; "АНТИСЕМИТСКАЯ ПОЛИТИКА НАЦИСТОВ В ГЕРМАНИИ"; «АНТИСЕМИТИЗМ СЕГОДНЯ»; "НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА РАСОВОЙ, РЕЛИГИОЗНОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ПОЧВЕ", И Т.Д И Т.П.
Жанры работ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ.
ТВОРЧЕСКИЕ: ЭССЕ, РАССКАЗЫ, СТИХИ, РИСУНКИ, ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ, САЙТЫ ).
ПОИСКОВЫЕ РАБОТЫ (ИНТЕРВЬЮ; И Т. Д.)
Цели конкурса.
1. Усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире;
2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НЕЗАВИСИМОГО МЫШЛЕНИЯ, КРИТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ И ВЫРАБОТКИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЯХ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА;
3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ХОЛОКОСТА
4. РАСШИРЕНИЕ КОНТАКТОВ И ОБМЕНА ОПЫТОМ ПЕТРОЗАВОДСКИХ УЧАЩИХСЯ.
ЗАДАЧИ КОНКУРСА.
Формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцидов; воспитание у учащихся понимания опасности ксенофобии, шовинизма, неонацизма, антисемитизма; формирование у учащихся интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн; стимулирование и активизация поисковой, исследовательской и творческой деятельности школьников по теме.
Участники конкурса
УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА МОГУТ БЫТЬ ШКОЛЬНИКИ (8 – 11 КЛАСС) И УЧАЩИЕСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПЕТРОЗАВОДСКА, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ГРАЖДАНАМИ РОССИИ.
Требования к исследовательским работам
Рекомендуемый объем конкурсной работы – не менее 10 страниц (на компьютере). Требования к печати: 1 страница – лист формата А-4; Microsoft Word, шрифт Times New Roman Cyr, размер шрифта 14, печать через 1,5 интервала, выравнивание по ширине.
Страницы работы должны быть пронумерованы. Обязательно наличие титульного листа с указанием названия работы и следующих данных: ФИО автора, место учебы, класс, сведения о научном руководителе (ФИО, преподаваемый предмет)
Работа должна включать: Содержание (план); Введение, раскрывающее цели и задачи работы; Основную часть; Заключение, соответствующее поставленным во введении задачам. Если работа снабжена приложениями, необходим их список.
ПРИ ОЦЕНКЕ РАБОТ УЧИТЫВАЮТСЯ:
- соответствие содержания заявленной теме, поставленной цели и задачам.
- актуальность и оригинальность постановки проблемы; самостоятельный подход к ее решению; наличие результатов исследования;
- количество и качество использованных материалов, в том числе научной и художественной литературы, документов, периодической печати, устных свидетельств, иллюстраций;
Сроки конкурса.
Работы принимаются с 25 февраля по 3 мая 2007 года по адресам: yhrg@sampo.ru и trotsky89@mail.ru Или: 185026, Петрозаводск, а/я17. Победители будут объявлены 9 мая 2007 года на сайте http://right.karelia.ru

Учредитель и издатель: Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации «Молодежная правозащитная группа (МПГ)»
Главный редактор: Максим Ефимов

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz