|
|
|
|
25.05.2007 Что я ещё могу сделать?
Мы задали
несколько вопросов участникам семинара в Яд-Вашем. Теперь суммируем
ответы и получим некоторое общественное мнение. Итак, наиболее
запоминающееся выступление на семинаре. Чем оно вас так взволновало?
На этот вопрос все отвечали практически в унисон. Самый развёрнутый
ответ дала госпожа Пасман. С ним-то мы и предлагаем ознакомиться
тебе, о любезный наш читатель. «Невозможно выделить одно
запоминающееся выступление. Разработчики составили программу таким
образом и пригласили столь профессиональных лекторов, что ни одно из
выступлений невозможно забыть. Каждое из них имело свое место в
общей идее и свою изюминку. Исторические лекции д-ров П. Полонского,
И. Лурье, М. Сидорова, А. Шнеера дали основу для понимания
предпосылок Катастрофы, показали картину еврейской жизни до
Холокоста. Эти лекции поразили глубиной анализа мировой, а не только
собственной истории, корректностью и обоснованностью авторских
выводов, умением показать исторический процесс, а не отдельные
страницы еврейской истории. Именно это взволновало особенно. Общий
вывод, который сложился в результате изучения истории еврейского (и
не только) народа был следующим: Катастрофа – закономерное явление,
ее было невозможно избежать, она может повториться, так как
человечество плохо учится на своих ошибках, считая часть из них не
фатальными и системными, а проблемами одного маленького народа.
Думаю, что это неконструктивная идея. Лекции, непосредственно
посвященные Холокосту и его последствиям (д-р И. Абрамски, д-р А.
Кардаш, д-р Д. Романовский, К. Гусарова, д-р Э. Кей), были построены
в исследовательском проблемном ключе, давали возможность понять
логику авторов, степень собственного незнания, сформулировать
вопросы и вступить в дискуссию. Поразило содержание лекций о реакции
мирового сообщества на Катастрофу (Д. Романовский, И. Абрамски). В
традиционной системе изучения Катастрофы в России никогда даже не
возникало такого вопроса. Лекторы не устраивали суд над этими
людьми, целыми сообществами, а попытались понять истоки их
поведения. Отсутствие обличения и журналистских перегибов (надрыва,
тенденциозного подбора фактов) позволило глубже понять трагедию как
тех, кого уничтожали, так и тех, кто уничтожал. Все лекции и
практические занятия отличала глубокая продуманность, корректное
отношение к слушателям, уважение к их знаниям и опыту изучения
Катастрофы. И это не традиционные реверансы (хотя и в них я не вижу
ничего плохого: человек должен быть благодарным за то, что люди
делают для него), а абсолютно объективная оценка преподавателя и
методиста, которому самому приходится постоянно организовывать
обучение взрослых людей. Доказательством является то, что, не будучи
новичком в теме, изучив достаточно большой объем научной и
научно-популярной литературы, а также потеряв за последние годы
навык и желание фиксировать лекции и мысли вручную, я записала два
полных блокнота. Представленный преподавателями материал сейчас
использую в работе. Полезным является не только содержание, но и
структура выступлений, умение привлечь внимание слушателей, сделать
акценты. Особая благодарность Н. Сигаль за практикумы и
уникальную экскурсию по музею. Очень жалею, что у меня не было с
собой диктофона, т.к. хотелось сохранить не только информацию, но и
впечатление, созданное ее талантливой работой с материалами
экспозиции и объектами комплекса Яд Вашем. Без пафоса и надрыва,
тонко и глубоко она профессионально работала с экспонатами, помня
при этом про нас, стараясь скоординировать темп своей работы с
нашими возможностями восприятия и перемещения по залам и
мемориальным местам. Она не заслоняла собой, словами и эмоциями то,
что есть в содержании и материалах музея, создавала условия для
собственных размышлений и наблюдений. Ведь для меня было важно не
только понять сущность и трагедию Катастрофы, но и то, как о ней
можно рассказывать, не вызывая желания отрицать ее реальность. Да и
сам музей с профессиональной точки зрения был важен. Ведь по
возвращении меня расспрашивали о поездке очень разные люди, которых
интересовали все подробности нашего пребывания в Израиле, реалии
жизни (в том числе и культурной) и работы израильтян». Как ты
видишь, несмотря на свою занятость, о которой всегда упоминает
Татьяна, она не поскупилась на слова. Зададимся следующим
вопросом. Насколько полезен семинар для дальнейшей работы? Изменился
ли подход к преподаванию истории Холокоста? Если да, то как
именно? И вновь мы прольём бальзам на сердца организаторов
встречи. Слово Татьяне Пасман, одной из самых словоохотливых
участниц семинара. «Польза от семинара огромная. Тот материал,
который мы получили в Израиле, в Яд Вашем невозможно ничем заменить.
Его материалы – моя настольная книга. Работа в Израиле повлияла и на
то, как я работаю: манера проведения занятий, отношение к отбору
источников, способы их интерпретации помогают в работе с педагогами.
Фотографии и лекции помогли удачно выступить на Всероссийской
финальной конференции моей ученице Витковской Нине, занявшей III
место на секции «История» 14 апреля 2007 г. в МГУ. Огромный
фактический материал, рассказы очевидцев потребовали включения их в
работу сегодня и сейчас. Поскольку в ближайшие месяцы практическая
деятельность связана с преподаванием темы ИКТ и Интернет в
деятельности учителя-предметника и администратора образования, то
активно включаю сайты Яд Вашем и фонда Холокост в практикумы. На
ряде семинаров (Остров, Локня, Псков) выступила с рассказами о
стране, музее, образовательном отделе Яд Вашем». С уважением и
дружеским приветом к нам присоединяется Тамара Вершицкая со своими
глобальными обобщениями: «Семинар усилил ощущение, что преподавание
Холокоста актуально, как никогда, и необходимо в контексте не только
истории, но и литературы, искусства, социологии, психологии и пр..
Он позволил оценить сделанное в исследовании истории Холокоста в
нашем регионе, что ещё больше подчеркнуло его отличительные
особенности. Семинар позволил понять огромные потенциальные
возможности нашего региона в развитии преподавания
Холокоста». Психо-философскую подноготную семинара обнажает
госпожа Годунова: «Безусловно, семинар полезен тем, что очень
подробно была представлена психолого-философская и методическая
позиция Яд ва Шем при преподавании темы. Меня привлекает в ней
гуманистический, интердисциплинарный подход с учетом возрастных
особенностей учащихся. Наряду с лекциями материал отрабатывался в
практикумах, что тоже давало пищу для размышлений при анализе
методических подходов». На вопрос почему центр "Холокост" выбрал
именно вас для участия в семинаре "Яд Вашем" многие из скромности
затруднились ответить. Уже известная нашему глубокочтимому читателю
Татьяна Пасман выдвинула свою гипотезу: Моё «многолетнее участие в
деятельности по распространению знаний об истории Холокоста (с 1999
г.) в разных формах (участие в семинарах, конкурсах, уроки,
руководство исследовательской деятельностью учащихся, включение
материала в методические пособия для российских учителей
общественных дисциплин и д.р.), привлечение к изучению темы
различных людей (педагоги, учащиеся, студенты и т.д.). Кроме того
это неподдельное неравнодушие к теме, неформальное к ней отношение и
перспективы продолжения работы в дальнейшем». А Елена Годунова со
всей серьёзностью и педантичностью дипломированного учителя
немецкого языка заявила, что её «методические разработки
представляют интерес своим подходом, потому что мною предлагается
материал для публикаций в бюллетень, потому что моя ученица написала
хорошую исследовательскую работу, потому что была руководителем
студенческой работы, потому что у меня есть возможность, благодаря
знанию иностранных языков расширять свои познания, используя разные
источники и проходя научные стажировки в Германии, что улучшает
качество моей работы по теме». С детской непосредственностью
ответила госпожа Вершицкая: «Не знаю». Нам, старым
перфекционистам, интереснее всего было узнать, что же такого можно
улучшить в работе семинара? Молодую поросль стремящихся к
совершенству вопрос не поставил в тупик. Гордо отвечает г-жа
Годунова: «Дать возможность слушателям используя возможности архива,
музея, Интернета подготовить свой проект, тем самым
продемонстрировать на практике усвоение принципов и подходов Яд ва
Шем». С этим мнением, а именно первой его частью категорически
согласна г-жа Пасман. Г-же Вершицкой крайне не хватало ежедневной
рефлексии. И наконец, на какой вопрос, касающийся семинара, у вас
нет ответа? Тамара Вершицкая потрясла своей лаконичностью – она
вообще не ответила на этот вопрос. Совсем ничего не узнала Елена
Годунова о психологии палачей. А вот любимая нашими читателями за
обстоятельность и детализацию Татьяна Пасман высказывает следующие
соображения: «Вопросов несколько: как удается всем, кто его
организовал и провел сохранить оптимистическое отношение к жизни?
(Похоже, сама г-жа Пасман впала в полный пессимизм и уныние. – прим.
автора) Как можно в условиях нашей сегодняшней российской жизни и с
теми проблемами, которые есть в образовании реализовать наиболее
полно те идеи, которые породил данный семинар. Где найти средства,
чтобы провести полноценное обучение историков Псковской области?
(Боюсь, что средства найти легче, чем историков. – прим. автора). И
еще один, наиболее важный вопрос: что нужно сделать еще, чтобы
предотвратить возможность повторения всех этих страшных событий?».
Этот последний вопрос мы адресуем тебе, наш благосклонный читатель.
Ждём твоих писем по адресу: Russian Research and Educational
"Holocaust" Center. Ul. Sadovnicheskaya 52/45. 115035 Moscow, Russia
e-mail: center@holofond.ru В
следующем году снова в Иерусалиме!
Обобщал М.Е.
|
|
© 2005—2007 КРО
ММОБО "Молодёжная правозащитная группа"
Электронная
почта yhrg#sampo.ru |
|