Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
17.08.2007 ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ (Из опыта работы библиотекаря с детьми и подростками)


Уважаемые коллеги!
Я работаю по теме этнической толерантности 8 месяцев. Проводила мероприятия, различные по форме и содержанию с детьми (в Детских домах №1 и 2 города Петрозаводска, в 5 классе лицея №40) и подростками (в техникумах и старших классах Петрозаводска, а также с 10 классом в г. Кондопога). Надеюсь, что представленный материал может быть полезен библиотекарям, а также педагогам и воспитателям, всем, кто работает по этой теме. М.Я. Смольговская

1. Понятие толерантности. Зачем утверждать ценности толерантности?
2. Формы и методы работы: анкетирование, беседы и обзоры книг, круглые столы
3. Историческая и литературная основа
4. Свой и чужой. Беженцы и мигранты
5. Скинхеды и антифашисты
6. Выводы и заключения

1. ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ. ЗАЧЕМ УТВЕРЖДАТЬ ЦЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ?

«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…» - это определение из ДЕКЛАРАЦИИ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ, принятой ЮНЕСКО в 1995 году. 1
Понятие толерантности очень емкое и многозначное.
В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе, принимать различие политических взглядов как проявление разнообразия в государстве.
В психологическом смысле толерантность определяется как устойчивость к конфликту, устойчивость к поведенческим отклонениям.
В культурном плане толерантность есть средство регуляции межкультурного сосуществования, правило общения с культурными ценностями вообще.
Интересен языковой феномен: Слово толерантность означает терпение, терпимость. Антоним к нему – интолерантность, т.е. нетерпимость,фанатизм. А слово «фанатизм» - от греческого танатос, что значит смертоносный. Если человечество хочет выжить, оно обречено на толерантность.
Мы говорим о толерантности людей разных рас, национальностей, религий и культур друг к другу. Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений директор института этнологии и антропологии РАН ТИШКОВ. По определению ТИШКОВА, толерантность предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.2
Заместитель директора научно-практического центра Международного союза детских общественных организаций И. И. Фришман дает такое определение толерантности: «Толерантность – это гармония в многообразии, возможность человека разрешить себе относиться к другому человеку как просто к другому и принимать для себя действия, мысли, убеждения данного человека как просто иные. Если я могу думать, как мне хочется, то, наверно, такое же право имеет другой человек».3


Зачем утверждать ценности толерантности? Региональные конфликты, взрывы враждебности между народами привели к распаду стран и серьезным переменам в политической карте мира, который просуществовал до этого без изменений около полувека. Многие застарелые конфликты, прежде не замечаемые, стали предметом всеобщего внимания.
Проблемы нищеты, локальные войны усилили темпы миграции, увеличили число беженцев, ищущих приюта, и мигрантов, ищущих работу. В странах, которые традиционно были монокультурными, зарождается поликультурность. Школьные классы и студенческие группы сегодня – это классы и группы культурного многообразия. Для поддержания здоровойатмосферы в школах, в средних специальных учебных заведениях и вузах необходимо взаимопонимание между людьми разных культур. А межкультурному, или кросскультурному, взаимопониманию надо учить.

2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ: АНКЕТИРОВАНИЕ, БЕСЕДЫ И ОБЗОРЫ КНИГ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ


Свою работу с ребятами о толерантности я решила начать с анкеты. Ставила перед собой две цели: выяснить уровень знаний и представлений по теме и уровень толерантности респондентов. Для них же анкета должна была стать обучающим материалом. Но перед этим была необходимость что-то рассказать ребятам о толерантности, показать книги, журналы – так сама собой возникла форма беседы с обзором книг и книжной выставкой.
Респондентами стали учащиеся Автотранспортного техникума, юноши – 63 человека и учащиеся Педагогического колледжа, девушки – 58 человек.
Вот некоторые фрашменты анкеты.
На вопрос: «Как Вы обычно относитесь к тому, что в Вашем городе/ доме живут люди другой национальности или религии?» ответы распределились следующим образом:
Девушки Юноши
- это плохо 24 % 48%
- это хорошо 11 % 2%
- мне все равно 61% 40%
- затрудняюсь ответить 6% 10%
Количество юношей, которые отрицательно ответили на вопрос об отношении к людям иной национальности, довольно высоко – почти половина опрошенных, девушек – вдвое меньше. В своей работе по данной теме библиотекарю следует учитывать этот факт.

На вопрос: «Сталкивались ли Вы со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания?» получились такие ответы:

Девушки Юноши
- да, наблюдал(а) лично 35% 50%
- да, испытал(а) на себе 52% 0%
- да, читал(а) в газете или
видел(а) по ТВ 6% 39%
- нет, не сталкивался (ась) 13% 5%
Здесь представляет интерес то, что по второй позиции ни один юноша не ответил положительно, т. е. на себе не испытал унижений достоинства никто. Это вызывает сомнение. Рискну предположить, что юноши просто даже самим себе (анкета была анонимной) не хотят признаваться в том, что их кто-то по какому-то признаку унижал.

На вопрос: «Вы когда-нибудь проявляли нетерпимость к представителям какого-нибудь меньшинства?»
Девушки Юноши
- никогда 48% 24%
- да, по национальному
признаку 2% 34%
- да, по имущественному
признаку 2% 0%
- да, по другим признакам 17% 32%
- затрудняюсь ответить 20% 13%

Четверть юношей проявляли нетерпимость по национальному признаку. Интересно знать, почему, по каким причинам? Это библиотекарь, работающий по теме толерантности, выясняет в ходе дальнейших мероприятий.
По мере накопления материала, я поняла, что самой удачной формой, вероятно, станет круглый стол, в ходе которого можно свободно дискутировать с ребятами, куда можно пригласить с выступлениями интересных людей, имеющих отношение к теме, которые бы тоже приняли участие в дискуссии. Опыт показал, что я не ошиблась.
Начала проводить круглые столы с воспитателями детских садов, ибо глубоко убеждена, что формировать толерантное сознание нужно начинатьс самых ранних лет, у детей-дошкольников. В поддержку этой мысли – цитата из высказывания итальянского писателя, философа, эссеиста Умберто Эко :
«Приучать к терпимости людей взрослых, которые стреляют друг в друга по этническим и религиозным причинам, - только терять время. Время упущено. Это значит, что с дикарской нетерпимостью надо бороться у самых ее основ, неуклонными усилиями воспитания, начиная с самого нежного детства…»
Воспитательницы должны быть этнокомпетентными, т. е. , информированными в вопросах этнопсихологии и культуры. Задача же обеспечения информацией – это задача библиотекарей.

3. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ОСНОВА

Что взять за основу? Какие книги? Это, безусловно, зависит от возраста и образования читателей. В ходе работы я поняла, что правильно будет обратиться к произведениям документально-публицистическим и к стихам.
Книга СВЕТЛАНЫ АЛЕКСИЕВИЧ «У войны не женское лицо» - это книга не совсем обычная по жанру. Документальное исследование? Устная история? Магнитофонная литература? В общем, это более двухсот рассказов-исповедей женщин-фронтовичек, подпольщиц и партизанок. С точки зрения темы и возможности развернуть дискуссию, самыми интересными мне показались воспоминания Тамары Степановны Умнягиной, фронтового военврача.
« Никогда не забуду и не хочу забыть, как было со мной в Сталинграде… Самые-самые бои. Тащу я двух раненых. Одного протащу – оставлю. Потом другого. И так тащу их по очереди, потому что очень тяжелые раненые, их нельзя оставлять, у обоих, как это вам проще объяснить, вы ж не медик, высоко отбиты ноги, они истекают кровью.
И вдруг, когда я подальше от боя отползла, меньше стало дыма. Вдруг я обнаружила, что тащу одного нашего танкиста и одного немца… Я была в ужасе: там наши гибнут, а я немца тащу. Там, в дыму, не разобралась, одежда на них полусгоревшая, они оба стонут, они же не разговаривают. Никак не разберешь. А тут я разглядела, что чужой комбинезон, все другое. Я потащила нашего раненого и думаю: «Возвращаться за немцем или нет?» А уже близко осталось тащить. И я знаю, что если его оставлю, то он через несколько часов умрет. Он истечет кровью… И я поползла за ним. Я продолжала тащить их обоих…»1

Одобряете ли вы действия военного врача? Как вы поступили бы на ее месте?
Такие вопросы я задаю ребятам, а ответы слышу самые разные. Говорят о клятве Гиппократа, о том, что немцы – тоже люди, что ведь не сам этот солдат пошел на фронт, его заставили и т. д. Оппоненты довольно запальчиво возражают, что он же убивал наших, он бы наших не пожалел, что на войне другие моральные нормы. Получается интересный спор, в ходе которого я стараюсь подвести ребят к пониманию того, что войны не падают с неба, их начинают люди. Нужна историческая основа.
Зачастую ребятам не хватает просто знаний по истории – и своей страны, и мира. Например, не знают, когда Гитлер пришел к власти, о том, что такое еврейские гетто и т. д. Здесь интересно рассмотреть памфлет французского писателя еврейского происхождения АЛЬБЕРА КОЭНА «О люди, братья мои!»
Автор рассказывает о том, какую боль, какое унижение пережил в десятилетнем возрасте во Франции, когда торговец пятновыводителями сказал ему: «Ведь ты грязный жиденыш, да?.. По твоей образине видно, что золото ты любишь больше, чем конфеты, да?.. И ты ешь французский хлеб, да?» На стене мелом была надпись «Смерть евреям.» Он не пострадал тогда физически – он просто получил урок позора, урок того, как постыдно и не простительно родиться евреем. Но без того торговца и его собратьев по злобе в Германии не было бы газовых камер, не было бы гор мертвецов.
Автор обращается к антисемитам: «…бедные братья по смерти, скажите же, братья мои антисемиты, вы на самом деле счастливы своей ненавистью и горды своей злобой? Неужели такая цель ведет вас в этой горестной, быстротечной жизни?»

Другой жанр - стихи. В частности, стихотворение Евгения Евтушенко, посвященное конфликту в Нагорном Карабахе – одному из самых страшных конфликтов конца 20 века. В Армении избивали, убивали и громили азербайджанцев, в Азербайджане – армян.

В Баку старушка-нянечка родилки
Погромщикам сказала не в обман:
«Назад, я перепутала все бирки,
Теперь вам не понять, кто из армян.»

И - кто с велосипедными цепями,
Кто с киркой, кто с обломком кирпича –
Погромщики угрюмо отступали,
«Предательница», - яростно рыча.

А за спиной старушки без печали,
К их счастью, видя мир наоборот,
Народы одинаково пищали,
Совсем не зная, кто какой народ.

Мы из родилки общей – не пробирки,
Бог перед сумасшедшим топором
Нам до рожденья перепутал бирки,
И каждый наш погром – самопогром!

Это стихотворение в комментарии не нуждается, как правило, старшие подростки слушают его с пониманием, и желаемый эмоциональный эффект достигается.

Для детей можно прочитать стихотворение Андрея Усачева о гноме:

У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…

И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.
- Ха-ха! Хо-хо-хо! – стал смеяться народ
- Вот чучело! – каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась Звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.

Обсуждая с ребятами это стихотворение, задаю такие вопросы:, «В чем оказались не правы жители города?», «Почему не вернулась Звезда к гному?» Дети – удивительные фантазеры, предлагают массу ответов, с помощью которых библиотекарю следует подвести их к пониманию того, что мир прекрасен своим разнообразием

Еще одно стихотворение. Марина Бородицкая. ПОД РОЖДЕСТВО.

Если будут громить христиане –
на дверях нарисую крест.
Если вдруг придут мусульмане –
подрисую еще полумесяц
Нет, буддисты мирные люди,
но и их попортил прогресс,
И какой-никакой иероглиф
тоже надо повесить.
Я бы все это нарисовала
на лбу у своих детей!
Только что мне сказать им?
что лучше смешные каляки,
Чем обычные цифры, выжженные без затей
На прозрачных предплечьях:
порядка бесовские знаки?

4. СВОЙ И ЧУЖОЙ. БЕЖЕНЦЫ И МИГРАНТЫ.

Спрашиваю у ребят, как они понимают значения слов «свой» и «чужой». Даю подсказку из Толкового словаря

«СВОЙ» - принадлежащий себе; являющийся личным имуществом, собственностью; родной, связанный близкими отношениями, совместной работой, общими убеждениями.
«ЧУЖОЙ» - принадлежащий другому, являющийся его собственностью; неродной, не связанный близкими отношениями; имеющий мало общего с кем-либо по духу, взглядам, интересам; чуждый, далекий.

Разговор на эту тему, обсуждение таких вопросов способствуют воспитанию в детях и подростках эмпатии, т. е. понимания другого человека путем вчувствования в его переживания, иными словами, способности влезть в шкуру другого человека, попробовать посмотреть на мир его, другого, глазами.
Несомненный интерес у подростков, у юношей в большей степени, вызывает связанная с темой чужих-своих тема миграции. При анализе анкет выяснилось, что респонденты знают, кто такие мигранты и беженцы. Выяснилось также то, что относятся к ним не всегда толерантно.
Вот выдержки из высказываний учащихся автотранспортного техникума.
«Наша толерантность зависит от того, насколько толерантны те, кто живет рядом с нами».
Нелегальных мигрантов, по экспертным оценкам, 3-4 миллиона.
В отличие от Европы и Америки большинство иммигрантов в России в культурном отношении очень близки к ее основному населению. Несмотря на это, уровень ксенофобии россиян выше, чем в европейских странах. Отрицательно относятся к мигрантам 68-70% населения России. Многие, у кого за последние годы понизился социальный и экономический статус, ищут тех, кого могут поставить ниже себя и самоутвердиться за их счет. Не в этом ли причина плохого отношения к мигрантам?
Есть в высказываниях и прямо противоположное мнение: «Не будет толерантности у русских, не будет ее и у приезжих». Здесь уместно обращение к статье Титова В. Н. «О формировании прессой образа этнического иммигранта (взгляд социолога)»1
«Среди афганских беженцев нет ни бомжей, ни попрошаек, ни опустившихся личностей. И это несмотря на то, что уже десять лет люди существуют в очень сложной ситуации…»
И еще: «Никому не интересно знать о том, что, возможно, еще недавно ты был всеми уважаемым сельским учителем или врачом, а семья многодетная, заработков же на родине никаких. И чтоб не видеть более глаз своих голодных детей, не слышать потаенных вздохов своей старой матери, готов вытерпеть, кажется, все: и домогательства недобросовестных милиционеров, и наезды рэкетиров, и побои тех, кого именуют в народе маски-шоу.»

5. СКИНХЕДЫ И АНТИФАШИСТЫ
Говоря о толерантности с ребятами, нельзя пройти мимо темы молодежных движений, таких, как скинхеды и антиф, поскольку юноши довольно активно интересуются молодежными движениями..
В журнале «Свободная мысль», №5 за 2006 год была опубликована статья Александра Тарасова «Меняющиеся субкультуры. Опыт наблюдения за скинхедами.»1

В статье, в частности, говорится о том, что сам генеральный прокурор Российской Федерации в своем докладе Совету Федерации о состоянии законности и правопорядка в начале 2005 года публично признал, что в России действуют 40 тысяч скинхедов (сегодня, конечно, их больше - тысяч 60-65).
Две тенденции в отношении скинхедов:
1. Изменение скинобщества в целом к власти. В 90-е годы они рассматривали себя как правую оппозицию режиму, сегодня же они лояльны к власти. С их точки зрения , Путин движется в верном направлении, но медленно и ему мешает окружение.
2. Взаимопроникновение скин-общества и молодежной криминализованной среды (шпаны).
Есть сегодня и другие молодые люди. Они называют себя «Антифа». Они – молодые радикальные антифашисты, готовые к уличным столкновениям с неонацистами. При этом зачастую они носят ту же одежду, болеют за те же футбольные команды и ходят на концерты тех же рок-групп, что и их противники.
Поскольку выглядят они примерно одинаково, сторонний наблюдатель , увидев, как толпа антифа атакует толпу фашистов или наоборот, никогда не догадается, кто из них кто. Их очень мало, в отличие от неонацистов, и они не так активны. Кроме того, если фашисты бьют и представителей других национальностей, и бомжей, и тех, кто слушает «не ту», по их мнению, музыку, то антифа вступают в драки только с неонацистами.
Я спрашиваю ребят, хорошо ли, что существует такая группа – антифа, и мы размышляем вместе над этим вопросом. Я думаю, что это один из синдромов болезни нашего общества, ибо молодые люди готовы пожертвовать своим здоровьем, свободой, а может быть и жизнью, они, конечно, допускают горячность, свойственную их возрасту. А происходит так потому, что наши правоохранительные органы, власти на местах и СМИ далеко не всегда четко выполняют свои функции.


6. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Некоторые выводы и резюмирующие замечания.
1. Слово «толерантность» было заимствовано из латинского и французского языков где-то в ХУ1 веке в связи с конфессиональным расколом. Оно поначалу имело более ограниченный смысл и понималось как терпимость к иным религиозным верованиям. На протяжении 16 и 17 веков религиозная толерантность становится понятием из области права. Правительства издают декреты о толерантности, предписывающие населению толерантное поведение в отношении религиозных меньшинств – лютеран, гугенотов, папистов (католиков).
О толерантности люди думали давно и в России. Вот цитата из «Домостроя», памятника литературы ХУ1 века: «Вглядись в беды и страдания людей, во все их нужды и помогай, как сможешь; не презирай тех, кто страдает в бедности и нужде, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей, с любовью и чистой совестью приветь.»
2. Поскольку культура, по мнению специалистов, является механизмом сдерживания, обуздания нетерпимости, одними из первых, наряду с преподавателями истории и воспитателями, стали работать по проблемам толерантности библиотекари. В 2001-2002 годах в газете «Библиотека в школе» были опубликованы материалы по теме, в том числе, выборочный список статей.
Вот как эмоционально, от имени школьных и детских библиотекарей, обратилась к читателям Людмила Воронова: «Читай ты больше книг, ты бы понимал, что России, Латвии, Чечне, Грузии, Татарстану нужны граждане, люди, а не стадные животные, которыми так легко манипулировать, направлять стадо на неугодных, чтобы топтать».1
Библиотекари России, по мнению автора статьи, могут и должны сделать многое для формирования толерантного сознания у детей подростков.


СМОЛЬГОВСКАЯ МАРГАРИТА ЯКОВЛЕВНА, ведущий библиотекарь Детско-юношеской библиотеки Карелии

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz