07.06.2007 МНЕ СМЕШНО
– Максим, ты много говоришь о том, что
несправедливость вопиет о себе в нашем государстве. А что такое
справедливость? – Понимание справедливости имманентно каждому
человеку, в каждом заложено чувство справедливости. Справедливость
манифестирует себя всюду. Например, в поговорках – кто не работает,
тот не ест или в религиозных заповедях: око за око, зуб за зуб.
Справедливость требует ограничения рабочего дня, отпуска, пенсии и
т.д. Там, где нет справедливости, там начинаются всевозможные
притеснения, нарушения, злоупотребления. Всем понятно, что, скажем,
122 закон несправедлив. Несправедливо бывших карельских узников
фашистских лагерей лишать надбавок к их маленькой пенсии.
Несправедливо, что при зарплате преподавателя в 3000 рублей в месяц,
чиновники и бизнесмены разъезжают на дорогих иномарках.
Несправедливо, что торгаш, который занимается перепродажей тряпок,
живёт в стократ лучше нянечки, делающей грязную работу. Примеров
несправедливости, увы, очень много.
– Ну, торгаш, как ты
выражаешься, заработал эти деньги своим умом, старанием, терпением…
Он имеет право кичиться тем, что вышел победителем из бега, что он
сейчас на коне. Он имеет право ездить на дорогой машине и хвастаться
этим. – Это крысиные бега. Умом зарабатывают деньги такие
выдающиеся личности, как, например, наш философ Юрий Владимирович
Линник. Но они на свои гонорары не могут себе позволить купить джип,
построить коттедж, летать в Майами. И это не удивительно! Мы живём в
мире рвачей, алчных торгашей, менял, спекулянтов, барыг,
коррупционеров. Это их мир. Они-то и процветают. Пусть они гордятся,
чем хотят. Мне на них наплевать! Самое опасное в другом: эти
«успешные» люди навязывают обществу свою систему ценностей, в
которой деньги и их обладатели – цари и боги. Всё это человечество
уже проходило. Торгаши в самом широком смысле слова искажают
общественную мораль, религию, политику. Торгаш – это универсальная
категория и применяется для обозначения человека, абсолютизирующего
ценности своего личного материального благополучия, бытового
комфорта, потребительски относящегося к людям. Не может торгаш быть
духовным человеком. Сегодня торгаши в правительстве, Госдуме,
законодательном собрании, Петросовете. Они – хозяева жизни.
Остальные – рабы. Торгаш всерьёз верит, что Бог помогает ему
обогащаться и уходить от налогов, посылает торгашу заказы за то, что
тот признаёт существование Бога и истово в него верит. Торгаш
думает, что всё можно купить, а что купить нельзя, то у него есть в
избытке. Торгаш чванлив. Умный (я употребляю это слово для
обозначения наличия здравого смысла) торгаш подчёркнуто деликатен,
вежлив. Но стоит чуть-чуть копнуть торгаша, как с него слетает маска
псевдоинтеллигентности и появляется волчий оскал, душная алчность и
болезненное себялюбие. Понимаешь, кроме очевидной глупости, торгаш
туп в каком-то онтологическом смысле. Он мелочен! Он не благороден!
В глубинах бытия он не укоренён, а потому похож на щепку,
потерпевшего кораблекрушение большого корабля. По этой щепке мы
узнаём, что корабль очень дорогой, но он терпит фиаско. Трагедия
торгаша в том, что он не может заработать всех денег. Преодолевается
эта трагедия с помощью «костылей», которыми являются бедняки,
поскольку на их фоне торгаш – Крез! Он будет обирать бедняков и
стремиться к тому, чтобы бедность никуда не улетучивалась. Мир
торгаша – иллюзорный мир, который тешит его самолюбие.
–
Опять негатив. Люди так от этого устали. Почему ты всё время
говоришь о том, что не столь радужно, приятно, мило. Я чувствую
дискомфорт, слушая такие размышления. – Нужно отличать негатив от
правды. Да, порой, правда убийственна. Но и без правды жить нельзя.
То есть одна голая правда это огромная тяжесть, а жизнь без правды –
это растительная, овощная жизнь. Правда важный фермент. Его надо,
конечно, дозировать. Человек всё время ищет себе костыли, опоры. Он
придумал религию, которая есть способ адаптации к жизни. Человека
можно травмировать правдой, но без правды человек – это какое-то
другое существо. Негатив только там, где нет света в конце туннеля,
где нет видения другой стороны жизни – светлой, где есть какая-то
принципиальная обречённость, безнадёжность, сиротливость. Негатив
направлен против самого человека, это глубоко укоренившаяся в нём
разъедающая его изнутри нигилистическая установка, направленная на
отрицание всего и вся. Негатив – это действующий, выражающий себя
ядовитый пессимизм относительно не частного случая, а всего целого.
Негатив – имеет склонность к обобщению. Надо взять на поводок своё
отношение к так называемому негативу, во-первых, и, учитывая
психологические особенности разных людей, отказаться от однозначной
оценки того, что называется негативом, во-вторых. Должна быть
определённая строгость и дистанцированность от того, что мы считаем
негативом, а что на поверку оказывается подножкой, затруднением,
которые необходимо так или иначе преодолевать.
– Хорошо, вот
ты не вылезаешь из судов. Тебе же наверняка противно видеть всю эту
тупую игру в юристов и законников и кривосудие. Судя по тому, что ты
говоришь о негативе, он, имея место, тебя если и захватывает, то не
надолго, ибо ты извлекаешь уроки, анализируешь, творчески
перерабатываешь всё, рефлексируешь, и так далее. – Именно так! Но
романов я не пишу. Сейчас я сужусь с управляющей компанией «Этрон»,
ПетроГИЦем и даже «Жилищный контроль» пришил к делу мировой судья.
Мои доводы суд не принимает. Решение было заранее известно. Таких
как я, имеющих задолженность в прошлом, очень много. Если я выиграю
суд, то чиновники не получат огромные деньги в свои карманы. Все
вышеназванные организации паразитические. Это дармоеды, которые
существуют благодаря нашей мэрии и Жилищному кодексу, следовательно,
государству. Вместо того, чтобы самим выбирать способ управления
домом нам навязали компанию, от которой нет никакого толку. Два суда
я уже проиграл. На мой вопрос, кто же решает, нужен дому капитальный
ремонт или нет, судья Ефименко ответила: «Мэр!». Эти суды сплошное
издевательство. Ты погружаешься в атмосферу какой-то странной
затхлости, болота, твои ноги увязают в густой серой жиже из
античеловеческих законов. Со мной судятся три юриста. «Если бы
законы умели говорить, они обвинили бы прежде всего юристов». Я не
люблю юристов, считая работу большинства из них никчёмной. Эти люди
каждый день по восемь часов занимаются никчёмным делом. Они
оболванивают граждан, требуя с них денег. Система эта паразитична.
Сбросить с себя её не так-то просто. Ты скован по рукам и ногам.
Твои же соотечественники её поддерживают. Твои земляки запускают
руку в твой карман и обворовывают тебя по закону. Так вот юристки
эти шарят в карманах других. Они алчны и ненасытны. Они глупы и
примитивны. Они похожи на уличных девок. Жалкие, они прикрывают
безобразную свою наготу кодексом. ПетроГИЦ и «Жилищный контроль» –
это организации дармоедов и паразитов, ненужные никому, кроме самих
чиновников, бюрократические структуры. Россия – страна дураков. Это
не преувеличение. Дураков можно водить за нос, вешать лапшу на уши,
а ещё – обманывать по закону, а в тех случаях, когда обмануть
нельзя, то можно по закону грабить. До узаконенного грабежа дело не
дошло, поскольку оно пока ещё судебное.
– Недавно возник
очередной общественный совет при органе власти, а именно совет по
борьбе с коррупцией при прокуратуре Карелии. Как ты к этому
относишься? – С иронией, конечно! Посмотрим на этот состав. Кого
мы увидим? Отставной козы барабанщика А. Калинина, свадебную
генеральшу В. Вонти и разных чиновников. А. Плаксина взяли в совет,
чтобы порекламировать Award – «Патриот России» из него не получился.
И. Пальцев – так же как и его коллега Вонти, член всех возможных в
Петрозаводске советов. Он должен олицетворять сознательную молодёжь.
Одни демонстрируют свою лояльность власти, другие затыкают собой
всякие дыры. В самом деле, где же взяться такому количеству
общественников, чтобы заполнить все советы, комиссии и прочие
ненужные структуры? Вот кадры для страны Советов. Коррупция в России
носит системный характер. Противодействовать ей вместе с
государством утопично. Государство не будет бороться против самого
себя. Чем опасны такие советы? Государство подминает под себя
гражданское общество. Чем больше таких советов, тем выше доверие
общества к структурам власти, правоохранительным органам, ФСБ, а
следовательно и государству в целом. Нарастает процесс оболванивания
граждан. Государство при такой поддержке начинает превращаться в
авторитарное. Вот такие советы активно поддерживают эту тенденцию.
Недавно на 46млн. взятке поймали карельского чиновника. Разумеется,
это только вершина айсберга. В республике, где всё контролируется
Катанандовым, тень падает именно на губернатора. Бездарная игра в
гражданское общество тупых общественников и торгашей-политиков мне
давно претит.
– Жаль, что молодые люди этого не понимают, но
будем надеяться на их прозрение… Давно, ты не отзывался о местных
журналистиках. – Ну, что о них скажешь: Я давно почти не смотрю
телевизора и почти не читаю газет. Испытываю смешанные чувства:
едкой иронии, насмешки и презрения. Карельское телевидение давно
стало домашним телевидением не самого выдающегося губернатора. На
экране постоянно маячит какая-то гламурная мартышка, у которой явный
перебор с загаром. Тут же какой-то лысый подросток, снимающийся и в
рекламе! Хоть бы пожалели потребителей. У них же может возникнуть
подозрение, что от этого молока исчезают волосы на голове. Он хорошо
поставленным голосом с «уверенностью сытой» и пафосом рассказывает о
затонувших и таких же лысых, как он сам покрышках. Умеют сделать из
мухи слона! Кукковская телекомпашка выносит на экраны одно и то же
имбицильное лицо дикторши, у которой ещё и с дикцией проблемы. Про
заурядность борзописцев и говорить не хочется. Цирк, да и только!
Мне смешно! Сколько же тут клоунов, и все так и норовят посмешить
меня.
– И меня тоже! На этом фоне я чувствую себя гением.
Спасибо за беседу.
Беседу вела Екатерина
Петрова
|