Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
18.08.2007 Выйти за рамки и границы, чтобы обрести мир

В августе состоялась моя вторая поездка в Бельгию по программе молодёжного обмена. Проект «Молодёжь выбирает мир» финансировался Европейской комиссией и правительством Фландрии. Пятьдесят человек из Бельгии, Голландии, Израиля, Палестины, Бурунди, Конго и России (Чечня и Карелия) собрались в самом маленьком городе Бельгии Месене, чтобы обсудить проблемы войны и мира и сказать своё решительное «нет» вооружённым конфликтам, расизму, ксенофобии, нарушению прав человека. В Месене располагается известная в Европе «Деревня мира» (Peace village), в которой мы и жили. Она была создана для решения ирландской проблемы. Сюда приезжали молодые люди с севера и юга Ирландии, чтобы научиться слышать и понимать друг друга. Общественные организации, католики и протестанты собирались вместе, обсуждая вопросы лучшего будущего для своей страны. Эта международная школа стремится установить мир во всём мире, помогая представителям других стран, в которых конфликты повседневная реальность, их преодолеть. Месен – это идеальное место для осознания того, что война – это безумие. Возможно, такой глубине прозрения способствует удивительный небосвод. Именно здесь я со всей силой пережил чувство восхищения звёздным небом. Звёзды манили меня к себе – прочь от Земли с её тревожными снами и ежедневным насилием. Их неземной свет струился в душу, умиротворяя и возвеличивая её. В этой точке планеты ты понимаешь, что такое настоящий, чаемый мир.
Парк мира был официально открыт 11 ноября 1998 года ирландским президентом Мэри Макэлис в присутствии британской королевы Елизаветы II и бельгийского короля Альберта I. На территории парка находится башня, которая символизирует память о солдатах Ирландии, принимавших участие в месенском сражении, а также примирение ирландцев между собой.
В деревне царила атмосфера веселья и дружелюбия. Молодёжь разных стран для меня являла собой модель идеального мира. Презентации, воркшопы, энерджайзеры заряжали энергией жизни и действия, которая пригодились нам во время марша мира по улицам Брюсселя. Жёлто-красно-зелёный флаг Карельского отделения «Молодёжной правозащитной группы» был сродни радужному флагу движения за мир. Все мы раздавали листовки, общались с прохожими, а наши израильские друзья устроили небольшой концерт на лестнице бурсы.
Один из дней был посвящён конфликтам. Президент Пакс Кристи (Фландрия) – католический священник Йо рассказывал о позитивных и негативных сторонах конфликта, но перед этим предложил всем пять минут посидеть в полной тишине и подумать о мире. Мир рождается в тишине и из тишины. Это особое духовное состояние. Человеку полезно погружаться в состояние изначального вакуума, добытийное. Вакуум бесконфликтен. В этом суть всех медитаций – приобщение к первоначальной мировой бесшумности, Единому, которое не знает противоположений, а следовательно, и конфликтов.
Общение активистов МПГ с премьер-министром Фландрии, который был одним из инициаторов постройки деревни мира, было коротким, но приятным. Мы рассказали ему о деятельности нашей организации и подарили наши издания.
В Генте участники посетили православную, протестантскую церкви и мечеть.
Изображение Успения Божьей Матери натолкнуло меня на мысли о высоком финале человеческой жизни. Гроб с телом Богоматери окружили мужи, на лицах которых лежит печать глубокой скорби. Но это не простые мужи, а святые, люди колоссального духовного опыта. Именно они, если можно так выразиться, – главные герои этой картины. Благодаря ним смерть одухотворяется, она становится средством перехода человека в другой, лучший мир. Религия адаптирует человека к неизбежности смерти. Картина подчёркивает достоинство умершего человека, христианское отношение к которому сохраняется и в момент погребения. Прощание с умершим происходит на протяжении всей жизни тех, кому он был дорог. «Нет, весь я не умру», – эта фраза Пушкина характеризует именно христианское отношение к покойнику, который продолжает жить в памяти тех, кто его любил. Именно могила и является местом грядущего воскресения человека. Отсюда культура захоронений, бережный уход за могилами и поминание покойников. Христианская цивилизация – это, прежде всего, культура человеческого достоинства, которая передаётся из поколения в поколение. Особое значение имеют кладбища, которые как бы сохраняют за усопшими их достоинство: человек ушёл из жизни как Человек. Разрушение кладбищ есть преступление против человеческого достоинства. Отсутствие благородства чревато чудовищными катаклизмами. Достоинство и тишину усопших нельзя нарушать. Иисус искупил грех Адама, но люди продолжают умирать. Каждая смерть – это свидетельство первородного греха. Религия пытается максимально нивелировать, сгладить горечь утраты, освобождая духовное пространство для мыслей о вечной жизни. Именно достоинство коррелирует с вечностью, а потому смерть должна быть облагорожена.
Я снова в Брюгге – в музее под открытым небом. Всё здесь радует глаз, вызывает восхищение. Госпиталь Святого Иоанна – один из самых старых в Европе. Уже в XII веке существовала эта больница, которая также служила пристанищем для путешественников. Больница и странноприимный дом – идеальное сочетание: в долгих странствиях по белу свету легко потерять силы, заболеть. Тут тебя примут и выходят. Больница становилась на время вторым, а может быть и единственным домом для бесприютного скитальца. Здесь человек находил поддержку и, пусть временный, но всё-таки уют, набирался сил и отправлялся дальше по дороге неизвестности.
За искусством плетения знаменитых фламандских кружев, называемых «чистый стежок», для которых требуется от 300 до 700 коклюшек, можно наблюдать вблизи прямо на улице.
В одном из бывших госпитальных залов XIII века размещается всемирно известный музей Ханса Мемлинга, умершего в Брюгге в 1494 году. Это одно из самых значительных мест в Брюгге. Здесь находятся шедевры, созданные десницей великого мастера. Гениальный художник преображал и творил мир, воздействуя через свою живопись на сознание средневековых людей, их настроение, душевное состояние. Через красоту влияя на умы и сердца: первые делая гибкими, вторые – мягкими. Вот триптих, в центре которого – снятый с креста Христос. Нетрудно заметить, что Иисус не мёртв, он похож на тяжело раненного человека, как будто вынесенного с поля боя, находящегося между жизнью и смертью. Раненому требуется медицинская помощь и духовная забота, молитвы, которые помогут поднять его на ноги. В картине, явно отступающей от канонического изображения сцены снятия с креста, нашли отражение высокие нравственные качества художника: к каждому больному нужно относиться как к распятому Христу. Лечение больного, уход за ним сродни таинству воскрешения. Бог делит свои функции с человеком. Нужно сделать всё, что можно для страждущего, забыв про собственный покой, избавить ближнего от боли. Муки больного человека вполне сопоставимы со страданиями Христа. Сестра милосердия, помогающая больному, воскрешает его из мертвых, ведь каждый человек – это сын Божий. Насколько точно и глубоко название «сестра милосердия»! Что такое медицинский работник, врач (от слова «врать»)? Здесь есть что-то казённое, формальное, кустарное. И напротив – «сестра милосердия» – в этом словосочетании заложены великие смыслы: родственное, сестринское и даже материнское отношение, человеколюбие, опека, сострадание, душевное тепло. Этот триптих поднимал дух монастырским сёстрам, придавал значение их каждодневному тяжелейшему труду, наделял особой миссией сродни миссии Христа! Мои представления о том, какими должны быть больницы, претерпели серьёзные изменения, когда я оказался в госпитале Святого Иоанна.
Церковь Богоматери – уникальный памятник готической архитектуры. Здесь находится скульптура из каррарского мрамора «Богоматерь с младенцем» – шедевр Микеланджело. Скульптура была куплена торговцем из Брюгге Ж. Москруном в 1506 году и подарена церкви. Одно из редчайших произведений мастера, находящееся за пределами Италии. Красота женщины сродни божественному откровению. Так манифестирует себя Абсолют. Магнетизм скульптуры сильнее земного тяготения и по аттрактивной силе сравним с «Джокондой» Леонардо.
Базилика Святой Крови – это двухуровневый храм 12 века, выполненный в римском стиле. Согласно преданию «Святая Кровь» была доставлена Дерриком Эльзасским из Иерусалима и в 1150 году передана на хранение Брюгге. В базилике висит православная икона Святого Василия. Католическая церковь толерантнее своей византийской сестры.
Один из моих самых обожаемых мастеров – Иероним Босх, художник безграничного воображения. Благодаря нему в наш заунывный мир вторгается иная, пугающая реальность. В музее Грунинге, что в Брюгге, находятся два шедевра, принадлежащие кисти Босха. К ним можно приблизиться вплотную и разглядеть каждую деталь. «Job Triptych». Центральная часть: все люди дудят в свою дуду, больной, весь в пятнах, взирает на пролом в стене, из которого торчит человекоподобное чудовище: вместо ног – птичьи когти, вместо головы – лисья морда. Человек в состоянии болезни видит все вещи иначе – сущностно, глубинно. Защитный слой стирается, начинается коррозия человека, его убывание. В основе жизни – трагедия, апофеоз которой – смерть, нисхождение в Ничто. Каждый человек несёт на себе печать инфернального мира. В левой части триптиха – ребёнок, вылупляющийся из яйца. Он тоже видит чудовищ, и ему тоже страшно. Душа ребёнка беззащитна. Воплотившись, она испытала ужас. Это близко моим детским переживаниям. Часто, ложась спать, я видел видения: из едва приоткрытой кладовки под покровом ночи ко мне являлись странные уродливые гротескные существа с непропорционально большими ушами, оттянутыми до пола губами, огромными глазами. Эти существа цокали, двигались, пугая меня и мешая заснуть. Сколь много общего между моими детскими кошмарами наяву и миром Босха. И, наконец, слева – священник, молящийся на распятие. Он ищет спасения от своего экзистенциального страха. Вера в Бога, ставшего человеком, должна помочь спасению от вездесущего ужаса и невыносимости бытия. Катастрофическое сознание Босха манифестирует себя со всей отчётливостью. Спасение можно найти только в религии? И ребёнок, в силу возраста, и больной, в силу состояния здоровья, и священник, в силу тонкой душевной организации, являются людьми, остро чувствующими зияние бездны, абсурд, танатос. Пессимизм Босха беспощаден: весь мир во зле и нет в нём благодати. Художник рисует богооставленный мир, в котором человек обречён на страдание, ему больно жить.
«Страшный суд». Туфля-парусник. Голова с четырьмя ногами, тело ящерицы, а голова человека. Язык колокола – человек. Огромная раковина, которую пронизывает нож, на его острие лежит некто вниз головой – сцена садистского рассечения человека – кровь стекает по ножу. Иисус в каком-то шутовском жесте, у него глупое выражение лица. Человек на наковальне и палач-кузнец занёс над ним свой молот. Мир дьявольский вперемежку с человеческим. Люди в клетке. Осёдланные невероятные животные. Человек унижен, он безучастен. Это состояние недочеловечества, которое олицетворяют грешники. Праведники радуются жизни, но остаются людьми. Босх рисует мир как будто посмертного воздаяния и вознаграждения. Но эти ад и рай прижизненные. Человек сам определяет себе меру счастья и несчастья. Совесть, стыд позволяют сформировать критерии праведности и греховности. И рай, и ад – дело рук человеческих.
Рене Магрит, «Атака». Своеобразный триптих на одном полотне. Слева – небо в параллелепипеде; в центре – арка, за которой видны окна дома; справа – изображение женской груди и торса в раме. Картина передаёт чувство ограниченности, скованности. Это геометрия замкнутого пространства. Художник страдает от духовной клаустрофобии. Ему хочется выйти за рамки бытия. Атака – это безумный порыв к свободе, лишённой всяческих лимитаций и тисков. Рамки стесняют человека. Экзистенциальный трагизм: человек не свободен даже духовно! Он не принадлежит себе. Художник переворачивает наше сознание. Он переосмысливает половой инстинкт, который подавлен цивилизацией и самой биосоциальной природой человека, а значит получаемое сексуальное удовольствие всего лишь суррогат, но и этот заменитель, в свою очередь, ограничивает полёт духа. Зашторенные окна – символ несвободы. Жизнь – тюрьма. Даже небо становится чем-то конечным, всего лишь занавеской, за которой скрывается космос. Именно о космосе, о других галактиках мечтает художник. Он не боится бескрайности космоса, а вполне доверяет ему. Очевидно, в приобщении к безграничности Рене Магрит видит настоящую свободу.
Славные музеи! В Брюгге один билет даёт право посещения нескольких музеев, находящихся в разных концах города.
В последний вечер нашего молодёжного слёта была организована «Gender-bender party» – так называется вечеринка, на которой юноши переодеваются в одежду девушек, а девушки – в одежду юношей. Такая форма маскарада. Молодёжь играет чужие роли естественно, без натуги и напряга. Особенно запомнились голландцы Мено и Аман, которые до этого в деловой ролевой игре великолепно изображали из себя премьер-министра и духовного лидера, а на следующий день с тем же успехом подражали индианке и весёлой разбитной женщине. Соотечественники Хейзинги знают вкус игры, с помощью которой формируется гибкость ума, способность к эмпатии, преодолеваются комплексы. В игре человек выходит за установленные традицией, социумом рамки, оставаясь при этом, и даже укореняясь, в рамках человечности. Это ли не всевмещение? Более того – всепревращение. Чужая самоидентичность становится предметом игры. Через вживание в чужую идентичность, подражание чуждым поведенческим моделям человек лучше понимает не только других, но и самого себя, расширяя горизонты своего внутреннего мира. Другое «я» становится его собственным; он как бы присваивает его себе, а значит, оказывается способным к пониманию и принятию инаковости. Только тоталитарные – самые бесчеловечные режимы – не играют.
Почему Россия не Бельгия? У нас к человеку относятся как к средству, у них – как к цели. Там есть свобода, без которой невозможна ответственность. У каждого – свой уютный дом, который он построил сам, а не гаражи для людей; достойная зарплата, а не нищенские подачки за труд. Система образования, направленная на духовный, интеллектуальный и личностный рост, а не отупляющая и подавляющая личность школа. Главное, что их отличает – это чувство собственного достоинства и чувство защищённости. В нашей стране защищены права только одного человека – президента. Пока мы не научимся относиться к себе как к президенту, ничего не изменится. И ещё. Очень важно, чтобы человека окружала красота: произведения искусства, красивые люди, красивые мысли, красивые вещи, красивая архитектура. А у нас посмотришь вокруг и почувствуешь себя разве что котом на помойке. Европеец не станет терпеть глупые неудобства, он тут же начнёт жаловаться и добиваться того, чтобы все проблемы были решены. Отношения между людьми строятся по принципу единства и автономности. Я – личность, но я и член общества. Здесь царит дух здорового коллективизма. Соблюдается принцип полной открытости! Европейцы говорят всё, что думают, свободно объясняют, с чем они не согласны, заставляют власть слышать себя.

Максим Ефимов

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz