Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
22.06.2005 Эссе на тему: Судьба человека в условиях оккупационного режима. (По фильму Р. Поланского "Пианист")

Эссе на тему: Судьба человека в условиях оккупационного режима.
(По фильму Р. Поланского "Пианист")

Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу.
А.Твардовский

В наше бешеное время, когда человек теряет свое лицо в погоне за удовольствиями, преуспеванием и наживой, когда отовсюду слышны разговоры о росте цен и понижении уровни жизни населения, когда наркотик телевизионного экрана притупляет светлость чувств и ощущение неповторимости собственной жизни, но не теряет остроту погони за благами и жажду владеть всем, что представлено как "необходимое каждому", - так трудно остановиться и трезво рассудить, куда идет страна и человечество, вспомнить уроки истории и осознать, что не хлебом единым жив человек.

Главный герой фильма Романа Поланского "Пианист" Владек Шпильман - прекрасный и известный пианист. Он из хорошо обеспеченной еврейской семьи, живущей в Польше. Его сестры, брат, отец, так же как и он сам, были людьми талантливыми, образованными. Владек везде узнавали, его уважали как пианиста и человека.

С приходом нацистов к власти начались гонения на евреев: поначалу с ними жестоко обращались, а затем разными способами просто уничтожали. Владек Шпильман на себе ощутил, что такое германский фашизм. Ему пришлось через многое пройти: гетто, голод, унижение, смерть близких. Он видел как убивают калек, прикованных к креслу: их выбрасывали с балкона или, приказывая людям бежать, стреляли им в спины, якобы за попытку бегства.

Жизнь в гетто была ужасна. Например, семья Шпильмана, продав дорогую вещь за 20 злотых, смогла купить на вырученные деньги всего лишь маленькую конфетку, умудрилась разделить её на всю семью. Были и такие, кто зарабатывал на горе людей, другие же влачили жалкое существование. Владеку приходилось скрываться, сидеть целыми днями в квартире и бояться, как бы его не обнаружили немцы. Он жил в пустой квартире, потерявший человеческий облик, всеми забытый. Муза давно покинула его. Главное в его жизни было выжить. Голод мучил. Простая банка старых соленых огурцов, которую он нашел в полуразрушенном доме, для него была спасением.

Но даже в этих страшных обстоятельствах находились люди, которые протягивали руку помощи, понимая, что они могут быть расстреляны нацистами. Из Варшавского гетто ему помогает спастись другой еврей, работающий на нацистов. Именно благодаря ему Владек Шпильман не был отправлен в Треблинку вместе со своей семьей. Судьба даровала ему жизнь.

Если бы не его талант великого пианиста может быть он давно бы погиб. Немецкий офицер был потрясен игрой великого польского пианиста и для него, нациста, оказалось неважным, кто играл музыку: еврей или истинный ариец. Он оставляет Шпильмана в живых.

Этот фильм производит сильное впечатление и заставляет задуматься о том, что каждый человек - участник истории. И поэтому его не могла не коснуться ни война, ни гонения на евреев, ни фашизм. Нынешнее поколение, увы, думает, что фашизм исчез с лица земли и все раны от фашизма и войны залечены. Мы обязаны помнить об опасности фашизма, обязаны помешать его реставрации в новых формах. Должны понять, что любой фашизм - угроза человеческому достоинству и праву на свободу; он безбожен, кровожаден, поэтому изобретает самые изощренные формы разрушения цивилизации и убийства человека.

Светлана Родионова, СОШ №-1, ученица 11-А.

Каким 20 век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, человекофобии, преследований и убийств людей только за то, что они другие: другой расы, другой крови, другого социального класса…?

Не придется ли нам вновь и вновь платить своими судьбами и судьбами своих близких за националистические идеи? О Холокосте стараются забыть, словно это пустой звук в истории, но документы, фильмы, свидетели не дают похоронить в памяти людей это Всесожжение.

Одним из таких фильмов является "Пианист" Романа Поланского. Фильм вызвал у меня чувство моральной, внутренней, душевной боли, которую гасили эмоции и негодование. Существование евреев в гетто было просто невыносимым. Существование потому, что это нельзя назвать жизнью. Их оградили высокими кирпичными стенами от внешнего мира, как будто они прокаженные, только потому, что люди эти были другой национальности.

Главный герой фильма Владек обладал упорством, выдержкой, моральной силой, добротой, целеустремленностью, которые помогли выжить ему в эти трагические годы. Любой бы другой мог просто покончить жизнь самоубийством, не вытерпев того, что перенес Владек. Но он все пережил. Кроме того, главную роль в его спасении сыграл его талант - чудесная игра на пианино. Но не только это помогло ему выжить, но и люди, которые не были лишены доброты и сочувствия.

Ещё до переезда в гетто, евреев заставляли носить нарисованные повязки с синей звездой на белом фоне, чтобы они выделялись из общей массы, так проще было над ними издеваться. Нацизм Гитлера дошел до того, что евреям было запрещено сидеть в общественных местах и даже ходить по тротуару. Несмотря на все это, еврейский народ свято верил в то, что это не надолго.

Тридцатого октября 1940 года людей депортируют в гетто. И тут начинается настоящий кошмар. Из квартала для евреев выйти очень трудно, практически невозможно, но за пределами гетто выжить еще труднее. Нацисты творили что хотели. Они устраивали облавы, выгоняли семьи на улицу и расстреливали всех членов семьи, громко смеясь при этом. Так же они хватали людей на улице и увозили, но куда, никто не знал. Это уже стало известно потом: людей отправляли в лагеря смерти и убивали в газовых камерах. Заставляли танцевать инвалидов, это доставляло им огромное удовольствие.

Голод мучил жителей гетто. Людям нечего было есть они бросались друг на друга из-за куска хлеба и миски каши. Но когда вся еда заканчивалась, они пытались утолить голод каплями воды. Городские жители знали людей гетто и их голодное существование, поэтому часто из города бросали какую-нибудь еду через стену гетто.

Нацисты опускались до того, что снимали с трупов золотые коронки, еще пригодную одежду, отрезали волосы. Жестокости и безнравственности не было границ. Люди не могли поверить, что их могут истреблять. Они жили в гетто и были ограждены от остального мира в них зрело чувство протеста против нацистского оккупационного режима. Варшавское гетто выступило в апреле 1943 года. В истории это событие получило название восстание в гетто, которое жесточайшим образом было подавлено нацистами.

Теперь неонацисты и неофашисты спрашивают: "Вы о чем? Разве был Холокост?" Они не хотят вспоминать об этом, они думают, что война все спишет…Холокост - преступление, прикрытое войной.

Холокост не только прошлое! Стоит о нем только забыть, и он вполне может стать настоящим и будущим!

Наталья Барышнева, СОШ №-1, ученица 11-А класса.

С самого начала Второй мировой войны, то есть с 1939 года и до самого конца, Польша была местом массового уничтожения людей. В этой стране нашли место такие явления как: гетто, антисемитизм, коллаборационизм, фашизм и т.д. Можно с уверенностью сказать, что с начала войны прекратилась жизнь, превратилась в одно лишь существование, но даже его были достойны немногие. Я не хочу упоминать цифры убитых и умерших от голода, болезней, убивших себя, не приняв нечеловеческие условия. Таких были миллионы.

Вся Европа содрогнулась от запредельной жестокости фашизма, от этой огромной силы, которая успела унести жизни многих людей. Польша была местом, куда сгоняли евреев со всех европейских стран. Именно там находились самые крупные лагеря массового уничтожения такие как: Освенцим, Треблинка, Собибор, Хельмно. Можно представить страдания и ужас, царившие в них. Это нельзя просто забыть, стереть. То страшное время надо помнить, помнить для будущего.

Судьба одного польского еврея показана в фильме "Пианист". Самое страшное то, что после просмотра понимаешь, что в фильме нет преувеличений, скорее многое было не показано, опущено. Те события кажутся адом. Поражаешься, на что способен человек: как одни смогли выжить и пройти через это, и как другие создали этот кошмар.

Главный герой фильма Владислав Шпильман - не простой еврей, живущий со своей семьей в столице Польши Варшаве. Судьба его сложна, на протяжении фильма удивляешься его стойкости. Сколько раз он оказывался на краю смерти! Он, как и все евреи, балансировал между жизнью и смертью. Всё что у народа было - это они сами, но распоряжаться собой они не могли. В фильме мы видим то место, тот небольшой участок земли, куда сгоняли всех евреев и отгораживали высокой стеной, как прокаженных. Гетто было их новым домом. Там они были вместе, но беспомощны и бесправны. Они, в первую очередь, были евреями, а не людьми. Голод, страх, безвыходность, жестокость, неизвестность и смерть - вот что можно сказать о гетто. Из гетто евреев толпами везли в лагеря, где уничтожали. Всю административную работу и контроль за перевозками людей осуществляла еврейская полиция. Один из таких людей помог главному герою избежать концлагеря. Неимоверных усилий стоило ему жить дальше: ждать конца войны и заниматься рабским трудом.

Один, без семьи, без прав. Кто поможет ему? Он цеплялся за каждую возможность. Помощь друзей-поляков - вот что спасает его во второй раз. Стать незаметным - единственный шанс выжить. И его убежищем становится квартира рядом с гетто. На его глазах фашисты истребляют последних еврейских жителей, оставшихся в гетто. Несмотря на чувство отчаяния и страха, навсегда поселившееся в его душе, ему не дает покоя мысль: "Почему я здесь, мне надо быть с ними, остаться и сражаться до последнего?". В этих условиях лучше не думать. Мысли рвут на части, лучше ждать, надеяться, хотя надежды уже нет. В подобной ситуации легко разочароваться в существовании высших сил, способных уберечь, защитить от зла. Владек Шпильман жил, когда голод съедал его тело; жил, когда никто и ничто не могло ему помочь; только музыка - единственное что осталось. Воображая, он слышал её, ударяя пальцами по воздуху, исполняя Шопена. Ни голод, ни страх не смогли уничтожить музыку в его душе. Мы видим, как он превращался в одну лишь тень человека: глаза, перед которыми стояла смерть, казалось, никогда не обретут былой блеск. Ожидание - что может быть хуже? Он справился, заточая себя в четырех стенах, вручая жизнь в чужие руки, стараясь остаться незамеченным. Любой промах мог стоить ему жизни. Еврей не достоин ходить по одной земле, дышать одним воздухом с немцами. Но всё имеет свой конец. Наш герой слишком много пережил, чтобы сдаваться сейчас, когда спасение близко. Появилась надежда, а где надежда там и страх, всё снова обретала смысл. Дождаться конца войны, выжить - вот главная задача. Немцы отступают, разрушая всё за собой. Город в руинах и нет никакого шанса выжить. Любая крошка могла быть спасительной, но её нет.

И что же? Никто иной, как враг - нацист помогает Владеку. После всего увиденного, подобный гуманный поступок со стороны немецкого офицера кажется чудом. Неужели кто-то из них верит в Бога? Чуткий немец понял кто перед ним, и понял это, услышав как Владек играет на рояле, он восхищен его игрой, он помогает, когда сам уже в опасности.

Что же это? Режиссер мельком показывает фото семьи офицера на рабочем столе. Невольно мы меняем свое отношение к нему, но, увидев отчаяние и страх офицера в конце фильма, начинаем его жалеть. Жалел о невозможности помочь и Владек. Он прошёл через все ужасы войны, потерял семью, потерял покой. В сердце его навсегда останутся голоса убитых, их лица. Забыть такое невозможно. Но теперь его пальцы могут спокойно опускаться на клавиши, звук перестал быть его врагом. На лице улыбка со слезами на глазах. Он смог жить дальше. Этот фильм основан на реальных событиях, реальной судьбе. Остается только преклоняться перед человеческими возможностями, силой духа и выносливостью. Самое трудное найти силы жить и бороться когда вокруг одна смерть и помощи ждать неоткуда.

Фашизм и нацизм - огромное социальное зло. Однажды оно нашло себе место в нашей жизни и принесло большие страдания, последствия которого неизмеримы. Мы не должны забывать о тех временах. Об этой черной странице нашей истории надо говорить. Это важно для будущего, чтобы люди никогда не обратились к подобным взглядам и методам вновь.

Женя Новожилова, СОШ №-1, ученица 11 класса.

Вторая мировая война началась первого сентября 1939 года вторжением войск нацистской германии на территорию Польши. Оккупировав Польшу, немцы приступили к созданию особых еврейских кварталов-гетто. Самым крупным было Варшавское гетто, образованное в октябре 1940 года в юго-восточной части польской столицы, где до войны проживала значительная часть еврейского населения. Туда, по приказу фюрера, до 31 октября 1941 года должны были быть переселены все евреи города. В Варшавское гетто попадает и главный герой фильма Романа Поланского "Пианист" Владек Шпильман.

Он, талантливый музыкант, оказывается вместе с семьей, родителями, двумя сестрами и братом, в нечеловеческих условиях жизни в гетто. Жуткое, умышленно созданное переселение (численность обитателей Варшавского гетто достигла 400 000: один человек на 7,5 квадратных метров) неизбежно приводило к вспышкам эпидемических заболеваний (в первую очередь тифа), постоянная нехватка еды (нормой немцы объявили 200 калорий в день) и топлива, которое даже стали называть "черным жемчугом" - все это приводило к тому, что резко возросла "естественная смертность". В 1941 году каждый десятый житель Варшавского гетто умер от голода или болезней. Не было никакой медицинской помощи: не хватало лекарств и оборудования. Люди не жили, а существовали. Они были лишены материальных благ, всех прав и защиты государства, но кроме того они вынуждены были работать на нацистов, терпеть от них всяческие унижения и притеснения. В таких условиях было подвигом то, что обитатели гетто не прекращали культурную жизнь столь необходимую для поддержания духа людей.

В варшавском гетто был детский хор. Даже дети находили в себе силы жить в ужасающих условиях. Концерты и театральные представления давались до тех пор, пока музыкантов и актеров не депортировали в концлагеря. Это получило отражение в фильме: Владек играет на пианино для обитателей гетто и тем самым дает им силы жить и бороться в очень трудное для них время.

Важно, что люди, попавшие в жуткие условия жизни не падали духом и оставались людьми несмотря ни на что, старались поддержать и помочь друг другу. Так, например, в одной из сцен фильма Владек пытается спасти ребенка, которого убивают немцы, он пытается остановить их, взывая к их человечности.

"Что же вы делаете?! Это ведь ребенок!" Но солдаты Гитлера глухи к его крику. Спасти ребенка Владеку не удалось. Но важно, что он не прошел мимо, безразличный и безучастный к происходящему только потому, что всем сейчас плохо и жестокость стала распространённым явлением. Школы, театры, представления, даже сам факт того, что жители гетто выживали, можно уже назвать героизмом. По мнению многих историков, это было формой сопротивления нацистскому оккупационному режиму.

Ещё до заключения евреев в гетто нацисты проводили жесткую антисемитскую политику: евреи объявлялись вне закона, им было официально запрещено гулять в парках, садиться на скамейки, ходить по тротуарам, посещать кафе, рестораны, общественные места. Как справедливо замечает Владек: "Нам осталось только стоять и говорить, пока нам и этого не запретили". Вскоре евреев заставили носить синюю "звезду Давида" на белом фоне. Игнорирование этого приказа каралось очень жестоко, часто расстрелом. К высшей степени дискриминации прибавлялось ещё и безнаказанное насилие: ударить еврея просто так, "в честь Нового года", было обычным делом.

Местное население быстро убедилось в полном бесправии своих еврейских соседей при оккупационном режиме. Евреев ещё не заставляли носить отличительные знаки, их ещё не загнали в гетто, а многие уже издевались над ними, бесцеремонно выгоняли из очередей за хлебом. Находились и такие, кто охотно участвовал в убийствах, присваивал имущество убитых, а иногда и ещё живых евреев. В фильме есть эпизод, когда семья Шпильманов продает пианино. Продает за бесценок, ведь кто же купит дорого пианино у еврейской семьи, которую вот-вот депортируют в гетто, которая всё равно будет вынуждена его продать? Естественно, никто. Особенно в годы войны, когда стоимость вещей и продуктов стала несоизмерима их ценности. Например, мальчик в фильме продает отцу Владека ириску за 20 злотых, а чуть раньше брат Владека продал книгу Ф.М. Достоевского за 3 злотых.

Коллаборационисты, то есть люди шедшие на сотрудничество с оккупантами, были и на территории самого гетто. Там существовали отряды еврейской полиции-юденраты,-поддерживающие порядок внутри гетто. Многие шли в такие отряды добровольно, остальных заставляли. Что же вынуждало евреев идти против своих же знакомых, друзей, да и просто товарищей по несчастью, идти на союз с нацистами? Возможно, они видели в этом единственный способ спасти свою жизнь. К таким людям сами евреи относились плохо, считая их предателями, но ведь многие шли в такие отряды по принуждению. И если каждый еврей в гетто отвечал за свои поступки сам, то на каждом еврее-коллабрационисте лежала ответственность за всех и, я уверена, им было тяжело и больно видеть страдания своего народа, они ни на секунду не забывали, что они тоже евреи, но что они могли сделать? Они помогали евреям с риском для жизни в меру своих возможностей, ведь если вспомнить, именно коллаборационист спасает Владека от верной гибели в газовой камере какого-нибудь лагеря.

В фильме отражено очень важное событие, имевшее большое значение не только для евреев, - восстание в Варшавском гетто. Долгое время евреи, бывавшие периодически в "арийской" части города, нелегко проносили оружие в мешках с едой, каждую минуту рискуя быть схваченными. 18 января 1943 года эсэсовцы вошли в гетто, чтобы депортировать оставшихся там евреев. Их встретили оружейным огнем. Это было полной неожиданностью для немцев. Несколько было убито, остальные в панике отступили. Гетто на несколько месяцев осталось в покое. Возобновилось сражение 19 апреля 1943 года, когда немецкие войска снова вошли в гетто. Немцы стали поджигать квартал за кварталом, вынуждая людей покидать укрытия. После этого их расстреливали. Бои в гетто продолжались целых три недели.

Ко времени восстания Владек Шпильман уже бежал из гетто. Он скрывался у разных людей, которые надежно прятали и кормили его, рискуя своей жизнью. Ведь за любую помощь евреям немцы расстреливали всю семью. Рисковать своей жизнью намного легче, чем жизнью своих родных и близких. Таких людей, которые прятали евреев от нацистов, называют "Праведники Народов Мира". Несмотря на грозящую опасность, они открывали двери голодным, замученным, грязным часто раздетым и испачканным кровью людям. Благодаря таким людям выжил Владек.

Когда он остался один, он вновь вынужден был искать укрытие, он спрятался на чердаке, где его случайно обнаружил немецкий офицер. Но он не убил его, а, напротив, помог выжить в самое трудное время для Владека.

Так или иначе, но Владек Шпильман выжил. Он прошел через всю войну, через унижения, через гетто, через смерть семьи, через голод и лишения. Он сумел выжить и сохранить в себе человека, что было самым главным в идеологической войне против целого народа.

Я думаю, этот фильм никого не может оставить равнодушным, на меня он произвел очень сильное впечатление - судьба одного человека отражает судьбу целой нации, всего еврейского народа. Через описание жизни Владека можно узнать о жизни миллионов евреев, цыган, славян, оказавшихся жертвами нацистского террора. Этот фильм открывает малоизвестную страницу Второй мировой войны страницу геноцида еврейского народа.

Владлена Поцелуйко, СОШ №-1, ученица 11-А класса.

Мне кажется, что фильм "Пианист" никого не оставит равнодушным. После просмотра фильма сразу становится понятно, почему он был удостоен премии "Оскар". Это, действительно, великолепный фильм. Стоит отметить, что человек написавший сценарий не видел военных действий, но сумел точно, правдоподобно всё описать, ни одна сцена не наиграна. Фильм смотришь на одном дыхании.

Конечно же, поражает жесткость нацистов, в особенности по отношению к евреям, презрение к ним как к "низшей расе" переросло в ненависть превратило немцев в варваров, медленно и планомерно уничтожающих нацию.

Главный герой фильма Владек Шпильман - известный польский пианист. Он-еврей и, кажется, его судьба предрешена. Владек, как и многие другие, не понимает, почему к ним так относятся, почему существуют запреты ходить по тротуарам вместе со всеми, гулять в парке. Но самое страшное впереди. По мысли нацистов все евреи должны жить в определенной части города. По приказу Фишера все евреи с вещами должны отправится в специальный квартал -варшавское гетто. 400 000 тысяч евреев стали жить в варшавском гетто и этот квартал напоминает нам резервацию по национальному признаку.

Владек потерял работу, у него совсем не осталось денег, а потом ещё и разлука с семьей. Единственное, что помогло ему - это любовь к музыке. Не случайно на протяжении всего фильма звучит музыка Шопена. А когда жизнь стала невыносима в голове Владека зазвучала музыка Бетховена, заставляющая его бороться за жизнь в невыносимых условиях оккупации. Где бы он ни был, музыка всегда с ним. Роман Поланский показывает, что музыка вечна даже в условиях оккупации и помогает человеку обрести силы в борьбе за существование даже в аду.

Даже в такое тяжелое для страны время Владек остается человеком, он не стал равнодушным ко всему, у него разрывалось сердце, видя мучения людей. Он не мог спокойно пройти мимо умирающего. Но изменить что-либо было не в его силах. Владек находился как бы в двух мирах: один мир - мир музыки, напоминал ему о довоенной, мирной жизни, другой мир - мир войны, мир гетто, депортации и насилия. Он находился между прошлым и будущим, и музыка спасла его.

Немцы показаны просто фанатиками своей теории "окончательного решения" еврейского вопроса, но даже среди них были исключения. Таким исключением стал немецкий офицер, благодаря которому Владек остался жив.

В фильме рассказывается о человеке, прошедшем через сложный этап - войну. Война показана через судьбу конкретного человека в условиях оккупации. Сумев пережить весь ужас, потеряв родных и близких, он остался человеком. Поэтому после окончания войны он вновь стал дарить свою музыку людям.

Анастасия Куйдина, МОУ "Державинский лицей", учащаяся 11 экономического класса.

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz