25.06.2005 "Передайте об этом детям вашим"
Министерство образования Республики
Карелия. Городской отдел образования. Муниципальное
образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №
1 с углубленным изучением
предметов художественно-эстетического профиля
Работа на
конкурс: "Холокост: память и предупреждение" Эссе на
тему: "Передайте об этом детям вашим…"
Выполнила: Михеева
Светлана ученица 11 Б кл. СОШ №1
Руководитель: Цветкова
Мария Леонидовна учитель истории СОШ №1
Петрозаводск,
2003
Холокост - это преступление против человечества,
принявшее исторические масштабы. Еврейский народ стал первой жертвой
расистской идеи нацистов о необходимости тотального уничтожения
"неарийцев". Осуществление Холокоста было поручено СС - организации,
которую возглавлял "архитектор" геноцида рейхсфюрер СС Генрих
Гиммлер. В октябре 1943 года, заявляя об "уничтожении еврейского
народа", он отметил высокий моральный дух своей организации,
объявляя тем самым убийство благородным делом. Холокост был
невозможен без массовой депортации евреев. Зверские преследования
евреев нацистской Германии вызывали замешательство в большинстве
западных стран. В 1940 году, с апреля по июнь, Германия оккупирует
Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию и Францию. В апреле 1941 года -
Югославию, разделив её на несколько частей. Грецию оккупировали
сразу две армии: немецкая и итальянская. Венгрия, Италия, Болгария,
Румыния, хорватские фашисты были союзницами Германии. Некоторые из
вышеперечисленных стран сопротивлялись требованиям нацистов
депортировать евреев в лагеря смерти. Например, финские власти
отказались выдавать евреев нацистам. Но были и такие, как хорватские
фашисты усташи, близкие союзники Германии. По всей стране режим
усташей планомерно уничтожал евреев, сербов и цыган. К концу октября
1941 года почти все евреи Хорватии были уничтожены. Несмотря на
сопротивление некоторых руководителей стран Севера и Европы, при
поддержке нацистов этих стран, часть евреев всё же была
депортирована в различные гетто. После оккупации в 1944 года
немецкой армией Венгрии в течение сорока двух дней четыреста
тридцать семь тысяч евреев были отправлены в Освенцим - Биркенау. То
же самое происходило с евреями Фракии и Македонии, Италии и
Югославии, Норвегии, Румынии и Дании. Холокост на территории СССР во
многом отличался от событий, которые происходили в других странах
Европы. Истребление евреев началось летом 1941 года с массовых
расстрелов. Чаще всего они проводились там, где жили жертвы, или
поблизости на глазах у местного населения, а иногда и при его
активном участии. Холокост не только физическое уничтожение людей,
но и самый крупный и изощрённый грабеж во всей мировой истории. В
тридцатые годы нацистское государство отобрало у евреев всё, что
можно отобрать: квартиры, дома, произведения искусств, предметы быта
и даже фамильные ценности. Нацисты до нитки грабили и тех, кого
депортировали в концентрационные лагеря. Они грабили даже трупы
своих жертв. Женские волосы, срезанные до и после газовых камер, шли
на изготовление теплых носков и одеял для экипажей подводных лодок.
Вырванные золотые зубы переплавлялись. Золу от сожженных тел
применяли в качестве сельскохозяйственного удобрения. Тему Холокоста
я выбрала не случайно, т.к. за нами, молодыми - будущее нашей
России, а знание уроков Холокоста не позволит повторить подобный
геноцид против какого-либо другого народа.
Ещё в семнадцатом
веке европейские философы рассуждали о расовой неоднородности
человека. В 1854 году французский дипломат Артур де Гобино
опубликовал нашумевшую книгу о "неравенстве человеческих рас", где
утверждал, что так называемая арийская раса выше всех остальных. Ещё
один "мыслитель" англичанин немецкого происхождения Х. С. Чемберлен,
опубликовал в 1899 году свои представления о том, что "арийская
раса" во главе с германцами призвана спасти христианско-еврейскую
цивилизацию от врага - индуизма. Вдохновлённые теорией естественного
отбора Чарльза Дарвина, которую нередко сводили к "выживанию
наиболее приспособленных", западные теоретики стали применять эти
биологические идеи к человеческому обществу. Так называемый
социальный дарвинизм утверждал, что "сильные" имеют право руководить
"слабыми" и даже покорять их. Всё это происходило задолго до прихода
нацистов к власти.
Евреи жили в Европе с давних времен. Хотя
Иисуса убили римляне, церковь еще в раннее средневековье возложила
на евреев вину за его смерть и осудила их за нежелание принять
Иисуса как Мессию. Эти обвинения делали положение евреев все более
тяжелым. В течение нескольких веков время от времени случались
вспышки преследований и массовые расправы (погромы) над евреями.
После Французской революции в 1789 году, провозгласившей идеи
демократии, положение евреев стало улучшаться. Они становятся
равноправными гражданами европейского общества. Но в конце ХIХ века
Европу вновь захлестнула волна антисемитизма. Ненависть к евреям
стала не только религиозной, но и политической. Первая мировая война
продемонстрировала миру, что индустриально развитые страны способны
на планомерное уничтожение людей в массовом масштабе. Некоторые
члены нацистской партии были ветеранами войны и испытали эту
катастрофу на себе. Поражение Германии, в котором обвинили
меньшинство населения страны - немецких евреев, вызвало жажду
реванша. Своей целью нацисты объявили построение "расово чистого",
однородного общества. Полными гражданскими правами могли
пользоваться только "лица немецкой или родственной им крови". Все
это создавало необходимые идеологические предпосылки для Холокоста,
психологически и технически облегчало задачи нацистов.
В 1933
году в конце января Адольф Гитлер становится канцлером Германии. В
это время немецкие евреи начинают ощущать последствия антиеврейской
политики нацистов во главе с Гитлером. 20 марта этого же года
создается первый концентрационный лагерь в Дахау. Его первые
заключенные - коммунисты, социал-демократы и члены профсоюза. Евреям
запрещено работать на государственной службе, участвовать в
культурной жизни. Нацисты публично сжигают книги еврейских авторов и
писателей, выступавших против национал-социализма. Несмотря на это
еврейские адвокаты, врачи и предприниматели объявляют бойкот
нацистам. В конце января 1939 года Гитлер заявляет о мировой войне,
призванной "уничтожить еврейскую нацию в Европе", а в сентябре этого
же года Германия вторгается в Польшу. Это было началом II мировой
войны. "Айнзацгруппы" (специальные подразделения карателей)
расстреливают священников, ученых и евреев. Немецким евреям
запрещено выходить на улицу после 9 часов вечера, иметь
радиоприемники. Всем евреям генерал-губернаторства Польши приказано
носить "звезду Давида". Впоследствии это постановление
распространялось на Германию и все оккупированные страны. 13 марта
1941 года Гитлер заявляет перед немецким генералитетом о грядущей
войне с Россией - о "войне на уничтожение", а с 22 июня 1941 года
Германия нападает на Советский Союз. В Бреслау один из деятелей
нацистской партии Роберт Лей заявляет: "Евреи были и остаются нашими
злейшими врагами, не брезгующими никакими средствами, чтобы
уничтожить наш народ и стать хозяевами Германии. Вот почему мы
должны, во что бы то ни стало, их уничтожать. И мы уничтожим их! Нам
нужна свобода не только внутренняя, но и внешняя!". Уже в сентябре
1941 года происходит убийство более тридцати трех тысяч киевских
евреев в Бабьем Яре на окраине Киева. Трагедия Бабьего Яра стала
символом уничтожения советских евреев. Среди его жертв -
подпольщики, коммунисты, украинские националисты, душевнобольные. По
подсчетам украинских историков, за время оккупации в Бабьем Яре было
уничтожено около ста пятидесяти тысяч человек. Обычным явлением
стали также массовые расстрелы еврейского населения в странах Балтии
и оккупированных районах Союза. С первых дней войны насилие и
бесчеловечность по отношению к евреям не знали границ. В синагогах
Белостока и Риги людей сжигали заживо. Их топили в реках, болотах и
колодцах, бросали в шахты, замуровывали живьем, хватали и
расстреливали. В Освенциме "медицинские эксперименты" проводились не
только на евреях, но и на цыганских детях. В этом лагере было убито
более 20 тысяч цыган. В Восточной Европе так же практиковались
массовые расстрелы цыган. Например, в Хорватии цыганское население
было почти полностью уничтожено. Во II мировой войне было убито от
10 до 15 процентов цыганского населения Европы.
В
средневековье в европейских городах евреи, как правило, селились в
отдельных кварталах. С ХIV века эти районы стали называть "гетто". В
Германии они прекратили существование в начале XIХ века во время
наполеоновских войн. Вновь первые гетто появились в начале 1940
года. А вскоре их было уже несколько сотен - больших и малых по всей
Польше и Восточной Европе. Переселение евреев в гетто облегчило
последующие шаги вдохновителей и исполнителей Холокоста. В первые
дни оккупаций, евреи стали объектом всевозможных унижений. Свобода
их передвижения была ограничена только местом проживания. Для них
были выделены особые районы или дома. На советской территории
существовали сотни гетто, схожих с польскими. Первые из них в
Кишеневе и Минске были созданы в 1941 году. На Украине было около
600 гетто, в Белоруссии - 163, в Молдавии - 49, еще несколько
десятков в балтийских республиках и России (крупнейшие из них в
Смоленской, Брянской и Ростовской областях). Гетто были открытые и
закрытые. Последних было больше. Еврейское население сгоняли в
городской квартал, огороженный колючей проволокой и охраняемой
изнутри еврейской "полицией порядка" и местными полицейскими
снаружи.
Описание темы Холокоста через художественные образы
и судьбы литературных героев более доступно и действенно. Писатели и
поэты в своем творчестве, как правило, опираясь на свидетельства
современников, собственные знания, личный опыт и факты своей
биографии. Василий Семенович Гроссман был одним из первых, кто
написал в сентябре 1944 года о лагере смерти в Треблинке под
названием "Треблинский ад". Благодаря писателю, записанные им во
время мировой войны на передовой журналистские очерки, помогли
сохранить бесценные свидетельства о той варварской и трагической
эпохе. Начиная свой рассказ с описания географических и природных
особенностей Треблинки, автор постепенно переходит к дальнейшему
показу устройства этого конвейера смерти, заостряя внимание на
различиях трудового лагеря и лагеря смерти. В "Треблинке было два
лагеря: трудовой № 1, где работали заключенные разных
национальностей, и еврейский № 2. Жившие в лагере № 1 хорошо знали,
что есть нечто ужасней, во сто крат страшней, чем их лагерь.
Несмотря на тяжелейшие условия, здесь люди все же существуют и
работают. В еврейском лагере жизнь людей ограничивалась промежутком
времени, который занимает путь от поезда до самой газовой камеры.
Это был лагерь плахи для евреев. Эшелоны с жертвами шли сюда с
запада и востока, с севера и юга!". Далее Гроссман очень подробно
описывает технологию убийства в Треблинке. Он предлагает вместе с
ним и его героями шаг за шагом пройти все этапы Треблинского ада.
Писатель последовательно показывает этот трагический путь людей,
обреченных на смерть, до последней минуты не подозревавших о том.
"Сперва у человека отнимали свободу, дом, родину и везли на
безымянный лесной пустырь. Потом на вокзальной площади его вещи,
письма, фотографии его близких, затем лагерной оградой отнимали
мать, жену, ребенка". "Путь "от кассы" до места казни, - пишет
Гроссман, - занимал несколько минут. Здесь у "кассы" наступал
перелом - здесь кончалась пытка одним из атрибутов конвейерной
плахи. Наступал последний акт ограбления живых мертвецов. Немцы
резко меняли стиль отношения к своим жертвам. Кольца срывали, ломая
пальцы женщинам, вырывали серьги, раздирая мочки ушей. "Аchtunq!"
сменялось другим "Schneller! Schneller! Schneller!" - скорей, скоре,
скорей, беги в небытие". Заключенные в комбинезонах под понукание
эсэсовцев приступали к разгрузке мертвых тел. Трупы грузились в
вагонетки и подвозились к огромным рвам-могилам. Некоторые
работающие заключенные не выдерживали ужасных нравственных и
телесных мучений, ежедневно кончали самоубийством. Многие искали
смерти, нарочно нарушая дисциплинарные права". Автор очерка много
рассказывает об этой горькой правде всему миру. Он искал и записывал
свидетельства очевидцев, тщательно анализировал увиденное и
услышанное. Все свидетели отмечают зверство одного человекообразного
существа эсесовца по имени Цепф. Он специализировался на убийстве
детей. Обладая огромной силой, это существо выхватывало из толпы
ребенка, либо било его головой о землю, либо раздирало пополам.
Далее Гроссман, беседуя с читателем, делится своими мыслями о душе
человеческой, о последних минутах узников, торжественно гибнущего
человека над живущим скотом, заре победы разума над звериным
безумием добра над злом, света над мраком. "Потрясает до глубины
души, лишают сна и покоя рассказы о том, как живые "треблинские
мертвецы" до последней минуты сохраняли не образ и подобие человека,
а душу человеческую! Рассказы о женщинах, пытавшихся спасти своих
сыновей, о молодых матерях, прятавших, закапывающих своих грудных
детей в кучи одеял. Никто уже не узнает имен этих матерей". Затем
автор переходит к характеристике "существ", так он называет
эсесовцев, хладнокровно убивающих узников гетто. "Нам следует
ужасаться не тому, что природа рождает таких дегенератов. Ужасно
другое: существа эти, подлежащие изоляции, изучению как феномен
психиатрической науки, в некоем государстве существуют как
законопослушные граждане. Ужасаться нужно государству, вызвавшему их
из щелей, из мрака и подполья, сделавших их нужными, полезными,
незаменимыми в Треблинке под Варшавой, на люблинском Майданеке, в
Багльжеце, в Сабибуре, в Освенциме, в Бабьем Яре, в Доманевке и
Богдановске под Одессой, в Тростянце под Минском, на Понарах в
Литве, в десятках и сотнях тюрем и трудовых лагерях, лагерях
уничтожения жизни".
Одним из самых навязчивых мифов о
Холокосте является то, что будто миллионы евреев безропотно шли на
смерть, как "бараны на бойню". На самом деле это не так. Известны
тысячи случаев активного сопротивления. Как и всюду в Европе, евреи,
несмотря на крайне тяжелое положение, пытались оказывать
сопротивление нацистам и поодиночке и коллективно. Подавляющее
большинство узников гетто составляли пожилые люди, дети и
нетрудоспособные. Мужчин призывного возраста находились в армии или
были уничтожены в первых акциях. Нацисты ввели жестокую систему
коллективной ответственности и заложничества. Вот почему активное
сопротивление и подпольная деятельность в гетто были крайне
затруднены. Тем не менее, многие люди участвовали в повседневной
борьбе с нацистами и их пособниками. В некоторых гетто создавались
подпольные организации, готовились восстания, которые подавлялись с
крайней жестокостью. Группы сопротивления существовали во многих
гетто в Минске, Каунасе, Слониме, Барановичах, Бобруйске, Бресте,
Гродно. Весной 1942 года евреи оказали ожесточенное сопротивление
нацистами в гетто украинских городов: Ковель, Дубно и Дубровицах, а
осенью того же года произошли восстания в гетто в Несвиже, Клецке,
Мире и Лохве (Белоруссия), в Тучине, Лицке, Мизоче, Борщеве,
Рогатине и Бродах (Украина).
Восстание в Треблинке началось в
начале августа 1943 года после полудня. Узники подожгли несколько
лагерных зданий, и в общей неразберихе многим узникам удалось
бежать. В большинстве своем они почти сразу же были схвачены и
расстреляны. Газовые камеры в Треблинке работали еще две недели
после восстания. Но вскоре Треблинка перестала существовать. Одним
из самых ярких примеров вооруженного сопротивления еврейского
населения стало восстание в гетто Белостока (этот город перед войной
входил в состав СССР). Когда в августе 1943 года немцы приступили к
окончательной депортации евреев в Треблинку, узники гетто подняли
восстание. Они боролись с превосходящими силами в течение шести
дней. Около сотни повстанцев бежали к местным партизанам. Через год
Белосток был освобожден советскими войсками. Все вооруженные
выступления обреченных, но не сломленных людей стали символом
мужества еврейского народа. Остается только восхищаться сильными
духом людьми, измученными, насильственно подавленными, обобранными,
лишенными всего человеческого, сопротивляющимися нелюдям -эсесовцам,
безжалостно убивавшим детей, женщин, стариков.
Познакомившись
с книгой о Холокосте "Передайте об этом детям вашим…",
воспользовавшись информацией об истории Холокоста для эссе, я
впервые узнала о геноциде по отношению к еврейскому народу, а если
что-то об этом и слышала, то поверхностно. В статье "Быть или
забыть: предостережение современникам" Александр Асмолов пишет:
"Решатся ли учителя не только взять эту книгу в руки, но и,
преодолевая сопротивление этнических предрассудков и стереотипов,
поведать о Холокосте своим ученикам?". Наш преподаватель истории
решилась на это и предложила нам темы и список различной литературы
о Холокосте. Жаль, что не во всех библиотеках эта литература
находилась в достаточном количестве. Но, несмотря на это, я
прочитала "Треблинский ад" В.С.Гроссмана и познакомилась с учебным
пособием для студентов И.А. Альтмана "Холокост и еврейское
сопротивление на оккупированной территории СССР". Анализируя
прочитанное об истории Холокоста во время Второй мировой войны, мне
становится жаль людей, погибших от рук палачей-нацистов и их
пособников. Я восхищена мужеством тех людей, которые, несмотря на
невыносимые условия в гетто и лагерях смерти, находили силы и волю к
сопротивлению этим "существам", - как писал в своем очерке В.С.
Гроссман. Меня поразил масштаб уничтожения еврейского народа,
который трудился на благо той страны, где жил, развивая науку,
искусство, занимаясь ремеслом, преумножая богатства своей страны.
Потрясает подвиг Маши Брусникиной (в то время моей ровесницы). Ей
было всего семнадцать. Работая медсестрой в больнице гетто, где она
была узницей, и, рискуя собственной жизнью, девушка лечила раненых
солдат и офицеров. Когда они поправлялись, помогала им бежать. Один
из бежавших попал в плен и предал Машу. Какие чувства она
испытывала, когда ее вели на казнь? По словам свидетеля той казни,
она не хотела смотреть в сторону толпы, как бы немцы ее не
разворачивали. По-моему, это был протест толпе, в которой могли быть
предатели, те, которые на добро отвечали злом. А может быть, это был
протест исполнителям казни. Идя на смерть, девушка сохранила свое
человеческое достоинство до последней минуты жизни. Я считаю, знать
о Холокосте необходимо и взрослым и детям независимо от национальной
принадлежности. Очень жаль, что об этом мало упоминается в учебной
литературе или не упоминается вообще. В школе нам показывали фильм,
где свидетели Холокоста вспоминая войну, рассказывали о тех ужасах,
которые они испытывали будучи в то время еще детьми. Сейчас это
немощные больные старики, доживающие свой век, но не забывшие
ничего. Они со слезами на глазах вспоминали своих родителей, убитых,
отравленных в газовых камерах, сожженных или заживо закопанных в
специальных рвах. Свидетелям, чудом оставшихся в живых, каково им
живется с памятью о геноциде? Это для них настоящее горе, которое
никогда не забудется. Из учебного пособия для студентов И.А.
Альтмана я вычитала выдержку известного историка-философа И. Бауэра.
Он так сказал об уроках Холокоста: "Это необходимо, чтобы мы и наши
дети никогда не стали жертвами, никогда не стали палачами, никогда
не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии". Я с ним
полностью согласна и поддерживаю шведский проект "Живая история",
который возник в 1997 году по инициативе правительства Швеции во
главе с премьер-министром Йораном Персоном. Хочется еще отметить,
что, несмотря на политику замалчивания о Холокосте после войны,
военные успехи страны, разгром нацистской Германии позволили выжить
в нашей стране и в Европе многим тысячам евреев. Чтобы и в наши дни
история Холокоста не была секретом для россиян, необходимо побольше
учебной и художественной литературы в библиотеках и изучение
Холокоста на уроках истории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Альтман И.А. "Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной
территории СССР" учеб.пособие для студентов высших учебных заведений
(под ред.проф.А.Г.Асмолова - М.: Фонд "Холокост", 2002 - 320
с. 2. Гроссман В.С. "Треблинский ад". Библиотека журнала
"Знания". Годы войны. М., изд. "Правда", 1989. 3. Стефан
Брухвельд, Пол А.Левин. "Передайте об этом детям вашим…" История
Холокоста в Европе 1933-1945. Правительство Швеции. Проект "Живая
история". М., "Текст", 2001. 4. Русская литература о Холокосте.
Хрестоматия для учащихся. М., 1997. 5. Ст.Спилберг. Х/фильм "Дети
из бездны".
|