12.06.2005 Мы должны помнить
Мы должны помнить
Люди, одним себя мы кормим
хлебом, Одно на всех дано нам небо, Одна земля взрастила
нас. Люди, одни у всех у нас тревоги, Одни пути, одни
дороги....
А. Розенбаум
Литература - зеркало времени.
Именно благодаря ей, люди могут узнать об уходящем прошлом. Сегодня
мы живем на стыке тысячелетий, когда начинается новая страница нашей
истории. Но, вступая в другую жизнь, люди не должны забывать о
прошлом, чтобы не повторять ошибок. Таких, как Великая Отечественная
война и Холокост. Думается, что на сегодняшний день не осталось
людей, считающих германское гетто благом. Ведь это - одно из самых
больших преступлений против людей, социальное зло, когда вместо
любви, заботы, сочувствия, люди начинают убивать. Считается, что для
решения проблемы надо найти ее причину. Тогда нужно задаться
вопросом - в чем основа Холокоста, и как могла родиться такая идея.
Социальное зло - это болезнь человечества, заражающая нас по мере
развития цивилизации. Чем больше узнает человек, тем сильнее чувство
всемогущества. Но германское гетто еще раз показало, что люди не
готовы к большой власти и могут использовать ее только во
вред.
Через полгода после нападения на СССР в пригороде
Берлина 15 высших чиновников, представлявших все основные ведомства
Германии, провели совещание, результаты которого были зафиксированы
в специальном протоколе. В результате совещания был вынесен смертный
приговор всем евреям Европы. Эсесовцы стали по всему старому свету
строить лагеря смерти. Одним из них стала Треблинка. Именно ее
описывает Василий Гроссман в рассказе "Треблинский ад" .
В
ответ на появление лагерей смерти, возникли подпольные организации
противостояния, но их призывы часто не доходили до людей, а
большинство участников было убито.
"Нас не поведут, как овец,
на бойню. Еврейская молодежь, не давайте сбить себя с пути. Из 80000
евреев Вильнюса, Литовского Иерусалима осталось всего 20000…. Все,
кого увезли из гетто, никогда не вернутся. Все дороги гестапо вели в
Понары. А Понары - это смерть! Сомневающиеся! Избавьтесь от иллюзий!
Ваши дети, ваши мужья и жены погибли .
Но их все-таки повели.
И не просто на бойню, а на фабрику смерти, где главными рабочими
были ужас, отчаяние, жестокость, смерть. Каждый день в Треблинку
приезжало несколько эшелонов с людьми. Им оставалось жить меньше
часа. И это были не только евреи. Сотни тысяч поляков, цыган стали
жертвами лагеря смерти.
Всемирная плаха была очень хорошо
продумана и организована. Из ничего не подозревавших людей,
способных любить, творить и бороться, за считанные минуты делали
живых мертвецов, "последовательно отнимая все, что отличает человека
и делает его таковым. Сначала у них отнимали родных, семью, друзей,
потом свободу, Родину, затем - воспоминания: детские фотографии,
дорогие сердцу письма, отнимали одежду - то, чем испокон пользовался
человек и без чего он чувствует себя беспомощным. Людей лишали
паспортов, а значит, отнимали имя, стены камеры отнимали небо,
землю, ветер и, наконец, жизнь". Но даже в последние минуты узники
Треблинки оставались людьми, в то время как сами хозяева всемирной
плахи уже давно перестали быть таковыми.
Бог создал нас по
образу и подобию своему, тогда почему же появились на свет
хладнокровные убийцы, существа, для развлечения убивающие детей,
забавлявшиеся видом смерти, отчаяния, боли. Это уже не люди, это
животные. Что случилось, если чьи-то мужья, сыновья, отцы каждый
день систематически истребляли, уничтожали, насиловали, а потом шли
домой, пили чай и видели ночью светлые сны?! Но самое ужасное, что
они делали это по своей воле и получали искреннее
удовольствие.
Гроссман пишет, что эсесовцы, служившие на
Треблинке - это больные, в современном мире ставшие бы просто
отбросами. И ужас этого факта заключается в том, что для мира
Гитлера они были уважаемыми людьми, полноправными гражданами. По
мнению автора именно это и есть та изначально ненормальная часть
немецкой нации, вставшая во главе фашизма . Но так ли это?
"К
сожалению, даже сейчас многие продолжают утверждать, что евреи тоже
"творения божьи" и поэтому надо их уважать. Но ведь мы говорим, что
и мухи тоже творения, но при этом не уважаем их" . Кто-то может
сказать, что эсесовцы были прогнившим поколением, на извращенности
которого просто сыграл Гитлер, дав им свободу. Но если подобное
сочинение пишет школьница, то можно задаться вопросом, а только ли
военные того времени было убийцами? Что могло произойти с целой
нацией, от детей, до взрослых мужчин, если они стали
ТАКИМИ?
Гроссман пишет о том, что происходило в лагере
смертников, читая его "Треблинский ад", ты как будто проходишь, этот
путь сам. А, дочитав, понимаешь, что мир меняется для тебя - ведь
трудно поверить, что это было на самом деле, что это возможно, но
вот-перед тобой живое доказательство, написанное, со слов очевидцев.
Рассказывая о Треблинке, автор, однако, не дает ответа на вопрос,
почему могло случиться безнаказанное убийство тысяч невинных людей,
и зачем это делали. Жертвы Треблинки, те, для кого начало дороги
смерти стало концом, и эсесовцы, существа, которых уже нельзя
назвать людьми, ежедневно, сотни раз ходившие по этой самой дороге и
сами ее создавшие. Какая разница между ними? Библия проповедует
любовь к ближнему своему, одна из священных заповедей - не убий. Но
какой религии поклонялись эсэсовцы - фашизму или, может, власти и
деньгам? А если так, то разве исключена возможность появления
второго Гитлера, а вместе с ним и второй Треблинки, ведь мы живем в
мире, где все продается, и покупается или, во всяком случае, есть
немало людей так считающих.
Лагерь смертников. "Фабрика
смерти". Я не знаю, что значат эти слова для тех, кто был там, кто
видел застенки палачей, смотрел в лицо смерти, в ее стеклянные
глаза. Но мы должны всегда помнить, что самое большое преступление
против самой жизни было именно там, и эта страница нашей истории
должна быть известна всем, чтобы мы не забыли, что, значит, быть
Человеком.
И. Штанько, учащаяся Державинского лицея г.
Петрозаводска
|