|
|
|
|
06.07.2005 Горький дым Холокоста
Моим немецким друзьям Данкварту-Паулю
Целлеру, Михаэлю Фолькману с любовью
ГОРЬКИЙ ДЫМ
ХОЛОКОСТА
Кровь, пролитая на Кресте во искупление всего
человечества, есть кровь еврейская.
Леон Блой, французский
католический писатель.
Антисемитизм - это социализм дураков и
невежд.
Август Бебель, основатель германской
социал-демократической парии.
О Холокосте очень трудно
говорить, потому что сам факт Холокоста не укладывается в сознание,
особенно то, что произошло это совсем недавно, в просвещенной
Европе. Еще живы свидетели, еще не заросли рвы, еще где-то прячутся
бывшие палачи. Как это могло случиться? почему так много людей
приняло в нем участие? каким образом была подготовлена почва в
человеческом сознании для подобного явления? почему правительства
многих стран, зная о происходящем, не предпринимали мер, или хотя бы
не осуждали происходящее?
Вопросы, вопросы. Очень много
вопросов. Сейчас, когда становятся достоянием гласности документы,
относящиеся к тому времени, вопросов становится еще больше. А
ответов?: Английский государственный деятель Самуэль Герберт сказал:
<Никакое следствие не бывает следствием лишь одной причины>.
Мы должны признать, что сколько-нибудь вразумительных ответов о
причинах, породивших это чудовищное явление пока нет.
Член
нашей религиозной общины д-р Залман Кауфман, сидевший в советском
лагере после войны, рассказал, что жил в одном бараке с немцем,
который попал в плен. Они работали на одной пиле на лесоповале и
были достаточно дружны. Однажды в лесу во время ссоры Залмана
Кауфмана с охранником, тот сбил его с ног и замахнулся топором,
чтобы его прикончить. Тогда немец бросился на охранника и
предотвратил это убийство, рискуя своей жизнью.
Позже Кауфман
спросил немца: <Вот отсидим мы срок, нас освободят, ты уедешь в
Германию. Может быть мы снова встретимся. Как ты будешь ко мне
относиться?> Тот подумал и сказал: <Вон, видишь ту сосну? Так
я тебя на ней повешу. Евреи не должны жить>.
В тот момент,
когда над человеком нависла опасность, и некогда было думать, этот
немец поступил, повинуясь заложенному в нем Вс-вышним инстинкту
сохранения жизни, жизни как таковой, даже если это чужая жизнь.
(Сказано: <Кто спасает одну жизнь - спасает целый мир>). Ответ
же немца - это плод его сознания, то зло, которое в нем накопилось в
результате насилия над Б-жественной волей. Это произошло в
результате его воспитания, жизненного опыта, окружения, того
времени, той идеологии, под влияние которой, он попал. С другой
стороны, в то же самое время существовали и другие влияния, другие
идеологии, другие теории. Почему его сознание выбрало для себя
именно эту, хотя природа сохранилась в нем на инстинктивном уровне?
И как сделать, чтобы наше сознание не входило в противоречие с
заложенным в нас от рождения Б-жественным присутствием? Это проблема
для всего человечества, независимо от веры. Вс-вышний, создав
человека, наделил его правом выбора, и от этого выбора зависит,
какую жизнь проживет человек, как он повлияет на жизнь других людей,
какой след оставит после себя. Согласно воззрениям иудаизма, человек
создан для совершенствования мира. Но как и кто определяет что
является улучшением мира, а что нет? Ведь ни один злодей не
признается, что он желает ухудшить мир - все считают, что они его
делают лучше и во имя этого совершаются многие преступления. Хотя
сам факт того, что у человека есть потребность оправдать свои
действия перед другими людьми, можно рассматривать, как присутствие
в человеке божественного начала. И все же высший суд - это
Б-жественный суд, и строить свою жизнь надо стремиться так, чтобы
выдержать критерии именно этого суда.
С точки зрения иудаизма
наверное самый болезненный вопрос в связи с Холокостом не в том, кто
виноват, а как Он, Вс-вышний, мог допустить это: Все попытки
представить Холокост, как наказание за отход от Б-га, несоблюдение
заповедей, ассимиляцией и т.п. разбиваются о то, что в Америке, к
примеру, все эти процессы происходили в неизмеримо большей мере. Так
почему <наказание> не постигло американцев? Почему были просто
сметены с лица Земли те, кто жил в местах, где было сконцентрировано
основное ядро еврейской жизни с ее верностью Торе, веками
освященными традициями, стремлением отгородиться от внешнего
влияния? И уж совсем необъяснима гибель детей.
Существует
мнение, что Холокост - это испытание евреев по типу Иова, который,
несмотря на все страшные несчастья, выпавшие на его долю, остался
верен Б-гу. Но тут тоже противоречие: в пламени Холокоста погибали
не только со <Шма Исраэль> на устах, но и принявшие
христианство, неверующие, атеисты, злодеи и праведники. И, в отличие
от Иова, они погибли - значит, это не могло быть испытанием для них,
а предположить, что все эти жертвы - для испытания веры тех, кто
остался жить: Об этом страшно даже подумать.
Есть такое
понятия, как <сокрытие лица Вс-вышнего>, когда Б-г как бы
оставляет людей, и они действуют самостоятельно. Но это кажущееся
отдаление Б-га, на самом деле человек сам забывает свою связь с
Вс-вышними и нужно усилие для того, чтобы сорвать завесу со своей
души, отделяющую ее от Б-га.
Это ассоциация с событиями,
описанными в книге Эстер, единственной книге Танаха, где нет
упоминания Имени Вс-вышнего. Тогда впервые в истории евреев решили
уничтожить только за то, что они евреи. Но замыслу не суждено было
осуществиться, и злодеи понесли наказание. В книге говорится о казни
злобного Амана и десятерых его сыновей, задумавших погубить народ
Израиля.
Праздник в честь избавления евреев от уничтожения
называется Пурим, от слова пур, что значит жребий, так как бросали
жребий, чтобы установить дату истребления евреев . Холокост как бы
повторение этой истории только в ее более страшном варианте. Тут
прослеживается прямая связь с расплатой главных нацистских
преступников, и это понимал, по крайней мере, один из них - Юлиус
Штрайхер, издававший грязный погромный журнал <Штюрмер>,
кричавший: <Пуримфест! Пуримфест!>, перед казнью. Казалось бы,
справедливость восторжествовала - преступники наказаны, но :. И
дальше уже нечего сказать.
Слишком несоизмеримы преступления
и расплата.
Много раз уже вставал вопрос о вере после
Холокоста. Как увязать любовь Б-га и то, что произошло? Почему Он,
да будет Имя Его благословенно, не вмешался и не предотвратил бойню.
Почему люди способны на такое? И как жить после этого? Это очень
болезненные вопросы. На них пока не найден удовлетворительный ответ.
Может и не будет найден. Ведь есть заповеди Б-га, основания для
исполнения которых, не понятны, но которые надо
исполнять.
Такие заповеди называются хуким, они заканчиваются
формулировкой <Я - Б-г>. Может и явление Холокоста из той
непонятной области, которая заканчивается именно этой формулировкой?
Или это совсем другое? Пока мы можем только констатировать сам факт
Холокоста и пытаться предотвратить подобное на уровне человеческих
отношений.
Иудаизм представляет историю, как историю
еврейского народа под эгидой Вс-вышнего. И, конечно, можно сказать,
что Вс-вышний вмешался и положил конец кровавой трагедии, после
которой возродилось государство Израиль, которое может быть гарантом
того, что подобное не повторится. Евреи теперь имеют выбор: жить на
земле, предназначенной им Б-гом, или остаться там, где они есть.
(Здесь уместно напомнить, что ортодоксальное направление иудаизма не
признает государство Израиль. Они считают, что евреев на их земле
должен собрать Машиах (Мессия). Но и появление государства Израиль
не решило проблемы антисемитизма, а в какой то мере даже
стимулировало его рост, и уж никак не может быть оправданием явления
Холокоста.
Мне представляется, что и христианство несет
ответственность за попустительство антисемитизму. Антииудейское
христианское учение, обвинение евреев в убийстве Иисуса, кровавые
наветы и вся полемика на протяжении веков, при том, что евреи не
имели возможности даже ответить, создают у рядовых людей
отрицательный образ еврея. Именно образ. А образ гораздо
жизнеспособней реальности. Образы Ромео и Джульетты, Тристана и
Изольды, Фигаро и т.п. укоренились в нашем сознании реальнее многих
действительно существовавших личностей.
Со мной произошел
такой случай. Во время работ по восстановлению еврейского кладбища в
Петрозаводске я познакомился с ведущим специалистом мэрии по
градостроительству, интеллигентным молодым человеком, с которым
приятно было поговорить. Мы обсуждали проект, оговаривали детали,
размечали границы кладбища, он давал профессиональные советы. И
когда надо было окончательный вариант занести в официальные бумаги,
он спросил: <А как мы назовем этот объект?>. Я удивился и
сказал: <Ну а как? <Старое еврейское кладбище>. Он
поморщился, долго извинялся, объяснял, что очень хорошо относится к
евреям, что среди его друзей много евреев, что его лучшими учителями
в ВУЗе были именно евреи, и они хорошие врачи т.п. но: Но само слово
<еврей> для него имеет отрицательный смысл, ассоциируется с
чем-то нехорошим. Откуда у этого молодого человека, которому евреи,
кроме добра, ничего не сделали, такое отношение к самому слову
<еврей>? Тут есть над чем задуматься. Значит та атмосфера, в
которой он формировался как личность, литература, которую он читал,
круг общения - все это и утвердило в нем именно такое ощущение. А
такие всем известные <перлы>, как: <Ты хороший человек,
хотя и еврей>, <Нет, ты совсем не похож на еврея - ты
хороший>? Опять вопросы. (Хотя в еврейской традиции считается,
что задать хороший вопрос даже важнее ответа на него).
Мне
думается, что именно христианство, в первую очередь, должно
формировать в сознании людей недопустимость
человеконенавистничества, недопустимость юдофобства. Ведь именно
теологический конфликт - считать Иисуса мессией или нет, положил
раздел между евреями и христианским миром. И то, что Иисус был
евреем (что, кстати, далеко не все христиане знают, а уж
православных просто трясет, когда им об этом напоминаешь), только
усугубляет проблему. Может быть, где-то на подсознательном уровне у
антисемитов, которые считают себя христианами, присутствует мысль,
что <если ваш собрат Иисус стал <христианином>, то почему
же вы упрямитесь?!> Отсюда, вероятно, и те дикие насильственные
крещения евреев, это знаменитое <Или крестить, или
топить!>.
И это во имя еврея Христа! ( Кстати, существует
высказывание, приписываемое датскому гебраисту 18 века Вильяму
Суреньусу: <Тот, кто хочет быть истинным христианином, должен
стать сперва хорошим евреем>. От себя в качестве шутки могу
добавить: после того, как станешь хорошим евреем, может лучше
остановиться?).
Христианская Библия разделена на две части -
Ветхий завет и Новый завет. Я не знаю, как это звучит по-немецки, но
в русском языке само понятие <ветхий> имеет оттенок дряхлости,
чего-то пришедшего в негодность, в отличие от <нового>,
молодого. Уже в этом видится угол зрения на Священное писание. У
любого, открывающего Библию, сразу возникает образ <старого> и
<нового>, и это, естественно, экстраполируется на тех, кто не
признает Нового завета, то есть, на евреев. Так и возникает образ
старых, цепляющихся за то, что давно устарело, отсталых евреев.
(Любопытно, что марксизм тоже утверждал, что он, марксизм, передовое
учение, в отличие от капитализма, который одряхлел и вот-вот
загниет, и победа коммунизма неизбежна, ибо это диалектика. Правда,
при любых аналогиях существует опасность <перекосов>). Я могу
сказать даже больше - в таком контексте даже читать Ветхий завет
незачем, что и происходит со многими, считающими себя христианами,
не про вас будет сказано. Может быть, с этого и начинается нелюбовь
к евреям. Мне кажется, долг христиан стараться побороть в себе этот
стереотип и попытаться понять, почему евреи остались евреями.
Понять, что тот Завет, заключенный Вс-вышним с евреями - вечный
Завет, и для еврея не может быть никакого
<нового>.
Поэтому еврей, отказавшийся от этого Завета,
перестает быть собственно евреем. У Гете в <Годах странствий
Вильгельма Мейстера> есть фраза: <Израиль - самая упорная
нация в мире: она есть, была, и будет прославлять имя Иеговы в
веках>. Тут трудно что-либо прибавить. Мне кажется, если бы Б-г
хотел сделать всех людей одинаковыми, он бы так и сделал. Тогда
человечество выглядело бы монохромно, как на черно-белой фотографии.
А человечество - это многокрасочное мозаичное панно, сотворенное
вдохновением Вс-вышнего, где каждому созданию есть место. Конечно,
можно отбить или отковырнуть кусочек этого полотна, и общая картина,
вроде бы останется такая же, но уже будет какая-то щербинка,
какой-то дефект. Недаром сейчас столько усилий прилагается для
восстановления вымирающих видов животных, растений, спасению рек,
озер. Наконец человечество начинает понимать цельность этого мира,
цельность Его Замысла. Поскольку я говорю с друзьями, я позволю себе
выразить может быть спорное мнение - вы меня поправьте - но мне
кажется, утверждение христиан о том, что спастись можно лишь
уверовав в Христа, приводит к желанию сделать христианами тех, кто в
этом не очень нуждается. Я отдаю себе отчет, что это делается из
лучших побуждений. Но все же, наверное, (извините за грубое
выражение, но эта фраза Игоря Губермана уже стала русским
фольклором) <тащить в рай за яйца> не самый удачный способ
улучшить мир.
Иудаизм же утверждает, что праведники других
религий тоже наследуют царствие Б-жье. Для этого не обязательно быть
иудеем. Мало того, если человек хочет перейти в иудаизм, долг иудея
объяснить ему, что лучше быть праведным неевреем и исполнять 7
заповедей для народов мира, чем не исполнить хоть одну из 613
заповедей, предназначенных для исполнения еврею.
Тут я
позволю себе сказать несколько слов об отношении евреев к
Иисусу.
Как можно судить по дошедшим до нас свидетельствам,
Иисус был еврейским проповедником, которых в те времена было много.
Это обусловлено тем, что существовала традиция передачи толкования
Торы путем устного изложения от учителя к ученикам. Дело в том, что
на Синае евреи получили не только письменную Тору, которая была
записана, но и устную, на запись которой был наложен запрет. Устная
Тора дополняла, интерпретировала Письменную, объясняла неясные
места. Она заучивалась наизусть и таким образом передавалась из
поколения в поколение. Считалось, что такая живая передача точнее,
чем записанный текст, так как учитель имел возможность убедиться в
том, что ученик правильно понял заучиваемое место, и только потом
идти дальше. Лишь впоследствии, после разрушения Второго Храма в 70
году и изгнания евреев из своей страны, Устная Тора была записана,
что и составило Талмуд. Передавая текст своим ученикам, учитель
кроме этого мог добавлять, для лучшего понимания, свою
интерпретацию. В Талмуде зафиксированы мнения и высказывания
различных Мудрецов и школ, порой прямо противоположные по смыслу.
Таким учителем и был, по описаниям, Иисус. Его могли считать
пророком, так как он многие вещи говорил не от своего имени, а от
имени Б-га. Он, очевидно, был прушим (фарисеем), что означает
сторонящийся нечистоты. Ранняя иконография, примерно до 4 века, так
и изображала Иисуса с головным тфилин - коробочкой с отрывками из
Торы, которую накладывают на лоб во время молитвы. Тогда понятны его
слова из Нагорной проповеди: <Не думайте, что я пришел нарушить
закон (т.е. Тору) или пророков; не нарушить пришел я, но исполнить.
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота
или ни одна черта не прейдет из закона, пока исполнится все>.
(Матф. 5:17, 18) Раввин Адин Штейзальц написал: <Можно сказать,
что если бы Иисус воскрес, он скорее бы отправился в синагогу, чем в
церковь, которую принял бы за языческий храм>. Все, что произошло
потом - это другая тема.
Мне кажется, точно определил
отношение евреев к Иисусу американский священник Чарльз Просперо
Фаньяни (1854-1940) в работе <Христианин и еврей>: <Еврей
верует в религию Иисуса; еврей не в силах заставить себя уверовать в
религию об Иисусе>. Или Генрих Гейне, со свойственной ему
иронией: <Пристать к Христу - задача для еврея слишком трудная:
сможет ли он когда-нибудь уверовать в божественность другого
еврея?>
Особый разговор об отношении к евреям православной
церкви. Эти отношения всегда отличались нетерпимостью. Мне трудно
понять, чем это вызвано. Сейчас в России получает широкое
распространение русский вариант фашизма.
Антисемитская
литература, периодические издания, публичные выступления - вся эта
грязь повторяет уже пройденный путь нацистов. Законов,
противостоящих этому нет. Хотя к закону в России традиционно особое
отношение - <Закон, что дышло - куда повернул, туда и вышло>,
или известная фраза, произнесенная в прошлом веке: <Глупость
российских законов компенсируется их невыполнением>.
На
этом фоне особую роль играют средства массовой информации и все то,
что формирует человеческое сознание - ту почву, которая или примет,
или нет посеянное. Надо отдать должное - радио, пресса, телевидение
в этой ситуации зарекомендовали себя достойно. Хуже обстоит дело с
Православной церковью.
Русские нацисты объявляют себя истинно
православными, и их антисемитская демагогия, в большой мере,
замешана на этом. (Главарь отделения РНЕ - Российское национальное
единство Баркашова - в Петрозаводске имеет чин дьякона). Русская
церковь ни разу не выступила против этого. Мало того, известны
случаи антисемитских проповедей в церквях, и многие выступления в
печати представителей православного духовенства попахивают когда
скрытым, а чаще и откровенным антисемитизмом. Аргументация
несложная: <мировой заговор против православной России>,
<сионисты захватывают власть>, <мировое зло ополчилось на
Святую Русь>, снова всерьез цитируют <Протоколы сионских
мудрецов> и всякая подобная чушь. Над этим, конечно, можно
посмеяться, если не знать, к чему это может привести. Русский
философ Владимир Соловьев писал в 1890 году: <Усиленное
возбуждение племенной и религиозной вражды, столь противной духу
христианства, подавляет чувства справедливости и человеколюбия, в
корне развращает общество и может привести к нравственному одичанию,
особенно при ныне заметном упадке гуманных идей и при слабости
юридического начала нашей жизни. Вот почему уже из одного чувства
национального самосохранения следует решительно осудить
антисемитическое движение не только как безнравственное по существу,
но и как крайне опасное для будущности России!> (Как современно
это звучит!). Дело не только в антисемитизме русского православия.
Сейчас Московская Патриархия, созданная Сталиным в 1943 году, рвется
во власть. Генерал Владимир Шатохин из Академии Генштаба в 1996 году
заявил: <Народ развращен ложным пацифизмом (!) и не научился еще
любить наше благословенное православное оружие>! (Ни мало, ни
много) Священник Глеб Якунин, Председатель общественного комитета
защиты свободы совести, с большой душевной болью пишет: <Верхом
кощунства прозвучала идея, что, поскольку советские ракеты делались
в Арзамасе-16, то живший в этих местах веком раньше преподобный
Серафим Саровский является небесным покровителем оружия массового
уничтожения. Более того, в ряде выступлений ракеты, предназначенные
для уничтожения миллионов мирных граждан, были названы <нашими
ангелами-хранителями>.
Взрывы у синагог в Москве и
Екатеринбурге, заложенная бомба в московском еврейском театре
<Шалом>, убийство тринадцатилетней девочки-еврейки в Боровичах
- чего еще ждать? Я думаю, поджег офиса общества
<Запад-Восток> в Петрозаводске в этом же ряду. Почему власть
бессильна против этого? Может, занята чем-то другим? А может, ей это
на руку? Почему русская православная церковь, претендующая на роль
духовного пастыря русского народа, молчит, не замечая этого? Опять
вопросы:
И все же не все плохо в этом мире. Ваша община
совершила акт, которому, как мне кажется, нет прецедента. Вы,
христиане, фактически создали в далеком от вас Петрозаводске
иудейскую общину. И сделали это не для того, чтобы потом попытаться
превратить евреев в христиан, а для того, чтобы евреи могли вновь
стать евреями! Сам факт этого, еще не оцененный ни в христианском
мире, ни у евреев, может стать началом грандиозного пересмотра всех
взаимоотношений между различными религиями. Вы указали путь, по
которому можно и нужно идти, отбросив накопившиеся в течение
столетий предрассудки. Ведь нигде, ни у христиан любых направлений,
ни у евреев, нет запрета на великодушие, на уважение других
воззрений, на творения добра. Мы живем на одной Земле, все сотворены
по <образу и подобию Б-жьему>, большинство проблем, с которыми
мы сталкиваемся в жизни, общие - значит, и решать их легче вместе.
Мало того, многих проблем просто не будет, если мы будем
вместе!
В Псалме есть такие слова: <Пусть тот, кто
стремится к долголетию, кто желает видеть добро во все дни свои,
удержит язык свой от злословия и уста свои - от лживых речей. Пусть
удалится от зла и творит добро; стремится к миру и добивается
его> (Теhелим, 34: 13-15). А французский философ Анри Бергсон
(1895-1941) сказал: <Мы существуем лишь тогда, когда
действуем>.
Прислушаемся к этим словам.
Дмитрий
Цвибель 17 июня 1999 года Петрозаводск
Доклад прочитан
в общине Дитрих-Бонхоффер-Кирхе (Тюбинген) 13 июля 1999
года.
|
|
© 2005—2007 КРО
ММОБО "Молодёжная правозащитная группа"
Электронная
почта yhrg#sampo.ru |
|