Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
09.08.2005 Патриотизм. Долг. Мораль

Принято считать патриотов людьми в высшей степени хорошими, добродетельными и нравственными. Патриотизм и ныне выступает критерием хорошести человека: патриот -хороший, непатриот - плохой.
Так ли это на самом деле? Думаю, что не совсем так. Наоборот, с моей точки зрения, патриотизм - явление однозначно негативное. Так что представляет собою патриотизм? Патриотизм - это святая вера в хорошесть какой-либо одной страны, включающая в себя любовь и преданность этой стране вплоть до самопожертвования.

- Это так? - Так! А хорошо ли это?

Обычно порицают национализм, а патриотизм, наоборот, благословляют и прославляют.А ведь по своей сути патриотизм есть слегка завуалированный национализм, ибо такая любовь к одной стране всегда подразумевает нелюбовь ко всем другим. Для тех, кто не знает, что такое национализм поясню: национализмом называется идеология и политика, состоящая в проповеди национального превосходства и национальной исключительности. С чего началось победоносное шествие фашизма по Европе? С патриотизма немцев. А взгляните на американцев. Патриотизм американцев широко известен. Национализм - тоже.

Сфера национальных интересов США давно распространилась на весь Земной Шар.

Нужны ли еще примеры?

Возьму на себя смелость высказать еще одну нелицеприятную для патриотов-моралистов сентенцию. И патриотизм, и национализм являются одними из лучших примеров фанатизма. Разберем и определение фанатизма. Фанатизм есть страстная преданность своим убеждениям, включающая в себя крайнюю нетерпимость к чужим взглядам. А теперь сравните все три определения. Вот, то-то.

Фанатизм (например, патриотизм) дает удобное, приятное чувство единства. В группе фанатиков появляется уютное чувство, что все они друзья, родственные по взглядам, восхищаются одними и теми же вещами. Но фанатизм всегда плох, ведь он всегда несет в себе какую-либо ненависть. Например, ненависть к людям, не разделяющим мнения фанатиков.

Какова природа национал-патриотизма?

А природа его кроется в философии насилия, которой придерживаются патриоты. Сам же патриотизм, как часть этой философии есть <священная ширма> для людей склонных к садизму, насилию, жестокости и : трусости. О национализме можно и не говорить, ведь он даже не скрывает стремления к жестокости. Существование наций - такой удобный способ для проявления подобных наклонностей. Национал-патриоты есть в каждой стране. Выпячивая эго своей страны, они задевают такое же раздутое эго и самомнение патриотов других стран. Немецкое эго сталкивается с французским, американское - с русским и т.д. Вот вам и национальная рознь. Вот вам и <справедливые> войны.

Туповатые, невежественные массы, ослепленные демагогией, блеском славы, псевдо-героизмом патриотов-предводителей, охвачены сильнейшими эмоциями, все это легко позволяет использовать целые народы для достижения конкретных целей политики. Не секрет, что коллективные эмоции являются благоприятной средой для разжигания идей националистического толка, кроме того, эмоциональное отношение людей к действительности выгодно только лишь дельцам, церкви и патриотам-моралистам.

А почему некоторые люди становятся патриотами? Да потому, что тяготеют к насилию, жестокости и соревновательности, и им как людям <хорошим>, <добродетельным>, позарез нужен <справедливый повод> для <праведного негодования>. Кроме того, патриотизм, естественно, поощряется государством. Люди добровольно такое делают, чего и раба под палкой не заставишь. Сознательная ненаказуемая жестокость доставляет наслаждение национал-патриотам, это факт, поэтому они всеми возможными способами будут открещиваться от таких выводов.

И в то же время, заметьте, когда человек-патриот забывает на время об иностранцах, то он уже не продолжает любить так сильно своих соотечественников. Куда же девается патриотизм, любовь к Родине, к <нашим>?

Если человек (среднестатистический Васечкин) считает себя королем Англии и сильно недоволен неуважительным к своей царственной особе отношением окружающих, то его соседи с радостью помогут ему сменить место жительства на психбольницу. Но если он заявляет не о собственном величии, а о величии своей нации или религиозной веры, то он получает репутацию <правильного> человека, завоевывает толпы сторонников и становится патриотом-лидером, а не обитателем психиатрической лечебницы. О! Абсурд.

Мнение национал-патриотов любой страны можно резюмировать следующим образом: <Есть одна нация, которая объединяет в себе все высшие добродетели, которые каждая нация приписывает себе. Это та, к которой принадлежит мой читатель>. А как сильно несет ароматом патриотизма и национализма от расхожей фразы: <Я так рад, что вы признаете превосходство Польши> (название страны сменить на нужное). Каждый патриот испытывает гордость и удовольствие от какого-либо превосходства своей страны, и готов для обеспечения его даже на самые страшные преступления.

Итак, с национал-патриотизмом разобрались - <моя страна великолепна, она лучшая и всегда во всем права>, а кто не согласен - получи в глаз! А теперь, представьте, что нежданно-негаданно <откуду ни возьмись> объявились враждебные (или добрые) к Землянам инопланетные пришельцы с Марса. Я думаю, это событие мигом положит конец мелочному национализму среди населения Земли. Но тогда, очень вероятно, разразится межпланетный национализм. Во всех школах от Америки до Азии учителя будут вбивать в головы учеников идеи превосходства Землян над Марсианами, в уже отработанном стиле: Наша Земля - маленькая, но очень красивая голубая планета, жители которой самые порядочные, самые добрые, самые мужественные, самые умные, самые красивые, не то что <эти> с зелеными рожами и антеннками. Хоккеисты с Земли обязательно бы встретились с Марсовскими, и каждый Землянин-патриот страстно болел бы за <наших>. Фанаты с Земли летали бы на Марс на хоккейные матчи, чтобы поддержать <наших> и отметелить чужаков. А потом по телевидению на всю галактику показывали бы как прошла встреча фанатов: <Вчера на станции летающих тарелок <Марсово> разразилась драка между фанатами Земли и Марса: как всегда победили фанаты ОМОНа>. А когда <наши> хоккеисты стали бы улетать на Марс, чтобы жить там и играть в любимую игру в МХЛ (межпланетной хоккейной лиге), патриоты-моралисты проклинали бы их, упрекали в непатриотичности и преследовали руками всемогущих спецслужб. Наконец, так или иначе, все завершилось бы полноценной межзвездной войной - ну, как водится, чё рассусоливать-то?! И напутствовали бы военные министры своих солдат словами: Так начнем же войну, которая положит конец всем войнам!

Короче, как всегда.

Думаю, с фанатиками патриотизма мы разобрались окончательно. А вот как охарактеризовал патриотизм известный английский философ, мыслитель, математик, пацифист лорд Бертран Рассел: <патриотизм является главным проклятием нашего века и он покончит с цивилизацией, если не будет усмирен>.

Философия насилия сегодня просто прет изо всех щелей.

Рассмотрим такой вопрос, <какой способ предотвращения преступлений лучший?> Некоторые думают, что наказание - верный способ; преступники порочны, поэтому достойны наказания (<искупление греха>). Праведное негодование это то же чувство мести, одна из форм жестокости. Цель наказания, видимо, вызвать страх перед болью. И насладиться мучениями преступника. Есть другая точка зрения. Образование - лучший способ предотвращения преступлений, ведь их куда легче предотвращать, чем потом страдать от убийц и заставлять убийц испытывать боль. Какой способ предотвращения преступлений лучший? Тот, который обезопасит общество от преступника, но причинит ему наименьший вред. Таково мое мнение. Жестокое наказание (пытки, смертная казнь и т.д.) воспринимается невежественной частью общества однозначно как благо для всего человечества.

Некоторые упрямо считают, что если расстрелять, скажем, 200 преступников и посадить 2000, то это будет всем на благо, естественно, кроме самих преступников (но они сами виноваты, а мы их с удовольствием накажем) и этот метод предотвратит совершение новых преступлений, а с течением времени совершенно искоренит преступность. Наивно, не правда ли? Оглянитесь-ка назад, загляните вглубь истории. Такие методы применялись ох как часто и что-то не видно, чтобы преступников поубавилось на планете. Наоборот, наглеют они, мутируют в более мощных и безжалостных монстров. Сама система правосудия (исправления и наказания) и способствует распространению преступности.

Человек, заболевший чумой намного опаснее серийного убийцы, но, на сколько по-разному к ним относятся. Убийцу боятся и ненавидят, а больного жалеют. Первого казнят или сажают в такие условия, что просто глупо говорить о его перевоспитании и исправлении. Весьма неразумно. Свободу больного чумой ограничивают до тех пор, пока он не перестанет быть опасным для общества. Почему так же не поступать с преступником?

Патриоты придерживаются и довольно грубо пытаются навязывать остальным гражданам некоторые свои желания. Например, они упрямо верят в предрассудок какого-то долга каждого гражданина перед государством-благодетелем. Это один из глупейших предрассудков патриотизма-национализма - предрассудок долга перед государством. Государство должно иметь четкие функции, например, охрана граждан от преступников и врага. С помощью налоговой системы государство обеспечивает свою жизнеспособность. Каждый вносит своеобразную плату за <защиту>. Видимо государство имеет свои интересы, которые важнее интересов граждан, иначе, почему государство и патриоты дополнительно требуют граждан вернуть какой-то долг, под видом крепостного труда военнообязанных, или обязанности защищать государство, калечиться и погибать за его интересы? А ведь государство это структура, предназначенная для защиты интересов граждан, а не наоборот. В противном случае лучше будет стать гражданином государства, которое уважает свободу, права и интересы своих граждан. Если какой-либо фанатик-патриот считает, что он должен служить какому-то государству, посвящать этому занятию всю свою жизнь, то я не могу быть против его решения, это не задевает мои права, но если он требует от меня подобного поведения, то это уже прямое нарушение моих прав.

Я космополит и пацифист по своим взглядам и не могу действовать вразрез моему мировоззрению. Государству необходимы силовые структуры, для выполнения ряда своих функций. Я не вижу в этом никакой проблемы. В каждой стране достаточно людей, желающих идти на военную службу государству добровольно. Зачем применяя унижающее достоинство давление, силой гнать на службу людей, которые того не желают? Толстой осуждал войну. Патриоты считают, что солдат, воюющий за <правое дело>, ведет правильную, достойную восхищения жизнь. Те, кто восславляет солдата - сторонники наказания. Они считают жестокое наказание благом. Толстой так не думал. Другие пацифисты тоже. Задумайтесь, по части убийства живых существ человечество преуспело больше всего, не пора ли остановиться?

Сергей Горин.

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz