|
|
|
|
17.08.2005 Милиция и ее роль в формировании установок толерантного сознания и борьбе с экстремизмом
Строительство в России подлинного правового,
демократического и социального государства требует формирование
соответствующего государственно-правового и
общественно-политического механизма. Поставленную цель можно достичь
лишь тогда, когда точно выбраны, выверены и выстроены в систему все
его структурные элементы и звенья. Этот процесс становится
невозможным вне рамок толерантного сознания всего населения
Российской Федерации.
Одной из проблем конституционного
развития России на современном этапе является её
национально-государственное устройство. Целостность России, её
национальная безопасность зависят от единства наций и народностей,
проживающих на её территории. Россия является уникальной в мире
страной, обладающей неповторимой этнокультурой. Нации и народности,
населяющие её, живут на этой территории издревле, что не особенно
присуще другим многонациональным государствам
мира.
Особенность России заключается не только в её
многонациональности, она ещё и многорелигиозна. В России проживают
нации и народности - приверженцы различных вероисповеданий. К
сожалению, многорелигиозный и многонациональный факторы при
неумелом, а порою и преднамеренном их использовании, были и остаются
источником напряжённости в России. Как утверждает А.А. Тер-Акопов,
этим во многом объясняется множественность и неопределённость
понимания духовности, сложность достижения взаимного согласия между
народами, отсутствие единой общенародной цели. Это не позволяет
успешно решать задачи не только духовной, но и любой другой
безопасности человека. Приводит к конфликтам религий и людей,
трудностям в управлении государством, религиозному национализму,
выражающемуся в вытеснении некоренного населения с территории
господствующей религии или нации. Игнорирование указанных факторов
приводит к зарождению межнациональной, межрелигиозной напряжённости,
неприязни среди населения, перерастающее, как правило, в экстремизм,
а в последующем и в терроризм, образуя тем самым реальную угрозу
национальной безопасности России.
Как известно, под
национальной безопасностью России понимается безопасность её
многонационального народа как носителя суверенитета и единственного
источника власти в Российской Федерации. Это отражено в Концепции
национальной безопасности Российской Федерации. Данный документ
представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской
Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и
внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней
сформированы важнейшие направления государственной политики
Российской Федерации.
Концепция национальной безопасности
направлена на обеспечение и отстаивание национальных интересов
России как совокупности сбалансированных интересов личности,
общества и государства в экономической, внутриполитической,
социальной, международной, информационной, военной, пограничной,
экологической и других сферах.
Национальные интересы
многоаспектны и охватывают интересы личности, общества и государства
во внутриполитической и внешнеполитической сферах. Это интересы в
социальной, национальной, духовной, экономической, информационной,
военной, экологической и других сферах. Содержательно национальные
интересы могут проявиться в обеспечении соответствующих условий
жизнедеятельности. Так, во внутриполитической сфере национальные
интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного
строя, института государственной власти, обеспечения гражданского
мира и национального согласия, территориальной целостности, единства
правового пространства, правопорядка, завершении процесса
становления демократического общества, нейтрализации причин и
условий, способствующих возникновению политического и религиозного
экстремизма, этносепаратизма, социальных, межэтнических и
религиозных конфликтов, терроризма.
Национальные интересы
России носят долгосрочный характер и определяют основные цели,
стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики
Российского государства. Национальные интересы России обеспечиваются
как институтами государственного аппарата, так и системой
общественных и политических организаций. Одним из наиболее важных
направлений деятельности государственного аппарата и общественно -
политических организаций является предотвращение угроз национальной
безопасности Российской Федерации во всех сферах её
проявления.
Милиция является составной частью
государственного аппарата. В деле обеспечения национальной
безопасности Российского государства ей определена особая роль. Она
должна защищать права и свободы человека и гражданина независимого
от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Органы
милиции являются частью государственных органов исполнительной
власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы
граждан, собственность, интересы общества и государства от
преступных и иных противоправных посягательств. Для выполнения
поставленных перед милицией задач она наделена правом применения мер
принуждения в пределах, установленных Законом РФ "О милиции".
Законные требования сотрудника милиции обязательны для исполнения
всеми лицами независимо от их служебной подчинённости, поэтому
работники милиции в соответствии с законом признаны представителями
власти.
Одной из задач, стоящих перед милицией, является
предотвращение и пресечение преступлений и административных
правонарушений. Милиция обязана выявить обстоятельства,
способствующие совершению преступлений и административных
правонарушений, и в пределах своих прав принимать меры к устранению
данных обстоятельств.
Серьёзную угрозу национальной
безопасности России представляет экстремизм, проявляющийся в
различных формах. При этом национальный, политический и религиозный
экстремизм создаёт условия для возникновения конфликтов и
непосредственно угрожают федеральному устройству
России.
Построение демократического, правового государства
невозможно в условиях существования национально-религиозного,
социально-политического недоверия, вражды, отсутствия гражданского
согласия. Формирование климата межнационального, межэтнического,
межрелигиозного доверия и обеспечение на этой основе
социально-политической стабильности в обществе является основной
задачей государства ивсех его органов. Одним из направлений
профилактики экстремизма и терроризма является формирование
установок толерантного сознания в Российском обществе.
В
механизме формирования толерантного сознания, наряду с другими
государственными органами и общественно-политическими организациями
занимает милиция. Именно милиция в первую очередь сталкивается с
различными фактами экстремизма в обществе. Примером тому явились
события, имевшие место в конце 2001 года на территории рынка в
районе станции метро "Коньково" в Москве.
Формирование
установок толерантного сознания относится к системе ранней
профилактики правонарушений и иных антиобщественных проявлений.
Задача профилактики этих негативных социальных процессов возложена
на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. При
этом начальное связующее звено для населения, общественных
формирований, этнических групп и иных объединений и государства в
деле профилактики правонарушений и различных антиобщественных
проявлений - это служба участковых уполномоченных милиции. Работа
данной службы построена по территориальному принципу. Это означает,
что все участковые уполномоченные закреплены на конкретных
обслуживаемых ими территориях. Поэтому знания вверенной им
территории, её жителей, социальных процессов, происходящих на ней,
позволяет принимать необходимые профилактические меры на начальных
этапах зарождения антиобщественного поведения.
В круг
обязанностей участковых уполномоченных сотрудников милиции, в
частности, входит обеспечение безопасности личности, общественной
безопасности, охрана общественного порядка, выявление,
предупреждение и пресечение преступлений и административных
правонарушений. Своевременная профилактическая работа этих
сотрудников милиции по выявлению и пресечению правонарушений,
совершаемых на почве национального, религиозного, политического
неприятия, является важнейшим звеном механизма формирования
толерантного сознания и борьбы с различными формами
экстремизма.
Следует заметить, что успешная деятельность
сотрудников милиции по профилактике правонарушений указанной группы
зависит от многих факторов. Среди них - способность своевременно и
правильно устанавливать признаки преступлений и правонарушений,
совершаемых на национальной, религиозной либо политической почве.
Сотрудники милиции должны быть обучены приёмам по выявлению этих
антисоциальных явлений, иметь чёткое представление о стадиях
внутреннего зарождения и внешнего проявления этих крайне опасных
правонарушений, в связи с чем перед учебными заведениями МВД России
стоит задача разработать программу, охватывающий процесс обучения
сотрудников милиции приёмам и способам выявления и профилактики
преступлений и правонарушений, совершаемых на почве данных
антисоциальных явлений.
Сотрудники милиции должны иметь
определённый уровень знаний о тех социальных процессах, которые
проистекают в обществе. Им надлежит знать основные положения
доминирующих в России религий, наиболее важные традиции и обычаи
народов нашей страны. Знания сотрудников милиции в этих весьма
деликатных сферах способствуют повышению их авторитета, доверия к
ним со стороны различных социальных групп общества. Естественно,
сотрудник милиции должен обладать и соответствующими приёмами
психолого-педагогическими приёмами и навыками, без которых его
диалог и воспитательно-профилактическая работа среди населения
становятся малопродуктивными.
В.И. Чернышов, профессор,
начальник Рязанского филиала Московского института МВД России
|
|
© 2005—2007 КРО
ММОБО "Молодёжная правозащитная группа"
Электронная
почта yhrg#sampo.ru |
|