01.09.2005 «Пророчество и праведничество»
Министерство просвещения республики
Карелия Муниципальное образовательное учреждение Державинский
лицей Работа на третий международный конкурс: Уроки Холокоста
– путь к толерантности”
Реферат на тему: «Пророчество и
праведничество».
Выполнила: Степанова К., ученица 11
класса МОУ «Державинский лицей
Руководитель: Иванов В.
С., учитель истории МОУ «Державинский лицей»
Петрозаводск
2004 Пророчество праведничество
Введение.
Холокост
- политика нацистской Германии, её союзников и пособников по
преследованию и массовому уничтожению евреев в 1933-1945 гг. Эта
тема вот уже несколько десятилетий остается в центре научных и
политических дискуссий. Весь цивилизованный мир ежегодно отмечает
День памяти евреев- жертв нацизма и героев сопротивления.…Эта тема
давно уже вышла за рамки «палачи-жертвы»1. История Холокоста не
может рассматриваться лишь сквозь призму гибели страданий миллионов
людей. По мнению М.Я. Гефтера, это явление имеет три грани:
унипчтожение-сопротивление-спасение. Ответственность за Холокост
правительств и гражданского общества союзных держав, включая и
советское правительство; личная ответственность людей, оказывавшихся
причастными к этой трагедии (в том числе и еврейских лидеров в
гетто), неправомерно обозначать только черными и белыми красками. В
этот страшный период мы видим примеры морального и физического
сопротивления оккупантам. Это была борьба не просто за выживание, но
за сохранение человеческого достоинства. Она дала немало примеров
самопожертвования и большой силы духа. Замалчивание темы Холокоста
неизбежно вело и к непризнанию подвига Праведников Народов Мира. Их
огромный моральный и воспитательный потенциал оказался фактически
под судом на весь период существования Советского Союза. В последние
годы число присвоенных званий гражданам СНГ и Балтии, в том числе и
России, постоянно возрастает.2
Тема данного исследования
посвящена проблеме пророчества и праведничества. Аспект данной темы
состоит в рассмотрении пророчества и праведничества Ф.М.Достоевского
и праведничества времен второй мировой войны. Тема праведничества
второй мировой войны показана на примере Оскара Шиндлера. Раскрытие
темы праведника О. Шиндлера построено по проблемному принципу. Он
состоит в дилемности проблемы: палачи, жертвы,
праведники.
Выдвигается рабочая гипотеза о том, что
пророчество Ф.М.Достоевского напрямую связано с конкретными
историческими условиями, в которых писались произведения Ф.М.
Достоевского. Пророчество определялось Достоевским как «бесовщина»,
которая путает исторический путь России. Ряд исследователей
пророчества Достоевского связывают с тоталитарными режимами 20 века
(Захаров, Лосский, Клямкин). Между тем, анализируя философскую
систему Ф.М. Достоевского, необходимо проблему пророчества связывать
с проблемой праведничества. Безусловно, конкретно-исторические
условия вносят свои коррективы. Праведники Достоевского, такие как
Зосима, Тихон отличаются от праведника О. Шиндлера. Но между ними
есть определенная культурно-историческая связь. Проблема диалога
культур Россия-Запад имеет преемственность разных культур и разных
ментальностей, полифоничности культур, которые взаимодействуют друг
с другом и несут как общие, так и отличительные черты. Такой подход
к истории является цивилизационным в контексте всемирно-исторической
школы.
Тема праведничества напрямую связана с проблемой
палачей, жертвах и bystanders (стоящие рядом) Bystanders-это местное
население, которое стояло в стороне. Рассматривать Катастрофу,
несомненно, следует с разных сторон: это палачи, жертвы, bystanders
и Праведники Народов Мира.
Праведничество второй мировой
войны – это уникальное явление. Практика оккупационного режима, как
в Европе, так и на территории СССР показывала, что кроме
брутолизации и равнодушия были люди, жертвовавшие своей жизнью и
карьерой, спасали жизни евреев. «Спасая одного еврея, спасаешь все
человечество».1
Методологически в научно-исследовательской
проблематике наблюдается продвижение от геоистории, экономической,
социальной в сферу духовной жизни общества. Происходит отход от
«глобальной истории» в историю менталитета, поведения человека в
условиях, когда идет дегуманизация жизни, разрушения ценностей,
когда перед конкретным человеком стоит задача как остаться в живых,
сохранить свою жизнь и жизнь своей семьи перед нацией убийц.
Праведничество в этих условиях является феноменальным
явлением.
Источниковедческая база исследования построена по
проблемно-хронологическому принципу. В научный оборот вводятся
источники личного происхождения.2 Произведения Достоевского о
пророчестве и праведничестве следует рассматривать как источники
исповедальные. «Исповедь - вид философских произведений,
утверждающих уникальность человеческой индивидуальности». Методика
анализа данного источника личного происхождения сводится к
алгоритму: интерпретация источника, анализ содержания и
источниковедческий комплексный анализ. Так как мы имеем дело с
философско-художественными произведениями Достоевского по
определенной проблематике, то их анализировать стоит комплексно
(комплекс исповедальных источников - это «Преступление и Наказание»,
«Братья Карамазовы, «Бесы» и «Сон смешного человека»). Сложность
данных источников состоит в правильной их интерпретации. Современная
философская герменевтика, как наука правильно понимать текст,
связана с проблемой интерпретации текста и критического отношения к
данному тексту.3 Сегодня устная история является объектом
исследования. Включение в научный оборот устной истории требует и
переосмысления типологии источниковедческой базы. Художественный
фильм Спилберга «Список Шиндлера» относится к источникам личного
происхождения, так как построен на воспоминаниях, фотографиях,
интервью. Методика анализа художественного фильма состоит в
выявлении структурности построения фильма. Можно выделить несколько
иерархий структурности художественного фильма. Алгоритм анализа
структуры фильма:
1. Историческая структура (необходимо
отделять воображаемую действительность от конкретно исторической
действительности); 2. Динамическая структура фильма состоит в
отделении авторской линии фильма и его образности от конкретной
истории героя. При анализе динамической структуры необходимо
выделять две линии: линия образа и линия смысла. При этом надо четко
видеть движение образа по кривой смысла. 3. Диалектическая
структура построена на проблемности фильма, в которой мы должны
видеть множественность смыслов (под множественностью смыслов будем
понимать эволюцию взглядов О. Шиндлера от человека, стоящего рядом и
равнодушного наблюдателя к праведнику
мира).
Разработанность любых тем определяется
наличием источниковедческой базы и историографической разработкой
проблемы. Из выше перечисленного ясно, что источниковедческая база
крайне ограничена для поля исследователя. Историография по данной
проблеме разработана. Можно выделить две историографических проблемы
данного исследования: это пророчество и праведничество
Ф.М.Достоевского. Работа Лосского «Бог и мировое зло» является
центральным исследованием для понимания пророчества и социального
зла. Вторая проблема - праведничество О.Шиндлер. В книге «Передайте
об этом детям вашим…»1 говорится о праведниках на территории СССР. В
работе И.Альтмана «Жертвы ненависти»2 уделяется внимание Праведникам
мира на территории СССР. В другой работе И. Альтмана3, посвященной
оккупационному режиму на территории СССР, дается общая
характеристика и дефиниция праведничества, как явления второй
мировой войны. Шапиро А. и Абрамская И. «Праведники Народов мира»
дают дефиницию Праведников Народов Мира и основные критерии. В
работе приводятся свидетельские показания Юлиса Винера (10.10.1956)
и Натаны Верцеля.4
Анализ историографии по проблемно блочному
принципу показывает, что эта проблема мало разработана в
отечественной историографии. Хотя сама личность Шиндлера должна была
бы заинтересовать исследователя. Дилемма Шиндлера состояла в том,
почему он из нациста превратился в Праведника Мира, не стал
сторонним наблюдателем, не стал палачом, подобно Амону
Гету.
Концепция работы состоит из введения, где ставится и
анализируется проблема, из двух глав и заключения. В первой главе
рассматривается пророчество Достоевского, анализируются тексты
пророчества и сравниваются идеи пророчества с «коричневой чумой 20
века» и «окончательного решения еврейского вопроса». Кроме того,
Достоевский создает апокалипсическую картину мира и идею социального
зла. Пророчество Достоевского напрямую связано с праведничеством.
Задача исследователя в данной главе виделась в доказательстве
пророчества Достоевского, при этом мы применили синхронно
параллельный принцип, который исходил из текста пророчества и
практики ее осуществления. Во второй главе мы рассматриваем Шиндлера
как Праведника Мира. Несомненно, всегда нужно учитывать диалог
культур: век нынешний и век минувший. Нацизм был ответом на вызов
Достоевского. Под вызовом Достоевского мы прежде всего понимаем
апокалипсическую картину мира.
Тема пророчества и
праведничества в религиозно-философской системе Ф. М.
Достоевского.
«… Если б кто мне доказал, что Христос вне
истины…то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с
истиной». (Ф.М.Достоевский. Письмо к
Н.Д.Фонвизиной.)
Проблему кризиса ценностей впервые осознал в
первой половине XIX века немецкий философ А. Шопенгауэр, описавший
противоречие между знанием и волей, в результате которого
деятельность лишалась разумного основания. Тем самым ставилась под
вопрос роль разума, значение рациональной деятельности.1 Позже идею
воли пытался реабилитировать Ф. Ницше, связав её с идеей красоты и
противопоставив идее добра. В Европе, увлеченной собственными
успехами, голоса этих философов были плохо слышны. Но в России, для
которой европейский пример был не только моделью для подражания, но
и примером глубоких раздумий, философия Шопенгауэра и Ницше
пользовалась огромным успехом. Кризис ценностей европейской культуры
во второй половине XIX века стал одним из решающих факторов
негативного отношения к опыту Европы.2 Предпосылки кризиса ценностей
были осмыслены Н.Я.Данилевским. Прежде это было противостояние веры
и знания, религии и науки. В конце XIX века русскими мыслителями,
прежде всего Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым, предпринимались
попытки преодолеть эти противоречия. «В их произведениях добро и зло
сталкивается не в обществе, в отношениях между людьми, а в душе
человека. Ключевыми при этом являются понятия доброй воли, личного
выбора. Важнейшая роль принадлежит религии, обращающей мысль к
нравственному идеалу, в полной мере осуществимому в обществе. Вне
религии нет нравственности. Как писал Ф.М. Достоевский, «если Бога
нет, то все дозволено»».3
Нередко Достоевского называют
«жестоким талантом», а его мировоззрение характеризуют как
«философию трагедии».
«Замысел построить общество без
нравственных оснований опирался только на науку и на мнение ученых
аксиом, вроде «борьбы за существование». Ф.М.Достоевский сравнивает
это с построением Вавилонской башни, пытаясь устроить нечто вроде
муравейника.1
Три вида зла, по мнению Достоевского,
существуют в мире: метафизическое, нравственное и физическое. К
метафизическому злу относится ограниченность тварных существ;
нравственное зло-это грех (то есть нарушение нравственных норм);
физическое зло-это физическое страдания и несовершенства. Однако
нельзя отождествлять эти три вида зла с социальным злом. Достоевский
считал, что следствие нравственного зла есть социальное зло. Оно
имеет одно отличие, что оно сотворено не Богом, а человеком.2 Ф.М.
Достоевский восстал против просветительского мифа о человеке как
рассудочном существе, в котором рассудок отождествляется с добрым
началом, а биологические инстинкты - со злым. Зло в человеке (как и
добро) таится не в одних биологических инстинктах, а в самом духе, в
сердце человека, оно тоже явление духовного порядка.
Именно с
проблемой социального зла связано пророчество Достоевского в таких
произведениях как «Преступление и наказание», «Сон смешного
человека», «Братья Карамазовы» и «Бесы».
В «Преступлении и
наказании» в эпилоге Раскольникову сниться сон. «Ему грезится в
болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной,
неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на
Европу. Все должны погибнуть, кроме некоторых весьма немногих
избранных. Появились какие-то новые трихины, существа
микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были
духи, одаренные умом и волей. Люди принявшие их в себя, становились
тотчас же бесноватыми и сумасшедшими…Язва росла и продвигалась
дальше и дальше. Спастись во всём мире могло только несколько
человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый
род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто не
слышал их слова и голоса».3 Михайловский упрекнул Достоевского «Вы
не за тех бесов ухватились». Что ж, так можно было думать сто лет
назад. У нас тогда не было трагического опыта 20 века (фашизм,
нацизм, сталинизм, маоизм и прочие «измы») Но сегодня, перечитывая
роман и этот кошмарный сон Раскольникова, понимаешь, что Достоевский
ухватился как раз за тех бесов, которые мучили человечество. В этом
сне-пророчестве об апокалипсической картине мира, где есть
трихнины-существа вселяющиеся в человека и от этого человек
становился бесом. Бесовщина в нем пробуждалась, и множилась подобно
моровой язвы. «Спаслись только чистые и избранные люди», - здесь
Достоевский говорит о праведниках, которые будут противостоять этой
язве и спасут мир от трихнин. Уже в 1919 году это пророчество нашло
свое отражение. В Германии возникают десятки национал-патриотических
групп, и в одну из таких партий в том же году вступает Гитлер. На
момент вступления А.Гитлера в партию, в ней состояло не более ста
человек, а в 1920 году, когда партия начала издавать свою газету
«Фелькишер беобахтер» - около трех тысяч человек. Тогда же была
принята программа партии, в которой выдвигались антисемитские и
«патриотические» лозунги. В 1923 году в национал-социалистической
немецкой рабочей партии (НСДАП), лидером которой был уже Гитлер,
насчитывалось 56 тысяч членов. Эта «моровая язва» распростронялась с
огромной скоростью, она «росла и продвигалась дальше и дальше». В
1928 году национал-социалисты получили на выборах в рейхстаг всего
800 тысяч голосов, в 1930 году – 6400 тысяч. На президентских
выборах 1932 года выдвинувший свою кандидатуру Гитлер имел 13
миллионов голосов.
Основание партии нуждалось в идеологии.
Расовую доктрину Гитлера нужно рассматривать, как идеологию нацизма
Идеологи нацизма исходили из положения о превосходстве белой расы
над другими расами. Расовые представления Гитлера воплотились в
Нюренбергских законах, принятых в 1935 году. В работе «Mein Kampf»
А. Гитлер разделил всё человечество на три категории: создатели
цивилизации Kulturbegrunder; носители цивилизации Kulturtrager;
разрушители цивилизации Kulturzerstorer.1
К первой группе А.
Гитлер отнес арийскую и североамериканскую. Их он считал создателями
цивилизации. Ко второй группе он отнес все народы Востока. Они, по
мнению А. Гитлера, носители цивилизации. К третьей группе он отнес
евреев как разрушителей цивилизации. Фактически в этой работе
сформулирована расовая теория нацизма.
«Холокост - это
политика нацисткой Германии, ее союзников и пособников по
преследованию и массовому уничтожению евреев в 1933-1945 годах. В
основе этой политики лежит расовая теория
Гитлера».2
Единственным несоответствием во сне – пророчестве
Р. Раскольникова является направление распространения этой язвы: не
с Азии на Европу, как во сне, а, наоборот, с Европы на Азию.
Появления нацизма и фашизмов в Европе, идеология нацизма и политика
Холокоста не является ли это убедительным доказательством
пророчества Ф.М. Достоевского. «…Люди принявшие их в себя
становились тотчас же бесноватыми и сусашедшими. Язва росла и
продвигалась дальше и дальше».3
Всякое гениальное
художественное произведение содержит в себе такую полноту жизни и
глубину смысла, которая не может быть осознана до конца и выражена в
понятиях ни самим творцом его, ни комментаторами. Легенда Великий
инквизитор принадлежит к числу величайших творений
Достоевского.
Инквизитор действует в шестнадцатом веке в
Севилье, в самое страшное время инквизиции, на следующий день после
грандиозного аутодафе на улицах города «тихо» и «незаметно» появился
Иисус Христос. Народ узнает Его, толпится вокруг Него, и от одного
прикосновения к Нему происходят исцеления. На паперти Севильского
собора Он воскрешает недавно умершую девочку, и толпа приходит в
состояние крайнего волнения. Но в это время на площади появляется
девяностолетний старик – Великий Инквизитор. Он приказывает сразу
взять Христа и отвести в тюрьму, а толпа, привыкшая подчиняться,
безмолвно склоняется перед благословляющим ее старцем. Ночью в
тюрьму входит Инквизитор один и произносит перед молча слушающим
Христом длинную речь, наполненную упреками Христу и Его делу, и
грозит Ему сжечь Его на костре «как злейшего из
еретиков».
Великий Инквизитор – это и представитель
грандиозного титанического богоборчества, и организатор
принудительного всемирного счастья. Образ Великого Инквизитора –
прообраз палачей XX века.1
Ф.М. Достоевский вывел Великого
Инквизитора не как определенный социальный - или церковный - тип, но
как душу «мира сего», которая может явиться и в кардинальской мантии
и в грубой одежде, может действовать в различных эпохах и
обществах…Этот дух может надеть одежду кардинала так же легко, как
потертый педжак.2
Инквизитор- строитель духовного Вавилона; и
он же свидетельствует истину, что эта башня «не достроится», т.е.
обречена на неудачу. (Так бывает, что сами бесы не могут скрыть
истины, когда стоят перед Христом).3
Из уст Великого
Инквизитора мы узнаем о намерениях организаторов «окончательного
решения еврейского вопроса»:
«Много было великих народов с
великою историей, но чем выше были эти народы, тем были и
несчастнее, ибо сильнее других осознавали потребность всемирности
соединения людей. Великие завоеватели, Тимуры и Чингисханы,
пролетали, как вихрь по земле, стремясь завоевать вселенную, но и
те, хотя и бессознательно, выразили ту же самую великую потребность
человечества ко всемирному и всеобщему единению. Приняв мир и
порфиру кесаря, основал бы всемирное царство и дал всемирный покой.
Ибо кому же владеть людьми, как не тем, которые владеют их совестью
и в чьих руках хлебы их. Мы и взяли меч кесаря, а взяв его, конечно,
отвергли Тебя и пошли за ним. О, пройдут еще века бесчинства
свободного ума, их науки и антропографии, потому что, начав
возводить свою Вавилонскую башню без нас, они кончат
антропофагией».4
«…Молчавший Христос целует Инквизитора.
Инквизитор отпускает Пленника…Некоторые полагают, что в этом финале
Великий Инквизитор, тронутый всепрощающей Любовью Спасителя,
совершает акт великодушия, открывая двери темницы…но Инквизитор
говорит слова, мучительные для Христа «Ступай, ступай и не приходи
более…не приходи вовсе…никогда, никогда». В поцелуе «Легенды» есть
правда, и есть ложь. В нем Достоевский и в нем Иван Карамазов.
Правда этого поцелуя в том, что Господь любит всякую свою тварь. Он
любит и ту, которая его не любит и не хочет любить. Но поцелуй это
есть и мысль Ивана Карамазова, его последняя, искусительная неправда
слияния истины и лжи».1
В легенде о Великом Инквизиторе мы
можем узнать в лице великого народа – евреев, которые будут
«несчастнее всех, ибо сильнее других будут сознавать потребность
всемирности соединения людей». А в лице тех, кто возьмет «меч
кесаря», - убийц, которые будут истреблять великий, избранный народ.
А почему они возьмут «меч кесаря»? На этот вопрос можно ответить,
если изучить болезнь под названием «карамазовщина», которую с
изумительной точностью описал Достоевский в романе «Братья
Карамазовы». Карамазовщина, по его мнению, – это русский вариант
болезни всего европейского человечества, болезни цивилизации.
Причины ее в утрате цивилизованным человечеством нравственных
ценностей, в грехе самообожествления. Вся верхушка общества
обожествляет свое «я» и разлагается. Наступает кризис
гуманизма.
Истоки западноевропейской и русской буржуазности
Достоевский видел не в экономических законах развития общества, а в
духовном кризисе современного общества. По формуле Ивана Карамазова
- «Если Бога нет, то все дозволено» - кризис безверия захватил не
только светские, но и церковные круги. В главе «Pro i contra» устами
Достоевского разворачивается борьба консервативных сторон
христианства.
Буквально так, как описано в легенде произошло
и в мире. Инквизитор строит тоталитарное государство. С приходом к
власти А. Гитлера в Германии стало также устанавливаться
тоталитарное государство (в официальной риторике этот термин не
прижился; шире использовались термины «национал-фашизм» или
«фашизм»). Как и инквизитор, А. Гитлер в своей политической системе
опирается на тщательно разработанную идеологию: Инквизитор хочет
сделать всех детей «младенцами», а себя провозгласить «искупителем»;
Гитлер хочет «того же». Оба они считают, что должна существовать
партия, членство в которой открыто лишь для небольшой части
населения: Инквизитор говорит, что «люди уверены более чем,
когда-нибудь, что свободны вполне, а между тем сами же они принесли
нам свою свободу и покорно положили ее к ногам нашим. Но мы это
сделали…». У А.Гитлера так же была такая партия – НСДАП. Управление
осуществляется посредством террора как у одного, так и
второго.
Великий Инквизитор…может явиться и в кардинальной
мантии и в грубой одежде, может действовать в различных эпохах и
обществах.… Этот дух может надеть одежду кардинала так же легко как
потертый пиджак со свастикой. Образ Великого Инквизитора- это образ
тоталитарного лидера в «протертом пиджаке со свастикой на рукаве».1
Гитлер подобно Великому Инквизитору пытается переосмыслить
христианство, соорудив нечто вроде Вавилонской башни. Гитлер считал,
христианство религией:
1. Слабых и униженных; 2. Она
зародилась 2000 лет назад среди больных; 3. Христианское
сострадание - опасная негерманская идея; 4. Христианская любовь к
ближнему есть глупость, поскольку любовь парализует человека. 5.
Христианская идея всеобщего равенства защищает расово неполноценных,
больных людей.
Перед нами новый Великий Инквизитор А. Гитлер
представитель титанического богоборчества и организатор
принудительного счастья для всех людей. В Германии отвергается
протестантизм и католичество и вынашивается идея создания новой
германской религии. В 1934 году профессор богословия Эрнст Бергман
опубликовал 25 тезисов новой религии. Приведем лишь некоторые из
них:
1. Еврейский Ветхий Завет не годится для новой
Германии; 2. Христиане были не евреями, а нордическими мучениками
и войнами, призванными спасти мир от еврейского влияния; 3.
А.Гитлер-это новая миссия, присланный на землю, чтобы спасти мир от
евреев; 4. Свастика является преемницей меча как символа
германского христианства; 5. Германская земля, кровь, душа,
искусство - священные категории германского христианства.
Идея Великого Инквизитора получило свое развитие в романе
Ф.М. Достоевского «Бесы». Незадолго до «Бесов» Достоевский собирался
написать «Житие великого грешника» - роман о нравственном
воскрешении через покаяние и искупление, о восстановлении
человеческого в преступнике. Такой роман Достоевский не написал, но
замысел этого романа отразился в Бесах.4 На то, что название романа
- символическая метафора: первый отрывок из стихотворения
А.С.Пушкина «Бесы»(1830), второй- евангельская притча (Евангелия от
Луки «О свиньях»). «Эти бесы, входящие из больного и входящие в
свиней, - это все язва, все метастаза, вся нечистота, все бесы и все
бесенята. Бесы вошли в стадо свиней, и бросилось все стадо с
крутизны в море, и все потонуло. Когда же окрестные жители сбежались
смотреть совершившееся, то увидели бывшего бесноватого – уже одетого
и мыслящего и сидящего у ног Иисусовых, и видевшие рассказали им,
как исцелился бесновавшийся».
Также «Легенда о Великом
Инквизиторе» - это раскрытие в особом аспекте романа
«Бесы».
Роман «Бесы», как назвал его сам автор, – это
роман-«предупреждение».1 В нем с огромной силой показано то, как
Россию, а именно ее средний «культурный слой» - интеллигенцию -
охватило беснование, болезнь безумия. Эта интеллигенция и есть те
главные «бесы», которые загубят Россию, по мнению Достоевского, если
им дать волю. В этом и заключается смысл романа-«предупреждения». Но
и тут есть образ, который хранит добро в своем сердце, для которого
нет ценностей, кроме абсолютных, то есть имеющих характер добра с
любой точки зрения, в любом отношении и для любого субъекта.2 Этим
человеком является Тихон. Это «высокий и худощавый человек, лет
пятидесяти пяти, в простом домашнем подряснике и на вид будто
несколько больной, с неопределенной улыбкой и с странным, как бы
застенчивым взглядом».3 В последней главе – «У Тихона» - архиерей
говорит о том, что человек, совершивший преступление, останется
человеком лишь в том случае, если до конца и сам осознает суть
преступления, что попасть на великий путь можно лишь тогда, когда
понимаешь «до вопроса жизни и смерти страдание обиженного вами
существа».4 То есть словами Тихона описана формула для вхождения на
путь истинный грешника. Это очень важно, когда речь идет о
праведниках, потому что многие из них пришли к великому делу или на
путь истинный так же через эту формулу.
В «фантастическом
рассказе» «Сон смешного человека» герой рассказа - смешной человек -
попадает во сне на отдаленную от земли планету, на которой встречает
«невинных и прекрасных» людей - «детей солнца». Эти люди не знают ни
зла, ни страданий, они живут в гармонии с природой. Но после
длительного соприкосновения их с человеком из другой планеты с
противоречивой культурой, жизнь их оказывается навсегда уничтоженной
и развращенной. Но смешной человек сохраняет чистоту и невинность
людей с другой планеты в своем сердце; он уже никогда не сможет
забыть этот идеал. Пробудившись ото сна, смешной человек посвящает
свою жизнь «проповеди истины», которая состоит в том, что «люди
могут быть счастливы и прекрасны, не потеряв способности жить на
земле». В рассказе «Сон смешного человека» достигает кульминации
один из самых главных и постоянных мотивов творчества Федора
Михайловича Достоевского – тема наступления века гуманности и
«братских отношений» между людьми. Достоевский в своем рассказе
изобразил картину грехопадения людей, но при этом, выделив из этой
толпы одного - смешного человека – который взывал к «вечной истине»,
«живой образ» которой возродил «гнусного петербуржца», от сомнений и
тотального разочарования, «проснувшегося» к жизни и вере. Его образ
– это образ будущих праведников, которые будут бороться за общество,
основанное на братских и гуманных началах.
Но не все так
плохо, как кажется на первый взгляд! Старец Зосима – воплощение
религиозного подвижника, который уходит в монастырское уединение не
ради спасения своей души от мирских страданий, а ради того, чтобы
сопереживать вместе с людьми мирское зло и все грехи. Он тянется в
мир, он не стремится к полной изоляции. Этот образ – это прообраз
праведников.
Вот апокалипсическая картина мира, по
Достоевскому, его видение будущего всей Европы. А также на этом фоне
праведники, как их представлял себе Достоевский.
Праведник
мира – Оскар Шиндлер.
Время всегда берет свое. События,
описанные в произведениях Ф.М. Достоевского, связанные с
предсказанием будущей катастрофы, их развитие и праведники, четко
вырисованные в его книгах, видоизменились с течением времени.
Праведники в период Холокоста – это не монахи, которые отмаливают
грехи, как старец Зосима, и не пропагандисты «истины свыше», как
смешной человек. Это люди, которые в результате переосмысления
жизненных ценностей и эволюции взгляда на происходящее, пришли к
полной самоотдаче для блага человечества. К настоящему времени
почетное звание Праведника народов мира носит около 16 тысяч
человек. Среди них 20 дипломатов, которым в сумме удалось спасти
несколько десятков тысяч евреев.1 Василий Гроссман в предисловии к
«Черной книге» назвал их поступки «вечными неугасимыми звездами
разума, добра, гуманизма» среди «черных туч расового
безумия».2
Рауль Валленберг – шведский дипломат. Его
деятельность по спасению евреев проходила в столице Венгрии,
Будапеште, в 1944 году. Он подписал не одну тысячу «охранительных
листов», помог укрыться 15 тысячам людей в 31 «доме-убежище» и сумел
сорвать планы нацистов. Рауль Валленберг был удостоен звания
праведника народов мира в 1966 году.
Хиуне Сугираха –
японский консул. Он выдал по собственной инициативе визы тысячам
евреев, бежавших из Польши в Литву. Свидетельство о присвоении
звания Праведника мира было вручено Сугирахе мемориальным музеем «Яд
ва-Шем» в 1984 году.
Пер Ангер был вторым секретарем Шведской
миссии в Будапеште (1943 – 1945гг.). На железнодорожной станции, где
эшелон с евреями уже готовился к отправке, Пер заявил, что люди,
находящиеся в вагонах – это шведские граждане. Тем самым спас более
ста человек. Пер Ангер был удостоен звания Праведника мира в 1981
году.
Фен Шан Хо был китайским консулом в Вене в период между
1938-1941 годами. Он принял решение помочь австрийским евреям
добраться до Шанхая, когда в марте 1938 года евреи Австрии стали
подвергаться различным преследованиям и депортации в
лагеря.
Карл (Чарльз) Луц являлся сотрудником Швейцарской
миссии, действовавшей в еврейской ишуве Палестины, в период с 1935
по 1941 год. В январе 1942 года он был переведен в Будапешт, где
представлял интересы США, Великобритании и еще 14 стран. Эти
уникальные возможности он использовал для спасения евреев с помощью
«охранительных листов» и «Домов-убежищ». Вместе с Раулем
Валенбергом, Перласком, Борном он спасал евреев, находившихся на
оккупированных нацистами территориях. В 1965 году Луцу было
присвоено звание Праведника мира мемориальным музеем «Яд
ва-Шем».
Среди спасителей оказалось немало христианских
священнослужителей, которые действовали в соответствии со своими
религиозными убеждениями и видели свой христианский долг и призвание
в том, чтобы противостоять безбожному нацистскому режиму. Эти люди
воспринимали оказание помощи евреям, как религиозный подвиг. Среди
них: Анна Борковская, польская монахиня из Доминиканского монастыря
в окрестностях Вильнюса (Литва); отец Драгутин Ясих из Хорватии;
Мария Скобцева (мать Мария), проживавшая в Париже.2
Многие
праведники народов мира в своих действиях руководствовались идеями
гуманизма: Элизабет Аббег, берлинская школьная учительница; Д-р
Петрас Баублис, заведующий дома сирот в Каунасе; Олена Григоришина,
безграмотная украинская крестьянка; Она Шимайте, библиотекарь
Вильнюсского университета; Янис Липке, латвийский лекарь и
другие.
Среди тех, кого мы сегодня называем Праведниками
народов мира, были и немцы – как носившие военную форму, так и
сотрудники гражданской администрации оккупированных территорий:
Сержант Гуго Арман, майор Эберхард Хелмрих, майор Макс Лидтке,
сержант Антон Шмидт, Оскар Шиндлер.3
Особого упоминания так
же заслуживают целые страны и общины, спасавшие евреев: в Дания
подпольное движение спасло практически всю еврейскую общину страны;
в Нидерландах сотни евреев на протяжении длительного времени
укрывались жителями деревни Нойевланде; в горном районе Южной
Франции протестанская община города Шамбон укрывала тысячи евреев и
помогла потом некоторым из них перебраться в
Швейцарию.
Аналогию Праведников мира на сегодняшний день с
праведниками Ф.М.Достоевского провести можно. Попробуем сравнить
праведников мира и «Великих Инквизиторов» 20 века с праведниками и
Великим Инквизитором Достоевского. В качестве представителя
Праведника мира мы возьмем Оскара Шиндлера, потому что это наиболее
интересная и противоречивая личность в списке людей, протянувших
руку помощи евреям в тяжелое для них время. Этот человек самый
невероятный, самый нетипичный спаситель из всех, находящихся в
почетном списке. Источником для наших исследований и базой для
дальнейших выводов будет служить фильм Стивена Спилберга «Список
Шиндлера».
Фильм строится на противопоставлении Шиндлера с
Амоном Гетом, начальником СС местного концлагеря, который был
известным психопатическим убийцей. Эти два образа тесно связаны друг
с другом. Я думаю, что желание спасти так много евреев у О. Шиндлера
не появилось бы, если бы перед глазами его не было бы такого
чудовищного примера, как Амон Гет. Гета можно отнести к категории
людей, которые одержимы мыслью об убийствах. Он был душевнобольным
или шизофреником, или маньяком. Желание убить – это была не только
похоть. Смерть – это его ремесло, его бизнес. Просыпаясь поутру, он
сразу же начинал думать о том, как спустит курок и убьет
кого-нибудь, по его мнению, симулянта. И только потом шел в туалет и
завтракать. По мнению Стивена Спилберга, Гет не имел особой
неприязни к евреям, он относился к ним ни как иначе, чем «мясник на
бойне относится к свиньям и коровам, идущим на убой».1 Такие, как
Гет, не будь войны остались бы просто головорезами и одиночками с
хомицидальними наклонностями. Поэтому нацистские кадры были
подобраны грамотно. С точки зрения начальства, было очень
«рационально» раздобыть такого убийцу и назначить его ответственным
за чистку краковского гетто, а потом, в порядке повышения по службе,
сделать его начальником лагеря в Плашове. Если «окончательное
решение» было с самого начала разработанным планом, тогда режим
подобрал крайне полезных мерзавцев.2
Схожи ли образы
праведников Достоевского с Оскаром Шиндлером? Точно так же, как
старец Зосима, Шиндлер вел сначала развратную и вольную жизнь: к
услугам гостей - всегда роскошный стол, изысканные напитки и яства
поражали; для особо важных лиц - первоклассные сигары из колоний
оккупированной Голландии. Ограничения, связанные с войной, суровость
карточной системы только подзадоривали Шиндлера, который ухитрялся
доставать деликатесы чуть не со всей Европы. Он посещал все безумные
вечеринки и пренебрегал всеми официальными мероприятиями, он заводил
деловые знакомства на светских раутах и сводил нацистов с красивыми
женщинами. Но, опять же, как и у старца, Зосимы, четкого момента,
после которого у Шиндлера произошел бы переворот, выжегший как
каленым железом все дурные страсти его – самолюбие, честолюбие,
погоню за чувственными наслаждениями, не было. Шиндлер всегда, в
сердце своем, был добрым. Эта черта Шиндлера - доброта - была частью
его натуры. Не в том смысле, что он начинал как анархист, потом
понял, как стать человеком, а затем стал спасать евреев. Он всегда
был человеком. Просто в нем всегда была сила, потом появилось
стремление, а затем и сила воли.3 В фильме «Список Шиндлера»
показано почти незаметное и очень медленное превращение человека,
жившего только для себя, для собственной выгоды, которую он извлекал
из труда своих рабочих, - в человека, спасавшего своих рабочих с
полной самоотдачей и риском для собственной жизни: начале 1944 года,
с приближен6ием советской армии, Шиндлер добивается разрешения на
открытие завода по производству вооружения в Беринельце, который
находится в районе Судетов. Туда Шиндлер привозит евреев из Жибоча.
На заводе работали около 700-800 еврейских мужчин и 300 женщин.
Женщин по ошибке привезли в Освенцим, но Шиндлер добился их
возвращения на завод. Как и Тихон, из произведения Ф.М.Достоевского
«Бесы», Шиндлер, я думаю, понимает необходимость осознания сути
преступления. Он знает, что человек останется человеком лишь в том
случае, если до конца и сам, что очень важно, осознает суть
преступления, что попасть на великий путь можно лишь тогда, когда
понимаешь «до вопроса жизни и смерти страдание обиженного вами
существа».1 В фильме есть каждый практический шаг Шиндлера на пути к
осознанию им сути преступления, но это может увидеть лишь самый
находчивый зритель, потому что в фильме мы не увидим безумных
фейерверков, сопровождающихся волнующей музыкой, когда, наконец,
Шиндлер поймет, что он должен спасти евреев.
Схож ли образ
Великого Инквизитора (Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы») с Амоном
Гетом и Адольфом Гитлером? Как уже было сказано выше, я опять
повторюсь, как и инквизитор, Гитлер в своей политической системе
опирается на тщательно разработанную идеологию: Инквизитор хочет
сделать всех детей «младенцами», а себя провозгласить «искупителем»;
Гитлер хочет того же. Оба они считают, что должна существовать
партия, членство в которой открыто лишь для небольшой части
населения: Инквизитор говорит, что «люди уверены более чем,
когда-нибудь, что свободны вполне, а между тем сами же они принесли
нам свою свободу и покорно положили ее к ногам нашим. Но мы это
сделали…». У Гитлера так же была такая партия – НСДАП. Управление
осуществляется посредством террора как у одного, так и второго.
Великий Инквизитор…может явиться и в кардинальной мантии и в грубой
одежде, может действовать в различных эпохах и обществах.… Гитлер
подобно Великому Инквизитору пытается переосмыслить христианство,
соорудив нечто вроде Вавилонской башни. Тропа восхождения на вершину
славы, путем исковеркивания человеческих душ, была у обоих в крови.
Но, коверк ая чужие жизни, эти люди травили сами себя. Амон Гет, как
Инквизитор, - организатор принудительного счастья.2 Он имеет в
обществе не последнее место и пользуется этим, как и Инквизитор. Он
решает, кто останется жить, а кто сегодня в не удостоив последний
раз, видел свет… Гет был непредсказуемым. Никто из еврейских рабочих
его лагеря не знал, доживет ли он до вечера. Когда Амон Гет совершал
конную прогулку вокруг лагеря, никто не предполагал, что может
произойти. Он мог проехать мимо случайного прохожего, не удостоив
его взглядом, а мог, если ему что-то не понравилось, просто вытащить
револьвер и прострелить заключенному голову, после чего спокойно
уехать.3
Для миллионов людей, которые посмотрели «Список
Шиндлера», нацизм, война, Холокост – такая же древняя история, как
для сыновей из пасхальной «Агады» исход из Египта. И есть же в
картине что-то, кроме исторической информации – хотя бы и самой
эмоциональной, что делает фильм сегодняшним, актуальным, что
отвечает некоей невосполненной потребности, вакууму среди избытка
информации и агрессии впечатлений. Но кроме эмоционального зерна, в
этом фильме есть и историческая часть. Сам Стивен Спилберг
рассказывал, что когда он снимал сцену, где Шиндлер целовал еврейку
(после чего его, кстати, взяли с формулировкой «позор нации»),
кто-то похлопал его по плечу. Режиссер обернулся и увидел женщину
небольшого роста. Через переводчика она сказала, что это та самая
женщина, из-за поцелуя к которой Оскар попал в тюрьму. Эта женщина
назвалась Нуизой Горовиц. Она очень хотела, чтобы все поверили в ее
существование. Основываясь именно на этой исторической базе
биографии одного человека, режиссер в своем фильме смог показать
весь размах бедствия катастрофы через единичный образ – Оскара
Шиндлера – через поступки которого мы можем проследить главные этапы
окончательного решения еврейского вопроса.
Жизнь евреев в 20
веке я бы разделила на 4 этапа. Первый этап - это жизнь евреев до
войны – спокойная и размеренная. Этот этап был до 1933 года. Второй
этап – преследование евреев. Продолжался до 1939 года. Третий этап –
жизнь евреев в гетто, их уничтожение. Завершился в 1945 году.
Четвертый этап – жизнь спасшихся евреев после ликвидации гетто. До
становления Адольфа Гитлера канцлером Германии, немецкие евреи не
ощущали антиеврейской политики нацистов. С приходом к власти Адольфа
Гитлера - Великого Инквизитора по Ф.М. Достоевскому – в 1933 году и
нацистской партии антисеминизм в Германии стал государственной
политикой. Одной из целей нацистского режима было осуществление
своего глобального плана уничтожения и преследования евреев на
территории всех окупированых Германией стран, что частично начало
осуществляться уже на втором этапе и получило свое развитие на
третьем этапе. Так как же мы можем выделить эти этапы в фильме?
Попробуем это сделать, опираясь на поступки Шиндлера, описанные в
фильме «Список Шиндлера». Только связь между поступками Шиндлера и
этапами «окончательного решения» обратнопропорциональная: чем жестче
действия нацистов, тем терпимее и лояльнее Шиндлер относится к своим
рабочим-евреям. В начале фильма Шиндлеру нужны евреи лишь потому,
что это самая дешевая рабочая сила, то есть на них он смог бы
заработать максимальную сумму денег. Это соответствует второму
этапу, когда преследование евреев набирает обороты, но у них еще
имеется надежда на светлое будущее. Когда уничтожение евреев
становится всемирно известным фактом и смерть еврея принимается, как
должное, Шиндлер понимает, что евреи – это не крысы, не вши, как их
называют, что это такие же люди, «не тоньше, не толще других»1. В
фильме на этот момент дается определенный акцент. Было 13 марта 1943
года. Шиндлер на коне со своей женой, которая также на коне,
подъезжают к обрыву горы, с которой видно, что происходит в гетто.
Эсесовцы врываются в дома евреев, не давая возможности взять с собой
даже самые необходимые вещи, выгоняют на улицу. Немцы стреляли в
каждого, кто пытался хоть как-то сопротивляться. Когда на улице уже
создается толкотня и давка, то Шиндлер вдруг видит маленькую девочку
в красном пальто (вообще, фильм черно-белый, что придает фильму
гораздо больше динамизма, но Стивен Спилберг, думаю, специально
сделал так, что пальто было цветным, и именно красным), которая
пытается найти место для того, чтобы спрятаться. Эта девочка была
символом невинности и любви, среди насилия и жестокости. С этого
момента Шиндлер стал на путь спасения евреев. Четвертый этап
окончательного решения – жизнь евреев после ликвидации гетто в жизни
Шиндлера соответствует, как это не прискорбно, его
гонениям.
Сотни миллионов европейцев, живших в условиях
нацистского режима, либо хранили молчание, либо занимали нейтральную
позицию, либо сотрудничали с убийцами. Общество не бывает
однородным. Люди отличаются друг от друга и по характеру, и по
мировоззрению, и по отношению к себе подобным. Не во всяких условиях
эти отличия проявляются контрастно. Но фашистская оккупация быстро
высветила кто есть кто. Сразу выявились подонки, которых охватило
злорадство и сладкое предвкушение возможности обогатиться за счет
чужого добра. Фильм рисует нам картины судеб нескольких человек:
одного еврея, одного нациста и одного праведника. Евреи, нацисты и
праведники – это вершины правильного треугольника. Сложность их
взаимоотношений можно объяснить, опираясь на его геометрическое
устройство. Вершины треугольника образуются пересечением двух
прямых. Образуются отрезки, причем каждый последующий отрезок – есть
надломанный предыдущий. Эта троица так же связана между собой, одно
цепляется за другое. Евреи в этом треугольнике носят принципиальное
начало. Это как отправная точка в сложном механизме. Но, не смотря
на то, что евреи носят принципиальное начало, более четко показан
образ праведника, в лице Оскара Шиндлера, и нациста, в лице Амона
Гета. Мы думаем, что целью этого фильма могла быть проблема выбора,
стоящая перед людьми во время Второй Мировой войны: кем стать,
зрителем, преступником или – спасти еврея, чтобы называться
человеком по праву? Шиндлер мог запросто оказаться на скамье
подсудимых среди нацистских преступников и быть казненным, но судьба
распорядилась иначе, и годы спустя его назвали праведником. Амон Гет
выбрал другой путь. Путь убийц, палачей и нелюдей!
Два образа
на протяжении всего фильма идут параллельно. Два человека, живущие в
одно и тоже время, в одинаковых условиях, в каждой ситуации ведут
себя по-разному. И чем больший промежуток времени уходит в прошлое,
тем сильнее чувствуется различие между людьми. Что же заставило
Оскара Шиндлера пойти на отчаянный шаг спасения евреев, а Амона
Гета, напротив, на их уничтожение? Ответ на этот вопрос не так
очевиден, как, может быть кажется, на первый взгляд. Невероятно, но
Оскар отнюдь не готовился к благородной миссии, требовавшей мужества
и находчивости. Шиндлер вовсе не был врагом гитлеровского рейха.
Рожденный в семье моравских немцев-католиков, он воспринимал
происходящее в мире как данность, в которой надо не забывать: жизнь
коротка, поэтому надо поступать так, чтобы урвать для себя максимум
благ и удовольствий. Дело в том, что он был неординарным человеком.
Он был склонен к неординарным в глазах общества поступкам. Может
быть именно это обстоятельство - не вписываемость в окружающую
социальную среду - подтолкнуло его на столь грандиозный подвиг. А
почему же тогда Амон Гет поступал иначе? Очень важно подчеркнуть то,
что Гет ужасно хотел быть Шиндлером. Он посылал начальникам СС такие
же подарки, что и Оскар. Гет восхищался Шиндлером даже больше, чем
самим собой. Пытался соревноваться с Шиндлером за покровительство
тех же вышестоящих чинов СС. Советы Шиндлера не только внимательно
выслушивал, но и следовал им. Как-то Амон с Шиндлером сидели на
балконе, в доме начальника концлагеря. Разговор зашел о власти. На
реплику Амона о том, что евреи их боятся за то, что они обладают
правом убивать, Оскар ответил: «Они боятся нас потому, что мы имеем
власть убивать людей произвольно. Человек совершает преступление и
понимает, что должен понести наказание. Мы же отправляем их на
смерть и прекрасно себя чувствуем. Но это еще не власть! Нет! Это
лишь правосудие. Власть – это, когда у нас есть все основание убить,
но мы этого не делаем. Этим обладали императоры. Человек что-то
украл. Вора приводят к императору. Он бросается перед ним на колени,
хотя и знает, что его казнят. Император прощает его. И отпускает на
свободу. Это власть! Это власть!». Амон на следующий день прощает
всех, кого бы ни за что не простил вчера. Он меняется на глазах! Вот
какова сила слова Шиндлера для Амона. Но с течением времени все
становится на свои места. Амон вновь становится тем же
Амоном.
Кадры фашистской кинохроники: к платформе Аушвиц
(Освенцим) подходит железнодорожный состав, состоящий из вагонов из
скота.… И тотчас здешний «персонал» принимается за дело:
обледеневшие запоры отбрасываются топором и из промороженных, битком
набитых тюремных камер на колесах на снег выпрыгивают измученные
истерзанные люди – обросшие мужчины, испуганные женщины и дети, ко
всему готовые безмолвные старики… В последнюю очередь выгружают тех,
кто умер в дороге. Окрики команды, стоны увечных и детский плач, лай
овчарок…
Среди охранников в черной униформе в та дни нередко
возникал молодой человек в элегантном пальто и лайковых желтых
перчатках. Голубоглазый, с приятными чертами лица, он в здешнем аду
выглядел кинозвездой, сошедшей с экрана. Это поражало, как
неожиданный солнечный луч в преисподней.
- Приступайте,
господин Шиндлер! – обычно говорил ему офицер, командующий
разгрузкой и предупрежденный начальством, что фабриканту Оскару
Шиндлеру предоставлено право прямо на платформе набирать рабочих на
его завод металлических изделий. Критерий отбора один - только
высокая квалификация. Национальность в данном случае не играла
никакой роли. Таково распоряжение берлинского руководства, а значит
- никаких препон! И поэтому эсэсовские охранники позволяли
фабриканту отбирать и уводить с собой людей, обреченных на
«селекцию» - медленную мучительную смерть в бараках или в газовых
камерах. И это при том, что существовал строгий график их
уничтожения и списки, отправляемые затем по инстанциям на самый
верх, в Берлин – Мюллеру, Гейдриху, Гиммлеру.
Но у Шиндлера
был свой список. Список, означающий жизнь.
Оккупация
гитлеровцами Чехии, ставшей германским «протекторатом Богемия и
Моравия», видимо, навела его на мысль обосноваться на родине
предков. И неудивительно. Ведь любому практичному немцу на
оккупированной территории всегда удастся заполучить теплое место под
солнцем.
Пока Шиндлер с женой Эмилией, тоже происхождением из
моравских немцев-католиков, обдумывали планы на будущее, Гитлер
ускоренными темпами шел к мировой войне. Германия и Советский Союз
дружно разделили Польшу. Появились новые, еще более заманчивые
перспективы быстро сколотить капитал в «генерал-губернаторстве», как
оно значилось на свежеотпечатанных географических картах. Либо в
зоне, отошедшей непосредственно к рейху: Вартегау и
Данциге.
Оскар остановил выбор на Кракове, где в древнем
замке польских королей Вавель обосновался нацистский
генерал-губернатор Франк: под сенью высокого начальства дышится не в
пример легче, чем под мелочной опекой рядового чиновника. Приняв
решение, Шиндлер наскоро распрощался с родным Цвиккау и отправился
на новое место, чтобы взять в управление фабрику, отобранную у
прежних хозяев.
Эмилия покорно проследовала за мужем, хотя их
взаимоотношения оставляли желать лучшего. Оскар не относился к
категории верных супругов. Первый сигнал прозвучал еще во время
брачной церемонии, когда в самый торжественный момент в церковь
влетела разгневанная дамочка и закатила истерику. Перед
растерявшейся родней и гостями предстала брошенная любовница, скорее
всего не первая и наверняка не последняя. В Кракове, в дни
обустройства, он тоже ухитрился завести себе подружку. Эмилия
ощущала, как угасает ее любовь, столь пылкая и восторженная в самом
начале. Оставалось лишь горькое чувство собственного превосходства и
мстительного пренебрежения к «девочкам» мужа и к нему самому, - это
позволяло заглушить обиду и боль, давало возможность сохранить
видимость мира в доме.
Дела на фабрике шли успешно. Удалось
расширить ассортимент выпускаемой продукции и даже открыть новый цех
по производству патронов. По сути, фабрика превращалась в военный
завод. Одни только склады сырья занимали 4000 квадратных
метров.
Общительный Оскар, излучающий оптимизм и
необыкновенно обаятельный легко завязывал нужные связи в самых
высоких кругах. Все новые и новые заказы сами плыли в его руки.
Шиндлеры жили на широкую ногу: приобретали антикварную мебель,
произведения искусства из бронзы, картины известных мастеров. К
услугам гостей - всегда роскошный стол, изысканные напитки и яства
поражали. Для особо важных лиц - первоклассные сигары из колоний
оккупированной Голландии.
Ограничения, связанные с войной,
суровость карточной системы только подзадоривали Шиндлера, который
ухитрялся доставать деликатесы чуть не со всей
Европы.
Чего-чего, а светского лоска ему было не занимать.
Даже деньги, что время от времени приходилось давать высшим чинам
армии и полиции, выглядели как дружеская услуга, а не вульгарная
взятка. Так что небольшие просьбы (впрочем, даже не просьбы, а
пожелания) ни у кого никаких подозрений не вызывали. Да и в чем
можно было заподозрить процветающего бизнесмена, самоотверженно
работающего на вермахт? В стремлении получить максимальную прибыль?
Что ж, это так естественно!
И в этом на самом деле не было
двойного дна! Поначалу у Шиндлера и в мыслях не было спасать евреев.
Ему действительно требовалась дешевая рабочая сила. Не он один видел
в ней источник скорого обогащения. В концентрационные лагеря тогда
поступали заявки со всей страны - от сельских хозяев до крупнейших
концернов - Круппа, «ИГ Фарбениндустри», «Герман Геринг - Верке». По
сметам СС, прошедший «селекцию» заключенный мог выдержать не более
трех месяцев каторжного труда, после чего подлежал уничтожению.
Работорговля приносила ведомству Гиммлера немалый доход, хотя
существенная часть выручки оседала в карманах эсэсовских главарей.
Особенно преуспел бывший строитель-десятник Одило Глобочник,
назначенный шефом гестапо провинции Люблин. В его штабе предпочитали
брать золотом и драгоценными камнями.
Шиндлер действовал в
том же ключе, что и другие предприниматели, но, как человек
трезвомыслящий и далекий от крайности нацизма, справедливо полагал:
с людьми следует обходиться прилично. Если, конечно, ждешь от них
хорошей работы. О том, что творится в гетто и лагерях, он особенно
не задумывался. Понимание пришло позднее, когда Оскар лицом к лицу
столкнулся с чудовищной практикой уничтожения миллионов славян и
евреев.
На первых порах у него было около 100 рабочих, из них
всего 7 евреев. Но уже год спустя они составляли, чуть ли не
половину персонала, увеличившегося более чем втрое. От Шиндлера это
потребовало не только изворотливости, но и недюжинной отваги. Одно
дело - приехать на место выгрузки обреченных, замаскированное под
рядовую платформу, и совсем иное - влететь на большой скорости на
автомобиле за колючую проволоку в Треблинку! Как-то некий комендант
в концлагере в чине оберфюрера собрался, было отправить незваного
гостя под арест. Выручили присущий Оскару апломб ну, и, разумеется,
подписи влиятельных лиц на документах, имеющихся у Шиндлера. Только
он один знал, чего стоили ему уверенный тон и всегда обворожительная
улыбка. И еще помогли в тот раз ящик шнапса и пара зажаренных
поросят.
Положение усложнилось, когда к лету 1942 года
конвейер смерти заработал на полную мощность. Спасенные люди только
что не молились на своего хозяина, но каждого угнетало беспокойство
о близких. Как-то, выслушав робкую просьбу одного из служащих, Оскар
решился на крайнюю меру.
Не сказав никому ни слова, он
уничтожил картотеку своего отдела кадров и создал новую -
липовую.
Юристы, ученые, учителя и врачи значились там как
подсобные рабочие, а старики разом «помолодели» на 15-20 лет. Вскоре
дошло дело и до детей. Здесь пришлось завышать их возраст и вообще
сочинять новые биографии. Отправляясь в Освенцим, чтобы вызволить
оттуда хотя бы несколько малышей, Шиндлер заручался «заключением
специалистов» по поводу особых способностей подростков сортировать
гильзы калибра 45 миллиметров. Дескать, без тоненьких пальчиков
производству не обойтись.
Отбирая «нужный контингент», он
пытался уверить начальство, что интересуется только 13-14-летними,
тогда как многим, вроде спасенной им Евы Рац, не было и восьми...
Гадать, что явилось более весомым аргументом в пользу рекомендаций
«специалистов» - нужды фронта или увесистая пачка рейхсмарок, -
сегодня, пожалуй, не стоит.
Но настал день, когда, казалось,
уже не смогут помочь ни деньги, ни французское шампанское. В январе
1943 года в Варшаву нагрянул рейхсфюрер СС Гиммлер, вознамерившись,
раз и навсегда разобраться с черным рынком рабочей силы. Он
обнаружил, что 24 тысячи евреев, зарегистрированных как оружейники,
фактически ими не являлись. А значит, подлежали уничтожению. За
Варшавой последовали проверки в Люблине и Кракове. На шиндлеровский
завод нагрянули эсэсовцы из полевой жандармерии.
Бывший
служащий Иосиф Бау свидетельствует:
«Шиндлеру было хорошо
известно, что нацисты начали новое плановое истребление евреев.
Иногда он шел на немыслимый риск. Как-то уже в конце войны на завод
прибыл отряд эсэсовцев, и их командир приказал нам копать ямы во
дворе. Это были могилы для нас... Тогда Шиндлер принес мне ящик с
вином и приказал выставить его солдатам. Стороживший нас охранник
вскоре заснул. Оказывается, Шиндлер подложил туда снотворное! Тем
временем все попрятались…».
Через четыре дня после визита
Гиммлера в Варшавском гетто вспыхнуло восстание. Подпольное движение
Сопротивления забросило сюда оружие. Сражение продолжалось 33 дня.
При поддержке танков батальоны Ваффен-СС под командой группенфюрера
Штропа превратили гетто в дымящиеся руины. В подвалы и
канализационные ходы пустили отравляющий газ. Немногих оставшихся в
живых повстанцев отправили в концлагерь в Треблинке. Берлин требовал
ускорить «окончательное решение». Но наступление советских войск
существенно осложнило положение оккупантов.
Берлинские власти
потребовали от Шиндлера полностью перевести завод на военные рельсы
и увеличить производство боеприпасов. Тогда-то он и выложил на стол
свой ставший знаменитым список на 1200 человек: якобы без этих людей
увеличить производство снарядов было невозможно.
О том, что
на заводе были случаи саботажа и снаряды желали оставлять лучшего,
гестапо дознаться так и не успело. Как и взорвать Краков при
отступлении…
В те дни со всей остротой встала еще одна весьма
существенная проблема: нехватка продовольствия. Рабочие едва
держались на ногах и походили на живые скелеты. Своим спасением они
в значительной мере обязаны и Эмилии. День за днем в течение восьми
месяцев несколько узников, которым она особенно доверяла, таскали в
цеха чаны с супом, сваренной ей самой накануне вечером.
В
день капитуляции Германии все, кто значился в списке Шиндлера,
обрели долгожданную свободу. А ему теперь предстояло бороться за
собственную жизнь. За несколько часов до прихода советских танков
они с женой оставили город и поехали на Запад, навстречу
американцам. От ареста их спасло лишь вмешательство случайно
оказавшегося поблизости свидетеля: о тайных действиях Оскара
Шиндлера по спасению евреев рассказал рабочий с его завода.
Американский майор поверил и отпустил супругов.
Поселившись в
Мюнхене, семья перебивалась на грани нищеты, но в 1949 году Шиндлера
отыскали представители еврейской благотворительной организации
«Джойнт» и помогли уехать в Аргентину. Городок Сан-Висента показался
Оскару слишком тесным и, оставив жену, он перебрался в Буэнос-Айрес.
Через несколько лет германское правительство выплатило ему 100 000
марок за утраченную собственность, но Оскар почему-то не сумел
распорядиться деньгами, и след его надолго потерялся.
Умер
Шиндлер в 1974 году, в возрасте 66 лет. Эмилия, которой, уже за 90,
по сей день проживает в Сан-Висенте. Сотрудники еврейской
организации «Бней-Брит» помогли ей капитально отремонтировать дом и
оплатили все ее долги. В 1995 году она смогла приехать в Иерусалим и
посетить могилу мужа, чтобы сказать на ней: «Наконец-то мы
встретились, Оскар... Ты в другом мире навсегда. И ты никогда не
сможешь ответить, почему ты меня покинул?».
Вокруг, опустив
головы, стояли убеленные сединами мужчины и женщины. Они не забыли,
чем обязаны ей и тому, кто навеки упокоился в святой земле. В их
глазах, как и в глазах и сердцах их детей и внуков, он и сам был
святым, - Оскар Шиндлер.
Заключение.
Подводя итоги
данного исследования, вернемся вновь к источнику исповедального
характера. Этим источником будет рассказ Ф.М.Достоевского «Сон
смешного человека». На основе этого рассказа составим график
восхождения человека на путь праведника. По оси Оу за единичный
отрезок примем какой-то промежуток времени. По оси Ох мы напишем
самые яркие события в жизни Смешного человека, которые помогали ему
достичь совершенства жизни на земле. Графиком этой необычной функции
будет прямая. Конечно, все это слишком идеализировано. Скачки на
более высокие духовно уровни происходят через равные единичные
отрезки. Но зато у нас есть пример того, что мы должны достичь в
этой жизни!
А теперь сравним этот график с графиками,
построенные по этому же принципу, Амона Гета и Оскара
Шиндлера.
Графическое изображение пути Амона, показывает
классического убийцу - нациста. Перед нами пример человека в
условиях оккупационного режима, который сохраняет жизнь себе и своим
близким путем убийства. Ось Оу показывает хронологические рамки
исследуемого периода. По оси Ох показан путь Гета как фашиста и
убийцу. Перед нами процесс брутализации, когда убийство для него
становится само собой разумеющимся делом. Он, как к 1941 году стал
патетическим убийцей, так и оставался им до конца войны, и до конца
своей жизни.
Следующий график показывает восхождение
О.Шиндлера от равнодушия до праведничества. Данный график является
моделью судьбы Шиндлера. График получился похожим на
идеализированный график Смешного человека. Если соединить вершины
цилиндров, то получится кривая, похожая на прямую Смешного человека.
Значит, по Ф.М.Достоевскому Шиндлера можно считать праведником
мира.
Яд Вашем разработал критерии праведничества на основе
свидетельских показаний. Какими критериями руководствуется комиссия
по признанию человека Праведником Народов Мира?
1. нееврей
помогал еврею в ситуации, когда тот был полностью беспомощен и ему
угрожала смерть или отправка в концлагерь; 2. оказание помощи
представляло угрозу собственной жизни, безопасности или свободе
спасителя (помощь евреям, согласно нацистскому законодательству,
относилась к числу тягчайших преступлений); 3. спаситель не
обуславливал свою помощь материальным вознаграждением или какой-либо
значительной компенсацией; 4. факт спасения или помощи может быть
подтвержден либо самим спасенным, либо достоверными свидетельствами
очевидцев, либо же надежными архивными документами.
Шиндлер
спас евреев? Конечно! Сделав липовую картотеку и перевезя их в
Краков. Оказание помощи представляло опасность? Безусловно!
Подделывание документов всегда носило уголовный характер, тем более
что эти документы были предназначены евреям. Шиндлер не просил
ничего взамен своей помощи. Напротив, он вкладывал свои денежные
средства для спасения евреев. И последнее, живы до сих пор люди,
которые были спасены Оскаром Шиндлером, и которые могут доказать
гуманные намерения спасителя. А так же сохранился список. Список,
который священен для 1200 евреев. Список, означавший
жизнь.
Список литературы.
1. Альтман И.А. Жертвы
ненависти. Холокост в СССР 1941-1945. М., 2002. 2. Альтман И.А.
Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории
СССР. М.,2002. 3. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Избранное.
Петрозаводск, 1990. 4. Виза на жизнь. Министерство иностранных
дел Израиля при содействии мемориального музея «Яд Вашем» и общества
увековечения памяти героев. 5. Данилевский И.Н., Кабанов В.В и
др. Источниковедение: Теория. История. Метод. М., 1998. 6.
Достоевский Ф.М. Бесы. Петрозаводск, 1990. 7. Достоевский Ф.М.
Братья Карамазовы. М., 1991. 8. Достоевский Ф.М. Преступление и
наказание. М.,1969. 9. Достоевский Ф.М. Сон смешного человека.
М., 1991. 10. Захаров В.Н. Мужество познания//Ф.М.Достоевский
Бесы. Петрозаводск, 1990. 11. Ионов И.Н. Российская цивилизация
IX- начало XX века. Учебная книга для 10-11 классов М., 1995. 12.
Искусство ктно,1994,№-10. 13. Кулешов В.И. Жизнь и творчество
Ф.М. Достоевского. М., 1984. 14. Лосский Н.О. Бог и мировое зло.
М., 1994. 15. Праведники Народов Мира./Сост. И.Абрамская,
А.Шапиро./Иерусалим, Яд Вашем, июль 2003. 16. Энциклопедия
Третьего Рейха. М.,1996.
|