Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
19.09.2005 Значение взаимодействия органов внутренних дел, образовательных учреждений и общественных организаций в деле формирования установок толерантности и профилактики преступлений, совершаемых на почве ненависти и экстремизма

Значение взаимодействия органов внутренних дел, образовательных учреждений и общественных организаций в деле формирования установок толерантности и профилактики преступлений, совершаемых на почве ненависти и экстремизма.

Современный этап развития Российского государства, связанный с глубоким реформированием его социально-политической, экономической и правовой системы, выводит на первый план задачу защиты личности. Именно личность человека является единственно возможным субъектом реализации политики реформ. В Российской Федерации человек, его права и свободы - наивысшая ценность.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - не только конституционная обязанность, но и главный конституционный принцип деятельности Российского государства. Конституционно только многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Многонациональность России - её судьба и главное богатство. В связи с этим вся общественная, политическая, экономическая и государственно-правовая деятельность должна быть нацелена на создание условий гармонического развития каждого человека независимо от его национально - этнического, расового и религиозного происхождения.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, национальные интересы России заключаются не только в сохранении стабильности конституционного строя, обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности и завершении процесса становления демократического общества, но и в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Экстремизм и терроризм, как известно, являются разновидностями преступлений совершаемых вследствие сформированной неприязни и ненависти, по мотиву иного национального, расового, религиозного, языкового происхождения другого лица. Неприязнь и ненависть обладают специфическим механизмом, временем и стадией формирования. Противодействие этому социальному злу также нуждается в создании соответствующего механизма. Выработка социально-экономических, политических, культурно-просветительных, организационных, правовых мер противодействия требует определённого времени, сил, средств и стадий их реализации. Это и есть механизм формирования толерантности.

Толерантное сознание формируется не само по себе, а посредством механизма общесоциальной и специальной (индивидуальной) профилактики фактов проявления нетерпимости. В создаваемом механизме формирования толерантности особое место занимают субъекты, содействующие формированию толерантного общественного сознания, среди них образовательные учреждения, общественные организации и органы милиции. Успех дела зависит от степени взаимодействия этих субъектов, их взаимного понимания, готовности помочь друг другу и обществу в целом. Тесное взаимодействие позволит своевременно выявить факты проявления нетерпимости и осуществить необходимые профилактические меры. Ведь толерантность - это не просто социальное явление, а ценность, социальная норма, определённый тип поведения в гражданском, демократическом, правовом государстве. Толерантное поведение есть результат реализуемого сформированного положительного общественного и правового сознания, культуры и полученного образования. Привитие такого поведения - задача образовательных учреждений, общественных организаций и милиции.

Взаимодействие этих структур в деле формирования толерантности и борьбы с экстремизмом определяется рядом аспектов. Во-первых, участие общественных организаций и органов милиции в проводимом воспитательном процессе среди школьников, студентов и молодёжи в целом. В данном направлении они могут принимать участие в непосредственном правовом воспитании учащихся. Как известно, Закон РФ "О милиции" (ст.10) обязывает милицию предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения: выявить обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств, то есть осуществлять общие и индивидуальные профилактические мероприятия. Исходя из контекста данного закона, органы милиции, в том числе профессорско-преподавательский и курсантско-слушательский состав учебных заведений МВД России, должны вести постоянную правовоспитательную работу среди школьников и молодёжи.

Эта работа должна базировать на изложении содержания правовых норм в неразрывной связи с опытом правоприменительной деятельности, в том числе и судебной практики. Так, характеристика преступлений, совершаемых на почве национально-этнической, религиозной, расовой ненависти и вражды, заключается не только в раскрытии теоретических вопросов этих негативных социальных явлений. Учащимся следует доходчиво объяснить суть общественной опасности, последствия этих явлений, наличие фактов их проявлений в нашем обществе, социальные причины, их порождающие, и условия, способствующие их совершению.

Особо важно разъяснить молодёжи механизм формирования ненависти, источниками которого служат предвзятое и нетерпимое отношение к лицам другого происхождения. Практика свидетельствует, что такое отношение у молодёжи, как правило, формируется вследствие отсутствия достоверной информации, низкого образовательного и культурного уровня, искажённого восприятия национальных интересов государства.

Во-вторых, участие общественных организаций, особенно тех, которые сформированы по национальному и религиозному признаку, в проведении истинно национального и религиозного воспитания молодёжи. Здесь речь не идёт об однобоко национальном и сугубо религиозном воспитании. Речь может идти о разъяснении молодёжи истинных ценностей наций и народностей, населяющих Россию, основных канонов и ценностей их религий. Учащимся, студенчеству, молодёжи в целом следует не только знать, какие народности проживают в России, какую веру они исповедуют, но и с уважением относиться к ним и их верованиям. Ведь вместе мы все единый народ России. Только наше единство сохранит суверенитет, целостность и государственность России. В противном случае России может быть причинен немалый ущерб. Пример тому - война в Чечне и события, имевшие место в районах Карамахи, Чабанмахи и Кадар в Дагестане. На современном этапе развития нашего общества государство не может стоять в стороне от духовно-нравственного и национально-патриотического воспитания подрастающего поколения. Это слишком ответственное направление, затрагивающее национальную безопасность Российского государства, спокойствие и безопасность каждого гражданина. В связи с этим органы милиции и общественные организации обязаны помочь образовательным учреждениям в национально-патриотическом, религиозно-духовном и нравственном воспитании молодёжи.

Одним из направлений в решении обсуждаемой проблемы могла бы стать деятельность по созданию Общественного центра по формированию толерантности. Цель такого общественного органа заключалась бы в профилактике проявлений нетерпимости и ненависти к другим лицам в силу их национального, религиозного, расового, языкового происхождения. Задача Центра - ведение постоянной просветительной работы, содействие повышению общественно-политического, правового сознания, общего духовно - нравственного и культурного уровня молодёжи и населения в целом

В-третьих, помощь органам милиции со стороны образовательных учреждений и общественных организаций. Образовательным учреждениям известно, какие формальные и неформальные молодёжные группы наиболее распространены и в каких задействованы учащиеся, студенты данного учебного заведения. Образовательные учреждения могут помочь органам милиции в установлении психологического контакта с молодёжью, проведении профилактических мероприятий посредством правового воспитания, привлечения молодёжи а охране общественного порядка.

В этом направлении важно тесное взаимодействие образовательных учреждений и общественных организаций непосредственно с участковыми уполномоченными сотрудниками милиции. Ведь за каждым участком района закреплён персональный, а не абстрактный участковый уполномоченный сотрудник, в непосредственную обязанность которого входит профилактика правонарушений на обслуживаемой территории. На данной территории осуществляют свою повседневную деятельность и общественные организации.

В-четвёртых, предупредить экстремизм и преступления, совершаемые на почве национальной, расовой, религиозной ненависти, возможно при непосредственном воздействии всех социальных структур общества, особенно органов милиции с образовательными учреждениями и общественными организациями.

Здесь важна не односторонняя демонстрация какого-либо факта, события с позиции лишь одного из участников общественного процесса, а его показ со всех сторон, с тем чтобы лишить поддержки проявления экстремизма и ненависти с обеих сторон. Одностороннее освещение конкретного события лишь способствует развитию экстремизма.

Цель взаимодействия милиции, общественных организаций и образовательных учреждений - в формировании положительного общественного и правового сознания, культуры, чувства отторжения неприязни, ненависти и экстремизма. Это должно стать залогом создания климата доверия и взаимного терпения на базе основных социальных ценностей Российского государства и общества.

С. Боронбеков,
доктор юридических наук, профессор,
начальник кафедры уголовного права
и уголовного процесса Рязанского филиала
Московского института МВД России.

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz