19.09.2005 Значение взаимодействия органов внутренних дел, образовательных учреждений и общественных организаций в деле формирования установок толерантности и профилактики преступлений, совершаемых на почве ненависти и экстремизма
Значение взаимодействия органов внутренних дел,
образовательных учреждений и общественных организаций в деле
формирования установок толерантности и профилактики преступлений,
совершаемых на почве ненависти и экстремизма.
Современный
этап развития Российского государства, связанный с глубоким
реформированием его социально-политической, экономической и правовой
системы, выводит на первый план задачу защиты личности. Именно
личность человека является единственно возможным субъектом
реализации политики реформ. В Российской Федерации человек, его
права и свободы - наивысшая ценность.
Признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека и гражданина - не только
конституционная обязанность, но и главный конституционный принцип
деятельности Российского государства. Конституционно только
многонациональный народ является носителем суверенитета и
единственным источником власти в Российской Федерации.
Многонациональность России - её судьба и главное богатство. В связи
с этим вся общественная, политическая, экономическая и
государственно-правовая деятельность должна быть нацелена на
создание условий гармонического развития каждого человека независимо
от его национально - этнического, расового и религиозного
происхождения.
В соответствии с Концепцией национальной
безопасности Российской Федерации, национальные интересы России
заключаются не только в сохранении стабильности конституционного
строя, обеспечении гражданского мира и национального согласия,
территориальной целостности и завершении процесса становления
демократического общества, но и в нейтрализации причин и условий,
способствующих возникновению политического и религиозного
экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных,
межэтнических и религиозных конфликтов,
терроризма.
Экстремизм и терроризм, как известно, являются
разновидностями преступлений совершаемых вследствие сформированной
неприязни и ненависти, по мотиву иного национального, расового,
религиозного, языкового происхождения другого лица. Неприязнь и
ненависть обладают специфическим механизмом, временем и стадией
формирования. Противодействие этому социальному злу также нуждается
в создании соответствующего механизма. Выработка
социально-экономических, политических, культурно-просветительных,
организационных, правовых мер противодействия требует определённого
времени, сил, средств и стадий их реализации. Это и есть механизм
формирования толерантности.
Толерантное сознание формируется
не само по себе, а посредством механизма общесоциальной и
специальной (индивидуальной) профилактики фактов проявления
нетерпимости. В создаваемом механизме формирования толерантности
особое место занимают субъекты, содействующие формированию
толерантного общественного сознания, среди них образовательные
учреждения, общественные организации и органы милиции. Успех дела
зависит от степени взаимодействия этих субъектов, их взаимного
понимания, готовности помочь друг другу и обществу в целом. Тесное
взаимодействие позволит своевременно выявить факты проявления
нетерпимости и осуществить необходимые профилактические меры. Ведь
толерантность - это не просто социальное явление, а ценность,
социальная норма, определённый тип поведения в гражданском,
демократическом, правовом государстве. Толерантное поведение есть
результат реализуемого сформированного положительного общественного
и правового сознания, культуры и полученного образования. Привитие
такого поведения - задача образовательных учреждений, общественных
организаций и милиции.
Взаимодействие этих структур в деле
формирования толерантности и борьбы с экстремизмом определяется
рядом аспектов. Во-первых, участие общественных организаций и
органов милиции в проводимом воспитательном процессе среди
школьников, студентов и молодёжи в целом. В данном направлении они
могут принимать участие в непосредственном правовом воспитании
учащихся. Как известно, Закон РФ "О милиции" (ст.10) обязывает
милицию предотвращать и пресекать преступления и административные
правонарушения: выявить обстоятельства, способствующие их
совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению
данных обстоятельств, то есть осуществлять общие и индивидуальные
профилактические мероприятия. Исходя из контекста данного закона,
органы милиции, в том числе профессорско-преподавательский и
курсантско-слушательский состав учебных заведений МВД России, должны
вести постоянную правовоспитательную работу среди школьников и
молодёжи.
Эта работа должна базировать на изложении
содержания правовых норм в неразрывной связи с опытом
правоприменительной деятельности, в том числе и судебной практики.
Так, характеристика преступлений, совершаемых на почве
национально-этнической, религиозной, расовой ненависти и вражды,
заключается не только в раскрытии теоретических вопросов этих
негативных социальных явлений. Учащимся следует доходчиво объяснить
суть общественной опасности, последствия этих явлений, наличие
фактов их проявлений в нашем обществе, социальные причины, их
порождающие, и условия, способствующие их совершению.
Особо
важно разъяснить молодёжи механизм формирования ненависти,
источниками которого служат предвзятое и нетерпимое отношение к
лицам другого происхождения. Практика свидетельствует, что такое
отношение у молодёжи, как правило, формируется вследствие отсутствия
достоверной информации, низкого образовательного и культурного
уровня, искажённого восприятия национальных интересов
государства.
Во-вторых, участие общественных организаций,
особенно тех, которые сформированы по национальному и религиозному
признаку, в проведении истинно национального и религиозного
воспитания молодёжи. Здесь речь не идёт об однобоко национальном и
сугубо религиозном воспитании. Речь может идти о разъяснении
молодёжи истинных ценностей наций и народностей, населяющих Россию,
основных канонов и ценностей их религий. Учащимся, студенчеству,
молодёжи в целом следует не только знать, какие народности проживают
в России, какую веру они исповедуют, но и с уважением относиться к
ним и их верованиям. Ведь вместе мы все единый народ России. Только
наше единство сохранит суверенитет, целостность и государственность
России. В противном случае России может быть причинен немалый ущерб.
Пример тому - война в Чечне и события, имевшие место в районах
Карамахи, Чабанмахи и Кадар в Дагестане. На современном этапе
развития нашего общества государство не может стоять в стороне от
духовно-нравственного и национально-патриотического воспитания
подрастающего поколения. Это слишком ответственное направление,
затрагивающее национальную безопасность Российского государства,
спокойствие и безопасность каждого гражданина. В связи с этим органы
милиции и общественные организации обязаны помочь образовательным
учреждениям в национально-патриотическом, религиозно-духовном и
нравственном воспитании молодёжи.
Одним из направлений в
решении обсуждаемой проблемы могла бы стать деятельность по созданию
Общественного центра по формированию толерантности. Цель такого
общественного органа заключалась бы в профилактике проявлений
нетерпимости и ненависти к другим лицам в силу их национального,
религиозного, расового, языкового происхождения. Задача Центра -
ведение постоянной просветительной работы, содействие повышению
общественно-политического, правового сознания, общего духовно -
нравственного и культурного уровня молодёжи и населения в
целом
В-третьих, помощь органам милиции со стороны
образовательных учреждений и общественных организаций.
Образовательным учреждениям известно, какие формальные и
неформальные молодёжные группы наиболее распространены и в каких
задействованы учащиеся, студенты данного учебного заведения.
Образовательные учреждения могут помочь органам милиции в
установлении психологического контакта с молодёжью, проведении
профилактических мероприятий посредством правового воспитания,
привлечения молодёжи а охране общественного порядка.
В этом
направлении важно тесное взаимодействие образовательных учреждений и
общественных организаций непосредственно с участковыми
уполномоченными сотрудниками милиции. Ведь за каждым участком района
закреплён персональный, а не абстрактный участковый уполномоченный
сотрудник, в непосредственную обязанность которого входит
профилактика правонарушений на обслуживаемой территории. На данной
территории осуществляют свою повседневную деятельность и
общественные организации.
В-четвёртых, предупредить
экстремизм и преступления, совершаемые на почве национальной,
расовой, религиозной ненависти, возможно при непосредственном
воздействии всех социальных структур общества, особенно органов
милиции с образовательными учреждениями и общественными
организациями.
Здесь важна не односторонняя демонстрация
какого-либо факта, события с позиции лишь одного из участников
общественного процесса, а его показ со всех сторон, с тем чтобы
лишить поддержки проявления экстремизма и ненависти с обеих сторон.
Одностороннее освещение конкретного события лишь способствует
развитию экстремизма.
Цель взаимодействия милиции,
общественных организаций и образовательных учреждений - в
формировании положительного общественного и правового сознания,
культуры, чувства отторжения неприязни, ненависти и экстремизма. Это
должно стать залогом создания климата доверия и взаимного терпения
на базе основных социальных ценностей Российского государства и
общества.
С. Боронбеков, доктор юридических наук,
профессор, начальник кафедры уголовного права и уголовного
процесса Рязанского филиала Московского института МВД России.
|