30.05.2006 «Посреди великого распыла»
«Посреди великого распыла»
Я свободен –
Я не подневолен! Выю перед нечистью не гну. У шатровых
наших колоколен Я перенимаю прямизну.
Словочеловек! Он
снимает пыль с привычных слов, придавая им свежее звучание. Русский
Гамлет. Он пробуждает щемящую тоску по идеалу и бунт против разора.
Он исподволь, а то и сразу, резко призывает выйти за пределы
эмпирики, проникнуться благодатью, исполниться духом, осуществить
прорыв в макрокосм, за грань времён, слиться с вечностью. На фоне
поэзии и прозы Юрия Линника всё меркнет, кажется сиюминутным,
однодневным. «Хотя время и является подвижным образом вечности, но
истина в нём как бы умалена, размыта, ослаблена». Поэт призывает
поверять свои мысли и поступки, обращаясь за советом к вечности,
потому что всё подлинное – там. Бескорыстное время обеспечивает наше
бытие.
Величье смыслов чувствуешь заране? Предощущаешь
красоту миров, Мелькнувших на сновидческом экране? Вот-вот
Изида снимет свой покров –
И разрешится наше ожиданье! Ты
к полному теозису готов? Остались в прошлом боль, тоска,
страданье – Как равного, на пиршество богов
Тебя зовёт
поэзия святая, В которой – всё: начала и свершенья, Паденья и
подъёмы! От сует
Уходишь ты, сомненья отметая И забывая
дольние лишенья: Ты вечность видишь сквозь любой
предмет.
Противоположность бытия – Ничто, в которое не просто
заглядывает поэт, а созерцает его, едва сам удерживаясь от
умопомешательства. Но как полезно глядеть в бездну, чтобы понимать
цену всему и относительность всего. Абсолютная свобода
безблагодатна, но, имея опыт приобщения к ней, человеку легче
сохранять социальную свободу. Без-дна! Неисчерпаема, невыразима,
повсеместна, страшна. Бездна преследует человека, всюду охотится за
ним. Она несет в себе танатофилию (тягу к смерти, небытию).
Ничто не раскрывается никак. Оно ушло за грань
определенья. Куда я люк открыл? В кромешный мрак. Я не могу
стряхнуть оцепененья –
Меня сковал, связал, скрутил
столбняк. Я потрясён до умопомраченья – Существованье здесь
меняет знак, Природа инверсирует значенья,
Со стороны
представ наоборотной: Нет ничего! Сплошное вычитанье – Зиянье
жуткой бездны нулевой.
Привыкнешь ли к ничтойности
пустотной? Неодолимо это испытанье – Пасует у черты рассудок
твой.
Что же способно расковать, вернуть утраченную гармонию
и мироощущенческий порядок? Идея Бога как способ адаптации к жизни?
Юрий Линник говорит о себе, что он атеист, служащий Богу. Но он и
естествоиспытатель, испытывающий свое естество на прочность и
растяжение, руководствуясь только одним – мыслью, которая одна и
означает существование.
Внутри Dasein я истину постиг. А
как же трансцендентное? Оттуда Сигналов нет – эй, мыслящий
тростник: С тобой на связь всё не выходит Будда – И ты к
молчанью вечности привык, Хотя и ждёшь таинственного гуда. Что
впереди – ужели Божий лик? Скорей другое: полная
остуда,
Когда до абсолютного нуля Дойдёт в ночи кривая
нисподанья! Я знаю: эти выводы жестоки,
Но я держусь!
Опора вот: земля. В ней полнота любви и обладанья – Одно
мгновенье все вмещает сроки.
Космическим океаном окружает
каждую отдельную экзистенцию Ничто, давящее своей неисчислимой
массой! Этот гнёт может быть ослаблен только одним способом –
обретением истинной свободы. Свобода онтологична, соприсуща бытию.
Любое её подавление, ограничение работает на идею энтропии, Ничто.
Это относится и к социальному плану, и к плану межличностных
отношений. Задача человечества облегчить давление Ничто, не
усугублять энтропийную мощь небытия. Вот почему самой лучшей
политической системой является демократия, с её приматом идеи
свободы и уважения прав человека. Она даёт ту социальную свободу,
которая помогает спастись от ничтойности, искать смысл жизни,
проявлять свою индивидуальность, развивать личность. Личностное
начало непременный атрибут свободного общества, в котором можно
самореализоваться. Наши древние предки искали универсальную форму
человеческого общежития. Она запечатлелась в архетипе Святой Троицы
– нераздельности и неслиянности. Мы все члены одного социума, но
каждый из нас сохраняет свою независимость и не может быть
подвергнут остракизму из-за своей непохожести, оригинальности. Всем
тяжело, и потому главная задача – облегчить «невыносимую легкость
бытия». Свободе соприродны праздник и игра; страх ей
чужд.
Всё сызнова – всё сразу – всё сполна. Что главное в
твореньи? Преизбыток Энергий вешних! Длятся времена – Как
будто разворачивают свиток:
Мы на него наносим
письмена. Ах, что стихи? Подобие визиток – Я гость Земли.
Приветлива она. Я снова как дитя – я весел, прыток.
Всё
лучшее свершается в игре – Ей чужд от века низкий дух
корысти, Что утвердился в нашем застоялом,
Унылом веке.
Вспомни о добре – И ружья замени скорей на кисти. Откройся
весь! Не прячься под забралом.
К сожалению, нынешняя ситуация
в России не способствует выполнению этой задачи. Постсоветский
человек, стоящий у власти или выбирающий такую власть, с теми же
лекалами подходит к своим соотечественникам, что и его
предшественники-«государственники». Как же это далеко от подлинной
демократии, а также преодоления страшного негатива нашей страны –
трагедии утраченных возможностей! Недавно Ю. В. Линник стал ведущим
научным сотрудником Национального парка «Водлозерский». Он мечтает о
том, чтобы вписать в его изумительные ландшафты свой Полимузейон –
комплекс из пяти музеев. Но в стотысячный, миллионный раз красивая
идея кажется утопической в условиях нашей страны. «Быть может, при
нынешней нездоровой власти мой проект выглядит наивным, но я всё же
буду пытаться провести его в жизнь, ибо бесконечно люблю свой
Русский Север и свой униженный народ!», – глаголет Юрий
Линник.
Какая омерзительная власть! Пустая помпа. Ложные
фасады. А что за ними? Дьявольская пасть! Явился Хам – ему мы
были рады.
Попались мы на гибельную снасть! Пришёл пророк,
минуя все преграды – И свет принёс. Но мы от правды шасть –
Её не можем слушать без досады.
Моя страна приучена ко
лжи. Где подлинник? Нам фикция по нраву. И что салют? Что
пафос воспеванья?
Скрывают грязь все эти
миражи! Опустошает власть мою державу – Варьирует она свои
названья.
Кстати, о демократии. В рамках двух последних
проектов, поддержанных правительствами Германии и США, которые
координирует «Молодёжная правозащитная группа» издаётся великолепная
книга Ю.В. Линника «Новгород Великий и Русский Север». Я прочитал
эту книгу не один раз и жгучее желание читать и читать её у меня не
проходит. Новгород Великий – это лучший пример для ныне живущих
поколений! В истории нашей страны много веков назад была
новгородская республика, народоправство! Великий, на мой взгляд,
потому, что был способен совершить неожиданные смелые по своей
находчивости и оригинальности поступки. Новгородцы были начисто
лишены ксенофобии. Отличаясь друг от друга по языку и обычаям, они
не были чужими внутри своего сообщества. Призывая к власти варягов,
они готовы были считать их своими. Благодаря тому, что Новгород
Великий был открытой системой, он смело переступил собственные
рубежи, обратившись за внешней помощью, переживая трудности. Она
подоспела вовремя. Варяги действовали только на пользу русским
интересам. В книге, в частности, речь идёт о философии нестяжания,
уроках новгородской святости, идеях былин и норманнском вопросе. Вся
книга несёт на себе печать незаурядного и глубокого ума Ю. Линника,
чувствуется накал общественного темперамента автора, который
определяет смысл своей работы так: «…хочу, чтобы люди и народы
научились жить нераздельно и неслиянно – по образу Святой Троицы.
Эту задачу поставил Сергий Радонежский. Следую его завету». Тираж
книги 1000 экземпляров. Распространяется бесплатно. Поэзия Ю.
Линника глубоко позитивна. Она электризует дух, сообщая ему заряд
космической энергии. В основе его поэзии солипсически понятый
аттрактор (организующий сигнал). Индивидуальное сознание автора
становится всеобщим, оно стремиться к умножению себя в других,
призывает нас доверять его восхитительной убеждённости в предельном
постижении сути всех вещей. Неудивительно, что его венки сонетов
врачуют душу, возвращая её в состояние гармонии и лада. Поэтизируя
основной инстинкт, Ю. Линник говорит о проявлении в нём витальности,
воли к жизни. Совокупленье благородно, если в его основе лежит
бескорыстное и щедрое чувство любви. Это горение принципиально
свободно и лишено каких бы то ни было предубеждений: возрастных,
расовых, сексуальных, национальных, классовых. Азарт – вот то, что
помогает преодолеть пресноту жизни.
Самоотдача!
Жертвенность! Даренье! Господь вовлёк в прекрасную игру Своё
великолепное Творенье! Её азарт – поверьте мне – к
добру.
Душе по вкусу вольное паренье И дерзкий риск! Я не
люблю муштру, А выбираю это: чувств горенье, – Себе в пример
я вешний ток беру.
Вот космос мой: динамика, боренье! И он
не рухнет в чёрную дыру, Пока желна, вся пылкость и
яренье, Дробь отбивает в мартовском бору.
Что этот мир?
Чудесный полигон Любовных игр и сильных увлечений! На нерест
поднимаются форели –
И лисы начинают бурный гон. А разве
Эрос обойдёт оленей? Вновь соловьи в дубравах
зазвенели.
Мир-игрище! Таков он испокон. Что вдохновенней
страстных песнопений? Бог есть Игра – и нет превыше
цели.
У Юрия Владимировича Линника много хороших книг,
которые читаешь запоем. Кстати, доходы от их продажи направляются в
фонд Музея космического искусства. Одна из них «Космос детства»,
которую мне посчастливилось недавно прочитать. Я стараюсь
транслировать идеи нашего великого философа, записывая его
выступления на видео, приглашая его в студенческие и учительские
аудитории. Сегодня уже отснято около двадцати часов размышлений Ю.
Линника. Это серьёзный разговор без туфты и словоблудья. Недавно
Юрий Линник основал свой Народный университет для всех желающих
развивать интеллект, познавать себя и богатейший мир мировой и
русской культуры. Суждения Ю. Линника превосходят по своей глубине
любые религиозные откровения и вероучения. То, что он говорит об
исламе, не услышишь ни от одного мусульманина. Его иудаизм
интереснее каббалы. Его христианство ближе к Богу, чем писания всех
отцов церкви, хотя Ю. Линник и атеист. И вот, смотря эти записи и
читая его книги, я думаю о детстве того космоса, о котором он пишет
и говорит, по сравнению с его гениальными мыслями, которые, будь они
усвоены и реализованы, кардинально изменили бы жизнь моего народа,
придав ей смысл, благородство и красоту.
Максим
Ефимов, председатель Карельского отделения «Молодёжной
правозащитной группы», редактор газеты «Час Ноль», слушатель
Народного университета Юрия Линника.
|