06.06.2006 Положение ислама, Римско-католической церкви и Союза христиан веры евангельской (пятидесятники) в Республике Карелия.
Становление современной государственной политики в
отношении религиозных организаций связано с принятием Закона РСФСР
от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповеданий». Конституция
Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря
1993 года, определила принципы свободы совести и свободы
вероисповедания, взаимоотношений государства и религиозных
объединений, которые были зафиксированы и в Конституции Республики
Карелия. Важнейшими конституционными принципами регулирования
взаимоотношений государства и религиозных объединений являются
светский характер государства; равенства граждан перед законом и
равенство прав и свобод человека независимо от отношения к религии;
равенство религиозных объединений перед законом; право каждого
гражданина индивидуально или совместно с другими исповедовать любую
религию или не исповедовать никакой; свободно выбирать, иметь и
распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с
ними. Эти конституционные положения соответствуют
международно-правовым стандартам свободы совести и вероисповедания.
Они были развиты и детализированы в Федеральном законе от 26
сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях»
и других правовых актах. На сегодняшний день остаются
актуальными вопросы, касающиеся деятельности религиозных организаций
как в России в целом, так и в Республике Карелия. Важная роль в
вопросах взаимодействия государства и религиозных объединений на
основе конституционных принципов свободы совести и вероисповедания в
Карелии отводится Комиссии по вопросам религиозных объединений при
Главе Республики Карелия. Известно, что
государственно-конфессиональные отношения в нашей республике с 1917
и до конца 80-х годов 20 века были отмечены ошибками и даже
преступлениями государственных органов в отношении религиозных
организаций. «В настоящее время по-прежнему крупнейшей
религиозной организацией республики остается Русская Православная
Церковь (Московский Патриархат)». Для Карелии является актуальной
тема толерантности по отношению к неправославным религиозным
организациям. Слово толерантность означает в переводе с латинского
терпимость и веротерпимость. Причем терпимость не только со стороны
общества, власти, но и между религиозными организациями. Комиссия
по вопросам религиозных объединений при Главе РК (далее Комиссия)
утверждает, что «на сегодняшний день в Республике Карелия
сохраняется спокойная обстановка в отношениях между людьми разных
национальностей и религий. Религиозная ситуация,
государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения в
республике в целом стабильны и спокойны». Действительно
межконфессиональные отношения в республике бесконфликтны. Но самая
острая проблема на сегодня для всех религиозных организаций это
толерантное отношение со стороны общества и СМИ. Сегодня наше
общество поразили болезни под названием ксенофобия и религиозная
нетерпимость. Нельзя недооценивать роль СМИ в распространении этих
болезней. Получив право на свободу слова, журналисты часто не
задумываются о последствия своих статей, в которых явно
прослеживается пропаганда нетерпимости, агрессивности и ксенофобии.
Нельзя не согласится, что влияние прессы на общество велико и что
взгляды и мнения у большинства населения выстраиваются под
воздействие СМИ. В таких условиях естественны опасения и
волнения мусульман по поводу интолерантного отношения общества к
ним. Представители ислама не раз уже обращались в республиканскую
прокуратуру с жалобами на статьи, содержащие исламофобские
настроения. Но необходимо так же отметить, что за последнее время
ситуация намного улучшилась. Еще пять лет назад можно было наблюдать
следующую ситуацию: граждане вместе с депутатами собирались в одной
из школ города Петрозаводска для рассмотрения вопроса о том, как
запретить мусульманам строить мечеть в Петрозаводске. Довольно
печальная ситуация, когда среди представителей власти встречаются
настолько нтолерантные люди, не признающие прав, защищенных
Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»
(ст. 21 п. 2: Религиозные организации обладают правом собственности
на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных
средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное
религиозным организациям в собственность государством либо
приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству
Российской Федерации) люди. Из-за возникающих проблем в
результате исламофобии карельский муфтият старается помогать
мусульманам посредством выстраивания диалога с обществом. Например,
активно сотрудничать со СМИ, организовывать лекции об исламе,
устраивать дни открытых дверей в мечети, выступать перед
милиционерами, особенно перед теми, которые собираются ехать в
Чечню. В целом нынешнее состояние мусульманской религиозной
организации муфтий описывает так: «Мы рады, что нам не мешают! Это
то, чего мы добились за последние годы». Такая обстановка не
может радовать, но и не радовать тоже. Заслуга карельской
мусульманской религиозной организации в том, что она старается вести
просветительскую деятельность среди населения и тем самым пытается
уменьшить исламофобские настроения в обществе. Не менее печальная
ситуация оказалась у Союза христиан веры евангельской
пятидесятников, когда они проводили акцию «Ощути силу перемен».
Проект включал в себя 9 религиозных организаций (Христиане Веры
Евангельской (Пятидесятники), Религиозная Христианская Организация
"Армия Спасения", Церковь Евангелических Христиан Баптистов,
Христиане Адвентисты Седьмого Дня, "Благая Весть" и др.) и был
направлен на оказание помощи людям в борьбе с наркоманией,
алкоголизмом, семейными разводами и другими социальными проблемами.
Естественно, что оценка деятельности этих организаций имела
противоречивый характер. Несмотря на то, что мэрия дала добро на
проведение этой акции, большая часть общества отнеслось к акции
враждебно. Немалую роль в этом сыграли СМИ. В прессе появились
статьи, которые явно настраивали общественность против религиозных
организаций. Примером этому является статья газеты «Карельская
губерния» от 11.11.2004 «О Боге, но на разных языках», в которой
можно прочитать следующие интолерантные строки: «их призыв к господу
четко продуман, как реклама стирального порошка. После стендов: "Я
был алкоголиком...", "Я хотел уйти из жизни..." не хватало только "Я
была толстой, но бог помог мне похудеть". Плюс дешевый подкуп
"Позвони сейчас и получи бесплатную книгу в подарок"» В Карелии,
хоть и с трудностями проект бал завершен, и организаторы акции
выражают надежду, что смогут еще раз провести подобную программу и
при этом общество отнесется к проекту с пониманием. Представители
Римско-католической церкви отмечают, что явного проявления
религиозной нетерпимости они не встречают. Как итог всему
вышесказанному необходимо заметить, что, несмотря на существующую
проблему, власти остаются в стороне и никак не пытаются повлиять на
нее. Создается впечатление, что представителям власти такая ситуация
на руку, так как дискутируя по данным вопросам можно отвести
внимание общества от других злободневных проблем. Но в таком
отношении власти к проблеме кроется отражение более серьезной
опасности – существованию мира и спокойствия в российском обществе.
Выходом из данной ситуации может служить создание
негосударственного объединения религиозных организаций, которое
будет вести просветительскую деятельность среди населения.
Таково мнение автора. Оксана Свинцицкая, активистка МПГ,
студентка ПетрГУ.
|