Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
15.06.2005 Просто евреи заметнее

Интервью с председателем еврейской религиозной общины

Дима Цвибель родился в городе Сортавала в 1945 году. Через год семья переехала в Петрозаводск, где живет и по сей день.

- Дима, было у тебя желание уехать в Израиль?

- Желание было. Это желание есть и сейчас. Но кроме желания у меня есть ещё и голова. Понимаю, что больше пользы еврейству и вообще человечеству я принесу здесь. Лучше здесь что-то сделать, чем там не сделать ничего. Быть там обузой государству и ,главное, себе. Не потому, что страна плохая. Страна эта удивительная. Просто эта страна для молодых.

- Чем ты здесь помогаешь евреям?

- Вообще я пианист. Всю жизнь и до сих пор я работаю в музыкальном театре.

Что я сделал для искусства - решать не мне. Чем я помогаю евреям? Здесь, в еврейском движении, я давно. Я одним из первых вошёл в общество <Шалом>. Уже много лет являюсь заместителем председателя этого общества. Чуть позже я организовал религиозную общину, помогал строить помещение <Хэсэда>. Ну что ещё? - Издаю газету: сам её придумал. Также я директор еврейской воскресной школы. Моя гордость ещё в том, что я спас еврейское кладбище от разрушения.Это была почти детективная история. Мне позвонила женщина, представилась. Я, конечно, тут же забыл, как её зовут. Она мне сказала, что принято решение о снесении еврейского кладбища. Я позвал Александра Модылевского (председателя общества <Шалом>), позвал Юрия Рыбака - у него прадед похоронен на этом еврейском кладбище, и мы пошли к Катанандову, он тогда был мэром. Лично мне удалось его убедить, что единственным доказательством исторического существования евреев в Карелии является это кладбище. Нет кладбища - нет евреев. Катанандов согласился передать нам это кладбище <для содержания и ухода>. Мы поставили белую арку, на которой наши <доброжелатели> время от времени пишут всякие <красивые слова>.

- На этом кладбище сейчас не хоронят?

- Нет. Последнее захоронение было в 1949 году. И то оно случайное какое-то. Вообще, до 1939 года там хоронили. Другого еврейского кладбища нет. В нём нет особой необходимости, потому что большинство семей у нас смешанных. Члены семей, как правило, хотят быть похоронены вместе, а по еврейскому обычаю нельзя хоронить вместе еврея и нееврея. Так же как и у православных. К сожалению, одинаково.

- Ругательные надписи на кладбище появлялись в связи с какими-то датами или совершенно произвольно?

- Думаю, что просто так. Когда душа у человека "поёт", он идёт на кладбище и гадит.

- У еврейской общины были какие-нибудь столкновения с властями?

- Нет. Власти никогда нам не чинили никаких препятствий. При всей нашей жизни. Это даже удивительно.

- А с националистическими течениями?

- Мы с ними не входили в прямой контакт. Когда министерство юстиции зарегистрировало РНЕ, я написал бумагу на имя Катанандова. Я выразил своё опасение по поводу взглядов РНЕ, которые они и не скрывают. Все знают, что у них лагерь под Кондопогой, где они тренируются...с сапёрными лопатками. Вы понимаете, что не сапёрами хотят стать... Просто они говорят, что сапёрными лопатками головы легче снимать. Кому головы надо снимать, они тоже знают и не скрывают...

- Ваше общество располагается в подвале жилого дома. Были ли какие-нибудь претензии со стороны жителей?

- Ну да, они недовольны, что мы <тут пьём водку с утра до вечера>...

- Ты бы их пригласил!

- Они не идут, я приглашал. Конфликт состоял в том, что наши соседи поставили железную входную дверь и захотели ещё установить кодовый замок. Они написали нам записку. Мы ответили. На следующий день я нашёл нашу бумагу разорванной в подъезде. На ней были надписи антисемитского содержания. Мне потом одни женщины сказали, что это дети. Все прекрасно знают, что подъезд закрывается. Значит, это дети наших соседей. Дети сами не пишут, значит они дома слышат разговоры, побуждающие их к написанию антисемитских лозунгов.

- Какая у Вас, иудеев, историческая связь с мусульманами?

- Так исторически сложилось, что евреи были изгнаны со своей родины. И самый расцвет еврейской мысли, еврейской культуры пришёлся на период средневековья, когда евреи жили в Испании, под игом мусульман... а потом пришли христиане. Сейчас, конечно, совсем другое поколение. Когда люди готовы убить и себя и других. Страшнее всего, конечно, реакция мира. Когда расстреливают автобус с еврейскими детьми, мир молчит. А вот израильтяне в ответ на это разбили базу террористов... погиб один человек - ай-яй-яй, какой ужас. Тут мир в шоке. Европа откровенно встала на сторону арабов. Я головой-то понимаю, что она боится просто, ведь в Европе очень много арабов, особенно во Франции. А евреи никогда ни на кого с бомбой не пойдут, в чужой стране во всяком случае.

- Как ты считаешь, деятельность олигархов еврейского происхождения отразилась на общественном мнении в отношении евреев?

- Конечно, отразилась, в отрицательную сторону. Просто евреи заметнее. Хотя для России, наверное, действительно слишком много евреев во власти.

- Но не все ведь являются отрицательными персонажами.

- Гусинский, например, очень интеллигентный человек. Я с ним виделся, когда он был председателем российско-еврейского конгресса. Он построил синагогу; давал огромные деньги на благотворительность. По образованию он режиссёр драматического театра. Березовский... лично мне не нравится. У него бегают глазки. Хотя его дел я не знаю. Поэтому ничего плохого или хорошего сказать не могу. Мало ли кто кому не нравится. А вообще, он пару раз сделал, действительно, красивые жесты. Например, когда ушёл из Думы.

Беседовали за чашкой кофе Аня Лапыко и Максим Ефимов.

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz