12.11.2006 Как обрести подлинное величие
- Максим, давай продолжим наш разговор. В ходе
своей предвыборной кампании ты сделал много смелых, нестандартных
заявлений, например, о том, что ты чувствуешь себя Наполеоном.
По-моему у тебя развивается мания величия, нет? - Нет, это не
патология, а естественное самоуважение и осознание самоценности,
неповторимости собственной, а значит и чужой экзистенции. Сегодня
моему народу действительно не хватает подлинного величия. Не того
постоянно насаждаемого узколобыми лицемерами, своекорыстными и
продажными «профессиональными патриотами» и маразматическими
ветеранами военного патриотизма и навязываемого чувства гордости за
свою страну, которое превращается в оголтелый национализм, а
настоящего чувства причастности к жизни моей страны, личной
ответственности за всё происходящее, чувства собственного
достоинства. Вспоминаются слова Дени Дидро, как нельзя лучше,
характеризующие наше время, Россию: «Вот говорят, что надо, де,
защищать отечество. Ерунда! Больше нет родины: от одного полюса до
другого я вижу только тиранов и рабов». Когда маленький человек
чувствует себя императором – это же прорыв сознания. Нам власть
внушает мысль о том, что мы все ничтожества, от нас ничего не
зависит. Мы продолжаем оставаться «винтиками большого
государственного механизма». До сих пор насаждается этот муравьиный
коллективизм, стадный инстинкт. Личность в нашем обществе не имеет
самоценного значения. Именно поэтому многие считают Россию
Быдляндией. Здесь всё оскорбляет и унижает личность. Чиновничество –
это проклятие России. Чиновничий дух, а не дух творчества,
энтузиазма, социального строительства, витает повсюду.
-
Приведи пример, что тебя оскорбляет? - Неблагодарность! Чиновник,
служащий – раб формуляра. В этом году я подарил Национальной
библиотеке Карелии более 700 книг. Когда мне понадобилось взять из
библиотеки книжку на дом, то с меня стрясли деньги за эту услугу,
что я дома в течение пяти дней буду читать книгу. Сами по себе эти
поборы отвратительны: библиотека пользуется неотложной
необходимостью, иными обстоятельствами, не позволяющими человеку
читать книгу в библиотеке. Но я-то ведь к тому же не рядовой
читатель и сталкиваюсь не с ответной благодарностью, а жлобством и
бюрократизмом. Моё отношение к сотрудникам библиотеки не изменилось
– оно всегда было брезгливым. Благотворительная деятельность,
конечно, будет продолжаться, поскольку у читателей не должно быть
проблем с доступом к тем книгам, которые я издаю или привожу
откуда-нибудь.
- Как обрести это величие, освободиться от
мишуры, не дать себя оболванить? - Только расширяя сознание,
формируя критическое мышление, скептицизм. Школа, семья, масс-медиа
воспитывают рабское сознание. Чиновники, а это самые никчёмные люди,
паразиты, ублюдки, которые пользуются результатами чужого труда,
заставляют нас бороться со всякими трудностями, которые сами же и
создают, отвлекая нас от настоящих дел, пожирая наше время и силы.
Огромную ценность для нас имеют высокие горы, моря и океаны,
необъятный космос, звёздное небо. Они служат неисчерпаемым
источником чувства мощи и величия человека. Возможно, наша
забитость, замордованность, уныние связано с окружающим нас пейзажем
– равниной. Это слово является анаграммой слова «нирвана». Наши люди
подавлены инстинктом самосохранения. Таким, Гегель противопоставляет
человека, свободного от «рабского сознания» и способного жертвовать
жизнью ради высших целей. Сегодня, увы, доминируют шкурные мещанские
интересы. За жизнь цепляются и обустраивают её те, чья жизнь не
стоит и ломаного гроша. Они не соотносят свою жизнь с вечностью, а
живут словно насекомые на навозной куче.
- В этом люди
находят смысл своей жизни. Это естественная потребность обустроить
свой дом, наладить быт. Разве не за это мы любим Запад, с его
комфортными и бесстрессовыми цивилизованными условиями жизни,
достатком? - Плохо, когда средство превращается в цель. Запад же,
в отличие от России, огромное внимание уделяет и образованию, науке,
культуре, созданию атмосферы творчества и свободы. В отличие от
России, в которой происходит сознательный процесс дебилизации
населения. Уже общим местом стало сравнение зарплаты депутатов,
министром и преподавателей вузов, разумеется, не в пользу последних.
Государству нужны работяги, "пахари", обслуживающие так называемую
элиту, которая состоит из алчной мрази, трутней. Все программы
патриотического воспитания направлены именно но то, чтобы подменить
собой истинное предназначение человека в жизни (поиск истины,
трансцендирование, развитие индивидуальности, нравственный прогресс,
построение справедливого общества, основанного на идеалах соборности
и т.д.) и сделать из него послушного исполнителя воли
самодура-хозяина. Смысла нет ни в жизни для себя, ни в жизни,
отрешенной от себя. Личность должна развиваться во имя человечества,
высоких идеалов. Общество не должно подавлять личность. И оно должно
развиваться и существовать во имя человека, а не за счет него. А у
нас происходит всё наоборот: общество паразитирует на личности,
уничтожает её, а личность превращается в мизантропа и максимально
ограничивает контакты с внешним миром, людьми. Это связано и с
культом наличности. Вот пример из моего любимого произведения. Дон
Кихот и Санчо Панса — два различных человеческих начала. Однако при
всем их различии, оба они обладают удивительным качеством —
бескорыстием. Именно поэтому мы симпатизируем этим героям и всё им
прощаем. Замечу, что именно европейская культура акцентировала
качество бескорыстия. Властолюбивым и жадным противопоставляется
бескорыстный Дон Кихот, который выше всех по своим душевным
качествам. Почему народ ненавидит свою власть легко объяснить: гады,
дорвавшиеся до кормушки, забыли про своё прямое назначение: служить
народу и стали хапать. Люди презирают существующую власть в лице
карельского губернатора Катанандова, и я их хорошо
понимаю. Беседовала Елена Лукинова
|