17.06.2005 Спецслужбы задают глупые вопросы
- Расскажите, пожалуйста, о вашей
организации.
- Духовное управление мусульман Реслублики
Карелия объединяет три общины, зарегистрированные официально. Есть
община мусульман Петрозаводска, Костомукши и Кондопоги. Когда общины
образовались, они входили в состав духовного управления мусульман
Европейской части России. Потом они объединились и создали своё
духовное управление.
- Как давно вы в Карелии?
- Я
здесь 10 лет. Организация официально существует примерно три года.
Но мусульмане здесь давно живут. И было мусульманское кладбище в
Петрозаводске, сейчас его уже не существует. Мы пытаемся найти это
кладбище, у нас есть кое-какая информация, но она не совсем точная.
С приходом демократии, примерно в 90-х годах, местные мусульмане
активизировались. Стали думать о строительстве мечети -
мусульманском молельном доме. Тогда мы узнали, что для этого нужно
получить официальное разрешение от мэрии и зарегистрироваться в
министерстве юстиции.
- Были ли у вас какие-нибудь проблемы
при регистрации?
- Нет, не было. Всё было нормально,
спокойно.
- А после регистрации общины были ли какие-нибудь
конфликты с администрацией?
- Когда мы написали заявление,
адресованное мэру города, на строительство мечети, последовала
незамедлительная реакция. Нам выделили землю. У нас был свой проект
мечети. Но неожиданно депутаты городского совета начали обсуждать
вопрос о распространении ислама в Карелии, увидели в этом опасность.
Мне кажется, это просто расисткое высказывание в адрес другого
народа и другой религии. Хотя я встречался с представителями
православной церкви в Карелии, хотел узнать их мнение. Они в
общем-то не против. Мы как религиозные люди могли бы разговаривать.
А вот со стороны депутатов это,скорее, был расизм. Я бы даже сказал
скрытый расизм. Конечно, я понимаю,что мусульман в Карелии не более
2%, поэтому для многих ислам представляет загадку, иногда страх. Это
и использовали политики. И, к сожалению, никто нам не помог, хотя мы
пытались объяснить, что это нарушение закона, моральное нарушение.
Ведь мы граждане России, живём в Карелии, как к нам можно относиться
как к чужим? Мы ожидали хоть какой-то поддержки. Если бы
какой-нибудь депутат по телевизору заявил, что он протестует, что
это нарушение закона, - мы были бы довольны. А так ничего.
-
А есть ли сейчас мусульмане в карельской политике?
- Есть
такой Алиханов. Он депутат, мусульманин. Это отражает
действительность, потому что в Карелии живут мусульмане всегда и
постоянно -это их родина. Поэтому негативное отношение со стороны
власти, было очень обидно для нас. Нас осуждали за то, что религия
наша агрессивная, призывает к убийству. Для нас было шоком слышать
это от высокого чиновника, который вообще-то занимался вопросами
религии в правительстве. Поразила его неграмотность и
невежество.
- Расскажите невежественным чиновникам о вашей
религии.
- В исламе абсолютно нет ничего агрессивного,
никогда вы этого не найдёте ни в Коране, ни в каких других
религиозных книгах, написанных мусульманами.
Кроме, конечно,
исламоведческих книг, написанных в советский период. Понятно, какая
у них была задача - очернить репутацию всех религий, не только
исламской. Ну вы понимаете, что они могли понаписать. Но это их
мнение и я его уважаю. Понимаю, что они не могли написать иначе в
советское время. А сейчас у нас происходит война терминов. Например,
насколько я понимаю, экстремизм, фундаментализм - это политические
термины. Когда мы говорим <политический экстремизм> - это
плохо. Но в религии это хорошо. Фундаменталист (по религии) - это
человек, строго соблюдающий религиозные предписания. В этом ничего
плохого нет. Для каждого верующего человека это цель. Поэтому
экстремизм и фундаментализм для нас - это мечта. Но термины в том
понимании, в каком они используются журналистами, конечно, не для
религии и не для ислама. Я не понимаю, почему они вместо
<политический> подставляют <исламский>. По всей Европе
были войны, но никогда не говорили о христианском экстремизме. Тот
же Гитлер, который говорил <Бог с нами>, не считался
христианским экстремистом. Сейчас очень популярна личность Бен
Ладена. Его называют представителем ислама. Это всё, мне кажется,
делается специально. Или же журналисты настолько неграмотны... Он
саудовец.
Саудовская Аравия находится практически под
оккупацией Америки. Это скрытая оккупация: американские базы
находятся здесь. Саудовский король не может принимать
самостоятельных решений ни во внешней, ни во внутренней политике без
консультации Америки. Кого-то из граждан СА это не устраивает,
считают, что это оккупация, требуют независимости. Некоторые из них
борются с этим мирным путём: в парламенте, на улицы выходят, пишут
статьи и т.д. Некоторые из них борются при помощи оружия. Считают,
что государство, король - это их враг. Воюют против короля и его
армии. Кто-то считает, что надо воевать против американских баз,
которые находятся на территории СА. Знаете, были взрывы в СА, где
погибло много американцев. Некоторые считают, что бороться надо
по-американски. Если Америке кто-то не нравится, то она разбомбит
полностью всё, что её окружает. Все саудовцы - это арабы и все они
мусульмане, но не все верующие. То же самое в России: традиционно
все считаются православными, но, на самом деле, среди них много
католиков, протестантов, представителей других религий и вообще
атеистов. То же самое и мусульмане - не для всех Коран является
главной книгой. Бен Ладен - это человек, который использует
европейский стиль войны, а не исламский. Это Америка любит бросать
атомный бомбы. Это американский стиль, европейский стиль. Просто они
красиво говорят, но совершают очень страшные преступления.
А
сами говорят о правах и свободах человека. И Бен Ладен то же самое.
Он взял за основу европейский стиль и решил, что может воевать с
Америкой так же, как и Америка воюет с другими. А ислам здесь ни при
чём. Мы протестуем.
Тем более там только 200 мусульман,
патриотов своей страны. Я, во-первых, переживаю как мусульманин, а
во-вторых, как человек - я не могу спокойно смотреть как погибают
тысячи людей, которые даже не знают, за что они погибли. Большинство
американцев не знает о внешней политике своего государства. Поэтому,
конечно, ислам против, потому что наша религия не призывает к таким
действиям. Хуже всего то, что мы за это отвечаем.
Например, в
Петрозаводске представители спецслужб сразу у меня спросили:<Кто
это сделал?> Видите, насколько это глупо. Что я там могу знать?
Конечно, очень обидно слушать такие обвинения. Даже если подумать
логически: как мусульмане могут заставить мир стать мусульманским?
Убить человека, чтобы он стал мусульманином? О чём они вообще
говорят? Это настолько глупо, что даже ответы на эти вопросы
подобрать сложно. Я просто приглашаю людей изучать ислам. Слава
Богу, переводов Корана очень много - возьмите читайте. Если найдёте
призыв к агрессии, скажите, мы вместе посмотрим. Я тогда изменю
своей религии, если она такая страшная, она нам не нужна. Нет, слава
Богу, мы знаем, что это единственная религия Бога, которая ведёт к
спасению человека. И Бог хотел, чтобы у человека была свобода, чтобы
человек сам мог выбрать между Божьим путём и путём сатаны. Если бы
он не признавал свободы выбора, он создал бы нас всех верующими.
Поэтому в Коране написано: <Нет принуждения в религии>. Когда
первые люди приняли ислам, они поняли, что это истина и захотели
привлечь к этому других людей, но Бог сказал им: <Нет принуждения
в религии>. Наша задача - объяснить всем: если вы хотите
спасения, вы должны быть мусульманами. А если нет - Бог вам судья.
Вот и всё.
- Какие у вас есть программы по ознакомлению с
исламом? Ведь чтобы избежать невежества, надо народ
просвещать.
- Это у нас в планах. У нас сначала должно быть
место, где мы сможем начать работать. Мы считаем, что это наша
обязанность - объяснять людям. Ну, согласитесь, всё-таки у нас есть
конституция, представители всех религий свободны в своём
вероисповедании. И нет такой религии, которая заставляет уничтожать
представителей других религий.
- Сейчас, наверное, самая
большая путаница происходит со словом <ваххабизм>.Оно
употребляется в разных значениях, вплоть до синонима слова
<террорист>.
- Ваххабизма в Карелии не существует. Я
говорю это как богослов, у меня есть религиозная степень и я знаю,
что это такое, в отличие от политиков, журналистов... Ваххабизм -
это другая религия. Конечно, она относится к исламу, но как в
христианстве есть разветвления, так и у нас. И у христиан католики с
православными не станут молиться в одной церкви. Это уже словно
разные религии.
- Были у вас столкновения с другими
религиозными течениями?
- Нет, такого не было. Единственно,
православные нас просили, чтобы архитектурно не было видно нашей
мечети, чтобы дом не выделялся. Ещё просили, чтобы я не разрешал
русским принимать ислам. В Петрозаводске русские часто принимают
ислам, но мы их к этому не принуждаем и террористических актов не
устраиваем. И это не в моих силах запретить русскому человеку
принять ислам. Каждый человек свободен в своём выборе. Ведь я не
против того, чтобы этнический мусульманин увидел спасение в
православии. Это его дело.
- Часто ли вы сталкиваетесь с
националистическими притеснениями?
- Постоянно. Пишут
записки, звонят, угрожают. Поэтому я стараюсь поздно вечером по
улицам не ходить и детей своих тоже не пускаю. Дискриминация
постоянная. Открыть хотя бы любую газету с объявлениями. Квартиры
сдаются только для русских. И такие расистские объявления не
стесняются публиковать государственные газеты. Я вообще против любых
проявлений расизма. Сейчас крайне распространён антисемитизм, я
против этого втройне. Во-первых, потому что я сам отношусь к
семитским народам (арабы и евреи -семиты). Большинство посланников
Бога были евреями. Мы не можем испытывать ненависть к евреям, ведь
мы любим и уважаем пророков. Во-вторых, я палестинец и очень страдаю
от сионистов в Палестине. В-третьих, я гражданин России и мне
хотелось бы, чтобы каждому в этой стране жилось комфортно и чтобы
всем нам было здесь хорошо. Это возможно, если забыть о национальной
ненависти.
- Как обстоят дела в Костомукшской и Кондопожской
общинах?
- В Кондопоге совсем молодая организация. У них был
очень трудный процесс регистрации. Пару раз сказали, чтобы они
отправлялись <в свою Чечню>. Это, конечно, говорит об общей
неграмотности всех чиновников. А в Костомукше всё хорошо. Им
выделили помещение, дали разрешение на мусульманское кладбище. У нас
в Петрозаводске мусульманам не разрешили иметь своё кладбище.
Официально, конечно, сказали, что не против, но сказали заплатить
100 тысяч рублей. Мы же граждане как и все. Почему всем можно
бесплатно, а мы должны сто тысяч платить? В Костомукше, слава Богу,
дела обстоят лучше. Им помещение дали 70 метров - подвал. Понимаете,
что значит дать мусульманам подвал? Нам бы тут ни за что не дали,
сказали б, что подорвём. Костомукша - город маленький. Мусульмане,
которые там есть, живут там с самого зарождения города. Это
строители, инженеры, врачи. Поэтому чиновники знают этих мусульман с
самого начала. И отношение к мусульманам там
другое.
Беседовали Анна Лапыко и Максим Ефимов.
|