25.02.2007 «Не суди», или судите сами!
После публикации моего интервью «Московскому
Комсомольцу» в июле 2006 года на меня с разных сторон стали сыпаться
упреки, доходили разные слухи о реакции людей, главным образом,
негативной. Лишь немногие, как правило, очень молодые люди приняли
это интервью восторженно. Равнодушным, кажется, никто не остался. В
самом деле, темы я затрагивал дискуссионные и выражал своё мнение в
довольно эпатажной форме. Разумеется, умный человек способен увидеть
за моими словами множество смыслов и значений, сочтя меня, не
исключено, даже гениальным в своём озарении и самовыражении. А
человек глупый просто поймёт всё в меру своей ограниченности. Так
стоит ли что-то ещё пояснять, мусолить, толочь? Стоит, ибо у меня
возникла потребность вернуться к свои словам и отрефлексировать их
по-новому. Хочу придраться к собственным словам и ещё раз вникнуть в
суть сказанного. Поскольку «мир есть всемогущее утверждение» и
человек несёт на себе ту или иную степень «мирового
самоутверждения», то не стоит ждать от меня самобичевания и
самоотрицания. Нет! Искать я буду новый положительный смысл
сказанного, используя философские обобщения. Только так и никак
иначе! Возможно, мои суждения покажутся неглубокими, но уверяю, что
работа, начатая сейчас (а на самом деле длящаяся годы), не
прекращается никогда и то, что доступно другим, благодаря
потраченному мной времени и силам, является моим естественным
состояние рационализации, логизации тех ощущений, озарений,
чувствований, порой тёмных, которые вызывает действительность и
жизненное становление.
«К власти должна прийти сознательная
молодёжь. Молодёжь должна захватить власть. Должна совершиться
ювенальная революция!», – сказал я. Соотношение абсолютного и
относительного у молодёжи тяготеет в сторону превалирования
абсолютного, а это означает то, что молодёжь знает к чему
стремиться! «Абсолютный предел и для нас, и для всех
социально-исторических императивов – это всеобщее и свободное
человеческое благоденствие», – писал А.Ф.Лосев. Обратимся к
истории. «Тассо в 7 лет уже знал латынь. Ленау, будучи ребёнком,
импровизировал потрясающие слушателей проповеди и прекрасно играл на
флейте и на скрипке. Восьмилетнему Кардано являлся гений и
вдохновлял его. Ампер в 13 лет уже был хорошим математиком. Паскаль
в 10 лет придумал теорию акустики, а в 15 лет написал знаменитый
тракта о конических сечениях. Четырёхлетний Галлер уже проповедовал,
и с 5 лет со страстью читал книги». Этот список можно продолжить.
Где же сегодня такая светлая молодёжь? Неужели отрицательная
селекция необратима? Да нет же. Рождаются таланты и гении, только
надо им помочь развиться, выкристаллизоваться, состояться! Старым
называют ветхое, отжившее, лишённое новизны, нечто неинформативное.
Молодостью отличается всё свежее, несущее печать новой информации,
расширяющей сознание. Вот почему так важно в школьные годы не отбить
охоту к занятиям наукой, извлечению новых знаний, а заложить такой
алгоритм в сознание, который бы всю жизнь работал на его обладателя,
побуждая мыслить и заниматься наукой. Для этого и существуют школы.
Но царящие там сегодня чиновничий дух, формализм, муштра,
пономарствующие учителя превращают молодое поколение в стареющих
подростков, без идеалов, духовного горения, структурного мышления. У
нас мало кто может похвастаться хорошим образованием, например
таким, каким обладал уже цитированный Алексей Фёдорович Лосев,
который прекрасно знал древнегреческий, латинский, владел
английским, немецким, французским. Только образованная молодёжь,
взявшая власть в стране в свои руки, сможет построить действительно
общество благоденствия. Убеждён в этом!
«Я считаю, что
гей-парад лучше, чем военный парад», – заявил я. Эпатажно! Громко!
Вызывающе! Но… меняется жизнь, наш мир – не послевоенный мир.
Демонстрация военной мощи – атрибут тоталитарного общества со всеми
его «прелестями». Основная цель таких парадов – устрашить,
повергнуть в священный трепет перед законом силы – законом джунглей,
а страх – это несвобода. Трагедия, когда экзистенциальная несвобода
усугубляется социальной, – человек в таких условиях несчастлив.
Гей-парад – олицетворяет торжество социальной свободы, при которой
понимание меньшинства и большинства – амбивалентно. Разве это не
здорово?
«Я не хочу поддерживать эту систему. Меня родители
кормят – рабство питает свободу. Иногда я получаю скромные
гонорары». «Уму непостижимо! Он, видите ли, свободный человек, а все
остальные рабы! Вот нахал!», – скажет кто-нибудь. Но не будем
спешить со страшным судом. Я уверен, что нынешняя система мало
совместима с ценностями личности; она, как и прежде, подавляет
личность, хотя и не столь грубо и явно как в СССР. Конечно, сейчас
не дадут срок за критический отзыв о лозунге «Жить и работать
по-ленински», или отказ участвовать в субботнике или демонстрации,
они и не проводятся давно. Я лишь в крайне острой и лаконичной форме
обратил внимание на картину мира современного постсоветского
человека, которая определяет все его жизненные приоритеты и
ценности. Речь идёт о таком космосе, который похож на античный
рабовладельческий космос. Я не вкладывал в слово «раб»
уничижительного оттенка. Раб рассматривается мной как материальная и
бессмысленная сила, крайне нетворческая, конформистская. А
рабовладелец как организующая интеллектуальная сила, но несущая на
себе печать рабства. Вот что пишет А.Ф.Лосев: «Античный
чувственно-материальный космос вечно движется. Но так как не
существует ничего такого, что было бы за пределами космоса, то ему
совершенно некуда двигаться за свои пределы. И остаётся двигаться,
только пребывая на одном и том же месте. А это значит, что такой
космос должен вечно вращаться; и так как он есть обязательно нечто
целое, то он обладает и единым центром, вокруг которого и
совершается его вечное круговращение. А если прибавить к этому, что
такого рода неподвижным центром считалась в античности чаще всего
Земля, то вы сами должны понять, какой наивной и детской
ограниченностью в сравнении с новой и новейшей космологией
отличаются античные представления о космосе. …этот
чувственно-материальный ограниченный космос есть только предельное
обобщение исходного представления о человеке как о
телесно-ограниченной вещи и как об интеллекте, который этой вещью
управляет. А такая исходная интуиция – чисто рабовладельческая.
Античный живой, одушевлённый, разумный, но ограниченный
чувственно-материальный космос со своим конечным протяжением вокруг
единого центра – это есть именно рабовладельческий космос». Так
вот, что я хотел сказать. 1. Картина мира современного
постсоветского человека – несовременна и отстала, причём это
относится как к «рабам», так и к «рабовладельцам». Моё нежелание
поддерживать систему говорит лишь о моей более сложной картине мира,
основанной на знании Специальной теории относительности и квантовой
физики, неклассической философии, а также высшей диалектики. 2.
Когда я говорю, что «рабство питает свободу», я имею в виду их
диалектическую взаимосвязанность. Она выражается в том, что
благодаря свободному времени, которое не тратится на зарабатывание
на кусок хлеба, я могу его посвятить науке, знаниям, культуре,
философии, которые и помогут нашей стране развиваться, уверенно идти
по пути социального прогресса. «Праздность – мать всякой философии».
Без неё у человечества нет будущего, да и настоящее серо и убого! В
конце концов, это и постулирование вечных ценностей, непреходящих,
связанных с нематериальной сферой духа, искусством. Сегодня эта
сфера в загоне. Работает разве что церковь, несущая людям утешение,
успокоение, многие из которых платят хорошие деньги за то, что
фамилию близкого священник упомянет в молитве; кого-то отпоют,
крестят и т.д. Никакого материального продукта церковь не
производит, и пользы материальной от этого нет. Сфера же философии,
искусства не столь востребована, хотя именно философия поднимает
человека, возвышает его, развивает интеллект, придаёт смысл жизни,
одухотворяет. 3. Итак, от детской ограниченности у современного
постсоветского человека не должно остаться и следа. Картина мира
давно усложнилась. Моя задача была сказать об этом. Земля – не центр
Вселенной! Иногда это приходится доказывать! Переводя эту метафору,
скажем, нынешняя социальная система требует изменений, перемен,
модификации, но никак не стабилизации! Должно начаться настоящее
социальное строительство, а не то примитивное устройство и
миропонимание, которые возрождаются на наших глазах. На этом я
хочу сейчас остановиться, хотя, конечно, разговор не исчерпан этими
скромными комментариями.
МАКСИМ ЕФИМОВ
|