03.03.2007 "Я стал достоянием искусства и культуры"
- Привет, Максим! Как настроение? Поделись
позитивными впечатлениями от первых месяцев нового года! -
Разумеется! Самым ярким впечатлением стало посещение выставок и
музеев Москвы. Итак, я побывал в ГМИИ им. Пушкина на выставке масок.
Моим экскурсоводом был доктор философских наук Ю.В. Линник. Как ты
понимаешь, благодаря его комментариям эта выставка произвела на меня
эффект, несмотря на то, что, на мой взгляд, количество экспонатов
могло бы быть и большим. Потряс Поль Сезанн «Пьеро и Арлекин» – это
тема достоинства человека, носящего маску. Я безумно люблю
африканские маски – настоящий сюрреализм. Пикассо много взял от
африканской маски; в ней – дух авангарда, декоративность её –
модерн. Все эти понятия мне очень близки, знакомы. Сейчас я читаю
интересную книгу научных исследований разных аспектов жизни
африканского континента «Peoples and Сultures of Africa». Какой же
это удивительный автономный какой-то инопланетный мир!
-
Здорово! Мне кажется, что многие смотрят на Африку свысока, но это
те, кто и в своей культуре ничего не понимают. Ты был ещё на
выставке работ Филонова… - Потрясающая выставка! Наряду с
безусловно позитивными радостными картинами, в которых торжествует
жизнь, витальность, Эрос, мы видим и танатофилию художника. В
космосе Филонова соединяются мертвецкая и роддом; переходят друг в
друга. Искусство Филонова – аналитическое, он всё расчленяет,
просвечивает художническим рентгеном. Цикл "Головы" – это настоящие
маски. Ощущение, что вся жизнь – это сплошная маскировка, да и
Вселенная – это чья-то маска. Задумываешься о платонизме. Картины
писались в страшные советские годы, ознаменованные репрессиями,
отсюда эстетика безобразного, уродского. Люди – не люди, а какая-то
мертвечина, симулякры, подделка. Недобрый мир, который должен уйти.
Художник проводил тот мир, похоронил его заживо. Но это тоже только
видимость жизни. На самом деле, люди уже были покойниками, но
сохраняли признаки жизни. Парадокс! С таким же ощущением я бродил
после выставки. Где бы я ни был: в кафе, метро, на вокзале,
вглядываясь в лица людей, мне всюду мерещились маски. Я думал о том,
что они скрывают, какую сущность, возможно, ещё более гнусную, чем
их личина? Я видел живых покойников!
- Не пугай так! Разве
мало красивых людей, самостоятельных, жизнеспособных, успешных… -
Что сегодня понимается под успехом – материальное благополучие.
Любой дурак, да и умный тоже будут с удовольствием рассуждать о
деньгах и о том, что на них можно купить. Капитализм, конечно,
раскрепостил личность. Сегодня мы уже знаем, в отличие от Маркса, о
тенденции капитализма к социализации. Но в чистом виде капитализм –
это жестокий мир хапуг. Об этом писали многие великие: Иван Бунин,
Теодор Драйзер, Кнут Гамсун и т.д. Филонов ненавидел капитализм и
противопоставлял ему бескорыстное искусство, хотя сегодня картины
Филонова стоят очень дорого! Власть денег претила ему. Как
современен Филонов: нет никакой разницы между хамством
капиталистическим и хамством коммунистическим. Посмотри на
сегодняшних богатых людей, в большинстве своём такие выродки, гумус,
живые трупы. А наши люди голосуют либо за партию власти, либо за
олигархические структуры! Да и кто голосует-то – в основном,
старики, – за посулы, за доброе слово, за чай с конфеткой! Я всё
время вспоминаю роман Кафки «Замок» – жертвы режима поддерживают
тех, кто их угнетает! Вот и сегодня возрождается коммунизм,
возникший как реакция на буржуазные эксцессы. Ещё и революция
произойдёт! Посмотри, какие позиции сегодня занимают чекисты и
бюрократы – невозможно расшатать. Это главное зло страны. Чиновники
и так называемые «государственники» неявно, медленно погружают
Россию в болото и пещеру.
- Снова мрак. Давай о чём-нибудь
светлом… - На днях я побывал ещё на одной выставке, в
Петрозаводске в музее ИЗО, «Онежская палитра». Сколько талантливых
людей живёт в Карелии! Выставка хорошего уровня. Настоящая культура,
это значит, что, в частности, выставленные картины обращают твой
умственный взор в другие измерения, ты трансцендируешь, наполняешься
неземным светом. Выставка удивительно позитивна. Пейзажи и
натюрморты сочетаются с глубоко философскими работами. Костюмы
крестьянок и деревенские игрушки соседствуют с потусторонними,
запредельными пластами бытия. Художники преображают
действительность! О каждой картине можно много сказать! Жаль, что
культура локализуется у нас только в одном месте – музее
ИЗО.
- Здорово! Для тебя, похоже, открылся мир искусства. А
как же люди? Неужели они тебе совсем неинтересны? - В самом деле,
у меня появилось понимание ценности и роли культуры, искусства.
Открылось некое «зрение». Самое сильно впечатление от искусства у
меня оставило посещение музеев Парижа. Чего стоит «Мона Лиза». Я
целый час стоял и любовался этим шедевром всех времён и народов,
расположенном в Лувре. Я несу в себе «знание» настоящего искусства и
культуры. Я с ними на ты! Возможно, я сам стал уже частью и
достоянием искусства и культуры. Смотрю на DVD «Всемирную историю
живописи» в изложении Венди Бэкет. Очень интересно! Что касается
людей, то на нынешнем отрезке своего бытия, мне удивительно везёт на
людей. Я встречаюсь с интересными, умными и талантливыми людьми.
Многие из них, чувствуют во многом свою ограниченность и стремятся
совершенствоваться, работать над собой. Это главное! И я один из
них!
- А художественные фильмы ты смотришь? - Вчера
посмотрел великолепный фильм режиссера Н.Михалкова «Обломов».
Гениальная игра актёров. Олег Табаков был на высоте, на актёрском
Олимпе. Книгу я прочитал несколько раз, поэтому обращал больше
внимания на актёрскую игру, а не на философа Обломова. Фильм создаёт
впечатление фрагментарности. Но фрагменты эти сыграны идеально!
Жалею, что не весь роман в деталях инсценирован, что ушло целое!
Хотя есть проблема части и целого, интегратизма. А потому часть, и в
данном случае это совершенно справедливо, равна целому в передаче
феномена Обломова. В условиях нашей страны поставить «Обломова» -
это вообще актёрский и режиссёрский подвиг. Великая русская
театральная школа!
Беседовала Елена Лукинова
|