12.03.2007 Образ Александра Македонского в творчестве Ивана Ефремова
1. Дотоле мозаичная и рассеянная, ноосфера Земли
благодаря Александру Македонскому впервые осознала себя как целое –
предощутила возможность своего единства. Этнические рамки на
какое-то время стали условными. Александр Македонский мыслил во
всечеловеческих категориях. Он опережал своё время. Вот два
изоморфных друг другу примера того, как дерзкие прорывы в будущее
кончаются трагедией: – монотеистическая революция Эхнатона; –
глобализм Александра Македонского. Иван Антонович Ефремов находил
в Александре Македонском определённый унисон со своим строем мыслей.
Для него это не просто герой романа, а как бы союзник или напарник в
общем деле, направленном на высветление человечества. Последняя
книга писателя, с визионерской яркостью воссоздающая эпоху
эллинизма, уникальна тем, что её глубинной основой является синергия
автора и героя – Ивана Ефремова и Александра Македонского. Таис
Афинская – душа эллинизма. Замечательно, что мироощущение творца
этой эпохи даётся в женском преломлении: акцентируется всё софийное,
вечное – отбрасывается энтропийное, преходящее. Романтизированный
эллинизм мы видим в ауре Вечной Женственности. 2. Эпоха
эллинизма полна удивительных предварений. Разве нельзя Александра
Македонского назвать евразийцем? Это понятие мы связываем с русской
мыслью. Но обратим внимание на глубинную аналогию между Элладой и
Россией: обе страны в равной степени могут называться Евразией –
малоазийская колонизация в чём-то созвучна нашей зауральской
экспансии. В обоих случаях европейское сознание осуществляло контакт
с другим менталитетом. И при этом обнаружило свою толерантность –
как эллины, так и русские обладали широтой души, исключающей
ксенофобию. Созданные ими империи в свои золотые часы – увы, очень
короткие! – реально воплощали дух соборного синтеза. Лучшее из этого
опыта наверняка будет востребовано грядущими поколениями.
Евразийство Александра Македонского своеобычно: – он
решительно уравнивает в правах эллинов и варваров /европейцев и
азиатов – при проекции проблемы на наше время/; – всячески
приветствует и поощряет реальное взаимодействие культур, проявляя
универсализм – истинную вселенскость – своего эстетического
вкуса; – но при этом правомерно стремится к тому, чтобы Эллада
вела первую партию – бережно и тактично подтягивала к своим вершинам
другие народы /европейская культура и сегодня остаётся камертоном в
духовной полифонии ноосферы/. Всё эти аспекты блестяще раскрыты
И.А. Ефремовым. 3. Походы Александра Македонского вызвали к жизни
беспрецедентное явление, которое можно назвать интерференцией
эстетических канонов – художническая мера Эллады проявилась на
египетском, иранском, индийском субстрате. Порыв македонца был похож
на своего рода прививку: греческий гений оплодотворил другие
культурные традиции – и это никак нельзя было сделать через насилие.
Лишь в редчайших случаях мы наблюдаем реакцию отторжения. Типично
другое: органический симбиоз – полнота взаимопронизания. Достаточно
вспомнить искусство Гандхары. Ведь это поразительно: европейская
стилистика и буддийское содержание являют свою совместимость –
красота преодолевает барьеры, разделяющие существенно различные
модели мира и системы ценностей. О романе «Таис Афинская» без
преувеличений можно сказать так: здесь выдвинуты на первый план
именно духовно-эстетические последствия походов Александра
Македонского. Экспедиции Н.К. Рериха будут неоднократно их
обнаруживать. Вот три имени, которые хочется поставить в один ряд:
Александр Македонский – Николай Рерих – Иван Ефремов. Инвариантами
здесь будут и планетарность мышления, и специфический панэстетизм.
Сколь ни разнятся три этих фигуры, но их роднит орфическое понимание
искусства как преобразующей силы. 4. Ивана Антоновича Ефремова
волновала проблема связи религий. В романе «Таис Афинская» между
ними наведено множество мостов. Все они образуют сложную систему,
выявление архитектоники которой – интересная задача. Александр
Македонский и тут даёт писателю точку опоры. В чём-то он
предвосхищает и Беха Уллу, и Рамакришну. Его внутреннему взору уже
открылись единые корни разных религий. Показательно, что он
принимает для себя как бы двойную генеалогию: возводит свой род к
Ахиллу и Гераклу – и вместе с тем верит в отцовство Амона. Греческая
и египетская линии – в их мифологическом выражении – образуют
кроссинговер. Причём в этом соединении нет никакой эклектики – в
Александре Македонском всё органично и подлинно. Это тонко показано
И.А. Ефремовым. На страницах романа «Таис Афинская» мы несколько раз
встречаемся с термином гомонойя. Семантику его можно раскрыть так:
равенство в разуме всех людей. Это главная категория в социальной
философии Александра Македонского. Ему были ненавистны и кастовые, и
этнические, и конфессиональные перегородки. Александр Македонский
сметал их на своём пути. Гуманистическому сознанию И.А. Ефремова
импонируют ценностные установки полководца-преобразователя. В романе
Александрия называется открытым городом. Сразу возникает ассоциация
с открытым обществом! Фактически именно его хотел построить
Александр Македонский. 5. Проблема экстремальности интересовала
И.А. Ефремова в разных своих модификациях. Александр Македонский и
здесь побуждает его к философическим размышлениям. Предел Ойкумены:
вот к чему стремился Александр Македонский. Но как плохо тогда знали
географию! Экстремум всё время отодвигался вдаль – колоссальные
усилия не достигали цели. В чисто формальном плане она была
поставлена некорректно. Однако нам важен максимализм Александра
Македонского как таковой: его способность к всевмещению –
всеохватность его планов – его всечеловеческие горизонты. Он хотел
превратить мир в гармонический континуум, нигде не прерывающийся
локусами тьмы и зла. Пусть это утопия. И пусть маленький Уранополис,
попытавшийся её осуществить, был обречён на гибель. Но человечество
благодаря Александру Македонскому получило идеал невероятной красоты
и притягательности. И.А. Ефремов сближал его с коммунистическим
идеалом. Неправда, что на нём поставлен крест – он может обрести
новую жизнь. От очередного провала ему удастся уйти лишь в том
случае, если общество будет ориентироваться на таких его носителей
как Иван Антонович Ефремов – пока мы от этого крайне
далеки.
КОСМИЧЕСКИЙ НОМОГЕНЕЗ ИВАНА ЕФРЕМОВА 1. Творчество
Ивана Антоновича Ефремова продолжает традиции русского космизма,
внося в них новые краски и обертона – конкретно: впервые ставится
вопрос о закономерной эволюции форм жизни и разума во Вселенной. На
основе этого подхода преодолевается коммуникативный агностицизм –
сомнения в наших возможностях адекватно понять другой разум и
вступить в плодотворный диалог с ним. Эта пессимистическая точка
зрения зиждется на том, что в эволюции преобладает дивергенция – на
экзистенциальном плане расхождение оборачивается отчуждением. Разум
создаёт столь различные системы отсчёта, что какая-либо
инвариантность между ними отсутствует. Для И.А. Ефремова такая
ситуация неприемлема. Теория космической конвергенции укоренена у
него в оптимистических ожиданиях. Она глубоко гуманистична в своей
мировоззренческой сути. 2. Будучи палеонтологом-эволюционистом,
И.А. Ефремов постигал разнообразие земной жизни в его развитии – и
он видел: динамика Биоса не хаотична, а внутренне организована.
Создаётся ощущение, что совершенствующаяся жизнь движется вдоль
неких силовых линий – как бы подтягивается из будущего системой
аттракторов. Это производит впечатление телеологичности эволюции.
Данный феномен И.А. Ефремов пытался объяснить в рамках
диалектико-материалистической парадигмы. Он апеллировал прежде всего
к кибернетике. Вероятно, этот подход недостаточен, но для нас важен
сам факт: эволюция по И.А. Ефремову ортогенетична – ей присуща
направленность. Статья «Космос и палеонтология» со всей очевидностью
обнаруживает идейную связь автора с «Номогенезом» Л.С. Берга. К
этому выдающемуся учёному, критиковавшему Ч. Дарвина, И.А. Ефремов
относился с пиететом. Однако и здесь он движется по лезвию бритвы,
избегая крайностей: номогенез по И.А. Ефремову не исключает
естественного отбора и борьбы за существование. 3. Эволюционная
спираль широка в основаниях, но её витки закономерно сужаются,
приближаясь к точке Омега – там вспыхивает разум. Он един для
Универсума. Его гуманоидная форма – своего рода константа. Через год
после смерти И.А.Ефремова будет сформулирован антропный принцип.
Имплицитно он содержится в ефремовской космософии. Вселенная как бы
преадаптирована к человеку – подогнана под его запросы и
потребности. Эту глубинную гармонию И.А. Ефремов ощущал всем своим
существом. В пределах Метагалактики мы будем встречать подобных себе
носителей разума. И Биос, и Нус тут настроены по одному камертону.
Мы сейчас начинаем говорить в терминах пифагореизма. И это понятно:
теория конвергенции находится в русле пифагорейско-платоновской
традиции – выводит её в биологические измерения. Гармония сфер
Пифагора – и ряды гомологической изменчивости Н.И. Вавилова: здесь
одна эстетика – один дух. 4. Принцип конвергенции отвечает
критерию красоты. Эстетическое сознание И.А. Ефремова получало в нём
двойное удовлетворение: – конвергентно могут сойтись две
различные, порой противоположные линии; обе выходят на лезвие бритвы
– и там им не тесно: они ищут единый оптимум, двигаясь к нему с
разных сторон; конвергенция в этом своём проявлении может
трактоваться как одна из разновидностей диалектической
гармонии; – другой эстетический аспект конвергенции – красота
повторов, рефренов, изоморфизмов: благодаря игре и морфологических,
и этологических созвучий биосфера становится похожей на изощрённо
зарифмованную поэму, являя нам системно-структурную грань единства –
при несходстве субстрата мы видим сходство форм, адаптаций к среде,
поведенческих алгоритмов. «Сердце змеи» моделирует ярчайшее
проявление конвергенции в этом её виде. Красота есть единство –
единство есть красота. Феномен конвергенции вполне отвечает этой
симметричной формуле. 5. И.А. Ефремову интересна конвергенция на
разных уровнях её манифестации. В «Дороге ветров» рассказывается о
находке яиц динозавров, сохранивших следы цветного пигмента –
таковой нетипичен для пресмыкающихся: они маскируют свою кладку.
Значит, у этих динозавров яйца лежали открыто – отсюда криптическая
окраска. Налицо конвергенция с птицами! Она задаётся однотипностью
экологических ситуаций. А вот конвергенция на совсем другом
уровне: Таис и Эрис принадлежат разным расам – и тем не менее
отвечают одному канону красоты. Теперь причину конвергенции надо
искать в единстве духовного содержания. И.А. Ефремов говорит о
возможности экстраполировать на космос эволюционный опыт Земли. Но
хочется верить и в экстраполябельность земной красоты! Единство,
обнаруживаемое в пределах расового разнообразия, должно проявиться в
масштабах звёздной Ойкумены. Не будет ли красота самым надёжным
инвариантом при установлении контакта с инопланетным разумом?
Имеется в виду прежде всего женская красота, творимая Эросом, в
котором ещё Платон усматривал вселенскую значимость. Миры
конвергируют в прекрасном. В софийно прекрасном! Космическая
эстетика И.А. Ефремова связана с архетипом Вечной
Женственности. 6. Книги И.А. Ефремова дают много впечатляющих
примеров, когда культуры конвергируют в мифах, стилях, философских
системах. В пределах земной ноосферы эти переклички можно объяснить
монофилетически. Почему бы не предположить наличие у них общего
источника? Вспомним гипотезу Атлантиды. Однако с выходом в космос
проблема осложняется. Тут правомерна и гипотеза полифилии –
независимого происхождения явлений, ошеломляющих своим унисоном.
Впрочем, мы вправе сохранить и монофилетический подход – но на
повышенном и расширенном основании: не захочет ли будущий
исследователь стянуть все эволюционные линии Универсума к платонову
миру идей? Конвергенцию можно интерпретировать в духе платонизма:
одна и та же идея воплощается в разном материале – в разные эпохи –
на разных планетах. В споре Платона и Аристотеля И.А. Ефремов явно
поддерживал создателя Академии. Подчеркнём, что идея прекрасного
занимает у Платона самое высокое иерархическое положение – и это
находит понимание у И.А. Ефремова. Язык красоты универсален для
него. Миры говорят на этом языке. И понимают друг
друга.
ЛИННИК Ю.В., доктор философских наук, профессор
Карельского госпедуниверситета
|