26.04.2007 Идентификационные поиски гомосексуалов
Оглавление Введение 1. Гомосексуальность как
предмет социологического анализа 2. Модели построения
гомосексуальной идентичности Модель Касса Модель Вудмана и
Ленны Модель Колемана 3. Гомосексуал – это еще не гей!
4. Вопрос о конце квир-культуры Заключение Список
использованной литературы
Введение
Когда социологам
необходимо привести пример закрытого вопроса, они обычно обращаются
к полу. Казалось бы, какие могут быть дискуссии, ведь существует
только два варианта: «мужчина» и «женщина». А вариант: «другое
(укажите, пожалуйста)_____» - воспринимается как анекдотический
(студенты в этом случае громко смеются). Но в эпоху постмодерна и
ширящейся толерантности социологам становится не до смеха. К
примеру, на сайте gay.ru приводится значительно более развернутая
классификация, в рамках которой наряду с гетеросексуалами,
гомосексуалами (активными, пассивными, универсальными),
бисексуалами, выделяются транссексуалы, трансвеститы. Таким образом
пол превратился в категорию-континуум с широким спектром переходящих
оттенков полоролевой идентичности. В рамках данного эссе мы
рассмотрим проблему идентичности гомосексуалистов, что объясняется
большей изученностью данного вопроса и освещенностью в научном
сообществе. Актуальность подобных исследований связана с
процессами раскрепощения сферы сексуального самовыражения
современной личности в европейском социокультурном пространстве, с
борьбой геев и лесбиянок за социальное признание и правовую
легитимацию их образа жизни, достижениями в области прав человека,
уважения личности, строительстве открытого толерантного общества.
Особенно это актуально в нашей стране, не отличающейся либеральным и
терпимым отношением к этой социальной группе. Ситуация социального
“неподтверждения”, в которой находятся гомосексуалы, не только
оказывает негативное воздействие на их личность, но и толкает на
создание обособленной, “закрытой” субкультуры “подтверждения”,
вхождение в которую обеспечивает более высокую социальную
приспособляемость. Отчуждая от себя эту субкультуру, подавляя её,
гетеросексуальное общество не позволяет гомосексуалам выработать
социально-приемлемые модели гомосексуального поведения, в связи с
этим у них отсутствует социально регламентированный переход от игры
к серьёзной жизни и отсутствует благоприятный контекст для
установления постоянных связей. Используемые в системе воспитания и
образования модели сексуального поведения не учитывают того, что
гомосексуальная идентичность требует особых нормативно-ценностных
образов, учитывающих особенности однополых отношений, а прямой
перенос гетеросексуальных моделей жизни для них не подходит.
Понимание того, что общество делится не только на мужчин и женщин,
но и сами мужчины и женщины представляют разнородные группы, может
помочь разрешению многих сложных социальных проблем. В рамках
данного эссе мы сконцентрируем свое внимание на проблеме
конструирования гомосексуальной идентичности. Нам предстоит
рассмотреть различные теоретические модели, позволяющие
анализировать этот процесс, а также остановимся на анализе
гей-культуры как специфической субкультуры (необходимой,
по-видимому, для позитивной гомоидентификации). В центре данного
теоретического изыскания не вопрос еще не проясненной природы
гомосексуальной ориентации, а вполне конкретные стратегии, механизмы
и модели конструирования гомосексуалами своей гендерно-сексуальной
идентичности. При этом мы сделаем упор не на психиатрические и
психоаналитические концепции, а на социологические и
социоориентированные объяснения феномена гомоидентичности.
1.
Гомосексуальность как предмет социологического анализа
На
протяжении большей части мировой истории современное представление о
различиях гомо- и гетеросексуальных отношениях не имело столь
конкретного смысла. Термин гомосексуальность стал использоваться с
1896 года, а термин гетеросексуальность появился позднее. Мишель
Фуко в “истории сексуальности” предложил теорию социальной
конструкции: под сексуальностью понимается не “естественное” и
непосредственное проявление, а некая культурная модель, содержание
которой существенно меняется в зависимости от времени и места. Фуко
утверждал, что современный гомо - и гетеросексуал - изобретение
недавнего прошлого. До XVIII века не было ни гомо -, ни
гетеросексуалов, были только гомосексуальные или гетеросексуальные
акты. “По определению старинных гражданских или канонических
кодексов содомия была отнесена к категории запрещённых актов -
виновный в совершении этих актов являлся лишь юридическим объектом
таких актов. Гомосексуалист XIX века - это типаж, прошлое, история
болезни и детства, а также вид жизни, язык, бесстыжее тело и,
похоже, непостижимая физиология… Прежде содомия считалась временным
отклонением; теперь гомосексуалист стал видом” . Фуко доказал,
что мы даём явлениям название тогда, когда нам необходимо их
идентифицировать. Таким образом, изобретение современного
представления об отличиях между гомо - и гетеросексуальностью
относится к некоей новой конфигурации человеческой сексуальности,
возникшей в последние два века истории человечества. В
предшествующее этому время сексуальность имела другие формы,
характеризовалась другими способами мышления и словесного
описания. В западной культуре долгое время превалировало
убежде¬ние, что сексуальное желание представляет собой феномен
неисторического характера, «исходно «естественной»» фор¬мой которого
является гетеросексуальность. Основой для
социально-конструктивистского пересмотра служит предположение,
согласно которому сексуаль¬ное желание представляет собой
биоисторический феномен. Этот феномен принимает различные формы в
зависимости от того или иного культурно-исторического контекста, и в
этом смысле не отличается от этикета, связанного с приня¬тием пищи.
Разумеется, люди повсеместно вступают в сексу¬альные контакты, так
же, как они повсеместно едят. Но правила, регулирующие, как и с кем
осуществляются эти контакты, равно как общественные институты,
обеспечиваю¬щие соблюдение этих правил, и даже сами понятия
сексуаль¬ного или сексуально привлекательного не имеют никакой
универсальной — или внеисторической — формы. С этой точки зрения,
нет ничего священного или хотя бы биологи¬чески оправданного в
требовании исключительной гетеро¬сексуальности. Ее исключительность
— это просто исторический факт того, ка¬ким образом сексуальность
устроена в данное время и в дан¬ном месте. Для того, чтобы
документально подтвердить данный био¬исторический взгляд на
сексуальность, исследователи, рабо¬тающие в самых разных областях
науки, проводят два вида дополняющих друг друга исследований.
Изучается социаль¬ная организация сексуальности в различные эпохи и
в раз¬личных странах; кроме того, изучаются дискурсы и те
соци¬альные институты в своих собственных обществах, которые
способствовали усилению исключительности гетеросексуальности. В
исследовании социальной организации сексуальности в различные эпохи
и в разных странах особую значимость представляют два вывода.
Согласно первому, даже в амери¬канском обществе страстная
романтическая дружба между двумя индивидуумами одного пола не
рассматривалась как отношения сексуального характера до конца
девятнадцатого века, пока не были окончательно разработаны такие
поня¬тия, как инверсия и, позднее, гомосексуализм. До этого мо¬мента
сексуальность рассматривалась исключительно на уровне поведения (она
не считалась свойством характера или личности человека), а правила
сексуального поведения вос¬принимались не в контексте того, к какому
полу принадле¬жал сексуальный партнер, но в отношении того, имеет ли
целью сексуальное поведение продолжение рода или нет.
Существенный вывод напрашивался и в дискуссии во¬круг раннего
кросс-культурного исследования Форда и Бича. Эти исследователи
показали, что, в отличие от Европы, США и России, в ряде стран
исключительная гетеросексуальность не только не вхо¬дит в число
взаимоисключающих мужских и женских сцена¬риев, но и сами эти
сценарии включают определенные виды гомосексуальных действий.
Наиболее ярким примером в этом отношении является племя самбиа
(Новая Гвинея), где действует следующее культурное предписание:
маскулин¬ность «настоящего» мужчины может быть обретена только
посредством орально-генитальной передачи семени от стар¬шего мужчины
к младшему . По результатам исследований социальной конструкции
исключительной гетеросексуальности в современном аме¬риканском
обществе можно сделать только один существен¬ный вывод. Этот вывод
сводится к тому, что на идею исключи¬тельной гетеросексуальности
работают два различных типа социальных институтов. Одни из них
прибегают к принуди¬тельным мерам с целью наказания нарушителей, а
другие действуют без принуждения, но, заключая, перефразируя Фуко,
«возможности [человеческого] тела» в «сеть условий». У самбиа эта
сеть условий приводит к тому, что люди вос¬принимают и
гетеросексуальное, и гомосексуальное поведе¬ние как естественную и
ожидаемую сторону мужской сексу¬альности. С другой стороны, это
проявление может рассматриваться как противоестественное, если оно
осущест¬вляется способом, нарушающим какие-либо правила,
уста¬новленные самбиа относительного того, как и с кем происхо¬дит
сексуальный контакт. В современной «западной» культуре, напротив,
эта сеть условий заставляет людей воспринимать слова
гомосексу¬альный и гетеросексуальный, скорее, как взаимоисключаю¬щие
типы личности, чем как взаимно сочетающиеся формы сексуального
поведения. Наличие подобной сети приводит также к тому, что люди
воспринимают гомосексуализм в каче¬стве патологического аспекта
гендерной девиации. Таким образом возникает и функционирует дискурс
«принудительной» и «обязательной» гетеросексуальности . Исходным
же пунктом социологического исследования гомосексуальности является
концепция человека как социального существа и субъекта общественной
жизни. Формирование человека в социуме происходит посредством
социализации, интернационализации ценностей, норм, образов
поведения, отношения к социокультурному окружению. Существование
конкретного индивида в обществе предполагает взаимодействие с
другими социальными субъектами. Современная теория социального
познания, реализованная в концепциях социального действия и
социологического позитивизма, рассматривает взаимодействие в
качестве основы социального существования исходного элемента
общества и группы. Взаимодействие следует рассматривать в качестве
основной универсальной единицы социологического анализа
сексуальности. Предпосылки к такому подходу изложены в работах М.
Мида, Р. Райха, Б. Малиновского, рассматривающих сексуальное
поведение человека в социальном, социокультурном и политическом
контекстах . Социологами разработаны теоретические парадигмы
гомосексуальности, которые используются общественными науками.
Согласно сценарной парадигме, сексуальность детерминирована
исторически и культурно с опорой на определённые биологические
предпосылки. Эротические предпочтения обусловлены специфическими
стимулами и значениями, предлагаемыми современной культурой.
Сексуальные сценарии, как и гендерные отношения, историчны и
изменчивы. Более широкий и мобильный круг общения и более диффузная
структура облегчает принятие гомоэротических желаний и делает
сексуальные предпочтения современного человека более гибкими,
подвижными и вариативными: границы однополой любви становятся более
размытыми, а вопрос жёсткого самоопределения становится менее
актуальным. По мнению И. С. Кона, целесообразно говорить не о
сексуальности и гомосексуальности, а множестве сексуальностей и
гомосексуальностей . В отличие от теории сценария, акцентирующей
содержание сексуальности, сетевой (network) анализ рассматривает её
структурные аспекты. Изучение гомосексуальности в рамках
network-анализа начинается с локализации круга потенциальных
сексуальных партнёров, мест встреч и досуга, типичных для каждого из
них этикета и правил поведения. На этой основе возможен и
систематический анализ партнёрских
отношений. Социально-психологическая теория стигматизации
выступает также в роли социологического объяснения
гомосексуальности. Стигматизация имеет разнообразные формы и
проявления, всегда означает угнетение и дискриминацию. Она осложняет
межгрупповые отношения и накладывает отпечаток на психику и
самосознание соответствующего меньшинства, порождая ряд черт,
которые Э. Гофман называет “испорченной идентичностью”. Существенный
вклад в изучение гомосексуальности внесли и социологи марксистской
направленности. Д. Гринберг в книге “Конструирование
гомосексуальности” (1988) обобщает известный исторический и
антропологический материал по теме. Он выделяет как основные
социально-структурные, классовые и функциональные детерминанты
гомосексуальности (как факторы макросоциальности. В 1990–х годах,
по данным И. С. Кона, была разработана новая теоретическая
ориентация – “квир – теория”, которая исходит из равноправия,
равноценности и естественности всех гендеров и всех сексуальных
ориентаций . Таков вклад социологии в изучение феномена
гомосексуальности. Далее рассмотрим более детально сам процесс
построения гомосексуальной идентичности, применив для этого
несколько моделей анализа. Модели построения гомосексуальной
идентичности Процесс обретения гомосексуальной идентичности
является крайне противоречивым и болезненным для личности (и ее
окружения). При этом, по мнению целого ряда исследователей, процесс
«обнаружения» гомосексуалистов является необходимой составляющей
«здоровой» идентичности геев и лесбиянок. Социологами и
психологами были предложены различные психологические модели,
позволяющие описать процесс. В этом разделе нашего эссе мы намерены
рассмотреть модели Касса, Колемана, а также модель Вудмана и Ленны.
Их можно считать комплиментарными по отношению друг к другу. Ведь до
сих пор не выявлено определенных "причин" гомосексуальности, а
потому процесс признания человеком своей гомосексуальной ориентации
продолжает вызывать споры. Приводимые здесь три модели "обнаружения"
могут помочь ученым и аналитикам (и их клиентам) лучше понимать
динамику формирования гомосексуальной идентичности. Данный анализ,
мы делаем, опираясь на статью «Работа с лицами, «обнаружившими свою
гомосексуальность»» .
Модель Касса
Модель, созданную
австралийским ученым Вивиеном Кассом для анализа процесса
становления гомосексуальной идентичности, нередко называют
интеракционисткой. Она основана на двух представлениях: одно из них
заключается в том, что наша сексуальная идентичность формируется
постепенно, другое - в том, что изменения в нашем поведении
определяются нашим взаимодействием с социальным окружением. Оба эти
представления находят объяснение в рамках концепции соответствия
между образом "Я" человека, его поведением и тем, как они
воспринимаются окружающими. Когда соответствие между ними
нарушается, человек должен найти способ восстановить нарушенное
равновесие каким-либо иным способом. Касс описывает
интеракционистскую модель, в соответствии с которой человек проходит
до шести стадий формирования гомосексуальной идентичности. Он может
остановиться на любой из стадий и находиться на ней до тех пор, пока
нарушение равновесия между его образом "Я", поведением и их
восприятием окружающими не заставит его перейти на следующую стадию.
Рост происходит, когда человек пытается разрешить возникшее
несоответствие между собственным восприятием себя и восприятием его
другими как на когнитивном, так и на аффективном уровнях. Модель
Касса включает следующие шесть стадий: нарушение идентичности;
сравнение идентичности; терпимость к идентичности; принятие
идентичности; гордость за собственную идентичность и синтез
идентичности. Рассмотрим их подробнее: I стадия. Нарушение
идентичности. До перехода на эту стадию человек обычно считает себя
гетеросексуалом, поскольку таковым общество желает видеть всех. В
сложившейся ситуации люди ведут себя по-разному. Одному может
понравиться идея оказаться лесбиянкой или геем, и он попытается
убедиться, насколько это соответствует действительности, читая
книги, посвященные сексуальным меньшинствам, или иным образом.
Другой человек может воспринимать свое поведение как
гомосексуальное, но испытывать при этом сложные чувства. Он либо
постарается изменить поведение, избегая или игнорируя любую
информацию, касающуюся жизни лесбиянок и геев, либо станет отрицать,
что имеет к ним какое-то отношение. Использование этой стратегии
может принести успех, если человек сформирует устойчивую
антигомосексуальную установку ("борца за высокую нравственность"),
выберет асексуальный стиль поведения или попытается добиться
"реванша", "восстановив" свою гетеросексуальную идентичность и
создав семью. Успех подобной тактики будет также определяться
способностью человека использовать защитный механизм по типу
"отрицания" и сохранить образ асексуальности или гетеросексуальности
(следует учесть, что родственники могут оказывать на такого человека
давление, заставляя его жениться или выйти замуж). Способом
разрешения противоречий описываемой стадии может быть и восприятие
человеком своего гомосексуального поведения как неправильного и его
стремление сохранить свою гетеросексуальную идентичность. В данном
случае возможен и такой сценарий, когда человек словно говорит себе
и окружающим: "Я не гей, потому что я не женоподобный". Он
воспринимает свое поведение не как гомосексуальное, а видит в нем
лишь попытку "эксперимента" либо, как в случае с "мальчиками в
аренду", способ заработать деньги или получить иные блага. II
стадия. Сравнение идентичности. Придя к осознанию своей
гомосексуальности, индивид пересматривает свои прежние идеалы,
ценности и ожидания относительно собственного будущего. Помимо этого
он понимает и то, что ему пока не удалось найти утерянным образцам и
идеалам какую-либо замену и что теперь необходимо сформировать новую
систему ценностей и новое мировоззрение. Отчуждение от окружающих
может заставить человека искать контакты с другими лесбиянками и
геями. У тех, кто на данной стадии испытывает чувство одиночества,
существует возможность использовать несколько способов его
преодоления. Один из них заключается в том, что человек пытается
примириться со своим отличием от окружающих, сформировать новую
идентичность и освоить иные формы сексуального поведения. Как
правило, не тяготятся своей гомосексуальной идентичностью следующие
категории людей: - те, кто всегда ощущал свое отличие от
окружающих и в дальнейшем связал его с понятием гомосексуальных
чувств, мыслей и поведения. Это дает таким людям ощущение
"возвращения домой"; - те, кто всегда ощущал свое отличие от
окружающих, связанное со своим нежеланием следовать традиционным
гендерным ролям (так, например, некоторые девушки не могут понять,
зачем им нужно выходить замуж и иметь детей); - те, кто получает
удовольствие, ощущая свое отличие от окружающих. Конечно, человек
может убеждать себя в том, что ему все равно, как думают о нем
окружающие, он все же будет стремиться в своем реальном поведении
быть похожим на гетеросексуала, поскольку это позволит ему избежать
неприятных ситуаций, относящихся к проявлениям гомофобии. В то
же время подобная тактика таит в себе определенные трудности. Она
окажется успешной лишь в том случае, если человек сумеет: •
избежать некоторых сложных ситуаций (например, рождественских
вечеринок, на которые люди, как правило, приходят с
партнерами/партнершами противоположного пола); • держать в тайне
некоторую информацию о себе (например, о том, что человек делает в
выходные дни), следить за своим внешним видом, чтобы другие не
заподозрили, что он - гомосексуал; • сознательно стремиться
производить впечатление гетеросексуала или человека, не проявляющего
к сексу никакого интереса; • дистанцироваться от всего, что
связано с лесбиянками и геями (например, не поддерживать являющихся
лесбиянками и геями коллег по работе и не возражать против
проявлений гомофобии из страха подвергнуться осуждению со стороны
окружающих). Хотя создание образа гетеросексуала помогает
человеку избежать конфронтации с окружающими, оно не может разрешить
определенных противоречий в его жизни, связанных, скажем, с тем, что
ему придется вести "двойную жизнь". У него может возникать ощущение,
что он похож на шпиона, находящегося на оккупированной врагами
территории. Вторым способом преодоления несоответствия между образом
"Я", поведением и внешними нормами является принятие человеком
своего гомосексуального поведения. В то же время он будет избегать
идентифицировать себя в качестве гея или лесбиянки. Человек,
например, может решить задачу, используя следующие стратегии: 1.
Стратегия "особого случая": девушка воспринимает себя в качестве
лесбиянки лишь в своих отношениях с партнершами. Она может говорить
себе: "Если бы не Костя, я был бы уже женат и имел троих
детей". 2. Амбисексуальная стратегия: индивид не испытывает
потребности в гетеросексуальных отношениях, но считает, что мог бы
их иметь, если бы захотел. Использующие эту стратегию лица нередко
убеждают себя в том, что все люди ("так утверждал Фрейд")
бисексуалы, а также вспоминают, кого из знаменитостей можно было бы
отнести к их числу. 3. Стратегия "временной идентичности":
человеку кажется, что его гомосексуальное поведение носит временный
характер и что он со временем создаст семью. 4. Стратегия
"невинности": характерна для тех, кто, признавая свою
гомосексуальность, воспринимают ее как негативное явление. Люди,
придерживающиеся данной стратегии, говорят себе: "Я таким родился, и
в этом нет моей вины". Они считают, что являются жертвами "злого
рока". Такие люди формируют негативное представление о своей
сексуальной идентичности и испытывают отвращение к самим
себе. Третий способ преодоления несоответствия между образом "Я",
поведением и внешними нормами на этой стадии связан с принятием
человеком своей гомосексуальной идентичности. Однако из-за
переживаемого им чувства социальной изоляции он боится реализовать
свои гомосексуальные потребности в поведении. Это особенно
справедливо для случаев, когда человек боится быть отвергнутым
семьей, друзьями или церковью. Для того чтобы преодолеть
гомосексуальные потребности, такой человек может обращаться за
помощью к врачам, психотерапевтам или служителям церкви.
Четвертый способ преодоления вышеназванного несоответствия
связан с тем, что человек негативно воспринимает как свою
гомосексуальную идентичность, так и гомосексуальное поведение, и
стремится их изменить. Для этого он избегает всего, что так или
иначе относится к гомосексуальной сфере. Длительное использование
этой стратегии вряд ли будет успешным и приведет к заметному
снижению самооценки. Человек начинает испытывать к себе глубокое
отвращение, и если данная стратегия обнаружит свою неэффективность,
дело может закончиться суицидом. III стадия. Терпимость к
идентичности. Человек впервые говорит себе откровенно: «Я, наверное,
лесбиянка (гей, бисексуал)». Для того, чтобы преодолеть чувство
отчуждения от гетеросексуального окружения, все больше времени он
проводит, общаясь с другими лесбиянками, геями или бисексуалами. На
данной стадии для человека наиболее важным является качество этих
контактов. Если оно достаточно высокое, это поможет человеку перейти
на следующую стадию. В то же время этому могут мешать всевозможные
факторы - такие как излишняя застенчивость, плохие социальные
навыки, низкая самооценка, страх конфронтации с гетеросексуальным
окружением, интернализированная гомофобия. Приобщение человека к
гомосексуальной субкультуре на этой стадии, как правило, связано с
положительными переживаниями. Это, в частности, дает возможность
найти партнера/партнершу. Кроме того, приобщение к гомосексуальной
субкультуре позволяет человеку сформировать положительные ролевые
модели гомосексуального поведения, что помогает ему, общаясь с
социальным окружением, почувствовать себя более комфортно и
установить контакты с разными группами поддержки. Иногда данный опыт
может включать в себя некоторые негативные моменты, заставляя
человека, тем не менее, быть все более последовательным в
утверждении своей гомосексуальной идентичности и в ее демонстрации
окружающим за пределами гомосексуального сообщества. Однако, так
же как и на предыдущей стадии, человек может выбирать из двух
основных вариантов поведения – признание или отказ/уход от своей
гомосексуальности IV стадия. Принятие идентичности. Благодаря
растущему включению в гомосексуальную субкультуру у человека
появляются новые друзья, обеспечивающие его социальную поддержку. Он
начинает положительнее воспринимать представителей сексуального
меньшинства и признает их значимость в своей жизни. Насколько
успешно человек сможет пройти последующие две стадии, во многом
зависит от того, с кем он будет общаться. Одни люди считают
важным сохранить гомосексуальную идентичность как в интимных
контактах, так и при общении с социальным окружением. Другие
предпочитают открывать ее лишь в интимных отношениях или в общении с
узким кругом наиболее близких друзей, избегая "демонстрировать"
обществу (например, носить знаки гомосексуального отличия или
принимать участие в социальных и политических акциях, маршах и т.
д.). Установка на "соответствие" социальным нормам на этой стадии
зависит от стремления человека использовать гетеросексуальные модели
поведения на предыдущей стадии. Однако человек уже несколько
расширяет круг своего общения с представителями сексуальных
меньшинств и избирательно демонстрирует собственную гомосексуальную
идентичность, стремясь сохранить ее в тайне от социального
окружения. Кроме того, он может избегать общения с теми лицами,
которые негативно относятся к его новой идентичности (например, с
членами семьи, знакомыми, отягощенными гомофобией). Человек может
поменять место жительства или работу для того, чтобы снизить риск
конфронтации с теми, кто плохо относится к лесбиянкам и геям (к
примеру, переехать из провинции в Москву). Для многих людей все это
позволяет существовать более-менее комфортно. Другие же приходят
к мысли о том, что следование гетеросексуальным моделям поведения
для них более неприемлемо, у них обостряется ощущение
непоследовательности своих поступков ("нечестность по отношению к
самому себе"), что ведет к их переходу на следующую стадию. V
стадия. Гордость за собственную идентичность. Данная стадия
характеризуется полным признанием человеком своей гомосексуальной
идентичности. Он убежден, что негативное общественное отношение к
ней является ошибочным и начинает делить общество на "плохих людей"
(гетеросексуалов), проявляя к ним недоверие и скепсис, и "хороших
людей", то есть "своих". Он устанавливает тесные связи с
представителями сексуальных меньшинств, приобщается к
гомосексуальной культуре: литературе, театру, балету и т. д.
Лесбиянки и геи воспринимаются им в положительном свете, становясь
"значимыми другими". Человек также преисполняется чувством гордости
за свою сексуальную идентичность. "Я рад, что являюсь геем" - эти
слова из гимна гомосексуалистов 1970-х годов отражают мироощущение
человека на этой стадии. Вместе с чувством гордости за свою
идентичность усиливается чувство неприязни к гетеросексуальному
окружению, игнорирующему ценность однополой любви и гомосексуальных
переживаний, играющих столь значимую роль в утверждении идентичности
представителей сексуальных меньшинств. Сочетание этих полярных
чувств характерно для лесбиянок и геев - "активистов". Человек
становится равнодушен к тому, как его воспринимают гетеросексуалы и,
в случае необходимости, свободно демонстрирует свою идентичность.
Это помогает ему объединить приватный и социальный образ "Я". В
то же время в некоторых ситуациях такой человек скрывает свою
идентичность (когда, к примеру, теряет работу или становится жертвой
физического насилия, демонстрируя свою принадлежность к сексуальным
меньшинствам). Сокрытие своей идентичности в этих ситуациях можно
рассматривать как своеобразный компромисс. VI стадия. Синтез
идентичности. Человек переходит на эту стадию, когда начинает
осознавать, что разделение людей на "наших" и "иных" теряет смысл.
Благодаря укреплению контактов с гетеросексуалами, которые с
пониманием относятся к представителям сексуальных меньшинств и
оказывают им поддержку, человек приходит к признанию того, что
далеко не все гетеросексуалы отягощены гомофобией. Опыт общения
с ними позволяет лесбиянкам и геям разглядеть много общего между
собой и своими друзьями-гетеросексуалами и в то же время заметить
отличия от некоторых представителей сексуальных меньшинств. Они
перестают воспринимать себя лишь в качестве лесбиянок и геев и
начинают понимать, что гомосексуальность составляет лишь один из
аспектов их психической идентичности. В то же время, независимо от
уровня интегрированности сексуальной идентичности в структуру
личности человека, он будет осознавать свое отличие от
гетеросексуалов. Поэтому вряд ли можно говорить о полной интеграции,
по крайней мере, в обозримом будущем . Итак, рассматривая
особенности формирования гомосексуальной идентичности, мы
обнаруживаем особый комплекс характеристик индивида как субъекта
общения и социального поведения, свойственный каждому из шести
стадий. Из чего можно сделать вывод, что социальный контекст
становления гомосексуальной идентичности повышает вероятность
некоторых сложностей в данном процессе развития, следствием чего
часто бывает антисоциальное поведение, например, приём наркотиков,
суицидальные действия, что является бегством от самого себя, от
осознания своей гомосексуальности. Причина такого страха боязнь
негативной реакции окружающих на coming out. По поводу социальной
дезадаптации достаточно много исследований, ясно показывающих, что
социальная или психологическая дезадаптация не есть естественное и
необратимое следствие гомосексуальности. Модель Вудмана и
Ленны Вудман и Ленна предлагают модель, которую можно было бы
охарактеризовать как преимущественно внутрипсихическую, поскольку
она ориентирована на изучение внутреннего мира личности и ее
психологических процессов. Данная модель стадии отрицания, нарушения
идентичности, "торга" и депрессивная стадия. Вудман и Ленна отнюдь
не считают, что конечным результатом формирования идентичности
лесбиянок и геев является депрессия, однако преодоление депрессии
ведет к формированию здоровой сексуальной идентичности. На стадии
отрицания человек проявляет гомосексуальные наклонности, но геем
себя не признает. Обращаясь за помощью к психотерапевту, он
предъявляет жалобы, не имеющие никакого отношения к его сексуальной
ориентации. На стадии нарушения идентичности гомосексуалы
начинают догадываться о том, что являются геями или лесбиянками,
однако осознание этого для них, как правило, неприятно. Обращаясь к
психотерапевту, они надеются, что тот поможет им лучше понять свою
сексуальную ориентацию и преодолеть связанные с ней противоречивые
чувства. Далее следует торг: индивиды, осознавая последствия
собственной идентификации в качестве лесбиянок или геев, стремятся
быть гетеросексуальными или вернуться к своему прежнему образу жизни
и прежней сексуальной идентичности. В тех случаях, когда механизмы
психической адаптации человека оказываются недостаточными, у него
может развиться депрессия. На этой стадии он хорошо осознает свою
гомосексуальную ориентацию, но вместо того, чтобы проецировать свой
гнев на других, он направляет переживаемые им чувства злости и вины
на самого себя. Одним из серьезных препятствий на пути принятия
своей гомосексуальной ориентации может быть реальная или
предполагаемая утрата поддержки со стороны его семьи и друзей.
Важным фактором положительной самооценки человека является его
общение со значимыми для него людьми. Утрата любви и поддержки
тогда, когда отсутствует возможность их получения со стороны других
людей, связана с большим риском для душевного равновесия. При этом
может возникнуть негативное восприятие лесбиянок и геев, и они
перестают быть для него положительными образцами для
подражания. Переживаемая на этой стадии депрессия бывает довольно
глубокой. Следует подчеркнуть, что успешное преодоление геем
депрессивной стадии сыграет решающую роль при интеграции им
собственной гомосексуальной идентичности в структуру
личности. Вудман и Ленна не говорят о том, что представляет собой
принятие человеком своей гомосексуальности. Очевидно, что принятие
своей гомосексуальности связано не просто с отсутствием депрессии, а
с иными, очень важными изменениями в мироощущении человека. Модель
Вудмана и Ленны предполагает, что, интегрировав свою гомосексуальную
идентичность в структуру личности, человек после успешного
прохождения им всех четырех стадий больше не пытается от нее
защититься. Представленная ниже модель гомоидентификации отражает
более широкий спектр как внутри-, так и межличностных процессов,
протекающих параллельно с принятием индивидом своей сексуальной
ориентации, отличной от ожиданий культурного
большинства.
Модель Колемана Третья модель была
разработана Эли Колеманом. Она включает пять стадий, отражающих
различные аспекты процесса "обнаружения": пре-обнаружение,
обнаружение, исследование, первые отношения и интеграция
идентичности. Пре-обнаружение Мы не знаем причин, лежащих в
основе появления у человека сексуального интереса к лицам того же
пола, хотя их исследование ведется уже давно. Колеман, однако,
полагает, что гендерная и полоролевая идентичность закладываются
примерно в трехлетнем возрасте. Если признать, что наша сексуальная
идентичность закладывается в раннем детстве, вполне можно допустить,
что и родители ребенка, и сам ребенок в той или иной мере осознают
какое-то его чем-то "отличие" от других детей. В первые годы жизни
ребенок усваивает семейные установки и ценности, в том числе
связанные с гомосексуальностью. Ребенок понимает, что его "отличие"
от других детей может вызвать неприязнь и насмешки. У него
формируется заниженная самооценка и различные защитные механизмы,
позволяющие избежать сложных моментов, связанных с проявлением им
своих гомосексуальных переживаний. На стадии пре-обнаружения
многие люди еще не осознают своих гомосексуальных чувств и не могут
объяснить, что в них плохого. Переживаемый ими внутриличностный
конфликт отражается либо в поведенческих нарушениях и
психосоматических расстройствах, либо в суицидных попытках. Многие
лесбиянки и геи, как правило, ощущают свое "отличие" от других людей
задолго до того, как соотнесут его со своей принадлежностью к
сексуальным меньшинствам.
Обнаружение Эта стадия
начинается с того, что человек начинает воспринимать себя в качестве
гомосексуала. Основной задачей человека на данной стадии является
раскрытие им своей гомосексуальности в общении с другими людьми, что
приводит к ее признанию. Очевидно, если раскрытие гомосексуальности
протекает благоприятно и не встречает осуждения со стороны
окружающих, самооценка человека повышается, а положительное
отношение к нему других людей позволяет компенсировать психические
травмы, перенесенные в предыдущие годы. Если же этот процесс
протекает с осложнениями, интернализованные чувства вины и стыда
усиливаются еще больше. Поэтому данный момент в жизни человека
является критическим, и очень важно, чтобы он получил поддержку со
стороны других лесбиянок и геев.
Исследование Эта стадия
связана с включением человека в сообщества лесбиянок и геев.
Первоначально социализированный в качестве гетеросексуала, он
нуждается в том, чтобы развить навыки взаимодействия с
представителями сексуальных меньшинств, а также сформировать
достаточно высокую самооценку и доверие к своей гомосексуальности
(что может существенно отличаться от ранее приобретенных
гетеросексуальных качеств и навыков). Отдельные люди и общество в
целом воспринимают сексуальное и социальное поведение новоявленного
гомосексуала на этой стадии как "незрелое, безнравственное или
развратное". Однако следует признать, что оно является проявлением
запоздалой "подростковости", связанной с определенной "задержкой
развития", возникающей из-за того, что многие лесбиянки и геи не
имели в подростковом возрасте возможности решить задачи,
свойственные данному периоду.
Первые отношения В конце
концов, потребность в интимной близости берет свое и человек
начинает искать для себя партнеров (интимные отношения здесь следует
отличать от "случайных связей"). На этой стадии интимные отношения
окрашены переживаниями подростковой фазы развития и характеризуются
особой яркостью, низкой способностью человека их контролировать и
дефицитом доверия. Человек страстно желает, чтобы эти отношения
оказались успешными, хотя ему явно не хватает образцов для
подражания, демонстрирующих возможность открытого, счастливого и
длительного гомосексуального союза. Многие геи "застревают" на
стадии поиска партнеров с характерными для нее непродолжительными,
но яркими интимными отношениями. Нередко это бывает связано с
трудноразрешимым переживанием собственной вины за неудачно
завершавшиеся прежние контакты.
Интеграция идентичности В
итоге происходит интеграция приватной и социальной гомосексуальной
идентичности в структуру личности. Колеман напоминает о том, что
этот процесс протекает на протяжении всей жизни. Данная стадия
характеризуется тем, что интимные гомосексуальные отношения
становятся открытыми, свободными и наполненными взаимным доверием.
Человек становится способен контролировать свои гомосексуальные
переживания. Колеман игнорирует внутрипсихические конфликты,
свойственные большинству лесбиянок и геев, постепенно приходящих к
признанию своей идентичности. Он ничего не пишет о защитных
механизмах, упоминаемых авторами двух других моделей. В то же время
модель Колемана можно назвать аффирмативной. Использование им
понятия "задержка развития" позволяет лучше понять некоторые
особенности поведения геев, нередко являющиеся причиной обвинений в
том, что они интересуются лишь сексом и неспособны к глубоким
отношениям. Модель Колемана более корректна для описания
особенностей формирования идентичности геев. Он проводил свои
исследования среди геев. Поэтому попытка экстраполировать созданную
им модель на поведение лесбиянок и бисексуалов выглядит недостаточно
оправданной. Сделаем некоторые выводы по представленному
материалу. В этом разделе эссе рассматривались некоторые основные
особенности процесса формирования гомосексуальной идентичности. Этот
процесс не является одномоментным событием и протекает по различным
сценариям. Описанные здесь модели не являются линейными, то есть не
утверждают, что человек последовательно проходит все стадии и
обязательно достигает гармоничной, интегрированной идентичности.
Возможны сбои, регрессы, обратное развитие. Данные модели не
являются жесткими и обследуемые могут сталкиваться с необходимостью
решения нескольких задач одновременно. Они описывают множество
взаимосвязанных этапов, каждый из которых характеризуется
необходимостью решения определенных задач. Представленные модели
могут быть применены и к анализу «обнаружения» бисексуалов. Три
вышеописанные модели - не более чем общие схемы, позволяющие описать
некоторые закономерности процесса "обнаружения". Кроме того, их
недостатком следует признать то, что они построены на основе
двухполюсного представления о человеческой сексуальности, включающей
в себя широкий спектр самых различных вариантов. 3. Гомосексуал –
это еще не гей! В данном разделе эссе мы рассмотрим позицию
доктора Джозефа Николаси, представляющую собой реакцию психиатрии на
социологическое/конструктивистское вторжение в сферу исследования
гомосексуальности. В рамках своего подхода Николаси комбинирует
психоаналитический и социологический подходы. При этом, описывая
гомосексуальность как феномен индивидуального порядка, он явно
склоняется к психиатрической трактовке ее природы как патологии и
последствий детской травмы. В то время как, рассматривая проблему
гей-культуры в более широкой перспективе, американский ученый берет
на вооружение инструментарий Мишеля Фуко. Изложим основные
положения концепции Дж. Николаси: Гей – это вымышленное «я»,
используемое индивидуумом для разрешения болезненных эмоциональных
сомнений. Человек, осознающий, что у него есть гомосексуальные
проблемы, борющийся с ними, не является геем. Он просто
гомосексуал. Чтобы поверить в приемлемость концепции
гей-идентичности, человек неизбежно должен отвергнуть значительные
аспекты человеческой реальности. Николаси предлагает трехступенчатую
психосоциальную модель развития гей-идентичности:
-прегомосексуальный ребенок и его гендерные
нарушения; -последующая ассимиляция его в гей-субкультуру,
которая питает те же самые искаженные представления о себе и
человечестве; -описание механизмов, посредством которых
самообман гей-сообщества перерастает в дальнейший обман большей
части общества. По Николаси, в критический период развития,
называемый фазой гендерной идентификации, ребенок обнаруживает, что
мир делится на мужчин и женщин. Кем из них он собирается быть? Он
лично ответственен за выбор мужественности или женственности. «Я –
мальчик? Или я – девочка?» В этой ситуации ребенок может прибегнуть
к стратегии избегания – регрессу в фазу андрогинности. Как мы
увидим, склонность к андрогинным фантазиям переходит и во взрослую
жизнь; на самом деле, она является фундаментальной чертой
гей-культуры. Эти фантазии содержат в себе не только нарциссичный
отказ идентифицироваться с гендерно ориентированной культурой, но
также отказ идентифицироваться с человеческой биологической
реальностью, на которой основывается современное общество половых
различий. Поскольку гендер служил в детстве источником боли,
неудивительно, что уничтожение гендерных различий является
центральным требованием гей-культуры. Геи часто называют свою
позицию «индифферентность к полу». В раннем подростковом возрасте
неосознанное побуждение заполнить внутренний эмоциональный вакуум,
потребность быть связанным со своей мужественностью, воспринимаются
как гомоэротическое желание. Следующей ступенью становится вхождение
в гей-мир. В этот момент начинает формироваться гей-идентичность,
которая, по сути, является продуктом мифотворчества группы людей,
пытающихся скрыть коллективные эмоциональные раны, результатом
процесса, одобренного современной культурой. Это мнимое
провозглашение полного и окончательного обретения подлинной
идентичности через «геевость», является, возможно, наиболее опасной
из всех искусственно сконструированных ролей, испробованных молодым
человеком, находящимся в поисках собственной идентичности и
принадлежности . В этот момент он меняет роль уступчивого
пай-мальчика, которую играл в детстве, на роль сексуального
аутсайдера. Одним из преимуществ членства в гей-субкультуре является
поддержка и подкрепление, которые он получает, обращаясь к фантазии
как методу решения проблем. Принимая ярлык гея, этот индивид
получает удивительные выгоды: разрешает свои психологические
проблемы (вызванные в большинстве случаев детской травмой) за счет
активной гражданской позиции – то есть за счет общества.
Изложенная концепция является до этого момента довольно
традиционной для психиатрии. Она подразумевает наличие доминирующей
естественной нормы и некоего отклонения, происхождение которого
может быть возведено и прослежено вплоть до раннего детства.
Индивиду, страдающему от такой аномии, необходимо оказывать
психологическую помощь – на этой стадии он гомосексуал. Но для
оказания помощи геям (гомосексуалам, манифестирующим свою инаковость
как равноценной нормы) необходимо провести терапию всего общества. И
тут Джозеф Николаси совершает интереснейший теоретический кульбит,
переходя от психиатрического подхода к концепции социального
дискурса сексуальности, то есть черпает аргументы в поддержку своей
эссенциалистской позиции из
конструктивистского/деконструктивистского теоретического ресурса. Он
любопытнейшим образом анализирует природу гомосексуальной культуры,
предметно рассматривает механизм ее формирования и поддержания. Но!
в тоже самое время доктор Николаси отказывается полноценно
рассматривать гетеросексуальные гендерные идентичности, как
социально обусловленные. Он деконструирует гей-идентичноть, но не
деконструирует гетероидентичность, утверждая, что последняя является
находящейся в кризисе природой человека (следовательно,
деконструкции не поддается, а поддается лишь разрушению). Итак,
что же он пишет о «моде на геев и квир-культуру»? По мнению
Николаси, гей культура использовала для своего утверждения два
больших ресурса: борьба за гражданские права (право быть собой!) и
движение за сексуальную свободу (в рамках которого приходит в упадок
традиция гетеросексуальности, а граница между полами и возрастами
стирается). При этом геи превратились в политически защищенную и
экономически независимую группу. В обществе потребления такая
целевая группа, конечно же, находит признание (в первую очередь со
стороны рынка). Таким образом, гей-культура превращается в ходовой
товар, начинает культивироваться и тиражироваться. Но кроме
материального успокоения эти роскошные изделия ассоциируют
гей-идентичность с экономическим успехом: «Гей-жизнь – это хорошая
жизнь». Однако, гей остается контр-идентичностью, отрицанием. Под
этим Николаси подразумевает то, что она получает психическую энергию
от «я не», от инфантильного отказа воспринять реальность. Благодаря
оправданию, которое гей-идентичность находит сегодня у либерального
образования в сфере искусства, она легко входит в обиход мира
деконструктивизма. Николаси приходит к выводу о том, что
гей-идентичность является компромиссом между «большим обиженным
ребенком» и социумом. Геям же он советует вместо того, чтобы вести
войну против естественного порядка в обществе, выбрать внутреннюю
борьбу за обретение взрослости и… мускулинности. Такова общая канва
концепции Николаси. Как нам представляется, данный теоретический
кентавр очень своеобразен, и потому интересен. Кроме традиционных и
непреодолимых, как нам кажется, ограничений и недостатков
психоаналитического подхода, позиция Николаи страдает
незаконченностью и внутренней противоречивостью. Попытка сочетать
индивидуальную психологию социетальной теорией всегда представляет
большую сложность, но в рамках этой концепции проблема перехода с
микро- на макроуровень заставила автора фактически сменить парадигму
(психоанализ на деконструктивизм) и при этом использовать ее лишь
точечно и не в полной мере. 4. Вопрос о конце
квир-культуры Конечно, теория доктора Дж. Николаси не лишена
внутренних противоречий, но все же в ней есть рациональное зерно,
связанное с деконструкцией гей-идентичности. Нам представляется
крайне интересным и продуктивным поразмышлять на эту тему, на тему
гей-культуры/квир-культуры. Опираясь на позицию влиятельных
психологов, мы решительно отказываемся от эссенциализма, в пользу
конструктивизма . Мы предлагаем приложить модель Касса по
обнаружению гомосексуальности индивидом ко всему квир-сообществу.
Выделим те же шесть стадий и проведем примерную периодизацию
(применительно к европейскому культурному ареалу): 1. …- до
середины XIX в.– нарушение идентичности; 2. конец XIX-начало XX
вв. – сравнение идентичности; 3. 1920-1940е – терпимость к
идентичности; 4. 1950-60-е годы – принятие идентичности; 5.
1970-80-е годы – гордость за собственную идентичность; 6. конец
1980х – синтез идентичности. Границы и рамки временных периодов
могут варьироваться от конкретно-исторических условий того или иного
региона/государства. Сложность российской ситуации в том, что наше
общество входит в период деконструкции и постистории синхронно с
Западом. НО! Гей-сообщество еще не прошло стадии гордости за свою
идентичность и, по-настоящему, не использовало ресурс борьбы за
гражданские права («за право быть собой»). Неудивительно, что
российское общество, не пережившее прививку гей-парадов и
толерантности не способно обеспечить синтез идентичности геев,
побуждая всю квир-культуру оставаться на стадии принятия
идентичности. Но вернемся к «идеальному» образцу (по Веберу).
Итак, на последней стадии квир-культура подвергается
коммерциализации и ассимиляции со стороны культуры большинства
. Гомосексуальность становится все более приемлемой и даже
встречает благожелательное отношение в некоторых странах. Означает
ли это конец ярко выраженной обособленной гей-культуры? Вопрос
постепенного разрушения гомосексуальной идентичности был поднят
американским автором Дэниелом Харрисом в книге "Подъем и упадок
гомосексуальной культуры". Он прослеживает эволюцию характерных
особенностей культуры мужчин-гомосексуалов в Америке на протяжении
последних тридцати с лишним лет. Зарабатывая признание
гетеросексуалов, говорит он, гомосексуалы как сообщество выглядят
облагороженными, выхолощенными и гламурными: геи отныне становятся
неким безобидным продуктом модной индустрии, заслужившей благодушный
взгляд гетеросексуального большинства. Итак, отмечает Харрис,
гей-журналы постепенно отказались от скрытости и эвфемизмов, а
взамен поместили некий "утопический образ субкультуры пост-гей
освобождения", в котором никто не испуган, не болен и не
отвратителен. Эстетизм "высокого гей-стиля", который когда-то имел
цель, сейчас превратился в бессмысленную пародию на самого себя.
Через частные объявления (их автор прослеживает на протяжении более
пяти десятилетий) когда-то одинокие гомосексуальные мужчины искали
дружбу или просто секс; сейчас их отношения стали
"гетеросексуализированными", полными слащавых любовных признаний и
недостижимых романтических идеалов. Причина этого в том, говорит
Харрис, что, достигнув социального признания, гомосексуалы тут же
попали в категорию привлекательных потребителей. Они восприимчивы,
зарабатывают выше среднего, и, зачастую не имея детей, обладают
достаточными свободными средствами, которые не прочь потратить. Но
впустив коммерцию в свою жизнь, считает Харрис, геи позволили ей
установить себе те же идеалы, что и для всех остальных. "Во всех
смыслах, - пишет Харрис, - коммерциализация гей-культуры делает
гомосексуальную жизнь тривиальной, приводит к недовольству и
унылости, усиливает интеллектуальную инертность". Хотя Харрис и
благожелательно относится к ассимиляции, он оплакивает потерю
каждого характерного отличия гомосексуалов – даже если это
изменение, казалось бы, к лучшему, по мнению наблюдателя,
являющегося пост-геем. "Пост-гей" - понятие, применимое к
гомосексуалам, в большинстве открытым, относящимся к своей
гомосексуальности спокойно и естественно, редко или совсем не
испытывающим общественной дискриминации, и обычно имеющим окружение,
которое относится к гомосексуальности как к чему-то само собой
разумеющемуся; к гомосексуалам, которые не считают сексуальную
ориентацию определяющей характеристикой своей идентичности, и для
которых стадия борьбы уже позади и можно двигаться дальше. Таким
образом, граница между «мы» и «они», свойственная стадии «гордости
за собственную идентичность» становится зыбкой и нечеткой.
Гомоидентичность теперь не требует жесткого противопоставления себя
окружению. Наоборот, поощряется органическое сочетание и синтез
идентичностей. Гомофундаментализм не в моде! И в рейтинге ответов на
вопрос «Кто ты?» - сексуальная ориентация уступает место другим
идентичностям (Я человек, мужчина, юрист……..гей….). Появилось
понятие и псевдогей – фактическая калька пост-гея в мире
гетеросексуалов (калька и защитная реакция одновременно). Псевдо-гей
– гетеросексуал, принимающий внешние атрибуты квир-культуры в силу
давления окружения, в силу моды или желания отличаться от других.
Завершая эти размышления скажем, что «квир» в переводе с
английского языка означает «странный», «необычный», «чудной». Но что
странного сейчас в гей-культуре? Оказывается, что не так уж и много…
Заключение Гомосексуальность до сих пор остается загадкой
для ученых. Все больше исследователей склоняются к объяснению
«природы» этого явления не к биологическим/эссенционалистским
теориям, а к конструктивизму. Гомосексуализм – не «природное», но
социальное явление. Другой вопрос заключается в выявлении социальных
корней гомоидентичности. Социология предлагает два подхода:
номинализм и реализм. В рамках первого делается акцент на
индивидуальной психологии, единичности и неповторимости жизненного
опыта. Преодолевая наследие постфрейдистского психоанализа и
психиатрии, это направление, как нам кажется, постепенно дрейфует в
сторону феноменологии. Реализм же предлагает воспринимать
сексуальность (гомо- и гетеро-) как продукт деятельности социальных
институтов, как некоего рода конструируемые концепты. При этом
общество постоянно обновляет и воспроизводит принятую дискурсивную
матрицу сексуальности и гендера. Индивид в этих условиях попадает в
жесткие рамки тотального контроля, он даже не может помыслить о том,
что эти рамки искусственны и могут быть изменены. В рамках данного
эссе мы уделили внимание обоим подходам: в рамках номинализма
рассмотрены модели идентификационного поиска гомосексуалами своего
«Я», теория же Дж. Николаси и проблема гей-культуры рассмотрены на
макроуровне в контексте, близком номинализму. В то же время
наибольший акцент делается нами на (де)конструктивизме. Итак, в
данной работе мы рассмотрели проблему социологической интерпретации
процесса обретения идентичности гомосексуалами. Нами приведены и
сопоставлены различные точки зрения, различные модели и стратегии
«обнаружения» нетрадиционной сексуальной ориентации и ее
интериоризации. Показана значительно большая приемлемость и
функциональность конструктивистского подхода в сравнении с
психоаналитическим. Опираясь, в первую очередь на Фуко и Касса, мы
попытались рассмотреть природу квир-культуры как защитного механизма
гомосексуальной личности. Подчеркнем, что по нашему мнению,
квир-культура в России развивается по тем же правилам, что и на
Западе – но со значительным отставанием. То есть мы имеем
стандартную модель догоняющего развития (по Марксу). Здесь возможны
два пути развития: 1. российское гей-сообщество проходит все стадии
становления и утверждения своей идентичности как полноправного
комьюнити, переживает стадию «гордости за свою идентичность»,
манифестирует свою инаковость и, наконец, находит способы
«синтезировать и интегрировать идентичность», разрешая противоречия
между квир- и гетеро-культурой на паритетных основаниях; 2.
российские геи входят в стадию постистории, деконструктивизма
параллельно с Западом, минуя значимую и сложную стадию «гордости за
свою идентичность». Сторонников у этого вектора развития значительно
больше, чем у первого. Гомосексуалы, в рамках этого подхода, не ищут
общественного признания, не борются за права и легализацию своего
положения: они утверждают, что «великие битвы» уже отгремели и
отошли в прошлое. Теперь можно наслаждаться достигнутыми
результатами и благами. По нашему мнению, подобное идиллическое
видение картины верно именно для Запада прошедшего весь путь
становления, но в России эта позиция основывается на самообмане. Как
мы помним, по модели Касса, любой гомосексуал (гомо-сообщество)
может остановиться в своем развитии на какой-то из стадий, считая
дальнейшее движение излишним. Но по той же модели – невозможно
перепрыгнуть через ступень. Нельзя достичь синтеза идентичности без
того, чтобы до этого открыто заявить о своей ориентации и защищать
свое право быть именно таким. Не пройдя стадии гордости за себя,
гомо-сообщество не будет чувствовать себя полноценным. Фактически
гей-комьюнити в современной России находится на стадии «принятия
идентичности», но ему навязывается СМИ и властью дискурс «синтеза
идентичности». Упреки от окружающих выглядят резонно: «Зачем Вам
протестовать… Посмотрите, на Европу и США – там уже все
остепенились. Лучше идите в клубы, сауны, чем на демонстрации и
парады. Милостью Божьей, (то есть с разрешения большинства) у вас
есть клубы и сауны». Но этот призыв должен остановить процесс
самоутверждения гомо-сообщества, закрепить его в рамки
маргинальности. Конечно, нельзя говорить о том, что проблема
гомофобии на Западе решена. Но она во многом урегулирована и
институционализирована благодаря активной позиции гей-сообщества и
использованию им ресурсов сексуальной революции и борьбы за
гражданские права. На Западе быть гомофобом теперь «немодно и
нехорошо», в России же ситуация иная: быть геем значительно хуже,
чем гомофобом. Активистам же гей-движения указывают на
«остепенившийся» Запад и просят вести себя «невызывающе и
корректно», ссылаясь на глубокие национальные традиции (как в случае
с гей-парадом в Москве). Нам здесь видится явная подмена понятий,
санкционируемая идеологическим дискурсом и властью (через Интернет,
ТВ, газеты). Российское гомо-сообщество сейчас столкнулось с
проблемой выбора типа дискурса: «борьба за признание» или «признание
ненужности борьбы». Как нам кажется, симпатии склоняются в пользу
последнего. Таковы, на наш взгляд, перспективы развития
квир-культуры в РФ. В любом случае российскому гей-комьюнити не
избежать всей проблемы «догоняющих процессов» – сдвига фаз развития
и многоукладности, что вызовет внутренние противоречия и, скорее
всего, не даст возможности сорганизоваться и создать устойчивую
внутреннюю структуру сообщества. В качестве долгосрочного
прогноза мы можем предположить, что так или иначе российские геи
пройдут все стадии модели Касса – таково их естественное желание.
Нам представляется, что обе стратегии в конечном итоге приведут к
искомому результату – «синтезу идентичности». Дело в том, что второй
вариант развития гей-культуры неизбежно (хотя и со значительной
задержкой) пробудит активистов гей-движения и жажду признания у
гомо-комьюнити. Но это вопрос отдаленного будущего. Как бы то ни
было, тенденция ассимиляции гей-культуры налицо. В силу снижения
уровня конфликтности в процессе «обнаружения» гомосексуальности
гей-культура, по нашему разумению, должна терять характер закрытого
сообщества и интегрироваться в общее информационное пространство. Но
на индивидуальном уровне процесс внутреннего принятия своей
инаковости не меняет степени своей напряженности и
значимости. Итак: Во все более разнообразной мозаике
индивидуальных сексуальных практик «голубой» и «розовый» все менее
заметны… Но это не делает сами цвета менее
насыщенными.
Список использованной литературы 1. Бем
С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства
полов / Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия»
(РОССПЭН), 2004. – 336 с. 2. Вопрос о гей-культуре. -
http://www.queerumir.ru/ - Дата посещения – 12.12.2006. 3.
Ганеева Е. И. Социологические подходы к изучению феномена
«гомосексуальность» / Е. И. Ганеева // Инновация молодых: тезисы
научных работ участников Всероссийского конкурса научно-технических
инновационных работ по гуманитарным наукам среди студентов высших
учебных заведений. Иваново: Иван. гос. ун – т, 2003. – С. 75 –
76. 4. Кон И. Лунный свет на заре: лики и маски однополой любви.
– М.: «Олимп», 1998. – 331 с. 5. Кон И. Мужчина в изменяющемся
мире. – www.gay.ru/science/kon/gomosoc.htm - Дата посещения. -
11.12.2006. 6. Куприянова И. С. Гомосексуальная ориентация в
структуре гендерной идентичности мужчин. -
http://www.gender.ru/gloss.htm#gender_identity - Дата посещения –
12.12.2006. 7. Николоси Дж. Социо-аналитический взгляд на
формирование гей-идентичности. –
http://www.overcoming-x.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=102
– Дата посещения – 12.12.2006. 8. Работа с лицами,
«обнаружившими» свою гомосексуальность. - http://www.gay.ru/ - Дата
посещения – 12.12.2006. 9. Сокаридес Ч. В. Опровержение
врожденной природы гомосексуальности. –
http://www.overcoming-x.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=105
– Дата посещения – 12.12.2006. 10. Фуко М. Воля к истине: по ту
сторону знания, власти и сексуальности. -
http://www.vbooks.ru/AUTHORS/FUKO-MISHEL/014556.html# - Дата
посещения. – 11.12.2006.
Курске В.С., студент
Государственного университета "Высшая школа экономики". Факультет
социологии
|