05.05.2007 Я почувствовал себя евреем с мессианским комплексом
Над небом голубым есть город золотой С
прозрачными воротами и яркою стеной.
Итак, я совершил алию –
восхождение на гору Сион. Уже несколько лет я мечтал поехать в
Святую Землю. Фонд «Холокост» и Институт «Яд-Вашем» пригласили меня
на стажировку в Эрец-Исраэль. Государство Израиль было основано в
1948 году. За 50 лет до этого поистине грандиозного для евреев всего
мира события великий человек Теодор (Биньямин-Зеэв) Герцль 29
августа 1897 года на Первом сионистском конгрессе в швейцарском
Базеле провозгласил: «Мы собрались здесь, чтобы заложить
краеугольный камень дома, который должен стать убежищем для евреев».
Многие ли тогда понимали пророческий смысл этих слов? Посреди
Иудейской пустыни! выросла страна, основателями которой были, в том
числе, и выходцы из России. После Второй мировой войны сюда приехали
люди, о которых невозможно говорить без волнения. Они – борцы гетто,
участники еврейского Сопротивления, партизаны отряда Бельского.
Легендарные личности, боровшиеся с нацизмом, ежеминутно рискуя
жизнью; создавшие кибуцы, в которых процветали созидательный труд,
взаимовыручка, солидарность, равенство, соборный дух. Идея кибуца
продержалась около ста лет. Сегодня идёт приватизация, появилась
дифференцированная зарплата. «Бейт Лохамей ха-геттаот» –
дом-мемориал борцов гетто, расположенный на севере Израиля на
территории кибуца «Лохамей ха-геттаот». Это первый в мире музей
Холокоста. Сегодня музей оснащён по последнему слову техники, есть
огромный архив, библиотека, центр толерантного воспитания, мемориал
еврейских детей – жертв Холокоста, а также зал, посвящённый Янушу
Корчаку (Генриху Гольдштейну) – великому педагогу, учившему любить и
уважать ребёнка. Я. Корчак говорил о том, что взрослый человек
должен встать на цыпочки, чтобы дотянуться до ребёнка, до его
интеллекта. Он погиб вместе со своими воспитанниками в концлагере.
«Если бы я знал, что произойдёт, то навсегда предпочёл бы остаться
маленьким», – написал Корчак перед своей смертью. В Иерусалиме я
познакомился с двумя участниками Сопротивления. Язык не
поворачивается назвать их пенсионерами. Это люди с мощной
энергетикой и волей к жизни, отбросившие её суету и шелуху. В них
нет старческого брюзжания, они не раздражаются по мелким поводам и
не учат уму-разуму. О своём героическом прошлом они рассказывают без
надрыва и занудства. Этих людей украшает скромность прямо
пропорциональная масштабу их личности. И достоинство! Они спасали
человечество! Они строили свой дом, страну для своих братьев, родину
для народов. Это были простые люди, уделом которых стала работа во
имя жизни миллионов людей, и они с честью с ней справились. «И
дам я им в доме Моем и в стенах Моих память и имя..., которые не
истребятся» (Пророк Исайя 56:5) «Яд Вашем» («вечная память»)
— национальный мемориал, открытый в 1953 году по специальному
постановлению Кнессета в знак вечной скорби. Он увековечивает память
о 6 млн. евреях, 1,5 млн. из которых дети, погибших во Второй
мировой войне. Этот музей расположен на холме Памяти, к западу от
горы Герцель и состоит из нескольких зданий с различными выставками,
большого архива истории Холокоста и исторического музея с
фотографиями и видеозаписями. На территории мемориального комплекса
находится Международная школа изучения Холокоста, Аллея общин, Сад
Праведников и Художественный музей искусства и скульптуры. Здесь
работают незаурядные люди. Одна из них Ирит Абрамски – руководитель
русскоязычных программ института «Яд-Вашем», имеющая учёную степень
доктора наук, владеющая четырьмя языками. Её лекции вдохновенны. Эта
яркая дама совмещает в себе академизм и артистизм, неизменно хорошее
настроение. С большим вниманием она относится к самым разным
суждениям своих студентов, стараясь найти в них рациональное зерно,
увидеть за нагромождением порой бессвязных слов серьёзную проблему,
требующую обсуждения. Её семья – жертвы Катастрофы. Практически все
сотрудники этой программы бывшие наши соотечественники: учёные,
талантливые писатели. Наша группа формировалась московским
Центром «Холокост». Именно он дал возможность обыкновенным учителям
поехать в Израиль. Для некоторых это была первая поездка за границу.
Сколько великодушия в этом жесте! Аллу Гербер в нашей стране знают
многие. Она и великолепный публицист, и человек с утрированной
гражданской позицией, и бескомпромиссный общественный деятель,
правозащитница. Но, наверное, главным её достижением можно назвать
создание Фонда «Холокост» и титаническую работу по изучению истории
Катастрофы на территории СССР, просветительскую, образовательную
деятельность в России. А. Гербер участвовала вместе с нами в
семинарах, и мы то и дело становились свидетелями её острой душевной
реакции, когда докладчики рассказывали о методах уничтожения людей,
изощрённых издевательствах и глумлении над беззащитными узниками.
Всё той же болью отзывались в её сердце, – избыток которого не
позволял хранить молчание – страдания шести миллионов. После лекций
Алла Ефремовна окружала всех своей заботой, теплом и любовью. «Я
думаю, что каждый должен здесь побывать для того, чтобы пережить всё
это не во имя смерти, а во имя жизни. Это такое место, которое даёт
надежду на силы человеческие», – так говорит о Яд-Вашем Алла Гербер.
Побеждён ли фашизм окончательно? Нет. Фашизм – это теория и
практика человеконенавистничества. Фашизм ставит серьёзные вопросы:
какова цена человеческой жизни? Что такое человек? Почему люди не
сопротивляются тому, что им не нравится? Фашизм производит ревизию
человеческих ценностей. К сожалению, не всегда человечество
выдерживает эту проверку на прочность и подлинность. Фашизм – вечный
спутник рода человеческого, ибо причины которые его порождают,
присущи любому обществу. А именно: социальная несправедливость,
бедность, власть чистогана, бюрократизм, жлобство и хамство. Фашизм
бросает вызов обществу потребления, вещизму. До тех пор, пока
человек является средством, а не целью, мы рискуем оказаться в омуте
фашизма, взаимного уничтожения. Что такое гетто? Голод. Когда
мать из трупа своего убитого ребёнка вырезает кусок и жует его. По
немецкой норме евреи получали в три раза меньше, чем жители
блокадного Ленинграда. Теснота. От 13 до 16 человек живут в одной
комнате. Это провоцирует жёсткие конфликты. Запрет рожать. На
брошках, украшавших женщин, изображены хлебные карточки – самое
ценное в гетто. … Но гетто – это и отчаянное героическое
сопротивление. Это и театр. Макс Эрлих – выдающийся артист в 37-м
вернулся в Германию из-за публики, которой не было в Голливуде, куда
его приглашали. В этом поступке отразилось время: публика
конгениальна артисту. Увы, разрыв между высокой культурой и низким
общим уровнем приводит к власти сильной руки, к нацизму. Власть, не
поддерживающая лучшие образцы культуры, не культивирующая её, не
работающая в связке с ней, начинает уничтожать высокую культуру, а
вместе с ней и жизнь. Культура витальна! Поддержка культуры –
сохранение и умножение жизни! Эстетика театра гетто до сих пор
присутствует в израильском театре. К чему человечеству красивая
наука? К чему красота красивых женщин? К чему мир, когда нет
права? К чему солнце, когда нет дня? Это отрывок из
стихотворения Гануша Гахенбурга, еврейского мальчика-пророка,
погибшего в гетто. Именно его не по годам зрелые и глубокие мысли,
исполненные страдания, отчаяния, понимания и тайных знаков,
позволили вознести его на такую высоту. Я привёз потрясающую пьесу
этого гениального мальчика, которую хотел бы поставить в
Петрозаводске. В своей книге о феномене нацизма «Обычные люди»
Браунинг задаётся вопросом: как это возможно с человеческой точки
зрения? Среди причин, по которым 125 резервистов, которым по 45 лет,
стреляют в своих беззащитных жертв, есть такие: условия войны,
приказ начальства, давление коллектива, соперничество,
перфекционизм, расизм, идеология и пропаганда. Обычный, маленький
человек вдруг становится причиной больших бед; он уничтожает мир.
Что такое Гитлер и Сталин без надёжной поддержки маленького
человека? Зная о причинах коллапса, мы можем выстраивать стратегию
развития социума, его ценностей. Итак, чрезмерная организованность,
строгий порядок, установленный сверху, приводит к хаосу, разрушению.
Необходимо наличие свободной инициативы и самоорганизации людей. У
некоторых видов обезьян отсутствует иерархия (начальник –
подчинённый). В природе есть положительные примеры «социумов» без
отношений доминирования/подчинения. Возможна и ноосфера без
властителей. Чтобы избежать давления группы, следует развивать в
себе способность к независимости суждений и отстаиванию своей
позиции. Причиной соперничества являются мнимые цели и ложная
система ценностей. Стремление к совершенству не должно
абсолютизироваться. Этому поможет самокритика и осознанный поиск у
себя ошибок. Корни расизма всегда социальные. Псевдонаучные теории,
«освящённые» авторитетом науки, поможет преодолеть обращение к
достоверным научным исследованиям и фактам. Панацеей от наркоза
пропаганды станет развитое критическое мышление. Израильская
литература дала миру Нобелевского лауреата Ш.Й. Агнона. На семинаре
прошло комментированное чтение его новеллы «Госпожа и коробейник».
Здесь можно увидеть и психологический анализ сознания жертвы, и
аллегорию европейского еврейства, которое «может уйти и не уходит»,
и «роман» евреев с европейской христианской цивилизацией, которая не
смогла их защитить; приоритет поступков над словами. Мне же
показалось, что Агнон – продолжатель великого русского философа и
писателя Льва Николаевича Толстого, сформулировавшего учение о
непротивлении злу насилием. Возможно, именно об этом в 1943 году
писал великий еврейский писатель Агнон. В интерпретации новеллы
усматриваются различные толкования. Проблематичность оценки,
единственности понимания этого текста сродни противоречивости и
трудности выводов о роли юденратов, сродни дилеммам лидеров
молодёжных еврейских организаций в период войны. Кого отдать на
смерть, а кого спасти? Поднимать восстание или терпеть всё, пытаясь
выжить в нечеловеческих условиях? Восстание – спасение или соучастие
в массовом уничтожении евреев, коллективное самоубийство?...
Дилемма – положение, при котором выбор одного из двух
противоположных решений одинаково затруднителен. Она исключает и
возможность третьего решения. Сегодня формирование мышления, в
основе которого лежит парадокс, антиномия, дилемма – крайне
позитивно и правильно, потому что уберегает от окончательного
решения, от однобокости и фанатизма. Именно «окончательное решение
еврейского вопроса» привело мир к хаосу, убийству, уничтожению
культуры, коллапсу. Опасность кроется в недостатке мышления, в
непонимании диалектики бытия. Дилемма, обнаруживая существование
проблем, уравнивает взаимоисключающие решения, как бы примиряет их,
оставляя зазор, выбивая на время почву из-под ног у крайностей,
предоставляя события их естественному ходу. Разум пасует, чувствуя
свою ограниченность, принципиальную неразрешимость проблем. Тут
появляется место для мистицизма, веры в промысел и божественное
вмешательство. Вопрос повисает в воздухе, ожидая, что к нему
вернутся вновь, но только для того, чтобы стать эвристикой и
основанием для солидарности общества, преодолевшем
противоречия. Через несколько дней мы посетили гимназию «Леяда»,
в которой учится правнук Нобелевского лауреата. Он – пацифист,
полагающий, что решение ближневосточного конфликта, равно как и всех
других, должно быть только мирным. Он за уступки и компромиссы.
Подобная точка зрения непопулярна в Израиле, но сама возможность её
высказывать и жить в соответствии со своими убеждениями – огромная
заслуга государства, находящегося в состоянии вялотекущей войны. Да
и что такое строительство Забора безопасности где-то представляющего
собой металлическую сетку, а где-то бетонный забор высотой 8 метров,
как не конкретная реализация ненасильственной идеи сбережения жизни?
Через этот забор не пробрался ни один террорист. В
государственном музее Израиля находится уникальный Храм Книги, в нём
хранятся случайным образом обнаруженные в Кумранах рукописи Мёртвого
моря. Первые следы цивилизации в Кумране относятся к VIII веку до
н.э. Шесть столетий спустя здесь обосновалась секта ессеев, которой
и принадлежали свитки священных текстов. Во время Иудейской войны,
опасаясь римлян, обитатели Кумрана спрятали рукописи в пещерах.
Найденные пастухами свитки позволили по-новому взглянуть на
возникновение христианства, глубже понять еврейскую историю, открыть
доселе неведомые ее страницы. В Храме Книги на всеобщее обозрение
в центре зала выставлены искусно выполненные копии, а наиболее
ценные рукописи спрятаны в бронированном подземном хранилище,
способном, как говорят, выдержать прямое попадание атомной бомбы.
Это тексты пророка Исайи, имеющие общечеловеческое значение. В них
говорится о борьбе сынов света с сынами тьмы, которыми являемся все
мы, а также предсказывается приход машиаха – мессии, который должен
преобразить мир. Торжество личностного начала – один спасает всех!
Тексты, написанные две тысячи лет назад, может свободно читать
израильский школьник младших классов. Иврит – язык священного
писания. Чтобы правильно понять эти послания человечеству надо знать
язык, на котором они были написаны. Считаю, что этот древний язык
необходимо преподавать в наших школах и вузах наравне с русским
языком. Внешность израильтян – евреев и арабов – очень
привлекательна, породиста. Яркие типажи. Компания девчушек с
выразительными лицами предложила мне выбрать любую из них в качестве
невесты. Если отнестись к такому предложению всерьёз, то выбор был
бы затруднителен. По преданию именно в Кумранах в секте ессеев
жил и духовно совершенствовался Иисус Христос. Только тут, вдали от
повседневной реальности, в пустыне могло родиться самое духовное и
высоконравственное учение в мире, призывающее к абсолютной
альтруистической любви, всевмещению, благородству и непротивлению
злу, отказу от удовлетворения собственных потребностей и жертвенному
служению другим. На земле должно быть как на небе. Я побывал в
Святых для христиан всего мира местах. Вся евангельская история
оживала на глазах. Неудивительно, что покинул я Землю обетованную с
мессианским комплексом. Дома перечитал Нагорную проповедь Иисуса
Христа, которая позволяет говорить о нём, как о величайшем человеке,
жившем на Земле. Его слова – речь сумасшедшего! Безумие – критерий
истинности. Я понял Христа. Я познал истину. В Иерусалиме
находится крупный музей иудаики, включающий в себя итальянскую
барочную синагогу 18 века, индийскую синагогу 16 века, костюмы и
украшения евреев разных стран, континентов, эпох. В Израиле живут
евреи 48 национальностей. А ещё в музее есть превосходные образцы
африканского воистину «иномирного» искусства, а также зал, где
выставлены работы Гогена, Писсаро, Моне, Сезанна, Сислея, Клее,
Модильяни, Шагала, Уорхола. В престижных районах Иерусалима живут
старушки, средний возраст которых 85 лет. Они встречаются в кафе и
проводят там свой ничем не нарушаемый досуг, ведя разговоры на
английском, французском, немецком языках. После войны, уцелев в
Катастрофе, они приехали сюда из Европы и строили страну. Ими
созданы прекрасные условия для того, чтобы спокойно встретиться с
вечностью. В Израиле хорошее медицинское обслуживание. Один из
крупных медицинских центров имеет глубоко символическое название
«Ворота праведности». Государство Израиль не только чтит память
погибших в годы Шоа, но и заботится о тех, кто выжил, а также
оказывает поддержку людям, с риском для жизни спасавшим евреев в
годы Второй мировой. Праведники народов мира получают от
израильского государства пенсию в 8000 шекелей (около 60000 рублей),
бесплатное муниципальное жильё и медицинское обслуживание. Добрые
поступки всегда вознаграждаются. Как-то знаменитый физик Нильс
Бор сказал: «Человечество сделало два великих открытия: первое, что
Бог есть, а второе, что Бога нет». Между этими полюсами мы и
находимся, попеременно притягиваясь то к первому, то ко второму.
Похвально, будучи нерелигиозным человеком, быть в теме, касающейся
теологии; понимать красоту и величие религиозных откровений, жить
интенсивной духовной жизнью, совмещать в себе теизм и атеизм.
Стена Плача. Находясь в рассеянии, евреи чувствовали тоску по
своей родине, которой они лишились после разрушения второго храма.
От храма этого осталась только западная стена. Когда еврей после
долгих странствий, лишений, невзгод и гонений, долгого пути на свою
родину, оказывался у этой стены, он плакал от радости, молясь
Всевышнему, чувствуя именно здесь его присутствие и единение с Ним.
Туннель Стены Плача захватывает дух. Некоторые камни стены имеют вес
600 тонн и размер 13-16 метров. Туннель производит колоссальное
впечатление, внушает чувство величия. Та ночь была всех ночей
длинней. После выхода из туннеля я сказал: «Сегодня я увидел
вечность». Был уже вечер. Я подошёл к Стене Плача, опёрся руками
о камни и прислонился к ним головой. Сами собой появились слова
молитвы, которые выражали наиболее значимые для меня ценности.
Осознание собственных аксиологических установок, ещё больше
вдохновило меня. Я отошёл от стены и приблизился к ней снова.
Запрокинув голову, я увидел чёрное небо и плоскость стены, ставшей
надёжным фундаментом. Такому эффекту способствуют и кусты, растущие
на камнях. Конец фундамента близок, но он и бесконечен; бездна
зияет, но не поглощает. И вдруг мне представилось, как планета Земля
набирает сверхсветовую скорость и начинает сплющиваться, превращаясь
в мощную стену. Начиналось чаемое Преображение Земли, приближающейся
к сверхсветовому рубежу и обретающей своё новое качество… Что это:
величайшее озарение или проявление иерусалимского
синдрома? Израиль – форпост демократии на Ближнем Востоке. Все
громкие политические скандалы, разоблачения – результат открытости
государственной системы, равновесного состояния всех ветвей власти и
социальных институтов, независимости СМИ. В шестидневной войне за
независимость Израиль мог перестать существовать, но благодаря
просчётам сирийской разведки, израильская армия одержала победу.
Помогли также резервисты и диаспора. Участники войны имеют 75%
скидку на лекарства. Россия до сих пор продаёт оружие Сирии, из
которого обстреливаются израильские города. Деньги, как говорится,
не пахнут. Голанские высоты ценны своей плодородной землёй и,
главное, источниками питьевой воды. На полях, где, возможно, ещё
остаются мины пасутся коровы. 97% выживших в Катастрофе ответили,
что они могли бы жить только в Эрец-Исраэль. Если не там, то только
в крематориях. В Израиле нет детских домов. Рождение детей – это
святое. Привычное зрелище: ортодоксальный иудей, идущий с целым
выводком детишек и женой. Здесь царит культ семьи и многодетности.
Евреи заключают брачный контракт со времен второго храма. В случае
развода у жены были все условия для жизни. С 12 лет выдавали замуж,
под покровительство свекрови. Крепость Масада, расположенная на
восточной окраине Иудейской пустыни, была выстроена в 1-ом веке до
н.э. Иродом Великим, царём Иудеи, а в 1-м веке н.э. во время Первой
иудейской войны стала последним оплотом еврейских повстанцев,
боровшихся против римского владычества. Десятый римский легион под
командованием Флавия Сильвы подошёл к Масаде из Иерусалима и осадил
её. На протяжении 73-го (или 74-го) года восемь тысяч римских воинов
стояли вокруг крепости восемью лагерями. Римляне построили 70-ти
метровую насыпь и подняли по ней 30-ти метровую осадную башню с
откидными мостами и пробили брешь в крепостной стене. Сооружённую
повстанцами внутреннюю стену им удалось поджечь. Иосиф Флавий
сообщает, что в ночь на 15-е нисана (первый день праздника Песах)
Элазар бен Яир произнёс перед евреями пламенную речь и призвал их
умереть свободными людьми – предпочесть смерть мучительному рабству.
Последний из 960 осаждённых поджёг крепость и покончил с собой. «…
затем избрали по жребию десять человек, которым предстояло заколоть
остальных. И каждый распластался на земле возле своих мёртвых жены и
детей, обхватив руками их тела, и с охотой подставил своё горло
десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Эти люди без содрогания
пронзили мечами всех, одного за другим. Затем они бросили жребий
между собой, чтобы тот, на кого укажет судьба, убил десятерых своих
товарищей, а затем наложил руки на себя… Так погибли они все с
уверенностью, что не оставили после себя ни единой живой души, над
которой могли бы надругаться римляне… Назавтра поднялись римляне на
Масаду, и когда нашли груды убитых, не возрадовались при виде
погибших врагов, а только застыли в молчании, поражённые величием их
духа и несокрушимым презрением к смерти». Трагические события
последних дней крепости превращают её в символ еврейского героизма и
в не меньшей мере в символ универсальной борьбы любого народа за
свободу и независимость. С высоты крепости открывается
завораживающий вид на Иудейскую пустыню и соседние горные кряжи.
Для меня неприемлем лозунг: быть как все. Право, все беды от
чрезмерной склонности петь хором и ходить строем. Но лишь в одном
случае у этой установки есть плюс: как все народы евреи должны иметь
своё независимое демократическое еврейское государство.
Идиократия, тоталитаризм просто так не уходят. Появляются
гибридные формы тоталитаризма, который мутирует. Сегодня эпицентр
антисемитизма переселился в арабские страны. Карикатуры на Холокост,
конференция по отрицанию Холокоста в Иране, угрозы, теракты, военные
конфликты – явное тому подтверждение. Хотя там были свои позитивы.
Первый президент Туниса Хабиб Бургиба сказал нацистам в 42-м году,
что не надо уничтожать евреев. В 1967-м хотел подписать мирное
соглашение с евреями. Хабиб Бургиба много сделал для своей страны.
Ради её благополучия он однажды выпил стакан воды, заявив, что
отныне не намерен терпеть того, чтобы его и так отсталая страна
каждый год отставала еще на месяц. Действие происходило во время
священного месяца Рамадан, когда запрещается пить и есть в дневное
время. Выпив воду, Х. Бургиба нарушил пост, призвав граждан работать
даже в Рамадан. Думающий о благополучии своего народа правитель ищет
мира с соседями. Некоторые мусульмане в спорах по поводу
допустимости тех или иных высказываний или действий, задевающих их
религиозные чувства, любят сразу вспомнить и Холокосте. Вот, мол, мы
же не отрицаем Холокост, почему же они (читай свободно мыслящие
европейцы, исповедующие антиклирикализм, часто окрашенный
социализмом) позволяют себе разные вольности и даже критику? Оставим
в стороне спор о пределах свободы слова и свободы совести. Скажем
только о том, что Холокост (Катастрофа, Шоа) – это трагическая
страница истории не только евреев, но и всего человечества; самое
документированное событие истории, прошедшее проверку на
верификацию. Ещё живы те, кто пережил Холокост. Отрицать
исторический факт может либо безумец, либо шарлатан. Подобная
репутация особенно вредна людям, считающим себя носителями духовных
знаний, принципиально принимаемых на веру. Весь третий мир по
своей природе тоталитарный. Он несёт угрозу цивилизации.
Избранность еврейского народа заключается в том, что они приняли
заповеди и взяли на себя ответственность за их исполнение.
Символично. Избранничество – это ответственность. Кем бы вы ни были,
если вы чувствуете свою ответственность за достойную жизнь и жизнь
достоинства, значит, вы избраны. «Земля «сидит», посыпав голову
пеплом. Будто проказа и проклятье лежат на её полях», – писал Марк
Твен в конце 60-х годов 19 века о земле Палестины. Благодаря евреям
пустыня превратилась в цветущий сад с апельсиновыми, мандариновыми и
финиковыми деревьями, плантациями бананов, авокадо, клубники и т.д.
Израиль полностью удовлетворяет потребности в продовольствии за счёт
собственного производства, да ещё и экспортирует в Европу овощи,
фрукты, цветы. Но не только этим славится Израиль. Каждый год в
этой стране возникает более ста фирм, работающих в области высоких
технологий. Большая часть такой продукции идёт на экспорт. От
продажи высокотехнологичной продукции за рубеж в 2004 году Израиль
получил 10,5 миллиардов долларов. Еврейский вопрос – это проблема
места евреев в нееврейском обществе. С появлением государства
Израиль эта тема перестала быть актуальной. В завершении скажу,
что в Израиле я почувствовал себя евреем. До этого я называл себя
евреем, когда сталкивался с антисемитами. Израиль со всей прямотой
обнажил для меня трагедию познающего субъекта: невозможности объять
необъятное, вместить в себя всё многообразие мира, прожить все жизни
за одну свою короткую. Я захотел быть хасидом, бедуином, эфиопом,
погрузившись в разные культуры, изучив все языки, в конце концов,
стать инвариантом всех культур.
Максим
Ефимов, председатель Карельского отделения «Молодёжной
правозащитной группы», аспирант кафедры философии
КГПУ.
|