|
|
|
|
ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ АКЦИЙ
Введение 3
Глава I. Манипуляция сознанием на стадии подготовки населения к политической акции 7
§1. Основные понятия и категории 7
§2. Манипулирование в процессе пропаганды идеи среди населения 9
§3. Манипулирование в процессе агитации через СМИ 16
Глава II. Манипуляция сознанием толпы на стадии проведения политической акции 24
§1. Определение толпы, основное свойство, особенности, классификация. 24
§2. Манипулирование на этапе провозглашения идеи и выдвижения требований 29
Глава III. Манипуляция сознанием толпы в преодолении нежелательных состояний 32
§1. Манипулирование в преодолении беспорядков 32
§2. Манипулирование толпой в преодолении паники 35
Заключение 37
Практические рекомендации организатору массовых политических акций по манипулированию сознанием людей: 38
Библиографический список источников и литературы 41
Введение
Актуальность.
Актуальность данной темы определяется политической обстановкой, проблемами в стране и в мире, которые требуют научного подхода к решению. Это проблемы манипуляции общественным сознанием, появления массового человека, распространения идеологии потребительского сознания среди широких масс людей, в частности, в нашей стране стоит остро проблема аполитичности народа, а как следствие - ущемление прав и свобод личности, культурный, экономический, социальный, демографический и системно-политический кризис в государстве. Актуальна проблема гражданского общества в России, когда даже либеральные и демократические партии и организации не могут объединиться на идеологической основе и прийти к власти. Нет необходимости перечислять все остальные беды нашего общества, но ясно, что все они идут от нас самих, от народа, сознания и понимания этих проблем и их решения. Стоит людям понять, в чем проблема, выступить по этому поводу и потребовать от властей "российского экономического чуда", и все в этой стране изменится, конечно, в лучшую сторону. В этой связи актуально данное исследование, во-первых, поскольку оно поднимает проблему гражданской активности и становления нового для России института - гражданского общества, а, во-вторых, здесь рассматриваются и разоблачаются манипулятивные технологии, подчиняющие одних людей другими.
Актуальность темы также определяется активизацией использования технологий манипуляций в российской политической практике, состоянием ее научной разработанности. Хотя истоки теории политического манипулирования в западной политологии уходят своими корнями в труды Н. Макиавелли, а в России рассматривались в XIX веке Н.Михайловским , всестороннее научное осмысление этой проблемы началось лишь в XX веке. Это объясняется тем, что данный феномен наиболее полно раскрывается в условиях развитой демократической системы, являющейся наиболее создающей удобный полигон для массовых политических манипуляций и стимулирующей разработку соответствующих технологий. Теория политической манипуляции опирается на мощный фундамент психологического и социологического знания, который был накоплен лишь в минувшем столетии.
Об актуальности хорошо пишет З. Бахтуридзе: "В тоталитарном режиме используется террор и страх, физическое истребление и не только как инструмент уничтожения и запугивания, но и как нормальный инструмент управления массами (террор мог быть и чисто моральным). В демократическом же обществе манипуляции заменяют зачастую механизмы физического принуждения, характерные для тоталитарных режимов, и от этого становятся еще изощреннее. Все происходящее в обществе определяется поведением масс. Сегодня политическое манипулирование массами, массовым сознанием расцветает пышным цветом. Мы не можем не задумываться над теми последствиями, к которым политические манипуляции привели многие страны, и в том числе Россию. Актуальность данной темы определяется также и тем, что если жертвами межличностных манипуляций становятся отдельные индивиды, то жертвами политических манипуляций - огромные массы людей (порой целые народы)" .
Цели и задачи, объект и предмет, методы.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов
политических манипуляции, используемых при проведении различных политических акций, а также выработка практических рекомендаций организатору политической акции.
Задачи:
1. анализ теоретических основ политического манипулирования
2. рассмотрение различных научных подходов в трактовке явления политической манипуляции
3. анализ процесса организации политических акций в контексте технологий политической манипуляции
4. разработка практических рекомендаций по манипулированию сознанием в процессе проведения массовых политических акций
Объектом исследования является политическая деятельность, связанная воздействием на массовое сознание и политическое поведение.
Предмет исследования: технологии, приемы и способы политического манипулирования при проведении политических акций.
При подготовке и написании данной работы использовались как философские подходы, так и общенаучные и специальные методы исследования. Важную роль в изучении данной темы имеют принципы диалектического анализа, теории отражения, системного подхода. Среди общенаучных методов широко применялись методы исторического и логического анализа, аналогии и сравнения, индукции и дедукции и др. Из специальных методов выбор сделан в пользу контент-анализа текстов документов,
моделирования социальных механизмов манипулирования.
На сегодняшний день существует достаточно обширная литература, содержащая как разработку методологии, так и результаты исследований политической манипуляции. В ряде исследований она получила уже соответствующий анализ . В частности, исследователи выделяют следующие направления. Во-первых, это социо-культурный подход к пониманию феномена политической манипуляции (в частности, в данном направлении работают такие исследователи, как А. П. Страхов , С. Г. Спасибенко и ряд других). Во-вторых, психологический подход, представленный среди прочих работами А. Л. Андреева , В. Н. Лопатина , Б. Д. Парыгина и других. Эволюционный подход, наиболее ярко представленный в эволюционной теории поведения В. Ю. Большакова . В-четвёртых, это исследователи, работающие в рамках рационалистического направления. Например, теорию повестки дня Е. Г. Дьяковой .
Для темы исследования важное методологическое значение имели положения работ таких исследователей как З. Бахтуридзе , С.Г. Кара-Мурза , Н. Геген и др. В частности, в статье З. Бахтуридзе рассмотрены именно те аспекты политического манипулирования, которые касаются подготовки и проведения массовых политических акций.
Структура
Курсовая работа построена на двух основаниях:
1. порядок глав соответствует последовательности проведения политических акций
2. каждая тема рассмотрена через призму политической манипуляции
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка источников и литературы.
В первой главе исследуется техника манипулирования сознанием на стадии подготовки, пропаганды и агитации населения к выходу на улицы.
Во второй главе рассматривается процесс непосредственного проведения политической акции, провозглашения идеи и выдвижения требований входа в политическую систему.
В третьей - манипулятивные способы преодоления возможных нежелательных последствий акций, таких как паника или массовые беспорядки.
В Заключении - выводы и практические рекомендации манипулятору.
Глава I. Манипуляция сознанием на стадии подготовки населения к политической акции
§1. Основные понятия и категории
Для начала необходимо понять, что представляет собой политическая акция. Исходя из того, что акция здесь является главным словом, можно утверждать, что речь в целом идет о неком действии. Оно является политическим, то есть связанным с выражением общественных интересов, стремящихся к осуществлению посредствам власти. То есть политическая акция - это действия некоторой группы людей, направленные на выражение интересов определенного социального слоя на входе в политическую систему. Формы осуществления политической акции могут быть различны: митинги, забастовки, пикеты, демонстрации, шествия, собрания, бойкоты и другие гражданские выступления. Для успешной реализации политического действия необходимы не только материальные, социальные, идеологические, организационные, интеллектуальные, но и технологические ресурсы. Одной из технологий осуществления акции является политическая манипуляция сознанием.
Слово "манипуляция" происходит от латинского слова manus - рука (manipulus - пригоршня, горсть, от manus и ple -наполнять). "В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощью рук и т.д.). Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. В технике те приспособления для управления механизмами, которые как бы являются продолжением рук (рычаги, рукоятки), называются манипуляторами. А тот, кто работал с радиоактивными материалами, знаком с манипуляторами, которые просто имитируют человеческую руку.
Отсюда произошло и современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как "акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка".
Таким образом, термин "манипуляция" есть метафора, и употребляется в переносном смысле: ловкость рук в обращении с вещами перенесена в этой метафоре на ловкое управление людьми (и, конечно, уже не руками, а специальными "манипуляторами"). Заметим, что с самого начала это понятие ограничивает понимаемый как манипуляция набор способов управления - им обозначается только управление с ловкостью и даже скрытое управление" . Реципроктность (взаимность) - мы помогаем тем, кто помогает нам. "Я дам тебе су, чтобы ты дал мне два" .
Бахтуридзе приводит три признака манипуляции: "метафорическое определение психологической манипуляции в итоге содержит три важнейших признака: метафору "прибирания к рукам", обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия, искусность приёмов воздействия" и дает такое определение: "манипуляция - это вид психического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определённых действий, не совпадающих с его желаниями" .
В работе пойдет речь о манипулировании, связанном с политикой и отношениями между властью и народом. Целесообразно рассмотреть понятие политического манипулирования. В. Авченко дает такое определение политическому манипулированию: это "скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия" .
Политическое манипулирование предполагает воздействие определенных лиц, как правило, имеющих власть, деньги, влияние или просто владеющих СМИ, на широкие слои населения путем навязывания и внедрения нужной информации под видом истинной и объективной. Манипуляция чаще всего направлена на чувства людей, а не на критический разум. Она вызывает радость, страх, отчаяние, гнев, тревогу, чувство голода, как в рекламе пищевых продуктов, или ненависть, например, к террористам.
Таким образом, манипулирование есть скрытое управление, осуществляемое через бессознательные пласты психики человека, чувства, эмоции, ассоциативное и образное мышление, низменные и примитивные желания. Можно сказать, что манипуляция сознанием есть управление подсознанием. Оно (манипулирование) считается осуществленным только тогда, когда объект манипуляции меняет свое поведение и совершает поступки в соответствии с целями манипулятора. Если человек не реагирует на манипулятивное воздействие, то скрытого управления не произошло.
§2. Манипулирование в процессе пропаганды идеи среди населения
Место и роль манипуляций в системе политической пропаганды и агитации получили освещение в целом ряде работ . Анализ ими технологии манипулирования показывает, что любая политическая массовая акция предполагает использование методов агитации и пропаганды и согласования их с настроениями масс. На этом этапе главной задачей является формулирование целей, задач и идеологической основы для народного выступления. Для этого необходимо не только суметь выразить мнение большинства людей и подвести это выражение к решению проблемы, но и убедить людей, что именно вы и ваши идеи отражают интересы народа. Кроме обычной аргументации и классической логики в процессе агитации и убеждения довольно эффективно использовать техники манипуляции сознанием. Здесь нужно различать понятия агитации и пропаганды. З. Бахтуридзе приводит мысль Плеханова: "пропагандист представляет множество идей одному или нескольким, а агитатор представляет только одну или несколько идей, но представляет их массе людей" .
Пропаганда какой-либо идеи больше похожа на научное убеждение и доказательство узкому кругу людей, в то время как агитация доносит до широких масс простые и понятные идеи, выраженные в форме лозунгов, тезисов, простых формулировок, типа: "Россия для русских" или "землю крестьянам, фабрики рабочим" и т. д.
Исходя из этого, эффективней использовать манипулятивные приемы пропаганды на межличностном уровне на стадии подготовки населения к массовым выступлениям, когда происходит "хождение в народ" с просветительскими задачами. И наоборот, когда приходит время собрать людей на политическую акцию, целесообразней использовать манипулятивные приемы агитации, к примеру, через средства массовой коммуникации.
Для того чтобы лучше понять технологии пропаганды и саму сущность манипуляции, отношения управления и подчинения, власти и ответственности, нужно рассмотреть закономерности человеческой психики, хорошо описанные Н. Гегеном.
Н. Геген в своей книге "Психология манипуляции и подчинения" , описывая сущность подчинения власти, использовал гипотезу "агентного состояния" Милграма. Ее суть заключается в том, что человек, выступающий в роли подчиненного, перестает рассматривать себя как ответственного за совершаемые поступки. Он перекладывает всю ответственность на власть и видит в себе только исполнителя, агента власти. Из этого следует, что власть основывается на ответственности и прямо пропорционально соотносится с ней. Чем больше власти возложено на субъект, тем больше на нем ответственности за принимаемые решения. Это подтверждается тезисом Бахтуридзе о том, что "все манипуляторы строят свою власть на общественной безответственности человеческой массы" . То есть они берут всю ответственность на себя, подобно тому, как Гитлер единолично взял на себя ответственность за судьбы народов и их место в истории, следовательно, немецкие солдаты стали безответственной "человеческой массой".
Но здесь нужно понимать, что полное отсутствие ответственности у конкретных исполнителей недопустимо. Подчиненный агент власти должен нести на себе ответственность от 30 до 50 процентов, иначе человечество рискует повторения ужасов Холокоста, геноцида в нацистской Германии, убийств мирных жителей во Вьетнаме американцами и т.п. Как пишет Геген, "чтобы подготовить палача, нужно взять индивидов с определенным набором качеств (например, уважение к авторитету, исполнительность) и создать для них определенные условия, в которых они войдут в агентное состояние" .
В случае полной передачи ответственности субъекту власти человек превращается в раба, бесправный манипулируемый инструмент, функцию и оружие, по большому счету, перестает быть человеком.
Такая передача возможна, как известно, только легитимной власти. В процессе социализации человек учится подчиняться легитимной власти, что и делает управление в нашем обществе стабильным. Недостаток этого принципа состоит в том, что с помощью этой самой власти (или ее атрибутов) нами можно манипулировать. Сегодня любой может надеть униформу военного, полицейского, судьи, охранника, пожарного или какого-либо другого представителя власти и заставить одного из нас подчиниться его приказу. Внешний вид, поведение, манеры, окружающие человека предметы (автомобили, телефоны) и люди (охрана) выделяют статус человека. Общественное положение можно использовать для манипулирования общественным отношением, как в быту, так и в публичной деятельности. Здесь используется уважение к человеку высшего социального ранга, который в некотором роде расширяет свободу человека, и, следовательно, увеличивает поле для манипуляций.
Избежать прямого подчинения и обмана легче, потому что в данном случае попытка манипулирования более явная. Скрытую же манипуляцию сложнее выявить и уберечься от нее, так как она уже эксплуатирует особенности подсознания человека.
Эти законы подчинения и управления можно использовать в процессе пропаганды. Так для того, чтобы заставить человека почувствовать и принять ответственность на себя за происходящие события, чтобы заинтересовать его в акции или массовом выступлении, необходимо напомнить ему о власти, которую он имеет как представитель народа. Ведь власть есть мера ответственности. Это даст возможность человеку почувствовать себя главным и ответственным за все происходящее, а виновник (то же самое правительство) окажется агентом власти, то есть подчиненным. Таким подчиненным, который, тем не менее, назвал себя властью и соответственно должен понести ответственность.
Так, если нарядиться в официальный костюм, то это придаст больше власти манипулятору. Строгий образ будет ассоциироваться с чем-то элитарным, высшим и интеллигентным. А, как известно, слой интеллигенции - это тот слой, что защищает от хамства, и который движет прогресс общества. Именно интеллигент берет на себя ответственность за судьбу всего мира и событий в нем, как бы пафосно это ни звучало. А раз ответственность на нем, то и власть он тоже имеет.
Вот так простой костюм и призыв к народной власти могут заставить человека задуматься и прийти на массовое выступление.
Таким образом, манипулирование соотношениями уровня власти и подчинения и внешняя атрибутика помогут в процессе пропагандистской работы с населением.
Ниже будут рассмотрены психологические техники манипулирования сознанием на межличностном уровне, что для осуществления эффективной пропаганды существенно и необходимо.
Технологии скрытой межличностной манипуляции.
Одной из самых изученных техник манипулирования сознанием, исключающих прямое давление, является так называемая техника "НОГА-В-ДВЕРЯХ" . Она позволяет заставить человека выполнить серьезную просьбу (требующую затраты времени, материальных средств и т.д.). Он будет абсолютно уверен в том, что помогает добровольно, чисто из альтруистских побуждений.
Суть техники состоит в том, чтобы расположить субъекта выполнить просьбу с помощью другой менее значимой услуги. Например, для того, чтобы убедить владельца частного дома разместить у себя на участке плакат размером около 17 квадратных метров с надписью о мерах безопасности на дорогах, необходимо было предварительно попросить наклеить стикер на его автомобиль или подписать петицию. Содержание стикера и петиции было тоже на тему безопасности на дорогах. Таким образом, конечный результат был достигнут, и плакат с надписью был установлен в 76,0 % случаев с использованием легкой предварительной просьбы. В то время как в группе, где предварительной просьбы не было, на размещение плаката согласилось только 16,7 %. Такой эффект техники был неоднократно подтвержден исследованиями социальных психологов, о которых упоминает Геген.
Условия, повышающие эффективность техники "нога-в-дверях":
1. временной интервал между двумя просьбами должен быть от 1 до 2 недель;
2. характер просьбы должен быть просоциальным (т.е. общественно значимым), тогда субъект будет ощущать свою общественную полезность;
3. предварительная просьба не должна быть слишком сложной, в противном случае человек будет думать, что он уже и так достаточно сделал для Вас;
4. можно использовать технику "двойной "ноги-в-дверях" . Ее суть заключается в применении двух предварительных просьб, причем вторая должна быть немного сложнее для выполнения, чем первая;
Как пример можно привести следующую ситуацию. Проводится акция в защиту пострадавшего от неуставных отношений в армии. Для того, чтобы собрать на выступление людей, за неделю до протеста отдельных граждан (по телефону или при непосредственном контакте) ненавязчиво спрашивают о том, как они относятся к данным событиям (4-5 вопросов). Опрос должен назваться социологическим. Затем по прошествии недели, за день до митинга, опрашиваемые приглашаются на демонстрацию. Такой прием повышает эффект от просьбы на 40 -50 процентов.
Техника "ДВЕРЬЮ-ПО-НОСУ" . Авторы - Чалдини, Винсент, Левис, Каталан, Вилер и Ли Дерби, 1975). Техника "дверью-по-носу" основана на начальном отказе. Манипулятор изначально завышает непомерно цену своей просьбы и, конечно, получает отказ. Затем он уже называет реальную, но гораздо сниженную просьбу. Данная ситуация напоминает торг, в котором необходимо показать субъекту, что ему была сделана значительная уступка. Согласно гипотезе взаимных уступок Чалдини "мы уступаем тому, кто уступает нам" . Так мы вынуждаем субъекта уступить и нам, то есть выполнить нашу просьбу.
Техника "дверью-по-носу" является эффективным способом манипуляции сознанием, и может использоваться для управления поведением людей в любых целях.
Безусловно, эффективно будет за день перед проведением акции протеста в процессе агитации использовать этот прием, первоначально непомерно завысив просьбу, а потом как бы уступив, попросить субъекта принять участие в акции.
Представленные выше техники являются по-своему эффективными в зависимости от контекста ситуации. Они также могут использоваться в сочетании друг с другом, что повысит эффект манипуляции в разы.
Техники "нога-в-дверях" и "дверью-по-носу" могут использоваться не только при агитации населения, но и в процессе выдвижения требований правительству, президенту и т.д.
Иногда для мотивирования человека совершить какой-либо поступок необходимо просто спросить его о намерении сделать это. Активизация намерения побуждает человека к действию.
Например, в ситуации уже происходящей акции можно спросить рядом стоящего человека, не намерен ли он поддержать общие идеи митингующих. А когда он, естественно, ответит положительно, вежливо попросить его подержать плакат или транспарант и, не дожидаясь ответа, уйти в толпу. Так он будет выполнять вашу просьбу по правилу вовлеченности и активизации намерения.
Техника "LOW-BALL" . Авторы - Роберт Чалдини, Касиоппо, Бассет и Миллер. Данная техника основана на вовлеченности и строится на постепенном узнавании истинной стоимости просьбы. Ее суть заключается в том, чтобы не называть сразу человеку, которого необходимо убедить сделать что-либо для Вас, реальную стоимость услуги. Сначала нужно сформулировать просьбу как наиболее простую и легко выполнимую. И только после того, как субъект согласится ее выполнить и примет решение, следует называть дополнительные условия и реальную цену просьбы.
Практика показывает, что при такой технике люди соглашаются помочь в 2 раза чаще, чем без применения таковой (при контрольном условии).
Например, в процессе агитации не обязательно рассказывать субъекту, что на акции протеста будут использоваться бутылки, и нужно будет скандировать определенные лозунги. Когда человек уже придет на демонстрацию, его можно будет попросить, например, создавать ритмичный шум пластиковыми бутылками с шариками внутри. А при условии, что наберется достаточное количество народу, и образуется такой организм, как толпа, начнут включаться совершенно другие, примитивные механизмы, свойственные толпе.
Техника "приманки" . Авторы - Жюль, Гуйя и Вебер (1989).
"Эта техника состоит в том, чтобы подвести человека к принятию решения таким образом, чтобы он поверил, что получает некое преимущество, а затем, когда решение уже принято, он получает информацию, что обстоятельства изменились и что он не может получить выгоду, как полагал раньше. Таким образом, этого человека подтолкнули к выполнению поведения, которое не принесет выгоды" .
Например, можно приманить некоторую группу людей принять участие в эксперименте за вознаграждение. После того, как они прибудут на место, объявить об изменившихся обстоятельствах и предложить бесплатно выполнить уже реальную просьбу. Так большинство людей соглашается, чтобы их приход не стал пустым.
При использовании техники "приманки" в процессе агитации, можно просто обмануть агитируемых, заявив, например, о бесплатной раздаче спиртных напитков на акции. Но такой способ носить одноразовый характер, потому что люди в следующий раз уже не поверят вам. Хотя возможен и другой вариант. Можно заявить, что пиво запретили "враги" (к примеру, правительство), что подожжет толпу к активному протесту. Но такие приемы и технологии носят деструктивный характер и могут в последствии негативно отразиться на репутации вашей организации в глазах народа и властей. Киселев К.В. определяет деструктивную технологию, как ту, которая "…способствует разрушению общественного организма, порождает правовой нигилизм, безнравственность, политическую апатию, ведет к потере управляемости" .
Таким образом, разработано множество психологических манипулятивных техник управления поведением людей, как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Здесь уместно сказать об относительной универсальности изложенных техник. Каждая из них наиболее эффективна в той или иной ситуации. Особый учет всех обстоятельств и условий дает возможность комбинировать приемы манипуляции с целью достижения максимального результата.
Слова и формы поведения, способствующие манипуляции
Умелое использование нужного слова, нужного смысла в сочетании со своевременным поведением может заставить человека сделать то, что от него требуется.
Техника "нам хватит даже одного су" . Авторы - Чалдини и Шредер (1976). Эта техника особо эффективно используется при сборе средств на какие-либо нужды. Например, если просто попросить денег у прохожего, то скорей всего у него сработает автоматическая реакция отказа. Но если подойти к нему и сказать, что мне поможет даже одна копейка, то шансов получить хоть какую-то сумму увеличивается вдвое. Для человека отказ дать такую малость задевает самолюбие. Трудно оправдать отказ. Разве у него не найдется всего-навсего одной лишней копейки. Но и уж точно он даст Вам больше, чем одну копейку. Размер пожертвования и вероятность его получения возрастут, если просьба будет связана с благотворительностью или, например, экологией. Попросить, например, можно так: "народу поможет даже секунда вашего времени, проведенного на демонстрации".
Техника "но Вы можете…" . Эту технику исследовали такие известные социальные психологи, как Жюль и Бовуа (1998), Кислер и Сакумура (1966), Геген и Паскаль (2000) и другие. В ее основе лежит принцип свободы выбора. Для того, чтобы увеличить вероятность выполнения просьбы, необходимо напомнить человеку о его праве Вам отказать, не обязывать его и уж, конечно, не приказывать или требовать.
Техника обыкновенной вежливости и искренности в словах действует магически. Она предполагает вопросы о здоровье человека, его благополучии и т. д. Это вызывает у другого положительные эмоции. Располагает к тому, чтобы идти вам навстречу.
Техника "и это не все!". Автор - Бургер (1986). Здесь используется эффект уступки. Смысл в том, чтобы разделить фразу на две части. В первой указывается немного завышенная стоимость просьбы. Затем вторая часть добавляет информацию о выгоде для субъекта. Необходимо заставить его поверить, что предложение выгодно именно для него и ему сделана уступка. Техника удваивает конечный результат.
Пример фраз:
1. "придя на площадь, Вы проявите свою гражданскую позицию".
Пауза…..
2. "А также получите бесплатно майку желтого цвета, другие призы, сможете выступить перед камерами московских телеканалов и прославиться на всю страну, поможете становлению гражданского общества, сделаете благо для народа и многое другое…".
Техника навешивания ярлыка. Если убедить человека, что он великодушный, то он с большей охотой будет нам помогать. Так субъект пытается соответствовать наклеенному ярлыку. Возможно также наклеивать и отрицательный ярлык. Так происходит управление поведением человека через манипулирование его самооценкой. При агитации не помешает апелляция к гражданской позиции субъекта.
Невербальное влияние. Для того, что бы быть убедительней достаточно небольшого прикосновения, прямого взгляда и улыбки. Это такие психологические моменты, которые, воздействуя на подсознание, показывают Ваше превосходство и власть, что помогает манипулировать другим человеком, даже если в действительности Вы не наделены властными полномочиями. Это очень простой психологический способ выразить свое личное доминирование.
Таким образом, манипулирование в процессе пропаганды включает в себя множество психологических техник.
§3. Манипулирование в процессе агитации через СМИ
Для того чтобы достичь нужного результата от какого-либо массового выступления, необходимо знать настроения собравшихся людей, их взгляды на мир, представления об окружающих феноменах, сложившиеся стереотипы, мифы и предрассудки.
Эти явления важны для манипуляции массами, поскольку они являются представлением о том мире, где живет человек, и составляют некую "виртуальную" или субъективную реальность. Она формируется на протяжении всего жизненного опыта человека, в процессах социализации и ресоциализации. Стереотипы и мифы адаптируют человека к реальности, к обстоятельствам жизни и ее условиям, они формируют определенные знания о мире и о большинстве явлений в нем. Социальные установки также необходимы человеку для координации психических процессов, защиты от нестандартных и непредвиденных обстоятельств, от внутренних конфликтов и напряжения, которое вызывается отсутствием возможности "объять необъятное", то есть познать все на собственном опыте. Таким образом, стереотипы и мифы определяют картину мира каждого человека и соответственно его поведение. Изменив установку, можно изменить поведение. Манипулятор может использовать уже сложившиеся стереотипы и лишний раз подтвердить их, может частично изменить установку, расставив приоритеты в зависимости от цели, или может навязать новые стереотипы взамен старым, но это наиболее сложное и трудоемкое занятие. Оно невозможно без действий СМИ, занимающихся пропагандой и агитацией, где последняя дает больший простор для манипуляций, чем первая.
Как пишет Кара-Мурза: "Если удается подтолкнуть крупные массы людей видеть какое-то общественное явление через нужный манипулятору стереотип, то несогласным становится очень трудно воззвать людей к здравому смыслу, убедить их остановиться, подумать, не принимать скоропалительных опасных решений. Ницше заметил: "Так как недостает времени для мышления и спокойствия в мышлении, то теперь уже не обсуждают несогласных мнений, а удовлетворяются тем, что ненавидят их. При чудовищном ускорении жизни дух и взор приучаются к неполному или ложному созерцанию и суждению, и каждый человек подобен путешественнику, изучающему страну и народ из окна железнодорожного вагона" . Так, можно сформировать любое представление и настроение публики в зависимости от цели проводимого мероприятия.
Стереотипы, мифы и предрассудки складываются при получении определенной информации, знаний и опыта субъектом. Информацию и знания человек, в основном, приобретает в процессе общения с окружающими его людьми, из средств массовой информации и литературы. Это и является той областью, через которую можно формировать установки. В процесс общения человека можно внедрить слух, через СМИ подавать любую информацию, навязать псевдонаучную литературу и создать определенный опыт, столкнув человека с обстоятельствами искусственно созданной ситуации (собрание, концерт, личный контакт и т.д.). Для оказания воздействия на определенную группу людей, необходимо тщательно изучить уже существующие установки. "Для успешной манипуляции общественным мнением необходимо иметь надежную "карту стереотипов" разных групп и слоев населения - весь культурный контекст данного общества. Очень большой объем исследований был в этой области выполнен американскими специалистами, работавшими над изучением умонастроений влиятельных групп в зарубежных странах с целью повлиять на эти умонастроения в желательном для США направлении ("чтобы внешняя политика США вызывала чувство восхищения или по крайней мере воспринималась без возмущения"). Эта сфера глобальной манипуляции сознанием стыдливо называется в США "публичной дипломатией". Она сформировалась как целая особая область социодинамики культуры. Наибольшие усилия в США были предприняты для изучения культурных стереотипов разных групп населения СССР (особенно интеллигенции как главной силы, создающей или разрушающей легитимность государства). С профессиональной точки зрения дотошность и объективность американских советологов восхищает. Нашли струны, на которых играть" .
Как известно, средства массовой информации уже давно не могут напрямую навязать человеку ту или иную идею, заставить поступить так или иначе - понятно, что СМИ делают это не напрямую, а скрыто, так, что обычный человек может не замечать чужую волю, давящую на подсознание. Но, тем не менее, сегодня большинство взрослых людей не доверяют или, по крайней мере, скептически относятся к телевидению, радио, газетам и т.д. У обывателя сложилось по этому поводу вполне обоснованное опасение. Пытаясь не попасть в ловушку манипуляции, он либо отвергает всю сомнительную информацию, полученную из СМИ, либо пытается ее анализировать. Но человек не может все отрицать и всегда скептически сомневаться, он так устроен, что ему необходимо во что-нибудь или в кого-нибудь верить, так складываются установки поведения. Считая себя вполне разумным, в соответствии со здравым смыслом, перед тем, как чему-либо довериться, он обрабатывает полученную информацию и анализирует ее, но не на уровне специалиста, а на бытовом уровне "человека-массы". Здесь нельзя говорить о какой бы то ни было объективности. Не занимаясь проблемой научно, человек часто становиться манипулируемым объектом со стороны специалистов психологов и "пиарщиков", которые в первую очередь воздействуют на подсознание с помощью давно уже созданных и динамично развивающихся сегодня технологий манипуляции массами.
Манипулирование через СМИ, как пишет Бахтуридзе, "имеет ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства:
1. Осуществляется незаметно для управляемых.
2. Не влечёт за собой прямых жертв и крови.
3. Не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников" .
Манипуляция с помощью СМИ направлена на "массового человека" . Его появление в нашей стране связано с интенсивной урбанизацией еще в 60-е годы в Советском Союзе.
В обществе массовости средства информирования действительно играют самую важную роль в жизни людей. Как отмечает Кара-Мурза: "С середины 80-х годов в США телевидение стало основным источником новостей для 62% американцев, газеты - для 56, радио для 13, журналы для 9, а прямой межличностное общение - только для 1% (сумма больше 100%, потому что можно было называть более одного источника, что еще больше снижает значение личного общения)" .
СМИ не только формируют сознание, влияют на поведение, направляют культуру, но управляют, можно сказать, правят людьми. Часто СМИ называют четвертой ветвью власти. Суть манипуляции заключается в том, чтобы не давать зрителю, читателю или слушателю определенную идею ради только того, чтобы он узнал факт, теперь необходимо человеку дать "стимул" , который вызовет соответствующую реакцию в виде действий, чувств, порывов. Это хорошо заметно на примере рекламы, которая вызывает желание попробовать или купить.
Исходя из опыта, в сегодняшней России можно столкнуться со следующими явными мифами, широко распространенными среди народа:
1. миф о сильной президентской вертикали власти, которая "наведет порядок" и не даст развалиться России
2. миф о "добром" президенте и не желающих работать чиновниках
3. миф о бесполезности делать и менять что-либо в политике, так как это "грязное дело"
4. миф о страшном американском империализме, который подрывает основы российской государственности
5. миф о том, что все правозащитные организации являются шпионами и агентами этого американского империализма
6. миф о том, что в правоохранительных органах работают исключительно "оборотни в погонах" и "изверги"
7. миф о том, что в нашей стране есть разделение властей
8. миф о том, что сейчас действует принцип жизни - "человек человеку волк", а в советское время было по-другому - "человек человеку друг"
Существует множество других мифов и стереотипов, но они менее явные и требуют глубокого изучения и доказательства. Все эти мифы благополучно используются манипуляторами. Например, вспоминается предвыборная кампания "Единой России", в которой они использовали представления народа о добром и умном президенте, и пришли к власти. Мифы в большинстве своем создаются СМИ.
Кара-Мурза выделяет такой прием манипуляции сознанием средствами массовой информации, как "фабрикация фактов или прямая ложь" . Здесь речь идет об умалчивании части информации, о лжи, которую нельзя или трудно разоблачить, о стереотипах, с опорой на которые пройдет любая ложная информация.
Бахтуридзе описывает такой манипуляционный прием, как "спираль умолчания" . Он заключается в том, чтобы убедить людей с помощью сфабрикованных статистических данных и других источников в поддержке большинством населения определенной политической идеи, в России чаще - в поддержке власти.
Отсюда и появляется стереотип о недостоверности любой статистики и дискредитирующий социологию как науку, что выразилось в народном юморе: "есть ложь, наглая ложь, а есть статистика". В ситуации, когда человек все-таки доверяется тем данным, что получает, он, не желая остаться в "социально-психологической изоляции" , изменяет свое мнение в соответствии с мнением большинства. Так, как бы закручивается спираль. Манипуляция осуществилась.
Еще один прием - это "отбор событий реальности для сообщений" .
Этот прием заключается в том, чтобы давать потребителю информацию в определенных пропорциях, создавая таким образом видимость плюрализма мнений и диалога.
Бахтуридзе пишет о телевидении: "телевидение (для формирования отталкивающего чувства) по отношению к неугодным политикам использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монтирует заснятые кадры. Для скрытого внушения массам определённых политических идей оно нередко организует шумные развлекательные шоу и т.д" .
"Серая и черная пропаганда - технология психологической войны" .
Серая пропаганда умалчивает свой источник информации, а черная дает ложный.
"Большие психозы" .
Смысл больших психозов в нагнетании ситуации, создании скандала из незначительного события СМИ (по типу скандала с коровьим бешенством в Великобритании). Незначительная опасность может принять масштабы угрозы национальной безопасности.
"Подмена понятий, изменение смыслов слов" .
"Г. Шиллер предупреждает: "Всем, кто борется с системой угнетения, важно понимать, какой силой обладают те, кто контролирует процесс выработки определений. Навешивание фальшивых ярлыков и искажение целей борьбы идеологических противников - типичный прием пропагандистской машины угнетателей. Поэтому первый шаг в направлении установления контроля над определениями заключается в том, чтобы попытаться не уступить крайне важной терминологической территории" . В России государственная машина уже установила контроль над выработкой новых определений под нынешние исторические реалии. Подмена понятий и смыслов слов стремительно охватывает правовую сферу государства.
К примеру, можно официально принять конституцию страны, а лет через десять начать создавать указы, определяющие содержание понятий, изложенных в основном законе. Такую ситуацию можно сегодня наблюдать в России. В 1993 году граждане РФ приняли конституцию, закрепляющую естественные права и свободы человека и гражданина, где личность провозглашалась наивысшей ценностью. При этом люди пользовались категориальным аппаратом словаря Ожегова, где определены все понятия, используемые в конституции. Взять понятие "пикетирование" или "пикет", что равнозначно. В 1994 под ним понималось: "Пикет -, -а, м. 1. Небольшой сторожевой отряд, пост. Пост-п. автоинспекции. 2. Группа бастующих, патрулирующая в районе забастовки, а также вообще лица, группа лиц, стоящие где-н. в знак демонстрации общественного протеста, выражения каких-н. требований. Заградительные пакеты. Выставить пикеты. Пикеты у здания парламента" . Из этого определения не следует, что в процессе пикета нельзя вербально доносить до людей свои идеи и использовать при этом средство усиления голоса. Во второй статье ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" № 54-ФЗ от 19.06.2004 указано такое определение: "пикетирование - форма публичного выражения мнения, осуществляемая без шествия и звукоусиления путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации" .
Здесь видно, как акция пикетирования "превращается" в молчаливое стояние нескольких человек с картинками, хотя в изначальном смысле - это патрулирующая группа демонстрантов, выражающая общественный протест любыми средствами, не нарушающими права и свободы других людей.
Так, правящая власть тихо "закручивает гайки" свободе народа, наступает на права человека, подменяя понятия, фактически обманывая народ и манипулируя им. Очевидно, что это делается для того, чтобы подавить просыпающееся гражданское общество в стране.
Подмена понятий связана также со сложившимися негативными установками определенных слов и выражений. Например, слово "война" ассоциируется в обыденном сознании с ужасом, кровью, смертью и т.п. Поэтому в СМИ заменяют слово "война" понятием "контр террористическая операция", говоря о войне в Чечне. Мало кто из людей, не связанных с армией, точно понимает, что на самом деле представляет собой такая операция. Подобного рода манипуляции общественным сознанием встречаются довольно часто. Используемые термины для "запудривания мозгов" вызывают "магическое" воздействие на слушателя, так как обличены формами серьезности и научности.
"Упрощение, стереотипизация" .
Суть этого принципа заключается в том, что человеку необходимо подавать заведомо упрощенную информацию, подогнанную под уже сложившиеся стереотипы. Так ему будет легче ее воспринимать, без внутренней борьбы, критической оценки, каких-либо умственных усилий.
"Утверждение и повторение" .
Если долго повторять одно и тоже утверждение, то рано или поздно человек через подсознание смириться с ним.
"Дробление и срочность" .
Для усиления восприимчивости субъекта проблему разделяют на части, чтобы он не смог проследить логические переходы, целостно осмыслить и проанализировать проблему. Дробление чаще всего осуществляется рекламной паузой или простым смешиванием сюжетов, передач или рубрик. СМИ в голове у человека создают мозаику из событий и фактов, делая его подвластным тем людям, которые финансируют телеканал, газету, журнал или радио.
Также для ограничения возможностей человека анализировать информацию, ей придают ощущение срочности. В быстром потоке сменяющих друг друга событий воспринимающему субъекту ничего больше не остается, как только принять факты такими, какими он их получил. Альтернативой может быть только тотальный отказ от информации СМИ, потому что на анализ всего материала, проходящего каждый день в СМИ, не хватить ни ресурсов, ни времени.
"Сенсационность" .
Превращение события в сенсацию дает возможность скрыть другую информацию, о которой публика не должна знать или прекратить затянувшийся психоз или скандал.
Таким образом, существует огромное количество манипулятивных приемов, обеспечивающих практически неограниченные возможности для управления сознанием людей через СМИ. Безусловно, их можно применять и в процессе организации массовых выступлений, для этого будет достаточно иметь контроль над телеэфиром. Ведь сегодня ни одна революция не обходится без захвата центральных телекомпаний. Имея монополию на телеэфир можно управлять людьми практически абсолютно. Можно заставить всех выйти на улицы, можно объявить, что в стране наступила анархия, полное безвластие, можно начать беспорядки, точно также можно их и прекратить, объявив о начале массовых репрессий, показывая ужасы смерти на экранах телевизоров. Этим опасна монополия.
Но для постепенного формирования сознания и влияния достаточно будет и одного телеканала. Его можно использовать, для собрания людей в определенном месте, выражения общественного мнения или в знак протеста, как в свое время вечевой колокол в Древнем Новгороде до захвата его Москвой созывал народ. Юрий Владимирович Линник в свой книге "Новгород Великий и Русский Север" пишет так: "вот объективный факт: правом собрать вече обладал любой горожанин - он имел возможность беспрепятственно ударить в гулкий вечевой колокол. Караул возле него не выставлялся. Понятно, что на гражданина здесь ложилась колоссальная ответственность, но если не было оснований сомневаться в принятом решении, то ничто не мешало его реализации: человек мог всколыхнуть весь город - и обратиться к согражданам. И что-то изменить в общественном развитии. Таким весом обладала личность в новгородской республике" . Эффект от звона в колокол говорит о силе массового информирования, которое уже тогда могло собрать весь город. Что же говорить о влиянии современных СМИ на человека…
Тогда колокол символизировал свободу самоуправления и уважение отдельной личности, был чем-то вроде зова совести горожан. После победы Москвы над Новгородом, колокол был вывезен, что для новгородцев стало ознаменованием конца новгородской свободы. Это был хороший манипулятивный ход со стороны московской власти. Мы имеем древнейшую, хотя и подавленную авторитаризмом, традицию массовых собраний и выступлений. Но даже в те "старые добрые" времена имела место манипуляция сознанием людей.
Итак, благодаря приемам манипулирования в процессах пропаганды и агитации удается собрать достаточное количество людей для проведения массового политического мероприятия. Далее будет рассмотрена манипуляция сознанием толпы.
Глава II. Манипуляция сознанием толпы на стадии проведения политической акции
§1. Определение толпы, основное свойство, особенности, классификация.
По умолчанию будет взят относительный ориентир того, что количество человек в толпе исчисляется от пятидесяти человек до нескольких десятков тысяч. Меньше пятидесяти - это еще может быть организованная группа, имеющая жесткую структуру и совершенно иные законы поведения, нежели толпа. Относительность данного ориентира заключается в том, что нижний предел может колебаться в зависимости от ситуации, состава и других внешних обстоятельств и условий.
"Толпа - скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием" .
С. Московичи в работе "Век толп" дает такой вариант определения толпы: "толпы представляют собой скопления людей, которые объединяются вне учреждений и вопреки им на временных основаниях" .
Г. Лебон дает другое определение: "Под словом "толпа" подразумевается в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание…. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты. Собрание в таких случаях становится тем, что я назвал бы, за неимением
лучшего выражения, организованной толпой или толпой одухотворенной,
составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовного единства
толпы" .
В толпе исчезает личность, чувства и мысли индивидов толпы нивелируются, она обладает как бы единой душой.
Итак, с психологической точки зрения, под толпой следует понимать изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.
Толпа формируется по следующим этапам:
1. Сначала образуется некое ядро толпы, в которое входит аттрактор, то есть нечто привлекающее внимание. Им может быть автомобильная авария, тогда образуется случайная (окказиональная) толпа. Аттрактором может быть человек или группа людей, объединенных в организацию. Если они сумеют привлечь внимание прохожих, то наберется толпа.
2. Этот этап называют эмоциональным кружением, то есть распространением среди людей определенных настроений, идей или эмоций. Происходит "циркулярная реакция - это взаимное заражение, то есть передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами" . Блумер объясняет психологию такой реакции: "взаимное возбуждение приобретает круговую форму, при которой индивиды отражают настроения и таким образом интенсифицируют их. Это хорошо видно на примере передачи эмоций и настроений между людьми, находящимися в состоянии возбуждения. Еще более очевиден этот процесс в охваченном страхом стаде животных. Выражение страха мычанием, тяжелым дыханием и телодвижениями вызывает то самое настроение и у других животных стада, которые, по мере того как они в свою очередь выражают свой страх, интенсифицируют это эмоциональное состояние друг у друга. Именно в таком процессе круговой реакции и возникает в стаде общее состояние интенсивного страха и возбуждения, как, например, в случае панического бегства" .
3. Далее происходит либо усиление внимания на первоначальном объекте, либо переключение на новый объект или новый аттрактор.
4. На последнем этапе формирования толпы происходит выделение из толпы самых активных, чаще это бывают зачинщики и организаторы. Они побуждают людей к определенным действиям путем провокаций, манипуляций или харизматического лидерства. Задача зачинщиков - сформировать толпу и использовать ее разрушительную силу в своих целях. Не всегда удается направить энергию толпы в нужное русло, часто она оборачивается против самих организаторов. Это говорит о стихийности и необузданности толпы, как особого организма.
Основное свойство толпы - ее превращаемость из одного вида в другой, что создает возможность для манипуляций.
Классификация.
Назаретян А.П. выделяет несколько видов толпы:
1. Окказиональная, то есть случайная.
2. Конвенциональная - толпа, собравшаяся по поводу заранее объявленного события.
3. Экспрессивная - выражающая какую-либо эмоцию.
4. Экстатическая - экстремальная форма экспрессивной толпы.
5. Действующая толпа подразделяется на: агрессивную, паническую, стяжательную (жадную) и повстанческую.
Люди, собравшиеся на какую-либо политическую акцию в достаточном количестве, относятся к конвенциональному виду толпы, то есть они собрались по поводу заранее объявленного события. Конвенциональная толпа может превратиться в экспрессивную.
Экспрессивная толпа выражает какую-либо эмоцию: радость, гнев, восхищение и т. п. Процесс выражения эмоции носит ритмический характер. "Подобно тому, как действующая толпа усиливает свое единство посредством формирования какой-то общей цели, экспрессивная толпа формирует свое единство посредством ритмического выражения своего напряжения" .
Люди в такой толпе могут скандировать определенные лозунги, "кричалки" и т. п.
"Доминантным признаком экспрессивной толпы является ее обращенность на самое себя, интровертность. Она не имеет никакой цели - ее порывы и эмоции растрачиваются не более чем в экспрессивных действиях, обычно в ничем не сдерживаемых физических движениях, дающих снятие напряжения и не имеющих никакой другой цели. Мы наблюдаем подобное поведение в его ярко выраженной форме на примере вакханалий, карнавалов и пляшущих толп примитивных сект" .
Если экспрессивная толпа в выражении своих эмоций доходит до экстаза, то она уже становится экстатической.
"Когда экспрессивная толпа достигает высшей точки коллективного экстаза, это чувство приобретает тенденцию проецироваться на те объекты, которые ощущаются как находящиеся с ним в некой тайной и тесной связи. В результате эти объекты становятся священными для членов толпы. Эти объекты могут быть всем чем угодно; в их число могут включаться люди (например, какой-нибудь религиозный пророк), танец, песня или же физические объекты, которые воспринимаются как связанные с этим экстатическим опытом" .
По другой классификации выделяют пассивную и активную толпу. Пассивная толпа опасна только тем, что может превратиться в активную. Последняя обязательно имеет сильно выраженный эмоциональный заряд, и на что он будет направлен, зависит от обстоятельств.
Лебон различает виды толп по признаку гомогенности:
- разнородная;
- анонимная (уличная, например);
- персонифицированная (парламентское собрание);
- однородная:
- секты;
- касты;
- классы.
Одним из наиболее опасных видов является толпа агрессивная. Это вид толпы, которая пытается решить те или иные социально назревшие проблемы насильственным путем, при этом теряет рациональную основу для своих действий и вымещает чувство фрустрации и гнева на совершенно случайных объектах.
Толпа, безусловно, является особым организмом, в котором стираются личностные особенности и какая бы то ни была индивидуальность. В ней актуализируются самые примитивные уровни человеческой психики, самые грубые психологические установки. Субъект в толпе начинает ощущать свою анонимность, безнаказанность, личная ответственность каждого растворяется и ложится на весь организм в целом. Исходя их того, что ответственность есть мера власти, человек в толпе не имеет никакой власти, если он, конечно, не является аттрактором. Толпа - это своевластный и в некотором роде своенравный организм. Одним из способов управления толпой является запуск в нее аттракторов, то есть людей, которые переложат ответственность на себя, станут "лидерами" и направят события в нужном им русле. "Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству" .
Аттрактор может быть как явным, например, харизматический лидер или политик, так и маскирующимся под случайного участника событий. Последний является агентом, провокатором или манипулятором. Его цель может нести как деструктивную нагрузку, так и конструктивную, то есть допускается возможность направления усилий агента как на протестные погромы толпой, так и на разгон толпы, ее успокоение и наведение порядка. Все зависит от цели.
§2. Манипулирование на этапе провозглашения идеи и выдвижения требований
После того, как собрано достаточное количество участников для массового выступления, и эта масса людей теряет всякую организованность и управляемость, необходимо использовать манипулятивные технологии для осуществления контроля над толпой.
При проведении политической акции обязательно существуют организаторы, они, как правило, и являются лидерами всего действия. Оно может начаться с провозглашения идей с трибуны одним из организаторов, который задаст первоначальное настроение создавшейся толпе. Затем допускается возможность передачи трибуны другому появившемуся из толпы лидеру. Контроль над местом "у руля" трудно удерживать силой в экспрессивной толпе и невозможно в экстатической и действующей.
Поэтому главное при проведении акции не допустить возбуждения и недовольства толпы. Здесь важно оратору стараться отвечать интересам большинства собравшихся.
Для лидера характерны следующие черты:
1. Способность взять на себя ответственность.
Это довольно тяжелая ноша. Люди в толпе становятся, как бы, благодарны лидеру за то, что он снял с них этот груз принятия решений, необходимости критически мыслить и оценивать ситуацию.
2. Хорошо развитые ораторские способности, харизма или обаяние.
"Обаяние - вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха…" .
Здесь необходимо учитывать внешний вид, цвета одежды, символику, флаги и знамена, а также темп и тембр голоса, умение связно и четко говорить, жесты.
3. Интеллектуальная подготовка, знание политической терминологии, понимание ситуации, проблем и путей решения. Умение вовремя и верно принять наилучшее решение. Знать и отражать интересы аудитории, умело эксплуатировать стереотипы и мифы толпы.
"Особенно важно использование стереотипов в "захвате аудитории". "Захват" - одна из главных операций в манипуляции сознанием. В ходе ее выполнения манипулятор привлекает, а затем удерживает внимание аудитории и "присоединяет" ее - делает сторонником своих установок (создает ощущение принадлежности к одному и тому же "мы"). На этой стадии манипулятор подстраивается под стереотипы аудитории, не противоречит им. Его задача - завоевать доверие, он как бы издает клич: "Мы с тобой одной крови - ты и я".
Видный социальный психолог Ф. Зимбардо советует: "Эффективность коммуникатора возрастает, если он сначала выражает мнения, соответствующие взглядам аудитории... Представляйте одну сторону аргумента, если аудитория в общем дружественна. Представляйте обе стороны аргумента, если аудитория уже не согласна с вами или есть вероятность, что аудитория услышит противоположное суждение от кого-нибудь еще". Главное - не заронить у людей подозрение, что ты собираешься ими манипулировать".
4. Здоровая доля фанатизма, твердости убеждений и самоуверенности, то есть веры в себя и свои силы.
Лидер должен совершать популистские поступки, символизирующие идею, отражающие ожидания толпы. В речи следует использовать простые и понятные народу фразы и лучше лозунги. Для того чтобы уверить в чем-то толпу, вовсе не надо приводить аргументы и доказательства, достаточно утверждения. Утверждение должно быть предельно кратким и безапелляционным. Так поступают и религиозные деятели, и политики, и бизнесмены, рекламирующие свой товар. Но утверждение должно быть произнесено неоднократно, повторяться как можно чаще и желательно, в одних и тех же выражениях. Много раз повторенная мысль воспринимается толпой как доказанная. Она врезается в самые глубокие области "бессознательного". Здесь работает принцип внушения образами.
"Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы…. Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером - демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями намного сложней, чем толпой…. Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями - вот способы аргументации для толпы" .
"Как и гипнотизер, вождь использует в качестве метода приспособление внешних атрибутов так, чтобы правдоподобным заменить настоящее. Он держит толпу на расстоянии, уводит ее от действительности, чтобы представить ей лучшую действительность, более красивую, соответствующую ее надеждам. Его талант состоит в превращении событий, коллективных целей в представления, которые потрясают и возбуждают. С ним банальное становится необычным. И он думает об этом ежеминутно. Наполеон или Цезарь в суматохе полей сражений всегда думают о зрелище, которое они представляют о формулировках, способных его зафиксировать в умах всех. Знаменитое "Солдаты, сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид" придает присутствию французских войск в Египте миссию вечности" . Быть хорошим лидером и оратором - целое искусство, которое не обходится без таланта. Но одному человеку без поддержки очень трудно противостоять толпе, поэтому с ним работают люди, обеспечивающие ему успех и поддержку в толпе. Эти агенты первыми начинают выкрикивать слова в поддержку лидера, поощрять окружающих в подобных действиях, заражая тем самым толпу и создавая ей настроение.
После того, как толпа людей через хорошего оратора зарядилась общими идеями и настроениями, нужно плавно переходить к выдвижению требований. Они могут быть различными, это зависит от идеологии и проблемы. Сначала требования озвучиваются публично, затем организуется рабочая группа, в которую входят представители всех собравшихся политических объединений. Эта группа отправляется в органы власти для ведения переговоров, достижения компромисса и удовлетворения требований народа. Пока ведутся переговоры, на трибуне продолжают выступать ораторы. На этом этапе существует вероятность перехода состояния толпы в экспрессивную или даже экстатическую форму.
Такой толпой можно манипулировать через ритмичную музыку, воспевание гимна, поп концерт и т. п.
Спонтанная переориентация толпы из одного состояния в другое нежелательны, поскольку может привести к трагическим и деструктивным последствиям для всех.
В следующей главе будут рассмотрены способы манипулирования различными видами толпы.
Глава III. Манипуляция сознанием толпы в преодолении нежелательных состояний
§1. Манипулирование в преодолении беспорядков
Как упоминалось выше, основным свойством толпы является ее превращаемость, которая может произойти стихийно. Задача манипулятора не допустить выхода из-под контроля ситуации и всегда поддерживать определенное состояние и настроение толпы.
Особую опасность представляет собой действующая толпа, поскольку несет эмоционально деструктивный заряд энергии. Для любого вида действующей толпы (будь то агрессивная, паническая, стяжательная или повстанческая) характерны эмоциональная заряженность и иррациональность поведения. Сюда можно отнести и тип стяжательской толпы, т. е. скопления людей, движимых стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в силу тех или иных условий. Часто во время стихийных бедствий бывает так, что и добропорядочные люди при определенных обстоятельствах, когда им кажется, что не перед кем отвечать, включаются в ряды толпы мародеров. Человек начинает оправдывать свои действия: все равно имущество пропало бы, его украл бы кто-нибудь другой, хозяева имущества, видимо, погибли и т. д. Здесь предстает еще один феномен толпы: психологический механизм, который примиряет совесть с чувством ответственности за совершенные преступления. Этим опасна стяжательная толпа.
Известно, также как опасна агрессивная толпа футбольных фанатов или "скинхедов". Повстанческая толпа опасна не менее агрессивной, но отличается тем, что несет в себе дух социальной справедливости. Менее же опасна толпа паническая в том смысле, что она не направлена на уничтожение чего-либо или свержение кого-либо и даже не грабит. Паника выступает попыткой самосохранения и спасения от внешней угрозы. Ее зло заключается в том, что она может погубить участников мероприятия, находящихся в толпе, спасающейся бегством.
Итак, первое, необходимо избежать агрессивной, стяжательной и повстанческой толп, так как они наиболее деструктивны, разрушительны и вызывают беспорядки. Даже допускается превращение их в паническую толпу, так как в данном случае это "меньшее зло".
Если необходимо остановить массовые агрессивные действия, то можно перевести толпу в паническую. Во многих случаях это даст возможность избежать или уменьшить разрушительный эффект. К примеру, несколько агентов внедряются в ядро агрессивной толпы и имитируют испуг, распуская слухи: "Они идут! У них оружие!" Иногда эти действия дополняются выстрелами или похожими на них звуками, которые производят за углом невидимые единомышленники агентов" . Вызвать панику можно и другими способами, это уже зависит от фантазии манипулятора-агента.
Также для изменения настроения толпы и снятия агрессии можно использовать прием переноса агрессии. Нужно сместить внимание толпы на один нейтральный объект, им может быть как человек, так и предмет. Так в августе 1991 года в Москве агрессивная толпа, уже намеренная штурмовать здание КГБ, была переориентирована на снос ненавистного памятника Ф.Э. Дзержинскому с помощью пущенных слухов. Они были том, что памятник отлит из чистого золота, но покрашен черной краской. "Якобы таким образом И.В. Сталин спрятал золотой запас страны, "чтобы никто не догадался"; памятник был расположен и надзираем так, что подойти к нему и "постукать" было прежде немыслимо" . Таким образом, удалось избежать возможных жертв и тяжелых последствий с помощью знания приемов манипулирования сознанием массового скопления людей.
Приемы воздействия на толпу извне
Воздействие на толпу извне эффективнее направлять на периферию, так как внимание этой части легче переключается.
Одним из таких приемов является опять-таки переключение внимания на другой объект. Здесь предполагается создание особой ситуации или оперативная организация мероприятия на периферийной зоне толпы, где в основном собираются пресловутые зеваки, составляющие случайную, пассивную и некритичную массу людей. Таких людей легче всего увлечь или заинтересовать чем-либо другим. Например, это может быть распродажа дефицитных или редких товаров или бесплатная раздача напитков (в том числе и алкогольных), а также автомобильная авария, выход нудистов, футбольная трансляция или незапланированное выступление популярного артиста или рок группы.
Для манипулирования действующей толпой извне также будет эффективно использование звука и ритма. "…Превращению агрессивной толпы в экспрессивную (экстатическую) способствует быстрый ритм типа рока, твиста или шейка" .
Также для того, чтобы успокоить людей, учиняющих беспорядки и погромы, необходимо лишить их ощущения анонимности и безнаказанности действий. Это делается через громкоговорители - всем объявляется о том, что скрытыми камерами осуществляется съемка всех участников, в особенности самых активных. А также возможно "обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности. Применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы" .
Для эффективного манипулирования необходимы мощные средства передачи информации, такие, как динамики, звукоусиливающие устройства, мегафоны, большие видеоэкраны. В случае, если агрессивная толпа образовалась после рок концерта, то грех будет не использовать технические установки, оставшиеся после концерта.
Второе, это преодоление паники.
§2. Манипулирование толпой в преодолении паники
"Паника - это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля" .
После того, как преодолена опасность агрессивной, стяжательной или повстанческой толпы, беспорядки остановлены, остается разбегающаяся в панике от правоохранительных органов или другой искусственно созданной угрозы масса людей.
В толпе у человека может произойти "панический приступ - это сильное ощущение страха и / или внутреннего дискомфорта, возникающее у человека неожиданно, обычно без симптомов - предвестников и сопровождающееся пугающими физическими симптомами в виде внезапно начавшегося сердцебиения, удушья, боли в груди, головокружения, сильной слабости, чувства нереальности происходящего и собственной измененности. При этом почти всегда появляется страх внезапной смерти, утраты контроля над собой или страх сойти с ума" . В таком состоянии человек, как правило, не отдает себе отчет в своих действиях и поступках. Ситуация легко выходит из-под контроля.
Поскольку страх знаком каждому человеку и каждый уже испытал его в какой-либо форме, то более или менее выраженная готовность человека к страху и даже к панике заложена в каждом индивидууме. Таким образом, психологическая готовность личности к экстремальному возбуждению, страху и даже к ужасу является нормальным проявлением духовного мира человека в особых условиях, хотя возбуждение, страх и ужас проявляются глубоко индивидуально.
Паника может быть также вызвана природными факторами. Например, когда на несколько тысячную толпу обрушивается ливень, то люди не подумают, о том, чтобы быть аккуратными и не задавить соседа. Появляется страх простудиться и заболеть. Они будут думать, лишь бы как самим не промокнуть. В толпе работают самые примитивные чувства, нет времени что-либо осознавать.
Ситуация может быть усугублена, что свойственно для России, алкогольным опьянением людей, спасающихся в панике, а также некорректностью и неполнотой информации.
Теперь возникает необходимость переводить паническую толпу в экстатическую, а затем в экспрессивную, конвенциональную и окказиональную. Это сделать не просто.
Здесь опять же используются средства массового информирования. Очень удобно использовать звук, поскольку тот может улавливаться всеми сразу одновременно. "Для успокоения панической толпы и превращения ее в экспрессивную используют "более медленный размеренный ритм марша или гимна" .
Такая музыка может настроить народ на лирический лад, пробудить патриотические чувства, которые заменять чувство страха. Если нет возможности использовать технические средства, можно использовать коллективное пение популярной ритмической песни или скандирование слова типа "не-тол-кай" .
Эффективно во время паники использовать юмор, например, это может быть популярный юморист, оказавшийся случайно рядом. В крайнем случае, можно самому выйти к микрофону и начать рассказывать анекдоты.
Если паника возникла в закрытом помещении, шок и оторопь вызовет выстрел, что поможет взять ситуацию под контроль.
Одним из самых эффективных способов манипуляции толпой во время паники является работа заранее подготовленной команды агентов и манипуляторов, которые снабжены звукоусиливающими устройствами, могут быстро рассеиваться в толпе, уходя из ядра, и появляться на периферии, создавая новое ядро-аттрактор с новыми настроениями и эмоциональными зарядами, которые потом передадутся всей толпе. Такая мобильная группа способна создать практически любое настроение и состояние у толпы.
Заключение
Проведя исследование проблемы манипуляции сознанием в процессе организации массовых политических акций, удалось достичь изначальной цели и выполнить все задачи. Были представлены различные точки зрения на проблему манипулирования сознанием, проведена экстраполяция техник политической манипуляции на процесс организации массовых политических акций.
Исследования по курсовой работе привели к следующим выводам:
1. использование манипулятивных технологий требует огромных ресурсов (финансовых, человеческих, временных и др.)
2. благодаря направленности на глубинные пласты человеческой психики, манипулятивные технологии дают высокие результаты и доказали свою эффективность на практике
3. в современном обществе существуют серьезные проблемы эксплуатации одних людей другими посредством СМИ. Подача информации через телевидение, радио, газеты сегодня напоминает перманентный массированный артобстрел по сознанию и больше по подсознанию людей, который уничтожает сущностное, духовное ядро человека, убивает в нем культурное величие, силу, нравственную глубину, гражданскую сознательность и превращает его в раба правящего класса, где боевыми снарядами стали манипулятивные технологии.
4. политические манипулятивные технологии используют те же приемы и законы психологии, что успешно работают в коммерческой рекламе
5. с помощью такого организма, как толпа, вполне можно вести политические игры, добиваться реализации своих интересов, влиять на принятие политических решений и даже возможно устроить "бархатную" революцию
6. управление подсознанием людей и различные манипуляции ими не могут рассматриваться с точки зрения морали, поскольку они могут использоваться как с благой целью, так и с деструктивной, подобно тому, как и использование ядерной энергии может служить как на пользу общества, так и во вред
Второстепенной целью данной работы являлась разработка практических рекомендаций организатору массовых политических акций по манипуляции сознанием. Таких рекомендаций было найдено 58. Они приведены ниже. Таким образом, можно говорить о практической пользе данного исследования.
Практические рекомендации организатору массовых политических акций по манипулированию сознанием людей:
Манипуляция на межличностном уровне:
1. просить нужно ненавязчиво
2. необходимо иметь имидж представителя общественной власти, или хотя бы интеллигентно выглядеть
3. использовать в речи официальные и вежливые обращения и обороты
4. в имидже должны быть атрибуты высокого социального статуса
5. во время беседы нужно ненавязчиво подводить субъекта к тому, что именно он, как представитель народа, ответственен за проблемы в государстве
6. прежде чем приглашать человека на акцию, нужно его подготовить, то есть за 1-2 недели до события вежливо по телефону спросить (в форме социологического опроса) об его отношении к проблеме, также нужно спросить разрешения обратиться еще
7. изначально завышать цену конечной просьбы, чтобы потом, тут же назвав реальную просьбу, создать эффект уступки
8. активизировать вопросом намерение человека сделать что-либо
9. не следует сразу раскрывать реальную цену просьбы, достаточно попросить прийти и постоять на акции
10. не стоит говорить обо всех вещах и сюрпризах, планируемых провести на акции, надо упомянуть только о красивых, благородных и цивилизованных действиях
11. нужно приманить человека на акцию, пообещав подарки и "халяву", а потом извиниться и сообщить, что обстоятельства изменились
12. формулируя просьбу, необходимо чрезмерно занизить и минимизировать цену просьбы, чтобы она казалась смешной и ничтожной для выполнения
13. обращаясь с просьбой к человеку, следует напоминать ему о свободе выбора, о том, что его ни к чему не обязывают, это показывает уважение к праву человека на свободу выбора
14. оставлять все положительные моменты, касающиеся выгоды для субъекта, на конец беседы, сообщения, фразы
15. можно убедить собеседника в том, что он великодушный или в том, что он безответственный плебей
16. всегда следует смотреть широко открытым добрым взглядом в глаза собеседнику
17. нужно добро улыбаться при общении
18. легкое прикосновение поможет склонить собеседника на свою сторону
Манипуляция на уровне СМИ:
19. предварительно изучить стереотипы и мифы народа, создать "карту стереотипов" - культурный контекст общества
20. всегда учитывать те установки, мифы, стереотипы и предрассудки, в которых живут те, кто подвергается воздействию манипулятора
21. воздействовать скрыто
22. воздействовать всегда на чувства, эмоции, желания, никогда на критический разум
23. периодически повторять одну и ту же идею, чтобы "вбить" ее в сознание людей, создав тем самым еще одну установку
24. приспосабливаться к существующим стереотипам, мифам, установкам, корректировать, менять их или создавать новые
25. намеренно упрощать сложные явления
26. необходимо дать человеку не информационный факт, а стимул, который вызовет определенную реакцию
27. умалчивание части информации
28. выдавать за правду такую ложь, которую нельзя разоблачить
29. использовать данные статистики для убеждения
30. дозировать информацию в нужных пропорциях, создавая видимость плюрализма мнений
31. выдавать несуществующий источник "супер-секретной" информации за "пожелавший остаться неизвестным"
32. нагнетать страсти вокруг незначительного события, создавая скандалы и массовые психозы
33. подменять понятия, создавать новые размытые, но благовидные понятия и формулировки
34. делить информацию на части, чтобы затруднить ее критический анализ
35. придавать информации срочность и сенсационность
Манипуляция толпой:
36. завоевать доверие, подстраиваясь под настроение толпы
37. отвечать интересам большинства
38. брать на себя ответственность за происходящие события в конкретной ситуации
39. говорить связно, четко, но образно
40. совершать уверенные жесты
41. подбирать цвета имиджа и символики в соответствии с их местом в системе стереотипов людей
42. быстро принимать верные решения
43. использовать психологические установки, предрассудки, стереотипы
44. играть на чувствах и образах
45. быть твердым в словах и убеждениях, даже если они довольно спорны
46. совершать популистские действия и поступки
47. использовать краткие, утвердительные лозунги, преувеличивать, повторять
48. запускать в толпу сообщников, агентов, настраивающих толпу на поддержку вашей идеи
49. использовать различные ритмы и виды музыки в зависимости от состояния толпы
50. создать в действующей толпе панику
51. сместить внимание толпы на нейтральный объект
52. запустить в ядро толпы агентов-провокаторов
53. создать на периферии новый центр внимания
54. лишить людей в толпе анонимности путем публичных сообщений о скрытых видео камерах и точных именах и фамилиях
55. устранить ненужные аттракторы
56. использовать коллективное пение, скандирование или шокирующие звуки
57. работа мобильной обученной команды агентов-манипуляторов
58. использовать по возможности все манипулятивные техники в совокупности для достижения максимально эффективного результата
Библиографический список источников и литературы
1. Андреев А. Л. Политическая психология. М.: Весь Мир, 2002.
2. Большаков В. Ю. Эволюционная теория поведения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.
3. Геген Н. Психология манипуляции и подчинения / Н. Геген. - СПб.: Питер, 2005. - 203 с.
4. Данливи П. Политическое поведение: институциональный и эмпирический подходы// Политическая наука: новые направления/ Под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Вече, 1999. С. 281-297.
5. Дьякова Е. Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления идентификации// Полис. 2003. 3. С. 5-19.
6. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994.
7. Иванов В.Н., Назаров М.М. Информационное потребление и политические ориентации//Социологические исследования. 2000, №7.
8. Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать ее наука. М.: Эксмо, 2002.
9. Кара-Мурза С. Г. Истмат и проблема восток-запад. М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2002.
10. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием: светлый миф о частной собственности// Социально-гуманитарные знания. 2003. № 3. С. 23-38.
11. Карминес Э. Г. Политическое поведение/ Э. Г. Карминес, Р. Хакфельд// Политическая наука: новые направления/ Под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Вече, 1999. С. 235-262.
12. Киселев К.В. Деструктивные технологии и принципы их нейтрализации // Полития, 1999, №2.
13. Лопатин В. Н. Психотронное оружие и безопасность России/ В. Н. Лопатин, В. Д. Цыганков. М.: СИНТЕГ, 1999.
14. Медникова М.Б. Манипуляция сознанием: опыт древности //Химия и жизнь - ХХI век. 2004, № 4.
15. Миллер У. И. Политическое поведение: вчера и сегодня// Политическая наука: новые направления/ Под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Вече, 1999. С. 297-309.
16. Михайловский Н. К. Герои и толпа: Избранные труды по социологии в двух томах. Том второй. СПб.: Алетейя, 1998.
17. Моисеев В. А. Паблик рилейшнз как средство социальной коммуникации. (Теория и практика). Киев: Дакор, 2002.
18. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи / А.П. Назаретян. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с.
19. Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2001.
20. Парыгин Б. Д. Анализ феномена и природы социального настроения // Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1999. 3. С.193-204.
21. Пугачев В.П. Технологии скрытого управления в современной российской политике //Вестник МГУ. Сер12. Политические науки. 2003, №3.
22. Санаев А. Русский пиар в бизнесе и политике / А. Санаев. - М.: Ось-89, 2005. - 240 с.
23. Соловьев А. И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики// Полис. 2002. № 6. С. 6-18.
24. Спасибенко С. Г. Социальная идентичность человека//Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. С. 53-76.
25. Страхов А. П. Изучение электорального поведения россиян: социокультурный подход//Полис. 2000. № 3. С. 90-97.
26. Урина Н.В. О секретах "обольщения" в политической и корпоративной коммуникации//Вестник МГУ, Сер.10 Журналистика, №1.
27. Шевченко А. Ю. Дискурсный анализ политических медиа-текстов//Полис. 2002. № 6. С. 18-24.
28. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.
Электронные ресурсы
29. Авчеенко В. Теория и практика политических манипуляций в современной России:[Электронный ресурс]/ Авчеенко В.- Электрон. ст.- Режим доступа к ст.: http://psyfactor.by.ru/polman.htm
30. Бахтуридзе З. Манипуляция массами в политическом процессе:[Электронный ресурс]/ Бахтуридзе З.- Электрон. ст.- Режим доступа к ст.: http://vapp.ru/docs.massmani/
31. Блумер Г. Коллективное поведение: [Электронный ресурс] / Г. Блумер. - Режим доступа: http://yurpsy.by.ru/help/xrest/text/tolpa/08.htm
32. Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг, или как продать вождя:[Электронный ресурс]/ Ильясов Ф. Н..- Электрон. ст.- Режим доступа к
Использование PR-методов в работе субъектов современного рыночного пространства с телевизионными СМИ:[Электронный ресурс].- Электрон. ст.- Режим доступа к ст.: http://www.i-u.ru/biblio/unknown%5Fpr%5Fmethods%5Ffusing
33. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием:[Электронный ресурс]/Кара-Мурза С. Г..- Электрон. ст.- Режим доступа к ст.: http://www.kara-murza.ru/books/manipul11.htm#hdr_15
34. Лебон Г. Психология народов и масс: [Электронный ресурс].- Г. Лебон. - Режим доступа: http://www.cprf.ru/library/politolog/3808.shtml
35. Мокшанцев Р. И. Психология стихийных социальных групп: психология толпы: [Электронный ресурс] / Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. - Режим доступа: http://ruskolan.xpomo.com/tolpa/tolpa.htm
36. Московичи С. Век толп: [Электронный ресурс]. - С. Московичи. - Режим доступа: http://yurpsy.by.ru/biblio/moskov/moskov.htm
37. Паническое расстройство:[Электронный ресурс].- Режим доступа к ст: http://panic.transline.ru/nauka/nauka2.htm
38. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал, Т11, №5, - 1990: [Электронный ресурс].- Режим доступа к ст.: http://www.iniciator.ru/showrazdel.php?razdelid=27
39. Король политической рекламы Жак Сегела (Из интервью Гарри Файфа с Жаком
Сегела. Журнал Мир дизайна , 3 (12), 1998 год. Перевод А. Шестакова).- Электрон. ст.- Режим доступа к ст.:
http://www.elections.spb.ru/elections/razde19/seguels_a.htm
40. Щебет Д. А. Манипулятивные основы политической рекламы:[Электронный ресурс]/ Щебет Д. А.- Электрон. ст.- Режим доступа к ст.: http://propr.com.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=319
|
|
© 2005—2007 КРО
ММОБО "Молодёжная правозащитная группа"
Электронная
почта yhrg#sampo.ru |
|