|
|
|
|
ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ "КАРЕЛИЯ" И МЕХАНИЗМЫ ЕЁ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Введение - 3 -
Глава I. Факторы влияния на ГТРК "Карелия" со стороны власти и общества - 7 -
§1. Правовые и политические факторы влияния на политику ГТРК "Карелия" со стороны власти и общества. - 7 -
§2. Экономические факторы влияния на политику ГТРК "Карелия" со стороны власти и общества - 15 -
Глава II. Механизмы взаимодействия ГТРК "Карелия" с общественностью республики Карелия. - 22 -
§1. Воздействие телеэфира на общественное сознание. - 22 -
§2. Механизмы воздействия общества на политику ГТРК "Карелия". - 29 -
Заключение - 34 -
Список источников и литературы - 39 -
Приложения - 41 -
Приложение 1. - 41 -
Приложение 2 - 42 -
Приложение 3 - 44 -
Приложение 4 - 45 -
Введение
Необходимыми условиями эффективного взаимодействия граждан и органов власти в политической системе являются свобода выражения мнений и плюрализм средств массовой информации. Россия, провозгласив себя демократической и либеральной страной, тем самым обязала себя соблюдать общепризнанные принципы свободы и прав человека. Эти обязательства были закреплены в новой Конституции 1993 года. Пункт 5 статьи 29 гласит: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается" . Данное положение должно гарантировать и обеспечивать право граждан на многообразие и плюрализм мнений, транслирующихся в массы. Мнения и идеи могут передаваться, как через частные каналы, так и через государственные. Первые могут быть лояльны или нет правящей политической элите. Это зависит от владельцев СМИ. Что касается государственных телеканалов, то вопрос здесь не решается так однозначно. Государственные телеканалы должны, с одной стороны, консолидировать общество, но с другой - обеспечивать доступ представителей гражданского общества к транслированию общезначимых проблем, то есть реализовывать интересы всей страны, а не только государственных чиновников.
Далее будут рассмотрены законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, затрагивающие свободу СМИ в России и, в частности, в Карелии.
Целью курсовой работы является определение механизмов политического взаимодействия ГТРК "Карелия" с общественностью Карелии.
К задачам работы относятся:
1. Выявление правовых, политических и экономических факторов влияния на политику ГТРК со стороны власти и общества.
2. Выявление способов манипулирования общественным сознанием через государственное телевидение.
3. Поиск возможных способов устранения негативных явлений в информационном поле республики.
Объектом исследования является политическое поле взаимодействия общества и государственной телерадиовещательной компании.
Предметом исследования является совокупность факторов, влияющих на информационное пространство республики Карелия.
При подготовке и написании данной работы использовались как аксиологические подходы, так и общенаучные и специальные методы исследования. Важную роль в изучении данной темы играют принципы системного подхода, сравнительного и функционального анализа. Среди общенаучных методов широко применялись методы логического анализа, аналогии и сравнения, индукции и дедукции и др. Из специальных методов выбор сделан в пользу контент-анализа текстов документов, телеэфира, моделирования социальных механизмов политического взаимодействия.
На сегодняшний день существует достаточно обширная источниковая база по исследуемой проблеме. Для реализации поставленных задач исследования необходимо использовать нормативно-правовые акты: Конституция РФ от 12.12.1993 г., Федеральный закон о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации от 15.12.1994 г. (с изменениями на 16 октября 2006 г.), Закон республики Карелия о бюджете республики Карелия на 2007 год от 07.12.2006 г., Устав федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телерадиовещательная компания", Закон республики Карелия о внесении изменений в закон "о бюджете республики Карелия на 2007 год" от 06.02.2007 г., Постановление Правительства Российской Федерации о всероссийской государственной телевизионной радиовещательной компании от 24.02.2004 г., Федеральный закон о средствах массовой информации от 27.12.1991 г. (с изменениями на 16 октября 2006 г.), Постановление Законодательного Собрания республики Карелия о Соглашении об информационном сотрудничестве Законодательного Собрания республики Карелия и государственной телерадиовещательной компании "Карелия" от 27.06.2002 г. и другие законодательные акты. Кроме того, для реализации поставленных задач исследования важное методологическое значение имела следующая литература: работа З. Бахтуридзе "Манипуляция массами в политическом процессе" , исследование С.Г. Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием" , книга Джина Шарпа "Политика ненасильственных действий" . Важную роль в исследовании сыграли статьи таких журналистов как Е. Долгошеева , С. Варшавчик и А. Цыганков .
В Конституции России можно увидеть самые общие принципы взаимодействия общества и государства, которые необходимо учитывать при разработке проблем, связанных с информационным пространством России.
Федеральный закон о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации от 15.12.1994 г. (с изменениями на 16 октября 2006 г.), Постановление Правительства Российской Федерации о всероссийской государственной телевизионной радиовещательной компании от 24.02.2004 г., Федеральный закон о средствах массовой информации от 27.12.1991 г. (с изменениями на 16 октября 2006 г.), Постановление Законодательного Собрания республики Карелия о Соглашении об информационном сотрудничестве Законодательного Собрания республики Карелия и государственной телерадиовещательной компании "Карелия" от 27.06.2002 г. показывают обязательства государственной телерадиовещательной компании перед государственной властью России и раскрывают правовые факторы влияния на государственную компанию.
Закон республики Карелия о бюджете республики Карелия на 2007 год от 07.12.2006 г., устав федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телерадиовещательная компания", статьи Е. Долгошеевой, С. Варшавчика и А. Цыганкова раскрывают экономические и политические факторы влияния.
Степень разработанности проблемы отражается в исследованиях Е. Долгошеевой, С. Варшавчика и А. Цыганкова, З. Бахтуридзе, С.Г. Кара-Мурзы, Д. Шарпа.
Исследования З. Бахтуридзе и С.Г. Кара-Мурзы дают возможность объяснить манипулятивные явления в деятельности государственной телерадиовещательной компании.
Джин Шарп в своих исследованиях предлагает конкретные способы влияния общества на органы власти.
Структура
Курсовая работа построена на двух основаниях:
1. нормативно-правовой аспект деятельности ГТРК.
2. реально политический аспект деятельности ГТРК и взаимодействие с обществом.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении формулируется актуальность, проблематика, цели, задачи, объект, предмет, план и структура исследования, а также приводится описание источников литературы.
В первой главе исследуются федеральные законы, устав ВГТРК, политические, правовые и экономические факторы влияния на политику ГТРК.
Во второй главе рассматривается процесс непосредственной реализации правительственного интереса через ГТРК и возможности общества повлиять на процесс формирования информационного поля (практические способы воздействия на ГТРК).
В Заключении подводятся итоги проведенному исследованию и делаются общие выводы.
Глава I. Факторы влияния на ГТРК "Карелия" со стороны власти и общества
§1. Правовые и политические факторы влияния на политику ГТРК "Карелия" со стороны власти и общества.
Для реализации поставленных задач и определения правового статуса государственной телевизионной радиовещательной компании "Карелия", необходимо рассмотреть правовые акты, в рамках которых действует компания. Это, прежде всего, Федеральные законы и устав всероссийской государственной телевизионной радиовещательной компании. К ним относятся Конституция РФ от 12.12.1993 г., ФЗ о СМИ от 27.12.1991 г. (с изменениями на 16 октября 2006 г.), ФЗ О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации от 15.12.1994 г. (с изменениями на 16 октября 2006 г.), Постановление Правительства РФ о ВГТРК от 24.02.2004 г., Устав федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телерадиовещательная компания".
29 статья Конституции РФ гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. Федеральный закон о средствах массовой информации вводит юридические понятия: "Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации" .
Политика ГТРК "Карелия" основывается на правовых обязательствах ВГТРК перед государством. В связи с этим, можно выделить нормативный фактор обязательного эфира, то есть это тот информационный минимум, который государственный канал обязан выдавать в эфир по закону. Федеральный закон о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации вводит обязательные для трансляции программы: "Государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации должны еженедельно, за исключением времени, когда заседания Совета Федерации и Государственной Думы не проводятся, выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы продолжительностью не менее сорока пяти минут об итогах работы Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе, о проведении парламентских слушаний, об истории и о практике российского и зарубежного парламентаризма, об укреплении российской государственности, о содержании и применении основных положений Конституции Российской Федерации, законов и иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации" . "Государственные региональные средства массовой информации должны по просьбе избранного по территориальному избирательному округу депутата Совета Федерации либо депутата Государственной Думы, либо депутата Государственной Думы, которому данный регион определен для работы его депутатским объединением в Государственной Думе, предоставлять им возможность выступления по месту их избрания один раз в два месяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу….. В одной программе могут участвовать несколько депутатов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Для выступления каждому из участников программы должно быть предоставлено не менее семи минут. Правовой режим, установленный настоящей статьей, распространяется на государственные телепрограммы, транслируемые по пятому телевизионному каналу….. Государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации должны не реже одного раза в месяц выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов программы дебатов представителей депутатских объединений в Государственной Думе. Продолжительность каждой такой телепрограммы должна быть не менее сорока пяти минут, а радиопрограммы - не менее тридцати минут. Участие журналиста (журналистов) соответствующего средства массовой информации в таких программах обязательно. Журналист обязан обеспечивать равные условия для участников дебатов" .
В данном случае ничего не говориться о подборе самих участников дебатов, от каких общественно-политических объединений они должны подбираться и чьи интересы представлять, что также важно, как и равные условия для участников дебатов. Здесь создано пространство для действия уже не правового фактора, а политического. А именно, правительственный политический курс негласно определяет состав участников дебатов, поскольку Правительство РФ является учредителем ВГТРК, то есть прямым начальством для работников канала. Данный фактор можно назвать административно-политическим, где государственные "медийные" чиновники выступают администраторами в Правительстве РФ, проводящими определенный политический курс Президента РФ.
"Государственные аудиовизуальные средства массовой информации при формировании программной политики должны предусматривать в иных публицистических, информационных и информационно-аналитических программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о работе федеральных органов государственной власти, об основных принципах государственного устройства Российской Федерации, основных направлениях внутренней и внешней политики государства, деятельности Президента Российской Федерации, о программе деятельности Правительства Российской Федерации, позиции депутатских объединений в Государственной Думе, депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, разрешении дел и споров судами" . Правительство РФ, являясь учредителем ВГТРК, укрепляет легитимность своей власти, информируя население о своей деятельности и выпуская программы, пропагандирующие необходимость крепкой государственной власти.
ГТРК "Карелия" является филиалом ВГТРК и полностью действует в рамках устава ВГТРК. Поэтому необходимо изучить его, чтобы разобраться в правовом поле ГТРК "Карелия".
Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК)" создано в июле 1990 г., включает в себя три общенациональных телеканала - "Россия", "Культура", "Спорт", 86 региональных телерадиокомпаний, телеканал "РТР-Планета", русскую версию телеканала "Евроньюс", круглосуточный информационный канал "Вести", три радиостанции - "Радио России", "Маяк", "Культура" и государственный интернет-канал "Россия", который объединяет более 20 интернет-ресурсов. Телеканал "Россия" оценивает свою аудиторию в 140 млн человек в России и более 50 млн - в странах СНГ и Балтии .
В уставе ВГТРК сказано, что "Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (далее - Компания) является коммерческой организацией, созданной для выполнения функции государственного производителя и распространителя телерадиопрограмм". Учредителем ВГТРК является Правительство РФ. Компанию возглавляет генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Глава государства является сильным федеральным политическим фактором, определяющим политику компании.
Одними из целей компании, согласно уставу, являются, с одной стороны, предоставление телезрителям и радиослушателям оперативной и всесторонней информации о событиях в Российской Федерации и за рубежом; содействие развитию свободы средств массовой информации, сохранению и распространению российской культуры; а, с другой стороны, информационно-аналитическое обеспечение внутренней и внешней политики Российской Федерации. Это означает, что предоставлять всестороннюю информацию и содействовать развитию свободы СМИ Правительство будет через информационно-аналитическое обеспечение внутренней и внешней политики РФ. Увязав эти две цели, учредитель ВГТРК должен либо вести политику, содействующую развитию свободы СМИ (освещать события с разных точек зрения), либо использовать информационный ресурс для пропаганды своего политического курса, что, конечно, не увязывается с целью о всесторонней информации и свободе СМИ. Фактор правовой двойственности целей компании способствует расширению пространства действия для политических факторов.
"ВГТРК существует не в безвоздушном пространстве и, как любое средство массовой информации, находится под воздействием множества разных сил и векторов, но давлением это называть неверно. Это нормальная среда существования, включая систему взаимоотношений с владельцем. Это касается всех СМИ независимо от их формы собственности. У ВГТРК 86 региональных филиалов, выпускающих в эфир ежедневно более 3 часов информационных программ. То есть в сутки ВГТРК выпускает только регионального информационного вещания более 250 часов. Редакционно-независимые от местной элиты, в том числе и деловой, филиалы ВГТРК зачастую ощущают серьезное давление, целью которого является установление контроля. Однако до сих пор нам удается находить правильные решения, в рамках которых наши региональные компании, с одной стороны, не находятся в жесткой оппозиции к местным властям, а с другой - понимают, что, являясь частью крупнейшей федеральной компании, в первую очередь должны отстаивать федеральные интересы, в том числе и в местных новостях" , - заявляет генеральный директор ГТК "Телеканал "Россия" А. Златопольский. Таким образом, из этого заявления следует то, что для ВГТРК, а, следовательно, и для ГТРК "Карелия" приоритетной целью является информационно-аналитическое обеспечение внутренней и внешней политики Российской Федерации и легитимизация государственной власти всех уровней, а не предоставление телезрителям и радиослушателям оперативной и всесторонней информации о событиях в Российской Федерации и за рубежом и содействие развитию свободы средств массовой информации.
Что касается социальной ответственности государственной компании, то законами и уставом ВГТРК никак не регламентируются обязанности компании отвечать на политические запросы граждан. Компания свободна от населения и является, по сути, правительственным ресурсом массовой пропаганды и формирования общественного мнения: "Компания строит свои отношения с другими организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений и контрактов. Компания свободна в выборе предмета и содержания договоров и обязательств, любых форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и настоящему уставу" .
К правовым факторам регионального уровня можно отнести постановления региональных правительств и законодательных собраний. В 2002 году Законодательное Собрание (ЗС) республики Карелия (РК) постановило о соглашении об информационном сотрудничестве ЗС РК и ГТРК "Карелия". В соответствии с соглашением на ГТРК "Карелия" налагались следующие обязательства: 2.1.Аккредитует в Законодательном Собрании своих корреспондентов в соответствии с "Положением об аккредитации журналистов при Законодательном Собрании Республики Карелия". 2.2. В области телевещания обеспечивает: 2.2.1. Еженедельный прямой эфир для депутатов Законодательного Собрания продолжительностью 15 минут. 2.2.2. Информационное обеспечение деятельности Законодательного Собрания в соответствии с планом работы Законодательного Собрания в выпусках "Экрана дня". 2.2.3. Выступление депутатов Законодательного Собрания в передаче "Прошу слова" в соответствии с возможностями ГТРК и наличием свободного эфирного времени 2 раза в месяц по 10 минут. 2.2.4.Содействие в подготовке отдельных сюжетов, при наличии техники и корреспондента, о деятельности депутатов Законодательного Собрания в избирательных округах. 2.3. В области радиовещания обеспечивает: 2.3.1. Еженедельный прямой эфир для депутатов Законодательного Собрания продолжительностью 10 минут. 2.3.2. Информационное обеспечение деятельности Законодательного Собрания в соответствии с планом работы Законодательного Собрания в выпусках "Новостей". 2.3.3. Отдельные выступления депутатов Законодательного Собрания в передаче "Прошу слова" 2 раза в месяц по 10 минут. 2.3.4. Содействие в подготовке отдельных сюжетов, при наличии техники и корреспондента, о деятельности депутатов Законодательного Собрания в избирательных округах. ЗС РК, в свою очередь, обязано: 3.1. Своевременно, но не позднее чем за 15 дней, через пресс-службу оповещает ГТРК "Карелия" о планах работы Законодательного Собрания, утвержденных Председателем Законодательного Собрания порядке (очередности) выступлений депутатов и желаемых датах выхода в эфир передач с их участием. 3.2. Своевременно, но не позднее, чем до 16 часов рабочего дня, предоставляет ГТРК "Карелия" через пресс-службу Законодательного Собрания официальную информацию для размещения в выпусках новостей. 3.3. По возможности обеспечивает возмещение фактических расходов сотрудников ГТРК "Карелия" при их участии в выездных мероприятиях депутатов Законодательного Собрания. 3.4. Обеспечивает подготовку и проведение пресс-конференций, встреч с депутатами Законодательного Собрания .
Таким образом, видно, что обязательств у ГТРК "Карелия" гораздо больше, чем у Законодательного Собрания РК. Можно сказать, что по этому закону компания работает на представительную власть республики. Надо заметить, что на сегодняшний день некоторых передач, указанных в данном постановлении, уже не существует. После программы унификации ВГТРК, государственная компания "Карелия" стала больше проводить политику федерального центра, нежели региональных властей.
К факторам влияния на политику ВГТРК и ГТРК "Карелия" можно отнести те факторы, которые влияют в целом на политику государства, а это - социальный фактор (внутренней политики) и международный фактор (внешней политики).
Таким образом, в правовом отношении всероссийская государственная телерадиовещательная компания имеет обязательства только перед исполнительной ветвью власти, а именно Правительством России. На региональном уровне, филиал ВГТРК - ГТРК "Карелия" подчиняется федеральному руководству компании, но может заключать соглашения о сотрудничестве с региональными и местными органами власти. Данные договоры не могут противоречить общероссийской федеральной политике Правительства, поскольку ГТРК подчиняется ВГТРК, а ВГТРК подчиняется Правительству РФ. Генеральный директор ВГТРК назначается Президентом РФ и Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ (п. 1, ст.111 Конституции РФ). Это означает, что глава российского государства имеет прямое влияние не только на исполнительную власть, но и на ВГТРК. В такой ситуации Президент России имеет возможность не только транслировать информацию обо всей своей политической деятельности, но и интерпретировать любое политическое событие с выгодной ему позиции.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Политика ГТРК "Карелия" основывается на правовых обязательствах ВГТРК перед государством. Так выделяется нормативный фактор обязательного эфира, то есть это тот информационный минимум, который государственный канал обязан выдавать в эфир по закону. Фактор правовой двойственности целей компании способствует расширению пространства действия для политических факторов. Правительство РФ является учредителем ВГТРК, то есть прямым начальством для работников канала. Данный фактор можно назвать административно-политическим, где государственные "медийные" чиновники выступают администраторами в Правительстве РФ, проводящими определенный политический курс Президента РФ. Компанию возглавляет генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Глава государства является сильным федеральным политическим фактором, определяющим политику компании.
ГТРК "Карелия" является филиалом ВГТРК и полностью действует в рамках устава ВГТРК. К правовым факторам регионального уровня можно отнести постановления региональных правительств и законодательных собраний. После программы унификации ВГТРК, государственная компания "Карелия" стала больше проводить политику федерального центра, нежели региональных властей. Региональные компании, с одной стороны, не находятся в жесткой оппозиции к местным властям, а с другой - понимают, что, являясь частью крупнейшей федеральной компании, в первую очередь отстаивают федеральные интересы, в том числе и в местных новостях. Для ВГТРК, а, следовательно, и для ГТРК "Карелия" приоритетной целью является информационно-аналитическое обеспечение внутренней и внешней политики Российской Федерации и легитимизация государственной власти всех уровней.
Что касается социальной ответственности государственной компании, то законами и уставом ВГТРК никак не регламентируются обязанности компании отвечать на политические запросы граждан. Компания свободна от населения в правовом отношении.
К факторам влияния на политику ВГТРК и ГТРК "Карелия" со стороны общества можно отнести те факторы, которые влияют в целом на политику государства, а это - социальный фактор (внутренней политики) и международный фактор (внешней политики).
Итак, были выделены следующие факторы: нормативный фактор обязательного эфира, административно-политический фактор, федеральный политический фактор, фактор правовой двойственности целей компании, правовой фактор регионального уровня. В правовом и политическом поле они действуют в совокупности. Данные факторы определяют политическое воздействие государственной компании на общество. Исследование выявило особую роль политических факторов, которые и формируют информационное поле российского общества.
§2. Экономические факторы влияния на политику ГТРК "Карелия" со стороны власти и общества
Экономические факторы имеют два основных вектора, другими словами, финансирование ВГТРК осуществляется из двух источников. С одной стороны, это деньги, получаемые от коммерческой рекламы (коммерческий фактор), а с другой стороны, это средства из федерального бюджета (бюджетный фактор). Региональные отделения, такие как ГТРК "Карелия", большей частью финансируются напрямую ВГТРК, но могут финансироваться из республиканского и местного бюджетов.
Далее будут представлены данные разных лет о финансовой деятельности ВГТРК.
Размер уставного фонда Компании составляет 2 416 961 тыс. рублей. Уставный фонд Компании сформирован полностью за счет остаточной стоимости основных средств в соответствии с данными бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2003 г. Имущество Компании формируется за счет: 1) имущества, закрепленного за Компанией на праве хозяйственного ведения; 2) доходов от ее деятельности; 3) заемных средств, в том числе кредитов банков и других кредитных организаций; 4) амортизационных отчислений; 5) средств федерального бюджета; 6) дивидендов (доходов), поступающих от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует Компания; 7) добровольных взносов (пожертвований) организаций и граждан; 8) иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Важным фактором, влияющим на политику компании, является фактор собственности: имущество Компании находится в федеральной собственности. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении Компании, а также имущество, приобретенное ею за счет полученной прибыли, являются федеральной собственностью и поступают в хозяйственное ведение Компании. По состоянию на 1 января 2003 г. чистые активы Компании составили 5 695 502 тыс. рублей. Правительство РФ, являясь учредителем ВГТРК, имеет право распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению.
Бухгалтерский баланс ВГТРК за 2004 год Сумма (в тыс. рублей)
Уставной капитал 695 222
Долгосрочные кредиты и займы и пр. 1 623 165
Кредиторская задолженность 2 304 530
Чистая прибыль 640 115
Получено бюджетных средств 8 536 633
Затраты на оплату труда 1 057 764
Оплата приобретенных товаров и иных оборотных средств 11 572 851
Приобретение объектов основных средств и доходных вложений в материальные ценности 586 204
Отчисления на социальные нужды 243 118
Итого по элементам затрат 12 787 511
Исходя из этой таблицы, можно сделать вывод о том, что на деятельность ВГТРК тратятся колоссальные средства из бюджета РФ - около 8,5 млрд. руб. только в 2004 году.
По словам генерального директора ГТК "Телеканал "Россия", "в 2005 г. объем финансирования (из госбюджета - ред.) ВГТРК составил $300,1 млн, а в 2006 г. - $320,8 млн. Причем эти средства не используются для финансирования телеканала "Россия". Более того, часть доходов, полученных от рекламной деятельности, телеканал "Россия" направляет на дофинансирование социальных проектов ВГТРК: телеканала "Культура", радиостанций "Радио России", "Маяк" "Культура" и до 2006 г. - телеканала "Спорт" .
"Другими словами, содержание "второй кнопки" обходилось налогоплательщикам в чуть менее 1 млн. долларов в день. Такова цена, которую обществу приходится платить, чтобы за свои собственные деньги воспринимать точку зрения высоких государственных начальников" . Необходимо заметить, что вместе с финансированием социальных проектов ВГТРК (например, телеканал "Культура") автоматически финансируется государственная точка зрения, поскольку роль административно-политических факторов сильнее социальных. А правовых механизмов, открывающих возможность всем общественным интересам получить равный доступ к ресурсам, имеющим бюджетную основу, нет.
"В 2005 г. поступления от рекламы на телеканале "Россия" составили $364,5 млн, а в 2006 г. - $486 млн. Существенную статью доходов телеканала составляет продажа прав. В частности, в 2005 и 2006 гг. эта сумма составила $51 млн и $50,6 млн соответственно" . Коммерческий фактор играет роль, поскольку через коммерческую рекламу косвенно могут поддерживаться все группы интересов. Например, крупный бизнес, который находится в оппозиции правительственному курсу, имеет возможность через коммерческую рекламу своего бизнеса на ГТРК поддерживать свои источники доходов, продвигать товар на рынок через государственный канал. Несмотря на то, что данный фактор не такой сильный, как бюджетный, так как существуют негосударственные каналы, через которые можно пускать рекламу, продвигая продукт; он важен для представления всех возможностей взаимодействия с ГТРК.
По данным компании, консолидированная выручка ВГТРК за девять месяцев 2006 г. составила $493,3 млн, чистая прибыль - $16,8 млн. Предварительный прогноз по выручке за весь 2006 год - $687,9 млн, по чистой прибыли - $60,9 млн.
"Основные источники расходов телеканала "Россия" - это программирование, управленческие расходы и оплата услуг связи. В 2005 г., к примеру, расходы телеканала "Россия" составили $359 млн, а в 2006 г. эта сумма достигла уже $465 млн" .
Генеральный директор ГТК "Телеканал "Россия": "Из всех проектов ВГТРК до 2006 г. лишь телеканал "Россия" являлся самоокупаемым. Мы работаем в рамках российских бухгалтерских стандартов, но имеем возможность проанализировать эффективность компании, пользуясь параметрами, аналогичными стандартам МСФО. Например, за девять месяцев 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. операционная прибыль, как и чистая прибыль, выросла на 14%. Аналог показателя OIBDA для телеканала "Россия" за девять месяцев 2005 г. составил $148,9 млн, за девять месяцев 2006 г. - $171,9 млн, тем самым увеличившись на 15%. Рентабельность по OBIDA в 2005 и 2006 гг. составила 49% и 51% соответственно" .
Таким образом, ГТРК "Карелия" финансируется напрямую ВГТРК. Руководство карельского филиала заключает договоры о сотрудничестве с Правительством РК и ЗС РК. Но данные соглашения, не носящие характера законодательных актов, являются коммерческой тайной или закрыты для частного просмотра.
По словам, Анатолия Цыганкова в Карелии "в 2005 году "госзаказ" составил 360 часов информационного вещания" . "…Правительство Карелии готово финансировать из республиканского бюджета - это здоровый образ жизни, спорт, вопросы экономики, туризм, культура, национальная политика. Соответственно между телерадиокомпанией и правительством республики подписан был договор о сотрудничестве. В результате этой работы в бюджет 2005 года попала строка о том, что республика берётся финансировать тематические передачи, для чего выделят 6 миллионов рублей. Сумма эта огромна, если знать, что в прошлом году ГТРК "Карелия" получила финансовую поддержку в размере 200 тысяч бюджетных рублей" .
Кроме того, ГТРК "Карелия" получает средства от различных целевых программ как Правительства РК, так и муниципальных органов власти. Например, Концепция региональной целевой программы "Гармонизация национальных и конфессиональных отношений, формирование гражданского согласия в Республике Карелия на 2007-2011 годы" ("Карелия-территория согласия") предполагает обеспечение государственной поддержки средств массовой информации, в том числе электронных, освещающих реализацию государственной национальной политики. Решение задачи предусматривает поддержку средств массовой информации, сопровождающих освещение реализации государственной национальной политики на территории Республики Карелия и формирование культуры гражданственности и согласия, соблюдение прав и свобод человека.
Целевой показатель Единица измерения Базовый показатель 2006 год 2007 год 2008
год 2009 год 2010 год 2011
год
Объем эфирного времени теле- и радиопередач по вопросам межнационального и межконфессионального сотрудничества и национальной политики количество часов год 2 3 3 3 3 3
Обеспечение государственной поддержки средств массовой информации на карельском и вепсском языках. Решение задачи предусматривает продолжение функционирования радио- и телевещания на родных языках. Развитие национальных средств массовой информации позволяет реализовать конституционное право в получении информации на родном языке.
Целевой показатель Единица измерения Базовый показатель 2006 год 2007 год 2008
год 2009 год 2010
год 2011 год
Объем эфирного времени радиопередач на карельском, вепсском и финском языках количество часов в год 16,0 16,0 16,0 16,0 16,0 16,0
Объем эфирного времени телепередач на карельском, вепсском и финском языках количество часов в год 9,0 9,0 9,0 9,0 9,0 9,0
Обеспечение государственной поддержки средств массовой информации, освещающих деятельность религиозных и национальных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий.
Целевой показатель Единица измерения Базовый показатель 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
Объем эфирного времени радиопередач о деятельности РиНОО, в том числе НКА количество часов в год 6 6 6 6 6 6
Объем эфирного времени телепередач о деятельности РиНОО, в том числе НКА количество часов в год 6 6 6 6 6 6
Данные таблицы показывают, что на финансирование телеэфира уйдет немало средств, что отразится на политике ГТРК "Карелия" и, соответственно, на политике Правительства РК в области национальной и гражданско-просветительской политики.
Таким образом, эфир ГТРК "Карелии" используется для различных направлений политики властей республики, что свидетельствует о назначении компании, как ресурса для проведения государственной политики в информационном пространстве страны и, в частности, республики.
Подводя итог, необходимо акцентировать внимание на том, что финансирование ВГТРК осуществляется из двух источников. С одной стороны, это деньги, получаемые от коммерческой рекламы (коммерческий фактор), а с другой стороны, это средства из федерального бюджета (бюджетный фактор). Региональные отделения, такие как ГТРК "Карелия", большей частью финансируются напрямую ВГТРК, но могут финансироваться из республиканского и местного бюджетов.
Коммерческий фактор играет роль, поскольку через коммерческую рекламу косвенно могут поддерживаться все группы интересов.
Важным фактором, влияющим на политику компании, является фактор собственности: имущество Компании находится в федеральной собственности. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении Компании, а также имущество, приобретенное ею за счет полученной прибыли, являются федеральной собственностью и поступают в хозяйственное ведение Компании.
На деятельность ВГТРК тратятся колоссальные средства из бюджета РФ - около $290 млн. в 2004 году; в 2005 г. - $300,1 млн, а в 2006 г. - $320,8 млн.
ГТРК "Карелия" финансируется напрямую ВГТРК. Руководство карельского филиала заключает договоры о сотрудничестве с Правительством РК и ЗС РК.
"В 2005 году "госзаказ" составил 360 часов информационного вещания. Правительство Карелии готово финансировать из республиканского бюджета - это здоровый образ жизни, спорт, вопросы экономики, туризм, культура, национальная политика. Соответственно между телерадиокомпанией и правительством республики подписан был договор о сотрудничестве. В результате этой работы в бюджет 2005 года попала строка о том, что республика берётся финансировать тематические передачи, для чего выделят 6 миллионов рублей. Сумма эта огромна, если знать, что в прошлом году ГТРК "Карелия" получила финансовую поддержку в размере 200 тысяч бюджетных рублей" .
Кроме того, ГТРК "Карелия" получает средства от различных целевых программ как Правительства РК, так и муниципальных органов власти.
С 2006 по 2011 гг. на финансирование телеэфира уйдет немало средств, что отразится на политике ГТРК "Карелия" и, соответственно, на политике Правительства РК в области национальной и гражданско-просветительской политики.
Таким образом, были выявлены факторы влияния на политику ВГТРК и ГТРК "Карелия". А именно: нормативный фактор обязательного эфира, фактор правовой двойственности целей компании, правовой фактор регионального уровня, административно-политический, федеральный политический; бюджетный, коммерческий, фактор собственности; социальный, международный.
Все выше изложенные факторы определяют политику ВГТРК, ГТРК "Карелия", а также способы ее реализации через механизмы воздействия на общество.
Изучив правовое поле, в котором действует ГТРК "Карелия", и источники финансирования компании, факторы воздействия на политику государственной компании, остается вопрос о действительном освещении событий в республике и реакции общества.
Глава II. Механизмы взаимодействия ГТРК "Карелия" с общественностью республики Карелия
§1. Воздействие телеэфира на общественное сознание.
Государственная компания, финансируемая из бюджетных средств, должна отражать интересы тех, кто заплатил налоги в бюджет. Соответствует ли это действительности, можно узнать на примере анализа содержания новостных телепередач, выходящих в эфир.
"Передачи Карельского телевидения выходят в эфир с апреля 1959 года, а радиопередачи с ноября 1926 года. Объём ежедневного телевизионного вещания - 2,5 часа, радиовещания - 3,8 часа. Языки вещания: русский, карельский, финский, вепсский.
Телепередачи ГТРК "Карелия" могут смотреть зрители во всех районах Республики Карелия (92,4% населения Карелии -736,9 тыс. человек), а слушать радиопрограммы 88,2% населения Республики (703,1 тыс. человек)" .
Информационные выпуски на республиканском телевидении появились с первого года существования. Сначала они назывались "По родной Карелии". С 1962 года это была программа "Экран дня".
С сентября 2002 года ВГТРК, вводя политику единого оформления своего канала, унификации вещания, рекомендовало региональным отделениям сменить названия местных выпусков новостей. Теперь по всей России информационную программу начинает тройка быстроногих лошадей. А под общим заголовком "Вести" появляется название города или республики.
"В целом информационный комплекс ВГТРК производит порядка тысячи, иногда больше, иногда даже до полутора тысяч доходит, информационных историй в день" , - 04.07.02 рассказал на радио "Свобода" Анне Качкаевой руководитель информационной службы и заместитель председателя ВГТРК Андрей Быстрицкий.
С понедельника по субботу в эфир выходит "Местное время. "Вести - Карелия" в 05.15, 05.45, 06.15, 06.45, 07.15, 07.45, 08.15, 11.25, 14.20, 16.40, 20.45, а в воскресенье - в 8.13 и 11.13. В четверг и пятницу после 00.00 выходит программа "Вести +". По субботам на канале в эфир выходит информационно-аналитическая программа "Вести - Карелия. События недели".
Для реализации поставленных задач исследования необходимо рассмотреть содержание данных телевизионных программ, выявить манипулятивные приемы и найти передачи, которые построены на взаимодействии с общественностью.
За три дня с 23 по 25 апреля (включительно) 2007 года ГТРК "Карелия" в программах "Вести - Карелия" показали следующие новостные сюжеты. 23 апреля было освещено 6 событий: "На свой день рождения Сергей Катанандов пригласил членов правительства; "Медведи" вышли на улицы Петрозаводска с метлами; Карельские коммунисты возложили цветы к памятнику В. И. Ленину; Профессору Григовичу - 75; Карелия к посевной готова; Любительская астрономия Карелии обрела второе дыхание" . Первые два сюжета носят откровенно рекламный характер. Первый рассказывает о совещании в Правительстве РК, на котором глава Карелии в свой день рождения (в субботу) говорит о национальных проектах и, в целом, озабочен делами республики. Второй рассказывает о заслугах партии власти и молодежном ее отделении, которые организовали субботник. Следующее событие носит нейтральных характер, повествует о юбилее врача. Далее рассказывается о публичном жесте коммунистов, который привлекает внимание общественности. Затем идет отчет министра сельского, рыбного хозяйства и экологии о подготовке к посевной, исходя из которого в сельском хозяйстве в Карелии нет никаких проблем. Последний сюжет описывает достижение в области образования и науки, что создает интерес у зрителя. В целом, 23 апреля в эфире телеканала не прозвучало никакой критики в адрес властей. Встреча коммунистов была подана, как внутренне корпоративное мероприятие, не носящее социально-политического значения.
24 апреля было освещено тоже 6 событий: "Заседание правительства Карелии провел Сергей Катанандов; "Самая карельская книга" признана Книгой Года в Карелии; "Петрозаводскмаш" выходит на рынки Южной Америки; Первая сольная программа Ирины Поповой прозвучит на четырех языках; Сергей Катанандов выразил соболезнование вдове первого Президента России; От алиментов заграница не спасет" .
Данный новостной выпуск носит полностью лояльный властям характер. Более того, в трех случаях описываются политические события исключительно с позитивной позиции. Два культурных события и одно международное, которое повествует о неотвратимости наказания даже заграницей.
Использовать индуктивный метод, то есть анализировать от частного к общему, имеет смысл, поскольку, как показывает практика, новостные передачи государственного канала изо дня в день трактуют события с одно точки зрения. Новости одного канала, если учредитель остается один и тот же, имеют тенденцию к стабильной позиции, поскольку отражают интерес учредителя. Достаточно проанализировать содержание одного новостного выпуска, чтобы судить об утвержденной позиции руководства компании. В курсовой работе методом контент-анализа будет подробно рассмотрен выпуск новостей "Вести - Карелия" от 25 апреля 2007 г.
Выпуск "Вестей - Карелия" состоял из освещения 4 основных событий: "1. В свет вышли "Источники света", 2. Муезерский район отчитался о ходе реализации национальных проектов, 3. "В таком случае… я начну блазонировать", 4. 15 миллионов рублей выделят на реализацию программы "Школьное молоко" .
1. В свет вышли "Источники света" (См. Приложение 1).
Данная новость не входит в список вопросов, затрагивающих политические проблемы. Она носит нейтральный лирический характер и описывает культурное событие в Карелии. Так редакция смещает акцент с острых политических и социальных вопросов на нейтральный культурный. Одним из приемов манипуляции общественным сознанием является "отбор событий реальности для сообщений" . Этот прием заключается в том, чтобы давать потребителю информацию в определенных пропорциях, создавая таким образом видимость плюрализма мнений и диалога. Создается иллюзия того, что ГТРК не только пиарит власть, но и заботиться о культуре и искусстве, пусть и немного…. Бахтуридзе пишет о телевидении: "телевидение (для формирования отталкивающего чувства) по отношению к неугодным политикам использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монтирует заснятые кадры" . Так в освещении следующего события видно, в каком свете выступает глава муниципального района, и в каком - федеральные и республиканские власти.
2. Муезерский район отчитался о ходе реализации национальных проектов (См. Приложение 2).
Данное событие целиком привязано к федеральной политике центра, а именно к национальным проектам. Глава муниципального района отчитывается перед федеральным инспектором, который пытается указывать недочеты и воспитывать управленца местного уровня, показывая бдительный контроль Кремля. Далее Премьер-министр Правительства РК утверждает, что достигнутые результаты - исключительно заслуга республиканских властей. Он дает уверенные наставления местным органам власти, показывая, что Правительство Карелии направляет всю работу, а местные не хотят работать. Далее указывается на то, что бдительные службы Президента РФ внимательно наблюдают за всем происходящим, и пока рано расслабляться, потому что выводы о работе пока еще не сделаны и есть возможность что-то подправить. С точки зрения политики федеральных редакторов компании, данный сюжет построен очень грамотно: он как бы выстраивает стабильную "вертикаль" власти - федеральный инспектор четко контролирует работу, республиканские власти неустанно работают, местные опять во всем виноваты, так как не хотят работать, а Президент здесь не причем, но все видит. И в любой момент может обрушиться опала на какого-либо чиновника. Такой образ создает телекомпания. Это действительно образ или другими словами - видимость, ведь всем понятно, что подобные отчеты делаются исключительно для публики и не имеют иной цели, как лишь формирование положительного имиджа власти.
3. "В таком случае… я начну блазонировать" (См. Приложение 3).
Данный сюжет направлен определенно на реализацию информационно-просветительской задачи, смысл которой в том, чтобы популяризировать лишний раз государственную символику, тем самым укрепить идеологически российскую государственность. Существует такой прием, как "упрощение, стереотипизация" . Суть этого принципа заключается в том, что человеку необходимо подавать заведомо упрощенную информацию, подогнанную под уже сложившиеся стереотипы. Так ему будет легче ее воспринимать, без внутренней борьбы, критической оценки, каких-либо умственных усилий. Существует общераспространенное заблуждение-стереотип о том, что сильная государственная власть обеспечит благо для всего народа, а популяризация государственных символов приведет к воспитанию чувства патриотизма. Но должна ли любовь к родине распространяться на всякое ее правительство? Это тот вопрос, который поставил еще Солженицын.
Кроме того, выявляется такой манипулятивный прием, как "игра понятиями". Вначале дается не очень известный термин - "блазонировать", который был вставлен для того, чтобы привлечь внимание. Далее используется прием - "обеление понятия". Сложившееся негативное отношение к свастике, символизирующей фашизм, смягчается тем, что автор апеллирует к первоначальному значению свастики, которое в начале 20 века не несло "негативной нагрузки фашизма". Это показательно в свете распространения в стране националистического движения, которое в той или иной степени использует линии свастики. "Подмена понятий, изменение смыслов слов" . "Г. Шиллер предупреждает: "Всем, кто борется с системой угнетения, важно понимать, какой силой обладают те, кто контролирует процесс выработки определений. Навешивание фальшивых ярлыков и искажение целей борьбы идеологических противников - типичный прием пропагандистской машины угнетателей. Поэтому первый шаг в направлении установления контроля над определениями заключается в том, чтобы попытаться не уступить крайне важной терминологической территории" . Изменив смысл слова, можно навязать любую идею.
4. 15 миллионов рублей выделят на реализацию программы "Школьное молоко" (См. Приложение 4).
Новость приобретает особый окрас в преддверии выборов в ГД. В самом начале упоминается федеральная партия власти. Далее представитель республиканской элиты говорит о том, как хорошо защищать здоровье детей молоком.
Подводя итог всему информационному выпуску, необходимо отметить, что из четырех событий лишь одно освещает тему культуры, а оставшиеся три прямо направлены на позитивное освещение деятельности в большей степени федеральных органов государственной власти и в меньшей республиканской. Интерес общества в разносторонней информации был не реализован. Граждане в очередной раз получили рекламный ролик органов власти за свой счет. Реклама, как и политический PR, использует в той или иной мере технологии манипуляции общественным сознанием.
Программ, направленных на взаимодействие государственных средств массовой информации, власти и общества, в телеэфире не было.
"Дробление и срочность" . Для усиления восприимчивости субъекта проблему разделяют на части, чтобы он не смог проследить логические переходы, целостно осмыслить и проанализировать проблему. Дробление чаще всего осуществляется рекламной паузой или простым смешиванием сюжетов, передач или рубрик. СМИ в голове у человека создают мозаику из событий и фактов, делая его подвластным тем людям, которые финансируют телеканал, газету, журнал или радио. Также для ограничения возможностей человека анализировать информацию, ей придают ощущение срочности. В быстром потоке сменяющих друг друга событий воспринимающему субъекту ничего больше не остается, как только принять факты такими, какими он их получил. Альтернативой может быть только тотальный отказ от информации СМИ, потому что на анализ всего материала, проходящего каждый день в СМИ, не хватить ни ресурсов, ни времени.
"Утверждение и повторение" . Если долго повторять одно и тоже утверждение, то рано или поздно человек через подсознание смириться с ним.
"Сенсационность" . Превращение события в сенсацию дает возможность скрыть другую информацию, о которой публика не должна знать или прекратить затянувшийся психоз или скандал.
Субботний выпуск программы "События недели" повторяет самые удачные, с точки зрения, редакции сюжеты недели.
Итак, 23 апреля в эфире телеканала не прозвучало никакой критики в адрес властей. Встреча коммунистов была подана, как внутренне корпоративное мероприятие, не носящее социально-политического значения. Новостной выпуск 24 апреля носит полностью лояльный властям характер.
Были выявлены некоторые способы манипуляции. Информация давалась потребителю в определенных пропорциях, создавая таким образом видимость плюрализма мнений и диалога. Подавалась заведомо упрощенная информация, подогнанная под уже сложившиеся стереотипы. Популяризировалась государственная символика, тем самым укрепляя идеологически российскую государственность. События привязаны к федеральной политике центра, а именно к национальным проектам. Имело место апелляция к первоначальному значению свастики, которое в начале 20 века не несло негативной нагрузки фашизма. Новости носили особый окрас в преддверии выборов в ГД.
Новости разделяют проблему на части, чтобы он субъект восприятия не смог проследить логические переходы, целостно осмыслить и проанализировать проблему. Долго повторяются одни и те же утверждения (показывающие власть в положительном свете), чтобы рано или поздно человек через подсознание смирился с ними. События искусственно превращают в сенсацию, преувеличивая их значимость, что дает возможность скрыть другую информацию, о которой публика не должна знать или чтобы прекратить затянувшийся психоз или скандал.
Интерес общества в разносторонней информации не был реализован. Граждане в очередной раз получили рекламный ролик органов власти за свой счет. Реклама, как и политический PR, использует в той или иной мере технологии манипуляции общественным сознанием.
Существует огромное количество манипулятивных приемов, обеспечивающих практически неограниченные возможности для управления сознанием людей через СМИ. Имея монополию на телеэфир, можно управлять людьми практически абсолютно. Можно заставить всех выйти на улицы, объявить, что в стране наступила анархия, полное безвластие, начать беспорядки, точно также их и прекратить, объявив о начале массовых репрессий, показывая ужасы смерти на экранах телевизоров. Этим опасна монополия.
Но для постепенного целенаправленного формирования сознания и влияния достаточно и одного телеканала.
§2. Механизмы воздействия общества на политику ГТРК "Карелия".
На первый взгляд может показаться, что не существует никакого взаимодействия между обществом и ГТРК, а есть лишь односторонний процесс воздействия государственной компании на сознание людей с целью сформировать общественную позицию по какой-либо общественной проблеме. На самом деле, это не совсем так. ВГТРК является в значительной степени коммерческой организацией, которая получает деньги от размещения рекламы. А это значит, что и рейтинг компании тоже играет свою роль для руководства. Одними из основных способов повышения рейтинга компании является освещение неполитических событий или же совершение ярких популистских политических акций, таких как прямой эфир с главой республики или обсуждение наболевшей проблемы с телезрителями или радиослушателями. Далее будет проведен анализ таких выпусков передач для реализации поставленных задач исследования.
06.05.2006 "Горячая" была проведена акция - телефонная линия, соединившая Главу с республикой. Провести общение с гражданами Сергей Катанандов решил именно перед майскими праздниками. Дозвонилось около 50 человек. ГТРК "Карелия" оповестила республику о данном мероприятии, что обеспечило взаимодействие граждан с властью. Однако, эффективность решения проблем граждан не высока, поскольку в республике проживает более 700 тыс. человек. "Горячая линия" - популистский жест главы республики. С одной стороны, такой прием повышает рейтинг компании, создавая иллюзию работы с общественностью, а, с другой стороны, увеличивает общественную поддержку власти, имитируя заботу о гражданах.
12 февраля 2007 г. ГТРК "Карелии" показывала сюжет о "горячей" телефонной линии, по которой к главе республики обратилось более 60 граждан. "Семь вопросов удалось решить сразу же. Пятьдесят четыре жалобы были зарегистрированы. Проверкой и решением этих вопросов займутся работники соответствующих министерств. Они же и дадут письменный ответ всем дозвонившимся. Большая часть вопросов, с которыми обратились жители к главе республики, находится в ведении местных властей" . Необходимо учесть тот факт, что в марте 2007 г. проводились перевыборы в Петросовет, предыдущий созыв которого был распущен главой Карелии. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что сюжет о данной "горячей" телефонной линии имел целью скорее популяризировать партию власти перед выборами в лице главы республики, чем реально решить проблемы граждан.
На данный момент нет больше телепередач, которые бы позволяли обратиться к органам власти в прямом эфире.
На ГТРК "Карелия" работа с гражданами лучше налажена через радио эфир. Радиопередача прямой связи "Здоровый интерес" впервые вышла в эфир около двух с половиной лет назад. Первый выпуск был посвящен самой актуальной на тот момент теме, так называемой, "монетизации" льгот.
"Интерес за два года не слабеет, а темы по-прежнему выбираются самые "горячие". Непосредственное участие в подготовке и проведении передач принимает Министерство здравоохранения Карелии. Участие в передаче специалистов Минздрава дает возможность радиослушателю, позвонившему в студию, получить на свой вопрос конкретный ответ.
Все вопросы, по словам Татьяны Польковой, фиксируются и прорабатываются работниками министерства после эфира. Без внимания не остается ни одно обращение. Дозвониться в студию во время передачи порой нелегко. Предусмотрено наличие резервных телефонов Минздрава, номера которых сообщают в начале передачи, наряду с номерами телефонов радио. Вопрос, который не вполне соответствует заявленной теме передачи, может быть переадресован дежурному специалисту Минздрава, и человек услышит на него ответ, хоть и не в прямом эфире" . Такая форма работы с гражданами очень полезная и вызывает интерес, особенно, у старшего поколения. Она позволяет снять общественное напряжение, так как направлена на решение социальных проблем. Но подобных передач за последнее время не появляется.
Повлиять на политику компании можно законодательным способом, например, активная группа граждан может инициировать законопроект об обязательном эфирном времени для каждой политической партии, собрав достаточное количество подписей. И такой закон может быть принят, если в ГД будет достаточное количество либерально настроенных депутатов. Такой способ лоббирования будет иметь успех при условии, что в республике будут иметься влиятельные оппозиционные политические силы.
На политику компании могут повлиять очень крупные денежные вложения со стороны неправительственных источников в заказные сюжеты и в журналистов, работающих на ГТРК "Карелия".
На политику компании может повлиять выход на улицы широких масс населения с соответствующими требованиями. Эффект привлечения внимания может дать неплохой результат при работе со средствами массовой информации.
Кроме того, для того, чтобы привлечь внимание к какой-либо общественной проблеме или выразить протест против существующего положения дел, можно использовать различные механизмы действий. Джин Шарп в своей книге "Политика ненасильственных действий" выделяет 198 методов ненасильственных действий, которые разделены на три больших категории: 1. ненасильственный протест и убеждение; 2. отказ от сотрудничества (социального, экономического и политического); 3. ненасильственное вмешательство. Далее будут представлены наиболее подходящие из них для политической ситуации в республике.
Выбор метода должен соотносится с конкретной ситуацией. К методам ненасильственного протеста и убеждения по Джину Шарпу можно отности: 1. Официальные заявления (например, публичные заявления, выступления, письма, групповые петиции); 2. Общение с широкой аудиторией (карикатуры, лозунги, листовки, плакаты и др.); 3. Групповые акции (например, пикетирование); 4. Символические общественные акции (вывешивание флагов, рисование в знак протеста и др.); 5. Давление на отдельных людей ("преследование по пятам" официальных лиц, насмешки над официальными лицами); 6. Театр и музыка; 7. Процессии (марши, парады); 8. Общественные собрания (Митинги); 9. Уход и отказ.
К методам отказа от сотрудничества относятся: 1. Акции потребителей (бойкот оплаты услуг, отказ от уплаты налогов); 2. Символические забастовки (забастовка солидарности и др.) 3. Отказ от поддержки властей (отказ от лояльности властям, отказ в общественной поддержке, литература и речи, призывающие к сопротивлению); 4. Отказ граждан от сотрудничества с правительством (бойкот поддерживаемых правительством организаций и др.); 5. Альтернатива гражданскому повиновению (гражданское неповиновение "несправедливым" законам и др.); 6. Акции правительственного персонала (Блокирование передачи команд и информации);
К методам ненасильственного вмешательства относятся: 1. Психологическое вмешательство (голодовка, ненасильственное психологическое изнурение оппонента); 2. Физическое вмешательство (ненасильственные марши с требованием передачи собственности); 3. Социальное вмешательство (установление новых социальных порядков, блокирование дорог, бесконечное произнесение речей, самодеятельные представления на улице, перегрузка помещений); 4. Экономическое вмешательство (выборочный патронаж над учреждениями); Политическое вмешательство (чрезмерная загрузка административной системы, разоблачение секретных агентов, гражданское неповиновение "нейтральным законам", стремление к заключению в тюрьму, двойной суверенитет и создание параллельного правительства)
Исходя из этих технологий, достаточно организовать активную часть населения города и республики для воздействия не только на государственную телевизионную радиовещательную компанию, но и на органы власти всех уровней.
Таким образом, методов взаимодействия общества с государством и государственными средствами массовой информации существует огромное множество. Большинство из них присутствуют в теории, а на практике в Карелии, либо не используются вообще, либо крайне редко. Например, к методам ненасильственного протеста и убеждения часто приходят активисты коммунистической партии российской федерации, устраивая публичные мероприятия, такие как митинги, пикеты, шествия, демонстрации и т.д. Данный подход показывает свою эффективность уже тем, что об этой партии стало принято говорить в эфире государственной телерадиовещательной компании "Карелия". Для достижения большего результата необходимо, безусловно, использовать разнообразные методы воздействия на государственные органы власти, чиновников государственных СМИ и государственных журналистов.
Подводя итог, необходимо сделать следующие выводы. ВГТРК является в значительной степени коммерческой организацией. А это значит, что одними из основных способов повышения рейтинга компании является освещение неполитических событий или же совершение ярких популистских политических акций, таких как прямой эфир с главой республики или обсуждение наболевшей проблемы с телезрителями или радиослушателями. "Горячая линия" - популистский жест главы республики, что повышает рейтинг компании и увеличивает общественную поддержку власти. Цель - популяризировать партию власти перед выборами в лице главы республики. На данный момент нет больше телепередач, которые бы позволяли обратиться к органам власти в прямом эфире. На ГТРК "Карелия" работа с гражданами лучше налажена через радио эфир. Но подобных передач за последнее время не появляется. Повлиять на политику компании можно через законодательную инициативу граждан. На политику компании могут повлиять очень крупные денежные вложения со стороны неправительственных источников. Повлияет и выход на улицы широких масс населения с соответствующими требованиями. Кроме того, для того, чтобы привлечь внимание к какой-либо общественной проблеме или выразить протест против существующего положения дел, можно использовать различные механизмы действий. Основные группы методов: 1. ненасильственного протеста и убеждения; 2. отказа от сотрудничества; 3. ненасильственного вмешательства.
Таким образом, политические технологи, копирайтеры, спичрайтеры, работающие на органы власти, разрабатывают способы применения приемов манипуляции общественным сознанием и преломляют события государственного значения через призму политического курса Правительства РФ. Рассмотренные технологии манипуляции общественным сознанием, применяемые в республике Карелия, дают представление об истинном предназначении государственной телерадиовещательной компании, как фильтре знания общества о политической реальности.
Но в любом случае не существует безвыходных ситуаций и все в России зависит от граждан страны, их политической грамотности и гражданской активности. Способов выражения ненасильственного протеста придумано предостаточно. Начинать менять политическую реальность надо с информационного ресурса, чтобы иметь возможность гражданам транслировать идеи.
Заключение
Таким образом, подводя итоги работы в целом, можно сделать следующие выводы. Политика ГТРК "Карелия" основывается на правовых обязательствах ВГТРК перед государством. Так выделяется нормативный фактор обязательного эфира, то есть это тот информационный минимум, который государственный канал обязан выдавать в эфир по закону. Фактор правовой двойственности целей компании способствует расширению пространства действия для политических факторов. Правительство РФ является учредителем ВГТРК, то есть прямым начальством для работников канала. Данный фактор можно назвать административно-политическим, где государственные "медийные" чиновники выступают администраторами в Правительстве РФ, проводящими определенный политический курс Президента РФ. Компанию возглавляет генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Глава государства является сильным федеральным политическим фактором, определяющим политику компании.
ГТРК "Карелия" является филиалом ВГТРК и полностью действует в рамках устава ВГТРК. К правовым факторам регионального уровня можно отнести постановления региональных правительств и законодательных собраний. После программы унификации ВГТРК, государственная компания "Карелия" стала больше проводить политику федерального центра, нежели региональных властей. Региональные компании, с одной стороны, не находятся в жесткой оппозиции к местным властям, а с другой - понимают, что, являясь частью крупнейшей федеральной компании, в первую очередь отстаивают федеральные интересы, в том числе и в местных новостях. Для ВГТРК, а, следовательно, и для ГТРК "Карелия" приоритетной целью является информационно-аналитическое обеспечение внутренней и внешней политики Российской Федерации и легитимизация государственной власти всех уровней.
Что касается социальной ответственности государственной компании, то законами и уставом ВГТРК никак не регламентируются обязанности компании отвечать на политические запросы граждан. Компания свободна от населения в правовом отношении.
К факторам влияния на политику ВГТРК и ГТРК "Карелия" со стороны общества и власти можно отнести те факторы, которые влияют в целом на политику государства, а это - социальный фактор (внутренней политики) и международный фактор (внешней политики).
Итак, были выделены следующие факторы: нормативный фактор обязательного эфира, административно-политический фактор, федеральный политический фактор, фактор правовой двойственности целей компании, правовой фактор регионального уровня. В правовом и политическом поле они действуют в совокупности. Данные факторы определяют политическое воздействие государственной компании на общество. Исследование выявило особую роль политических факторов, которые и формируют информационное поле российского общества.
Экономические факторы имеют два основных вектора. С одной стороны, это деньги, получаемые от коммерческой рекламы (коммерческий фактор), а с другой стороны, это средства из федерального бюджета (бюджетный фактор). Региональные отделения, такие как ГТРК "Карелия", большей частью финансируются напрямую ВГТРК, но могут финансироваться из республиканского и местного бюджетов.
Коммерческий фактор играет роль, поскольку через коммерческую рекламу косвенно могут поддерживаться все группы интересов.
Важным фактором, влияющим на политику компании, является фактор собственности: имущество Компании находится в федеральной собственности. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении Компании, а также имущество, приобретенное ею за счет полученной прибыли, являются федеральной собственностью и поступают в хозяйственное ведение Компании.
На деятельность ВГТРК тратятся колоссальные средства из бюджета РФ - около $290 млн. в 2004 году; в 2005 г. - $300,1 млн, а в 2006 г. - $320,8 млн.
ГТРК "Карелия" финансируется напрямую ВГТРК. Руководство карельского филиала заключает договоры о сотрудничестве с Правительством РК и ЗС РК.
"В 2005 году "госзаказ" составил 360 часов информационного вещания. Правительство Карелии готово финансировать из республиканского бюджета - это здоровый образ жизни, спорт, вопросы экономики, туризм, культура, национальная политика. Соответственно между телерадиокомпанией и правительством республики подписан был договор о сотрудничестве. В результате этой работы в бюджет 2005 года попала строка о том, что республика берётся финансировать тематические передачи, для чего выделят 6 миллионов рублей. Сумма эта огромна, если знать, что в прошлом году ГТРК "Карелия" получила финансовую поддержку в размере 200 тысяч бюджетных рублей" .
Кроме того, ГТРК "Карелия" получает средства от различных целевых программ как Правительства РК, так и муниципальных органов власти.
С 2006 по 2011 гг. на финансирование телеэфира уйдет немало средств, что отразится на политике ГТРК "Карелия" и, соответственно, на политике Правительства РК в области национальной и гражданско-просветительской политики.
Все выше изложенные факторы определяют политику ВГТРК, ГТРК "Карелия", а также способы ее реализации через механизмы воздействия на общество.
Данные механизмы (в т.ч., манипулятивного характера) рассматривались в рамках анализа содержания телеэфира ГТРК "Карелия".
В целом, 23 апреля в эфире телеканала не прозвучало никакой критики в адрес властей. Встреча коммунистов была подана, как внутренне корпоративное мероприятие, не носящее социально-политического значения. Новостной выпуск 24 апреля носит полностью лояльный властям характер.
Были выявлены некоторые способы манипуляции. Информация давалась потребителю в определенных пропорциях, создавая таким образом видимость плюрализма мнений и диалога. Подавалась заведомо упрощенная информация, подогнанная под уже сложившиеся стереотипы. Популяризировалась государственная символика, тем самым укрепляя идеологически российскую государственность. События привязаны к федеральной политике центра, а именно к национальным проектам. Имело место апелляция к первоначальному значению свастики, которое в начале 20 века не несло негативной нагрузки фашизма. Новости носили особый окрас в преддверии выборов в ГД.
Новости разделяют проблему на части, чтобы субъект восприятия не смог проследить логические переходы, целостно осмыслить и проанализировать проблему. Долго повторяются одни и те же утверждения (показывающие власть в положительном свете), чтобы рано или поздно человек через подсознание смирился с ними. События искусственно превращают в сенсацию, преувеличивая их значимость, что дает возможность скрыть другую информацию, о которой публика не должна знать или чтобы прекратить затянувшийся психоз или скандал.
Интерес общества в разносторонней информации не реализуется. Граждане получают рекламный ролик органов власти за счет налогов.
ВГТРК является в значительной степени коммерческой организацией. А это значит, что одними из основных способов повышения рейтинга компании является освещение неполитических событий или же совершение ярких популистских политических акций, таких как прямой эфир с главой республики или обсуждение наболевшей проблемы с телезрителями или радиослушателями. "Горячая линия" - популистский жест главы республики, что повышает рейтинг компании и увеличивает общественную поддержку власти. Цель - популяризировать партию власти перед выборами в лице главы республики. На данный момент нет больше телепередач, которые бы позволяли обратиться к органам власти в прямом эфире. На ГТРК "Карелия" работа с гражданами лучше налажена через радио эфир. Но подобных передач за последнее время не появляется. Повлиять на политику компании можно через законодательную инициативу граждан. На политику компании могут повлиять очень крупные денежные вложения со стороны неправительственных источников. Повлияет и выход на улицы широких масс населения с соответствующими требованиями. Кроме того, для того, чтобы привлечь внимание к какой-либо общественной проблеме или выразить протест против существующего положения дел, можно использовать различные механизмы действий. Основные группы методов: 1. ненасильственного протеста и убеждения; 2. отказа от сотрудничества; 3. ненасильственного вмешательства.
Таким образом, политические технологи, копирайтеры, спичрайтеры, работающие на органы власти, разрабатывают способы применения приемов манипуляции общественным сознанием и преломляют события государственного значения через призму политического курса Правительства РФ. Рассмотренные технологии манипуляции общественным сознанием, применяемые в республике Карелия, дают представление об истинном предназначении государственной телерадиовещательной компании, как фильтре знания общества о политической реальности.
С одной стороны, в процесс общения человека можно внедрить слух, через СМИ подавать любую информацию, навязать псевдонаучную литературу и создать определенный опыт, столкнув человека с обстоятельствами искусственно созданной ситуации. С другой стороны, как известно, средства массовой информации уже давно не могут напрямую навязать человеку ту или иную идею, заставить поступить так или иначе - понятно, что СМИ делают это не напрямую, а скрыто, так, что обычный человек может не замечать чужую волю, давящую на подсознание. Но, тем не менее, сегодня большинство взрослых людей не доверяют или, по крайней мере, скептически относятся к телевидению, радио, газетам и т.д. У обывателя сложилось по этому поводу вполне обоснованное опасение. Пытаясь не попасть в ловушку манипуляции, он либо отвергает всю сомнительную информацию, полученную из СМИ, либо пытается ее анализировать. Но человек не может все отрицать и всегда скептически сомневаться, он так устроен, что ему необходимо во что-нибудь или в кого-нибудь верить, так складываются установки поведения. Считая себя вполне разумным, в соответствии со здравым смыслом, перед тем, как чему-либо довериться, он обрабатывает полученную информацию и анализирует ее, но не на уровне специалиста, а на бытовом уровне "человека-массы". Здесь нельзя говорить о какой бы то ни было объективности. Не занимаясь проблемой научно, человек часто становиться манипулируемым объектом со стороны специалистов психологов и "пиарщиков", которые в первую очередь воздействуют на подсознание с помощью давно уже созданных и динамично развивающихся сегодня технологий манипуляции массами.
СМИ не только формируют сознание, влияют на поведение, направляют культуру, но управляют, можно сказать, правят людьми. Часто СМИ называют четвертой ветвью власти. Суть манипуляции заключается в том, чтобы не давать зрителю, читателю или слушателю определенную идею ради только того, чтобы он узнал факт, теперь необходимо человеку дать стимул, который вызовет соответствующую реакцию в виде действий, чувств, порывов. Это хорошо заметно на примере рекламы, которая вызывает желание попробовать или купить.
Это, безусловно, относится к ВГТРК и, в частности, к ГТРК "Карелия", которые в полной мере используют правовую свободу, приводя в реальность интересы Правительства РФ и других органов власти в России под лозунгом "укрепления государственности в России".
Но в любом случае не существует безвыходных ситуаций и все в России зависит от граждан страны, их политической грамотности и гражданской активности. Способов выражения ненасильственного протеста придумано предостаточно. Данная курсовая работа конкретные механизмы воздействия общества на государственную телерадиовещательную компанию. Для того, чтобы изменить политическую реальность, необходимо, прежде всего, изменить информационное поле.
Список источников и литературы
1. Бахтуридзе З. Манипуляция массами в политическом процессе:[Электронный ресурс]/ Бахтуридзе З.- Электрон. ст.- Режим доступа к ст.: http://vapp.ru/docs.massmani/
2. Варшавчик С. 300 миллионов долларов за государственную точку зрения: [Электронный ресурс]// http://www.ng.ru/economics/2005-11-07/1_300m.html
3. Долгошеева Е. Интервью с генеральным директором ГТК "Телеканал Россия" А. Златопольским: [Электронный ресурс] // http://www.rutv.ru/rnews.html?id=119334&cid=35&d=0
4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием:[Электронный ресурс]/Кара-Мурза С. Г..- Электрон. ст.- Режим доступа к ст.: http://www.kara-murza.ru/books/manipul11.htm#hdr_15
5. Качкаева А. Смотрим телевизор Радио "Свобода": [Электронный ресурс] / http://www.svoboda.org/programs/tv/2005/tv.070405.asp
6. Сайт ГТРК Россия Карелия "Вести - Карелия". 25.04.2007 г. [Электронный ресурс] / http://petrozavodsk.rfn.ru/region/rissue.html?id=761&rid=463
7. Сайт ГТРК "Карелия" Общая информация: [Электронный ресурс] / http://tv.karelia.ru/common.shtml
8. Сайт ГТРК Россия Карелия "Вести - Карелия": [Электронный ресурс] / http://petrozavodsk.rfn.ru/region/rissue.html?id=755&rid=463
9. Цыганков А. По волнам как по миру: [Электронный ресурс] // http://www.politika-karelia.ru/cgi-bin/articles_print.cgi?id=649
10. Шарп Джин Политика ненасильственных действий, 1973: [Электронный ресурс] // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/198_Met.php
11. Закон РК о бюджете РК на 2007 год от 07.12.2006 г. : [Электронный ресурс]/ информационно-правовая база "KODEKS".
12. Закон РК о внесении изменений в закон "о бюджете РК на 2007 год" от 06.02.2007 г., Постановление Правительства РФ о ВГТРК от 24.02.2004 г., ФЗ о СМИ от 27.12.1991 г. (с изменениями на 16 октября 2006 г.) : [Электронный ресурс]/ информационно-правовая база "KODEKS".
13. Конституция РФ от 12.12.1993 г.: [Электронный ресурс]/ информационно-правовая база "KODEKS".
14. Постановление ЗС РК о Соглашении об информационном сотрудничестве ЗС РК и ГТРК "Карелия" от 27.06.2002 г. : [Электронный ресурс]/ информационно-правовая база "KODEKS".
15. Устав федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телерадиовещательная компания" : [Электронный ресурс]/ информационно-правовая база "KODEKS".
16. ФЗ О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации от 15.12.1994 г. (с изменениями на 16 октября 2006 г.) : [Электронный ресурс]/ информационно-правовая база "KODEKS".
Приложения
Приложение 1.
В свет вышли "Источники света"
"Журналист, поэт и, как многие считают, "просто хороший человек" Андрей Фарутин выпустил свою первую книгу стихов "Источники света". По признанию автора, она писалась всю жизнь. Первое стихотворение он написал еще на школьной скамье в 1973-м. Последнее датировано 2006-м.
- Вся моя взрослая жизнь, практически, отражена здесь - в тех источниках света, которые мне встречались на пути: в зорях Родины, в близких звездах-друзьях, в кострах страстей, в факелах поисков, и, в конечном счете, в вере, как в том источнике света, к которому мы все должны стремиться, - так объяснил выбор названия автор.
В свет книга вышла под псевдонимом: Андрей Фарт. На презентацию пришли поэты, писатели, коллеги-журналисты. Кто-то уже успел прочитать книгу, кому-то ее вручили лишь на творческом перфомансе.
- Искренность, теплота, доброта, исключительная порядочность… и… постоянная необходимость… иметь друзей, - таким видит Андрея Фарутина его друг Александр Байер.
- Книжка - это маленькая иллюзия бессмертия для каждого поэта, и для издательства - тоже, - чуть более поэтичен главный редактор журнала "Север" Яна Жемойтелите.
Свет в душе человека и свет в конце тоннеля, свет солнца и свет веры, надежды и любви. У каждого человека свой жизненный источник. И каждый его по-своему хранит" .
Приложение 2
Муезерский район отчитался о ходе реализации национальных проектов.
"Очередное заседание контрольной группы по вопросам реализации приоритетных национальных проектов прошло во вторник, 24 апреля, у главного федерального инспектора по Республике Карелия Валентина Шмыкова. Об итогах выполнения национальных проектов отчитывался глава администрации Муезерского муниципального района Александр Коряковский.
Приобретено медицинское оборудование, проведена диспансеризация и своевременная вакцинация, в школах поощряют лучших учителей: все это - первые итоги реализации приоритетных национальных проектов "Образование", "Здоровье", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и " Развитие агропромышленного комплекса" в Муезерском районе Карелии.
- Мы получаем очень много инициатив снизу, от директоров школ, от коллективов школьных, от лечебных учреждений, по реализации, и много предложений, как этот процесс обновить, - пояснил глава администрации Муезерского муниципального района Александр Коряковский.
Нерешенных проблем все же еще много, признает глава администрации. В районе не хватает специалистов, особенно врачей и учителей. Молодежь вынуждена покидать родные места, уезжая в поисках работы и жилья в города.
- В классах проводили мы в ряде районов… знаете, десятиклассники отвечают: хотят жить там, хотят работать, хотят вернуться, после того, как закончат то или иное учебное заведение… или получат квалификацию по рабочей профессии, - поправил главу района главный федеральный инспектор по Республике Карелия Валентин Шмыков.
Особое замечание прозвучало в адрес развития АПК в районе.
- Нестыковка идет… по цифрам. В министерстве сельского хозяйства, у вас, и так далее. Обратите на это внимание. То ли цифры завышенные, то ли цифры у кого-то заниженные, но стыковка должна быть, - указал главный федеральный инспектор по Республике Карелия.
Премьер-министр Правительства Республики Карелия Павел Чернов, заслушав доклад о выполнении национальных проектов в Муезерском муниципальном районе, подчеркнул, что выполнение программных мероприятий достигнуто благодаря региональной и республиканской поддержке. А следовало бы больше проявлять самостоятельности на муниципальном уровне.
- Вас и так направили. Поставили на ноги. Сделали очень многое. Поэтому надо смелее входить и работать, - посоветовал премьер.
В работе заседания приняли участие представители аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова. Выводы о выполнении приоритетных национальных проектов в районах республики Карелия будут сделаны позднее" .
Приложение 3
"В таком случае… я начну блазонировать"
"Передвижная выставка "Государственная символика России и Карелии" открылась во вторник, 24 апреля, в Карельском филиале Северо-Западной Академии государственной службы.
Выставку представляет Карельский государственный краеведческий музей в рамках проекта "История государственной символики России и Карелии".
Герб, флаг и гимн - три государственных символа. С течением времени они менялись, и эти изменения отражены на выставке. От самых древних геральдических символов - карельского медведя и российского орла - до современных гербов Республики Карелия и Российской Федерации. Посетители увидят имперского орла со скипетром и державой. Орла Временного правительства с древним солярным знаком - свастикой, которая в начале 20 века еще не несла негативной нагрузки фашизма. И современного российского орла на красном щите - символе советского прошлого. На стенде рассказывается о том, где можно размещать государственные символы, и кто их создатель.
Передвижная выставка до 1 июня будет размещаться в Карельском филиале Северо-Западной Академии государственной службы, на лето вернется в здание Краеведческого музея, а с 1 сентября будет ездить по петрозаводским школам" .
Приложение 4
15 миллионов рублей выделят на реализацию программы "Школьное молоко"
"По предложению Всероссийской политической партии "Единая Россия", в Российской Федерации начинает работать программа "Школьное молоко".
На совещании в правительстве Карелии глава республики Сергей Катанандов подчеркнул: главная цель программы - защитить здоровье детей. И первым шагом в ее реализации станут ежедневные поставки молока для учеников начальных классов. Глава Карелии отметил, что в проблемных районах с низким уровнем доходов молочные продукты будут получать все школьники без исключения. А для детей, имеющих медицинские противопоказания, Сергей Катанандов предложил заменить молоко на морсы и соки, обогащенные витаминами.
Кроме того, глава республики лично продегустировал продукцию карельских молокозаводов. До конца 2007 года на финансирование программы "Школьное молоко" будет потрачено около 15 миллионов рублей из республиканского бюджета. Если этой суммы будет недостаточно, деньги на молоко и соки будут выделяться из Резервного Фонда Главы Карелии, заявил Сергей Катанандов" .
|
|
© 2005—2007 КРО
ММОБО "Молодёжная правозащитная группа"
Электронная
почта yhrg#sampo.ru |
|