Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: СОГЛАСОВАННОСТЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ (НА МАТЕРИАЛАХ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2007 ГОДА)


Введение. 3
Глава I. Компоненты знаний, проверяемых в демоверсии теста ЕГЭ по обществознанию 7
§1. Определение соответствия содержания проверяемых знаний требованиям к тесту ЕГЭ 7
§2. Определение соответствия объема проверяемых знаний требованиям к тесту ЕГЭ 16
Глава II. Проверяемые умения в демоверсии теста ЕГЭ по обществознанию 22
§1. Определение соответствия содержания проверяемых умений требованиям к тесту ЕГЭ 22
§2. Определение соответствия объема проверяемых умений требованиям к тесту ЕГЭ 30
Заключение. 36
Список литературы 39

Введение
Данная выпускная квалификационная работа направлена на изучение контрольных измерительных материалов, определяющих содержание и объем заданий демоверсии теста единого государственного экзамена (ЕГЭ), проверяющих знания и умения школьника. Необходимо досконально изучить непосредственно саму демоверсию теста, поскольку исследование будет интересовать согласованность отдельных элементов контрольных измерительных материалов: демонстрационная версия единого экзамена, спецификация и кодификатор. Главной целью будет определить соотношение объема и содержания вопросов, представленных для проверки знаний и умений в демоверсии, с кодификатором и спецификацией.
Назначение ЕГЭ в том, чтобы оценить уровень общеобразовательной подготовки по предмету с целью итоговой аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и их зачисления в высшие и средние специальные учебные заведения. Экзамен по обществознанию - это один из экзаменов, которые выпускники школ сдают по выбору.
"Одним из направлений модернизации российского школьного образования является введение государственных стандартов общего образования, освоение современных технологий проверки результатов обучения и их оценивания на основе независимой государственной экспертизы" .
"Из года в год ЕГЭ по обществознанию расширяется как территориально, так и по количеству включающихся в него выпускников. В 2006 году в экзамене участвовали 85 592 выпускника из 52 регионов (в 2005 году - 65358 выпускников из 40 регионов). Для сравнения: в 2004 году экзамен по обществознанию проводился в 27 регионах Российской Федерации, в нем участвовало 60392 выпускника. В 2003 году экзамен проводился в 17 регионах, в нем участвовало 33633 выпускника, в 2002 г. - в 4-х регионах экзамен сдавало 3384 выпускника. По числу участников экзамена обществознание продолжает находиться в числе массовых предметов, уступая среди предметов по выбору, как и в 2005 году, только физике" .
Содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ определялось на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19.05.1998 г. № 1236) и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56). А также Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.). Цель данной работы - проанализировать проверяемые знания и умения в демоверсии теста Единого Государственного Экзамена по обществознанию 2007 года на согласованность со спецификацией и кодификатором 2007 года.
К задачам работы относятся
1. Определить уровень соответствия содержания проверяемых знаний требованиям к демоверсии теста ЕГЭ 2. Определить уровень соответствия объема проверяемых знаний требованиям к демоверсии теста ЕГЭ 3. Определить уровень соответствия содержания проверяемых умений требованиям к демоверсии теста ЕГЭ 4. Определить уровень соответствия объема проверяемых умений требованиям к демоверсии теста ЕГЭ Объектом исследования является государственное тестирование ЕГЭ
Предметом исследования является объем и содержание проверяемых знаний и умений в контрольных измерительных материалах.
При подготовке и написании данной работы использовались общенаучные и специальные методы исследования. Важную роль в изучении данной темы играют принципы сравнительного, количественного и качественного анализа. Среди общенаучных методов широко применялись методы логического анализа, аналогии и сравнения, индукции и дедукции и др. Из специальных методов выбор сделан в пользу контент-анализа тестов единого государственного экзамена. Применяется метод визуализации с использованием в работе таблиц и диаграмм. Источниковая база
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19 мая 1998 № 1236).
2) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ МО от 30 июня 1999 № 56).
3) Программа вступительных экзаменов по обществоведению (Примерные программы вступительных испытаний в высшие учебные заведения Российской Федерации. - М.: Минобразования РФ, 2000). 4) Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.)
5) Демонстрационная версия теста ЕГЭ по обществознанию за 2007 г.
В экзаменационную работу включаются только те содержательные элементы обществоведческого курса, которые отражены как в обязательных минимумах содержания 1998-1999 годов, так и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта 2004 года.
6) Спецификация экзаменационной работы по обществознанию для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений 2007 г.
"…В спецификации, которая вывешена в Интернете дается обобщенный план работы, указываются обобщенные позиции кодификатора по темам для каждого задания" . 7) Кодификатор элементов содержания по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2007 г.
Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к Приказам Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г. и № 56 от 30.06.1999 г.).
Кодификатор 2007 года рассматривается как переходный, т.к. в нем зафиксирована преемственность между положениями минимума содержания обществоведческой подготовки 1998 и 1999гг. и новым пакетом нормативных документов по предмету 2004 года.
Литература
Методическое письмо "Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании обществознания в средней школе" . Письмо подготовлено членами федеральной предметной комиссии по обществознанию к. п. н. Е.Л.Рутковской и д. п. н. А.Ю. Лазебниковой на основе аналитического отчета "Результаты единого государственного экзамена 2006 года", размещенного на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).
Степень разработанности проблемы выражается в исследованиях специалистов, публикующих свои разработки. К таким исследователям можно отнести Боголюбова Л.Н., Рутковскую Е.Л., Лазебникову А.Ю., Брандт М.Ю., Городецкую, Ковалеву Г., Дружинину Т.А., Хлебникова В. Часть их работ опубликована в журналах, часть размещена в Интернете, часть работ - это учебники и пособия по обществознанию.
Существуют официальные сайты, на которых можно найти информацию по проблеме единого государственного экзамена по обществознанию и государственных стандартах к нему. Это: http://ege.edu.ru, http://www.fipi.ru, http://ege.ru/, http://edu.ru/. На них можно найти такие документы, как: Единый государственный экзамен. Демонстрационный вариант 2007 ; Кодификатор элементов содержания по обществознания для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2007 года ; Спецификация экзаменационной работы по обществознанию единого государственного экзамена 2007 г. и другие.
Статьи исследователей опубликованы в журналах "Народное образование", "Преподавание истории и обществознания в школе" и в других. В работе использованы статьи Ковалевой Г. , Лазебниковой А.Ю. , Брандт М.Ю. , Дружининой Т.А. , Хлебникова В.
Структура
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Во введении формулируется актуальность, проблематика, цели, задачи, объект, предмет, план и структура исследования, а также приводится описание источников литературы.
В первой главе исследуются проверка знаний в содержании теста ЕГЭ.
Во второй главе рассматривается проверка умений в ЕГЭ.
В Заключении подводятся итоги проведенному исследованию и делаются общие выводы.

Глава I. Компоненты знаний, проверяемых в демоверсии теста ЕГЭ по обществознанию
§1. Определение соответствия содержания проверяемых знаний требованиям к тесту ЕГЭ
В первой части теста (А) проверяются знания и умения ученика, но акцент делается именно на проверку знаний. В первом параграфе будут найдены несоответствия демоверсии теста предъявляемым государственным требованиям.
В демоверсии ЕГЭ 2007 г. согласно плану экзаменационной работы ЕГЭ 2007 года по обществознанию по теме "Общество. Духовная жизнь общества" представлены вопросы: А1, А2, А3, А4, А5. Вопрос А1 должен раскрывать элементы содержания: "Общество как система; общество и природа; взаимосвязь сфер общества" по спецификатору и кодификатору. В демонстрационной версии теста ЕГЭ 2007 года первый вопрос предлагает выбрать отличительную черту общества от природы и в качестве вариантов ответа дает: "общество является системой", "общество находится в развитии", "общество выступает в качестве творца культуры" и "общество развивается по собственным законам". Так демоверсия теста проверяет знания темы "Общество как система", "Общество и природа", но не проверяет знания темы "Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества" , как заявлено в кодификаторе.

Вопрос А2 должен проверять следующие элементы содержания: "Проблема общественного прогресса и многообразие путей и форм общественного развития" . В вопросе предлагается выбрать признак традиционного общества. Даются следующие варианты ответа: развитое фабричное производство, создание основного продукта в сельском хозяйстве, завершение промышленного переворота, высокоразвитая инфраструктура .
Заявленные проверяемые элементы содержания полностью совпадают с вопросом в тесте демоверсии ЕГЭ.
Вопрос А3 по спецификатору должен проверять знания о культуре; искусстве; науке, образовании и самообразовании; религии как феномене культуры; морали. В тесте даются признаки понятия ("все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты" ) и нужно выбрать подходящее понятие из предложенных: культура, мировоззрение, экономика, история. В данном случае затрагивается элемент культуры, но не представлены элементы науки, искусства, образования и самообразования, религии и морали, что не соответствует требованиям спецификации и кодификации. Вопрос А4 должен проверять элементы разделов кодификатора: "общество", "духовная жизнь общества", при чем они должны быть обращены к социальным реалиям. В вопросе предлагается выбрать функцию науки на примере разработки новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения. Варианты ответа: познавательная, прогностическая, объяснительная, социальная. В данном случае реализуется обращенность к социальным реалиям и затрагивается элемент науки. Вопрос не затрагивает следующие элементы: "Общество как динамичная система", "Общество и природа", "Общество и культура", "Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества", "Важнейшие институты общества", "Многообразие путей и форм общественного развития", "Проблема общественного прогресса", "Целостность современного мира, его противоречия", "Глобальные проблемы человечества"; "Культура и духовная жизнь", "Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура", "Средства массовой информации", "Искусство, его формы, основные направления", "Образование и самообразование", "Религия как феномен культуры", "Мораль, ее категории" .
Вопрос А5 должен по спецификатору проверять те же элементы содержания, что и вопрос А4, то есть раздел "Общество. Духовная жизнь общества", но задание теперь должно быть на анализ двух суждений. Задания на выбор из двух суждений на экзамене по обществознанию "…включены в первую часть экзаменационной работы (часть А). Однако в отличие от других заданий этой части они относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Это не случайно, поскольку речь в данном случае идет не об оперировании понятиями, а о работе с более сложной логической единицей - суждением. Изучая в курсе тему "Познавательная деятельность" школьники узнали, что суждение (высказывание) представляет собой связь понятий; в нем утверждается или отрицается что-либо. Учитывая задачу подготовки к единому экзамену, учитель может расширить знания школьников в этой области логики. В частности, обратить внимание на разделение суждений на простые и сложные" .
В задании А5 первое суждение "рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества" является простым, поскольку его нельзя разделить на два суждения. Второе суждение "финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества", также является простым. Кроме того, оба суждения являются сравнимыми, поскольку это "суждения, имеющие общий предмет рассмотрения" . В суждениях рассматривается влияние финансирования на связь сфер общества. Рассматриваемый элемент "Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества" является частью двух заявленных в спецификаторе разделов кодификатора: "Общество" и "Духовная жизнь общества". Оставшиеся не представленные в вопросе элементы: "Общество как динамичная система", "Общество и природа", "Общество и культура", "Важнейшие институты общества", "Многообразие путей и форм общественного развития", "Проблема общественного прогресса", "Целостность современного мира, его противоречия", "Глобальные проблемы человечества"; "Культура и духовная жизнь", "Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура", "Средства массовой информации", "Искусство, его формы, основные направления", "Наука", "Образование и самообразование", "Религия как феномен культуры", "Мораль, ее категории" .
По теме "Человек. Познание человеком мира" должны быть представлены следующие вопросы: А6, А7, А8, А9, А10.
Вопрос А6 должен проверять такие элементы содержания, как "истина; многообразие форм знания; научное познание; науки о человеке и обществе" . Вопрос теста предлагает выделить основу для следующих наук: психология, этика, эстетика, социология, и определить для которой из них основным вопросом является соотношение понятий добра и зла. В целом, предложенный вопрос теста полностью включает в себя элементы кодификатора. А7 должен соответствовать элементам содержания "человек, как продукт эволюции; потребности и способности". Тест ЕГЭ в данном случае предлагает выбрать отличительную способность человека из предложенных: действовать сообща с себе подобными, видеть цель своих действий, обучать потомство, защищаться от опасности. Такой вариант полностью соответствует предъявляемым требованиям государственных стандартов.
А8 предполагает "деятельность; личность, ее социализация и воспитание". В демоверсии теста 2007 года предлагается подобрать характеристику (обобщение свойств предмета) к одному из видов деятельности: материально-производственной, социально-преобразовательной, духовно-практической, духовно-теоретической. Здесь элемент социализации и воспитания личности не представлен, а рассматривается только деятельность. А9 охватывает два раздела кодификатора "Человек", "Познание" и должен быть обращен к социальным реалиям. В демоверсии теста предлагается выделить субъекта в специально созданной ситуации, где земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Даются варианты субъектов: земля, техника, обрабатываемая культура, земледелец. Из двух разделов кодификатора вопрос проверяет знания школьника по следующим элементам содержания: "Научное познание", "Науки о человеке и обществе", где изучается субъект-объектное познание и умение отличать субъект от объекта, цель от средства, выделять предмет. Остальные элементы (не представленные вопросом) затрагивают другую проблематику: "Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции", "Бытие человека", "Потребности и способности человека", "Деятельность человека, ее основные виды", "Деятельность и творчество", "Цель и смысл жизни человека", "Самореализация", "Личность, ее социализация и воспитание", "Внутренний мир человека", "Сознательное и бессознательное", "Самопознание", "Поведение", "Свобода и ответственность личности", "Познание мира", "Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное", "Истина и ее критерии", "Многообразие форм человеческого знания", "Социальное и гуманитарное знание" . А10 - вопрос повышенной сложности на анализ двух сопоставимых суждений по разделам "человек" и "познание". В первом суждении утверждается, что относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира, во втором - относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. Оба суждения верны и соответствуют элементу кодификатора "Истина и ее критерии". По разделу кодификатора "Экономическая сфера жизни общества" представлены следующие вопросы: А11, А12, А13, А14, А15.
Вопрос А11 проверяет знания на темы: "Экономика: наука и хозяйство", "Экономическое содержание собственности", что довольно полно представлено в тесте демоверсии, в котором необходимо выбрать последствие монополизма в экономике. Вариантами ответа представлены: "препятствует развитию конкурентного рынка, стимулирует научно-технический прогресс, способствует рациональному использованию ресурсов, устраняет социальное неравенство" . А12 должен проверять "Экономические системы" и "Многообразие рынков". В тесте ЕГЭ вопрос рассматривает элемент только "многообразия рынков", но не затрагивает "экономические системы". В нем необходимо выбрать то, на что направлена антимонопольная политика государства, и даются такие варианты ответа: "сохранение конкурентной среды, ликвидацию крупных компаний, обеспечение равного уровня жизни населения, сокращение государственного долга" . А13 - "Государственный бюджет", "Экономика потребителя" и "Экономика производителя". В тесте предлагается выбрать функцию государства в рыночной экономике из следующих вариантов: "регулирование обмена, определение объема денежной массы, обеспечение связи производителей и потребителей, ценообразование". Вопрос не затрагивает элемент "государственного бюджета", но проверяет знания на тему экономики потребителя и производителя. А14 должен охватывать весь раздел "Экономическая сфера жизни общества". Вопрос должен быть обращен к социальным реалиям. В тесте они присутствуют: "социально-экономические преобразования в России увеличили спрос на переквалификацию и переподготовку специалистов для новых рыночных структур". Требуется определить функционирование, какого из рынков здесь представлено из: "информации, труда, товаров, капиталов" . Так вопрос проверяет знания лишь по элементам "многообразие рынков" и "Россия в условиях рыночной экономики". Остальные элементы содержания раздела "Экономическая сфера жизни общества" не находят отражения в вопросе.
А15 предполагает анализ суждений по разделу "Экономическая сфера жизни общества". Суждение "разделение труда приводит к росту взаимозависимости производителей" и суждение "конкуренция способствует устранению разделения труда" затрагивают элементы: "Экономика производителя", "Многообразие рынков". По разделу "Социальные отношения" представлены следующие вопросы: А16, А17, А18, А19, А20. Вопрос А16 рассматривает четыре элемента: "многообразие социальных групп"; "молодежь как социальная группа"; "этнические общности"; "социальный конфликт и пути его разрешения". Тест в данном случае предлагает выбрать признак горожан как социальной общности из представленных: "политический, территориальный, профессиональный, социально-классовый". При разработке теста затронут лишь один элемент - "многообразие социальных групп". А17 - "Социальные нормы"; "Отклоняющееся поведение"; "Социальный контроль и самоконтроль". В тесте - выбрать отличие правовых норм от других социальных норм из вариантов: "обеспечиваются силой общественного мнения, обеспечиваются силой государственного принуждения, поддерживаются моральным сознанием, осваиваются в процессе социализации". Так, представлены "социальные нормы" и "социальный контроль и самоконтроль". "Отклоняющееся поведение" в вопросе ЕГЭ не затронуто. А18 - "Семья"; "Тенденции развития семьи"; "Межнациональные отношения"; "Национальная политика". В демоверсии теста необходимо выбрать отличительную функцию семьи. Предлагаются следующие варианты: воспитательная, репродуктивная, эмоционально-психологическая, социально-статусная. Здесь представлен лишь первый элемент - "семья". А19 - задание на обращение к социальным реалиям должно по спецификации рассматривать следующие элементы: "социальный статус"; "социальные роли"; "неравенство и социальная стратификация"; "социальная мобильность". В тесте представлены результаты социологического исследования Левада-Центра в виде диаграммы на тему общественного мнения по проблеме забастовок в России. Необходимо сделать вывод по диаграмме и выбрать его из представленного списка. В вопросе реализуется обращение к социальным реалиям, но не представлен ни один из заявленных элементов. Хотя был затронут элемент раздела "Социальные отношения" "Социальный конфликт и пути его разрешения". А20 - задание на анализ двух суждений по разделу "Социальные отношения". В тесте даны два сравнимых суждения о признаках патриархальной семьи: "женщина экономически зависит от мужчины" и "домашние обязанности четко разделены между мужем и женой" . Данный вопрос проверяет следующие элементы содержания знаний школьника: "Социальные отношения и взаимодействия", "Семья как социальный институт и малая группа", "Тенденции развития семьи", "Социальные роли", "Неравенство и социальная стратификация", "Социальные нормы".
В разделе "Политика" представлены следующие вопросы: А21, А22, А23, А24, А25. Вопрос А21 рассматривает элементы содержания политической власти; политической системы; признаки, функции, формы государства; государственный аппарат. В тесте даются признаки понятия (верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике) и надо выбрать подходящее (политический режим, форма правления, форма административного устройства, государственный суверенитет). Вопрос отражает все заявленные элементы, кроме "политической системы". А22 - "Выборы"; "избирательные системы"; "политические партии"; "политическая идеология". В тесте представлены признаки идеологии, необходимо выбрать подходящую. Исходя из этого, можно сделать заключение о том, что вопрос проверяет элемент "политическая идеология". А23 - "Политические режимы"; "основные черты гражданского общества"; "правовое государство". В вопросе теста предлагается найти отличительные признаки правового государства. Даются следующие варианты: "наличие армии и полиции; разделение и независимость ветвей власти; деятельность по поддержанию общественного порядка; суверенитет государства" . В данном случае рассматривается лишь элемент "правовое государство". А24 - задание на обращение к социальным реалиям по всему разделу "Политика". Вопрос предлагает выбрать дополнительный признак унитарного государства. Учитываются следующие элементы содержания: "Политическая система", "Признаки, функции, формы государства", "Правовое государство". А25 - Задание на анализ двух суждений по всему разделу "Политика". Первое суждение: "термины "монархия" и "республика" обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти", второе: "термины "федерация" и "конфедерация" обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан". Проверяются следующие элементы: "Власть, ее происхождение и виды"; "Признаки, функции, формы государства"; "Политические режимы"; "Политическая система"; "Правовое государство". По разделу "Право" представлены следующие вопросы: А26, А27, А28, А29, А30. А26 - "Право в системе социальных норм"; "Конституция в иерархии нормативных актов"; "Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации" . Вопрос о том, кто принял Конституцию РФ. Затрагивается только элемент "Конституция в иерархии нормативных актов". А27 - "Правоотношения"; "правонарушения"; "юридическая ответственность и ее виды"; "правоохранительные органы". В вопросе предлагается выбрать из перечня дисциплинарный проступок. Проверяются элементы: "Правоотношения" и "правонарушения".
А28 - "Основы конституционного строя"; "федерация, ее субъекты"; "ветви власти"; "права человека"; "международное гуманитарное право". В вопросе теста затрагивается острый вопрос прав народов в Российской Федерации. Это затрагивает элементы: "Основы конституционного строя"; "федерация, ее субъекты"; "права человека"; "международное гуманитарное право". А29 - задание на обращение к социальным реалиям по всему разделу "Право". Реализуемая реалия в вопросе: "Администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин". Вопрос: "нормы какого права станут основой для разбирательства иска гражданина С. в суде?" . Проверяемые элементы: "Право в системе социальных норм"; "Правоотношения"; "Правонарушения"; "Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации". А30 - задание повышенной сложности на анализ двух суждений по всему разделу "Право". В вопросе даны два суждения о понятии международного права. Проверяемые элементы: "Международные документы по правам человека"; "Международное гуманитарное право". Таким образом, были проанализированы первые 30 вопросов демоверсии теста ЕГЭ 2007 года на содержательное соответствие государственным стандартам. Из всех рассмотренных элементов демоверсии теста соответствуют стандарту следующие: "общество как система", "общество и природа", "проблема общественного прогресса и многообразие путей и форм общественного развития", "культура", "наука", "взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества"; "истина", "многообразие форм знания", "научное познание", "науки о человеке и обществе", "человек, как продукт эволюции", "потребности и способности", "деятельность", "научное познание", "науки о человеке и обществе", "истина и ее критерии"; "экономика: наука и хозяйство", "экономическое содержание собственности", "многообразия рынков", "экономика потребителя", "экономика производителя", "многообразие рынков", "Россия в условиях рыночной экономики", "экономика производителя", "многообразие рынков"; "многообразие социальных групп", "социальные нормы" и "социальный контроль и самоконтроль", "социальный конфликт и пути его разрешения", "социальные отношения и взаимодействия", "семья как социальный институт и малая группа", "тенденции развития семьи", "социальные роли", "неравенство и социальная стратификация", "социальные нормы"; "политическая власть", "признаки, функции, формы государства"; "государственный аппарат", "политическая идеология", "правовое государство", "политическая система", "признаки, функции, формы государства", правовое государство", "власть, ее происхождение и виды", "политические режимы"; "правовое государство"; "конституция в иерархии нормативных актов", "правоотношения", "правонарушения", "основы конституционного строя", "федерация, ее субъекты", "права человека", "международное гуманитарное право", "право в системе социальных норм", "основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации", "международные документы по правам человека", "международное гуманитарное право". Вопросы, которые должны учитывать социальные реалии, полностью их учитывают. Вопросы на анализ двух суждений полностью присутствуют. Для того, чтобы делать дальнейшие выводы, необходимо проанализировать объем соответствия и несоответствия.
§2. Определение соответствия объема проверяемых знаний требованиям к тесту ЕГЭ
По плану экзаменационной работы ЕГЭ 2007 года по обществознанию в спецификации по теме "Общество. Духовная жизнь общества" представлены вопросы: А1, А2, А3, А4, А5. Вопрос А1 должен раскрывать 3 элемента содержания. В тесте проверяются лишь 2 элемента. Вопрос А2 должен раскрыть 2 элемента. В тесте тоже 2. А3 должен раскрыть 6, а затрагивает - 1. А4 должен - 17, в действительности - 1. Но выполняет требование соответствия социальным реалиям. А5 должен - 17, в тесте - 1. Вопрос на анализ двух суждений
По теме "Человек. Познание человеком мира" должны быть представлены следующие вопросы: А6, А7, А8, А9, А10.
А6 по спецификации - 4, в демоверсии - 4. А7 должен раскрыть - 2, в тесте - 2. А8 предполагает 2, в тесте - 1.
А9 охватывает 20, в демоверсии - 2. Но выполняет требование соответствия социальным реалиям. А10 должен - 20, в тесте - 1. Соответствует требованию анализа двух суждений.
По разделу кодификатора "Экономическая сфера жизни общества" представлены следующие вопросы: А11, А12, А13, А14, А15. Вопрос А11 должен раскрывать 2 элемента содержания. И в тесте проверяются 2 элемента. Вопрос А12 должен раскрыть 2 элемента. В тесте - 1. А13 должен раскрыть 3, а затрагивает - 2. А14 должен - 21, в действительности - 2. Но выполняет требование соответствия социальным реалиям. А15 должен - 21, в тесте - 2. Вопрос на анализ двух суждений
По разделу "Социальные отношения" представлены следующие вопросы: А16, А17, А18, А19, А20. А16 рассматривает четыре элемента. При разработке теста затронут лишь один элемент. А17 должен - 3, в тесте - 2. А18 - 4, в демоверсии теста - 1.
А19 должен по спецификации рассматривать 4 элемента, но в тесте не представлен ни один из заявленных элементов. Хотя был затронут 1 элемент раздела "Социальные отношения" А20 должен по спецификации рассматривать 17 элементов, но в тесте - 6. В разделе "Политика" представлены следующие вопросы: А21, А22, А23, А24, А25. А21 должен рассмотреть 4 элемента содержания проверяемого знания, а в тесте представлено 3 элемента. А22 заявлен в спецификации по 3 элементам, в тесте представлен один. По 23 вопросу в спецификации заявлено 3 элемента, в тесте представлен 1 элемент проверяемого знания. По 24 заданию в спецификации заявлено 13 элементов, в тесте дается 3 элемента. Соответствует требованию соответствия социальным реалиям. По 25 вопросу заявлено тоже 13 элементов, в демоверсии ЕГЭ проверяются 5 элементов. Задание повышенной сложности на анализ двух суждений.
По разделу "Право" представлены следующие вопросы: А26, А27, А28, А29, А30. По вопросу А26 заявлено три элемента, в тесте - один элемент. По вопросу А27 заявлено 4 элемента, в тесте -2 элемента проверяются. По вопросу А28 заявлено 5 элементов, в тесте - 4 элемента. По вопросу А29 заявлено 20 элементов, в тесте - 4 элемент. Задание на обращение к социальным реалиям По вопросу А30 заявлено 20 элементов, в тесте - 2 элемента. Задание повышенной сложности на анализ двух суждений.
Таким образом, было проведено сравнительное исследование соответствия содержания и объема проверяемых знаний первой части демоверсии теста единого государственного экзамена государственным образовательным стандартам. Они соответствуют минимуму содержания 1998 и 1999 годов с изменениями государственных стандартов 2004 года, представленных в спецификации экзаменационной работы по обществознанию ЕГЭ 2007 года и в кодификаторе элементов содержания 2007 года. В первом параграфе было выделены содержательные элементы, соответствующие стандартам. Вопросы, которые должны учитывать социальные реалии, полностью их учитывают. Вопросы на анализ двух суждений полностью присутствуют.
Во втором параграфе вычислен объем соответствия и несоответствия. Полностью соответствуют спецификации и кодификатору 4 вопроса из 30 вопросов части "А". А это около 11%. В целом картина соответствия объема содержания стандартам видна на диаграмме "Соответствие вопросов демоверсии теста по части "А" заявленным требованиям в спецификации".
На диаграмме видны периодические особо яркие несоответствия двух вопросов заявленным требованиям спецификаций. Дело в том, что данные вопросы должны отражать элементы всего раздела и имеют особые требования. Вопрос, обычно стоящий вначале, должен учитывать социальные реалии, а второй вопрос обладает повышенной сложностью и должен быть направлен на анализ двух суждений. Поэтому довольно сложно вместить в один вопрос проверку знаний всего раздела. Всего в плане экзаменационной работы в спецификации было заявлено 262 элемента из них только лишь 62 нашли реально отражение в демонстрационной версии теста ЕГЭ. В процентном соотношении только 23,7 % требований государственных стандартов выполнено в демоверсии теста ЕГЭ по проверяемому объему содержания знаний.
На круговой диаграмме ярко выражена картина неучета всех требований по проверке знаний в демоверсии теста ЕГЭ. Данный вариант теста не проверит весь содержательный курс обществознания, пройденный школьниками в полной средней школе. Из этого можно сделать вывод о том, что при подготовке к выпускному государственному экзамену по обществознанию далеко не достаточно проработать демонстрационный вариант теста ЕГЭ, так как он затрагивает содержание курса обществознания только на 23,7%. Поэтому необходимо при подготовке повторять и другие темы курса, заявленные в стандарте. "…Предметные комиссии так планируют разработку контрольных измерительных материалов, чтобы за определенное время, например, за 2-3 часа, все возможные для проверки элементы содержания образования по данному предмету были включены в экзаменационные работы. Таким образом, экзаменуемым выдаются отличающиеся варианты, и это, безусловно, ограничивает возможности использовать ЕГЭ для мониторинга качества образования" . Следовательно, реальные тесты (не демоверсии) могут иметь больший охват объема содержания проверяемых знаний. Нужно быть к этому готовым.
Глава II. Проверяемые умения в демоверсии теста ЕГЭ по обществознанию
§1. Определение соответствия содержания проверяемых умений требованиям к тесту ЕГЭ Необходимо заметить, что первоначально тесты единого государственного экзамена по обществознанию не проверяли умения, а проверяли только энциклопедические знания школьников, что не является верным. Дружинина Т.А. в статье "К вопросу о едином государственном экзамене" так высказывается по данной проблеме: "Если вначале они [тестовые задания - ред.] в основном сводились к выбору правильного ответа (вар. А) и краткому описанию ответа (вариант В), то теперь имеются задания, в которых необходимо сопоставить события, показать их историческую или смысловую последовательность, определить по извлечениям из документов, научных публикаций, о чем или о ком идет речь, кому принадлежит то или иное высказывание" . Проверка умений школьников поможет наиболее объективно выявить уровень образовательной подготовки тестируемых.
Отбор заданий второй и третьей частей по каждому варианту работы определяется проверяемыми ими умениями. В этой связи на одних и тех же позициях в различных вариантах находятся задания одного уровня сложности, на одни и те же или сходные умения, проверяемые на различных элементах содержания. Вместе с тем, в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий второй и третьей частей, что в совокупности они представляют все базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и полной средней школы (философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение). Во второй части экзаменационной работы представлено шесть вопросов. В число заданий с развернутым ответом (третья часть работы) входят: 1) семь заданий, четыре из которых объединены в составное задание с фрагментом текста. В каждом варианте работы эти задания представляют любые четыре из шести базовых наук обществоведческого курса (философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение); 2) альтернативное задание, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний. Каждая тема-высказывание соотносится с одной из шести базовых наук (философией, экономикой, социологией, политологией, социальной психологией, правоведением). Умения проверяются вопросами групп А, В и С. Группы вопросов В и С проверяют исключительно умения, в отличие от вопросов группы А, где проверяются содержание знания и умения. Проверяемые умения части "А" демоверсии теста ЕГЭ. Умения распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, проверяются следующими вопросами: А1, А2, А3, А6, А7, А8, А11, А12, А13, А16, А17, А18, А21, А22, А23, А26, А27, А28. вопрос Проверка умения распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия. А1 Предлагается выбрать характеристику общества, отличающую его от природы А2 Предлагается выбрать отличительный признак традиционного общества. Сравниваются признаки различных типов обществ.
А3 Проверяется умение распознать понятие культуры по признакам, сопоставляя их с понятиями экономики, мировоззрения, истории.
А6 В задании предлагается выбрать признак "добро и зло" для одной из наук. Проверяется умение сравнивать науки.
А7 Сравниваются понятия человек и животное, а также определять их отличительные признаки А8 Проверяется умение определить вид деятельности в сравнении с другими. А11 Проверяется знание понятия "монополизм" и сравниваются его признаки. А12 Понятие - антимонопольная политика государства, сравниваются признаки, определяющие сущность понятия А13 Проверяется умение распознавать сущность государства и умение сравнивать его функции А16 Понятие - социальная общность на примере такой общности, как горожане, умение сравнивать признаки понятия.
А17 Проверяется умение распознать правовые нормы, сравнивая их с другими социальными нормами А18 Проверяется умение распознавать признаки семьи, сравнивать ее функции А21 Проверяется умение распознавать признаки суверенитета государства, сравнивать их с другими понятиями А22 Проверяется умение распознавать признаки идеологии, сравнивать ее с другими видами идеологий А23 Отличительные признаки правового государства в сравнении с признаками других понятий А26 Проверяется умение определять признак конституции России, сравнивая его с признаками других понятий А27 Отличительные признаки дисциплинарного проступка, сравнение с другими видами проступков А28 Проверяется умение определять признаки понятия "право", сравнивать виды. Исходя из проанализированного по каждому заданию умения, можно сделать вывод, что проверяемое умение школьников в демоверсии теста полностью соответствует заявленному требованию в спецификации. Данное заключение наглядно показано в таблице "Проверка умения распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия". Умение соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими, проверяются вопросами теста ЕГЭ: А4, А9, А14, А19, А24, А29. Это задания на обращения к социальным реалиям. вопрос Проверка умения соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими А4 В демоверсии теста ЕГЭ представлена реалия - "защита жилища человека от несанкционированного вторжения" А9 В демоверсии теста ЕГЭ представлена реалия - "земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники"
А14 Реалия - "социально-экономические преобразования в России увеличили спрос на переквалификацию и переподготовку специалистов для новых рыночных структур" А19 Реалия - "Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в Российской Федерации, проводил социологический опрос на тему: "Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?" (Опрос 2004 г., 1600 человек). Полученные результаты отражены в диаграмме". А24 Реалия - "Государство А. имеет единую внешнюю границу и валютную систему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что государство А. - унитарное?". А29 Реалия - "администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин" Данные составленной таблицы подтверждают полное соответствие вопросов демоверсии теста ЕГЭ 2007 года проверяемому умению школьников по спецификации. Умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук проверяется вопросами: А5, А10, А15, А20, А25, А30. Все вопросы соответствуют требованиям. вопрос Проверка умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук А5 Проверяется умение оценивать два суждения. Первое - "Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества" и второе - "Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества" А10 Проверяется умение оценивать два суждения. Первое - "Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира" и второе - "Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека" А15 Проверяется умение оценивать два суждения. Первое - "Разделение труда приводит к росту взаимозависимости производителей" и второе -" Конкуренция способствует устранению разделения труда" А20 Проверяется умение оценивать два суждения. Первое - "Женщина экономически зависит от мужчины" и второе -"Домашние обязанности четко разделены между мужем и женой" А25 Проверяется умение оценивать два суждения. Первое - "Термины "монархия" и "республика" обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти" и второе -" Термины "федерация" и "конфедерация" обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан" А30 Проверяется умение оценивать два суждения. Первое - "Международное право - это совокупность юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами" и второе -" Международное право - это совокупность юридических норм, регулирующих правовое положение, вопросы внутреннего управления какого-либо государства, его взаимоотношения с иными субъектами" Таким образом, обнаруживается полное соответствие требованию спецификации о проверке умения оценивать два суждения. Умение анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма), должно проявляться в вопросах: А14 (не соответствует тесту ЕГЭ), А19 (представлена диаграмма), А24 (не соответствует тесту ЕГЭ). Вопрос Проверка умения анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма) А14 Информация не представлена в знаковых системах (схемах, таблицах, диаграммах). Вопрос проверяет лишь умение сравнивать суждения А19 Представлена диаграмма об отношении населения к форме социального протеста - забастовке. А24 Информация не представлена в знаковых системах (схемах, таблицах, диаграммах). Представлена проверка умения соотносить знания с реалиями Как видно из таблицы, по данному проверяемому умению не соответствуют вопросы А14 и А24. Проверяемые умения части "В" демоверсии теста ЕГЭ. Умение анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма), должно проявляться в вопросе В1 (представлена схема). В схеме необходимо определить форму государственного устройства по признакам. Задание соответствует требованию стандарта. Умение распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее проверяется вопросом В2. Вопрос предлагает школьнику исключить лишний признак понятия из списка. Такой вопрос удовлетворяет требование спецификации. Умение устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями проверяется вопросом В3. В задании необходимо установить соответствие между различными значениями понятия "экономика" и их существенными признаками. Умение применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка проверяется вопросом В4. По заданию необходимо найти в приведенном списке проявления, отражающие социальную природу человека. Умение различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы проверяется вопросом В5. В вопросе предлагается отделить в предложенном тексте факты от суждений. Умение называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия проверяется вопросом В6. Школьнику предлагается текст с пропусками, куда необходимо вставить подходящие слова. Проверяемые умения демоверсии теста в части "В" полностью соответствуют спецификации. Проверяемые умения части "С" демоверсии теста ЕГЭ. Умение перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.д. проверяется вопросом С5. В тесте нужно составить два предложения, содержащих информацию о многопартийной системе. Такой вариант соответствует проверяемому умению. Умение раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций проверяется вопросом С6. "Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира". Умение применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества проверяется вопросом С7. "Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг. по таблице" Умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических) проверяется вопросами: С1, С2, С3, С4.
Вопрос Проверка умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических) С1 "Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П. А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?" С2 Дано следующее задание: "Назовите два указанных автором обстоятельства, при которых образование выступает важным "социальным лифтом". Объясните любое из этих обстоятельств" С3 "Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания курса и факты общественной жизни три примера маргинальности". С4 "В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления этой стороны". Умение формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам проверяется вопросом С8. Дается альтернативное задание. Необходимо выбрать 1 из предложенных высказываний и изложить свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Из диаграммы видно, что по спецификатору только три вопроса должны проверять по два умения, но два не соответствуют заявляемым требованиям стандарта. Таким образом, по проверке умений тест ЕГЭ совпадает с требованием спецификации практически полностью. §2. Определение соответствия объема проверяемых умений требованиям к тесту ЕГЭ По стандарту и в тесте ЕГЭ каждым вопросом проверяется одно, в единичных случаях два, умения. Часть "А".
Умения распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, проверяются 18 вопросами. Вопросы соответствуют требованиям государственных стандартов. Умение соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими, проверяются 6 вопросами теста ЕГЭ. Вопросы соответствуют требованиям государственных стандартов. Умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук проверяется 6 вопросами. Все вопросы соответствуют требованиям. Умение анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма), должно проявляться в вопросах: А14 (не соответствует тесту ЕГЭ), А19 (представлена диаграмма), А24 (не соответствует тесту ЕГЭ).
Часть "В". Умение анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма), должно проявляться в вопросе В1 (представлена схема). В схеме необходимо определить форму государственного устройства по признакам. Задание соответствует требованию стандарта. Умение распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее проверяется 1 вопросом. Вопрос соответствует государственным требованиям. Умение устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями проверяется 1 вопросом. Вопрос соответствует государственным требованиям. Умение применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка проверяется 1 вопросом. Вопрос соответствует государственным требованиям. Умение различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы проверяется 1 вопросом. Вопрос соответствует государственным требованиям. Умение называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия проверяется 1 вопросом. Вопрос соответствует государственным требованиям.
Часть "С". Умение перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.д. проверяется 1 вопросом. Вопрос соответствует государственным требованиям. Умение раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций проверяется 1 вопросом. Вопрос соответствует государственным требованиям. Умение применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества проверяется 1 вопросом. Вопрос соответствует государственным требованиям. Умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических) проверяется 4 вопросами. Вопросы соответствуют требованиям государственных стандартов. Умение формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам проверяется 1 вопросом. Вопрос соответствует государственным требованиям.
Количество вопросов, проверяющих то или иное умение, наглядно отражено в диаграмме "Количество вопросов, проверяющих определенное умение".
Таким образом, тест проверяет 14 умений ученика. По спецификатору три вопроса должны проверять по два умения, но этому требованию соответствует один из них. То есть лишь один вопрос теста проверяет два умения (это вопрос А19).
Заключение
Таким образом, было проведено исследование соответствия содержания и объема проверяемых знаний демоверсии теста единого государственного экзамена государственным образовательным стандартам, соответствующим минимуму содержания 1998 и 1999 годов с изменениями государственных стандартов 2004 года, представленным в спецификации экзаменационной работы по обществознанию ЕГЭ 2007 года и в кодификаторе элементов содержания 2007 года. В первом параграфе были выделены содержательные элементы, соответствующие стандартам. Из всех рассмотренных элементов демоверсии теста соответствуют стандарту следующие: "общество как система", "общество и природа", "проблема общественного прогресса и многообразие путей и форм общественного развития", "культура", "наука", "взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества"; "истина", "многообразие форм знания", "научное познание", "науки о человеке и обществе", "человек, как продукт эволюции", "потребности и способности", "деятельность", "научное познание", "науки о человеке и обществе", "истина и ее критерии"; "экономика: наука и хозяйство", "экономическое содержание собственности", "многообразия рынков", "экономика потребителя", "экономика производителя", "многообразие рынков", "Россия в условиях рыночной экономики", "экономика производителя", "многообразие рынков"; "многообразие социальных групп", "социальные нормы" и "социальный контроль и самоконтроль", "социальный конфликт и пути его разрешения", "социальные отношения и взаимодействия", "семья как социальный институт и малая группа", "тенденции развития семьи", "социальные роли", "неравенство и социальная стратификация", "социальные нормы"; "политическая власть", "признаки, функции, формы государства"; "государственный аппарат", "политическая идеология", "правовое государство", "политическая система", "признаки, функции, формы государства", правовое государство", "власть, ее происхождение и виды", "политические режимы"; "правовое государство"; "конституция в иерархии нормативных актов", "правоотношения", "правонарушения", "основы конституционного строя", "федерация, ее субъекты", "права человека", "международное гуманитарное право", "право в системе социальных норм", "основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации", "международные документы по правам человека", "международное гуманитарное право". Вопросы, которые должны учитывать социальные реалии, полностью их учитывают. Вопросы на анализ двух суждений полностью присутствуют. Во втором параграфе вычислен объем соответствия и несоответствия. Полностью соответствуют спецификации и кодификатору 4 вопроса из 30 вопросов части "А". А это около 11%.
Всего в плане экзаменационной работы в спецификации было заявлено 262 элемента из них только лишь 62 нашли реально отражение в демонстрационной версии теста ЕГЭ. В процентном соотношении только 23,7 % требований государственных стандартов выполнено в демоверсии теста ЕГЭ по проверяемому объему содержания знаний.
Тест-демоверсия проверяет 14 умений ученика. По спецификатору три вопроса должны проверять по два умения, но этому требованию соответствует один из них. То есть лишь один вопрос теста проверяет два умения (это вопрос А19). Из диаграммы видно, что по спецификатору только три вопроса должны проверять по два умения, но 2 не соответствуют заявляемым требованиям стандарта. Таким образом, по проверке умений тест ЕГЭ совпадает с требованием спецификации практически полностью.
"Контрольные измерительные материалы представляют собой нормативно ориентированные тесты, которые хороши для отбора наиболее подготовленных поступающих в вузы. Для итоговой аттестации материалы ЕГЭ, строго говоря, не пригодны" . Несоответствие предъявляемому объему по проверяемым знаниям гораздо выше, чем по умениям, поскольку в школьной программе преподается в основном теоретический материал, а на умения остается мало времени. Таким образом, демоверсия теста единого государственного экзамена 2007 года проверяет знания ученика на 23% из материала всего курса обществознания, представленного в обязательном минимуме кодификатора. И на 99% соответствия стандартам тест проверяет умения ученика. Итак, остается добавить, что не представленная проверка знаний в демоверсии ЕГЭ, может оказаться представленной в реальных тестах на экзамене в 2007 году.
Список литературы
1. Дружинина Т.А. К вопросу о едином государственном экзамене / Т.А. Дружинина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 7.
2. Ковалева Г. Можно ли использовать результаты ЕГЭ для мониторинга качества образования / Г. Ковалева // Народное образование. - 2006 г. - №9
3. Лазебникова А.Ю. Задания на выбор из двух суждений на экзамене по обществознанию / А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 5
4. Рутковская Е.Л. Методическое письмо "Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании обществознания в средней школе" / Е.Л.Рутковская и А.Ю. Лазебникова: [Электронный ресурс] / http://www.fipi.ru/binaries/478/obsh.doc
5. Хлебников В. Как нам реорганизовать ЕГЭ? / В. Хлебников // Народное образование. - 2006 г. - №7. 6. Единый государственный экзамен. Демонстрационный вариант 2007: [Электронный ресурс] / http://www.fipi.ru/binaries/390/ob%20dem.doc
7. Кодификатор элементов содержания по обществознания для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2007 года: [Электронный ресурс] / http://www.fipi.ru/view/sections/157/docs/245.html
8. Спецификация экзаменационной работы по обществознанию единого государственного экзамена 2007 г.: [Электронный ресурс] / http://www.fipi.ru/view/sections/157/docs/247.html

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz